Научная статья на тему 'Из истории университета год за годом. Военное лихолетье (1941 — 1945)'

Из истории университета год за годом. Военное лихолетье (1941 — 1945) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории университета год за годом. Военное лихолетье (1941 — 1945)»

требующие, по его мнению, немедленного решения: учет потенциального морфологического запаса эрзя-мордовского языка, его классификация; установление словоизменительных парадигм и их морфологическая детализация. Ученый теоретически осветил морфологию эрзянского языка, определил основной его морфологический костяк, развернул и детализировал эрзянские словоизменительные ряды, показал суммарную картину

именных и глагольных словоизменительных форм. Этот доклад и сегодня остается источником фундаментальных сведений о морфологическом строе эрзянского языка, способным вызвать движение научной мысли в новых направлениях.

К работам А. П. Рябова, посвященным проблеме создания норм эрзянского литературного языка, можно отнести его доклады на второй и третьей научных языковых конференциях по терминологии и освоению интернациональной терминологии в эрзянском и мокшанском языках. Основное направление терминологической деятельности А. П. Рябова, несмотря на пуристические тенденции, сводилось к тому, чтобы сделать эрзянский литературный язык простым и доступным для всех слоев населения.

Вслед за М. Е. Евсевьевым, Д. В. Буб-рихом, Ф. Ф. Советкиным А. П. Рябов большое внимание уделял вопросам изучения эрзянских говоров и выбора диалектной базы эрзянского литературного языка. Он был участником первой лингвистической экспедиции, организованной в 1927 г. Академией наук СССР под руководством Д. В. Бубриха, провел немалую работу по изучению эрзянских говоров и

диалектов, выявлению диалектной основы эрзянского литературного языка.

Становление и развитие мордовских литературных языков, зарождение методической науки в республике тесно связаны с именем А. П. Рябова. В своих работах он всегда исходил из того, что мордовские языки имеют черты, свойственные языкам народов финно-угорской группы. В 30-е годы этого было достаточно, чтобы навлечь на себя обвинение в «панфиннизме». В 1937 г. А. П. Рябов, первый мордовский профессор-лингвист, был арестован, а 23 мая 1938 г., в один день с

братом, Владимиром Павловичем, журналистом и переводчиком, расстрелян. Решением Военной коллегии

Верховного Суда СССР в 1956 г. Анатолий Павлович реабилитирован.

Завершая краткий очерк о профессоре-лингвисте А. П. Рябове, не могу не привести слова, сказанные им в одном из выступлений на научной конференции: «Нам выпала счастливая доля и высокая честь работать над построением эрзя-мордовского и мок-ша-мордовского литературного здания... Мы участвуем при постройке здания национальной по форме, социалистической по содержанию культуры, мы живем и работаем в небывалую и неповторимую по своей грандиозности эпоху». В этих словах выражен смысл жизни талантливого фин-но-угроведа и педагога.

Сегодня работы А, П. Рябова становятся достоянием отечественной финно-угорской науки. Иначе не могло и быть. По существу, жизнь А. П. Рябова — это жизнь целого поколения финно-угроведов, со всеми трагическими особенностями и признаками того времени.

ИЗ ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА

ГОД ЗА ГОДОМ. ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ (1941 — 1945)

22 июня 1991 года исполняется 50 лет со дня начала Великой Отечественной войны советского народа про-

тив фашистской Германии, В отражение агрессии и приближение Победы в мае 1945 года определенный вклад

внес коллектив Мордовского государственного педагогического института имени А. И. Полежаева.

1941 год. 22 июня после передачи по радио сообщения о нападении гитлеровской Германии на нашу Родину в Мордовском пединституте состоялся многолюдный митинг. Перед собравшимися выступили директор института Н. Ф. Волков, заместитель по заочному обучению М. Н. Шатунов, лаборантка М. С. Деменко. Выступавшие призвали всех к выполнению патриотического долга перед Родиной.

18 июля вышло постановление Совнаркома МАССР об освобождении помещения пединститута к 30 июля и передаче его Наркомздраву МАССР- Институт был переведен в город Темников. По этому вопросу в тот же день получена правительственная телеграмма из Москвы. 25 июля СНК МАССР вынес постановление о слиянии Темни-ковского, Мордовского педагогического и учительского институтов и объединении их под единым руководством дирекции Мордовского государственного педагогического института. В конце августа пединститут перебазировался на новое место. Четыре факультета разместились в двух зданиях: физико-математический и естественный — в учительском институте, а исторический и литературный — в сельскохозяйственном техникуме. Занятия начались 1 сентября. Студентов числилось 391 человек. Обучение было платное. На 11 кафедрах работал 41 преподаватель, из которых 10 имели ученые степени и звания.

22 октября проведено партийно-комсомольское собрание. С докладом «О задачах коллектива института в военное время» выступил декан исторического факультета М. Г. Сафаргалиев. Докладчик и выступавшие П. В. Ромадин, Е. П. Иванова, В. А. Козюченко, Л, Ф. Самохин, А. М. Фиошина, М. В. Дорожкин говорили о жестких условиях учебы, быстрейшей перестройке работы на военный лад, укреплении дисциплины, повышении организованности.

В учебные планы больше включалось часов по военной подготовке и физкультуре, изучению оружия, санитарного дела, противохимической обороне. Однако в работе возникали большие трудности в связи с уходом на фронт преподавателей, студентов и сотрудников. Нередко в учебных группах оставалось по семь-десять человек. В октябре был призван в армию директор института Н. Ф. Волков. С декабря в должность директора вступил П. В. Ромадин — заведующий кафедрой физики.

В ноябре досрочно произведен выпуск студентов четвертых курсов всех специальностей в количестве 93 человек. Преподаватели Л. Ф. Самохин (историк) и В. Ю. Бурьян (математик) защитили кандидатские диссертации, над докторской работал доцент М. Г. Сафаргалиев. Исследовательскую работу вели преподаватели А. Н. Калашникова, П. И. Новиков, А. В. Осос-ков, Н. М. Барабошин, М. И. Пигин, В. А. Козюченко, А. Г. Воробьев.

Коллектив института оказывал посильную помощь фронту. Ежемесячно отчислялось более тысячи рублей в фонд обороны, собирались теплые вещи для бойцов, на постройку танковой колонны внесено 3 750 рублей, на сумму 21 750 рублей проведена подписка на денежно-вещевую лотерею.

1942 год. В начале января введено обучение студентов сельскохозяйственным специальностям: трактористов, штурвальных комбайнов, плугарей, сеяльщиков. С 15 января по 5 февраля

проведена зимняя экзаменационная сессия, а уже с 6 февраля начались занятия. На 10 февраля числилось 234 студента. Преподаватель С. И. Кустков вел психологию, А. Я. Кокови.н — историю Древнего мира, Е. П Иванова — историю средних веков, В. А. Козюченко — новую историю, Н. М. Барабошин — аналитическую геометрию, В. Ю. Бурьян — высшую алгебру, профессор А. Г Воробьев — начертательную геометрию и физику, Г. Г. Тимофеев — методику математики, Я. Ф.

у

Ьорщин — физику, М. А. Петракеев — русскую литературу, А. А. Амнуэль — старославянский язык и историю русского языка, В. В. Трубицын — методику русского языка, А. М. Бихтер — литературу , Я. М. Попов — анатомию и морфологию растений.

С 20 мая по 1 июня проведена летняя экзаменационная сессия. Из института выпущено 210 специалистов, из них 24 мордовской национальности. На 15 июля в институте оставалось 102 студента. Вуз перешел на трехлетний срок обучения.

Военная тематика была основным ¡направлением научных исследований. Так, кафедра литературы работала над темой «Советская поэзия в период Великой Отечественной войны», кафедра педагогики разрабатывала тему «Моральный облик советского воина». Профессор А. Г. Воробьев изучал движение дирижабля и подводных лодок при заданных движениях рулей. Разрабатывались и местные проблемы. .Доцент П. И. Новиков исследовал тему «Рыбное хозяйство Мордовской АССР», старший преподаватель И. Д. Воронин, проходя службу в Москве, защитил кандидатскую диссертацию о творчестве поэта А. И. Полежаева.

В институте занимались военной подготовкой, спортом. Проводились политзанятия, беседы, встречи, читались лекции о Великой Отечественной вой-<не, боевых действиях Красной Армии на фронтах. Большое значение имели вечера-концерты, организованные с «целью сбора средств в фонд обороны. С интересной программой выступал институтский хор и оркестр народных инструментов под управлением Л. И. Воинова.

В летний прием в вуз зачислено 450 человек, но к началу учебного года явилось только 325 студентов, в том числе 15 мужчин и 310 женщин. В период обучения часть из них ушла в ар-мию, только с заочного отделения убыло 216 человек. Сокращался и штат преподавателей. В действующую ар-мию призваны А. А. Арсюткин, Н. Ф. Вольное, Н. И. Васильев, У. А. Конкин, П. HL Кабаев, И. В. Хайдуков, М. И. Му-

ратов, В. А. Тихов, Я. М. Попов, И. Ф. Егоров, А. П. Жарков и другие. Коллектив продолжал работать в трудных условиях войны. В вузе имелись два общежития на 110 мест, автомашина, три лошади. Библиотека насчитывала 28 тысяч томов книг, читальный зал был рассчитан на 50 — 60 человек. Стоимость оборудования оценивалась в 61 тысячу рублей.

1943 год. По результатам экзаменационной сессии успеваемость за первое полугодие составила 77,8 %. Стипендиатов было 57 человек, из них 32 отличника. Программа снова переведена на четырехлетний срок обучения. Деканом исторического факультета работал доцент М. Г. Сафаргалиев, он же был секретарем партбюро института; литературного — старший преподаватель М. А. Петракеев; физико-математического — доцент Н. М. Барабошин; естественного — доцент Ф. С. Стэфкин. Функционировали десять кафедр, которыми руководили: В. А. Козючен-ко — кафедрой основ марксизма-ленинизма, А. В. Ососков — педагогики, Л. М. Кессель — иностранных языков, П. И. Новиков — зоологии, М. И. Пи-гин — русского и мордовских языков и др. Особенно важное значение приобрела кафедра военно-физкультур-ной подготовки под руководством Ф. В. Тарасова. Преподаватель физкультуры К. А. Реброва организовала комсомольско-профсоюзные кроссы, работу трех физкультурных секций и секцию спортивного общества «Учитель».

Некоторые студенты получали стипендии имени А. И. Полежаева, ЦК ВЛКСМ, имени В. В. Маяковского. Важную роль играл агитколлектив в составе 30 человек. Его участниками проводились беседы, политзанятия, лекции в институте и среди местного населения. Темы выступлений: «Организаторская работа партии в тылу и на фронте», «Антигитлеровская коалиция», «Текущий момент и наши задачи», «Второй военный заем», «Задачи и роль молодежи в Великой Отечественной войне». Собирались подарки для бойцов дей-

ствующей армии и раненых, вносились деньги на постройку танковой колонны и самолетов. До мая 1943 года с облигациями внутреннего займа в Госбанк сдано 76 тысяч рублей.

1944 год. До конца учебного года МГПИ оставался в Темникове, размещаясь в двух учебных корпусах и четырех общежитиях. Стоимость оборудования составляла 76 тысяч рублей. В библиотеке насчитывалось 36 892 тома книг, журнальный фонд имел 2 311 экземпляров, числилось 479 читателей. На 15 июля в стенах вуза оставался 451 студент. Действовало четыре факультета, десять кафедр. Педагогическая практика проводилась в Темнико-ве.

В институте трудились 45 преподавателей. Ученые вели научную работу:

A. В. Ососков и К. А. Котков — по теме «Народное образование в Мордовии за годы Советской власти», М. Г. Сафаргалиев — «Борьба мордовского народа против татарского ига», Ф. М. Брескина — «Фашизм — враг культуры», М. И. Пигин — «Результаты промысловых ихтиологических исследований», Н. П. Виноградова — «Сортоиспытания сахарной свеклы в Темников-ском районе», Я. Ф. Борщин — «Методика изложения теории увеличения оптических приборов». Преподаватели

B. А. Козюченко и М. И. Пигин подготовили к защите кандидатские диссертации, а доцент Н. М. Барабошин — докторскую.

Коллектив продолжал оказывать помощь фронту: собирались деньги на приобретение теплых вещей для бойцов, семей военнослужащих, проведена подписка на военный заем на сумму 150163 рубля, выделены 5 тысяч рублей на комсомольский детский дом в Гомельской области и 1 500 рублей в помощь студентам — инвалидам Великой Отечественной войны.

В течение года преподаватели и студенты продолжали убывать на фронт. После освобождения от немецко-фа-шистских захватчиков западных районов страны в те места выехали В. С. Бахрам-Заде (в Одесский пединститут), Л. Ф. Самохин (в Орловский пед-

институт), В. Ю. Бурьян уехал в докторантуру, отозваны в Ленинград В„ В„ Трубицын, в Витебск — Л. С. Калец-кий. В июле закончился учебный год. Институт выпустил 73 специалиста, шесть выпускников получили дипломы с отличием. В конце учебного года МГПИ и Темниковский учительский институт были разделены.

В связи со свертыванием военного госпиталя правительство РСФСР дело разрешение МГПИ возвратиться в столицу республики. В начале вуз разместился в здании педагогического училища на улице Гражданской (ныне проспект им. В. И. Ленина, где размещен машиностроительный техникум), а через некоторое время он перешея в свое здание на улице Большевистской.

1945 год. По-прежнему действовали четыре факультета в педагогическом институте и три — в учительском, которым заведовала заместитель директора пединститута Е. С. Лисицына. На заочном отделении контингент студентов превышал тысячу человек. На факультетах функционировали 14 кафедр. Восстановлены три кафедрьг (истории СССР, физики и ботаники), ликвидированные в начале войны из-за отсутствия кадров, а также создана новая кафедра — мордовских языков: и литературы под руководством кандидата филологических наук М. Н. Ко-ляденкова.

Декан исторического факультета М. Г Сафаргалиев заканчивал работу над докторской диссертацией «Распад Золотой Орды», а заведующий кафедрой русского языка М. И. Пигин защитил кандидатскую диссертацию по теме «Залоги в эрзя-мордовском языке».

Педагогическая практика студентов III и IV курсов проходила в Саранске: в мужской средней школе № 9, в женской средней школе № 1, в школах

№ 12 и 14.

В конце учебного года в педагогическом и учительском институтах . насчитывалось 528 студентов, из них мужчин было 21 человек, женщин — 507?

русских — 456, мордвы — 63, несколько человек других национальностей. В 1945 году институт окончили 43 специалиста: десять историков, десять литераторов и языковедов, четырнадцать естественников, девять математиков и физиков. Все выпускники направлены в школы Мордовии.

На первый курс нового 1945/46 учебного года принято 270 студентов: л\ордвы — 130, русских — 128, татар — 12 человек.

В военный период пединститут работал в труднейших условиях. Всему коллективу приходилось приспосабливаться к суровому быту. Тем не менее за четыре военных года МГПИ выпустил свыше 500 специалистов по всем формам обучения.

Часть участников Великой Отечественной войны после демобилизации вернулись в институт и приступили к -прежней работе — Б. В. Маков, А. А. Арсюткин, И. Ф. Егоров, Н. И. Васильев, В. А. Тихов, А. Я. Коковин, У. А.

Конкин, А. А. Савицкий, И. Д. Воронин и другие. Однако 40 посланцев вуза навсегда остались на полях сражений. На территории вуза установлен памятник, увековечивший их память. На стеле высечены имена К. А. Апрят-кина, М. С. Артюшина, В. П. Астафьева, И. П. Букина, А. В. Буренина, Н. А. Во-дясова, В. М. Высоцкого, Н. А. Горячева, А. И. Егорова, М. И. Егорова, П. Д. Еремина, И. Н. Захватаева, А. И. Зем-скова, М. 3. Ивлиева, П. Н. Кабаава, И. В. Калинина, Б. К. Карпова, В. Г. Конюхова, А. П. Кочетова, А. В. Ковшова, Н. А. Куликова, С. М. Кузенкова, П. А. Купцова, Г. П. Курина, В. Ф. Лисенко-ва, Д. В. Моторкина, Б. П. Милованова, М. И. Муратова, С. И. Мягкова, И. Е. Мякинькова, А. А. Попова, В. Ф. Постнова, П. Ф. Родионова, В. И. Романова, Ю. Д. Соболева, В. И. Стегалкина, М. М. Токарева, И. В. Хайдукова, И. Ф. Чепакова, Ф. П. Честнова.

В. Н. КУКЛИН, кандидат

исторических наук

Ш и г у р о в В. В. Переходные явления в области частей речи в синхронном освещении. — Саранск: Изд-во Сарат. ун-та. Саран. фил.г 1988. — 88 с.

Несмотря на большое количество работ по проблеме перехода одной части речи в другую, многое в этом вопросе остается еще спорным и требующим дальнейшего углубленного изучения. Аннотируемое учебное пособие поможет разобраться студентам, школьным учителям, аспирантам, преподавателям вузов и научным работникам во многих непростых явлениях переходности в области частей речи.

Работа состоит из четырех глав. В первой главе рассматриваются основные понятия теории переходности, освещаются различные точки зрения на ее сущность, показываются различия между транспозицией, конверсией, трансформациологией и другими понятиями, связанными с разными аспектами переходности. Для автора наибо-

лее важной представляется грамматическая сущность категориального перерождения слова, поэтому он придерживается узкой трактовки переходности — только применительно к теории частей речи.

Во второй главе исследуется процесс адвербиализации деепричастий с отрицанием как один из типов переходности слов в области частей речи. Рассматривается его статус в системе частей речи. Выявив грамматические признаки деепричастия, автор показал, что недостаточно обоснованным представляется как выделение деепричастия в особую часть речи, так и оценка его как разновидности наречий.

В третьей главе анализируются форма, причина, предпосылки и признаки переходности слов в сфере деепричастий с отрицанием. Исследуя деелри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.