Советские историки ставят в заслугу А. С. Макаренко его негативное отношение к теории свободного воспитания, острую полемику с Руссо. Он не скрывал неприятия существа этой теории. А ведь ее ядром является ребенок как яркая индивидуальность,- о чем больше всего заботился А. С. Макаренко. И это противоречие с самим собой также навеяно пресловутым радикализмом, провозгласившим свободное воспитание немарксистской, мелкобуржуазной педагогической теорией. Особенно усердствовал в ее развенчании довольно известный педагог Ф. Ф. Королев, в послевоенные годы занимавший ключевые позиции в педагогике.
Нет необходимости доказывать, какое место в наследии педагога-новатора занимает теория коллектива, также ставшая предметом остррй дискуссии. Без преувеличения можно сказать, что это основа основ теории воспитания- Она воспринималась как послед-
нее слово отечественной науки, более того, она как бы универсализирована, ею в значительной мере руководствуются и социологи, которые очень^ щедро цитируют А. С. Макаренко. А между тем далеко не все ее аспекты безупречны, в особенности социологический. Он проектировался с
реальной действительности, о чем говорил сам Макаренко. А то, что она далека от совершенства, от коммунистических идеалов, совершенно бесспорно. А если это так, напрашивается вывод о наличии изъянов в теории коллектива в целом.
Весьма отрадно, что мировой общественностью А. С. Макаренко признан одним из великих педагогов. Но все его
I * *
почитатели должны приложить максимум усилий к тому, ' чтобы провести четкую границу между тем, что действительно обессмертило его имя, и тем, что вызывает некоторые душевные сомнения в подлинности его таланта.
ИЗ ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА
ГОД ЗА ГОДОМ. НАЧАЛО ПУТИ (1931
1941}
• Л
Мордовский государственный университет образован в 1957 году на базе Мордовского государственного педагогического института имени А, И. Полежаева, который в свою очередь получил начало от агропединститута. Деятельность первого высшего учеб-
заведения в Мордовии раскрывает хроника событий и фактов довоенного периода.
1931 год. 3 мая вышло постановле-
♦ л ■ • ^ . 1
ние Президиума Мордовского облисполкома о практических мерах по открытию в городе Саранске агропедзу-за с тремя отделениями — общественно-литературным, физико-техническим, агро-химико-биологическим, Под учебный корпус передавалось трехэтажное кирпичное здание по ул. Володарского.
23 августа в газете «Красная Мордо-
* ♦ #
вия» опубликовано сообщение об открытии Мордовского государственного агропединститута в составе четырех отделений: обществ енно-яитературно-го, физико-технического, химико-био-логического и политехнического. Институт готовил преподавателей средней школы с двухгодичным сроком обучения.
10 октября агропединститут начал действовать как высшее учебное заведение с численностью студентов 116 человек.
1932 год. В январе организован заочный сектор. В середине года институт начал переориейтйрозаться на педагогический, ликвидируя агрономическую специализацию.' • С августа вуз стал называться Мордовским государственным педагогическим институтом. В нем обучалось 164 студента. Зало-
-жено здание нового учебного корпуса на углу улицы Большевистской и Рабочего переулка (ныне ул. Б. Хмельницкого). 20 декабря на должность директора института назначен К. С. Чужко.
1933 год. Институт имел 7 отделений: историческое, экономическое, литературы и языка, физическое, математическое, химическое, биологическое. Его бюджет увеличился со 130 тыс. руб. в 1931 году до 1 300 тыс. руб. На 1 июля числилось 478 студентов, из них на дневном отделении — 202, на вечернем — 36, на заочном — 209, на подготовительном — 31.
1934 год. 4 марта на общем партийном собрании института вместо партячейки создана партийная организация с выборным партийным комитетом. Секретарем парткома избран Г Малкин. Открыт двухгодичный учительский институт, куда на первый курс принято 34 студента.
1935 год. В первом семестре проведена реорганизация института, вместо отделений созданы факультеты: исторический, физико-математический, естественный (биология и химия), языка и литературы с мокшанской, эрзянской и русской секциями.
Сдана в эксплуатацию первая очередь нового учебного корпуса. В студенческих группах введено изучение мордовских языков. Ежемесячно выходила многотиражная институтская газета. Для общественной работы и художественной самодеятельности открыт Клуб студентов. Состоялся первый выпуск специалистов с высшим образованием в количестве 73 человек.
1936 год. Введены единый студенческий билет и единый матрикул (зачетная книжка). Для выпускников установлены дипломы двух степеней: первой степени — отличникам, второй — всем успевающим студентам.
Издавалась институтская многотиражная газета «Мокшэрзянь педвузо-вец». Состоялся второй выпуск студентов в количестве 95 человек. Им ры^а-ны дипломы и присвоено звание учителя.
1937 год. Суровая драма советского народа в период сталинщины тяжело
отразилась на коллективе пединститута. Вопрос о борьбе с вредительством регулярно обсуждался на партийных и комсомольских собраниях, на педсоветах. Происходила постоянная смена преподавательского состава.
1938 год. 10 февраля решением Президиума ВЦИК Мордовскому педагогическому институту присвоено имя поэта Александра Ивановича Полежаева.
На 15 февраля контингент педагогического и учительского институтов составлял 764 человека. В институте работали 42 научных сотрудника и препо-давателя, из которых один профессор, два доцента, один кандидат наук. За два года сменились шесть директоров: К. С. Чужко, А. Ф. Антонов, П. Д. Еремин, П. П. Шунейкин, Л. Ф. Самохин, Д. И. Шоя.
1939 год. В мае на должность директора института вступил М. С. Титов. В осенние месяцы большая группа студентов направлена в военные училища и в ряды Красной Армии. На 20 декабря в списке преподавателей числилось 69 человек.
1940 год. Утверждены именные повышенные стипендии. Коллектив'пополнился преподавателями, защитившими кандидатские диссертации. Более-130 студентов выбыло в ряды Красной Армии.
1941 год. Со времени выпуска первых специалистов институт к 1941 году закончили 900 человек. В стенах педагогического и учительского институтов обучалось свыше 500 студентов. В связи с введением положения о платности обучения сократился контингент студентов дневного отделения. Вступило в эксплуатацию новое четырехэтажное здание общежития на 300 мест по ул. Демократической. В институте трудились 74 преподавателя, в том числе три доцента и пять кандидатов наук. Коллектив Мордовского педагогического института им. А. И. Полежаева вступил в новый этап деятельности в условиях военного времени
В. КУКЛИН, кандидат исторических
наук