Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
663
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВЫНОСЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Пестрикова Ирина Геннадьевна, Пономарева Наталья Петровна, Кочетова Наталья Юрьевна

В тексте статьи представлены результаты обобщения данных научно-методической литературы, раскрывающих значимость развития выносливости у детей дошкольного возраста. Важность данного физического качества рассмотрена с физиологических и педагогических позиций. Так же в статье представлены характеристики опытно-экспериментальных разработок по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимова Светлана Юрьевна, Пестрикова Ирина Геннадьевна, Пономарева Наталья Петровна, Кочетова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ENDURANCE AT PRESCHOOL AGE

The text of the article presents the results of generalization of data of scientific and methodical literature, revealing the importance of endurance in preschool children. The importance of this physical quality is considered from the physiological and pedagogical positions. Also in the article we present the characteristics of pilot research on the subject.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.- М.: Терра, Т. 2. - 1995. - с. 558

5. Князев А.М Гражданственность личности. - М: Академия ФПС России, 2003. - 100 с.

6. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1976. - 640 с.

7. Макеева И.А. История и теория социальной педагогики. Курс лекций. Учебное пособие. - Вологда, Изд. «Русь», 2009. - 144 с.

8. Михейкина Т. А. Формирование гражданской позиции старшеклассников интернатных учреждений:

автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Саранск, 2009. - 18 с.

9. Суколенов И. В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (Историко-педагогические аспекты): Дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2001. -372 с.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Изд.4-е, дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Максимова Светлана Юрьевна,

доктор пед. наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры

г. Волгоград Пестрикова Ирина Геннадьевна старший воспитатель МОУ детский сад компенсирующего вида № 220, г. Волгоград Пономарева Наталья Петровна, Кочетова Наталья Юрьевна воспитатели МОУ детского сада компенсирующего вида № 220, г.Волгоград

DEVELOPMENT OF ENDURANCE AT PRESCHOOL AGE

Maximova Svetlana, doktor ped., Associate Professor Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd Pestrikova Irina G., Senior tutor Nov. kindergarten № 220 compensating, Volgograd Ponomareva Natalia Petrovna, Nov. educator kindergarten № 220 compensating, Volgograd Kochetova Natalia Nov., educator kindergarten № 220 compensating, Volgograd АННОТАЦИЯ

В тексте статьи представлены результаты обобщения данных научно-методической литературы, раскрывающих значимость развития выносливости у детей дошкольного возраста. Важность данного физического качества рассмотрена с физиологических и педагогических позиций. Так же в статье представлены характеристики опытно-экспериментальных разработок по данному вопросу. ABSTRACT

The text of the article presents the results of generalization of data of scientific and methodical literature, revealing the importance of endurance in preschool children. The importance of this physical quality is considered from the physiological and pedagogical positions. Also in the article we present the characteristics of pilot research on the subject. Ключевые слова: дети дошкольного возраста, выносливость. Key words: preschool children, endurance.

Методическое обоснование развития выносливости у детей дошкольного возраста проводилось различными исследователями [5]. Исследованиями различных направлений было доказано что на протяжении дошкольного периода это физическое качество у детей развивается достаточно интенсивно. Однако, в данном процессе наблюдается некоторая неравномерность - в возрасте от трех до четырех лет наблюдается скачек в развитии выносливости, в пять-шесть лет некоторая стабилизация, и в возрасте семи лет повторный скачек [3].

Обобщение результатов научных исследований общей педагогики, психологии, физической культуры указывают на то, что потенциал двигательной активности заключается в повышении и расширении резервных возможностей организма, сохранении регуляторных механизмов режима его жизнедеятельности. Физическая активность несет в себе естественные, природой обусловленные воздействия, обеспечивающие как общее, так и специфическое воздействие на формирование важнейших функций и механизмов жизнедеятельности. Причем,

вызываемая физическими упражнениями перестройка в организме, наиболее ярко выражена в детском возрасте. Функциональные системы, находящиеся в стадии естественного формирования, получают дополнительную нагрузку, что в конечном счете приводит к более высокому уровню их функционирования. Выше сказанное подчеркивает необходимость физического воспитания в дошкольном возрасте, обеспечивающего не только гармоничное развитие, но и формирование всех сфер ребенка -физической и психической [6,8].

Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу (50-60 % от максимальной в соответствии с уровнем своей подготовленности) в течение продолжительного времени. При организации педагогического процесса в этой возрастной группе целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости. Это связано с тем что в дошкольном возрасте лишь аэробные механизмы энергообеспечения могут обеспечить условия

для длительного выполнения детьми мышечной работы [2,5].

Педагоги отмечают необходимость развития общей выносливости у дошкольников, обуславливая это рядом причин:

- высокий уровень выносливости базируется на полноценном функционировании сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Развивая выносливость в дошкольном возрасте автоматически оказывается воздействие на развитие кардио-респираторной системы детей;

- целенаправленная работа по воспитанию выносливости обеспечивает высокий уровень работоспособности детей, что крайне важно в процессе их подготовки к школе, предохранения от перенапряжения нервной системы;

- циклические движения, являющиеся основным средством развития выносливости, позволяют тренировать природные задатки организма детей, такие как максимальное потребление кислорода;

- выносливость имеет большое значение для воспитания волевых качеств личности, длительное выполнение физических упражнений развивает выдержку, произвольность поведения, что крайне важно для детей дошкольного возраста [4]. Педагогами-исследователями подчеркивается, что

процесс становления выносливости у детей имеет индивидуальные характеристики. Е.В. Осипенко [3] в своих исследованиях констатирует различия в проявлениях выносливости организма не только у детей разного возраста, но и в пределах одной возрастной группы. Исследователи отмечают зависимость общей выносливости от уровня физического развития, двигательной, координационной подготовленности детей, эмоционального настроя на двигательную работу.

Некоторые исследователи связывают различия в проявлениях общей выносливости у детей с индивидуальными особенностями их нервной системы.

В этой связи отметим исследование Л.Б.Ященко [9], в котором на большом экспериментальном материале показано влияние мышечных нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы дошкольников с разными типами высшей нервной деятельности. Была выявлена следующая закономерность: уравновешенные дети демонстрируют высокую работоспособность в длительной работе умеренной интенсивности, а дети возбудимые успешнее и охотнее «скоростят», но им довольно трудно дается работа, требующая проявления выносливости.

У детей со слабой нервной системой работоспособность снижена. Мышечная деятельность быстро утомляет их, поэтому особенно важно давать им посильную нагрузку умеренной интенсивности, в противном случае это может повлечь за собой перенапряжение организма.

Утверждение того, что основным средством воспитания выносливости являются упражнения циклического характера (ходьба, бег, плавание) является аксиомой в области теории и методики физического воспитания. Однако, в области физической культуры детей дошкольного возраста арсенал этих средств с успехом дополняется подвижными играми. Данное средство двигательной активности в наибольшей степени подходит для развития общей выносливости. В условиях высокого интереса детей к

подвижным играм, их желании играть в них бесконечно, можно решать задачи развития не только аэробных, но и анаэробных механизмов обеспечения выносливости [5].

Говоря об особенностях развития выносливости у детей дошкольного возраста следует отметить, что длительное использование упражнений на выносливость приводит к накоплению у воспитанников утомления. И в силу специфики детской психики, это может служить причиной их отказа от выполнения упражнений. В данных условиях, умелое руководство педагога к продолжению двигательной деятельности, будет иметь большой воспитательный момент. Умение противостоять утомлению, заставить себя выполнять упражнения способствует воспитанию у детей важных психологических характеристик личности, таких как целеустремленность, волевые усилия.

Интересные методические рекомендации по развитию выносливости у дошкольников приводит Е.В. Осипенко [3]. В своих разработках автор рекомендует не игнорировать правило сверх восстановления после физической нагрузки, указывающее на быструю адаптацию организма к тренирующим воздействиям. С целью воспитания выносливости у дошкольников автор рекомендует строить работу в условиях повторного и не чрезмерного утомления. Организм в таких условиях возникших функциональных затруднений, мобилизует их сверх исходных параметров и как следствие повышает свою выносливость. Следует заметить при этом, что одним из факторов укрепления воли называют различные движения (особенно циклического типа), выполняемые с небольшой мощностью в течение продолжительного времени.

Ю.В. Смирнова [7] в своих исследованиях рекомендует для развития выносливости использовать бег со скоростью, равной 50-60%, показанной при преодолении дистанции 10 м. При первых же признаках утомления автор рекомендует прекращать выполнение беговых упражнений. По длине дистанции предлагается судить об уровне развития выносливости. В экспериментальной методике Ю.В. Смирнова использовала беговые упражнения для развития выносливости по следующему алгоритму: сентябрь - активное использование упражнений; октябрь, ноябрь снижение доли беговых упражнений; декабрь -активное использование, февраль - умеренное; март - активное использование; апрель, май - умеренное.

В научных трудах И.С. Мальцевой [1] указывается на необходимость воспитания выносливости у детей с ЗПР. В своей авторской методике она рекомендует развивать ее в рекреативных формах физического воспитания в школе (динамические перемены, спортивные праздники и пр.).

Большинство педагогов-исследователей сходятся во мнении, что ведущим методом развития выносливости должен являться метод непрерывного выполнения упражнений.

Следует отметить, что в процессе тренировки выносливости идет развитие не только внутренних функциональных механизмов кардио-респираторной системы, но и нейрогуморальной регуляции деятельности этих функций, центральной нервной системы. Данные механизм обуславливает одновременное развитие волевых качеств личности.

Некоторые исследовательские данные показывают, что характер выполнения упражнений формирует различные проявления волевых качеств. К примеру длительная работа аэробного характера формирует у занимающегося способность длительное время сосредотачиваться на монотонной работе. А вот интервальные нагрузки анаэробного характера формируют способность выполнять интенсивную, но кратковременную работу.

Выше сказанное позволяет говорить о необходимости использования различных средств и методов развития выносливости у детей дошкольного возраста.

Литература

1. Мальцева И.С. Содержание и методика рекреативных занятий по адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития: ав-тореф...дисс...канд.пед.наук: 13.00.04, Малаховка., 2011 - 23 с.

2. Овчинникова Т.С., Белов В.Г., Парфеов Ю.А., Чернов Д.А. Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 124-130.

3. Осипенко Е. В. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий с младшими школьниками в группах продленного дня: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Смоленск: СГАФ-КСТ, 2013. - 22 с.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы с детьми раннего возраста: практич. пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 412 с.

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.. - М.: Академия, 2000. - 368 с.

6. Солопов И. Н. Сентябрев Н. Н.,. Горбанева Е. П. Физиология человека с мультимедийным сопровождением: учебник для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов. - Волгоград: ВГАФК, 2012. - 288 с.

7. Смирнова Ю. В. Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2013. - 26 с.

8. Фомина Н.А. Карпушина С.В. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода // материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. - С. 51-56.

9. Ященко Л.Б. Влияние мышечных нагрузок на состояние нервной системы детей 5-7 лет // Научные основы гигиенического формирования физических нагрузок для детей и подростков: сборник научных трудов. - М. 1980. - С. 86 - 92.

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЕТАНИЯ

У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗПР

Максимова Светлана Юрьевна,

доктор пед. наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры

г. Волгоград Еркеева Елена Михайловна заведующий МОУ детский сад № 278, г. Волгоград Манина Наталья Александровна заведующий МОУ детский сад № 254, г. Волгоград Комарова Елена Александровна Старший воспитатель МОУ детский сад № 278, г. Волгоград

CONTENTS METHOD OF FORMING MOTOR THROWING SKILLS IN CHILDREN 6-7 YEARS WITH CRA Maximova Svetlana, doktor ped., Associate Professor Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd Erkeeva Elena, Head of the MOU kindergarten number 278, Volgograd Manino Natalia, Head of the MOU kindergarten number 254, Volgograd Komarova Elena Senior, tutor Nov. kindergarten number 278, Volgograd АННОТАЦИЯ

В тексте статьи представлены результаты опытно-экспериментальной деятельности, обосновывающей методические характеристики формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В качестве основного алгоритма в ней приведены основные этапы обучения движениям. Методические характеристики представлены на примере обучения метанию. ABSTRACT

The text of the article presents the results of research and experimental activities which justify methodological characteristics of the formation of motor skills in preschool children with mental retardation. As the basic algorithm in it are the main stages of motor learning. Methodological characteristics are shown in the example of throwing training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.