Научная статья на тему 'СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕФИНИЦИИ "ГРАЖДАНИН": РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ'

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕФИНИЦИИ "ГРАЖДАНИН": РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева Ирина Александровна

В статье представлен историко-теоретический анализ понятия «гражданин» в соответствии с выделенными авторскими позициями. Гражданин как понятие представляет собой сложное динамическое, развивающиеся образование, сущность которого составляют характеристики, обусловленные историко-культурными, политикоправовыми, научно-педагогическими условиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRINSIC CHARACTERISTICS OF THE DEFINITION "CITIZEN": RETROSPECTIVE AND PRESENT

The historical and theoretical analysis of the concept «citizen» according to the allocated author's positions is presented in article. The citizen as concept represents difficult dynamic, developing education which essence is made by the characteristics caused by historical and cultural, political and legal, scientific and pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕФИНИЦИИ "ГРАЖДАНИН": РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Рис. 2 - Мнемо-схема «Заяц».

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

□ низкий

□ ниже среднего

□ средний

эксперим ентальная группа

контрольная группа

Рис. 3 - Сравнительная диаграмма развития связной речи детей контрольной и экспериментальной групп на момент

контрольного эксперимента.

Таким образом, как показывает динамика развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи, выяв- 1. ленная на этапе контрольного эксперимента, разработанные нами принципы, направления, приемы работы средствами мнемотехнологии способны обеспечить эффективное развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Невысокие 2. результаты по показателям составления рассказов-описаний и самостоятельных рассказов указывают на то, что, дальнейшая коррекционная работа должна быть направ- 3. лена на эти виды рассказывания при соблюдении выделенных нами основных принципов - реализации комплексного, индивидуально-дифференцированного подхода в развитии связной речи воспитанников с общим недоразвитием речи.

Литература

Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2012. - 399 с. Валуева, Я. В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР с использованием методических приемов / Я. В. Валуева // Логопед. - 2014. - № 1. - С. 102-112. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2012. - 262 с.

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕФИНИЦИИ «ГРАЖДАНИН»:

РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Макеева Ирина Александровна

кандидат пед. наук, доцент, Вологодский государственный университет, г. Вологда

INTRINSIC CHARACTERISTICS OF THE DEFINITION «CITIZEN»: RETROSPECTIVE AND PRESENT Makeeva Irina, Candidate of Science, assistant professor, of Vologda State University, Vologda

АННОТАЦИЯ

В статье представлен историко-теоретический анализ понятия «гражданин» в соответствии с выделенными авторскими позициями. Гражданин как понятие представляет собой сложное динамическое, развивающиеся образование, сущность которого составляют характеристики, обусловленные историко-культурными, политико-правовыми, научно-педагогическими условиями.

Ключевые слова: гражданин; гражданское воспитание; гражданские качества; гражданская позиция.

ABSTRACT

The historical and theoretical analysis of the concept «citizen» according to the allocated author's positions is presented in article. The citizen as concept represents difficult dynamic, developing education which essence is made by the characteristics caused by historical and cultural, political and legal, scientific and pedagogical conditions.

Keywords: citizen; civil education; civil qualities; civic stand.

Гражданское воспитание выступает как один из аспектов целостного процесса воспитания, направленного на усвоение той части человеческой культуры, социального опыта, которые необходимы для активной жизни в демократическом государстве, гражданском обществе.

Основная цель гражданского воспитания - воспитание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества. Следовательно, цель гражданского воспитания - воспитание гражданина.

Понятие «гражданин» имеет глубокие историко-политические основания. Само слово «гражданин» в переводе с греческого обозначает «житель города». Гражданами в полисах Древней Греции называли людей, которые обладали правом голоса. Официально понятие «гражданин» было введено в 1789 году французской «Декларацией прав человека и гражданина». Гражданином в это время считался активный сторонник политической общности и государства, участвующий в создании законов.

Анализируя и обобщая научно-исторические представления философов, филологов, педагогов о сущности понятия «гражданин», можно выделить ряд основных позиции, определяющих сущностное содержание данного понятия.

Первая позиция заключается в определении гражданина как жителя той или иной страны, региона, города, понимании его как части общего - населения определенной территории. Подтверждение данной позиции мы находим в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля, в котором гражданин рассматривается как житель, горожанин, посадский; член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство [4, с. 389, 390].

С данной точки зрения - гражданин — это человек, проживающий на определенной территории, которая характеризуется историческим, природным, культурным, этническим, религиозным своеобразием - историко-культурный аспект. Необходимо понимать, что это не просто физическая, формальная принадлежность к некой территории, закрепленность за ней, а укорененность, традиционность жизни, осознание себя как части своей «малой Родины», ответственность за ее благополучие и процветание, гордость за свой город, людей. Такая позиция в понимании гражданина обуславливает необходимость нравственно-патриотического воспитания как части гражданского воспитания.

Вторая позиция - гражданин как субъект правоотношений, обладающий комплексом гражданских прав и обязанностей, возможностью и необходимостью их реализации - политико-правовой аспект. Гражданство предоставляет личности возможность принимать активное участие в политической жизни государства, наделяет ее избирательными и другими политическими правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной власти. Конституционные обязанности человека и гражданина неразрывно связаны с правами и свободами и являются составной частью правового статуса личности. За каждым гражданином закрепляется обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации; уважать права и свободы других лиц; заботиться о детях и нетрудоспособных родителях; платить установленные законом налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду и др. Такая позиция в понимании гражданина обуславливает необходимость правового воспитания, как части гражданского воспитания

По мнению А.М.Князева, гражданин в законодательном и правовом порядке наделен гражданством, то сеть политической и правовой принадлежностью лица к конкретному государству, которое проявляется в его «способности» быть гражданином и на этой основе определяет его взаимоотношения с государством и государственными структурами [5].

И.В.Суколенов отмечает, что гражданин -производное от гражданства - это человек, осознающий себя свободным и равноправным членом определенного сообщества, добровольно участвующий в общественной жизни страны, обладающий совокупностью прав и находящийся под защитой закона [9].

А. С. Гаязов придерживаясь данной точки зрения, отмечает, что гражданин обладает гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, уважает национальные и личностные свободы, как окружающих, так и свои, и дополняет характеристику гражданина тем, что ему кроме этого присуща способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности [3].

Третья позиция объединяет в гражданине жителя страны и субъекта правоотношений с государством - ис-торико-культурно-правовой аспект. Такое понимание гражданина представлено в «Толковом словаре» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, согласно которому, гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей [10, с. 143].

В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, отмечается, что слово «гражданин» употребляется в различных смыслах. Иногда гражданами называют всех жителей какой-либо страны или государства, иногда это название дается только лицам известной категории, когда, например, гражданин есть синоним горожанина. Особое значение связывается с этим словом, когда оно употребляется как особый термин государственного права, начиная с классической древности и кончая современною эпохою [2, с. 500, 501].

Четвертая позиция предполагает трактовку понятия «гражданин» через личностные характеристики, социальные качества, поведение, то есть набор определенных гражданских качеств - педагогический аспект. Изучение и анализ достаточно большого массива научных исследований, посвященных различным аспектам гражданского воспитания, позволяет выделить более 12 дефиниций, характеризующих личность гражданина. Наиболее устойчивыми, базовыми характеристиками гражданина являются: гражданское сознание и самосознание, гражданская активность, гражданская ответственность, гражданская зрелость, гражданский долг, гражданская культура. Большая часть авторов отмечает, что интегральным гражданским качеством, совокупной характеристикой гражданина является гражданская позиция, которая подразумевает сформированность вышеуказанных качеств и способность к проявлению гражданской активности, участию в гражданской деятельности.

Пятая позиция отражает степень подчиненности/автономности, субъектности/объектности гражданина во взаимоотношениях с государством - социально-педагогический аспект. В рамках данной позиции можно выделить достаточно широкий диапазон мнений представителей разных эпох о степени субъектности гражданина: от полного подчинения граждан государству (сознательно или вынужденно) до стремления уравновесить, гармонизировать интересы личности и государства.

Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания. Гражданин - тот, кто живет ради государства. Следовательно, инициатива в определении набора гражданских качеств и методов их формирования исходила преимущественно от государства.

Т.Кампанелла, характеризуя воспитание граждан в Городе Солнца, отдавал абсолютный приоритет общественным интересам над личными интересами, и видел необходимость воспитания граждан, безусловно доверяющих свою судьбу государству, отказывающихся, по сути, от своей личности. Т.Мор предлагал систему воспитания трудолюбивых граждан, добродетельных христиан, действующих в рамках, установленных государством.

Г.В.Гегель ставил целью воспитать гражданина, неуклонно следующего своим обязанностям перед государством, а также обязанностям перед семьей, от прочности которой зависит, по его мнению, насколько крепким и устойчивым будет государство.

По мнению А. В. Луначарского, нужно воспитывать гражданина, который бы жил, «общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами». Общественная направленность личности рассматривалась как важнейший результат воспитательной работы, вместе с тем Луна-

чарский отмечал необходимость развития на коллективистской основе и индивидуальных особенностей человека в соответствии с общественными запросами [6].

Идея деятельностной полезности гражданина встречается у ряда авторов, причем стремление быть полезным отчизне исходит от человека, имеет внутреннюю мотивацию, а не обуславливается внешними предписаниями.

В «Поучении детям» В.Мономаха прослеживается идея христианской гражданственности, то есть понимание долга перед государством, Отчеством базируется на вере, христианских заповедях. М.В. Ломоносов считал важнейшими качествами гражданина любовь к наукам и трудолюбие, чтобы быть образованным и полезным гражданином. По мнению К.Д.Ушинского, целью воспитания является гармонично развитый человек, который находит самое высокое счастье в служении Родине, который живет интересами своего народа [7].

Современные авторы, исследующие проблему гражданского воспитания, характеризуют гражданина как субъекта моральных, экономических, правовых и политических отношений; как человека, осознающего личную сопричастность к своему народу, который готов нести ответственность за происходящее в обществе, деятельно способствовать его прогрессу. Кроме того, современные исследователи относят к обязательным личностным качествам гражданина способность к самоопределению, достоинство, вежливость, уважение к закону, критическое мышление, стремление компромиссно решать возникающие конфликты, духовность.

Т.А.Михейкина отмечает, гражданин - это человек, идентифицирующий себя с обществом и государством, поддерживающий и развивающий с ними устойчивые культурные связи, проявляющиеся во взаимных правах и обязанностях и способствующие поступательному развитию как личности, так общества и государства в целом [8].

Л.И.Аманбаева говорит о формировании информированного гражданина - личности, владеющей не только сведениями глобального масштаба, но и стремящейся и умеющей анализировать общественные события и явления, сопереживать им и направлять свой интеллект в созидающее русло в целях улучшения жизни вокруг себя [1]. В результате формируется ответственность и активность, как наиболее типичные гражданские качества.

Таким образом, анализ многочисленных научных работ в исследовательском поле гражданского воспитания, позволил выявить некоторые виды воспитательных идеалов, за которыми стоит фигура гражданина. Гражданин как понятие представляет собой сложное динамическое, развивающиеся образование, сущность которого составляют характеристики, обусловленные историко-культурными, политико-правовыми, научно-педагогическими условиями.

Список литературы

1. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях: Дис. ... д-ра. пед. наук. - Якутск, 2002. - 351 с.

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: в 86 т. - СПб.: Семеновская Типолитография, Т.18 - 1893. - 525 с.

3. Гаязов А.С. Формирование гражданина: Теория, практика, проблемы. -Челябинск: ЧГПУ, 1995. -237 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.- М.: Терра, Т. 2. - 1995. - с. 558

5. Князев А.М Гражданственность личности. - М: Академия ФПС России, 2003. - 100 с.

6. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1976. - 640 с.

7. Макеева И.А. История и теория социальной педагогики. Курс лекций. Учебное пособие. - Вологда, Изд. «Русь», 2009. - 144 с.

8. Михейкина Т. А. Формирование гражданской позиции старшеклассников интернатных учреждений:

автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Саранск, 2009. - 18 с.

9. Суколенов И. В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (Историко-педагогические аспекты): Дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2001. -372 с.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Изд.4-е, дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Максимова Светлана Юрьевна,

доктор пед. наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры

г. Волгоград Пестрикова Ирина Геннадьевна старший воспитатель МОУ детский сад компенсирующего вида № 220, г. Волгоград Пономарева Наталья Петровна, Кочетова Наталья Юрьевна воспитатели МОУ детского сада компенсирующего вида № 220, г.Волгоград

DEVELOPMENT OF ENDURANCE AT PRESCHOOL AGE

Maximova Svetlana, doktor ped., Associate Professor Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd Pestrikova Irina G., Senior tutor Nov. kindergarten № 220 compensating, Volgograd Ponomareva Natalia Petrovna, Nov. educator kindergarten № 220 compensating, Volgograd Kochetova Natalia Nov., educator kindergarten № 220 compensating, Volgograd АННОТАЦИЯ

В тексте статьи представлены результаты обобщения данных научно-методической литературы, раскрывающих значимость развития выносливости у детей дошкольного возраста. Важность данного физического качества рассмотрена с физиологических и педагогических позиций. Так же в статье представлены характеристики опытно-экспериментальных разработок по данному вопросу. ABSTRACT

The text of the article presents the results of generalization of data of scientific and methodical literature, revealing the importance of endurance in preschool children. The importance of this physical quality is considered from the physiological and pedagogical positions. Also in the article we present the characteristics of pilot research on the subject. Ключевые слова: дети дошкольного возраста, выносливость. Key words: preschool children, endurance.

Методическое обоснование развития выносливости у детей дошкольного возраста проводилось различными исследователями [5]. Исследованиями различных направлений было доказано что на протяжении дошкольного периода это физическое качество у детей развивается достаточно интенсивно. Однако, в данном процессе наблюдается некоторая неравномерность - в возрасте от трех до четырех лет наблюдается скачек в развитии выносливости, в пять-шесть лет некоторая стабилизация, и в возрасте семи лет повторный скачек [3].

Обобщение результатов научных исследований общей педагогики, психологии, физической культуры указывают на то, что потенциал двигательной активности заключается в повышении и расширении резервных возможностей организма, сохранении регуляторных механизмов режима его жизнедеятельности. Физическая активность несет в себе естественные, природой обусловленные воздействия, обеспечивающие как общее, так и специфическое воздействие на формирование важнейших функций и механизмов жизнедеятельности. Причем,

вызываемая физическими упражнениями перестройка в организме, наиболее ярко выражена в детском возрасте. Функциональные системы, находящиеся в стадии естественного формирования, получают дополнительную нагрузку, что в конечном счете приводит к более высокому уровню их функционирования. Выше сказанное подчеркивает необходимость физического воспитания в дошкольном возрасте, обеспечивающего не только гармоничное развитие, но и формирование всех сфер ребенка -физической и психической [6,8].

Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу (50-60 % от максимальной в соответствии с уровнем своей подготовленности) в течение продолжительного времени. При организации педагогического процесса в этой возрастной группе целесообразно говорить лишь о развитии общей выносливости. Это связано с тем что в дошкольном возрасте лишь аэробные механизмы энергообеспечения могут обеспечить условия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.