9. Проект Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/143 (дата обращения: 04.07.2018).
10.Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2016 году URL: http://government.ru/news/27956/ (дата обращения: 02.07.2018).
11. Мотивации, поведение и стратегии родителей воспитанников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, на рынке дошкольного образования. Информационный бюллетень. - М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2017.
12.Александрова O.A., Ненахова Ю.С. Дошкольное образование в типичном российском городе // Социологический альманах. Выпуск 6. Мн.: Беларуская навука 2015. С.323-336.
13.Шарагулова К. М. Актуальные кадровые риски в дошкольном образовании // Молодой ученый. 2014.№8. С. 901-903. URL https://moluch.ru/archive/67/l 1217/ (дата обращения: 30.08.2018).
14.Дошкольные образовательные организации Вологодской области в 2013-2017 годах / Вологдастат, 2018. 61 с.
15.Каракчиева И. Реформа школьной системы образования (отечественный и зарубежный опыт): бюлл. о сфере образования. Аналитический центр при Правительстве РФ. 2016 г. № 10. 36 с.
16.Никитина С. В. Еще раз о качестве дошкольного образования // Дошкольная педагогика. 2013. С. 18-20.
17.В России появится сертификат дошкольника, который позволит родителям отдать ребенка в частный детский сад за счет государства. URL: http://www.asi.ru/news/25079/?sphrase_id=784289
18.Мониторинг экономики образования. - Вып. 8(34). - 2017. - 4 с.
19.Государственное дошкольное образование в оценках родительской общественности / Г.В. Леонидова, М.А. Головчин, Т.С. Соловьева // Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. - 2018. - №2. - С. 132-139. DOI: 10.25634/MIRBIS.2018.2.19
20.Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Доступность качественного дошкольного образования в России // Народное образование. - 2018. - №1-2. - С. 7-13.
21. Устинова К.А., Губанова Е.С., Леонидова Г.В. Человеческий капитал в инновационной экономике. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015.
УДК 373.24
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА ЮЖНОГО УРАЛА
Муратова А.А., Катрычева Е.А., 2018 Оренбургский государственный педагогический университет, дог^ент кафедры дошкольного, коррещионного, дополнительного образования и проблем воспитания, г.Оренбург МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №199», воспитатель, г. Оренбург
Аннотация: в статье раскрываются особенности развития в дошкольном возрасте гражданской идентичности на основе региональных самобытных этнических традиций оренбургского казачества, обладающих богатым духовно-нравственным потенциалом. Воспитание юного гражданина рассматривается во взаимодействии детского сада с семьей и социумом в рамках части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений. Педагогическим средством развития гражданской идентичности дошкольников авторы определяют проектную деятельность.
Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданин, дошкольный возраст, дошкольник, традиции, казачество, Южный Урал, парциальная программа, детско-взрослый проект, занятие.
DEVELOPMENT OF CIVIL IDENTITY OF THE PRESCHOOL CHILD ON THE BASIS OF TRADITIONS OF THE COSSACKS OF SOUTH URAL
Muratova A.A., Katrycheva E.A., 2018
Orenburg state pedagogical university, associate professor of preschool, correctional, additional education
and problems of education, Orenburg The center of development of the child - kindergarten No. 199, the tutor, Orenburg
Аннотация: in article features of development at preschool age of civil identity on the basis of the regional original ethnic traditions of the Orenburg Cossacks having rich spiritual and moral potential are revealed. Education of the young citizen is considered in interaction of kindergarten with family and society within a part of the educational program of preschool education formed by participants of the educational relations. Authors determine by a pedagogical development tool of civil identity of preschool children design activity.
Ключевые слова: civil identity, citizen, preschool age, preschool child, traditions, Cossacks, South Ural, partial program, child adult project, occupation.
Современный дошкольник живет в условиях поликультурного общества, становится свидетелем взаимодействия представителей различных национальностей, с одной стороны, и сглаживания самобытности и уникальности национальных культур, с другой. Сложившееся положение требует в образовательном процессе детского сада повышенного внимания к организации конструктивного взаимодействия дошкольников, к воспитанию потребности в позитивном восприятии Другого, к осмыслению и принятию ценностей и идеалов своего народа, к развитию гражданской идентичности.
Дошкольное образование обладает возможностями создания условий для воспитания гражданина. В нем организуется сотрудничество с важнейшим институтом социализации личности -семьей - как средоточием традиций взаимодействия с окружающим миром и хранителем традиций народных; осуществляется интеллектуальная, духовная и культурная деятельность детей.
В определении сущности гражданской идентичности мы основываемся на позиции авторского коллектива под руководством А.Г. Асмолова, рассматривающего исследуемое понятие многоаспектное явление, сочетающее в себе стремление человека к социализации, укорененности в определенной группе, и индивидуализации, сохранению своего стиля деятельности и общения, позволяющего достичь полной самореализации. По мнению авторов, актуализация гражданской идентичности осуществляется в процессе вхождения человека в социальную действительность: понимания особенностей этой действительности, принятия ее норм и ценностей в качестве собственных идеалов и установок, их активного использования в жизнедеятельности [1].
Авторы Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков определили ступени развития гражданина России:
1. Усвоение семейных ценностей: основой гражданского поведения человека являются образцы взаимоотношений и отношений в семье, реализующиеся во взаимоотношениях с другими людьми и составляющие образцы гражданского поведения человека.
2. Принятие личностью как своих традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни малой родины.
3. Принятие культуры и духовных традиций своей страны, осознание их значимости в судьбе России [2].
Данные ступени определяют последовательность процесса развития гражданской идентичности ребенка: от семьи, дома, домашних традиций к осознанию себя гражданином своей страны.
Перед педагогами дошкольного образования, по мнению А. А. Муратовой, Е.А. Катрычевой стоит проблема адекватного отбора, с точки зрения возраста и социокультурной принадлежности, образцов гражданской идентичности и способов их трансляции ,воспитанникам. Требованием к отбору становится возможность раскрытия в содержании образовательной деятельности как общечеловеческих ценностей, так и специфических культурных и гражданских эталонов [3].
Оренбургская область - приграничный регион России, территория с многонациональным составом населения, отличающегося разнообразием традиций даже внутри одного этноса. Сплав
культур, географическое положение, историческое развитие нашего государства породили в регионе уникальную казачью субкультуру, возрождающуюся после политических катаклизмов прошлого столетия и оказывающую влияние на развитие социокультурной ситуации региона. Это определяет необходимость обращения к культурно-историческому прошлому, к традициям казачества Южного Урала в процессе развития гражданской идентичности.
Выбор традиций в качестве педагогического средства развития гражданской идентичности обусловлен возрастными предпосылками развития дошкольников, необходимостью закрепления знаний традиций и перехода их в стереотип поведения, в основу способности аутентично конструировать свое будущее. Именно традиции являются составляющей культурно-исторического прошлого, доступной осмыслению и присвоению дошкольником.
По мнению С.Н. Даньшова, Л.Б. Соколовой, традиция является механизмом воспроизводства образцов поведения, созданных в прошлом и, исходя из этого, признанных нормативными [4].
Народом сохраняется та традиция, которая помогает организовать жизнь по законам красоты, любви, заботы, доброты. Именно поэтому традиции сопровождают культурные, военно-патриотические, семейно-бытовые, религиозные события.
Казачество вообще и казачество Южного Урала в частности имеет непростую историю. Пережив после революции расказачивание и отказ в праве на существование («С казачеством, как с обособленной группой населения, нужно покончить» - «Проект административно-территориального раздела Уральской области» от 4 марта 1919 г.), казачество понесло невосполнимые потери в процессе террора и репрессий. Процесс возрождения казачества начался в 1991 году с выходом закона «О реабилитации репрессированных народов»; казачеству были предоставлены права, как и другим репрессированным в годы Советской власти народам.
Потомки оренбургских казаков, не забывшие о своем казачьем происхождении, о многовековой славе и предназначении служить Родине, получили возможность самоорганизоваться, восстановить то, что пытались уничтожить несколько десятилетий назад: народную казачью культуру, которая базируется на духовности, гармоничном сочетании нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей.
В исследовании С. Н. Даньшова, Л. Б. Соколовой традиции казачества Южного Урала выступают устойчивой транслируемой компонентой содержания воспитания [4].
Многовековая история традиций казачества Южного Урала, сложившихся из славянских, тюркских, монгольских, греческих, армянских традиций, обеспечила сопровождение жизни казака от ее начала до конца.
Прежде всего в традициях казачества Южного Урала выделяется миссия защиты Отечества, любовь и трепетное и уважительное отношение к родине, установка на духовное единство: хранение духовных и нравственных ценностей, обусловивших формирование сакрального компонента -Матери-Сырой Земли, отношение к которой выражалось в сыновней любви и почтительности. Так, десятого мая казаки справляли «Именины земли», в которые нельзя было проводить работы на земле. Торжественные клятвы казаков сопровождались прикосновением к земле; считалось, что земля не станет носить обманщика, поэтому в доказательство правды и правоты казак клал на голову кусок дерна. Доказательством проникновенного и уважительного отношения к земле являются малые жанры казачьего фольклора: «Мать-Сыра Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!»; «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!». Отметим также почтительное и сыновнее отношение казаков к реке Урал, называемой «Урал-батюшка», «кормилец родимый». Подобное отношение казаков к родной земле и родной реке, выражающееся в специфической лексике и произведениях малых фольклорных жанров, становится основой воспитания у дошкольников.
Предназначение Оренбургского казачества, отношение казаков к Родине определяют возможность обращения к традициям казачества Южного Урала в развитии гражданской идентичности в дошкольном образовании.
В МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №199» г. Оренбурга развитие гражданской идентичности дошкольника осуществляется в процессе реализации парциальной образовательной программы «Природное и культурное наследие Оренбуржья», спроектированной в соответствии с
методическими рекомендациями, составленными О.Г. Тавстухой, А. А. Муратовой [5]. Приобщение к традициям казачества Южного Урала осуществляется в старшей группе. При проектировании содержания парциальной образовательной программы нами были определены следующие тематические модули:
- модуль «Культурные традиции казаков», включающий темы: «Казачья кухня», «Одежда казаков», «Казачий фольклор»;
- модуль «Военно-патриотические традиции казаков», включающий темы: «Атрибутика Оренбургского Казачьего Войска (герб, знамя, гимн, снаряжение, оружие)», «Боевое мастерство казака», «Казачьи промыслы. Коневодство»;
- модуль «Семейно-бытовые традиции казаков», включающий темы «Дом казака», «Воспитание детей в казачьей семье», «Труд казака»;
- модуль «Обряды, традиции, праздники», включающий темы «Календарные праздники оренбургских казаков», «Казачьи порядки, традиции, обычаи, нравы», «Казачий фольклор».
Реализация программы проходит в тесном взаимодействии с семьями дошкольников и социокультурным окружением детского сада. Родители воспитанников, бабушки и дедушки участвуют в подготовке и организации занятий, на которых знакомят дошкольников с традициями казачества Южного Урала, помогают организовывать экскурсии в Музей оренбургского казачества, экскурсии по городу по памятным казачьим местам, заочные экскурсии по местам, связанным с историей оренбургского казачества.
Одной из наиболее востребованных педагогических технологий в развитии гражданской идентичности является проектная деятельность. Так, в рамках темы «Календарные праздники оренбургских казаков» модуля «Обряды, традиции, праздники» реализуется детско-взрослый проект «Казачья масленица».
Целью образовательной деятельности по проекту определяется развитие гражданской идентичности старшего дошкольника средствами традиционных казачьих праздников (на примере масленицы).
Масленица являлась одним из самых ярких традиционных культурных событий казаков. Празднование масленицы длилось в течение недели: пелись народные песни; организовывались скачки и стрельбы, подготовка к которым шла в течение месяца; казаки ходили друг к другу в гости на блины. В праздничные для мальчиков устраивались детские скачки наперегонки. Каждый двор участвовал в салюте из ружей и пистолетов. Дети стреляли из маленьких пушек, которые изготавливались из костей животных.
Включение детей в празднование масленицы позволяет обеспечить дошкольникам в проживание казачьих традиций, испытать на себе то, как по традициям казаков воспитывались дети, чем занимались, в какие игры играли, чему учились, чтобы стать защитником Отечества.
В процессе реализации проекта дети разучивают «масленичные» частушки и песни, игры, вместе с родителями изготавливают «коней» для скачек, на занятии делают куклу-берегиню Масленку. Итоговым мероприятием по проекту является праздник «Широкая казачья масленица», который организуется и празднуется вместе с родителями.
Одной из форм реализации парциальной программы является занятие. Подчеркнуть самобытность казачества, пробудить в дошкольниках интерес к традициям казаков, гордость за соотечественников помогает занятие на тему «Серьга как военный атрибут казака».
Цель занятия: развитие интереса к традициям казачества Южного Урала в процессе изучения казачьих военных атрибутов.
Задачи:
1. Развивать представления о военной миссии казачества, о духовно-нравственных устоях казаков.
2. Развивать стремление искать смыслы и значения в традиционной атрибутике.
3. Развивать умение анализировать предметы и явления окружающего мира в аспекте их духовно-нравственной значимости.
Для казаков Южного Урала важную роль играло сохранение и продолжение рода. Осознавая риск гибели при защите рубежей Отечества, казаки создали традицию заботы о сохранении рода, символически воплотившуюся в мужских серьгах.
Казачий обычай носить мужчинам серьги связан с основным занятием казаков - военным делом. Серьга в левом ухе казака означала единственного сына у матери, серьга в правом — последнего мужчину в роду, в обоих ушах - одного ребенка у родителей.
Обычно мужские казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. На форму серьги оказала влияние близость тюркских народов, у которых подобная форма серьги была связана с особенностью мусульманской религии.
Наличие серьги не освобождало казака от несения службы, но в походах и боях тех, у кого была серьга или серьги, старались по возможности беречь.
Мужская серьга выступает на занятии основой проблемной ситуации, по которой мальчикам группы предлагается выбрать серьги для себя. После замешательства и смеха детям демонстрируются фотографии казаков в серьгах и предлагается поразмышлять, с какой целью казаки носили серьги и почему они носили их по-разному.
Вместе с воспитателем дети осмысливают долг казака перед Родиной и казачьей общиной, военную миссию казачества, духовно-нравственные устои казаков, направленные на сохранение семьи, заботу о старшем поколении, продолжении рода.
Продуктивная деятельность детей по теме занятия предполагает лепку мужской серьги из пластилина или чеканку на фольге.
Традиции казачества Южного Урала обладают богатым духовно-нравственным потенциалом, способствующим развитию гражданской идентичности в дошкольном возрасте. Благодаря выбранному содержанию данный процесс осуществляется в тесном взаимодействии детского сада с семьей и социумом. Традиции казачества обеспечивают наполнение содержания части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений, дают педагогическим работникам обширный материал для разработки парциальной программы, детско-взрослых проектов, занятий.
Список литературы
1. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы /А.Г. Асмолов и др. - М., 2012.
2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009.
3. Муратова A.A. Теоретические основы формирования гражданской идентичности дошкольника [Электронный ресурс] /A.A. Муратова, Е.А. Катрычева //Вопросы дополнительного профессионального образования. - 2016. - №2. URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/vdpo_2(6)_r2.5_Mur_Katr.pdf
4. Даныпов С.Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях казачества Южного Урала: учебно-методическое пособие /С.Н. Даныпов, Л.Б. Соколова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.
5. Тавстуха О.Г. Особенности проектирования парциальной образовательной программы дошкольного образования в современных условиях /О.Г. Тавстуха, A.A. Муратова //Актуальные научные исследования в современном мире: XIX Междунар. научн. конф., 26-27 ноября 2016 г., Переяслав-Хмельницкий. // Сб. научных трудов - Переяслав-Хмельницкий, 2016. - Вып. 11(19), ч. 4 -С.95-99.