Научная статья на тему 'Генезис научных представлений о понятии «Гражданин»'

Генезис научных представлений о понятии «Гражданин» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1176
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНИН / ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО / CIVIL SOCIETY / CITIZEN / PERSONAL QUALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джаббаров В. Х.

В данной статье показывается, что формирование понятия «гражданин» подвержено влиянию социокультурной ситуации общества, представляется генезис научных представлений о гражданине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC IDEAS GENESIS OF THE CONCEPT «CITIZEN»

The author states that the concept «citizen» development is influenced by the sociocultural situation in the society and shows scientific ideas genesis of the concept «citizen».

Текст научной работы на тему «Генезис научных представлений о понятии «Гражданин»»

УДК 378

ГЕНЕЗИС НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ «ГРАЖДАНИН»

© 2011 В.Х.Джаббаров

Поволжский государственный колледж

Статья поступила в редакцию 11.01.2011

В данной статье показывается, что формирование понятия «гражданин» подвержено влиянию социокультурной ситуации общества, представляется генезис научных представлений о гражданине.

Ключевые слова: гражданское общество, гражданин, личностное качество.

Кризисное состояние современного российского общества проявляется в разрыве между материальной и духовной его сферами, во взглядах и устремлениях людей, их ценностных установках. Преодоление кризисных ситуаций в социальной жизни, экономике, экологии, демографии, порождаемых происходящими во всем мире и в нашей стране глобальными изменениями, с учетом перспектив развития России требуют совместных усилий государства и граждан по построению общества нового типа, в котором будут преодолены сложившиеся негативные тенденции современной жизни.

Что же это за общество? Казалось бы, ответ на этот вопрос известен всем: это гражданское общество. И как показывает обзор, прежде всего, средств массовой информации, Россия сегодня строит именно гражданское общество. Однако для многих россиян сегодня слова «гражданское общество» являются красивым словосочетанием, наряду с другими словосочетаниями (правовое государство, демократическое управление и т.д.), часто произносимыми с телеэкранов, появляющимися на страницах периодических изданий. В то же время гражданское общество - это реальный инструмент выхода России из тех кризисных ситуаций, который обеспечит подлинно справедливое, человеческое будущее. В научной литературе отсутствует единая точка зрения относительно определение понятия «гражданское общество». Философия, социология еще не определились в понимании данного понятия, что свидетельствует не о слабости данных наук, а о постоянном поиске научной истины.

Ученые по-разному понимают гражданское общество, а также по-разному видят способы построения такого общества. Приведем точки зрения ученых относительно гражданского общества. Так, В.М.Межуев под гражданским обществом (или обществом граждан) понимает

«совместные (коллективные) действия людей в сфере не их приватной (частной), а публичной (или общественной) жизни, причем в условиях, когда она перестает быть монополией властных элит - как традиционных, так и современных. Это именно сфера действий и поступков людей, которые могут иметь как стихийный, так и организованный характер, получая в этом случае организационную форму неправительственных, негосударственных объединений, союзов, ассоциаций, функционирующих по принципам самоорганизации, самоуправления и, как правило, самофинансирования. Непосредственно гражданское общество предстает как сложившаяся независимо от властной вертикали, существующая помимо нее система горизонтальных связей и отношений, охватывающая собой значительную часть населения. Не паспорт, а реальная включенность человека в эту связь превращает его из гражданина de jure в гражданина de facto»1.

В.С.Торохтий пишет: «Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества

- цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание»2.

Т.В.Мишаткина следующим образом трактует гражданское общество: «Гражданское общество

- ценностная система духовных, социальных и экономических отношений между лицами, группами, институтами и организациями, независимыми от государственной власти. Оно формируется на стыке общественной и частной жизни,

Джаббаров Виталий Хамракулович, преподаватель информатики. E-mail: vdiabbarov@amail. com

1Мотрошилова Н.В. О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии. - 2009. - №6. - С. 12 - 32. - С. 15.

2 Торохтий В.С. Гражданское и патриотическое воспи-

тание в условиях модернизации образования // Гражданином быть обязан: Методический портал [Электронный ресурс]: http://www.smolpedagog.ru /article%

2026.html (Дата обращения 17.09.10).

где человек самостоятельно, без вмешательства извне определяет цели и средства своих действий. Это как бы частная и одновременно публичная сцена, на которой действуют и отдельные личности, и политические силы, но без государственной регуляции. Это общество с самоуправляемыми структурами, область автономной самореализации людей, защищенных правовыми нормами от регламентации их деятельности государством и его нормами»3.

Н.Е.Яценко считает, что гражданское общество есть та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан ограждены законами от прямого вмешательства органов государственной власти; зрелое гражданское общество - общество, сумевшее подчинить себе государство и поставить на службу своим интересам государственные органы всех ветвей и всех уровней власти в стране4.

Перечень определения понятия «гражданское общество» может быть продолжен. Однако из вышеприведенных определений ясно, что гражданское общество невозможно без человека. Казалось бы, что нового в этом выводе? Существование любого общества невозможно без человека. Но, что это за человек? Исторический экскурс показывает, что конкретное общество востребует человека, который обладал бы адекватным представлениям о таком обществе в определенный период исторического и культурного его развития характеристиками. Например, тоталитарное общество требовало послушного человека-винтика. Такой человек на словах признавался ценностью, на самом же деле он являлся не субъектом, обладающим свободой воли, не мерой всех вещей, а объектом манипулирования. Сегодня мы говорим о том, что живем в демократическом обществе, которому нужен самостоятельный, свободный, конкурентоспособный человек. Гражданское общество мы еще только строим, и чтобы его успешно построить, нужно, прежде всего, понять, кто такой человек гражданского общества. Как пишет В.С.Торохтий, возникновение гражданского общества детерминировано разграничением прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина -правовым государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человече-

ского существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - ее политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования, как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые личность через гражданское общество обеспечивает воспроизводство социальной жизни5.

Идеи гражданского общества, гражданина, строящего такое общество и живущего в нем, находят свое отражение и в образовании. Так, в современных нормативных документах, регламентирующих деятельность системы образования в России, подчеркивается важность и необходимость воспитания гражданина. Так, одним из ведущих принципов государственной политики в области образования является «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»6.

Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации среди основных целей и задач образования рассматривает «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью»7. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года важнейшей задачей воспитания сегодня является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе...»8. Анализ данных документов, их понятийно-терминологического аппарата показывает, что в них отсутствует представление о том, какими характеристиками должен обладать человек - представитель гражданского общества. Да, бесспорно, нужен гражданин, но какой?

Анализ научной литературы показывает, что психологические характеристики человека как представителя гражданского общества достаточно четко представлены в концепции социокуль-

3 Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учебное пособие. - Ростов н/Д; Минск: 2004. - С. 89.

4 Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов, 1999. [Электронный ресурс]: http: / /www. slovarnik.ru /html tsot/g/grajdanskoe-ob1estvo.html (18.09.10).

5 Торохтий В.С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования.....

6 Об образовании. Закон Российской Федерации. - М.: 2000.

7 Из кризиса - к достойной жизни. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Постановление от 4 октября 2000 г. № 751 г. - М.: [Электронный ресурс]: http: / / www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrm!.htm (18.09.10).

8 Концепция модернизации российского образования на

период до 2010 г. [Электронный ресурс]: http: / /www.

kremlin.ru /text/docs /2002 /04 /57884.shtml (18.09.10).

турной модернизации образования А.Г.Асмо-Олова. Это осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире; установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой Родины»; готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие; осознание своей сопричастности к судьбам человечества; установка на владение универсальными способами познания мира9.

Мы полагаем, что среди характеристик человека - представителя гражданского общества должна быть такая характеристика как гражданская грамотность. Данную характеристику мы выделяем, опираясь на точку зрения С.Б.Са-веловой и В.Л.Абушенко, которые, давая определение воспитанию, подчеркивают, что человек современного мира - гражданин, который не только стремится удовлетворить свои собственные права и интересы, но и способен взять на себя ответственность как за свою жизнь, так и в определенной степени за жизнь других. Соответственно, с точки зрения целей социализации современная система воспитания должна обеспечивать становление у человека гражданской грамотности, которая является базой для формирования человеком своей гражданской позиции -точки зрения, влияющей на выбор своего пути, дела, построение собственных перспектив и определяющих отношение человека к происходящим событиям. Гражданская грамотность - это сформированная способность человека участвовать в демократическом сообществе10.

Формирование гражданской грамотности учащейся молодежи является одной из приоритетных задач педагогической науки. Решение данной задачи требует вначале определиться с понятием «гражданская грамотность». Понятие «гражданская грамотность» состоит из термина «гражданский», производного от слова «гражданин», и термина «грамотность». Обоснование содержания данного понятия требует раскрыть содержание понятий «гражданин» и «граждан-

ственность», поскольку содержательное свое наполнение явление гражданской грамотности, обозначаемое с помощью адекватного ему понятия, получает через привлечение понятий «гражданин», «гражданственность», производными от которых является слово «гражданский», означающее: относящийся к гражданину, характеристикой (свойством, качеством) которого является гражданственность.

В данной статье представлен генезис научных представлений о гражданине. Обращение к словарям русского языка, показывает, что слово «гражданин» имеет исторические корни. Так в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля гражданин определяется как «городской житель, горожанин, посадский. Член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государ-ство»11. Гражданственность понимается как «состояние гражданской общины; понятия и степень образования, необходимые для составления общества»12.

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова гражданин есть лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспечиваемыми конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности13. В данном словаре отсутствует слово «гражданственность», но есть слово «гражданский»: «Относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям к государственным органам и организациям; свойственный гражданину, как сознательному члену общества»14.

В «Словаре современного русского литературного языка» помимо весьма схожей с трактовкой слова «гражданин», представленной в словаре С.И.Ожегова: «лицо, принадлежащее к постоянному населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспечиваемыми законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства»15, появляется еще одно значение данного слова: «человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном бла-ге»16. В данном словаре появляется слово «гра-

9 Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса гражданской идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С. 65 -86. - С. 80.

10 Савелова С.Б., Абушенко В.Л. Воспитание // Социология: энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003. [Электронный ресурс]: http: / /voluntary.ru /dictionarv/568 / (24.09.10).

11 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - Т. 1. - М.: 2001. - С. 640.

12 Там же.

13 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: 1953. -С. 120.

14 Там же. - С. 121.

15 Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. / Гл. ред. К. С.Горбачевич. - Т. 3. - М.: 1992. -С. 310.

16 Словарь современного русского ... - С. 302.

жданственность». Однако для понимания значения этого слова читатель отсылается к слову «гражданский» в первом его значении: «относящийся к гражданину, к гражданам (в 1 знач.); связанный с осуществлением прав и исполнением обязанностей граждан, организацией в государстве»17.

В «Толковом словаре обществоведческих терминов» Н.Е.Яценко слово гражданин трактуется следующим образом: «1) лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей; 2) человек с ярко выраженной гражданственно-стью»18. Согласно данному словарю, гражданственность есть «сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга, разумное использование своих гражданских прав и свобод»19.

Мы видим, что слова «гражданин» и «гражданственность» претерпевают определенную эволюцию: от констатации принадлежности человека к населению страны и необходимости осуществления прав, даваемых государством и выполнения налагаемых им обязанностей, до понимания необходимости заботы об общественном благе, сознательного выполнения гражданских обязанностей и разумного использование гражданских прав и свобод.

Современная научная литература все чаще обращается к проблеме воспитания гражданина, а в связи с этим понятия «гражданин» и «гражданственность» наполняются конкретным содержанием. Так, И.П.Подласый, рассматривая содержание процесса воспитания, отмечает, что хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина. Ученый дает подробную характеристику каждой из вышеназванных ролей. Вот, что относится к гражданину: «Гражданин: выполнение гражданских обязанностей - чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судьбу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественная активность; соблюдение де-

17 Там же.

18 Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. 1999. [Электронный ресурс]: http: / /www. slovarnik.ru /html tsot/g /grajdanskoe-ob1 estvo.html (18.09.10).

19 Там же.

мократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и другие качества»20. Таким образом, дается довольно полная, но далеко не завершенная характеристика человека как гражданина.

Дальнейшее развитие научных представлений о гражданине мы находим у А.С.Гаязова, предлагающего общую модель гражданина, представленную мировоззренческими, профессиональными, гражданско-политическими, национально-культурными, духовно-нравственными, экологическими, валеологическими характери-стиками21.

Данные характеристики, по мнению ученого, находят свое выражение в основных качествах современного гражданина, который: 1) обладает развитым физическим и психическим здоровьем, умеет его поддерживать на уровне, обеспечивающем осуществление активной жизнедеятельности; 2) имеет культурный кругозор и широту мышления, являющиеся устойчивой основой профессионального и личностного непрерывного саморазвития; 3) имеет профессиональное образование, полученное в соответствии с личными интересами, способностями, востребованное на рынке труда и позволяющее в процессе трудовой деятельности повышать свою квалификацию или переквалифицироваться, опережая достигнутый уровень материального и духовного производства; 4) проявляет патриотизм, высокую нравственность в семье, в трудовом коллективе;

5) способен активно оберегать природу, участвует в восстановлении нарушенных экозвязей;

6) способен жить в условиях социально-экономического развития общества и использует свои физические и умственные возможности в становлении своего региона (России в целом. - В.Д.)22.

С нашей точки зрения, предлагаемые А.С.Га-язовым качества современного гражданина, требуют определенного уточнения. Мы полагаем, что некоторые из вышеперечисленных качеств не являются специфическими для характеристики именно гражданина. Так, здоровье человека -это есть общечеловеческая характеристика, важная для каждого человека. Если человек в силу объективных причин не обладает физическим

20 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. - М.: 2000. - Кн. 2: Процесс воспитания. - С. 29.

21 Гаязов А.С. Образование и образованность: гражданин в современном мире. - М.: 2003. - С. 155 - 156.

22 Там же. - С. 156 - 157.

здоровьем, то это не означает, что он не может быть гражданином. То же самое можно сказать о профессиональном образовании - отсутствие образования не может стать препятствием на пути становления человека как гражданина.

Дальнейший анализ научной литературы позволяет дополнить данный список качеств современного гражданина. Дадим обзор предлагаемых учеными качеств человека как гражданина. Среди определений понятия «гражданин» мы отобрали лишь те, которые содержат максимально разнообразное количество качеств. Мы не брали для анализа практически идентичные определения. Те определения, которые отобраны нами для анализа, на наш взгляд, наиболее адекватно отражают понимание понятия «гражданин» в отечественной науке.

Б.С.Гершунский полагает, что гражданин грядущей подлинно свободной России - это политически и экономически независимый и активный человек с высоким чувством собственного достоинства, человек, осознающий всю меру личной ответственности за судьбу свой страны и ее народа, человек, реализующий свои способности на основе глубоких знаний об окружающем мире и искренней веры в то, что смысл его жизни состоит в наиболее полной самореализации на собственное благо, на благо близких людей, своей страны, всего человечества23.

В.Т.Лисовский выделяет такие качественные характеристики гражданина, как мера усвоения личностью общечеловеческих, нравственно-гуманистических, национальных и других ценностей; здоровая любовь к своей Родине и своему народу; преданность и глубина понимания подлинных обязанностей перед обществом и государством, способность к социально ответственному гражданскому поведению и деятельности, стремление к честной, созидательной жизни в обществе в духе мира, терпимости и сотрудничества; культура межличностного и межнационального общения24.

Н.В.Бордовская и А.А.Реан пишут: «Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В то же время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира»25.

В.А.Пшонко рассматривает гражданина в контексте необходимости создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени и ориентированной на воспитание Гражданина Отечества: «Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнерства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности26.

А.Я.Данилюк и А.М.Кондаков рассматривают понятие гражданин в контексте воспитательного идеала: «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»27.

М.Е.Жихаревич подчеркивают значение формирования гражданина как идеала, с которым связана гражданственность. В данном аспекте ученый говорит о гражданине как автономном и сознающем себя таковым члене общества, обладающем комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственным перед обществом за свои действия; освоившим достижения мировой и отечественной культуры, патриоте, сохраняющем уважительное отношение к другим странам, культурам и народам28.

Абсолютное большинство ученых среди присущих гражданину качеств выделяют ответственность в самых разных ее проявлениях. Это личная ответственности за судьбу своей страны и ее народа (Б.С.Гершунский); ответственность за настоящее и будущее своей страны (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков); ответственность перед обществом за свои действия

23 Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития: Пособие для самообразования. - М.: 2001. - С. 444.

24 Основы концепции воспитания студентов вузов / Под ред. В.Т.Лисовского. - СПб.: 1999. - С. 126.

25 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: 2001. - С. 38.

26 Пшонко В.А. Гражданское воспитание в системе воспитания социально-личностных качеств выпускника колледжа // Гражданином быть обязан: методический портал. [Электронный ресурс]: http: / /www.smolpedagog. ra/artide%2018.html (24.09.10).

27 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: 2010.

28 Жихаревич М.Е. Проблемы теории гражданского образования // Гражданином быть обязан: методический портал. [Электронный ресурс]: http: / /www. smolpedagog.ru /article%2038.html (25.09.10).

(М.Е.Жихаревич); ответственность за судьбу всей планеты (Н.В.Бордовская, А.А.Реан); способность к социально ответственному гражданскому поведению и деятельности (В.Т.Лисовский). Если говорить об остальных присущих с точки зрения ученых гражданину качеств, то это независимость (политически и экономически независимый и активный человек; автономный и сознающий себя таковым член общества, обладающий комплексом неотчуждаемых прав и свобод); самореализация (реализация своих способностей на основе глубоких знаний об окружающем мире и искренней веры в то, что смысл жизни состоит в наиболее полной самореализации на собственное благо, на благо близких людей, своей страны, всего человечества); добросовестность (добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности; преданность и глубина понимания подлинных обязанностей перед обществом

и государством); уважение (уважение национальных и личностных свобод как окружающих, так и своих, уважение к законам государства; уважительное отношение к другим странам, культурам и народам).

Осмысление содержания понятия «гражданин» показывает, что развитие научных представлений о данном понятии, его формирование подвержено влиянию социокультурной ситуации. На теоретическое определение данного понятия, которое употребляется как в научной, так и художественной, публицистической и научно-популярной литературе, влияют общекультурные традиции эпохи, социальная ситуация общества. Начиная с момента, когда понятие «гражданин» стало объектом специального научного изучения, представления о гражданине постоянно испытывают на себе влияние социокультурных процессов, происходящих в обществе.

SCIENTIFIC IDEAS GENESIS OF THE CONCEPT «CITIZEN»

© 2011 V.H.Dzhabbarov Volga Region State College

The author states that the concept «citizen» development is influenced by the sociocultural situation in the society and shows scientific ideas genesis of the concept «citizen».

Key words: civil society, citizen, personal quality.

Vitaliy Hamrakulovich Dzhabbarov, Computer Science Teacher. E-mail: vdjabbarov@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.