КПНТТЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14614 УДК 342.71
Самтакова А. А., Холопова Л. А. Гражданин и гражданственность // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 09. - ART 14614. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14614.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Самтакова Айдынай Аржановна,
студентка Юргинского технологического института (филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга [email protected]
Холопова Любовь Алексеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга kholopova [email protected]
Г ражданин и гражданственность
Аннотация. В статье дается анализ осмысления понятий «гражданин» и «гражданственность» в среде современной молодежи. Анализируются причины снижения гражданской активности среди студентов и школьников. Предлагаются действия, направленные на повышение уровня гражданской активности.
Ключевые слова: гражданин, гражданственность, патриотизм, гражданское и патриотическое воспитание.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Развитие теории и практики гражданского образования всегда было тесно связано с осмыслением понятия «гражданин» и «гражданственность» и попытками наполнить их новым содержанием.
Например, существовавшее в эпоху античности понятие «гражданин» как житель города, который приобрёл особый статус, некую совокупность прав и обязанностей, с развитием буржуазного общества все более наполнялось правовым содержанием. Параллельно переживала эволюцию и идея «гражданского общества». Гражданское общество оказывается тесно связанным не с любым государством, а с определенным типом - правовым. В XIX в. гражданское общество из теоретической конструкции превращается в социальную реальность, формируется его современное понимание, идущее от Гегеля, впервые разграничившего государство и гражданское общество, подчеркнувшего их нетождественность.
В России все обстояло иначе. Смысл понятий «гражданин», «гражданственность», «гражданское воспитание» изменялся в ходе социально-исторического развития российского общества. Термины «гражданин» и «гражданское воспитание» до определенного момента имели другое значение, отличавшееся от основной современной интерпретации этого понятия. Тем не менее многие представители российской общественности конца XVIII-XIX вв. (А. Н. Радищев, А. Ф. Бестужев, Ф. М. Кречетов, В. В. Попугаев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский и др.) указывали на необходимость патриотического воспитания юношества, которому практически не уделялось внимания. В частности, Е. Р. Дашкова во второй половине XVIII в., критикуя воспитательные традиции прошлого, отмечала: «Сие воспитание едва воспитанием называться может: ибо должность гражданина и право естественное юношеству было неизвестно» [1]. А в первой половине XIX в. В. В. Попугаев высказывал мысль о том, что главной целью просвещения должна заключаться в создании политической грамотности граждан [2].
г\л Л г\л
КПНТТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14614 УДК 342.71
Самтакова А. А., Холопова Л. А. Гражданин и гражданственность // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 09. - ART 14614. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14614.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Таким образом, очевидно, что проблема осмысления гражданственности была в дореволюционной России актуальной. Она рассматривалась российской интеллигенцией в контексте нравственного воспитания, в качестве одной из его важнейших задач.
Свое влияние на развитие гражданского воспитания оказали представления о гражданственности лиц женского пола, отраженные в общественном мнении, которые сводились преимущественно к признанию социальной активности женщины, не выходящей за рамки ее статуса матери и жены. Разные статусы мужчины и женщины в дореволюционном российском обществе, ставшие причиной дифференциации идеала гражданина по половому принципу, обусловили разделение содержания гражданского воспитания для юношей и девушек [3].
Если обратимся к истории XX в., то в современном русском языке используется одно и то же слово для определения принадлежности человека к населению государства как территориальной или иной общности и его правового статуса. Это слово «гражданство». В словаре Ожегова оно определено как «состояние в числе граждан государства, правовое положение гражданина» [4].
До 1990-х гг. целью гражданского образования считалось формирование гражданственности. Если обратиться к словарям разных лет, то можно обнаружить трактовки, сводящие гражданственность к правовому понятию «гражданин». Гоаждан-ский - присущий, свойственный гражданину, т. е. лицу, принадлежащему к постоянному населению данного государства, пользующемуся его защитой и наделённому совокупностью прав и обязанностей [5]. Гоажданственность - понятие и степень образования, необходимые для становления гражданского общества [6]. В кратком педагогическом словаре пропагандиста (1988 г.) сущность гражданственности усматривается в сознательном и активном выполнении гражданских обязанностей и гражданского долга, в разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении Конституции СССР. Гражданственность характеризуется здесь как одно из ведущих идейно-нравственных качеств личности [7]. Необходимость гражданского образования всегда не вызывала сомнения. В послереволюционной и советской России формирование гражданственности остается по-прежнему важнейшей задачей системы образования, так как именно гражданское образование в силу своей многосторонности способно обеспечить личную, профессиональную и социальную успешность индивидуума, помочь найти свое место в обществе и стать счастливым.
Поэтому к определению цели гражданского образования в настоящее время существуют различные подходы. Одни исследователи, например Л. Грегуль, считают, что «главная задача гражданского образования - воспитание гражданского достоинства» [8].
Другие видят цель гражданского образования в развитии в условиях реального общества ценностей, знаний и навыков гражданственности как интегрального качества личности. Поэтому в понятие гражданственности они включают:
- понимание прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан;
- личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед окружающими людьми, обществом и государством;
- действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти;
- способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;
IV О rw
КПНТТЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14614 УДК 342.71
Самтакова А. А., Холопова Л. А. Гражданин и гражданственность // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 09. - ART 14614. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14614.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
- осознание своей гражданской идентичности, принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому и языковому пространству, истории и культуре.
При всей незавершенности становления гражданского общества в России в русской культурной традиции сложилось свое понимание гражданственности, весьма актуальное и для современной практики. Гоажданственность, на наш взгляд, - это совокупность убеждений и взглядов, которая предполагает, с одной стороны, высокую степень независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, с другой - приоритет нерушимой социальной солидарности, коллективизма, выражающийся в активном участии человека в жизни общества. Личность немыслима вне общества, она часть коллективного целого, но это самостоятельная единица, способная осознавать свой моральный долг, ставить его во главу своих интересов, формулировать новые идеи. Учитывая эту структуру целеполагания гражданского образования, в современных условиях, помимо непосредственной цели формирования гражданственности конкретного учащегося, еще должна быть и стратегическая цель создания гражданского общества [9]. Учитывая вышесказанное, мы провели исследование по осмыслению понятия «гражданин». В качестве респондентов была выбрана группа студентов в количестве 30 человек. Им была предложена анкета по осмыслению понятия «гражданин», вопросы которой были представлены в трех разделах:
1. «Наиболее значимые качества гражданина»:
- Уважение прав и свобод окружающих. Соблюдение Конституции РФ.
- Толерантность.
- Ответственность.
- Патриотизм.
- Честность.
- Социальная активность.
- Не знаю.
2. «Праздники, важные для гражданина»:
- Новый год.
- 9 Мая.
- День Конституции, День единения России.
- 8 марта.
- 23 февраля. Рождество, Пасха.
3. «Отношение к своей стране»:
- Готов приносить пользу своим трудом.
- Защищать в случае опасности.
- Беречь природу.
- Считаю себя патриотом.
Общие обработанные данные приведены в таблице.
Осмысление понятия «гражданин»
Вопросы Ответы Студенты
Какие качества гражданина считаете наиболее значимыми? Уважение прав и свобод окружающих. Соблюдение Конституции РФ 11
Толерантность 1
Ответственность 3
Патриотизм 8
Честность 5
Социальная активность 2
IV 3 ^
КПНТТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14614 УДК 342.71
Самтакова А. А., Холопова Л. А. Гражданин и гражданственность // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 09. - ART 14614. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14614.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Не знаю -
Какие праздники самые важные для гражданина страны? Новый год 6
9 Мая 12
День Конституции, День единения России 2
8 Марта 5
23 Февраля 4
Рождество, Пасха 1
Как вы относитесь к стране, в которой живёте? Готов приносить пользу своим трудом 12
Защищать в случае опасности 1
Беречь природу 1
Считаю себя патриотом 16
Результаты по каждому разделу для большей наглядности представлены на диаграммах.
12
10
8
6
4
2
0
Уважение прав и свобод окружаю щих.
Толерант
ность
Ответств
енность
Патриоти
зм
Честност
ь
Социальн
ая
активност
ь
не знаю
■ студенты 11 1
3
8
5
2
0
Рис. 1. Наиболее важные качества гражданина
На рис. 1, видно, что на вопрос «Какие качества гражданина считаете наиболее значимыми?» на первое место студенты поставили «Уважение прав и свобод окружающих. Соблюдение Конституции РФ» (11 чел.), далее следовал «Патриотизм» (8 чел.) и «Честность» (8 чел.).
15 10 5 0
■ ■ ■ ■ ■ _
Новый год 9 Мая День Конституци и 8 Марта 23 Февраля Рождество, Пасха
■ студенты 6 12 12 5 4 1
Рис. 2. Анализ самых важных праздников для гражданина страны
На вопрос «Какие праздники самые важные для гражданина страны?» большинство студентов назвали 9 мая, День Конституции (12 чел.).
IV ^ rw
КПНТТЕПТ
научно-методический, электронный журнал ART 14614 УДК 342.71
Самтакова А. А., Холопова Л. А. Гражданин и гражданственность // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 09. - ART 14614. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14614.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Рис. 3. Как вы относитесь к стране, в которой живёте?
Отвечая на третий вопрос «Как вы относитесь к стране, в которой живёте?» (рис. 3), студенты отметили: «Считаю себя патриотом» (16 чел.), «Готов приносить пользу своим трудом» (12 чел.), «Защищать в случае опасности» (1 чел.) и «Беречь природу» (1 чел.).
Нам было интересно сравнить осмысление понятия «гражданин» студентами и школьниками. С этой целью мы обратились к данным, приведённым в монографии Л. А. Холоповой «Гражданское образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы», где показаны результаты деятельности по развитию гражданских качеств у школьников.
Сравнив, мы увидели, что ценностное отношение у школьников к своей стране более осмысленное и конкретное, так как на первое место при ответе на вопрос «Как вы относитесь к стране, в которой живете?» они ответили: «Готов защищать в случае опасности», «Готов приносить пользу своим трудом». Большинство студентов считают себя патриотами, хотя один из них «готов защищать в случае опасности» свою страну и один - «беречь природу» [10]. В школе, где проходил описанный эксперимент, эта работа велась на протяжении десяти лет. Таким образом, процесс развития гражданских качеств длительный. В целом в этом направлении должна проводиться государственная политика, предусматривающая процесс становления гражданина через развитие его гражданских качеств на всех ступенях образования. Приоритетным в такой политике должно стать повышение качества жизни каждого отдельного человека, который, испытывая гордость за процветающую державу, будет ценить её прошлое, радоваться победам современной России, как в случае с Олимпийским играми в Сочи, вносить свой созидательный вклад в её процветание, будет способен защитить страну в случае опасности.
(V С rw
КОНТ TFTTT
научно-методический электронный журнал ART 14614 УДК 342.71
Ссылки на источники
Самтакова А. А., Холопова Л. А. Гражданин и гражданственность // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 09. - ART 14614. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14614.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
1. Дашкова Е. Р. О смысле слова «воспитание» // Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. - С. 283.
2. Попугаев В. В. О просвещении народном и оного следствиях // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 88.
3. Доклад «Генезис гражданского воспитания в дореволюционной России». - URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/genezis-grazhdanskogo-vospitaniya-v-dorevolyutsionnoy-rossii (дата обращения: 3. 06. 2014 г.).
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992. - С. 144.
5. Доклад «Генезис гражданского воспитания в дореволюционной России».
6. Доклад «Понятие гражданственности и ее развитие через волонтёрство». - URL:
http://www.cloudwatcher.ru/analytics/6Zview/53/ (дата обращения: 3. 06. 2014 г.).
7. Холопова Л. А., Кучерявенко С. В. Гражданское образование в учебно-воспитательном процессе школы и менеджмент: учеб. пособие. - Томск, 2012. - С. 10.
8. Грегуль Л. И. Региональный опыт. Вопреки всем трудностям. - URL: http//www.ug.ru
9. Холопова Л. А., Кучерявенко С. В. Указ. соч. - С. 69.
10. Холопова Л. А. Гражданское образование в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: монография. - Томск, 2011. - С. 84-85.
Aydynay Samtakova,
Student, Yurga Institute of Technology, branch of Tomsk Polytechnic University, Yurga [email protected] Lyubov Holopova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of economics and automated control systems, Yurga Institute of Technology, branch of Tomsk Polytechnic University, Yurga kholopova [email protected] Citizen and civic consciousness
Abstract. The authors analyze the concepts «citizen» and «civic consciousness» in the environment of modern youth, the reasons of civil activity decrease among school and university students. The authors suggest thee actions, directed on increase the level of civil activity.
Key words: citizen, civic consciousness, patriotism, civil and patriotic education.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Dashkova, E.R. (1985) “O smysle slova ‘vospitanie’”, in Solovkov, I.A. (ed.) Antologija pedagogicheskoj mysli RossiiXVIII v., Pedagogika, Moscow, p. 283 (in Russiаn).
Popugaev, V.V. (1987) “O prosveshhenii narodnom i onogo sledstvijah”, in Lebedev, P.A. (ed.) Antologija pedagogicheskoj mysli Rossii pervoj poloviny XIX v. (do reform 60-h gg.), Pedagogika, Moscow, p. 88 (in Russiаn).
Doklad “Genezis grazhdanskogo vospitanija v dorevoljucionnoj Rossii”. Available at: http:,cyber-leninka.ru/article/n/genezis-grazhdanskogo-vospitaniya-v-dorevolyutsionnoy-rossii (data obrashhenija: 3. 06. 2014 g.) (in Russiаn).
Ozhegov, S.I. & Shvedova, N.Ju. (1992) Tolkovyjslovar'russkogojazyka, Moscow, p. 144 (in Russiаn). Doklad “Genezis grazhdanskogo vospitanija v dorevoljucionnoj Rossii”.
Doklad “Ponjatie grazhdanstvennosti i ee razvitie cherez volontjorstvo”. Available at: http:,www.cloud-watcher.ru/analytics/6/view/53/(data obrashhenija: 3. 06. 2014 g.) (in Russiаn).
Holopova, L.A. & Kucherjavenko, S.V. (2012) Grazhdanskoe obrazovanie v uchebno-vospitatel'nom pro-cesse shkoly imenedzhment: ucheb. posobie, Tomsk, p. 10 (in Russiаn).
Gregul, L.I. Regional'nyj opyt. Vopreki vsem trudnostjam. Available at: http,www.ug.ru (in Russiаn). Holopova, L.A. & Kucherjavenko, S.V. (2012) Op. cit., p. 69.
Holopova, L.A. (2011) Grazhdanskoe obrazovanie v uchebno-vospitatel'nom processe obshheobrazova-tel'noj shkoly: monografija, Tomsk, pp. 84-85 (in Russiаn).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
r>J
6 ~