УДК 378.31
РАЗВИТИЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Р.В. Колесов, А.В. Юрченко
Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние системы вузовского образования и перспективы его развития, приведены ожидания представителей бизнеса от выпускников вузов, раскрыты направления формирования облика вуза будущего. Кроме того, авторами проанализированы направления взаимодействия вузов с заинтересованными структурами в обеспечении экономики квалифицированными кадрами. Особое место авторами уделено обоснованию механизма финансирования предложенных мер.
Ключевые слова: система, вузовское образование, выпускник, трудоустройство, взаимодействие, фонд развития.
THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA: THE ECONOMIC ASPECT
R.V. Kolesov, A.V. Yurchenko
Abstract. In the article the authors consider the current state of the system of higher education and the prospects for its development, the expectations of graduates of higher education institutions are presented by business representatives, the directions of shaping the image of the university of the future are revealed. In addition, the authors examined the directions of interaction of universities with interested structures in providing the economy with qualified personnel. A special place is given by the authors to justify the mechanism for financing the proposed measures.
Key words: system, undergraduate education, graduate, employment, cooperation and development fund.
Актуальность осознания сложившегося состояния системы вузовского образования и перспектив его развития обусловлены, по нашему мнению, следующим:
1. Современное образование выступает основой развития экономики государств, от 40% до 70% роста национального дохода обусловлено темпами развития образования и прироста знаний в обществе, во многих странах обосновывается переход к всеобщему высшему образованию как условию выживания человечества в XXI в. [6; 3].
2. Выпускник вуза, по мнению работодателя, обязан соответствовать комплексу разносторонних требований: наличие достаточных профессиональных знаний и навыков, инициативность, стрессоустойчивость, целеустремленность, способность работать в команде, креативность, способность и стремление к самообучению и саморазвитию, ответственность, умение вести себя в бизнес-среде независимо от базового образования, физическая выносливость и крепкое здоровье. Обобщение материалов многочисленных опросов на тему «Выпускник глазами работодателя» позволило нам количественно выразить ожидания представителей бизнеса и руководителей учреждений от выпускников вузов:
- способность работать в коллективе, команде отметили 81 % работодателей;
- уровень практических знаний и умений - 67 %;
- способность воспринимать и анализировать новую информацию, разные идеи - 59%;
- готовность к дальнейшему обучению - 57 %;
- уровень профессиональной общетеоретической подготовки
- 47 %;
- навыки управления персоналом - 37 %;
- уровень базовых знаний и навыков - 36 %;
- способность эффективно представлять себя и результаты своего труда - 36 %;
- эрудированность, общую культуру, включая культуру речи, отметили 30 %;
- навыки работы на компьютере, знание необходимых в работе пакетов прикладных программ - 28 %;
- нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие
- 27 %;
- осведомленность в смежных областях полученной специальности - 25 %;
- владение иностранным языком - 15 %.
3. На рынке труда нарастает дисбаланс спроса и предложения труда квалифицированных работников из-за того, что платное образование ориентировано не на потребности работодателей, а на набор по направлениям подготовки, востребованным абитуриентами, зачастую слабо информированными о ситуации на рынке труда.
Все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых динамично изменяющихся социально-экономических условиях. В процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации выпускников вузов к профессиональной деятельности и повысить их конкурентоспособность [2, с. 197-200].
По нашему мнению, высшее учебное заведение будущего - это единая система воспитания, поэтапной подготовки, профессиональной ориентации и совершенствования человеческого потенциала; система, нацеленная на формирование гармоничной личности, владеющей комплексом компетенций, обеспечивающих оптимальное поступательное развитие самой личности и на этой основе - эффективное и устойчивое развитие общества и государства.
Отправной точкой формирования облика вуза будущего является организация его тесного взаимодействия:
- с координирующими развитие образования и науки органами государственной власти и местного самоуправления;
- с работодателями, которых следует рассматривать не только как заказчиков, но и как соорганизаторов процессов профессиональной ориентации, воспитания и подготовки студентов;
- с учреждениями среднего общего и профессионального образования, являющимися «кузницей мотивированных и осведомленных абитуриентов для системы высшего образования»;
- с другими учреждениями высшего образования и научными организациями, причем совсем не обязательно из смежных областей знаний.
Рассмотрим направления этого взаимодействия подробнее.
Роль государства в процессе регулирования образовательной деятельности должна быть нацелена на:
- развитие правовых основ функционирования институтов общественного участия в образовательной деятельности (попечительские и консультативные советы при вузах, эндаумен-фонды) в целях повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
- развитие правовых основ повышение эффективности управления знаниями на основе совершенствования организационно-право-
вых форм деятельности учебных заведений, обеспечивающих их экономическую самостоятельность, ответственность за результаты деятельности, повышение результативности финансирования сферы образования;
- организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений, включая взаимодействие с иностранными вузами, для развития мобильности вузовского образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;
- мониторинг рынка труда, стимулирование разработки и реализации региональных программ поддержки молодых специалистов по определяющим для экономики регионов специальностям, организации ярмарок вакансий для выпускников, предоставление стипендий студентам, грантовой поддержки, финансирование целевого приема в вузы в интересах развития экономики регионов России, поддержку создания образовательно-производственных комплексов.
В каждом регионе предлагается на начальном этапе (5-7 лет) сформировать совместным решением Минобрнауки России и правительства региона Научно-исследовательский центр развития науки и образования (далее - Центр). Для финансового обеспечения решаемых Центром задач следует сформировать Региональный фонд развития науки и образования (далее - Фонд). Объем средств Фонда необходимо предусмотреть на уровне не менее 1 % объема валового регионального продукта (далее - ВРП) предыдущего года. Например, учитывая, что ВРП Ярославской области в 2015 г. составил 431 020 млн руб., для Ярославской области эта сумма в 2016 г. была бы эквивалентна 4,3 млрд руб. [7]. Источником средств Фонда в течение первых трех лет его деятельности должно стать софи-нансирование из федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Распределение и контроль использования средств Фонда должны осуществляться на принципах гласности и широкого привлечения к участию в этих процессах в качестве экспертов научно-педагогических работников [1, с. 94-99].
Сотрудничество вузов с работодателями предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
- взаимодействие с работодателями в рамках профориентацион-ной работы, а затем при реализации учебно-воспитательного
процесса, логическим завершением которого будет совместное проведение итоговой аттестации, трудоустройство и последующий карьерный рост выпускников;
- привлечение представителей работодателей к корректировке образовательных программ и их совместному утверждению, участию в учебном процессе вуза (проведению аудиторных занятий, руководству практиками, руководству малыми предприятиями, создаваемыми при вузах);
- основой подготовки выпускников должны стать целевые заказы предприятий вузу на подготовку кадров;
- вузы и работодатели напрямую и через предлагаемые нами Центры должны взаимодействовать в процессе реализации системы непрерывного образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка сотрудников, особенно зачисленных в кадровый резерв и рекомендуемых на вышестоящие должности).
В регионах представители работодателей, в том числе через свои ассоциации, могут войти в состав соучредителей Научно-исследовательских центров развития науки и образования и принять на взаимовыгодных условиях участие в финансировании деятельности Регионального фонда развития науки и образования. При увеличении числа соинвесторов его размер может существенно превысить 1 % ВРП, даже при условии, что начиная с четвертого года его работы федеральный центр прекратит участие в финансировании.
Главной целью сотрудничества вузов с учреждениями среднего общего и профессионального образования должно стать формирование единой образовательной среды. Данное взаимовыгодное сотрудничество может строиться по следующим направлениям:
- создание единой образовательной среды и непрерывной профильной подготовки в системе «школа - колледж - вуз», предполагающей создание профильных классов в школах (изначально это могут быть технологический и социально-экономический профили), а также подготовку выпускников профильных классов в колледже, а профильных колледжей - в вузах по сокращенным программам;
- использование на уровне основного и среднего общего образования ресурсов материально-технической базы вузов для теоретического и практического обучения;
- совместная разработка школами, колледжами и вузами Единой программы дисциплины «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9-х и 11-х классов, рассчитанной на 30-40 часов; программа должна быть направлена на формирование умений выбирать профессию и представления об избранной сфере профессиональной деятельности, ознакомление со спецификой профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений, осознание потенциальными абитуриентами соответствия своих склонностей и способностей требованиям будущей профессиональной деятельности.
В рекомендуемые нами региональные Центры следует включить на постоянной основе представителей школ и колледжей, в том числе преподавателей предложенной дисциплины.
Мы убеждены, что будущее - за интеграционными процессами в образовании, именно за системой непрерывного образования, построенной на основе достижений отечественной педагогической науки и практики.
Основными направлениями межвузовского сотрудничества должны стать:
- синхронизация образовательных программ, разработка общих курсов, основываясь на специфике региональной образовательной политики;
- проведение межвузовских конференций, в том числе по проблемам развития интегрированной системы образования;
- осуществление программ стажировок студентов, научных сотрудников и преподавателей;
- проведение Дней университетов в партнерских вузах, учреждение стипендий для одаренной молодежи из университетов-партнеров;
- издание совместных учебников, участие в совместных исследовательских проектах и публикация совместных научных работ;
- разработка совместных и дистанционных образовательных программ;
- осуществление проектов совместной подготовки магистров при участии временных межвузовских коллективов ведущих ученых, с последующей выдачей выпускникам «мультидипломов»;
- реализация программ совместной подготовки научных кадров: кандидатов и докторов наук, докторов философии.
Результатом реализации наших предложений должно стать создание при вузах города сети субъектов малого предпринимательства (например, оказывающих консалтинговые услуги, осуществляющих разработку типовых и персональных бизнес-планов и т.д., которые будут оказывать услуги за плату сторонним организациям и лицам), а также практико-ориентированных лабораторий (например, по разработке программного обеспечения и учебно-методических комплексов для нужд учебного процесса и осуществления научной деятельности на основе хозрасчетных отношений с вузом). В этих структурах студенты получат возможность прохождения различных видов практик, а студенты старших курсов - и трудоустройства от 0,1 до 1,0 ставки в штате или на условиях работы по договорам гражданско-правового характера. К руководству предприятиями могут привлекаться практикующие специалисты и представители менеджмента предприятий - партнеров вузов.
Соответствующее предприятие, например, при медицинском образовательном учреждении может, в первую очередь, оказывать услуги по прохождению обследований и осмотров представителям образовательных учреждений. Предприятие экономического профиля - услуги в области учетно-аналитической деятельности и бизнес-консалтинга, в первую очередь, другим вузам, образовательным учреждениям среднего образования региона и т.д. При подобной организации взаимодействия образовательных учреждений реально, а не на бумаге будут развиваться профессиональные связи. Кроме того, вряд ли придется говорить о недостатке потенциального рынка сбыта услуг для подобного рода «вузовских» экономических субъектов.
Наши предложения будут способствовать решению одной из самых сложных задач для современной системы среднего профессионального и высшего образования - задачи трудоустройства выпускников по получаемой специальности. К сожалению, в настоящее время сложилась ситуация, когда значительное число выпускников, не имея опыта, остаются не востребованными работодателями в течение 3-5 лет после окончания вуза, и как следствие, существенно потеряв полученные за время учебы навыки, не трудоустраиваются по полученной специальности никогда. Таким образом, без преувеличения, десятки миллионов человеко-лет пребывания в об-
разовательных учреждениях высшего образования оказываются невостребованными обществом и государством. А ведь это - серьезнейший источник повышения уровня производительности труда и темпов роста национальной экономики.
Трудоустройство выпускников вузов по получаемой ими специальности должно являться приоритетом государственной политики развития многоуровневой системы подготовки и воспитания квалифицированных кадров, ключевым критерием оценки социальной эффективности бизнеса, главной целью деятельности каждого учебного заведения.
На уровне федерального законодательства, регулирующего образование, следует закрепить необходимость наличия в создаваемых при вузах субъектах малого предпринимательства и инновационных предприятиях рабочих мест, численность которых позволит трудоустроить всех студентов-очников выпускного курса, как минимум из расчета 0,2 ставки по получаемым специальностям, и как минимум - на 0,1 ставки студентов-очников предвыпускного курса по специальностям «со статусом ниже», чем предполагаемое должностное предназначение выпускников.
Мы предлагаем инициировать реализацию проекта «Единая база вакансий», реализуемого совместно вузами, предприятиями-партнерами и Государственной службой занятости населения. В последующем данный проект может перерасти во всероссийскую социальную сеть «Дорога - молодым», а в еще более отдаленной перспективе стать платформой «Перспектива без границ», объединяющей базы вакансий для молодых специалистов стран СНГ, стран-участников Евразийского экономического союза.
Финансовый университет при Правительстве РФ и Московский финансово-юридический университет МФЮА, обладающие высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами и разветвленной филиальной сетью в регионах России, вполне могут стать локомотивами этой значимой в социально-экономическом плане всероссийской, а в будущем и международной инициативы.
Необходимо законодательно закрепить понятие «молодой специалист». Это не возврат к советскому прошлому, а стремление взять все лучшее, что было наработано в стране десятилетиями. Это позволит:
1. Обязать организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности ежегодно не менее 5 % вакансий замещать выпускниками вузов. Для организаций, не выполняющих данную норму, установить размер обязательных отчислений в размере 0,5 % фонда оплаты труда в предлагаемый нами Региональный фонд развития науки и образования.
2. В целях мотивации работодателей к трудоустройству молодых специалистов освободить организации от уплаты отчислений, начисленных на заработную плату трудоустроенных молодых специалистов, в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (отметим, что сегодня размер отчислений на социальное страхование и обеспечение превышает 30 % сумм начисленной оплаты труда персоналу):
- в полном объеме в течение двух лет после окончания вуза для молодых специалистов, трудоустроенных в том числе и не по полученной специальности;
- в размере 50 % отчислений в течение третьего-пятого годов трудоустройства выпускника, работающего по полученной в вузе специальности.
3. Снизить суммарные платежи по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций в размере процентов, соответствующих удельному весу молодых специалистов в среднесписочной численности сотрудников организации, но не более чем на 20 % величины, подлежащей уплате в доход бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.
4. Обязать организации компенсировать молодым специалистам не менее 50 % расходов по оплате найма жилья, при условии, что максимальный объем компенсации не будет превышать один минимальный ежемесячный размер оплаты труда (с 1 июля 2017 г.-7800 руб.). По нашему мнению, это будет способствовать «выводу из тени» значительной части рынка найма жилья, так как потребует официального оформления подобных отношений.
К сожалению, несмотря на всю проблематичность ситуации
в системе образования, государство не стремится занять активную
и системную позицию в решении вышеуказанных проблем. Например, осознавая в целом негативность ситуации, при которой по состоянию на начало 2017 г. доля нового оборудования (не старше пяти лет) в вузах составляла менее 45 %, Минэкономразвития России инициировало в 2017 г. обсуждение возможных изменений в налоговое законодательство, согласно которым бизнес, участвующий в обновлении материальной и учебно-лабораторной базы вузов, а также в формировании их фондов целевого капитала получит право включать эти затраты в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль при условии, что их общая величина не превысит 1,5 % выручки от реализации продукции (работ, услуг) [4]. Конечно, в вузах приветствуют такие решения, отмечая, что они помогут увеличить стагнирующие эндаумент-фонды, однако назвать их системным подходом к решению накопившихся проблем и адекватным ответом на перспективные вызовы в системе высшего образования нельзя. Более того, большинство предприятий, являющихся своего рода флагманами экономики отдельных регионов, не имеют достаточных средств даже для улучшения собственной материально-технической базы [5, с. 277-282].
Таким образом, развитие системы вузовского образования - это сфера совместной законотворческой и социально-экономической деятельности государства, бизнеса и самих образовательных учреждений. Успех здесь станет нашей общей победой, сделает обучение студентов мотивированным, позволит ветеранам труда достойно жить и гордиться успехами своих детей, внуков, своей Великой Родины.
Библиографический список
1. Колесов Р.В. Методические подходы к совершенствованию финансово-экономического обеспечения культурообразующей среды Ярославской области // Ярославский педагогический вестник, 2013. Т. 1. № 1.
2. Мельникова И.Г., Юрченко А.В. Компетентностный подход к управлению качеством подготовки специалистов в сфере туризма и сервиса // Социосфера, 2013. № 1.
3. Мудревский А.Ю., Тюрин С.Б., Коречков Ю.В., Бурыкин А.Д., Бурыки-на Н.М. Проблемы управления инновационной деятельностью предприятия и пути их решения. Ярославль, 2017.
4. Никитина О., Дятел Т. Ученье прибыль бережет // Коммерсантъ. 2017. № 79 (6073).
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
5. Тарасова А.Ю. Состояние основных фондов предприятий как фактор готовности к импортозамещению // Сборник научных трудов по материалам международной очно-заочной научно-практической онлайн-конференции «Финансы: международный опыт и российские реалии», 2016.
6. Шкатулла В.И. Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.06.2017).
7. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области // URL: http:// www.yar.gks.ru (дата обращения: 23.06.2017).
Р.В. Колесов
кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры экономики и финансов Ярославского филиала Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: [email protected]
А.В. Юрченко
кандидат военных наук, доцент
заведующий кафедрой экономических дисциплин
Ярославского филиала Московского финансово-юридического
университета МФЮА
E-mail: [email protected]