6(6) - 2008
Частно-государственное партнерство
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «НЛМК - ВГУ»
Д.А. ЕНДОВИЦКИЙ,
доктор экономических наук, профессор, проректор по экономическому развитию и инновациям Воронежского государственного университета
С конца 90-х гг. прошлого столетия в России началась интеграция вузовского образования с крупнейшими российскими компаниями, представляющими наиболее конкурентные отрасли национальной экономики. Это связано в основном с двумя причинами.
Первая причина — крупный и средний бизнес почувствовал кадровый дефицит (ограничения происходят вследствие: демографических проблем; активного расширения масштабов деятельности крупного и среднего бизнеса; неэффективной кадровой политики российских компаний на этапах выхода из кризисного состояния в 90-е гг. XX в.; качественно новых изменений в бизнес-процессах и менеджменте). Результаты исследования компании Grant Thornton говорят о том, что российских предпринимателей все больше беспокоит кадровый голод — это значимое препятствие для развития бизнеса. Об этом заявили 45 % опрошенных предпринимателей. Каждый второй российский предприниматель называет расходы на персонал основной статьей расходов (источник: «РосБизнесКонсалтинг», 04.10.2007).
Вторая причина это неудовлетворенность качеством вузовского обучения. В связи с этим возникает объективная потребность в осуществлении стратегически выверенных частных (негосударственных) инвестиций в систему высшего образования для новой генерации специалистов, удовлетворяющих всем требованиям бизнес-сообщества. На этот счет Президент РФ В. В. Путин высказал вполне определенное мнение: «Люди справедливо считают образование неотъемлемым элементом жизненного
успеха и личной самореализации. Вузы должны нести ответственность за достоверность сведений об их месте на рынке труда. Здесь неоценимую роль могут сыграть независимые рейтинги и профессиональная сертификация образовательных программ....» (из стенограммы заседания Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике, Белгород, 13.09.2007).
Реальным инструментом решения проблем кадрового дефицита и повышения качества обучения в вузах является реализация идеи частно-государственного партнерства в вопросах модернизации образования. В этой связи от участников этого процесса (вузов и бизнеса) потребуется четкое определение вклада каждой из сторон в совместные проекты, направленные на снижение кадрового голода и удовлетворение запросов рынка труда в специалистах с нужным набором компетенций. Для объединения усилий в процессе генерации высококвалифицированного персонала многие крупные компании и фонды начинают активную работу по поиску высших учебных заведений — лидеров рынка образовательных услуг, чьи выпускники обладают необходимыми профессиональными компетенциями, способностью работать в команде и к самообразованию. Министр образования и науки РФ А. Фурсенко заявил: «Государству и бизнесу необходимо делать ставку на вузы-лидеры. Поддержка лидеров позволяет выявить позитивные изменения и продемонстрировать их реальность..» (из стенограммы заседания Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике, Белгород, 13.09.2007).
6(6) - 2008
Частно-государственное партнерство
Рис 1. Образовательная среда Группы компаний НЛМК
В то же время вузов с действительно высоким уровнем качества подготовки специалистов, востребованных на рынке, не много. Ситуация усложняется из-за неподготовленности большинства вузов к переходу на европейские стандарты образования. Согласно Болонской декларации, к которой присоединилась Россия, мы должны иметь двухуровневую систему образования (бакалавр — магистр), обеспечивать мобильность студентов и преподавателей, внедрять балльно-рейтинговую систему оценок, кредитные зачетные единицы и многое другое.
Группа компаний НЛМК является безусловным лидером отрасли по уровню эффективности и, как многие крупные отечественные бизнес-объединения, оказалась перед необходимостью более тесного 1. сотрудничества с образовательными учреждениями (школами, профессионально-техническими училищами, техникумами и вузами) с целью минимизации риска снижения качественных и количественных характеристик трудовых ресурсов. Одним из результатов последовательных усилий в направлении интеграции вузов и бизнеса стало подписание соглашения о стратегическом партнерстве в образовательной, научно-исследовательской и консалтинговой деятельности между ОАО «НЛМК» и ГОУ ВПО «ВГУ» (соглашение подписали 29.11.2007 ректор Воронежс- 2. кого государственного университета профессор В. Т Титов и президент, председатель Правления ОАО «НЛМК» А. А. Лапшин).
ОАО «НЛМК» как стратегический партнер Воронежского государственного университета (ВГУ) проявляет интерес к реализации совместных образовательных и научных проектов по следующим направлениям: экономика и менеджмент; финансы и бухгалтерский учет; 1Т-технологии; иностранные языки и методика технического перевода; мониторинг и защита окружающей среды; материаловедение; юриспруденция; международные отношения; геология; охрана труда и промышленная безопасность; связи с общественностью. Наряду с Московским институтом стали и сплавов, Московским государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана, Липецким государственным техническим университетом, аккредитованными при НЛМК школами, учреждениями начального и среднего профессионального образования ВГУ будет входить в так называемую «корпоративную образовательную среду НЛМК» (рис. 1). Предполагается, что в результате взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений целевая подготовка и последующее качественное развитие трудовых ресурсов в интересах Группы компаний НЛМК (по различным категориям персонала) будут осуществляться по определенным этапам (рис. 2).
Если проанализировать происходящие процессы между НЛМК и ВГУ можно прийти к выводу, что формирование корпоративной образовательной среды проходит непросто. Наиболее значимые, на наш взгляд, проблемы взаимодействия в системе «предприятие — вуз» представлены ниже:
Существует определенный конфликт интересов между основным собственником (понимающим острую необходимость серьезных новаций и обновлений в кадровом потенциале, обеспокоенным за сохранение высоких темпов развития и роста стоимости компании) и руководителями крупных подразделений и служб компании (пассивно сдерживающих приход более молодых специалистов / менеджеров, обладающих современными профессиональными компетенциями).
Как правило, у крупных компаний с вертикально-интегрированной структурой управленческий аппарат достаточно забюрократизирован, получение разрешения (санкционирование) на
Частно-государственное партнерство
6(6) - 2008
♦ Общеобразовательные школы
♦ Лицеи
♦ Гимназии
♦ Колледжи
9-10-11 классы
Профессиональная ориентация Профилизация образования Научная работа школьников Программа «Старт в науку»
Группа НЛМК
Департамент образования г. Липецк
вузы - стратегические партнеры: ВГУ,
МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИСиС, ЛГТУ
I этап
Вузовская подготовка
Поступление на 1 курс
♦ ЕГЭ (бюджет)
♦ Собеседование (обучение на платной основе)
Обучение 1 - 4 курс
Начальное профессиональное и сред-неспециальное образование
♦ ПТУ
♦ Техникумы
♦ Колледжи
II этап
-м-
-Ч V
1-й уровень высшего образования -бакалавриат
(подготовка 4 года) -отсутствуют профессиональные компетенции (выбор профиля бакалавриата исходя из потребностей Группы НЛМК)
Дипломированные специалисты по редким техническим специальностям (подготовка 5 лет)
III этап
Группа НЛМК (трудоустройство рабочих, специалистов)
-м-
>
>
>
га ¡^
X г , га У м к
^ и
со V
§ И
5 га
К 5
гп
м
ч Я
о ьц
с г
о 18
§ ^
Я н
О е
С X
л к
о ¡а
¡Л о
х
2-й уровень высшего образования — магистратура
(подготовка 2 года) (магистерские программы формируются исходя из потребностей Группы НЛМК)
Группа НЛМК
(трудоустройство наиболее квалифицированных специалистов/ менеджеров, успешно закончивших магистратуру)
IV этап
-м-
Рис. 2. Образовательный цикл подготовки кадров в группе компаний нлмк (проект)
реализацию даже небольшого образовательного проекта (проведение круглых столов, семинаров, тренингов и пр.) требует серьезного согласования на различных уровнях управления, причем часто встречаются взаимопротиворечивые решения у менеджеров одного уровня, но разных структурных подразделений.
3. Есть временные межкультурные (в плане корпоративной и организационной культуры) проблемы коммуникации между академическим менеджментом вузов и бизнес-ориентированным менеджментом компаний.
4. Существуют определенные стереотипные барьеры — психологические комплексы, мешающие интеграционным процессам между вузами и предприятиями:
а) бизнес еще не отошел от стратегии поведения «снятия сливок» на рынке труда (когда предложения о вакансиях от работодателей поступают преимущественно для студентов последних курсов, и нет необходимости активного участия в образовательном процессе, следовательно, и нет прямых капиталовложений в образовательные учреждения), инновационные предложения вузов рассматриваются как одна из форм добывания у предпринимателей денег;
б) вузы считают, что неденежные формы участия / поддержки — это «нежелание делиться»; менеджмент вузов традиционно ориентирован на поступление реальных денежных средств (прямые инвестиции); логика бизнес-сообщества все еще не понятна многим управленцам от образования.
5. Отсутствуют налоговые льготы, стимулирующие участие бизнеса в деятельности образовательных учреждений (например, обсуждаемая идея об освобождении 2 % прибыли от налогообложения, направленной на поддержку вузов, техникумов, ПТУ и школ).
6. Последствия перехода вузов на двухуровневую систему (бакалавр — магистр) еще очень плохо осознаны бизнес-сообществом.
7. Четко не определены сегменты корпоративной образовательной среды, за которые отвечают в рамках стратегического партнерства аккредитованные при НЛМК вузы.
8. Для успешной реализации стратегического партнерства между вузом и предприятием необходимо иметь организационное обеспечение (выделять в штатном расписании должности координатора и технических исполнителей, отдельное помещение, средства коммуникации, определять регламент взаимодействия, систему
7х"
77
6(6) - 2008
Частно-государственное партнерство
документооборота и пр.). Первый опыт показывает, что совмещение основных функций и альтруизм (неоплачиваемая работа) в деятельности сотрудников организаций, ответственных за реализацию мероприятий в рамках соглашения о партнерстве между вузом и предприятием, крайне отрицательно сказываются на результативности проводимых мероприятий и подрывают саму идею сотрудничества.
9. Очевидно, что эффективное взаимодействие вуза и предприятия невозможно без формирования отдельного бюджета, выделения средств, поступающих на реализацию программы партнерства, на отдельном субсчете университета, с целью контроля за их целевым расходованием.
10. Региональные объединения работодателей (например, РСПП, ТПП и пр.) не спешат тратить деньги на проведение серьезных исследований реальной потребности бизнес-сообщества в выпускниках вузов, также пока еще весьма незначительна их роль в корректировке учебных планов и проведении общественной независимой сертификации качества профессиональных образовательных программ. Новым, вполне действенным инструментом
для усиления интеграционных процессов между вузами и бизнес-сообществом станет эксперимент Федерального агентства по образованию в части государственной поддержки предоставления образовательных кредитов для студентов вузов. Правовой основой проведения мероприятий в рамках этого эксперимента стали следующие документы:
✓ Положение о порядке проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию (утв. постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 № 534);
✓ приказ Минобрнауки России от 01.10. 2007 № 267 «Об утверждении форм документов, необходимых для реализации постановления Правительства РФ от 23 августа 2007 г. № 534»;
✓ приказ Рособразования от 24.03.2008 № 226 «Об утверждении перечня вузов для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию». Воронежский государственный университет
включен в перечень вузов, участвующих в этом экс-
перименте. Для наших стратегических партнеров — ОАО «НЛМК» — мы подготовили предложения по целевой подготовке студентов-липчан, для которых ОАО «НЛМК» выступит в качестве поручителя. Общая схема взаимодействия участников эксперимента представлена на рис. 3. Участники процесса:
✓ вуз (ВГУ) (1);
✓ заемщик (абитуриент/студент) (2);
✓ поручитель (ОАО «НЛМК») (3);
✓ коммерческий банк — участник эксперимента
(4);
Федеральное агентство по образованию (5). Схему, представленную на рис. 3, можно прокомментировать следующим образом.
Студенты (2) заключают с ВГУ (1) договоры об оказании платных образовательных услуг (ж). В качестве заемщиков студенты (2) заключают договор образовательного кредита (д) с банком — участником эксперимента (4). Как заемщики (2) они же заключают с поручителями (НЛМК) (3) договоры о предоставлении поручительства (г).
Поручители (НЛМК) (3) заключают с коммерческими банками — участниками эксперимента (4) договоры поручительства (в), а с ВГУ (1) — соглашения об информационном сотрудничестве (е). Кроме того, поручители (НЛМК) (3) заключают с Федеральным агентством по образованию (5) соглашения о возмещении за счет средств федерального бюджета части расходов поручителей по договорам поручительства (б) по образовательным кредитам.
Поручитель (НЛМК) (3) и заемщик (2) несут перед банком — участником эксперимента (4) солидарную ответственность за исполнение заемщиком своих обязательств по договору образовательного кредита.
В эксперименте под образовательным кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые заемщику (2) банком — участником эксперимента (4) в целях оплаты:
> образовательных услуг, предоставляемых заемщику вузом, с которым у заемщика заключен договор о предоставлении платных образовательных услуг (основной образовательный кредит);
> образовательных услуг, предоставляемых заемщику вузом, с которым у заемщика заключен договор о предоставлении платных образовательных услуг в целях получения дополнительного образования в этом образовательном учреждении (дополнительный образовательный кредит);
> сопутствующих расходов заемщика на проживание, питание, учебные пособия и других расходов социального характера, связанных с
Частно-государственное партнерство
6(6) - 2008
рис. 3. схема взаимодействия участников эксперимента по выдаче образовательных кредитов и договорные отношения
обучением (сопутствующий образовательный кредит).
Максимальная процентная ставка за пользование образовательным кредитом, устанавливаемая банком — участником эксперимента (4), не может превышать 10 %. Максимальная сумма образовательного кредита в постановлении Правительства РФ не оговорена.
Условия эксперимента предусматривают так называемый льготный период пользования образовательным кредитом, т. е. период, в течение которого заемщик (2) не погашает задолженность по образовательному кредиту и не выплачивает проценты по нему банку — участнику эксперимента (4). Этот период включает в себя срок обучения заемщика в вузе плюс дополнительно 3 мес.
Важно отметить, что согласно условиям эксперимента единственным способом обеспечения исполнения заемщиком (2) обязательств по договору образовательного кредита является поручительство, предоставляемое банку — участнику эксперимента (4) поручителем (3).
Банкам — участникам эксперимента (4) запрещено взимать дополнительные платежи (в том числе комиссии за ведение счетов заемщика), которые влекут увеличение максимальной процентной ставки по выдаваемым кредитам. В случае превышения максимальной процентной ставки по договорам образовательного кредита (д) на такие договоры не
распространяется государственная поддержка.
Кроме того, досрочное погашение задолженности по образовательному кредиту осуществляется без штрафных санкций — это должно быть предусмотрено условиями договора образовательного кредита, заключаемого заемщиком с банком — участником эксперимента (4) по форме, утвержденной Минобрнауки России.
Согласно Положению о порядке проведения эксперимента (утв. постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 № 534) в случае неисполнения заемщиком (2) его обязательств по договору образовательного кредита (д) банк — участник эксперимента (4) вправе предъявить к поручителю (НЛМК) (3) требование по погашению последним обязательств заемщика (2) перед банком — участником эксперимента (3) в полном объеме.
Поручитель (НЛМК) (3) на основании договора поручительства (в) обязан исполнить за заемщика (2) его обязательства перед банком — участником эксперимента (4). В свою очередь, требования, предъявляемые поручителем (3) к заемщику (2) в случае исполнения поручителем (3) обязательств в соответствии с договором поручительства (в), уменьшаются на сумму оказанной поручителю государственной поддержки в рамках указанного договора поручительства.
В заключение можно отметить, что интеграционные процессы между вузами и бизнес-сообществом идут очень сложно. На практике возникает определенный конфликт интересов, имеются принципиальные различия в бизнес-процессах и этике управленческой деятельности. Ожидаемый в ближайшее время переход многих вузов из государственных образовательных учреждений в автономные учреждения и активное внедрение в образовательную деятельность положений Болон-ской декларации только увеличат список проблем по реализации взаимовыгодных соглашений о стратегическом партнерстве вузов и предприятий. Но в то же время очевидно, что переход российской экономики от сырьевой модели функционирования к инновационной экономике абсолютно невозможен без тесного взаимодействия работодателей с динамично реформируемой системой высшего образования.
7х"
79