— организацию тесного взаимодействия департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области, департамента образования и науки Кемеровской области, департамента труда и занятости Кемеровской области и других заинтересованных структур и общественных организаций, а также руководителей администраций городов и районов Кузбасса.
Также необходимо использовать эффективные формы содействия занятости, одной из которых является региональная целевая программа по повышению конкурентоспособности молодежи на современном рынке труда. Важными компонентами указанной программы являются: создание межведомственной системы профориентации молодежи на региональном и местном уровнях; обучение молодежи навыкам поведения на рынке труда; ориентация молодежи на самозанятость, что ведет к созданию рабочих мест, особенно в сельских территориях.
По мнению авторов, реализация данной программы позволит:
1. Создать условия для повышения конкурентоспособности молодежи и ее адаптации к современному рынку труда.
2. Разработать мероприятия, направленные на поддержку занятости молодежи.
3. Разработать и реализовать превентивные меры по снижению давления на рынок труда молодежи.
4. Повысить предпринимательскую активность молодых людей.
5. Осуществить социальную и психологическую поддержку молодежи, вышедшую на рынок труда.
6. Разработать новые технологии социальной поддержки молодежи, вступающей в трудовую жизнь.
7. Обеспечить социальную защиту молодежи, испытывающей трудности в поиске работы.
8. Осуществить поддержку молодежи, требующей особой социальной защиты и, в первую очередь, выпускников учреждений профессионального образования и безработных.
1. Ермалович Л. П. Мотивационная структура трудовой деятельности молодежи. — URL: www.simst.bsu.by/main/ departments/business.
2. Поварич М. Д., Соколова Ю. В., Тихомирова Т. А. Региональные аспекты занятости населения (на примере Кемеровской области) // ЭКО. — 2007. — № 5. — С. 94 —109.
3. Занятость и безработица в Кузбассе : стат. сб. № 71 (январь - декабрь 2011 — 2012 гг.). — Кемерово, 2013. — С. 11- 21.
4. Суркова З. В. Проблемы занятости молодежи в условиях рынка и пути их решения на примере Тульской области: дис. ... канд. экон. наук. — М., 2004.
5. Пути совершенствования решения проблем. занятости молодежи. — URL: www.dslib.net/.../problemy-zanjatosti-molodezhi-v-uslovijah-rynka-i-puti-ih-reshenija.html.
6. Хлопова Т., Дьякович М. Трудовой потенциал и характер мотивации учащейся молодежи // Человек и труд. — 2002. — № 12. — С. 75—77.
УДК/UDC 334.78:378
А. И. Баранова, А. В. Воронцова A. Baranova, A. Vorontsova
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВУЗА И ПРЕДПРИЯТИЙ
IMPROVEMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP AS A FACTOR OF THE EFFICIENT FUNCTIONING OF THE UNIVERSITY AND BUSINESSES
^циальное партнерство в сфере профессионального образования авторы рассматривают как метод решения социальных, экономических проблем и регулирование противоречий между вузом, работодателем и государством. В статье показаны механизмы развития профессионального образования, обусловленные социальным партнерством в различных на-
правлениях. Анализируется его влияние на стабилизацию рынка труда в регионе, развитие различных направлений сотрудничества.
The paper clarifies the essence of social partnership in professional education as a method of solution of social and economic problems and regulation of contradictions between the university, the employer and the
state. The mechanisms of developing professional education determined by social partnership in different directions are considered. It is pointed out that cooperated partnership allows the process of establishing the balance of interests in order to achieve common goals, to effectively allocate available resources and opportunities. One of the up-to-date forms of social partnership in professional education is a project activity of students and teachers which allows creating meaningful social innovation projects in collaboration with various companies, organizations and people. Methods, criteria and indices of evaluating social innovation processes in schools of higher education are regarded.
Ключевые слова: профессиональное образование, социальное партнерство, социально значимые инновационные проекты, принципы социального партнерства.
Keywords: social partnership; meaningful social innovation projects; principles of social partnership; professional education.
В современных условиях важное место отводится задаче интеграции науки, образования и инновационной деятельности. Предполагается, что это является одним из решающих факторов развития экономики и общества. Потребность в высококвалифицированных и инициативных работниках обостряется в новых условиях, ведет к естественной интеграции вуза и основных работодателей, потребителей их услуг. Интеграция позволяет работодателям действенно участвовать в формировании и оснащении программы обучения, закладывать в условия специализации свои технологические «платформы», активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах по своей проблематике.
Одной из актуальных задач развития экономики, основанной на знаниях, является организация тесного взаимодействия вузов и работодателей. Это включает появление новых правовых норм и новых типов договоров, которые бы содействовали вузам в подготовке специалистов, а предприятиям — в оснащении кадрами [1, с. 334].
Актуальность социального партнерства обусловлена возрастанием роли образования в современных условиях развития общества и потребностью квалифицированных кадров на предприятиях. В современной России вряд ли какой-либо регион может похвастаться
четко действующим, отлаженным механизмом социального партнерства в сфере профессионального образования. Так же, как это было и за рубежом, становление займет не одно десятилетие, но общество заинтересовано в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс. На сегодняшний день существует довольно много структур юридического закрепления отношений между вузами и предприятиями.
Договорные отношения. Это самый распространенный и простой способ взаимодействия. Между вузом и предприятием заключается договор на оказание определенных услуг. В договоре указывается: количество «заказанных» студентов, срок их подготовки, сумма оплаты за их подготовку и многое другое.
Альянсы. Научно-техническим альянсом принято называть устойчивое объединение нескольких фирм различных размеров с университетами на основе соглашения о совместном финансировании, разработке и модернизации продукции (образовательной программы). Участники альянса вносят свой вклад в виде интеллектуальных, материальных и других ресурсов, а после достижения результатов получают свою долю интеллектуальной собственности. В спектре организационных форм альянсы занимают промежуточную ступень между неформальной кооперацией и полным слиянием. Управление осуществляется либо одним из ведущих членов, либо специально назначенным координационным комитетом.
Консорциумы. Представляют собой добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупного проекта. Консорциум предполагает разделение ответственности между компаниями-учредителями, равные права партнеров и централизованное управление. В него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деятельности, которая касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается [2, с. 210]. Консорциумы, созданные по типу межфирменного научно-исследовательского центра, имеют собственную научно-исследовательскую базу. В рамках консорциума для участников при выполнении проекта возможно:
1) выполнение исследований, которые нельзя было проводить самостоятельно из-за значительных затрат и риска;
2) распределение расходов между участниками;
3) объединение участниками дефицитных трудовых и материальных ресурсов.
Совместные предприятия. Предполагают вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или других активов. Во многих случаях ответственность в управлении разделена между фирмами-партнерами.
В качестве основной структуры предлагается создавать образовательно-промышленные группы (ОПГ). Это совокупность учебных заведений и предприятий, объединивших по системе участия свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании образовательно-промышленной группы в целях интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение качества подготовки кадров всех уровней образования в соответствии с современными требованиями технологического и экономического развития предприятий [3, с. 200].
Структура образовательно-промышленной группы может быть различной в зависимости от задач, поставленных при ее создании. Минимальный состав группы — один вуз и одно промышленное предприятие. Но если речь идет о создании отраслевого профессионально-образовательного комплекса, в ОПГ могут войти несколько промышленных предприятий одной отрасли и высшее образовательное учреждение, координирующее сквозной учебный процесс непрерывной и многоуровневой подготовки кадров для отрасли, начиная с начального профессионального обучения и заканчивая послевузовским образованием (школа — училище — колледж — вуз — курсы переподготовки и повышения квалификации — аспирантура — докторантура).
Перечень вопросов для сотрудничества вуза и предприятия очень велик. Это подготовка специалистов с высшим образованием, повышение квалификации, переподготовка и получение второго высшего образования, проведение научно-исследовательских работ и диссертационных исследований, участие представителей предприятия в учебном процессе, корректировке образовательных программ, государственной аттестации выпускников. Для повышения эффективности проведения этих работ и мероприятий наряду
с вузовскими аудиториями и лабораториями может использоваться материально-техническая база предприятия. Естественно, что производственные практики студентов, обучающихся по отраслевой или корпоративной программе, должны проходить на предприятии — участнике ОПГ
Таким образом, вузы, состоящие в образовательно-промышленной группе, получат не только дополнительное внебюджетное финансирование, но и современное техническое оснащение.
Достаточно быстро развиваются инкубаторные программы. Многие российские вузы и предприятия строят свою стратегию выживания на основе инкубаторных программ и представляют собой фирмы-инкубаторы. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям. Свои площади в аренду предприятиям предоставляют вузы — арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями. Студенты, которые работают в бизнес-инкубаторе, напрямую вовлечены и в процесс обучения, и в процесс производства, а это благотворно влияет на становление профессионального специалиста [4, с. 680].
Таким образом, социальное партнерство — это не простое сотрудничество, где главный подход — выгода партнеров, в нем есть третья составляющая — социальная проблема, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно,что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообмена опытом, полученными результатами.
Способов взаимодействия вузов и бизнес-сообществ накопилось немало. Большинство высших учебных заведений располагают внушительным перечнем предприятий-партнеров, а многие компании уже размышляют вместе с вузами, как сократить разрыв между теорией и практикой. Но противоречия между сторонами все равно остаются: высшая школа заявляет, что немногие работодатели готовы к сотрудничеству, а бизнес считает, что ему было бы легче включаться в совместную работу, если бы вузы проявили больше инициативы [5, с. 31].
Самый традиционный способ взаимодействия (студенческая практика) по-прежнему остается популярным: он снимает противоречие между сложившимися формами подготов-
ки и интересами самих студентов. Противоречие нарастает к старшим курсам, когда в вузах резко падает посещаемость целого ряда дисциплин. Студенты предпочитают в это время проходить практику, на которую они устроились самостоятельно, или работать (часто не по специальности). Выходом является организация системы взаимодействия вуза с основными базами практики, то есть с компаниями, где студенты могли бы выполнять работу по своему профилю.
Такая схема партнерства выгодна всем. Фирма, допускающая до своих рабочих мест студентов, имеет возможность увидеть недипломированных специалистов в работе. Ведь компании избегают брать неопытных выпускников сразу в штат, опасаясь получить кота в мешке, и партнерство является для них достойным выходом.
В качестве элементов, характеризующих рынок труда, рассматриваются предприятия и организации различных сфер, форм собственности и отраслевой принадлежности. В рыночных условиях их объединяет отношение к сформированным системой профессионального образования компетенциям работника как источнику дополнительной прибыли, связанной с ростом производительности труда, повышением эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия, что позволяет рассматривать территориально объединенные хозяйствующие субъекты в качестве бизнес-сообщества территории, на примере которого в работе выделяются особенности и рассмотрен механизм интегративного взаимодействия. Однако равноценными для вуза партнерами являются профессиональные образовательные организации различного уровня, органы исполнительной власти и государственного регулирования, отраслевые союзы предпринимателей и работодателей и другие. Реализуя свои социально-экономические потребности, вуз как участник интегративного взаимодействия повышает свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, получает альтернативные источники финансирования своей образовательной и научной деятельности; предприятия бизнес-сообщества приобретают специалистов, выпущенных учреждениями профессионального образования, с соответствующими практическими и теоретическими знаниями и навыками, развитыми профессиональными качествами, обладающих высокой работоспособностью, обеспечивающих высокую производительность труда,
что позволяет снизить непроизводственные затраты предприятия на дообучение и переподготовку кадров, повысить конкурентоспособность предприятия.
Большинство учебных заведений по инерции готовят кадры с учетом своих возможностей, недостаточно принимаются во внимание приоритеты и ожидаемые структурные сдвиги в производстве и социальной сфере региона. Ранее существовавшее отраслевое финансирование и государственный заказ на специалистов, формируемый министерствами, вступили в противоречие с рыночными принципами. Изменилась роль централизованных методов управления профессиональным образованием в сторону их ограничения, одновременно возросли полномочия региональных вузов.
Ситуация осложняется тем фактом, что далеко не все выпускники могут сформулировать свои образовательные потребности, как правило, отсутствует прозрачная информация о рынке труда в регионе, доступная для студентов и выпускников [6, с. 488].
Существует ряд проблем, сдерживающих эффективное трудоустройство выпускников и развитие механизма социального партнерства вузов и предприятий:
• отсутствие системы распределения молодых специалистов;
• отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынками труда и образовательных услуг;
• у большинства выпускников нехватка необходимых навыков самоопределения на рынке труда, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;
• дисбаланс между количеством выпускаемых специалистов и реальной емкостью рынка по отдельным специальностям;
• рассогласование между запросом рынка труда и уровнем практической подготовленности выпускников;
• преобладание теоретической подготовки выпускников над необходимыми навыками практического использования полученных знаний;
• слабая обратная связь с потребителями высшего образования, производственными предприятиями.
Социальное партнерство — это гибкая и открытая система. Взаимодействие вуза и организаций будет устойчивым и долговременным лишь при условии, что каждый из партнеров осознает и удовлетворяет свой интерес на всех этапах образовательного процесса.
Наиболее оптимальной организационной формой реализации процессов профессиональной подготовки, трудоустройства и адаптации выпускников является наличие в вузе соответствующей структуры, координирующей взаимодействие последнего и организации-заказчика молодого специалиста (например, Центр развития карьеры).
Следует повысить качество подготовки специалистов в соответствии с перспективными требованиями рынка труда и производства путем вовлечения работодателя в процесс профессионального обучения. Также стоитусовер-шенствовать систему социальной поддержки студенческой молодежи и молодых специалистов, создать условия для развития образовательной, материальной и социальной базы вуза на основе распределения ответственности за подготовку специалистов путем согласованного взаимодействия между вузом, работодателем и иными заинтересованными структурами. Также должны произойти необходимые изменения в учебной программе (учебных планах) с учетом интересов рынка труда, включить непосредственное участие работодателей в модернизацию подготовки специалистов, принять неотложные меры по систематизации работы вуза и организаций-работодателей по трудоустройству, профориентации и адаптации к условиям производства выпускников вуза, совершенствовать нормативно-правовую и финансовую базы. Следует организовать деятельность ассоциации выпускников вуза, обеспечение информационной, психологической, юридической поддержкой выпускников
при трудоустройстве, расширять формы и методы сотрудничества вуза и организаций-ра-ботодателей, направленных на повышение гарантий молодым специалистам получить интересующую их работу, разрабатывать стратегии взаимодействия вуза с предприятиями и социальными партнерами, вводить новые, преимущественно децентрализованные, механизмы и процедуры обеспечения качества образования [7, с. 63].
1. Деревянченко А. А. Социальная ответственность в системе корпоративного управления : дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08. — Москва, 2010. — 334 с.
2. Ильясов Е. П. Взаимодействие вузов и работодателей в условиях развития рыночных отношений в экономике и проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования // Гуманитарные науки. — 2012. — Т. 150, кн. 4. — С. 208 - 221.
3. Михеев В. А. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития // Социальные гуманитарные знания. — 2012. — № 5. — С. 194 - 206.
4. Ниязова М. В. Подходы к социальной ответственности вуза // Планирование инновационного развития экономических систем : Труды конф. / под ред. В. В. Глухова, А. В. Бабкина. — СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2012. — С. 677 - 682.
5. Смирнов И. П. Формирование механизма социального партнерства // Профессиональное образование. — 2012. — № 2. — С. 30 - 31.
6. Шадрина А. Е. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия : практ. пособие / под ред. А. Е. Шадрина. — М.: Агентство социальной информации, 2011. — 488 С.
7. Якимцев В. В. Некоммерческий сектор России: анализ современного состояния. // Социальное партнерство: НКО, бизнес, СМИ / под ред. Н. Пушкиной. — М.: Агентство социальной информации, 2010. — 63 с.