Научная статья на тему 'Подготовка специалистов и трудоустройство в условиях инновационной экономики'

Подготовка специалистов и трудоустройство в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ИННОВАЦИОН-НАЯ ЭКОНОМИКА / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОМПЕТЕНЦИИ / КАРЬЕРНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ РОСТ / РАБОТОДАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марцваладзе Г. В.

Переход к инновационной экономике и ее дальнейшее развитие являются основой для повышения качества оказываемых услуг. Усложняю-щиеся технологии требуют от специалистов не только прочных теоретических знаний в фундаментальных дисциплинах, но и обладания целым рядом компетенций, полученных в вузе. Усложняется и подбор специалистов: трудовые коллективы должны быть психологически и производственно совместимы, а также устойчивы. В этом должны быть заинтересованы как выпускники вузов, так и работодатели, создающие условия для творческого и карьерного роста молодых специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марцваладзе Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов и трудоустройство в условиях инновационной экономики»

УДК 378.+338.22

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ И ТРУДОУСТРОЙСТВО В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Г.В. Марцваладзе

Аннотация. Переход к инновационной экономике и ее дальнейшее развитие являются основой для повышения качества оказываемых услуг Усложняющиеся технологии требуют от специалистов не только прочных теоретических знаний в фундаментальных дисциплинах, но и обладания целым рядом компетенций, полученных в вузе. Усложняется и подбор специалистов: трудовые коллективы должны быть психологически и производственно совместимы, а также устойчивы. В этом должны быть заинтересованы как выпускники вузов, так и работодатели, создающие условия для творческого и карьерного роста молодых специалистов.

Ключевые слова: устойчивый производственный коллектив, инновационная экономика, молодой специалист, компетенции, карьерный и творческий рост, работодатели.

TRAINING AND EMPLOYMENT IN THE INNOVATION ECONOMY

G. V. Martsvaladze

Abstract. The transition and further development of innovative economy is the basis for improving the quality and services. Complicate the technology and the product requires not only solid theoretical knowledge in the fundamental disciplines, but a range of competencies acquired in higher education institution. Complicated and professionals. Similarly in space the ships crews should be psychologically compatible and productive. For the successful functioning of enterprises necessary to create sustainable production teams. This should be of interest equally to graduates and employers, creating conditions for creative and career growth of young specialists.

Keywords: sustainable production collective, innovative economy, a young professional, competence, career and creative growth, employers.

Обеспечение кадрами было и остается одной из составляющих социального и научно-технического развития каждого региона и страны в целом.

Можно установить новейшее и высокопроизводительное оборудование, организовать самое современное производство по выпуску продукции, востребованной на внутреннем и мировом

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

рынках, но оно не даст должного эффекта без квалифицированных и, что особо важно, без заинтересованных кадров. При этом создание должных условий труда, обеспечение работников необходимой социальной поддержкой создаст такой микроклимат в коллективе, что кадровая устойчивость приобретет постоянный характер. При этом, естественно, необходимо учитывать и достойное вознаграждение за труд.

Поиск работы выпускником вуза оптимально должен быть встречным: выпускник ищет устраивающее его рабочее место, а организация, предприятие ищет его. При этом основной задачей является не точечный подбор специалистов для наиболее успешных фирм, а обеспечение всех отраслей экономики, науки, техники, культуры и управления квалифицированными кадрами и создание ими необходимых производственных и социальных условий труда, карьерного и творческого роста. Только такой подход к подготовке и использованию кадров позволит обеспечить социально-экономическое, научно-техническое и культурное развитие страны.

Условием устойчивого экономического роста является переход экономики на инновационный путь развития, что требует совершенствования подхода к подготовке квалифицированных специалистов по всей номенклатуре специальностей, в первую очередь - по приоритетным направлениям мирового прогресса. При этом важнейшим аспектом в подготовке специалистов с высшим образованием является формирование у них профессиональных и личностных компетенций.

Система высшего образования является важной составляющей социально-экономического комплекса страны, выполняющей сложные задачи. С одной стороны она должна сохранить сильные стороны российской образовательной истории, а с другой - эта система должна быть гибкой и адаптивной, чтобы в новых условиях отвечать как потребностям и интересам личности, так и потребностям развивающейся экономики и техники. Технический прогресс демонстрирует такие быстрые развития, и для того, чтобы находиться на высоком уровне, многие университеты стремятся получить статус научно-исследовательских.

В Москве функционируют свыше 200 вузов, примерно поровну государственных и негосударственных. Все вузы строго придержи-

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

ваются государственных образовательных стандартов, что позволяет им выдавать выпускникам дипломы государственного образца.

При выборе специальности не всегда имеется возможность оценить перспективы трудоустройства по ней через пять лет, то есть после окончания вуза. Это связано как с прогрессом во всех сферах, так и с нестабильностью социально-экономической обстановки в стране и мире. Данное обстоятельство определяет неравномерность приема студентов на различные специальности, в результате чего через пять лет после приема может возникнуть (или, напротив, исчезнуть) дефицит некоторых специальностей. Такая ситуация сложилась, например, с кадрами управленцев, которые, наряду с основной специальностью, должны быть компетентны в бухгалтерии, юриспруденции, основах бизнеса, рекламе и т.п.

Основные закономерности в трудоустройстве выпускников вузов характеризуются следующим.

Состав специальностей и количество студентов по каждой из них сложились стихийно, и постоянно возникают сложности с трудоустройством. В настоящее время остро не хватает управленцев в сфере малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на то, что примерно 25-30 % выпускников не трудоустроены на момент окончания вуза и в течение нескольких месяцев заняты поиском работы, большое количество вакансий остается незаполненным (свидетельство этого - многие газеты, специализированные и общие, полные объявлений о приеме на работу специалистов с высшим образованием).

Значительное количество вакансий не соответствует притязаниям выпускников, прежде всего - по уровню оплаты и условиям труда.

Глобально задача может быть сформирована следующим образом: вузами должны быть подготовлены специалисты в требуемой профессионально-квалифицированной структуре в том количестве, которое необходимо для всех предприятий, организаций и учреждений города (региона) вне зависимости от их формы собственности. При этом следует обеспечить следующие условия:

- первоочередная подготовка специалистов должна быть ориентирована на бюджетообразующие предприятия и организации, а также на организации, обеспечивающие жизнедеятельность

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

региона, такие как здравоохранение, образование, социальная сфера, охрана правопорядка, обороноспособность страны и др.;

- в подготовке специалистов должны принимать участие, наряду с учебными заведениями всех уровней подготовки, комитеты и департаменты правительства региона, руководство отраслей, предприятий и организаций;

- следует задействовать все городские ресурсы (социальные, культурные, спортивные, охраны здоровья и т.п.) для обеспечения высокого качества подготовки специалистов;

- необходима разработка системы нормативно-правовой и организационно-распорядительной документации по формированию программ подготовки специалистов, по созданию экономически целесообразных рабочих мест, по проведению практик и стажировок студентов, по созданию условий трудоустройства выпускников и закреплению их на рабочих местах;

- требуется создание системы формирования компетенций по каждой из специальностей, по каждому конкретному рабочему месту, что позволит осуществлять точечную подготовку специалистов;

- нужно сформировать систему перспективного творческого и карьерного роста;

- следует уделить внимание уровню оплаты труда выпускников с тем, чтобы некоторым образом нивелировать условия трудоустройства в престижные фирмы с остальными предприятиями и организациями, обеспечивающими жизнедеятельность региона;

- необходимо создать практику взаимного обоюдонаправленного поиска: выпускник ищет и подбирает место работы, демонстрируя свои знания и компетенции, - а работодатель ищет работника, привлекая его своими возможностями.

Такой подбор кадров является основой создания устойчивых производственных коллективов.

Устойчивый производственный коллектив везде (на производстве, в сельском хозяйстве, на транспорте и т.п.) является основой высочайшего качества выполнения работ и услуг. «Текучка» кадров ведет не только к понижению качества работы, но и к более негативным последствиям.

Формирование устойчивых производственных коллективов

- задача, решаемая как учебными заведениями, готовящими специ-

МОСКОВСКИМ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИИ УНИВЕРСИТЕТ

алистов, так и работодателями, подбирающими кадры и формирующими коллективы.

Представим модель такого взаимодействия при формировании коллектива.

Работодатели

Тр - требования к кадрам Вр - возможности

ТК - общая сумма требований (это совокупность взаимных требований работодателей и выпускников)

Молодые специалисты ВЗ - уровень знаний ВС - компетенции

Требования к конкретному выпускнику вуза

ТР = П , + ( ? + ... + * }; п еЫ; Т е Т.

Р р1 р2 рп р к

Т - требование знаний по конкретной технологии, техническим требованиям и т.п. Гарантией этих знаний должен явиться диплом государственного образца, гарантирующий знания по государственному стандарту специальности. N - количество требований работодателя по знаниям и компетенциям для конкретного производства.

Количество компетенций у конкретного выпускника: В ' е В,

с с

где Вс - общее количество компетенций по данной специальности.

В ' = {Ь , + Ь , + ... + Ь } т еМ

с 1 с1 с2 ст

Общие требования выпускников к работодателю можно выразить

Ть = К + (Ъ2 + . + Ч}; 1 еL Представим возможности работодателя (В).

В = {Ъ + Ъ +.....+ Ъ } + Ъ р е О, где Ь и G - соответствен-

р ( р1 р2 рИ рр °

но, состав требований специалистов и возможности работодателей, а идеальный вариант: Тс < => В р

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Дополнительные возможности выпускника: +bm - это задел для творческого роста, а +bpd - стимул для карьерного роста вновь принятого на работу специалиста.

Подбор специалистов и закрепление их на рабочих местах имеет экономическую составляющую, которую можно представить следующим образом:

ESB = {b + b S? + ... b S tm}, m eM

c ( c1 1 c2 2 cm m J

ESBc - суммарный вклад молодого специалиста в бюджет предприятия за месяц, где bcmSmtm - составляющая вклада от какой-либо компетенции. M - количество используемых компетенций при конкретной работе.

С другой стороны, возможно оценить стоимость различных условий, представляемых молодому специалисту работодателем.

При этом сопоставление вклада молодого специалиста в деятельность предприятия и цены условий, представляемых работодателем

ESB - K Е BS

c p p

Примерное равенство свидетельствует о том, что молодой специалист закрепится на новом месте. Это одно из условий успешного развития инновационной экономики.

Библиографический список

1. РезникГ.А., Чувакова С.Г. Подготовка инновационно ориентированного специалиста как предпосылка модернизации отечественной экономики. URL: http://lib.usue.ru/resource/free/12/s207.pdf (дата обращения: 12.11.2017).

2. Моисеев В.Б., Бурлюкина Е.В. Инновационная модель подготовки востребованных специалистов. URL: http://aeer.ru/files/io/m4/art_3.pdf (дата обращения: 12.11.2017).

Г.В. Марцваладзе

старший преподаватель Академии труда и социальных отношений (г. Москва)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.