УДК 378; 338.2
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
М.Г. Новикова
Аннотация. Цель статьи - раскрыть проблемы трудоустройства студентов, взаимодействия вуза, работодателей и студентов на этапе их обучения, показать перспективы формирования профессиональной направленности студентов экономических специальностей в условиях особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Для достижения цели исследования нами использовался системный, компетентностный и лич-ностно-ориентированный подходы. Применены теоретические методы исследования: обобщение, сравнение, анализ, синтез; эмпирические: изучение опыта взаимодействия вуза, работодателей и студентов городского округа Ступино Московской области.
Ключевые слова: социально-экономическая система, профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, целостность, особая экономическая зона промышленно-производственного типа.
FORMATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONDITIONS OF A FREE ECONOMIC ZONE OF AN INDUSTRIAL-PRODUCTION TYPE (ON THE EXAMPLE OF STUPINO, MOSCOW REGION)
M.G. Novikova
Abstract. Objective: to uncover the problem of employment of students, interaction in the process of learning: universities, students and employers, to show the perspectives of forming the professional orientation of students of economic specialties in the conditions of the special economic zone of industrial-production type. To achieve the purpose of the study we used a systematic, competence-based and personality-oriented approaches. Theoretical methods: generalization, comparison, analysis, synthesis; empirical: the study of the experience of interaction between the University, employers and students of the city district Stupino, Moscow region.
Keywords: socio-economic system, professional self-determination, professional orientation, integrity, integrativity, free economic zone of industrial-production type.
Основная задача высшего образования, как части социально-экономической системы, нацелена на удовлетворение потребностей
конкретного региона в высококвалифицированных кадрах, с одной стороны, и обеспечение выпускников вуза работой, в соответствии с квалификацией, для успешной социализации молодых специалистов - с другой. Две эти задачи трудно выполнимы. Работодатели предъявляют высокие требования к качествам специалистов (как профессиональным, так и личностным), и их желание вполне обосновано. При этом сами работодатели далеки от процесса обучения и не стремятся активно участвовать в подготовке специалистов, процесс практики студентов часто проходит формально и без заинтересованности с обеих сторон. При этом предприятия постоянно ощущают недостаток квалифицированных кадров.
В современных условиях, когда вузы переходят на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВО 3++) и в связи с появлением профессиональных стандартов, выпускники должны владеть необходимыми компетенциями в соответствии со стандартом специальности. ФГОС ВО четко указывает, что высшая школа обязана обеспечить качество подготовки кадров, в том числе ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид профессиональной деятельности, как основной [1].
Взаимодействие с работодателями, учитывая реалии экономики страны, - процесс сложный, состоящий из нескольких этапов, различных форм и методов. Его цель подготовить конкурентоспособные кадры для инновационной экономики. И что особенно важно, для региона, в котором находится образовательное учреждение.
Состояние системы образования, ее уровень, играет первостепенное значение в обеспечении целостности социально-экономической системы. Ведь все ее элементы находятся в тесной взаимосвязи. Повышая качество подготовки специалистов, проводя независимую оценку ее результатов, мы тем самым приводим к качественному изменению любого компонента социально-экономической системы, для которой характерны такие свойства, как целостность, иерархичность, интергативность.
Социально-экономическую систему, как и всякую другую систему, характеризует системное качество. Как отмечается в словаре, системой является совокупность объектов и процессов, называемых компонентами системы, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свой-
ствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности [2]. Примером такой системы является регион.
Таким образом, в нашей стране созданы предпосылки для выстраивания новых путей и форм взаимодействия вуза с предприятиями и организациями, и студентами.
Но сегодня мы наблюдаем на рынке труда дисбаланс спроса и предложения. Растущие объемы информации, появление новых технологий, постоянно меняющиеся объемы производства - вот лишь часть причин, по которым работодатели предъявляют обоснованные требования к компетенциям выпускников. Также нужно добавить, что средний возраст студентов в России составляет 21 год, тогда как в европейских странах - 30 лет. Молодые люди в России приходят учиться сразу со школьной скамьи, что делает их еще более уязвимыми при трудоустройстве. Ведь более взрослые студенты, имеющие опыт работы, уже профессионально самоопределились.
Прежде всего, на наш взгляд, требует пересмотра система формирования профессиональной направленности студентов во время обучения в вузе. Именно она гарантирует обновления в вопросах подготовки кадров для инновационных областей производства и экономики. Для этого все, кто этим занимается, должны отслеживать, знать и участвовать в мероприятиях, проводимых работодателями, взаимодействовать со структурами по поиску персонала, следить за тенденциями развития региона.
На формирование профессионального самоопределения влияет множество факторов: семья, средства массовой информации, социальное окружение, профинформирование, профдиагностика, профконсультирование в школах, вузах и профессиональных образовательных организациях, производственных предприятиях. Тот, кто сумеет наиболее достоверно определить реальные перспективы социально-экономического развития, сделает правильный выбор в направлении наиболее востребованных в будущем профессий, окажется ближе к успеху (и в карьере, и в жизни), чем тот, кто ориентируется только на потребности сегодняшнего дня [4].
Для выполнения поставленных перед образованием задач, необходимо создавать профориентационную среду, а также развивать необходимые для трудовой деятельности качества, такие как ответственность и активность. Для формирования у обучающихся
ценностей профессионализма и профессионально-личностной само-релизации недостаточно одной только рекламно-информационной работы или набора «профориентационных мероприятий». Необходимо создание единой профориентационной среды, а также развитие качества трудовой деятельности и трудовой среды в целом [4]. Создание такой среды предполагает приобщение преподавателей, психологов, профконсультантов и др. Необходимо четкое определение их конкретных задач в обеспечении единого процесса социально-профессионального самоопределения обучающихся.
Результатом работы по формированию профессиональной направленности студентов во время обучения в вузе будет качественное изменение трудовых ресурсов, таких как профессиональная мотивация, увеличение производительности труда, успешная социализация молодежи и их семей, удовлетворенность профессиональной деятельностью и карьерой.
Именно в таких результатах заинтересованы сегодня работодатели, студенты, их семьи, вузы, государство, общественные организации, руководство регионом. Их интересы в отдельности часто противоречивы.
Задача процесса формирования профессиональной направленности студентов состоит в том, чтобы удовлетворить и сбалансировать эти интересы. Если этот процесс упустить, происходит утечка профессиональных кадров из региона, студенты трудоустраиваются не по специальности. Результатом ставится бесперспективный расход государственных средств и социальное неблагополучие молодежи.
Поэтому формирование профессиональной направленности должно отражать интересы социально-экономической системы в целом, региона, личности.
Считаем, что необходимо на федеральном и региональном уровнях координировать и поддерживать профоринтационную работу. Важно, чтобы направления и методы этой работы взаимно дополняли друг друга. В этой работе необходимо использовать социально ориентированный, личностно-ориентированный, компетентностный и системный подходы.
Анализ социологических опросов студентов показывает, что молодые люди мало информированы о предприятиях, которые размещены в регионе, рынке труда своего региона, не имеют опыта
прохождения собеседования с работодателями, не знают основ построения успешной карьеры, своих прав и профессиональных обязанностей, новых востребованных профессий и направлений.
Все изложенные факты позволяют нам сделать вывод о необходимости расширения возможностей участия работодателей в процессе формирования профессиональной направленности студентов, на условиях взаимовыгодного сотрудничества в вопросах оценки качества знаний и формирования профессиональных компетенций, соответствия профессиональным стандартам и вопросе общественной аккредитации образовательных программ. Нужно расширять программы практики и стажировки студентов, укреплять взаимодействие по подготовке кадров и трудоустройству.
Внесем ряд предложений.
Многие регионы России идут по пути решения проблемы подготовки кадров для удовлетворения потребностей социально-экономической системы, инновационной экономики и современного производства. На наш взгляд, интересен муниципальный опыт городского округа Ступино Московской области.
Округ Ступино, по данным журнала «Форбс», является одним из лидеров в России по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики. Объем инвестиций в основной капитал в пересчете на человека в 1,45 раза превышает областной и в 1,28 раза - общероссийский.
Ступино занимает первое место в Московской области по объему промышленного производства, имеет развитую сферу торговли, услуг, банковскую систему, социальную инфраструктуру и второе место в Московской области по объему накопленных прямых иностранных инвестиций, объем которых составляет 1,09 млрд долл. Ступино относится к числу немногих муниципальных образований, которые демонстрируют устойчивый экономический рост в течение последних 20 лет.
В городском округе достигнуты устойчивые темпы экономического роста, что стало результатом работы трудовых коллективов района, эффективного управления предприятиями и территорией в целом, благоприятного инвестиционного климата. Ступинский городской округ Московской области является особой экономической зоной промышленно-производственного типа.
С 1995 г. в экономику городского округа Ступино было привлечено около 2 млрд долл. США иностранных инвестиций, построено 25 предприятий с количеством работающих свыше 7000 чел. В отраслях пищевой промышленности, строительной индустрии, обрабатывающих производств. Среди компаний, работающих в районе, - «Марс» (США), «Кампина» (Голландия), «Керама Марацци» (Италия), «Группо Конкорд» (Италия), «Кнауф» (Германия), «Мапеи» (Италия), «Ла Фортецца» (Италия), «ФМ Ложистик» (Франция), «Капарол» (Германия), «Кимберли Кларк» (США), «Силган» (США), «Замбаити» (Италия), ООО «Арвалус» (Австрия), и т.д.
Сегодня на территории городского округа Ступино работает 4065 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 1577 юридических лиц, что на 10 тыс. населения составляет 338 ед. Из общего числа малых предприятий основная часть - 30 % - предприятия оптовой и розничной торговли, 11 % - строительства, 8 % - организации, выполняющие операции с недвижимым имуществом, 8 % предприятий работают в сфере обрабатывающего производства, остальные 23 % работают в сфере транспорта и связи, общей коммерческой деятельности, прочих сферах экономики. На территории района зарегистрировано 2488 индивидуальных предпринимателей.
По приросту количества субъектов малого и среднего предпринимательства городской округ в текущем году занимает второе место [5].
В 2017 г. объем отгруженных товаров, работ и услуг предприятий малого бизнеса составил 10,9 млрд руб. (рост на 3,2 %). Удельный вес малых предприятий в общем объеме отгруженной продукции по району составляет 9 %.
За 2017 г. среднемесячная заработная плата выросла на 3,5 % и составила 27 320 руб. Наиболее высокий уровень зарплаты отмечен в промышленности, строительстве, здравоохранении, на транспорте и связи.
Прирост малых и средних предприятий составил 35,8 %. Вновь зарегистрировано 190 субъекта малого и среднего предпринимательства [5].
В округе востребованы как технические профессии, так и экономические, и управленческие. Особое внимание уделяется вопросам подготовки кадров для региона.
Заслуживает внимания изучение опыта взаимодействия вуза, студентов и работодателей по внедрению эффективной модели формирования профессиональной направленности студентов экономических и управленческих специальностей. С этой целью создан Университетский округ, в состав которого входят высшие и средние профессиональные учебные заведения, промышленные предприятия, представители малого и среднего бизнеса, банки, организации и Администрация городского округа. Цель создания - подготовка квалифицированных кадров для региона.
Также ежегодно Университетским округом проводится анализ экономической ситуации в районе, который выявляет проблемы подготовки молодых специалистов. Ежегодно проводятся мероприятия для школьников выпускных классов «Дни профессий», для студентов «Дни карьеры», студенты участвуют в мастер-классах компаний, заключаются договоры на практику и стажировку студентов. Проводятся научные конференции с участием работодателей, круглые столы с привлечением кадровых агентств.
Большое внимание уделяется центрам детского творчества, робототехнике, студенты участвуют в чемпионатах «WorldSkills Russia и занимают призовые места. Планируется развитие Киберспорта.
В округе разработана стратегия развития профессионального самоопределения учащихся школ и студентов округа, она направлена на информирование учащихся и студентов о востребованных специальностях в регионе, знакомство с представителями предприятий, взаимодействие с ними. Особое внимание уделяется вопросу развития личностных качеств, мотивации, что в дальнейшем позволит быстро ориентироваться, осваивать новые программы обучения, получить профессию и уметь применить полученные знания.
Для реализации стратегии по формированию профессиональной направленности студентов экономических специальностей в Ступинском филиале МФЮА на основе интеграции кадрового потенциала работодателей региона, педагогов вуза, студентов, молодежного центра, и других структур разработан комплекс ежегодных мероприятий, который включает в себя следующие мероприятия: - создание Центра развития карьеры, для индивидуального консультирования по вопросам трудоустройства и координирования работы;
- введение курса «Карьерное планирование»;
- проведение регулярных мероприятий для школьников «День профессий»;
- проведение регулярных мероприятий для студентов «День карьеры»;
- участие в конкурсах профессионального мастерства, в том числе WorЫSkiПs;
- проведение мастер-классов, бизнес-игр и тренингов с участием представителей работодателей;
- проведение научных конференций с участием работодателей;
- проведение экскурсий для студентов на ведущие предприятия округа Ступино;
- проведение мастер-классов по составлению резюме и прохождению собеседования с работодателями;
- ярмарки вакансий совместно с Молодежной биржей труда;
- программы стажировок и практики для студентов;
Реализация этих мероприятий осуществляется с применением системного, личностно-ориентированного, компетентностного подхода; путем выявления и создания условий для эффективного формирования профессиональной направленности, которые обусловлены спецификой городского округа Ступино; при реализации практико-ориентированного обучения и научно-исследовательской деятельности студентов, с привлечением работодателей.
При формировании профессиональной направленности нами учитывалось, что именно в период обучения в вузе происходит активное самоопределение молодежи, интенсивное формирование мотивационно-ценностного отношения к работе, формирование профессионально значимых компетенций, развитие творческих способностей личности, ответственности и инициативности.
Процесс формирования профессиональной направленности студентов экономических специальностей в процессе обучения в вузе включает следующие аспекты: усиление профессиональной мотивации, активность, самостоятельность, формирование творческого подхода, систематическое последовательное применение на практике знаний, навыков и формирование компетенций, методы, средства обучения и формы организации работы.
Обобщая изложенное, следует отметить, что стратегия реализации интегративного взаимодействия при формировании про-
фессиональной направленности, вуза, студентов и работодателей, включение элементов такого взаимодействия в педагогический процесс способствует выполнению задач профессиональных стандартов по формированию у студентов вуза необходимых профессиональных компетенций. Выделим ее преимущества:
1. Информирование студенчества об особенностях региона, в котором они проживают, знакомство с реальными представителями предприятий и бизнес структур, наглядными примеры построения успешной карьеры.
2. Расширение профессиональных возможностей для студентов, преподавателей. При этом объединение образовательного, кадрового, научного, воспитательного, профессионального потенциалов в процессе формирования профессиональной направленности.
3. Использование взаимовыгодного партнерства для удовлетворения потребностей работодателей округа в профессиональных кадрах, для знакомства студентов с предприятиями, их структурой и выпускаемой продукцией, с требованиями, предъявляемыми к соискателям, участия в различных мастер-классах, бизнес-играх и тренингах. Студенты смогут лично пообщаться с менеджерами различных направлений, задать интересующие вопросы и подать резюме для дальнейшего трудоустройства.
4. Реализация программы поддержки молодых специалистов, а взаимодействие учреждений высшего образования с работодателем напрямую позволит не только обеспечить высокотехнологичный кадровый состав предприятия, но и оставить квалифицированных специалистов в Ступинском городском округе.
5. Обеспечение целостности и единства процесса формирования профессиональной направленности с помощью углубления внутренних и внешних связей между участниками и реализация мер стимулирования учебной и профессиональной деятельности студентов.
6. Эффективное использование материальной базы партнеров и выявление возможностей личности в различных видах деятельности, развитие мотивации, самостоятельности и уверенности в профессиональном самоопределении.
7. Повышение качества выпускаемых специалистов, проведение общественной аккредитации образовательных программ, и планирование успешной карьеры.
Формирование профессиональной направленности студентов экономических специальностей сможет удовлетворить дефицит в квалифицированных кадрах, оказать помощь в социализации и повысит эффективность взаимодействия высшего образования и организаций и предприятий в социальной и экономической системе региона в целом.
Подведем итоги. Изучен опыт формирования профессиональной направленности студентов Ступинского городского округа Московской области, представлены реализуемые проекты взаимодействия социально-экономических институтов муниципалитета, проводимые в рамках подготовки квалифицированных кадров и создания кадрового резерва в условиях развивающейся свободной экономической зоны промышленно-производственного типа: создание Центра развития карьеры, участие в чемпионате WorldSkills Russia, «День профессий», «День карьеры», программы стажировок и практик и т.д., программа реализации профессионального самоопределения студенчества в условиях свободной экономической зоны промышленно-производственного типа.
Таким образом, используя возможности социально-экономической системы региона и передового опыта муниципалитета и при реализации системного, компетентностного и личностно-ори-ентированного подходов возможен новый подход к формированию профессиональной направленности студентов экономических специальностей вуза с учетом потребности регионального рынка труда.
Библиографический список
1. Федеральный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) 12.11.2015. № 1327 URL: https://www.sibsau.ru/sveden/ eduStandarts/38_03_01_Ekonomika (дата обращения: 24.10.2018).
2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
3. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Профессиональная ориентация учащейся молодежи // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) 2016. № 10. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-orientatsiya-uchascheysya-molodezhi-v-usloviyah-nauchno-obrazovatelnogo-klastera-opyt-respubliki-tatarstan (дата обращения: 24.10.2018).
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. URL: http://psyjoumals.ru/files/28855/vestnik_ psyobr_2007_3_Pryazhnikova.pdf (дата обращения: 24.10.2018).
5. Стратегия развития городского округа Ступино. URL: //https://stupinoadm. ru/ekonomika/ekonomika-rajona/ (дата обращения: 24.10.2018).
6. Чистякова С.Н, Родичев Н.Ф., Соколова И.И. Концепция подготовки педагогов общего и профессионального образования к эффективной работе по профориентации обучающихся в условиях изменяющихся региональных рынков труда. URL: http://www.firo.ru/wp-content/ uploads/2015/08/Pril_7.pdf (дата обращения: 24.10.2018).
М.Г. Новикова
Директор Ступинского филиала,
Московский финансово-юридический университет МФЮА
E-mail: [email protected]