Научная статья на тему 'Развитие временной компетентности как условие успешной социализации студентов'

Развитие временной компетентности как условие успешной социализации студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / TEMPORARY COMPETENCE OF A PERSON / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВРЕМЕНИ / MECHANISMS OF THE COMPETENCE DEVELOPMENT IN TIME / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / PSYCHOLOGICAL TRAINING / ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ КАК РЕСУРСУ / RELATIONSHIP TO TIME AS A RESOURCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Ольга Викторовна

Высокая потребность исследований временной компетентности личности в разных отраслях научных знаний обусловлена множеством ее функций, выполняемых в жизни социума, так и в обыденной жизнедеятельности человека. В статье характеризуются социальные механизмы развития временной компетентности личности. К ним относятся подражание, идентификация, интериоризация, позволяющие овладеть временной культурой сообщества, сформировать формы поведения и развить временное самосознание. Представлен перечень модулей, который может быть включен в тренинг, направленный на развитие компетентности во времени. Представлены результаты экспериментального исследования, посвященного апробации программы тренинга. Предложенный тренинг позволяет развивать осознанное отношение ко времени, а также потребность упорядочивать свою деятельность и желание быть организованным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TEMPORARY COMPETENCE AS A CONDITION OF STUDENTS’ SUCCESSFUL SOCIALIZATION

The high demand of investigations of temporary competence of a person in different branches of scientific knowledge is determined by a variety of functions it performs in social life of a community, and in everyday life activity of an individual. The article presents the characteristics of the social mechanisms of temporary competence of a person. They include imitation, identification, interiorization. These mechanisms make it possible to learn the temporary culture of a community, to generate the types of behavior and develop his or her own temporary identity. The article presents a list of modules that can be incorporated into training aimed at developing the competence in time. The paper presents the results of the experimental study dedicated to the approbation of the training program. The proposed training allows you to develop a conscious relationship to time, a need to organize your own activities, a desire to be organized.

Текст научной работы на тему «Развитие временной компетентности как условие успешной социализации студентов»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_47_

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2016. Т. 26, вып. 1

УДК 159.9.07 О.В. Кузьмина

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Высокая потребность исследований временной компетентности личности в разных отраслях научных знаний обусловлена множеством ее функций, выполняемых в жизни социума, так и в обыденной жизнедеятельности человека. В статье характеризуются социальные механизмы развития временной компетентности личности. К ним относятся подражание, идентификация, интериоризация, позволяющие овладеть временной культурой сообщества, сформировать формы поведения и развить временное самосознание. Представлен перечень модулей, который может быть включен в тренинг, направленный на развитие компетентности во времени. Представлены результаты экспериментального исследования, посвященного апробации программы тренинга. Предложенный тренинг позволяет развивать осознанное отношение ко времени, а также потребность упорядочивать свою деятельность и желание быть организованным.

Ключевые слова: временная компетентность личности, механизмы развития компетентности во времени, психологический тренинг, отношение к времени как ресурсу.

Информационно-технический прогресс, характерный для современного общества, увеличивает темп жизни. Одна из важных задач профессионального образования - формирование активности выпускников образовательных учреждений и способности самостоятельно организовать время своей жизни. От них требуется высокая мобильность, социальная зрелость и личностное самоопределение. Успешным в современном мире, по мысли Г.А. Архангельского, может быть только человек, умеющий грамотно распоряжаться ценнейшим ресурсом, данным ему жизнью, - своим собственным временем [1].

Изменением учебных планов среднего профессионального образования, введение в учебный процесс новых моделей обучения и элективных курсов предполагают высокую самоорганизацию студентов, понимание ими смысла получаемого образования, умение эффективно организовывать свою деятельность во времени, определять перспективы саморазвития на основе социально-приемлемых и личностно-значимых решений.

Как показывает практика, студенты сегодня недостаточно владеют рациональными приемами организации личного времени, а их теоретические знания - бессистемны. К сожалению, формирование самоорганизации времени жизни в школе и в семье для многих молодых людей ограничивается тем, что взрослые сами формулируют и задают подрастающему поколению цели, которые необходимо достичь, определяют средства их достижения, контролируют и оценивают полученные результаты. Такое обучение не способствует развитию самостоятельности молодого человека, компетентности в организации своего жизненного и временного пространства. Способность организовать свое время - не черта упорядоченного типа личности, а навык, который способен развить в себе каждый человек, мотивированный в данной сфере.

Возникает необходимость в формировании временной компетентности личности через освоение технологий тайм-менеджмента, представляющего собой, по определению Л. Зайрерга, управление собой и активное формирование собственного образа жизни. По мнению Г.А. Архангельского, это не только ежедневники, планы и сроки, но и технология, позволяющая использовать невосполнимое время жизни в соответствии с личными целями и ценностями [2].

В истории отечественной педагогики вопросу рационального использования времени уделялось много внимания. Так, в исследованиях А.Д. Алферова, Ю.А. Бабанского, М.И. Боришевского, А.А. Вербицкого, Л.Я. Зориной, А.М. Колесовой, Ю.С. Кузнецова, С.В. Кульневича, Н.Ф. Кругловой, О.Ю. Петровой, О.В. Погожевой выявляются и прорабатываются проблемы, возникающие при самоорганизации времени и деятельности применительно к обучению студентов. Даже выпускники вузов, согласно исследованию Н.А. Киселевской, не могут самостоятельно организовать свою деятельность и нуждаются в помощи и контроле руководства [3].

Изучая вопрос психологического времени, ученые обращают внимание на развитие временной компетентности личности и исследуют механизмы ее формирования. Отсутствие координаты времени в сознании, по замечанию О.В. Погожевой, может остановить личностный рост, нарушить процессы самоиндентификации, привести к неадекватности «Я-концепции» и бессмысленности жизни в це-

лом [5]. Сущность временной компетентности не только в умении или неумении действовать в разных временных условиях, но и в том, чтобы вскрывать глубинные основы смысла жизни. Ее развитие связано со становлением идеалов личности и проявляется в актуальной системе ценностных ориента-ций. Условия эффективности самоорганизации времени Л.Б. Шнейдер связывает с целостностью самосознания: путем инициации смысла и целеполагания в развернутом процессе сценарного построения жизнедеятельности [7].

Психологические механизмы развития временной компетентности - это сложные способы сознательного или бессознательного переструктурирования субъективного отношения ко времени, расширения границ временного сознания, усиления временной интеграции и временной целостности личности. Психологические механизмы обеспечивают преобразование знаний, заданных в объективизированном социальном, в индивидуально-психологическое внутреннее содержание. В процессе овладения временной компетентностью личность социализируется, осваивая такие психологические механизмы социализации, как подражание, идентификация, интериоризация, рефлексия, сдвиг мотива на цель.

Подражание - основной традиционный механизм развития временной компетентности. Через него человек усваивает нормы и стереотипы. Как правило, это происходит на неосознанном уровне, через запечатление, некритическое восприятие окружающей действительности. В детстве время осваивается через подражание деятельности взрослого и освоение таких ритмов жизни, как быстро, медленно, сейчас, потом, сегодня, завтра. Младший школьник осваивает эталоны длительности, обращая внимание на инструменты измерения времени. В подростковом возрасте осваиваются такие эталоны, как своевременность, точность. С вступлением в отрочество и юность основную роль в выборе подражания начинают играть ценностные ориентации и перенимается отношение ко времени как ресурсу.

Временная компетентность по средствам идентификации развивается через создание образа идеальной модели временного поведения и имитацию поведения в соответствии с данной моделью.

Интериоризация - это процесс формирования внутренних структур человеческой психики через усвоение внешней социальной действительности. Интериоризация временных характеристик скорости, своевременности возникает с самого раннего детства и определяет понимание сущности временного пространства личности. Очеловеченное время, временной распорядок жизни осваивается ребенком через действия взрослых людей. Он постепенно присваивает нормы организации времени, определенные обществом, в котором родился и растет. Этот механизм формирования временной компетентности связан с процессом формирования отношения ко времени через самопознание, рефлексию, которая обусловливает осознание себя во временном пространстве реальности.

Действие механизма сдвига мотива на цель состоит в том, что временные нормы осваиваются через принятие ответственности за свое время. Это осознается в процессе эмоционального переживания и закрепляется в практической деятельности. Так формируется личное ценностное отношение ко времени. Развивая способность осознавать и организовывать временные свойства жизнедеятельности, человек выходит из подчинения «ситуативному» времени, получает некую власть над текущим моментом, произвольно упорядочивает цели и задачи жизнедеятельности, реализуя систему способов ее смысловой и временной организации.

Сегодня в психологии активно разрабатываются и апробируются технологии отношений со временем. Проведенный нами эксперимент ставил целью исследовать механизмы развития компетентности во времени и апробировать программу психологического тренинга.

Ключевыми теоретическими положениями, лежащими в основе нашей работы, являются следующие постулаты:

- временная компетентность представляет собой интегральную характеристику личности, благодаря чему осуществляется процесс упорядоченной сознательной деятельности личности, направленный на организацию и управление собой;

- временная компетентность личности отражается в умениях, позволяющих выдвигать стратегические цели, самостоятельно и целенаправленно с учетом возможностей и индивидуальных особенностей планировать свое время, осуществляя рефлексию, направленную на самоанализ, самооценку и самоконтроль своих планов;

- временная компетентность проявляется в умении отражать наличную ситуацию и применять стратегии поведения, в наибольшей мере соответствующие конкретной ситуации.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 1

Структура временной компетентности может быть представлена в виде структурно-функциональной модели, состоящей из ценностно-смыслового, мотивационного, познавательного, рефлексивного и операционально-технологического компонентов, которые раскрывают внутреннюю организацию процесса функционирования временной компетентности личности [4]. Систему развития временной компетентности целесообразно выстраивать с учетом ее структурных компонент и модели самоорганизации времени студента, предложенной Е.И. Рабиной. Процесс формирования отношения ко времени, согласно результатам исследования данного автора, должен включать в себя: развитие ценностного отношения студентов ко времени инициированием их рефлексивной позиции; формирование модели поведения во времени с опорой на субъективный опыт и знания [6].

Развитие компетентности во времени связано с формированием идеалов личности и проявляется в актуальной системе ее ценностных ориентаций, определяющих направленность личности. Временная компетентность определяет способ пространственно-временной организации деятельности и включает в себя четыре функциональных блока: смысловое отношение к ситуации и ко времени; формирование целей собственной жизнедеятельности; планирование реализации системы целей, задач и регуляция затрат времени на основные и второстепенные виды действий; контроль как функция обратной связи между прогнозируемым содержанием деятельности и реальным выполнением.

Организация исследования

Всё более востребованны сегодня психологические тренинги и программы, направленные на развитие временной компетентности, самоорганизации деятельности с учетом временных показателей. В нашем экспериментальном исследовании представлены результаты апробации тренинга «Время в моей жизни», проведенного среди студентов техникума. Цель его - повышение временной компетентности студентов через осознание ресурсных возможностей организации своего времени. В ходе тренинга решались следующие задачи: 1) формирование осмысленного отношения ко времени; 2) развитие навыков самоорганизации деятельности и жизни в целом через планирование временных показателей; 3) расширение границ будущего.

Тренинг рассчитан на 16 часов. Перечень модулей представлен в табл. 1.

Таблица 1

Модули тренинга «Время в моей жизни»

№ Название модулей

1. Модуль 1. Мое отношение ко времени. Цель: определить проблемные зоны путем диагностики отношения человека ко времени.

2. Модуль 2. Ценности самоорганизации времени Цель: формировать осознанное и бережное отношение ко времени.

3. Модуль 3. Временная трансспектива личности. Цель: осознать связь между прошлым настоящим и будущим.

4. Модуль 4. Отношение к жизненному пути. Цель: определить и осознать временные ориентиры (основные вехи, события) в жизни.

5. Модуль 5. Организация времени. Цель: освоить технологии и приемы самоорганизации деятельности с учетом личных приоритетов, индивидуальных возможностей и показателей времени.

Логика модулей выстраивалась следующим образом.

1. Актуализация личного отношения ко времени посредством определения времени как ценности, осознание необходимости рационального использования времени.

2. Формирование целей собственной жизнедеятельности через выделение основных и промежуточных целей в текущей деятельности, через упорядочение целей по степени значимости, выделение главных и второстепенных.

3. Планирование реализации затрат времени. Расчет темпа, ритма выполнения системы каждодневных дел, учет затрат времени на выполнение целей и задач в планируемом временном отрезке.

4. Контроль как функция обратной связи между прогнозируемым содержанием деятельности и реальным выполнением.

В исследовании принимали участие студенты II и III курсов ГБОУ СПО СО «Верхнетуринского механического техникума» (г. Верхняя Тура) числом 80 человек. Экспериментальное исследование проводилось по плану одной группы с предварительным и итоговым тестированиями. В предварительном тестировании участвовали 80 человек. В формирующей части эксперимента - 21 студент.

В качестве диагностического инструментария использованы методики «Временная компетентность личности» (автор О.В. Кузьмина) и «Организованный ли Вы человек?» (авторы С.Д. Резник, В.В. Бондаренко и С.Н. Соколов).

Математическая обработка данных осуществлялась с помощью непараметрического Т-критерия Уилкоксона с применением компьютерной программы SPSS STATISTICS 17.

Результаты исследования и их интерпретация

Первичный срез данных показал следующие особенности проявления временной компетентности. У 25,93 % студентов от общего количества участников исследования наблюдается низкий уровень организованности. Как правило, они постоянно опаздывают, не имеют четких целей и планов, действуют хаотично. Им не свойственно анализировать свои помехи времени.

Показатели остальных испытуемых (74,07 %) приближены к среднему уровню. Однако результаты не позволяют нам говорить о наличии системы самоорганизации. Студенты действуют эпизодично: в сложных случаях проявляют навыки планирования и организации, в обыденных же ситуациях, не требующих большого напряжения и спешки, навыки самоорганизации у них не проявляются.

У большей части исследуемых (62 %) не выражено желания упорядочивать свое время и устанавливать приоритеты в делах. У 67 % испытуемых нет потребности в выполнении работы к сроку. Многие из них считают, что целенаправленное планирование - это напрасная трата сил. Лишь для 14 % участников исследования проблема организации времени важна и актуальна. У них проявляется интерес к упорядочиванию своей деятельности.

Только 5% студентов осуществляют аналитическую и контролирующую функцию своего времени; считают, что важно учитывать временные затраты. 95 % испытуемых безразлично (или даже негативно) относятся к процессу анализа и контроля. Эти испытуемые предпочитают жить в свое удовольствие, поэтому многим их действиям и принятым решениям присуща спонтанность. 76 % опрошенных утверждают, что организация времени у них интуитивна. 47 % испытуемых не чувствуют острой необходимости планировать свое время. Многие из них признаются, что не знают приемов и техник организации времени, считают планирование скукой и ненужным трудом. Овладение технологиями тайм-менеджмента важно для 14,5 % студентов.

При анализе временных режимов, предпочитаемых в повседневной работе, выявилось следующее. Большая часть испытуемых (90,5 %) отдают приоритеты режиму временной неопределенности. Ни один человек, не отвергал такой режим. Для студентов важно самостоятельно определять срок завершения работы. В режиме точно заданного времени, с нормированием и внешним учетом, предпочитают работать 57 % испытуемых. Для 14,5 % студентов этот режим неприемлем. К режиму временного дефицита отношение амбивалентное. 47,5 % опрошенных студентов относят такой режим к разряду нежелательных. 38 %, наоборот, предпочитают его в своей работе. Для данной группы условия дефицита - являются мобилизирующие.

Таблица 2

Показатели статистически значимых различий самооценки организованности до и после тренинга (Т-критерий Уилкоксона)

Показатели Сумма баллов допроведения программы Сумма баллов послепроведения программы Сумма положительных рангов Сумма отрицательных рангов Направление сдвига Е S о Н Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

Данные интегральной шкалы организованности 608 729 140,50 30,50 + 45,5 0,017

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 1

Диагностический срез выраженности показателей временной компетентности позволил выделить группу студентов с недостаточной выраженностью компетентности во времени. Они были приглашены на разработанный и описанный выше тренинг «Время в моей жизни».

По завершении тренинга провели вторичную диагностику.

Для выявления статистически значимых различий в показателях до и после тренинга использован Т-критерий Уилкоксона. Полученные данные представлены в табл. 2.

Значения показателей организованности у студентов до и после тренинга значимо различаются. Результатом тренинга для студентов стали сформированное отношение ко времени как личному ресурсу; осознанные личные цели; наличие временной перспективы, построенной на основе личных желаний с учетом индивидуальных возможностей; владение умениями организации времени. Эти данные подтверждаются результатами второй методики (табл. 3).

Таблица 3

Статистически значимые различия показателей временной компетентности до и после тренинга (Т-критерий Уилкоксона)

Шкалы Сумма баллов Направление сдвига Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

до проведения программы после проведения программы

Потребность в выполнении работы к сроку 769 822 + 0,051

Сохранение порядка 728 822 + 0,028

Контроль времени 696 737 + 0,18

Интуитивная организация времени 665 607 - 0,097

Технологичность организации времени 556 620 + 0,032

Режим временной неопределенности 746 686 - 0,036

Режим точной временной заданности 752 769 + 0,721

Режим временного дефицита 539 526 - 0,708

*

Выделены статистически значимые различия.

По данным табл. 3 можно констатировать, что статистически значимые различия были получены в четырех шкалах: в шкалах «Потребность в выполнении работы к сроку», «Сохранение порядка» и «Технологичность организации времени» показатели после тренинга увеличились; а показатели по шкале «Режим временной неопределенности» после проведения тренинга уменьшились. Следовательно, студенты осознали необходимость бережного отношения к времени; у них начала формироваться потребность в упорядочивании своей жизни и деятельности, желание вписываться в установленные временные рамки и выполнять работу к сроку.

Режим временной неопределенности стал для них менее предпочтителен. Возникло желание осваивать технологии тайм-медежмента.

Результаты исследования позволяют нам утверждать, что разработанная программа тренинга, цель которого - формирование осознанного отношения ко времени и развитие показателей временной компетентности, может быть рекомендована при работе со студентами среднего профессионального образования. Развивая способность осознавать и организовывать показатели времени, личность получает власть над текущим моментом и выходит из подчинения «ситуативному» времени, что способствует ее успешной социализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архангельский Г.А. Организация времени. URL: http://www.improvement.ru/consult/student.shtm.

2. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1.

3. Киселевская Н.А. Стили саморегуляции учебной деятельности и их формирование у студентов вуза: дис... канд. психол. наук. Иркутск, 2005.

4. Кузьмина О.В. Структурно-функциональная модель временной компетентности личности // В мире научных открытий. Серия: Проблемы науки и образования. 2011. №9.3 (21).

5. Погожева О.В. Самоорганизация времени - составляющая психологической культуры личности подростка // Психологические проблемы субъекта в современном мире: Материалы Всерос. науч. Интернет-конф. Ставрополь, 2008.

6. Рабина Е.И. Структурно-функциональная модель самоорганизации времени студента в процессе профессиональной подготовки в вузе: URL: http://www.Emissia.оrg/offline/2013/2104.htm.

7. Шнейдер Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков в «координатах» отношения к времени жизни и труду // На пороге взросления: сб. науч. статей / ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова, М.: МГППУ, 2011.

Поступила в редакцию 22.12.15

O. V. Kuzmina

DEVELOPMENT OF TEMPORARY COMPETENCE AS A CONDITION OF STUDENTS' SUCCESSFUL SOCIALIZATION

The high demand of investigations of temporary competence of a person in different branches of scientific knowledge is determined by a variety of functions it performs in social life of a community, and in everyday life activity of an individual. The article presents the characteristics of the social mechanisms of temporary competence of a person. They include imitation, identification, interiorization. These mechanisms make it possible to learn the temporary culture of a community, to generate the types of behavior and develop his or her own temporary identity. The article presents a list of modules that can be incorporated into training aimed at developing the competence in time. The paper presents the results of the experimental study dedicated to the approbation of the training program. The proposed training allows you to develop a conscious relationship to time, a need to organize your own activities, a desire to be organized.

Keywords: temporary competence of a person, mechanisms of the competence development in time, psychological training, relationship to time as a resource.

Кузьмина Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент

Институт развития образования (ИРО)

620066, Россия, г. Екатеринбург, ул. Академическая, 16

E-mail: [email protected]

Kuzmina O.V.,

Candidate of Psychology, Associate Professor

Institute of Regional Development of Education Academicheskaya st., 16, Yekaterinburg, Russia, 620066 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.