Научная статья на тему 'О механизмах развития временной компетентности личности'

О механизмах развития временной компетентности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
597
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY'S TIME COMPETENCE / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MECHANISMS / ПОДРАЖАНИЕ / IMITATION / ВНУШЕНИЕ / SUGGESTION / ЗАРАЖЕНИЕ / СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ / SHIFT OF A MOTIVE TO GOAL / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / INTERIORIZATION / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ТРЕНИНГ / TRAINING / CONTAGION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Ольга Викторовна

В статье определены социально-психологические механизмы, содержательные блоки развития временной компетентности личности, описана программа тренинга «Регуляция времени жизни», представлены результаты формирующего эксперимента, позволяющие констатировать степень развития компонентов компетентности во времени у студентов, участвующих в тренинговых мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьмина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About mechanisms of personality’s time competence development

The article describes social and psychological mechanisms and content units of personality’s time competence development. It also deals with the training program of “Regulation of Life Time” and sums up the results of the experiment which made it possible to conclude the students’ degree of the development of time components.

Текст научной работы на тему «О механизмах развития временной компетентности личности»

Кузьмина О.В.

О МЕХАНИЗМАХ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Развитие компетентности во времени сегодня - это не дань моде. На рынке труда востребованы специалисты, умеющие действовать в условиях лимита и дефицита времени, в ситуациях неопределенности и обладающие способностью к самоорганизации. Временная компетентность является одной из важнейших характеристик работников различных сфер профессиональной деятельности.

В настоящее время в психологической науке достаточно активно исследуется проблематика отношения к времени. Так, в организационной психологии временная компетентность анализируется через освоение временных стандартов организации (Г.А.Архангельский, Ю.Л.Васильченко, Э.Воутилайнен, А.Г. Горбачев, Й.Х. Ниссинен, П.Поренне, Т.Санталайнен). В психологии управления компетентность во времени исследуется как одно из личностных качеств, присущих руководителям разного уровня (Е.Б.Анисимова, П.Берд, М.Вудкок, Й.Кноблах, В.П.Пугачев, С.Прентис,О.Ю. Стри-жицкая, Д.Фрэнсис). В психологии труда она рассматривается в структуре профессиональной компетентности как характеристика профессионального сознания и профессиональной деятельности (Л.П.Енькова, П.А. Корчемный, Ю.К.Стрелков, Е.А.Шилова и др.). Компетентность во времени является одной из составляющих регуляционных возможностей человека, определяющих профессиональное становление и стратегию жизни в целом (Т.Н.Денисова, С.В.Леонов, О.С.Советова, и др.).В рамках социальной психологии временная компетентность исследуется в контексте согласования временных показателей в структуре взаимодействия в различных социальных группах (А.К. Болотова, Т.А.Нестик, Л.А.Петровская, К. Роджерс, А.С.Рубан, И.А.Яксина). Время в психологии личности выступает частью образа мира субъекта, мерой активности личности (К.А.Абульханова-Славская, С.А.Безгодова, Н.Ю.Григоровская, П.П.Горностай).

Несмотря на большое количество исследований, остается открытым вопрос о содержании, структурных компонентах и психологических механизмах развития временной компетентности.

Время личности выступает внутренним организующим фактором, определяющим целостность жизненного процесса [1]. Под временной компетентностью мы понимаем интегральную характеристику личности, которая позволяет структурировать и связать в единое целое события настоящего, прошлого, будущего, осуществлять деятельность в оптимальные временные сроки. Компетентность во времени проявляется в способности управлять собой и другими во временном пространстве через адекватное восприятие, рациональную организацию и использование времени.

Ее структура, согласно разработанной нами структурно-функциональной модели, может быть представлена ценностно-смысловым, мотивационным, познавательным, операционально-технологическим, рефлексивно-оценочным компонентами. Ценностно-смысловой компонент вскрывает отношение человека ко времени, осознание социальной значимости организации времени, личную ответственность за использование

своего времени. Мотивационный компонент проявляется в силе побуждения к организации времени жизни и деятельности, в стремлении реализовать свой личный потенциал в личном и социальном временном пространстве. Познавательный компонент вбирает в себя знания о технологиях организации своего поведения в разных временных условиях. Показателем сформированности рефлексивно-оценочного компонента выступает наличие системы контроля времени и его рефлексия. Об операционально-технологическом компоненте можно судить по практическим действиям, совершаемым человеком в различных временных режимах, по скорости, ритмичности и своевременности выполняемой им работы [2].

Развивая способность осознавать и организовывать время своей жизни, человек получает власть над текущим моментом, произвольно упорядочивая цели и задачи жизнедеятельности в ходе реализации обобщенной системы способов смысловой организации. Формирование самоорганизации времени, согласно исследованиям Л.Б.Шнейдер, целесообразно осуществлять путем инициации смыслового самоопределения и целепо-лагания в развернутом процессе сценарного построения жизнедеятельности, создания образов желаемого будущего [5].

Результат временной компетентности проявляется в способности оперативно для личности включаться в события и структуры социальной жизни, в социальной адапти-рованности и удовлетворенности жизнью. Способы развития компетентности во времени как личностной характеристики необходимо рассматривать с учетом способов, механизмов развития всех ее компонентов.

При рассмотрении вопроса о механизмах формирования временной компетентности необходимо учитывать тот факт, что она является личностной характеристикой, которая проявляется в ситуации социализации. Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта осознанной самоорганизации во времени, адаптацию к временным факторам, зафиксированным в форме поведения. Согласно субъектному подходу, психические механизмы развития временной компетентности личности обеспечивают преобразование значений, заданных в объективизированном социальном, в индивидуально-психологическое внутреннее содержание. Такие механизмы, как подражание, идентификацию, интериоризацию, рефлексию, внушение, сдвиг мотива на цель, можно отнести к механизмам развития временной компетентности личности.

Подражание проявляется в сознательном или бессознательном воспроизведении индивидом поведения, опыта других людей. В различные возрастные периоды формы подражания и его роль неодинаковы [4]. Так, ребенок в дошкольные годы, как правило, просто воспроизводит внешние действия, повторяя за взрослым. И время осваивается через подражание деятельности взрослого («делать быстро», «не опаздывать») и через освоение ритмов жизненных процессов. Младший школьник начинает осваивать эталоны длительности и копирует поведение взрослых, обращая внимания на инструменты измерения времени. В период отрочества и юности при взаимодействии со сверстниками осваиваются такие эталоны времени, как своевременность, точность, скорость. Основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценностные ориентации. Здесь перенимаются не столько привычки уважаемого человека, а скорее отношение к времени как ресурсу.

Идентификация представляет собой отождествление индивида с людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека, которые свойственны окружающим. В соответствии с концепцией формирования личностных качеств, предложенной М.Д.Лаптевой [3],развитие временной компетентности может осуществляться через создание образа идеальной модели временного поведения, имитацию поведения в соответствии с данной моделью, внесение корректив в способы данного поведения и формирование к нему критического отношения.

Рефлексивный механизм развития компетентности во времени связан с процессом осмысления человеком своего места в системе временных отношений.

Интериоризация представляет собой процессы формирования внутренних структур человеческой психики, благодаря усвоению внешней социальной действительности. В ходе саморегуляции поведения во времени человек берет на себя ответственность за свое время. Оно начинает осознаваться в процессе «прочувствования» и «эмоционального переживания», закрепляется в ходе выполнения специальных упражнений и практической деятельности. Это обеспечивает личную значимость знаний, их осмысление и формирует субъективное ценностное к нему отношение.

Действие механизма сдвига мотива на цель состоит в том, что освоение временных норм (точность, своевременность, ритмичность), первоначально являющееся целью, с какого-то момента само начинает приносить положительные эмоции и удовольствие. В этом случае рождается самостоятельный мотив освоения временных норм.

Общий механизм формирования отношения ко времени может быть представлен следующим образом. Воспринимаемые представления о времени дифференцируются путем своеобразной фильтрации через «Я - образ» в аксиологическую концепцию жизни. Затем, преломляясь через условия реальной жизнедеятельности, профессиональной подготовки и жизненного опыта, данные представления осуществляют ориентацию в системе нормативных требований социального окружения.

Организация исследования.

Целью данного экспериментального исследования явилось изучение возможностей развития компонентов временной компетентности у студентов ВУЗа через рефлексию индивидуальных событий прошлого, настоящего, будущего, идентификацию себя с успешным во времени человеком, формирование ответственности за личное время жизни, создание условий для положительных эмоций и возможности проявления себя в ситуациях с разными временными режимами. Для реализации данной цели была разработана и апробирована программа тренинга «Регуляция времени жизни». Исследование проводилось в форме формирующего эксперимента, построенного по плану одной группы с предварительным (первичным) и итоговым (вторичным) тестированием.

В качестве испытуемых принимали участие студенты первого и второго курса факультета практической психологии Уральского гуманитарного института (г.Екатеринбург) дневной и заочной форм обучения общим количеством 54 человека. В формирующей части эксперимента участвовало 14 человек. Средний возраст студентов, участвующих в тренинге, был 21 год. Это студенты, испытывающие трудности в организации времени.

Психологическая диагностика осуществлялась с применением таких методик, как «Временная компетентность личности» (О.В.Кузьмина), «Семантический дифференциал времени» (Л.И. Вассерман, О.Н.Кузнецов и др.), «Ценность времени» (О.В.Кузьмина), опросник «Диагностика самоорганизации личности» (Д.Ишков). Статистическая обработка данных проводилась с применением непараметрического критерия различий Т-Вилкоксона. При расчетах использовался пакет программы SPSS STATISTICS 17.0.

Программа тренинга «Регуляция личного времени» была рассчитана на 24 часа и включала следующие модули (Таблица 1). Тренинг проводился по 8 часов в неделю в течение трех недель. В дни отсутствия аудиторных встреч студенты выполняли домашнее задания. Вторичный срез был сделан через месяц после завершения тренинга, в связи с отсроченностью результатов.

Таблица 1 - Модули тренинга

№ Название и цель модуля тренинга

1 Мое отношение ко времени. Цель: диагностика отношения человека ко времени, рефлексия проблемных зон.

2 Временная компетентность личности. Цель: анализ личных показателей временной компетентности, определение зон ее развития и коррекции.

3 Личная временная трансспектива. Цель: осознание связи между прошлым, настоящим и будущим на своей линии жизни.

4 Отношение к жизненному пути. Цель: активизация биографического самосознания, самодиагностика отношения к времени жизни.

5 Компетентность во времени - признак успешности. Цель: выделение признаков успешности во времени, идентификация себя с успешной личностью.

6 Целеполагание. Цель: освоение техник постановки цели.

7 Препятствия, мешающие в достижении поставленных задач. Цель: осмысление опыта по преодолению трудностей при достижении цели.

8 К реализации цели. Цель: отработка навыка достижения цели через идентификацию и принятие новых ролей.

В процессе проведения тренинга были использованы мини-лекции, информирующие участников о приемах организации времени, обсуждение притч, активизирующие самосознание личности, дискуссии, позволяющие высказать и аргументировать свою позицию, практические упражнения, направленные на анализ своих личностных особенностей, экспресс-диагностика, позволяющая изучить свои временные особенности,

ролевые игры, отрабатывающие алгоритмы поведения в разных социальных ролях.

Результаты исследования.

Результаты первичной диагностики свидетельствуют о том, что большая часть испытуемых (54,72% от общего количества выборки) не испытывают потребности в организации времени, живут в потоке времени, не замечают его течения, не пытаются как-то его упорядочить или приспособиться к нему.

Таблица 2 - Показатели временной компетентности личности до проведения тренинга (в %)

Название шкал Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Сохранение порядка 11,32 33,96 54,72

Потребность в организации времени 16,98 28,30 54,72

Контроль времени 1,89 9,43 88,68

Интуитивная организация времени 28,30 45,28 26,42

Технологичность организации времени 26,42 28,30 45,28

Режим временной неопределенности 26,42 32,08 41,51

Режим оптимальнойзаданности 15,09 43,40 41,51

Режим временного дефицита 49,06 32,08 18,87

Длительность 32,50 52,50 15,00

Синхронизация 17,50 67,50 15,00

Временной синтез 20,00 70,00 10,00

То же количество студентов, участвующих в исследовании (54,72%), не стремится выполнять работу к сроку, не проявляет потребность работать по четко заданному временному графику. Назначенный срок для них не является мотиватором для работы. 88,68% студентов считают, что осуществление контроля времени является скучным делом, присущим только занудам. По их мнению, люди, строго следящие за временем, -нудные и неинтересные. Они считают, что нужно жить свободно, ведь счастливые часов не наблюдают. Всего 1,89% студентов осуществляют контроль времени. Они оценивают свои возможности. Считают, что люди должны не только планировать свое время, отводимое на конкретное мероприятие, но и осуществлять коррекцию в процессе работы (Таблица 2).

Анализ предпочтения временных режимов деятельности позволил сделать вывод о том, что половина испытуемых (49,06%) предпочитают работать в ситуациях временного дефицита. Ограничение времени мобилизирует их. К ситуациям временной неопределенности у испытуемых неоднозначное отношение. 26,42 % участников исследования предпочитают работать в условиях, где самостоятельно нужно организовывать себя во времени, устанавливая сроки, определяя скорость, ритм работы. 41,51% испытуемых

отмечают, что неопределенность во времени дезорганизует их, снижает внутреннюю трудовую мотивацию. 15% опрошенных студентов говорят, что часто не доводят дела до логического завершения. При совместной деятельности 20% испытуемых отмечают, что стараются адаптироваться к ритму и скорости работы других людей. Они легко срабатываются в командной работе, чувствуют партнера. 10 % испытуемых говорят о том, что им довольно сложно при совместной деятельности адаптироваться к временным параметрам работы другого человека, у них не всегда получается работать в команде. 70% студентов отмечают, что они чаще всего действуют по ситуации (Таблица 2).

Исследование особенностей ценности времени позволило констатировать, что такая ценность как предоставление работы к сроку не являются достаточно значимой для исследуемой выборки (Таблица 3). Всего для 1,89 % испытуемых срок является важной характеристикой деятельности. 84,91 % выборки проговаривают, что целесообразно действовать по ситуации, временные границы выполнения работы могут быть изменены.

Максимально значимыми временными характеристиками деятельности для испытуемых являются скорость, последовательность, изменчивость.

Таблица 3 - Показатели временных ценностей (в %)

Название методики Название шкал Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Ценность времени Скорость 30,19 60,38 9,43

Срок 1,89 84,91 13,21

Последовательность 32,08 62,26 5,66

Изменчивость 26,92 59,62 13,46

Насыщенность 30,19 47,17 22,64

Семантиче ский дифференциал времени Активность 24,53 24,53 50,94

Эмоциональность 42,59 24,07 33,33

Величина 43,40 24,53 32,08

Структура 30,19 43,40 26,42

Ощущаемость 56,60 9,43 33,96

Для довольно большого количества испытуемых (50,94 %) ощущение активности, насыщенности времени не является важным. Энергетическая наполненность времени жизни для данных людей не значима. В ходе анализа других временных ценностей, заключающихся в эмоциональности, величине, структурированности, ощущаемости, выборка разделилась на три относительно равномерные группы. Одну группу составили испытуемые, для которых положительная эмоциональная окраска, насыщенность, структурированность времени, единство настоящего, прошлого, будущего являются значимыми. Они удовлетворены жизненной ситуацией, время для них имеет смысловую наполненность.

Другая группа испытуемых является противоположной первой. Время у них вы-

зывает негативные эмоции и чувства, у многих потеряна смысловая наполненность и личностная значимость происходящего во времени, события трудно прогнозируются и упорядочиваются.

Для участия в тренинге были приглашены испытуемые с низкими и средними баллами выраженности показателей временной компетентности личности.

Вторичная диагностика, проведенная после тренинга (через месяц), позволила констатировать ряд сдвигов в овладении временной компетентностью, имеющих статистически значимые различия. Результаты занесены в таблицу 4. Достоверность полученных различий измерялась с помощью непараметрического критерия Т-Вилкоксона.

Таблица 4. Сравнение статистически значимых различий в показателях временной компетентности личности до и после тренинга (среднее значение)

Компонент временной компетентности Сумма баллов На-

Шкалы методик До тренинга После тренин- правление Уровень значим.

га сдвига

Сохранение порядка 35,72 75,01 + 0,021

Ценностно- Последовательность 20,77 45,86 + 0,034

смысловой Активность 19,51 45, 65 + 0,031

Эмоциональность 21,34 42,07 + 0,045

Структура 19,25 38,15 + 0,039

Мотивационный Потребность выполнения работы к сроку 35,72 74,60 + 0,027

Временной синтез 16,51 40,14 + 0,034

Синхронизация 16,32 36,32 + 0,042

Технологичность

Познавательный организации времени 28,38 46,15 + 0,048

Операционално- Целеполагание 6,7 15,45 + 0,039

технологический Планирование 6,74 14,58 + 0,049

Рефлексивный Контроль времени 32,96 46,15 + 0,051

Анализ ситуации 3,64 1,5 + 0,049

Примечание: знак «-» обозначает сдвиг в сторону уменьшения; знак «+» - сдвиг в сторону увеличения.

В результате прохождения тренинга произошло переосмысление отношения ко времени (ценностно-смысловой компонент временной компетентности). Время в сознание испытуемых стало носить более динамичный характер. Люди начали положительно оценивать энергетическую наполненность времени. Ощущения скорости, событийного темпа стало значимо для испытуемых. Это доказывается сдвигом, происшедшим в измеряемых данных до и после тренинга в сторону увеличения значений по шкалам «Активность», «Сохранение порядка» при статистической значимости р< 0,05.

Для участников тренинга такие характеристики времени, как структурированность и упорядоченность, стали более значимы. Возникло ощущение прогнозируемо-сти временного пространства. Можно предположить, что в процессе тренинга пришло осознание связи между событиями жизни с личной и потребностно-мотивационной позицией. В результате возникло чувство относительной стабильности и безопасности. Об этом свидетельствуют значимые различия в шкалах «Структура», «Последовательность» при р<0,05.

В результате прохождения тренинга изменения произошли в мотивационном компоненте временной компетентности. У участников тренинга возраста потребность в согласовании ритма, скорости своих действий с другими участниками процесса деятельности. Люди стали более мотивированы на построение своего будущего как единого целого, исходящего из прошлого и настоящего. У многих возникло стойкое желание доводить работу до логического конца. Такой вывод можно сделать в результате констатации статистически значимых сдвигов, происшедших в шкалах «Потребность в выполнении работы к сроку», «Временной синтез», «Синхронизация».

В процессе прохождения тренинга участники освоили знания о приемах осознанного регулирования своего поведения (познавательный компонент временной компетентности), сформулировали свои жизненные цели, определили способы их достижения с учетом объективных и субъективных факторов (операционально-технологический компонент). Это доказывают статистически значимые различия, полученные в шкалах «Технологичность организации времени», «Целеполагание», «Планирование».

Итак, проведенный тренинг, включающий в себя упражнения, направленные на рефлексию своего жизненного пространства с позиции времени, осознания жизненных ценностей, создание образа идеальной модели временного поведения, способствует развитию компонентов временной компетентности личности.

Выводы:

Результаты исследования уточняют и дополняют понимание временной компетентности личности. Эмпирическим путем доказана возможность использования психологических механизмов социализации, таких как, идентификация, рефлексия, сдвиг мотива на цель, интериоризация, в развитии показателей временной компетентности личности. Посредством идентификации субъект осознает модели поведения в различных временных условиях, пытается освоить наиболее значимые для себя. Интериори-зация и рефлексия выступают механизмом формирования отношения ко времени как ресурсу развития личности. Полученные данные могут быть использованы практиче-

скими психологами при работе с клиентами для повышения осознанности и продуктивности организации своей жизни и своего личностного роста.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Из-во НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.

2. Кузьмина, О.В. Структурно-функциональная модель временной компетентности личности // В мире научных открытий. Серия: Проблемы науки и образования. № 9.3 (21), 2011, С.977 - 993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лаптева, М.Д. О способах и механизмах формирования компетентности социального взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. 2006, №2, С154 - 158.

4. Толстых, Н.Н.Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход// Автореферат д. пс.н., М. - 2010.- 54с.

5. Шнейдер, Л.Б. Профессиональное самоопределение подростков в координатах отношения к времени жизни и труду. // На пороге взросления. Серия: Психология развития. Сборник научных статей /Ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова, М.: М1ППУ, 2011 - С. 22-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.