Научная статья на тему 'Развитие восточной части России и новые возможности для углубления сотрудничества России и Китая'

Развитие восточной части России и новые возможности для углубления сотрудничества России и Китая Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
249
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Развитие восточной части России / «Один пояс / один союз» / китайско-российские отношения. / The development of the Eastern part of Russia / «One belt / one Union» / Sino-Russian relations.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Фэн Аньчюань

В контексте стратегии «поворота на Восток», осуществляемой в России, развитие восточного региона открыло новые возможности для углубления делового сотрудничества России и Китая. Активное участие в развитии восточной части России даст в дальнейшем особые выгоды в сфере взаимодополняемости экономик и географического положения России и Китая, а также новые преимущества для устойчивого развития отношений двух государств. Однако Россия и Китай должны трезво оценивать все препятствия, устранять трудности, развивая и включая в оборот восточный регион, добиваясь взаимных выгод и закладывая ещё более крепкий фундамент для углубления всесторонних партнёрских отношений стратегического сотрудничества. В данной работе анализируется современное состояние социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, выявлены проблемы, показаны тенденции и приоритетные направления внешней политики РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Фэн Аньчюань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of the Eastern Part of Russia and New Opportunities to Deepen Cooperation between Russia and China

In the context of the “turn to the East” strategy carried out in Russia, the development of the Eastern region has become an important opportunity for deepening the business cooperation between Russia and China. Active participation in the development of the eastern part of Russia will give further benefit in the field of economic complementarity and geographical location of Russia and China, as well as new advantages for the sustainable development of relations between two states. However, Russia and China should carefully assess all the ob-stacles, resolve difficulties, developing the Eastern region and including it in the turnover, achieving mutual benefits and creating a more solid Foundation for deepening the comprehensive partnership of strategic co-operation. This article analyses the current state of socio-economic development of Siberia and Far East, identifies problems, trends and priority directions of foreign policy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Развитие восточной части России и новые возможности для углубления сотрудничества России и Китая»



УДК 327(470+510)

Развитие восточной части России и новые возможности для углубления сотрудничества России и Китая

Фэн Аньчюань

Академия общественных наук Провинции Хэйлунцзян КНР г. Харбин, Китайская Народная Республика

Аннотация. В контексте стратегии «поворота на Восток», осуществляемой в России, развитие восточного региона открыло новые возможности для углубления делового сотрудничества России и Китая. Активное участие в развитии восточной части России даст в дальнейшем особые выгоды в сфере взаимодополняемости экономик и географического положения России и Китая, а также новые преимущества для устойчивого развития отношений двух государств. Однако Россия и Китай должны трезво оценивать все препятствия, устранять трудности, развивая и включая в оборот восточный регион, добиваясь взаимных выгод и закладывая ещё более крепкий фундамент для углубления всесторонних партнёрских отношений стратегического сотрудничества. В данной работе анализируется современное состояние социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, выявлены проблемы, показаны тенденции и приоритетные направления внешней политики РФ.

Ключевые слова. Развитие восточной части России, «Один пояс, один союз», китайско-российские отношения.

Дата поступления: 03.03.2017

Дата принятия к печати: 17.04.2017Статья поступила на русском языке

Feng Anchuan

ЖШ-Ш^-

'TL

2017^4^170

mm шшш

■Ф"

-й§о

® Фэн Аньчюань, 2017

95

The Development of the Eastern Part of Russia and New Opportunities to Deepen Cooperation between Russia and China

Abstract. In the context of the "turn to the East" strategy carried out in Russia, the development of the Eastern region has become an important opportunity for deepening the business cooperation between Russia and China. Active participation in the development of the eastern part of Russia will give further benefit in the field of economic complementarity and geographical location of Russia and China, as well as new advantages for the sustainable development of relations between two states. However, Russia and China should carefully assess all the ob-stacles, resolve difficulties, developing the Eastern region and including it in the turnover, achieving mutual benefits and creating a more solid Foundation for deepening the comprehensive partnership of strategic co-operation. This article analyses the current state of socio-economic development of Siberia and Far East, identifies problems, trends and priority directions of foreign policy of the Russian Federation.

Keywords. The development of the Eastern part of Russia, «One belt, one Union», Sino-Russian relations.

В 2012 г., вновь став президентом России, В. В. Путин столкнулся со сложной политической средой и экономическим давлением и избрал стратегию «поворота на Восток». Второй раз прозвучал зов восточного региона. Китай, как полноправный стратегический партнёр России, принимает активное участие в развитии восточного региона России, что даст в дальнейшем особые выгоды в сфере взаимодополняемости экономик и географического положения для России и Китая, а также углубит деловое сотрудничество и совместное развитие.

Население Сибири и Дальнего Востока составляет 30 млн человек, занимая при этом 75 % площади России, которая содержит 50-80 % всех стратегически важных полезных ископаемых России. Но развитие восточного региона запаздывает на протяжении долгого времени, не только мешая целостному развитию России, но и порождая социальные и экономические кризисы. В сравнении с прилегающими территориями быстро развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона Сибирь и Дальний Восток заметно отстают. Только «повернувшись к Востоку» можно соединить богатые природные ресурсы России с капиталом и технологиями государств Азиатско-Тихоокеанского региона, стимулировать развитие восточного региона России и расширить рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Ускорение развития Сибири и Дальнего Востока имеет актуальное значение для России в плане восстановления экономики после упадка, осуществления модернизации экономики, развития инновационной экономики, соединения с экономическим пространством АТР, а также для укрепления положения в мировой экономике.

Китай является самым большим сопредельным государством России, общая граница составляет более 4 000 км. Вслед за реализацией стратегии развития Северо-Восточного региона Китая и продвижением стратегии развития Дальнего Востока России оба государства получили беспрецедентный в истории шанс для усиления сотрудничества в области развития восточного региона.

1. Глобальная структура политики и экономики дает шанс для сотрудничества двух государств

Со времени мирового финансового кризиса 2008 г. увеличился прессинг, обусловленный нисходящей тенденцией глобального экономического роста; восстановление экономик претерпело дифференциацию и обострение, государства стали

Feng Anchuan

Academy of Social Sciences, Heilongjiang Province, China Harbin, China

Received: March 03 2017 Accepted: April 17 2017

возлагать надежды на межрегиональное сотрудничество, разрабатывать совместные планы развития и с помощью развития регионального экономического сотрудничества высвобождать скрытый потенциал для структурной перестройки экономики. Россия и Китай обладают реальными потребностями в укреплении сотрудничества, повышении уровня этого сотрудничества и ответах на вызовы современности. В прошлом стратегическое сотрудничество России и Китая часто подвергалось давлению со стороны западных стран; пассивное укрепление сотрудничества и взаимодействия объективно создаёт лишь краткосрочные эффекты и с трудом выходит за рамки поля зрения безопасного сотрудничества. Во внешнеторговой политике взоры Китая и России направлены на западные страны, придаётся значение их капиталам и технологиям, и хотя сотрудничество между двумя странами продвигается правительствами, темпы роста остаются довольно медленными [1]. Партнёрским отношениям стратегического сотрудничества между Россией и Китаем постоянно не хватает крепкой экономической опоры. Под ударом финансового кризиса обе стороны стремятся к общей стратегии развития, у каждой из них есть срочная потребность в развитии и перестройке экономики. Все начинают придавать значение незаменимой роли экономического развития для себя и противоположной стороны и рассматривать противоположную сторону как приоритетного партнёра для развития собственной экономики. В настоящее время роль Китая во внешнем сотрудничестве поменялась от простой торговой державы до крупного инвестора [2].

Владимир Путин заявил, что одной из задач в будущей экономической работе является ускорение развития экономики Сибирского и Дальневосточного регионов, а развитие Дальневосточного региона считается ключевым звеном оживления всей российской экономики [3]. В период проведения в Шанхае Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в 2014 г. он выразил надежду на то, что китайские предприятия воспользуются возможностью и приложат усилия для того, чтобы сделать Дальний Восток России постоянной платформой для долгосрочной стабилизации торговоэкономических отношений двух государств [4]. Премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что изменённый стратегический план России по развитию Сибири и Дальнего Востока связан с планом Китая по оживлению Северо-Восточного региона, потому что развитие Дальневосточного региона невозможно представить в отрыве от Китая. Он

также подчеркнул, что Китай является не только огромным рынком для российской промышленной продукции, но и обладает колоссальными финансовыми ресурсами, которые можно вкладывать в российские сферы экономики. Он заявил, что Россия должна выставить чёткие приоритеты по сотрудничеству с Китаем, что Китай всегда являлся одним из партнёров с наибольшими перспективами экономического развития [5].

Укрепление межрегионального сотрудничества с Россией является как разумным выбором для решения проблем собственного развития и поддержки его устойчивости, так и насущной необходимостью для реализации Китаем всесторонней открытости внешнему миру, а также для формирования новой структуры многовекторного, многоуровневого, многостороннего и приграничного сотрудничества. Реализуемая в Северо-Восточном регионе Китая стратегия приграничного развития способствует раскрытию собственных преимуществ, ускорению экономического развития этого региона, тем самым делая политику открытости Китая более сбалансированной.

2. Китай и Россия уже заложили отличный фундамент сотрудничества в восточном регионе

Экономические связи Дальнего Востока и Восточной Сибири с Китаем с каждым днём становятся всё теснее. В течение последних лет уже существующие преимущества взаимодополняемости в экономической структуре последовательно расширяются из торгово-экономической сферы в сферу финансов, науки и техники. Под влиянием этих новых факторов в сотрудничестве двух государств появились новые тенденции развития. Китайское правительство специально осуществляет макропланирование по отношению к Дальневосточному региону России и Северо-Восточному региону Китая в сфере инвестиций, торговли, рабочей силы, трансграничного сотрудничества, взаимной связи и доступа, развитии и использовании портов, сотрудничества в законодательстве и правоохранительной деятельности, а также в прочих сферах [6].

3. «Один пояс, один союз» форсирует благотворное взаимодействие по развитию восточного региона со стороны обоих государств

В период посещения России председателем Си Цзиньпинем в мае 2015 г. обе стороны подписали «Совместное заявление Российской Фе-

дерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса Шёлкового пути», что продемонстрировало совпадение позиций двух государств по продвижению региональной экономической интеграции Европы и Азии, а также то, что большие политические препятствия при общем продвижении регионального экономического сотрудничества постепенно сходят на нет [7]. Реализация проекта «Один пояс, один союз» несомненно является новым достижением развития двухсторонних межгосударственных отношений, а также плодом охраны процветания в районах и стабилизации общих интересов. Это предвещает совершенно новые многообещающие перспективы развития региональной экономической интеграции в Евразии, и кроме того, открывает новые возможности для экономического взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества России и Китая в Евразии.

В новых исторических условиях при деловом сотрудничестве обеих сторон открываются редкие возможности, но при сравнении ожиданий и потенциала по-прежнему имеется большой запас роста. Следует в полной мере воспользоваться этим удачным временем, осуществляя централизованное планирование, реализуя механизмы оздоровления, совершенствуя систему гарантий, решая проблемы «узких мест» и ускоряя сопряжение целей при реализации проектов сотрудничества.

4. Принятие надлежащих мер к двусторонним отношениям интересов на основе взаимовыгодного сотрудничества

Россия и Китай обладают широким спектром общих интересов, но национальные особенности и точки зрения на определённые вопросы различны, что делает неизбежным различия в интересах. Развитие и сотрудничество не только требует нахождения «общих точек» при наличии расхождений, но и своего рода ассимиляции. На протяжении длительного времени сотрудничество по крупно-масштабным проектам России и Китая «спотыкалось» и было на грани провала именно из-за невозможности достичь консенсуса в сфере экономических интересов. Правильная оценка различий в интересах, внимание к просьбам и потребностям противоположной стороны на основе взаимопонимания и взаимной уступчивости устранят все расхождения, сформируют новые точки соприкосновения интересов и устранят крупные препятствия сотрудничества,

существовавшие в прошлом, в конце концов осуществив удачный прорыв [8]. Китай и Россия должны руководствоваться и твёрдо придерживаться принципов всестороннего долгосрочного сотрудничества, рыночных принципов и принципов взаимной выгоды; должны надлежащим образом урегулировать отношения интересов, создав будущее с взаимовыгодным сотрудничеством и совместным развитием двух государств.

5. Основательное и всестороннее двухстороннее деловое сотрудничество

С середины 80-х годов XX столетия советское и российское правительство уже разрабатывали и утверждали планы и тезисы стратегического развития восточного региона. Есть три основных положения, которые нужно реализовать от начала до конца, а именно ускорение экономического развития восточного региона, стабилизация количества населения и продвижение региональной экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северо-Восточной Азии. Но эти задачи не были успешно реализованы [9]. Инерционное сопротивление развитию восточного региона, а также сложные внутренние и внешние условия являются важными причинами сложностей с реальными запусками подобных планов. В их число входит недостаток средств, отсталость политики, посредственная законодательная и инвестиционная среда и прочие факторы, которые являются долгосрочной труднопреодолимой помехой для делового сотрудничества России и Китая в данном регионе. На протяжении длительного времени межрегиональное сотрудничество между двумя государствами главным образом основывалось на приграничной торговле, роль которой для развития двухсторонних государственных отношений полностью раскрыта. В течение нескольких последних лет вслед за углублением сотрудничества пограничное и торговое взаимодействие уже перестало соответствовать масштабам и качеству двухстороннего сотрудничества. Избавление от единственности торгового сотрудничества, постепенное расширение сотрудничества в сфере коммуникаций, энергоресурсов, технологий, инвестиций и финансов уже стало насущной задачей двух государств. Только лишь при достижении значительного прогресса при деловом сотрудничестве можно «расшевелить» развитие восточного региона. Россия и Китай должны гармонизировать межгосударственные отношения, совместно создав новое положение в сфере сотрудничества в восточном регионе.

6. Совершенствование гарантийных мер двух государств при развитии и сотрудничестве в восточном регионе

Деловое сотрудничество реализуется посредством стратегического планирования и централизованной координации. Сфер двустороннего сотрудничества в данном регионе немало, сроки длинные и масштабы немалые; всё это тесно связано с долгосрочными стратегическими интересами государства; целостное стратегическое планирование в данном случае особенно важно. В течение последних лет обе стороны последовательно подписали крупномасштабные соглашения о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, сфере электроэнергетики, ядерной энергии, базовой инфраструктуры и т. д., что даёт прекрасный демонстрационный эффект.

С точки зрения долгосрочного сотрудничества и общего баланса специальное планирование требует принятия во внимание нижеперечисленных факторов. Во-первых, это соответствие изменениям внешней и внутренней обстановки, особенно новой обстановке и условиям в результате реализации стратегий развития Востока России и Северо-Востока Китая, а также требованиям создания «экономического коридора Китая, Монголии и России». Следует осуществлять надлежащее регулирование и дополнение по отношению к ранее имевшейся обстановке. Обе стороны также хотят в полной мере использовать благоприятные условия после вступления России во Всемирную торговую организацию и планы по развитию района р. Туманган, совместно использовать остров Большой Уссурийский и прочие благоприятные возможности, тем самым расширяя сотрудничество. Во-вторых, необходимо руководствоваться общими интересами и не торопиться с решениями. Необходимо придавать значение как целям отдельно взятых крупных проектов, так и сбалансированной экономической обстановке в целом, правильно расставляя акценты и осуществляя централизованное размещение и поэтапную реализацию. В-третьих, необходимо надлежащим образом регулировать отношения. Необходимо обращать внимание как на сегодняшние отдельно взятые потребности, так и на обстановку в долгосрочной перспективе. Необходимо использовать появившиеся шансы и возможности, но вместе с тем и обращать внимание на риски и их устранение. Необходимо обращать внимание как на интересы и потребности китайской стороны, так и на выгоду и заинтересованность российской стороны. В-четвёртых, необходим глубокий

анализ случаев невозможности реализации планирования в прошлом, обобщение опыта и извлечение выводов. Необходимо осуществлять целенаправленные всесторонние и тщательные исследования выполнимости ключевых проектов, инновационных методов сотрудничества, требований рынка, финансового планирования, гарантийных мер и прочих важных звеньев, а также разрабатывать выполнимую политику и другие мероприятия [10].

7. Активные исследования и разработка платформы многостороннего сотрудничества в восточной части России

Развитие восточного региона России — это крупномасштабная комплексная стратегия, которая имеет громадный спрос на финансирование. Реализация требует участия не только России, но и других государств с объединением сил. Россия сама возлагает надежды на помощь государств Северо-Восточной Азии при развитии восточного региона, так что создание многостороннего механизма развития неизбежно. Китай поддерживает строгое выполнение Россией политики открытости и надеется на то, что Россия и каждая сторона будут развивать сотрудничество. Энергетическое сотрудничество — это самое актуальное многостороннее сотрудничество в Северо-Восточной Азии и создание платформы с участием Китая, России, Японии, КНДР, Южной Кореи и прочих государств может поспособствовать проникновению российских энергетических ресурсов в Японию и Южную Корею с помощью Китая. Это не только решит проблему дефицита энергоресурсов у Китая, Японии и Южной Кореи, но и замедлит темпы чрезмерной зависимости России от одного рынка и ускорит процесс развития восточного региона.

Многостороннее сотрудничество будет способствовать устранению противоречий между государствами Северо-Восточной Азии, сконцентрирует точки соприкосновения интересов всех сторон и даст взаимные выгоды. Будет активно развиваться роль стабилизации и развития Азиатско-Тихоокеанского региона. Все государства Северо-Восточной Азии требуют серьёзного изучения правил Всемирной торговой организации, обобщения опыта и рекомендаций по реализации регионального экономического сотрудничества по всему миру. Активно изучаются и создаются каналы межгосударственного сотрудничества при развитии восточного региона России, в кратчайшие сроки запускается процесс создания платформы многостороннего сотрудничества в Северо-Восточной Азии.

Список использованной литературы

1. Ли Цзин. «Экономический Пояс Нового Шелкового пути»: новые возможности китайско-российского сотрудничества / Ли Цзин // Исследования России. — 2014. — № 4. — С. 19-28.

2. Ван Чуньюнь. Современные тенденции развития внешней торговли Китая /Ван Чуньюнь // Мировая экономика. — 2016. — № 3. — С. 87-96.

3. Концепция внешней политики Российской Федерации : утв. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 12 февр. 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_ policy/official_documents/-/asset_publisher/.

4. Ли Те. Новые возможности для торгово-экономического сотрудничества России и Китая / Ли Те // Совместное исследование российско-китайского межрегионального сотрудничества в новой обстановке / ред. Чжу Сяньпин. — Народное издательство Цзилинь, 2014. - С. 14.

5. Место и значение делового сотрудничества между Северо-Восточным регионом Китая и Дальневосточным регионом России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chinaru.info/ zhongejmyw/jingmaotegao/25008.shtml. (29.12.2016).

6. Ши Цзэ. Углубление сотрудничества России и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе [Электронный ресурс] / Ши Цзэ // Цюши : сайт общественно-политического журнала. — Режим доступа: http://www.qstheory.cn/gj/gzph/201108/t20110815_102307.htm (29.12.2016).

7. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gov.cn/xinwen/2015-05/09/ content_2859384.htm.

8. Чжан Гуанлинь. Китайско-российские торгово-экономические отношения после кризиса в Украине / Чжан Гуанлинь // Исследования России. — 2016. — № 6. — С. 42-50.

9. Ван Шухэ. Анализ состояния инвестиционнего климата Дальнего Востока / Ван Шухэ // Внешняя торговля. — 2012. — № 8. — С. 46-48.

10. Лю Тао. Стратегия будущего развития и китайско-российское сотрудничество в новый период / ЛюТао // Исследование Сибири. — 2016. — № 3. — С. 79-86.

References

1. Li Jing. «Economic Belt of the New Silk Road»: new opportunities for China-Russia coop-eration. Issledovaniya Rossii = Research of Russia, 2014, no. 4, pp. 19-28.

2. Van Chunhong. Modern trends in the development of foreign trade. Mirovaya ekonomika = World economy, 2016, no 3, pp. 87-96.

3. Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii: utv Prezidentom Rossiyskoy Federatsii V. V. Putinym 12 fevr. 2013 g. [The concept of foreign policy of the Russian Federation: approved by the Presi-dent of the Russian Federation Vladimir Putin on February 12. 2013] Available at: http://www. mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/. (In Russian).

4. Li Te. New opportunities for trade and economic cooperation between Russia and China. Sovmestnoye issledovaniye rossiysko-kitayskogo mezhregionalnogo sotrudnichestva v novoy obstanovke [Joint study of Russian-Chinese interregional cooperation in a new environment]. In Chzhu Syanpin (eds.). Narodnoye izdatelstvo Tszilin Publ, 2014, p. 14.

5. Mesto i znacheniye delovogo sotrudnichestva mezhdu Severo-Vostochnym regionom Kitaya i Dalnevostochnym regionom Rossii [The place and significance of business cooperation between the Northeast re-gion of China and the Far Eastern region of Russia]. Fvailable at: http://www.chinaru. info/zhongejmyw/jingmaotegao/25008.shtml. (29.12.2016). (In Russian).

6. Shi Tsze. Uglubleniye sotrudnichestva Rossii i Kitaya v Aziatsko-Tikhookeanskom regione. Tsyushi: sayt obshchestvenno-politicheskogo zhurnala. [Deepening cooperation between Russia and China in the Asia-Pacific region]. [Tsyushi: website of socio-political magazine]. Available at: http:// www.qstheory.cn/gj/gzph/201108/t20110815_102307.htm (29.12.2016). (In Russian).

7. Sovmestnoye zayavleniye Rossiyskoy Federatsii i Kitayskoy Narodnoy Respubliki o sotrudnichestve po sopryazheniyu stroitelstva Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i Ekonomicheskogo poyasa Shelkovog puti [Joint Statement of the Russian Federation and the People's Republic of China on Cooperation in Combining the Construction of the Eurasian Economic Union and the Economic Belt of the Silk Road]. Available at: http://www.gov.cn/xinwen/2015-05/09/content_2859384.htm. (In Russian).

8. Chzhan Guanlin. Sino-Russian trade and economic relations after the crisis in Ukraine. Issledovaniya Rossii = Studies of Russia, 2016, no 6, pp. 42-50.

9. Van Shukhe. Analysis of the investment climate in the Far East. Vneshnyaya torgovlya = International trade, 2012, no 8,pp. 46-48.

10. Lyu Tao. Strategy for future development and Sino-Russian cooperation in a new period. Issledovaniye Sibiri = The study of Siberia, 2016, no 3, pp. 79-86.

Информация об авторе

Фэн Аньчюань — научный сотрудник, Академия общественных наук Провинции Хэйлунцзян КНР, г. Харбин, КНР, e-mail: anquanf@hotmail.com.

шшштт

Feng Anchuan — anquanf@hotmail.com.

Author

Feng Anchuan — Academy of Social Sciences, Harbin, Heilongjiang Province, China. E-mail: an-quanf@hotmail.com

Для цитирования

Фэн Аньчюань. Развитие восточной части России и новые возможности для углубления сотрудничества России и Китая / Фэн Аньчюань // Российско-китайские исследования. — 2017. — Т. 1, № 1. — С. 95-101.

For citacion

Feng Anchuan. The Development of the Eastern Part of Russia and New Opportunities to Deepen Cooperation between Russia and China. Rossiisko-Kitaiskie Issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2017, vol. 1, no. 1, pp. 95-101. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.