Научная статья на тему 'Развитие воспроизводственного процесса трудового потенциала в Республике Марий Эл'

Развитие воспроизводственного процесса трудового потенциала в Республике Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЕДИНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МАРКЕТИНГОВАЯ СЛУЖБА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Елена Олеговна, Смирнов Анатолий Анатольевич

Раскрыто понятие трудового потенциала с точки зрения качественных характеристик. Проанализирована демографическая ситуация в Республике Марий Эл. Отмечены не только количественные, но и качественные показатели демографических потерь, снижение в сельскохозяйственной сфере количества занятых молодых кадров с высшим образованием. Разработан ряд мероприятий по совершенствованию подготовки и распределению кадров. Основные положения статьи могут быть реализованы на региональном уровне в субъектах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие воспроизводственного процесса трудового потенциала в Республике Марий Эл»

© Владимирова Е. О., Смирнов А. А., 2010

ВЛАДИМИРОВА Елена Олеговна

Аспирант кафедры организации и управления в АПК

Марийский государственный университет

424000, РФ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, 75 Контактные телефоны: (8362) 72-08-72, 42-38-76, (902) 326-28-06 e-mail: [email protected]

СМИРНОВ Анатолий Анатольевич

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой организации и управления в АПК

Марийский государственный университет

424000, РФ, г. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, 75 Контактный телефон: (8362) 42-38-76

Развитие воспроизводственного процесса трудового потенциала в Республике Марий Эл

Ключевые слова: производственный потенциал; трудовой потенциал; производительные силы; демографическая ситуация; качественные показатели производительных сил; уровень образования; подготовка кадров; единый образовательный комплекс; непрерывное обучение; маркетинговая служба высшего учебного заведения; оценка качества образования.

Аннотация. Раскрыто понятие трудового потенциала с точки зрения качественных характеристик. Проанализирована демографическая ситуация в Республике Марий Эл. Отмечены не только количественные, но и качественные показатели демографических потерь, снижение в сельскохозяйственной сфере количества занятых молодых кадров с высшим образованием. Разработан ряд мероприятий по совершенствованию подготовки и распределению кадров. Основные положения статьи могут быть реализованы на региональном уровне в субъектах РФ.

Производственный потенциал региона состоит из нескольких видов, среди которых самым неоднозначным и сложным является трудовой. Рассматривая его через призму воспроизводственного процесса, следует отметить, что едва ли не самой важной составляющей воспроизводственного процесса можно назвать процесс воспроизводства трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы с их производственным опытом и навыками являются основным элементом производительных сил, оказывающим влияние на территориальную организацию хозяйствования, формирование отраслевой структуры производственной и непроизводственной сфер, на региональную специализацию и концентрацию производства, развитие и направленность экономики территориально-производственных комплексов различных уровней и степени технологической взаимоувязки входящих в их состав предприятий [1].

В региональном народнохозяйственном комплексе постоянно происходят изменения, связанные с внедрением достижений научно-технического прогресса, созданием и ликвидацией рабочих мест и производств. Ограничивающими факторами становятся количественные и качественные параметры ресурсов.

В последние годы демографическая ситуация в Республике Марий Эл является не просто острой, а актуальной социальной проблемой и входит в число фундамен-

тальных стратегических целей развития республики. На фоне катастрофического сокращения численности населения, особенно за счет его естественной убыли, связанной с низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности, происходит деформация практически всех демографических структур и институтов, обеспечивающих обществу жизненное воспроизводство человеческого потенциала.

Инерция складывающихся демографических тенденций еще не исчерпала себя и, по оценкам ведущих демографов, только набирает силу.

В табл. 1 показана устойчивая тенденция сокращения численности населения республики, в основном за счет естественной убыли населения. Однако стоит отметить такую тенденцию, как эмиграция населения трудоспособного возраста в другие регионы, преимущественно за счет более высокого уровня оплаты труда и открывающихся перспектив. Хотелось бы подчеркнуть наиболее опасную тенденцию - невозможность замещения населения трудоспособного возраста населением младше трудоспособного возраста.

Таблица 1

Динамика численности сельского населения в Республике Марий Эл, тыс. чел.

Год Численность всего населения Численность сельского населения Численность населения в возрасте

моложе трудоспособного трудоспособного старше трудоспособного

всего % всего % всего % всего %

2004 761,2 289,0 37,9 72,8 25,2 156,3 54,1 59,8 20,7

2005 758,7 289,8 38,2 70,4 24,3 160,8 55,5 58,5 20,2

2006 755,2 287,6 38,0 67,3 23,4 163,6 56,9 56,7 19,7

2007 726,3 268,2 35,7 59,8 21,5 153,9 57,4 54,4 20,3

2008 727,9 268,3 36,9 57,7 21,5 160,4 59,8 56,2 20,9

Более того, истинный размах и полнота демографических потерь не ограничиваются количественными показателями. Одновременно с убылью населения происходит разрушение трудового потенциала страны. Уменьшается численность занятого населения, снижается удельный вес его экономически активной части [2. С. 90-103].

Качественную сторону воспроизводственного процесса трудового потенциала можно охарактеризовать по двум основным направлениям. Первое - оценка работников по совокупности объективных качественных показателей: полу, возрасту, стажу работы, уровню квалификации. Второе - оценка работников с точки зрения их организаторских и деловых качеств.

О качественном состоянии кадров чаще всего судят по уровню квалификации. Данные табл. 2 показывают, что происходит значительное снижение численности занятых в экономике специалистов с высшим профессиональным образованием, несмотря на увеличивающееся число высших учебных заведений. Это связано с отсутствием политики привлечения молодых кадров на село. Достаточно устойчива численность работников со средним профессиональным образованием, что обусловлено открытием филиалов средних профессиональных учебных заведений на селе. Однако следует отметить снижение числа работников с начальным образованием, что связано с Законом о полном среднем образовании. Количественные показатели не могут отразить организаторские способности и творческий потенциал работника, которые являются ведущими в воспроизводственном процессе конкурентоспособных работников сельского хозяйства.

Происходит общее снижение численности специалистов сельскохозяйственных предприятий в среднем на 28%. Особенно большие потери экономика региона несет

в численности столь необходимых сельскому хозяйству агрономов - 46, зоотехников -44,6, инженеров - 54,2, экономистов - 54,5%. Без активного воспроизводственного процесса конкурентоспособных работников данных специальностей можно прогнозировать общую тенденцию ухудшения показателей экономической рентабельности сельскохозяйственного производства, которая за последние 5 лет была весьма нестабильной.

Таблица 2

Распределение численности занятых в отраслях экономики Республики Марий Эл

по уровню образования, %

Год Отрасль Всего Уровень образования занятых

высшее профессиональное неполное высшее профессиональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное общее) основное общее начальное и отсутствие начального

2004 Экономика, всего 100,0 21,1 1,1 27,8 13,2 26,2 7,8 2,7

сельское хозяйство 100,0 7,1 1,3 19,5 10,3 35,0 18,6 8,2

2005 Экономика, всего 100,0 16,0 2,2 31,1 11,1 26,4 10,9 2,3

сельское хозяйство 100,0 4,2 0,6 21,8 20,8 27,8 17,9 6,9

2006 Экономика, всего 100,0 20,7 2,6 29,5 10,4 24,6 11,2 1,0

сельское хозяйство 100,0 4,2 - 17,5 20,1 31,5 26,1 0,6

2007 Экономика, всего 100,0 22,0 1,2 31,8 11,9 24,6 7,4 1,1

сельское хозяйство 100,0 4,9 - 16,6 23,5 29,9 17,8 7,3

2008 Экономика, всего 100,0 16,4 0,5 24,8 21,1 29,1 8,6 0,5

сельское хозяйство 100,0 5,6 1,3 19,4 21,7 35,9 24,6 1,5

Многие процессы в сфере образования носят противоречивый характер. С одной стороны, наблюдается ситуация невостребованности квалифицированных кадров, с другой - активизируется деятельность учебных заведений профессионального образования по приему на обучение при повышении спроса на образовательные услуги [3. С. 18-20].

Анализ системы подготовки кадров выявил значительные упущения в этой области, в связи с чем возникает острая необходимость развития системы подготовки молодых специалистов.

Исследование показало, что система подготовки кадров оказалась неэффективной в новых рыночных условиях. Для совершенствования подготовки и распределения кадров мы предлагаем внедрение следующих мероприятий.

1. Формирование единого образовательного комплекса АПК, который должен обеспечивать эффективное функционирование создаваемой универсальной системы непрерывного образования с учетом принципов преемственности, многовариантности и гибкости всех форм подготовки.

2. Поэтапный переход на многоуровневую структуру высшего, среднего и низшего сельскохозяйственного образования, обеспечивающую улучшение качества подготовки кадров.

3. Совершенствование подготовки кадров на основе интеграции образования, производства и науки.

4. Формирование и регламентацию работы маркетинговых служб в образовательных учреждениях, создание системы подготовки специалистов для них.

5. Организацию системы постоянного контроля оценки качественного состава функционирующих кадров и уровня их использования.

Реализация вышеперечисленных мероприятий требует:

а) упорядочения сети учебных заведений агропромышленного комплекса с учетом сочетания отраслевого принципа ее организации с широкой многоотраслевой и региональной кооперацией и интеграцией; организация новых типов учебных заведений на всех уровнях (аграрные университеты, колледжи, агролицеи);

б) разработки нового перечня интегрированных (и сквозных) профессий сельского хозяйства и прочих отраслей АПК;

в) оптимального размещения сети сельских ПТУ и перепрофилирования ряда из них в случае необходимости;

г) организации районных (межрайонных) учебных центров на базе СПТУ (лицеев) и техникумов (колледжей);

д) создания отраслевых и межотраслевых фондов для обеспечения деятельности сельскохозяйственных учебных заведений.

Решение проблемы выпуска невостребованных кадров связано с модернизацией системы образования, переосмыслением целей и результатов с учетом требований рынка труда. Для повышения конкурентоспособности трудового потенциала необходимо разработать новые методы обучения и методики активизации студенческой деятельности; сохранить систему начального и среднего профессионального образования; включить в образовательные программы всех специальностей предметы управленческого направления; увеличить размеры инвестиций в модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений; организовать подготовку специалистов на контрактной основе.

Источники

1. Богданова Е. Л. Маркетинговая концепция организации персонал-менеджмента и конкурентоспособной рабочей силы. СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 1996.

2. Волкова Н. Влияние демографических процессов на трудовой потенциал села // Экономика сельского хозяйства России. 1998. № 2.

3. Сотникова С. И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.