КОКШАРОВА Вера Владимировна
Профессор кафедры экономики предприятий, кандидат экономических наук
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-33-69 е-таН: [email protected]
КУЗНЕЦОВА Мария Андреевна
Ведущий экономист
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области (Свердловскстат)
620041, РФ, г. Екатеринбург, ул. Толмачева, 23 Контактный телефон: е-таН: [email protected]
Перспективы формирования потребности в персонале организаций Свердловской области
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы управления кадровым потенциалом региона, регулирования и контроля рынка образовательных услуг, выявления потребностей организаций в персонале. Особое внимание уделено рассмотрению демографических и экономических факторов, влияющих на потребность в персонале. Представлен прогноз потребности в дополнительном привлечении персонала до 2015 г. и его источников.
Переход российской экономики на рыночную модель хозяйствования привел к возникновению новой сложной ситуации в сфере занятости населения. Она определяется прежде всего тем, что в этой сфере становление рыночных отношений происходит в условиях социально-экономической и демографической несбалансированности рабочей силы и потребности в ней.
Прогнозирование потребностей рынка труда в этих условиях рассматривает-
50 35,2 38,3 • —-— *\ър 37,1 _ 47,6 46,8 47 46,6 41 ^ 26,8 30,4 28,2 . . 22,5
,4 5, а, 3, / ^6,5 і, 2 ,8 7, 2 13,7
17,9 ТзГ 18,9 *12,5
I II III IV V VI VII VIII IX X § X IV V VI VII VIII IX X XI XII
2008 2009
• Заявленная потребность организаций в работниках, тыч. человек
Рис. 1 - Динамика потребности работодателей в работниках, заявленной в государственные учреждения службы занятости населения (на конец месяца)
ся как важная составная часть механизма управления кадровым потенциалом региона, необходимая для разработки мероприятий по регулированию и контролю изменений рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на спрос.
Для исследования кадровых потребностей организаций были использованы данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области.
Характеризуя тенденции социальноэкономического развития Свердловской области, необходимо выделить следующие моменты. В целом области удалось минимизировать последствия мирового экономического кризиса, область постоянно развивается. В последнее время наблюдается постоянный рост числа предприятий. Что касается среднесписочной численности работников, то начиная с 2007 г. она неуклонно падает.
На увеличение или снижение численности работников организаций влияет в первую очередь потребность в них. Поэтому встала необходимость рассмотрения изменений потребности работодателей в работниках за последние годы.
В 2009 г. в органы службы занятости организациями и учреждениями была заявлена потребность в 290 тыс. работников, из них 80% - для замещения рабо-
чих профессий. Динамика потребности работодателей в работниках, заявленной в государственные учреждения службы занятости населения за период 2008-2009 гг., представлена на рис. 1 [4. С. 101]. До мая 2008 г. имела место положительная тенденция, а уже с октября ситуация резко ухудшается. На конец декабря 2009 г. потребность составила 12 тыс. чел., что меньше уровня 2008 г. на 30%.
Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения определяется отношением численности незанятого населения к числу имеющихся вакансий, ее динамика за 2008-2009 гг. представлена на рис. 2 [4. С. 102]. Еще в 2008 г. ситуация на рынке труда была благоприятна - нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составляла 1 чел., а к концу декабря 2009 г. она составила уже 8 чел.
В сложившейся ситуации вопрос формирования потребности в работниках организаций Свердловской области является актуальным. На потребность в персонале организаций области влияют как демографические ( население является основой формирования трудовых ресурсов), так и экономические факторы.
Демографическая ситуация Свердловской области имеет негативные тенденции. Так, по состоянию на 1 января 2010 г. численность населения сократилась по сравнению с уровнем соответствующего периода 1991 г. на 372,0 тыс. чел. (рис. 3) [1. С. 5]. Начиная с 1991 г. население области продолжает неуклонно сокращаться, что в большей мере определяется естественными фак-
1990 г.
2010 г. 4800 2009 г. ^ Л]
2008 г. i
2007 г.
1991 г.
2006
1992 г.
1993 г.
2000 г.
2001 г.
2005 г.
2002 г.
2004 г.
2003 г.
----- численность населения на начало года
Рис. 3 - Численность постоянного населения области в 1990-2010 гг.
Рис. 2 - Соотношение незанятого населения и вакансий в 2008-2009 гг.
торами, в 2009 г. естественная убыль составила 2,6 на 1 тыс. чел.
По прогнозным оценкам, только до 2010 г. численность лиц, вступающих в трудоспособный возраст, будет превышать численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста.
Затем начнется противоположный процесс (рис. 4). В последующее пятилетие продолжится сокращение собственного трудового потенциала региона. Общая нагрузка за счет лиц моложе трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста к 2016 г. составит 74 чел., а к 2026 г. - 81 чел. на 100 лиц трудоспособного возраста.
Сложившаяся демографическая ситуация в области имеет следующие тенденции: снижение рождаемости, высокий уровень смертности, миграционный отток населения, рост численности городского населения, старение населения, дисбаланс между численностью старших возрастных групп мужчин и женщин, рост демографической нагрузки на трудоспособное население, снижение трудового потенциала.
На рис. 4 видно, что в ближайшее время последует болезненная депопуляция наиболее здорового центра - ядра рабочей силы [2].
За последнее время на рынке труда также произошли существенные измене-
2009 2010 2011 2015 2021 2026 2031
■ моложе трудоспособного ■ в трудоспособном старше трудоспособного Рис. 4 - Прогноз численности трудоспособного населения, тыс. чел.
102
100
98
96
94
92
90
88
86
І = І
|_Ё
2006 2007 2008 2009
I I занятые в экономике I I безработные
Рис. 5 - Динамика численности экономически активного населения, %
ния. Согласно статистическим данным, состав численности населения области в возрасте от 15 до 72 лет по экономической активности за период с 2006 по 2009 г. выглядит следующим образом (рис. 5) [3. С. 40]. Структура экономически активного населения Свердловской области неравномерна. Официально зарегистрировано в 2009 г. в качестве безработных 92 тыс. чел., или 8% экономически активного населения.
Табл. 1 - Прием и выпуск специалистов учебными заведениями области
Отклонение, %
Показатель 2005 2006 2007 2008 2008 к 2007 2008 к 2005
Учреждения начального профессионального образования
Число учреждений, ед. 134 109 105 85 -19,0 -36,6
Принято учащихся, тыс. чел. 23,2 22,3 19,6 23,7 + 21,0 + 2,2
Подготовлено (выпущено) квалифицированных рабочих, тыс. чел. 22,7 22,3 20,7 19,0 -8,2 -16,3
Средние профессиональные учебные заведения
Число учебных заведений, ед. 86 91 86 84 -2,3 -2,3
Принято студентов, тыс. чел. 32,3 29,8 28,8 26,4 -8,3 -18,3
Выпущено специалистов, тыс. чел. 24,9 25,0 24,5 23,7 -3,3 -4,8
Все высшие профессиональные учебные заведения
Число высших учебных заведений, ед. 28 30 31 31 0 + 10,7
Принято студентов, тыс. чел. 48,8 47,3 51,3 49,5 -3,5 + 1,4
Выпущено специалистов, тыс. чел. 39,2 39,6 41,4 40,8 -1,5 + 4,1
Государственные и муниципальные высшие учебные заведения
Число высших учебных заведений, ед. 18 19 20 20 0 + 11,1
Принято студентов, тыс. чел. 42,2 40,4 43,4 42,0 -3,2 -0,5
Выпущено специалистов, тыс. чел. 34,5 33,9 34,5 34,0 -1,5 -1,4
Негосударственные высшие учебные заведения
Число высших учебных заведений, ед. 10 11 11 11 0 + 10,0
Принято студентов, тыс. чел. 6,6 6,9 7,8 7,5 -3,8 + 13,6
Выпущено специалистов, тыс. чел. 4,8 5,7 6,9 6,8 -1,5 +41,7
При этом основная часть экономически активного населения обладает профессиональным образованием и лишь 30% - общим. Образовательный уровень безработных также остается высоким. Высшим профессиональным образованием в основном обладают занятые в таких видах деятельности, как: образование, государственное управление, финансовая деятельность, а начальным профессиональным - занятые в строительстве, обрабатывающием производстве.
Еще одной необходимостью становится рассмотрение подготовки специалистов образовательными учреждениями области, что в дальнейшем даст возможность определения их востребованности на рынке труда. В табл. 1 представлены данные о числе образовательных учреждений и осуществляемых ими приеме студентов и выпуске специалистов за 4 учебных года [3. С. 69]. Число учреждений НПО и СПО с каждым годом уменьшается, и соответственно снижается количество выпущенных ими специалистов. По учебным заведениям ВПО, напротив, наблюдается ежегодный рост, как по количеству заведений, так и по принятым студентам и выпущенным специалистам. Это напрямую связано с тем, что на сегодняшний день существует все меньше абитуриентов, заинтересованных в получении рабочей специальности.
Еще одной заметной тенденцией в образовании является снижение численности принятых абитуриентов начиная с 2006/2007 уч. г., что объясняется низкой рождаемостью в 1990-е годы. По среднему варианту прогноза данная тенденция будет продолжаться вплоть до 2016 г. и по отношению к 2009 г. снижение составит 30%.
Определив количественный и качественный состав экономически активного населения области, перейдем к анализу потребности на рынке труда. Заявленная потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест по отдельным видам деятельности в 2008-2009 гг. представлена в табл. 2. Потребность в работниках сократилась на 2%. В то же время потребность в рабочих составляет 80% от общей потребности. Это напрямую связано с тем, что
массовое стремление к получению высшего образования приводит к перекосам на рынке труда.
К 2009 г. значительно увеличилась потребность в работниках таких отраслей, как сельское хозяйство и промышленность, причем за счет увеличения потребности именно в рабочих. А сокращение потребности в работниках наблюдается в строительстве, в гостиницах и ресторанах, на транспорте и в связи.
На основе имеющихся данных и проведенного анализа нами определен показатель востребованности специалистов, выпущенных в 2009 г. высшими, средними и начальными профессиональными учреждениями Свердловской области, который рассчитывается из соотношения соискателей труда и существующих на рынке рабочих мест (табл. 3). Специалисты, выпущенные в 2009 г., в целом востребованы на рынке труда (показатель имеет значение 0,28), выпускники покрывают лишь 28% вакансий, заявленных работодателями. По отдельным видам деятельности видна диспропорция востребованности. Так, «финансовая деятельность» имеет очень высокий коэффициент востребованности - 7,3, однако рынок перенасыщен специалистами в данной области. А вот специалистов в области сельского хозяйства нехватает - их лишь 9% необходимого числа.
К сожалению, невозможно увидеть полноценную картину востребованности выпускников, так как нет статистической базы, которая позволила бы провести анализ по конкретным специальностям, направлениям, профессиям. Однако полученные результаты обеспечивают возможность оценить структуру профессиональной подготовки в образовательных учреждениях области с позиции соответствия структуре перспективной востребованности рабочих мест в экономике области.
Таким образом, можно сделать вывод, что существуют противоречия, которые определяют положение молодых специалистов на рынке труда. Основными из них являются следующие:
а) разный уровень качества образовательных услуг, предоставляемых ведущими профильными высшими учебными заведениями области, и периферийными вузами;
Табл. 2 - Заявленная потребность в рабочей силе в 2008-2009 гг.
Заявленная потребность в работниках Отклонение
Отрасль экономики 2008 2009 к 2008 г., %
всего в том числе рабочих всего в том числе рабочих всего в том числе рабочих
Всего В том числе: 278,2 217,5 272,5 223,0 -2,2 +2,5
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 14,7 13,6 21,2 19,9 +44,2 +46,3
добыча полезных ископаемых 4,2 3,8 5,3 5,1 +26,2 +34,2
обрабатывающие производства 60,2 52,6 81,1 73,8 +34,7 +40,3
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,5 3,8 7,0 6,5 +55,6 +71,1
строительство 24,3 21,1 22,9 21,1 -5,4 0,0
оптовая и розничная торговля 31,8 24,4 37,6 19,1 +18,2 -21,7
гостиницы и рестораны 8,9 7,8 6,2 5,5 -30,3 -29,5
транспорт и связь 12,7 10,9 7,9 6,7 -37,8 -38,5
финансовая деятельность 2,6 0,4 2,3 0,2 -11,5 -50,0
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 21,8 16,6 24,1 20,2 +10,6 +21,7
государственное управление и обеспечение военной безопасности 25,6 14,4 18,2 10,8 -28,9 -25,0
образование 34,0 24,9 24,8 20,0 -27,1 -19,7
здравоохранение и предоставление социальных 16,0 9,1 12,3 7,1 -23,1 -22,0
услуг
предоставление прочих
коммунальных, социальных и персональных услуг 16,9 14,1 18,9 16,8 +11,8 +19,1
б) между острая потребность государственных органов и представителей бизнеса в информации о качестве выпускаемых специалистов при отсутствии статистических критериев, определяющих это качество (индикаторов конечных результатов деятельности вузов);
в) несоответствие структуры подготовки кадров высшей квалификации реальным потребностям рынка;
г) потребность вузов в статистической информации об успешной карьере своих выпускников на фоне отсутствия такой информации.
Проведенный анализ демографических и экономических факторов, оказывающих влияние на формирование потребности в персонале организаций области, позволил убедиться в их непосредственном влиянии на численность работников организаций путем проведения корреляционно-регрессионного анализа. При этом использовалось
Key words:
Табл. 3 - Востребованность выпускников (специалистов), тыс. чел.
Отрасль экономики Выпуск специали- стов Заявленная потребность в работниках Востребован- ность
Всего В том числе: 76,7 272,1 0,28
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1,9 21,2 0,09
добыча полезных ископаемых 1,1 5,3 0,2
обрабатывающие производства 19,9 81,1 0,25
строительство 4,4 22,9 0,2
транспорт и связь 5,4 7,9 0,7
финансовая деятельность 16,8 2,3 7,3
государственное управление и обеспечение военной безопасности 2,4 18,2 0,13
образование 6,0 24,8 0,24
здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,7 12,3 0,22
прочие 16,1 93,8 0,17
уравнение множественной линейной регрессии.
Результатом регрессионного анализа экономических факторов стала качественная модель, описываемая уравнением следующего вида:
Y = 1826,713 - 0,002X2 + 0,667X3, (1)
где Х2- количество предприятий;
Х3- сальдированный финансовый результат.
Итог регрессионного анализа демографических факторов:
Y = 1360,15 + 33,7X1 , (2)
где Х1- миграционный прирост.
Становится очевидным, что чем больше предприятий, тем больше создается новых рабочих мест и соответственно растет численность работников. Миграционный прирост удовлетворяет потребности в дополнительных трудовых ресурсах, необходимых экономике области. А сальдированный финансовый результат организаций позволяет обеспечивать содержание и поддерживать необходимый уровень численности работников.
Результаты проведенного анализа являются важным информационным компонентом для оценки перспективных потребностей экономики области. В табл. 4 представлен прогноз потребности в дополнительном привлечении персонала
в организации Свердловской области до 2015 г., который разработан Правительством Свердловской области в «Программе демографического развития Свердловской области на период до 2025 года (Уральская семья)» (от 27 августа 2007 г. № 530-ПП).
Из табл. 4 видно, что в среднесрочной перспективе области за счет различных источников привлечения потребность в персонале вырастет на 44%. Так, наибольший рост потребности в сравнении с 2009 г. произойдет в отраслях: финансовая деятельность, здравоохранение, транспорт и связь, образование. Причем 91% потребности будет покрываться за счет использования собственных трудовых ресурсов, а за счет привлечения трудовых мигрантов - 9%. Основным источником покрытия потребности в персонале будут являться выпускники, а в тех отраслях, где выпуск специалистов несколько занижен, будут привлекаться другие источники.
Таким образом, в среднесрочной перспективе с учетом преодоления негативных последствий демографического и экономического кризисов потребность в рабочей силе будет продолжать расти во всех отраслях экономики Свердловской области, что непосредственно скажется на ее дальнейшем благоприятном развитии.
При исследовании вопроса формирования потребности в персонале организаций был выявлен ряд проблем, требующих решения. Предложения по их преодолению представлены далее.
При анализе статистической информации было выявлено, что
государственная статистика образования и занятости населения ориентирована в основном на федеральный уровень управления. Потребности регионального и муниципального уровнейуправления не обеспечиваются статистической базой, что не позволяет провести полноценный анализ потребности в персонале и тем более оценить востребованность выпускников профессиональньк учебных заведений экономикой.
Свердловской области необходимо заимствовать опыт других регионов по проведению мониторинга рынка труда выпускников учебных заведений на ре-
Табл.. 4 - Прогноз потребности в дополнительном привлечении персонала в организации Свердловской области до 2015 г. по видам экономической деятельности, тыс. чел.
2010-2015
Потребность Использование собственных трудовых ресурсов Потребность Отклонение к 2009 г., %
Виды экономической деятельности в дополнительном привлечении персонала Привлечение вступающих в трудоспособный возраст Привлечение выпускников Увеличение профес- экономической ■ сиональных активности учебных населения заведений в дополнительном привлечении трудовых мигрантов
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7,2 1,3 4,1 1,2 0,6 +10,8
Добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды 121,1 20,2 60,4 26,1 14,4 +29,7
Строительство 31,2 8,2 15,6 5 2,4 +36,2
Оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны 63,6 24,5 23,5 6,6 9 +45,2
Транспорт и связь 20,1 7 10,2 1,3 1,6 +154,4
Финансовая деятельность 7 1,8 5 0,2 0 +204,3
Государственное управление и обеспечение военной безопасности 23,9 1,4 16 6 0,5 +31,3
Образование 59,8 6,9 35,7 14,9 2,3 +141,1
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 34,2 7,3 16,4 9,5 1 +178,0
Прочие 47,7 9,2 27,5 7 4 -17,3
Итого 415,8 87,8 214,4 77,8 35,8 +43,5
Источник: данные Правительства Свердловской области.
гулируемом рынке труда, что позволит оценить в разрезе специальностей (профессий) и учебных заведений профессионального образования:
• объемы обращений выпускников в службу занятости населения;
• объемы трудоустройства выпускников при посредничестве службы занятости, в том числе по специальности (профессии), полученной в учебном заведении;
• уровень безработицы среди выпускников.
Аналитические данные по результатам мониторинга довольно полно отображают реальное положение выпускников на регистрируемом рынке труда.
Для обеспечения экономического роста Свердловской области должна быть создана единая система оценки потребности в высококвалифицированных кадрах, сопряженная с государственным заказом на подготовку специалистов для стратегически важных и отраслеобразующих предприятий.
Такая система должна распространяться на районы, на отдельные административно-территориальные образования и на отдельные предприятия.
Что касается системы оценки потребности в кадрах отдельных предприятий, то здесь предлагается использование
традиционного подхода к планированию потребности в персонале. Анализ потребности в кадрах позволит предприятиям избежать ошибок в процессе отбора и найма персонала, а также решить проблему текучести кадров и обеспечить успешное будущее организации.
ИСТОЧНИКИ
1. Демографическая ситуация в Свердловской области в 2005-2010 годах: аналитический обзор / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2010.
2. Прогноз численности населения Свердловской области до 2031 года / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2009.
3. Свердловская область в цифрах: стат. справ. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2010.
4. Социально-экономическое положение Свердловской области. Январь-декабрь 2009 года: аналитический обзор / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2010. (Я
Key words: