ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (на примере Волгоградской области)
А.А. ВАЩЕНКО, кандидат экономических наук, директор Волгоградского института бизнеса
Современный период российской экономики отмечен изменением приоритетов в ее развитии. Так, начиная с 2005 г. повышение качества жизни граждан России стало ключевым вопросом государственной политики, которая все больше нацеливается на повышения благосостояния народа и создание благоприятных условий для проживания. В качестве практических шагов достижения поставленных целей в стране реализуются приоритетные национальные проекты в социальных областях, которые в первую очередь определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. Решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для воспроизводства человеческих ресурсов.
Вместе с тем состояние общества определяется соответствующим доступом к ресурсам, обеспечивающим человеческое развитие и гарантирующим возможность населения вести достойную жизнь. В качестве инструмента, использование которого в значительной степени расширяет выбор человеком условий проживания, следует рассматривать доход. Таким образом, человеческое развитие представляет собой процесс обеспечения условий проживания с целью достижения более высокого качества жизни. Реализация человеческого развития осуществляется на основе таких составляющих, как качество и уровень жизни, уровень образования, занятость и уровень доходов. Существует устойчивая корреляция между этими составляющими, при этом уровень доходов представляет собой наиболее значимую составляющую, поскольку от его величины, при прочих равных, зависит ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, среда обитания и др.
С 1990 г. показатели развития человеческих ресурсов в составе человеческого потенциала приняты в качестве основополагающей категории развития всех стран мирового сообщества в рам-
ках Программы ООН (ПРООН). Основная идея ПРООН состоит в утверждении и активизации положения о том, что высшая цель экономического общественного развития состоит в расширении возможностей для каждого человека реализовать свои способности и устремления, вести полноценную здоровую жизнь. Основные положения концепции ПРООН сводятся к следующему:
• развитие человека строится на достигнутом уровне благосостояния и задействует процесс расширения его социального выбора;
• благосостояние оценивается по тому, насколько человек имеет возможность вести такой образ жизни, который он считает для себя достойным;
• человеческое развитие зависит от удовлетворения трех потребностей: 1) прожить долгую и здоровую жизнь; 2) получить образование; 3) иметь доступ к ресурсам, которые обеспечивают долголетие, образованность, достойное материальное положение;
• доход рассматривается как средство, расширяющее человеческий выбор благодаря увеличению вариантов для достижения цели. Участвующие в программе ПРООН страны готовят доклады о развитии человеческого потенциала по заданным разделам и показателям. В связи с чем участие стран в этой программе свидетельствует об их открытости, направленности усилий на улучшение жизненного уровня населения, готовности к международному партнерству в осуществлении демократических преобразований.
В концепции, разрабатываемой в рамках этой программы, при раскрытии состояния человеческих ресурсов основной упор делается именно на три основополагающие характеристики, выделенные программой ПРООН.
В России политика в области развития человеческих ресурсов реализуется через модернизацию
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
7
ведущих социальных секторов — здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты. Для осуществления позитивных перемен в этой области Россия поставила для себя в качестве приоритетных следующие задачи:
1) преодоление сверхсмертности населения и повышение ориентации общества на здоровый образ жизни;
2) переориентация системы профессионального образования на требования современной экономики труда;
3) профилактика бедности, ее распространения в сочетании с глубоким социальным расслоением населения;
4) ликвидация дискриминационной политики в области образования, труда и занятости;
5) преодоление социального отчуждения и формирование глобального партнерства в целях развития.
Вместе с тем решение этих задач возможно только на уровне региона, т. е. непосредственно в местах проживания населения. Поэтому основные фундаментальные направления экономической политики воспроизводства человеческих ресурсов должны разрабатываться непосредственно на региональном уровне.
Разработка эффективного механизма обеспечения воспроизводства в регионе получила положительное развитие в Волгоградской области, где удалось сформировать ряд принципиальных позиций, обеспечивающих взаимосвязь составляющих воспроизводственного процесса. Основной упор при этом был сделан на формирование механизма сбалансированности образования и занятости, который и составил основу воспроизводства человеческих ресурсов.
Целью разработки такого механизма является создание условий для образовательной и профессиональной мобильности трудоспособного населения региона.
В Волгоградской области, как и в подавляющем большинстве регионов России, проблемы на рынке труда обострились, что потребовало пересмотра политики занятости с целью поиска путей преодоления возникших диспропорций.
Одним из важнейших направлений этой политики является преодоление нестабильности демографической ситуации. С 1996 г. демографическое развитие Волгоградской области вступило в период острого кризиса, охватившего все основные демографические процессы: смертность, рождаемость и миграцию. Естественный прирост населения
сменился на естественную убыль, которая стала главным фактором демографического неблагополучия в области. В результате естественной убыли населения, сохраняющейся в течение последних лет, в Волгоградской области было потеряно более 40 тыс. чел. Коэффициент естественного прироста, составляющий 0,3 промилле в 1996 г., сменился естественной убылью, которая в 2006 г. составила
5.5 промилле и по оценке в 2007 г. увеличится до
5.6 промилле1.
За 2006 г. численность населения Волгоградской области сократилась на 15,7 тыс. чел., за 2007 г. на 12 тыс. Снижение численности населения происходит в основном за счет превышения смертности над рождаемостью, т. е. естественной убыли населения. Число людей, умерших в 2006 г., превысило число родившихся в 1,5 раза.
В результате снижается доля численности населения моложе трудоспособного возраста в общей численности населения региона (в 1989 г. — 23,3 %, в 2002 г. — 17,5, в 2007 г. — 15,7 %) и увеличивается доля численности населения старше трудоспособного возраста (в 1989 г. — 20,3 %, в 2002 г. 22,3, в 2007 г. - 22,4 %).
Тенденции, сложившиеся на протяжении ряда последних лет, и проведенный на их основе демографический прогноз показывают, что население Волгоградской области ежегодно будет сокращаться в среднем на 12,4 тыс. чел. В результате чего за 2008-2015 гг. область может потерять 120 тыс. чел., а к 2026 г. потери могут составить 280 тыс. чел.
Несмотря на ежегодное уменьшение общей численности населения области, до 2007 г. наблюдался ежегодный рост численности трудовых ресурсов в основном за счет вхождения в трудоспособный возраст граждан, родившихся в конце 1980-1990 гг. В 2007 г. численность трудовых ресурсов достигла своего максимума и в настоящее время составляет 1 687,0 тыс. чел., увеличившись с 2000 г. на 36,8 тыс. чел. или на 2,2 %2.
Однако, начиная с 2008 г. обозначилась четкая тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте, и, как следствие, трудовых ресурсов в целом в регионе. Так, за 2008-2012 гг., согласно прогнозным оценкам с учетом позитивных тенденций, численность трудовых ресурсов области сократится на 72,5 тыс. чел.
При этом темпы снижения численности трудовых ресурсов будут опережать темпы снижения
1 Данные Центра занятости населения Волгоградской области.
2 Там же.
общей численности населения. В этих условиях численность занятых в экономике области, которая составляет наибольшую долю, или 74,2 % от общей численности трудовых ресурсов, даже с учетом положительного сальдо миграции и снижения уровня безработицы, будет иметь тенденцию к уменьшению.
Таким образом, в средне- и долгосрочной перспективах формирование трудовых ресурсов Волгоградской области будет проходить в деком-пенсационных условиях, когда выбытие населения из трудоспособного возраста не восполняется вхождением в эту возрастную группу, что усиливает роль компенсационных источников пополнения трудовых ресурсов (маятниковая миграция, привлечение к трудовой деятельности пенсионеров и незанятого населения, улучшение качественного состава рабочей силы и т. д.), их поиска и мобилизации, а также необходимости повышения эффективности использования имеющейся рабочей силы, роста производительности труда и повышения его качества.
Социально-экономическое развитие Волгоградской области в последние годы характеризовалось ростом объемов производства и инвестирования в основной капитал за счет всех источников финансирования, увеличением численности работников, занятых в производстве, повышением реальных денежных доходов.
Положительная тенденция в развитии экономики области, наблюдавшаяся в 2000—2006 гг., привела к увеличению спроса на рабочую силу. Так, среднемесячная потребность организаций в работниках, заявленная в службу занятости за этот период увеличилась в 1,5 раза и в 2006 г. составила порядка 25,6 тыс.
В 2007 г. среднемесячное число вакансий, заявленных в органы службы занятости, увеличилось в сравнении с 2006 г. на 1,3 тыс. По данным Волгоградского центра занятости населения, в настоящее время на рынке труда наиболее востребованы представители рабочих специальностей (78 % вакансий), менее — служащие (22 %). Наибольший спрос в квалифицированных работниках наблюдается в сфере строительства, промышленности, торговли. При этом предприятия и организации Волгоградской области испытывают потребность в инженерах, слесарях, электриках, токарях и продавцах.
Между тем число желающих получить работу служащих значительно превалирует над числом тех, кто хочет реализовать себя в рабочих спе-
циальностях — 56 % против 44 %. По-прежнему на рынке труда пользуются спросом бухгалтеры, менеджеры, секретари, специалисты в сфере страхования, торговые и региональные представители, программисты и операторы ПК. Это связано с увеличением в городе числа коммерческих структур и предприятий. Однако число обучаемых волгоградскими вузами и средними специальными учебными заведениями специалистов данных категорий значительно превышает спрос на них со стороны работодателей, в результате найти работу сможет лишь каждый третий выпускник. Причинами такой несбалансированности являются территориальное расхождение спроса и предложения, низкая мобильность населения, низкий уровень оплаты труда, несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.
Среди обращающихся в службу занятости за содействием в поиске работы женщины составляют более 50 %, когда наибольшая доля вакансий приходится на вакансии для мужчин (62 %). Вакансии для женщин составляют 19,5 %, 18,5 % вакансий — по полу не дифференцируются.
Более 50 % граждан, обращающихся в службу занятости, имеют высокий образовательный уровень, в то же время структура вакансий по рабочим и служащим на протяжении ряда лет остается примерно на одном и том же уровне: вакантные места для служащих — 20 %, вакантные места для рабочих — 80 %.
Спрос на рабочую силу и ее предложение по территориям далеко не равномерны. Так, если напряженность на одну вакансию в городах (Волгоград, Волжский, Камышин) составляет от 0,36 до 0,42, то в сельских районах напряженность достигает 18,3. Другими словами, если в городах на одного человека приходится три и даже более вакансий, то в сельских районах области, особенно отдаленных, на одну вакансию претендуют более 18 чел. Таким образом, более 70 % вакансий, заявляемых в службу занятости, сосредоточено в городах.
Процесс обеспечения предприятий высококвалифицированными кадрами усложняется еще и низкой заработной платой, предлагаемой работодателями. Средняя заработная плата по области по заявленным вакансиям составляет 4,3 тыс. руб. Всего 6 % вакансий составляют высокооплачиваемые рабочие места, заработная плата которых от 10 тыс. руб. и выше. 78 % этих высокооплачиваемых вакансий предназначены для мужчин.
Самый высокий средний уровень заработной платы (по области — 7,2 тыс. руб., в Волгограде —
региональная экономикА: теория и практика
9
8,7 тыс. руб.) на настоящий момент предлагают предприятия, относящиеся к строительной отрасли. Самой низкой заработной платой характеризуются вакансии, относящиеся к здравоохранению, социальному обеспечению, образованию, культуре, науке. Средняя заработная плата по этим отраслям в среднем по области составляет 2,6 тыс. руб., в Волгограде - 3,7 тыс. руб.
Средняя заработная плата, предлагаемая промышленными предприятиями по области, составляет 5,4 тыс. руб., в Волгограде - 7,4 тыс. руб. Это притом, что фактическая среднемесячная заработная плата по Волгоградской области в крупных и средних организациях составляет 9,4 тыс. руб., а в Волгограде - 13,5 тыс. руб.
Проблема кадрового обеспечения промышленных предприятий области усугубляется еще и тем, что в последние годы нет какого-нибудь ощутимого притока на предприятия молодых специалистов. По данным областных органов статистики, средний возраст работающих на предприятиях составляет 45-50 лет. Определенную негативную роль в этом играет реализуемая в средствах массовой информации политика быстрого накопления, создание культуры купли-продажи, отсутствие единой политики профессиональной ориентации в области, направленной на поднятие престижа рабочих профессий.
Данная ситуация обусловлена несбалансированностью между экономическим спросом предприятий и организаций области и подготовкой специалистов в региональной системе образования, что ведет к диспропорциям предложений и спроса на рынке труда.
Отказ государства от системы распределения специалистов после обучения привел к тому, что подготовка кадров стала осуществляться, исходя не из потребности региона, а исходя из спроса на образовательные услуги среди молодежи и населения в целом, и, как следствие, - к росту числа высших и средних учебных заведений. Так, за последние 6 лет сеть учреждений высшего образования увеличилась в 1,3 раза, среднего профессионального - в 1,7 раза. В тоже время число учреждений начального профессионального образования уменьшилась в 1,1 раза - с 70 в 2000 г. до 66 в 2007 г.
Наряду с изменением численности учебных заведений в 2006-2007 гг. наблюдаются и изменения численности выпускников:
• численность выпускников высших учебных
заведений выросла с 9,9 тыс. чел. до 20,4 тыс.
чел. или в 2,1 раза;
• численность выпускников средних специальных учебных заведений выросла с 12,6 тыс. чел. до 12,9 тыс. чел. или в 1,1 раза;
• численность выпускников учебных заведений начального профессионального обучения сократилась с 10,5 тыс. чел. до 9,6 тыс. Существует в регионе разбалансированность
количественного соотношения обучаемых на разных образовательных уровнях: на 1 студента вуза приходится 0,6 учащегося среднего и 0,4 - начального профессионального образования.
Анализ отраслевой структуры подготовки рабочих кадров в системе начального профессионального образования области выявил «недовыпуск» специалистов для ряда ключевых отраслей экономики (для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства).
Сегодня образовательные учреждения высшего профессионального образования, формируя образовательные стратегии, ориентируются в большей степени на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, и в меньшей степени - на спрос регионального рынка труда.
Большинство предприятий не планируют свои кадровые потребности на несколько лет вперед. В связи с этим государственные и негосударственные вузы развернули подготовку специалистов по таким специальностям, как право, экономика, управление, внешнеэкономические связи, т. е. специальностям, которые пользуются наибольшим спросом на рынке труда.
Особенностью современного рынка образовательных услуг является всевозрастающая конкуренция вузов за привлечение потенциальных студентов. Значительное влияние на ужесточение конкуренции оказывает демографический кризис, который приводит к снижению численности абитуриентов, а последствием может стать менее качественный отбор в вузы.
Современное развитие регионального рынка образовательных услуг можно охарактеризовать следующими тенденциями:
• существует высокий спрос на услуги высшего образования;
• наличие большого выбора образовательных учреждений и высокая конкуренция между ними;
• широкое развитие платной формы обучения расширяет доступность высшего образования, с одной стороны, а с другой - снижает стандарты его качества;
• структура рынка образовательных услуг не в полной мере соответствует спросу и предложению на региональном рынке труда;
• сокращение подготовки квалифицированных рабочих привело к дефициту этой категории специалистов на промышленных предприятиях региона.
Таким образом, диспропорции в развитии рынка образовательных услуг только усугубляют ситуацию на региональном рынке труда, обостряя диспропорции в распределении трудовых ресурсов по отраслям и предприятиям. Одной из форм преодоления этих негативных тенденций явилось принятие в Волгоградском регионе закона «О социальном партнерстве», который закрепил основы взаимоотношений по поводу обеспечения предприятий квалифицированной рабочей силой. Несмотря на то, что этот закон не содержит конкретных положений о развитии социального партнерства в сфере образования, тем не менее он явился толчком к выработке совместных программ предприятий и учебных заведений по поводу формирования условий подготовки и распределения молодых специалистов.
Развитие социального партнерства региональных учебных заведений с предприятиями, учреждениями и другими организациями различных организационно-правовых форм, профессиональными ассоциациями, службами занятости населения стало одним из важнейших условий ориентации их деятельности на потребности сферы труда, на реальные условия профессиональной деятельности. Наиболее активно развитие практики социального партнерства осуществляется в настоящее время на уровне средних специальных образовательных учреждений. Так, в 60 % средних учебных заведений Волгоградской области реализуются договоры о социальном партнерстве с предприятиями, объединениями, службами занятости. Результатом такой деятельности является рост участия работодателей, профессиональных сообществ в определении требований к содержанию подготовки специалистов, формированию материально-технической базы учебных заведений. Сотрудничество с социальными партнерами реализуется через разнообразные формы:
• практическое обучение студентов, стажировки преподавателей на реальных рабочих местах;
• проведение занятий со студентами представителями предприятий;
• участие работодателей в разработке учебно-программной документации, методик органи-
зации учебного процесса, в анализе и оценке качества подготовки специалистов;
• оценке рынка труда с целью прогнозирования спроса на специалистов для осуществления трудоустройства выпускников образовательных учреждений.
Важным компонентом развития социального партнерства является участие работодателей в оценке качества подготовки специалистов среднего звена в итоговой государственной аттестации выпускников. Представители предприятий и других организаций, как правило, возглавляют государственные аттестационные комиссии, расширяется практика их участия в подготовке экзаменационных заданий для выпускников, основанных на учете конкретных требований производства.
Следует, однако, сказать, что все формы социального партнерства в комплексе довольно редко наблюдаются на уровне одного учебного заведения, потому что социальное партнерство пока еще не носит системного характера. Большинство проблем концентрируется на уровне взаимоотношений учебных заведений и производственных предприятий по поводу заключения долгосрочных и целевых договоров на подготовку специалистов, сложность реализации которых состоит в незаинтересованности предприятий в долгосрочном сотрудничестве.
Кроме того, вопросы анализа потребности конкретного района в специалистах на местах чаще всего возложены на муниципальные органы управления образованием. Во многих случаях в муниципальных районах отсутствуют структурные подразделения, занимающихся анализом потребности в специалистах, учетом выдаваемых направлений, трудоустройством выпускников. Это является препятствием для формирования долгосрочных программ развития системы целевой подготовки специалистов, обеспечивающей соответствие численности обучающихся реальным потребностям рынка труда.
В целях повышения эффективности трудоустройства выпускников учебных заведений, обучающихся по целевым направлениям, необходимо законодательно предусмотреть на федеральном уровне вопросы:
• закрепления специалистов, обучающихся по целевой контрактной подготовке;
• повышения материальной ответственности специалистов, не прибывших к месту работы по направлению учебного заведения;
• гарантированного предоставления служебного жилья молодым специалистам;
• повышения тарифной ставки молодым специалистам и т. д.
Особое внимание в региональной политике занятости уделяется подготовке квалифицированных рабочих. На рынке образовательных услуг в сфере подготовки рабочих профессий для Волгоградской области работает пятьдесят одно профессиональное училище и четыре филиала. В них только по заявкам предприятий готовят кадры по восьмидесяти профессиям и ста восьмидесяти специальностям. Общее число обучающихся на бюджетной основе в учреждениях начального профессионального образования на сегодня составляет 18 200 чел. Кроме этого начальное профессиональное образование получают 1 122 обучающихся в четырех колледжах и техникумах. Таким образом, всего начальное профессиональное образование на бюджетной основе получают 19 422 чел. В 2005—2007 гг. за счет бюджетных средств во всех этих образовательных учреждениях было подготовлено и выпущено 23 894 рабочих и специалистов с начальным профессиональным образованием. Подавляющее большинство выпускников (70—75 %) после завершения образования трудоустраиваются на предприятиях и в организациях в соответствии с полученными профессиями, 10—12 % продолжают учебу в учреждениях высшего или среднего профессионального образования, 12— 17 % призываются в ряды Вооруженных Сил РФ. И только 3—5 % идут работать по другой профессии.
При этом необходимо отметить, что основной проблемой развития начального профессионального образования является тенденция ежегодного сокращения числа выпускников учреждений, готовящих кадры рабочих. Если в 2005 г. их было 8 102 чел., то в 2007 г. только 7 643 чел. В ближайшие несколько лет эта тенденция вряд ли будет преодолена как из-за сложившейся демографической ситуации, так и из-за возрастающего стремления молодежи к получению именно высшего или среднего профессионального образования.
Развивающаяся региональная экономика предъявляет повышенные требования к качеству подготовки рабочих кадров. Образовательные учреждения начального профессионального образования пытаются решать эту сложную проблему. Так, выпускников, получивших повышенные разряды в 2008 г., было 37,3 %, что на 5 % больше прошлогоднего уровня. 601 выпускник получил диплом с отличием, 80 % выпускников получают две и более специальности.
Действенную помощь в этом вопросе могли бы оказать заинтересованные в высококвалифициро-
ванной рабочей силе работодатели. Для этого есть несколько путей: во-первых, напрямую участвовать в повышении качества образования за счет формирования более совершенной материальной базы обучения через приобретение для образовательных учреждений, готовящих для них рабочие кадры современного оборудования; во-вторых, создание учебных участков на действующем производстве; в-третьих, предоставление учреждениям начального профессионального образования штатных оплачиваемых рабочих мест на период проведения производственной практики и др.
Качество образовательных услуг, предоставляемых учреждениями начального профессионального образования, во многом зависит и от и кадрового потенциала инженерно-педагогических работников и прежде всего мастеров производственного обучения. Существенную помощь в этом вопросе могут оказать предприятия-заказчики путем привлечения собственных инженерно-технических кадров как для проведения процесса обучения, так и повышения квалификации педагогических кадров системы начального профессионального образования. Это позволит существенно поднять уровень профессиональной квалификации как преподавателей, так и выпускников учебных заведений.
Другим, не менее действенным направлением совершенствования подготовки может стать диверсификации специальностей в образовательных учреждениях за счет подготовки специалистов как разных профессий, так и разных уровней профессиональной подготовки, что сделает учебные заведения более привлекательными для выпускников школ и повысит численность обучающихся, а, соответственно, в перспективе и численность молодых специалистов для региональных предприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ващенко. А. А. Образование и человеческие ресурсы региона / А. А. Ващенко, И. А. Ващенко, Е. В. Шилина. — Волгоград: ПринТерра, 2006.
2. Комлев А. Л. Работа органов службы занятости населения Волгоградской области в условиях переданных полномочий в 2007 году. Перспективы и задачи на 2008 год / А. Л. Комлев // Бизнес. Образование. Право: вестник НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»: приложение: в. 5. — Волгоград: ПринТерра, 2008, — С. 5-12.
3. Лапшева Н. В. Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда Волгоградской области / Н. В. Лапшева // Бизнес. Образование. Право: вестник НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»: приложение: в. 5. - Волгоград: При-нТерра, 2008, - С. 38-40.
4. Лукаш А. И. О некоторых проблемах профессионализации кадровой политики в системе / А. И. Лукаш // Бизнес. Образование. Право: вестник НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»: приложение: в. 5. - Волгоград: При-нТерра, 2008, - С. 40-46.
5. Мананьева Л. Е. Профессиональная социализация молодежи как фактор повышения качества трудовых ресурсов / Л. Е. Мананьева // Бизнес. Образование. Право: вестник НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»: приложение: в. 5. - Волгоград: ПринТерра, 2008, - С. 50-58.
6. Михеев В. А. Основы социального партнерства: теория и практика / В. А. Михеев. - М.: Экзамен, 2001.
7. План мероприятий межведомственной про-фориентационной акции для учащихся и студенческой молодежи «Моя профессия - мое будущее» в 2008 году // Бизнес. Образование. Право: вестник НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»: приложение: в. 5. - Волгоград: ПринТерра, 2008, - С. 156-165.
8. Постановление Главы Администрации Волгоградской области «Об образовании совета по развитию системы управления трудовыми ресурсами Волгоградской области» // Бизнес. Образование. Право: вестник НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»: приложение: в. 5. -Волгоград: ПринТерра, 2008, - С. 121-126.
9. Программные мероприятия по формированию и профессиональному развитию трудовых ресурсов Волгоградской области на 2008 - 2010
годы // Бизнес. Образование. Право: вестник НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»: приложение: в. 5. - Волгоград: ПринТерра, 2008, - С. 130-145.
10. Распоряжение УГСЗН АВО «О разработке программных мероприятий по формированию и профессиональному развитию трудовых ресурсов Волгоградской области до 2010 года» // Бизнес. Образование. Право: вестник НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»: приложение: в. 5. - Волгоград: ПринТерра, 2008, -С. 128-129.
11. Решение коллегии Администрации Волгоградской области «О Программе социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года» // Бизнес. Образование. Право: вестник НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»: приложение: в. 5. - Волгоград: ПринТерра, 2008, - С. 127-129.
12. Социальное партнерство в образовательной сфере России: теория и практика / Отв. ред. В. А. Михеев. - М., 1999.
13. Сукочева Г. А. Обучение специалиста на этапе включения в профессию и вхождение в новую должность / Г. А. Сукочева // Бизнес. Образование. Право: вестник НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»: приложение: в. 5. - Волгоград: ПринТерра, 2008, - С. 102-107.
14. Формирование системы подготовки квалифицированных рабочих кадров. Отраслевой образовательный кластер Волгоградской области: проект // Бизнес. Образование. Право: вестник НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса»: приложение: в. 5. - Волгоград: ПринТерра, 2008, - С. 144-155.
15. Экономика труда: социально-трудовые отношения / под. ред. Н. И. Волгина, Ю. Г. Одегова. -М., 2003.