Научная статья на тему 'Развитие восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития средствами изобразительной деятельности'

Развитие восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития средствами изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / РЕБЕНОК С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / РЕБЁНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PERCEPTION / CHILD WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT / EARLY CHILDHOOD / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Конева Ирина Алексеевна, Шустова Эльвира Львовна

В статье рассматриваются особенности развития восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в сравнении со сверстниками с нормальным развитием речи. В статье представлены результаты диагностики, подтверждающие наличие у старших дошкольников с ЗРР более низкого уровня активности восприятия, недостаточной его целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Конева Ирина Алексеевна, Шустова Эльвира Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PERCEPTION IN CHILDREN OF EARLY AGE WITH DELAYS OF SPEECH DEVELOPMENT BY MEANS OF FINE ACTIVITY

This study examines the features and level of perception in young children with delayed speech development. This article discusses the level of perception in young children with delayed speech development. The article also provides examples of how the features of perception of young children revealed as a result of ascertaining experiment affected their speech development.

Текст научной работы на тему «Развитие восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития средствами изобразительной деятельности»

Психология

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); заведующий Шустова Эльвира Львовна МАДОУ «Детский сад № 49» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в сравнении со сверстниками с нормальным развитием речи. В статье представлены результаты диагностики, подтверждающие наличие у старших дошкольников с ЗРР более низкого уровня активности восприятия, недостаточной его целостности.

Ключевые слова: восприятие, ребенок с задержкой речевого развития, ребёнок раннего возраста, дошкольный возраст.

Annotation. This study examines the features and level of perception in young children with delayed speech development. This article discusses the level of perception in young children with delayed speech development. The article also provides examples of how the features of perception of young children revealed as a result of ascertaining experiment affected their speech development.

Keywords: perception, child with delayed speech development, early childhood, preschool age.

Введение. Ранний период развития является важным возрастным этапом в жизни каждого ребёнка. Этот период характеризуется интенсивным развитием всех познавательных процессов. Одним из важнейших познавательных процессов этого периода является восприятие.

Особый интерес представляет изучение восприятия детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. В специальной психологии недостаточно исследований, посвященных его своеобразию у детей с нарушениями речи.

С целью изучения уровня развития восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития нами было проведено экспериментальное исследование.

Результаты эксперимента послужили основой для разработки программы формирующего эксперимента. Основной целью коррекционной программы стало развитие восприятия у детей раннего возраста с ЗРР с помощью изобразительной деятельности.

Программа состояла из трёх блоков: первый блок направлен на развитие зрительного восприятия, второй

- на развитие слухового восприятия, третий - на развитие пространственного восприятия.

Каждый блок включал 10 занятий. Одно занятие было рассчитано на 10-15 минут. Частота проведения -два раза в неделю.

Эффективность коррекционной работы была подтверждена на этапе контрольного эксперимента.

Изложение основного материала статьи. В ходе исследования по методике «Доски Сегена» [5] было выявлено, что 13 (86%) детей раннего возраста экспериментальной группы с ЗРР имеют высокий уровень восприятия формы предмета. 1 (7%) ребёнок раннего возраста с ЗРР экспериментальной группы - средний уровень восприятия формы предмета и 1 (7%) ребёнок раннего возраста с ЗРР экспериментальной группы -низкий уровень восприятия формы предмета.

В ходе исследования по методике «Доски Сегена» детей раннего возраста с ЗРР контрольной группы (КГ) было выявлено, что 8 (53%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень восприятия формы предмета. 6 (40%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень восприятия формы предмета, 1 (7%) ребёнка раннего возраста с ЗРР - ниже среднего развития целостного восприятия.

На основании полученных данных по методике «Доски Сегена» экспериментальной и контрольной групп можно утверждать, что уровень восприятия формы предмета детей раннего возраста с ЗРР после формирующего эксперимента улучшился. Также можно отметить, что дети без особого затруднения стали дифференцировать и называть формы предметов, также сопоставлять предмет и форму.

В ходе исследования по Методике «Узнавание перечеркнутых изображений» [2] у детей раннего возраста с ЗРР экспериментальной группы было выявлено, что 7 (47%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития устойчивости зрительного образа предмета. 8 (53%) детей раннего возраста с ЗРР

- средний уровень. Детей с низким уровнем развития восприятия по данной методики выявлено не было.

В ходе исследования по Методике «Узнавание перечеркнутых изображений» [4] у детей раннего возраста с ЗРР контрольной группы было выявлено, что 7 (47%) детей раннего возраста с ЗРР - высокий уровень развития устойчивости зрительного образа предмета. 7 (47%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень. 1 (7%) ребёнок раннего возраста с ЗРР имеет низкий уровень развития устойчивости зрительного образа предмета.

На основании результатов диагностики ЭГ и КГ по методике «Узнавание перечёркнутых изображений» можно сказать, что у детей раннего возраста с ЗРР экспериментальной группы улучшился уровень устойчивости зрительного образа предмета.

Результаты эксперимента по методике «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)» [2] у детей ЭГ показали, что 8 (53%) ребёнка раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития фрагментарности восприятия и выделения целостности фигуры, 7 (47%) детей раннего возраста с ЗРР -средний уровень развития фрагментарности восприятия и выделения целостности фигуры. Детей с низким уровнем развития фрагментарности восприятия и выделения целостности фигуры по данной методики выявлено не было.

Результаты эксперимента по методике «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)» у детей КГ показали, что 2 (13%) ребёнка раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития

фрагментарности восприятия и выделения целостности фигуры, 12 (80%) ребёнка раннего возраста с ЗРР -средний уровень развития фрагментарности восприятия и выделения целостности фигуры, 1 (7%) ребёнка раннего возраста с ЗРР показали низкий уровень развития фрагментарности восприятия и выделения целостности фигуры.

На основании полученных результатов по методике «Узнавание наложенных фигур» можно сделать вывод о том, что у детей раннего возраста с ЗРР повысился уровень фрагментарности восприятия и выделения целостности фигуры. Дети раннего возраста с ЗРР без особых трудностей выделяли изображения, что нельзя сказать о детях раннего возраста с ЗРР из контрольной группы, которые с трудом справлялись с предложенным заданием по данной методике.

Результаты эксперимента по Методике «Чего не хватает на этих рисунках?» [1] дети ЭГ показали, что 8 (53%) ребёнка раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития целостного восприятия предметов. 6 (40%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень развития целостного восприятия. 1 (7%) ребёнок раннего возраста с ЗРР имеет низкий уровень развития целостного восприятия.

Результаты эксперимента по Методике «Чего не хватает на этих рисунках?» дети КГ показали, что 3 (20%) ребёнка раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития целостного восприятия предметов. 11 (73%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень развития целостного восприятия, 1 (7%) ребёнок раннего возраста с ЗРР - низкий уровень развития целостного восприятия.

По данным результатам диагностики экспериментальной и контрольной групп по методике «Чего не хватает на этих рисунках?» можно заметить положительную динамику в экспериментальной группе после формирующего эксперимента. Данные результаты говорят о том, что у детей раннего возраста с ЗРР экспериментальной группы улучшились такие свойства восприятия, как целостность предмета; дети без ошибок и особых трудностей дорисовывали недостающую часть и называли ее, что говорит о том, что у детей в процессе эксперимента обогатился словарный запас.

Результаты эксперимента по Методике «Сложи разрезные картинки» [3] в ЭГ показали, что 13 (87%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития целостного восприятия предметной картинки, 2 (13%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень целостного восприятия предметной картинки. Дети раннего возраста с ЗРР с низким уровнем целостного восприятия предметной картинки по данной методики не диагностировалось.

Результаты эксперимента по Методике «Сложи разрезные картинки» в КГ показали, что 9 (60%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития целостного восприятия предметной картинки, 6 (40%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень восприятия целостности предметной картинки, 1 (7%) ребёнок раннего возраста с ЗРР - низкий уровень развития целостного восприятия предметной картинки.

Анализ результатов по данной методике показывает, что в экспериментальной группе дети раннего возраста с ЗРР в основном имеют высокий уровень восприятия целостности предметной картинки.

Результаты эксперимента по Методике «Выполни команду» [7] в экспериментальной группе показали, что 14 (93%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития слухового восприятия речевых звуков, дети раннего возраста с ЗРР четко выполняли инструкции взрослого. 1 (7%) детей раннего возраста с ЗРР при - средний уровень развития речевых звуков, дети раннего возраста с ЗРР выполняли задания с небольшими ошибками.

Результаты эксперимента по Методике «Выполни команду» в контрольной группе показали, что 9 (60%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития слухового восприятия речевых звуков, дети раннего возраста с ЗРР четко выполняли инструкции взрослого. 5 (33%) детей раннего возраста с ЗРР при -средний уровень развития речевых звуков, дети раннего возраста с ЗРР выполняли задания с небольшими ошибками.

На основании данных диагностики по методике «Выполни команду» можно анализировать, что уровень слухового восприятия речевых звуков в экспериментальной группе улучшился, дети раннего возраста с ЗРР без труда справлялись с предложенным заданием и понимали обращённую к ним речь взрослого.

Результаты эксперимента по Методике «Что звучит?» [8] ЭГ показали, что 11 (73%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень слухового восприятия неречевых звуков, 4 (27%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень слухового восприятия неречевых звуков.

Результаты эксперимента по Методике «Что звучит?» КГ показали, что 5 (33%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень слухового восприятия неречевых звуков, 10 (67%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень слухового восприятия неречевых звуков.

Анализируя результаты по методике «Что звучит?» в экспериментальной и контрольной группах, видим, что в экспериментальной группе показатели лучше, чем в контрольной.

Результаты эксперимента по Методике «Угадай чей звук?» [6] у детей раннего возраста с ЗРР экспериментальной группы показали, что 13 (87%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень слухового восприятия на этапе звукоподражаний. 2 (13%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень слухового восприятия на этапе звукоподражаний.

Результаты эксперимента по Методике «Угадай чей звук?» у детей раннего возраста с ЗРР контрольной группы показали, что 9 (60%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень слухового восприятия на этапе звукоподражаний. 6 (40%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень слухового восприятия на этапе звукоподражания.

На основании диагностики по методики «Угадай чей звук?» в экспериментальной группе дети раннего возраста в основном сами и безошибочно справились с заданием. И результат экспериментальной группы выше чем результат контрольной группы.

По итогам эксперимента нами было выявлено, что по сравнению с констатирующим экспериментом (Рисунок 1) в экспериментальной группе количество детей с очень низким уровнем развития восприятия у детей раннего возраста с ЗРР снизилось на 4%, количество детей с низким уровнем восприятия снизилось на 7%, со средним уровнем восприятия- снизилось на 25%, а с высоким уровнем восприятия- повысилось на 36%.

4%

очень низкий

■ до формирующего эксперимента

■ после формирующего эксперимента

Рисунок 1. Сравнительная таблица результатов экспериментальной группы до и после

формирующего эксперимента

Таким образом, после проведения контрольного эксперимента было выяснено, что результаты изменились (Рисунок 2). В контрольной группе очень низкий уровень развития восприятия у 2 % детей раннего возраста с ЗРР, низкий уровень развития восприятия у 3% детей раннего возраста с ЗРР, средний уровень развития восприятия у 52% детей раннего возраста с ЗРР и высокий уровень развития восприятия у 43% детей раннего возраста с ЗРР. А в экспериментальной группе низкий уровень развития восприятия у 3% детей раннего возраста с ЗРР, средний уровень у 25% детей раннего возраста с ЗРР и высокий уровень развития восприятия у 72% детей раннего возраста с ЗРР.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ ЭГ ИКГ

Рисунок 2. Сравнительная таблица результатов экспериментальной и контрольной группы после

констатирующего эксперимента

Выводы. Полученные результаты подтвердили, что систематические занятия с использованием средств изобразительной деятельности, создание условий для развития детей раннего возраста с ЗРР, учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей раннего возраста с ЗРР положительно повлияли на уровень развития восприятия у детей раннего возраста с ЗРР.

Литература:

1. Белопольская Н. Л. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика (Модификация методики Г. И. Россолимо): Руководство. Изд. 2-е, стереотип. 2008. (Психологический инструментарий)

высокий средний низкий

72%

52%

43%

ГПУ

¿Э70 ■

3% 3% 2%

высокий средний низкий а@1%жзкий

2. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Семаго Н. Я. Семаго М. М. - М: Айрис-пресс, 2005 - 46

3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий - М.: Владос, 2003 - 32 с.

4. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016 - №2.

5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

6. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / А. В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.

7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т. А. Ткаченко. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 32 с.

Психология

УДК: 159.922.762.

кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Малахова Татьяна Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье приведены результаты экспериментального исследования особенностей эмоционального отношения родителей к дошкольникам с задержкой психического развития. Представлена авторская программа изучения эмоционального компонента родительского отношения, приводятся экспериментальные результаты исследования эмоционального отношения родителей, воспитывающих дошкольников с задержкой и нормой психического развития. Анализируются эмоциональные проявления родительского отношения к дошкольникам в контексте психологического типа родителей и характера взаимоотношений между членами семей, воспитывающих дошкольников с задержкой и нормой психического развития.

Ключевые слова: эмоциональное отношение родителей, принятие ребенка, психологический тип родителя, ребенок с задержкой психического развития.

Annotation. The article presents the results of an experimental study of the characteristics of the emotional relationship of parents to preschool children with mental retardation. The author presents the program of studying the emotional component of the parental relationship, presents the experimental results of the study of the emotional relationship of parents raising preschoolers with delay and the norm of mental development. The emotional manifestations of parental attitudes towards preschool children are analyzed in the context of the psychological type of parents and the nature of the relationship between members of families raising preschool children with delay and the rate of mental development.

Keywords: emotional attitude of parents, acceptance of a child, psychological type of parent, child with mental delay.

Введение. Эмоциональный компонент родительского отношения характеризуется интегральным принятием или отвержением ребенка родителем. Принятие и любовь родителей развивают у ребенка чувство безопасности, уверенности и способствуют полноценному развитию личности.

В отечественной психологии вопросы семейного воспитания рассматривались в работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, О. А. Карабановой, А. Г. Лидерс, А. С. Спиваковской и др. [1, 3, 7]. Интерес к проблеме отношений детей и родителей объясняется тем, что для детского развития особую значимость представляет взрослый. На отношения между детьми и родителями существенно влияют тип семьи, стили отношений, позиция взрослых и та роль, которую занимает ребенок в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка [2].

Исследователи не раз обращали внимание на важность изучения семей, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР). Современными исследователями выявлено, что в семьях, которые воспитывают детей с ЗПР, проявляется взаимная связь между стилями родительского воспитания и показателями степени развития эмоционально-личностной сферы детей, а также уровнем эмоциональной привязанности ребенка к родителю [4].

Анализ научной литературы позволяет говорить о наличии эмоционального отвержения или амбивалентного отношения родителя к дошкольнику с ЗПР. Прослеживается односторонняя, щадящая оценка ребенка с ЗПР, его потенциальных возможностей, тенденции к инфантилизации и ограничению контактов ребенка вне семьи [6].

Нарушение детско-родительских взаимоотношений в семье влечёт замедление и отставание темпов развития ребёнка, способствует усугублению уже имеющегося нарушения развития [5]. В настоящее время в системе оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ЗПР, больше внимания уделяется работе с ребёнком. Однако понимание семьи как системы подразумевает, что необходима специальная работа с родителями, как основными воспитателями ребёнка [6].

Изложение основного материала статьи. Нами было предпринято экспериментальное исследование особенностей эмоционального отношения родителей к старшим дошкольникам с ЗПР в сравнении с родителями нормально развивающихся дошкольников. Мы предположили, что родители дошкольников с ЗПР демонстрируют по отношению к ним амбивалентное и индифферентное эмоциональное отношение, тогда как родители нормально развивающихся дошкольников в большей степени склонны к безусловному или условному эмоциональному принятию.

Задачи исследования были сформулированы следующим образом:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.