систематизировать и классифицировать в зависимости от нарушенного звука.
Таким образом, на наш взгляд, использование дидактических игр способствует коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и повышению результативности логопедической работы.
И. Б. Карелина
Классификация задержек речевого развития различного генеза
От года к году число детей, имеющих различные речевые нарушения, значительно увеличивается. За последние 20 лет нами было обследовано 23963 ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет. Из них лишь 31 % имели нормальное речевое развитие и 63 % - различные речевые нарушения, в том числе такие, как дизартрия и алалия, а также 6 % детей имели различные психические и сенсорные нарушения, такие как аутизм, нарушения интеллектуального развития и тугоухость.
Тщательно изучив анамнез этих детей, мы пришли к выводу, что уже на ранних этапах речевого дезонтогенеза можно определить характер речевого нарушения у детей раннего возраста и тип ЗРР.
В классической отечественной логопедии задержка речевого развития определяется как «замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребёнка» (Л.С. Волкова и др.). В настоящее время термин «задержка речевого развития» используется более широко и включает в себя различные нарушения речевого онтогенеза. Поэтому, проанализировав анамнез обследованных детей, мы пришли к выводу, что задержки речевого развития могут быть не только функциональными, но и органическими. Отсюда следует более широкое определение понятия «задержка речевого развития» и необходимость классификации задержек речевого развития в зависимости от структуры нарушения.
По нашему мнению, категория «задержка речевого развития» определяется как нарушение речевого онтогенеза у детей от 1,5 до 3 лет, обусловленное органическими или функциональными причинами. Следовательно, задержки речевого развития можно разделить на функциональные и органические.
К функциональным задержкам речевого развития подойдёт их классическое определение, данное Л.С. Волковой. Они могут быть вызваны неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию речи или соматической недостаточностью, не связанной со значительным поражением центральной
149
нервной системы. Речевой онтогенез у детей с ЗРР функционального характера соответствует речевому онтогенезу в норме. Ребёнок с функциональными задержками речевого развития в своём речевом развитии проходит те же этапы, что и ребёнок в норме, но в более поздние сроки. Начало коррекционной работы или посещение детского сада даёт резкий скачок в речевом развитии. Иногда речь развивается спонтанно.
К органическим задержкам речевого развития, по нашему мнению, необходимо отнести задержки церебрально-органического происхождения, которые впоследствии проявляются как тяжёлые психические и речевые нарушения. К ним относятся алалия, дизартрия, аутизм и интеллектуальные нарушения (ЗПР и У/О), а также они могут быть вызваны центральными нарушениями слуха. При огранических задержках речевого развития нарушается речевой онтогенез в целом. Гуление и лепет появляются в более поздние сроки или вообще могут отсутствовать. Речь ребёнка развивается искажённо. Для общения такие дети используют вокализации и жесты. Коррекционная работа или посещение детского сада не дают нужного эффекта без медикаментозного лечения. В более тяжёлых случаях речь ребёнка практически не развивается. Органические ЗРР могут быть первичного и вторичного характера. Первичные ЗРР могут быть дизартрического или алалического характера. Вторичные ЗРР обусловлены нарушениями психического и умственного развития, а также нарушениями слуха. Они могут быть вызваны аутизмом, ЗПР, интеллектуальными нарушениями и нарушениями слуха.
По нашему мнению, функциональные ЗРР встречаются у 3035 % детей, обследованных нами, органические задержки речевого развития выявлены у 50-55 % обследованных нами детей. Исходя из этого нами были выявлены следующие виды задержек речевого развития:
Функциональные задержки речевого развития (ФЗРР)
Характерным для них является:
1. Задержки речевого развития, обусловленные педагогической запущенностью: гуление и лепет появляются в обычные сроки, но несколько задерживается накопление словаря и появление фразовой речи. Раннее психомоторное развитие обычно соответствует возрасту. Интеллектуальное развитие в норме. С началом коррекционной работы или посещения ДОУ речь быстро развивается. К 44,5 годам могут оставаться нарушения звукопроизношения по типу дислалии или минимальной дизартрии.
2. ЗРР, обусловленная соматической ослабленностью: отмечается нарушение речевого онтогенеза, которое может быть на этапах позднего лепета, первых слов и фразовой речи. В связи с каким-
150
либо соматическим заболеванием на любом из этих этапов ребёнок может некоторое время молчать, после выздоровления речь бурно развивается. Раннее психомоторное и интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. К 4-5 годам может ещё отмечаться нарушенное звукопроизношение по типу дислалии или минимальной дизартрии.
3. ЗРР конституционального характера: все этапы раннего речевого развития ребёнок проходит в более поздние сроки, но впоследствии к 4-5 годам его речевое развитие соответствует возрастной норме, хотя может отмечаться нарушенное звукопроизношение по типу дислалии или минимальной дизартрии. Обычно специальной коррекционной работы для развития речи не требуется, достаточно работы по коррекции звукопроизношения.
Органические задержки речевого развития (ОЗРР)
Представляют неоднородную группу и могут быть обусловлены различными поражениями ЦНС во внутриутробном периоде или во время родов.
1. ЗРР алалического характера (выявлены у 7-8 % детей). У таких детей полностью нарушен речевой онтогенез. Гуление и лепет появляются в более поздние сроки. Гуление появляется после 3 месяцев и носит скудный характер. Ранний лепет появляется в 8-10 месяцев. Поздний лепет после 1 года. Иногда речевое развитие останавливается на этапе раннего лепета и тогда ребёнок к 2 годам для общения использует жесты и вокализации. Его лепет не соотнесён с предметами, действиями или близкими для него людьми. Накопление словаря идёт медленно, словарь в основном пополняется за счёт лепетных слов. Пассивный словарь значительно превышает активный, это создаёт у родителей впечатление, что ребёнок всё знает и понимает, но «ленится говорить». К 3 годам в активном словаре ребёнка может быть не более 50 слов иногда появляется фраза из 2-3 слов. Таким образом, активный словарь и фразовая речь детей с ЗРР алалического характера не соответствует их возрасту.
Раннее моторное развитие обычно соответствует возрасту, но дети гиперактивны и эмоциональны, капризны и плаксивы, так как окружающие их часто не понимают. Интеллектуальное и психическое развитие детей может быть близко к норме. Эта группа детей требует длительной коррекционной работы, поскольку спонтанное развитие речи практически невозможно, а также им необходимо медикаментозное лечение, которое следует начинать как можно раньше.
2. ЗРР дизартрического характера (выявлены у 30-35 % детей). Это наиболее многочисленная и разнообразная группа детей, име-
151
ющих ЗРР. Но все они имеют одни и те же характерные признаки нарушения раннего речевого и моторного развития.
Наиболее частым первым признаком дизартрии у новорожденного является наличие псевдобульбарного синдрома. Это низкая оценка по шкале Апгар, слабость крика или его отсутствие, нарушения сосания и глотания, отсутствие или слабость некоторых врождённых безусловных рефлексов (сосательного, поискового, ладонноротоголовного).
В дальнейшем крик у таких детей остаётся тихим, плохо модулированным, нередко с носовым оттенком, иногда в виде отдельных всхлипываний, которые производятся в момент вдоха.
Дети плохо берут грудь, вяло сосут, иногда молоко вытекает из носа. В тяжёлых случаях дети в первые дни жизни вообще не берут грудь, их кормят через зонд, при этом у них отмечается нарушение глотания (дисфагия). Дыхание у таких детей поверхностное, нередко учащённое и аритмичное.
По мере роста всё больше проявляется недостаточная интонационная выразительность крика и голосовых реакций. Звуки гуления и лепета отличаются однообразием и появляются в более поздние сроки. Первые слова появляются после полутора лет. Накопление словаря идёт медленно. Пассивный словарь преобладает над активным. Понимание обращённой речи не нарушено. Фразовая речь появляется к 3 годам, но она не всегда понятна окружающим, так как нарушена разборчивость речи в зависимости от тяжести дизартрии. Ребёнок длительное время не может жевать, кусать, давится твёрдой пищей, не может пить из чашки.
Врождённые безусловные рефлексы, которые были угнетены в период новорожденности, проявляются в значительной степени, затрудняя развитие произвольной общей и артикуляционной моторики, но раннее моторное развитие обычно бывает благополучным. Дети почти вовремя начинают держать голову, переворачиваться, но иногда долго не могут самостоятельно сидеть, некоторые не умеют ползать, многие начинают ходить после 1 года. Впоследствии родители отмечают у этих детей моторную неловкость, дети быстро устают во время ходьбы, не умеют прыгать, бегать, держать ложку в руке. Интеллектуальное развитие детей обычно соответствует возрасту. В дальнейшем у таких детей отмечаются дизартрические расстройства средней (2) или тяжелой (3-4) степени.
3. ЗРР, обусловленные нарушениями слуха (выявлены у 2,53 % детей). Все дети этой группы имеют ограниченные навыки слухового восприятия. И.В. Королёва по состоянию развития понимания речи и устной речи делит их на две подгруппы:
1. Дети, не использующие устную речь для общения. Они составляют большинство детей раннего возраста. Для общения они
152
используют единственное средство - жесты, крик, гласноподобные и слогоподобные вокализации. Некоторые дети могут повторять за взрослыми по их просьбе отдельные звукоподражания типа «Мяу», «Пи-пи» и др. Они делают это, воспринимая речь слухозрительно. Другая часть детей не произносит никаких звуков, но может повторить артикуляцию взрослого без голоса.
2. Дети с функциональной речью. Они очень ограниченно понимают речь, обычно ситуативную. Их собственная речь представлена отдельными словами, они также используют жесты. После 3 лет могут использовать 2-3-словные фразы с нарушением звукослоговой структуры и аграмматизмами при наличии слухового аппарата и рано начатой слухоречевой работе сурдопедагога.
По нашему мнению, у детей обеих групп можно выделить характерные признаки речевого дизонтогенеза. Это скудные гуление и лепет, которые впоследствии не развиваются, а заменяются вокализациями и жестами. Словарный запас у таких детей практически отсутствует и фразовая речь тоже. Понимание речи ситуативное, словесные инструкции они понимают и выполняют не точно, и только с голоса родителей. Всё это создаёт впечатление у родителей, что ребёнок слышит и понимает, но «не хочет говорить». Раннее психомоторное развитие обычно соответствует возрасту детей, что тоже успокаивает родителей. Интеллектуальное развитие на невербальном уровне обычно соответствует или близко к норме.
4. ЗРР аутического характера (выявлены у 1-1,5 % детей). Это особо характерная задержка речевого развития и прежде всего её коммуникативной функции. Это может проявиться как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и фраз); эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз); длительное отставание в способности правильно использовать в речи личное местоимение «Я», использование речевых штампов. Нарушения коммуникации и трудности социализации не связаны с уровнем интеллектуального развития ребёнка и могут быть как при низких, так и при высоких его показателях. Раннее развитие таких детей может укладываться в параметры нормы, но оно необычно с самого рождения. Особенно явным это становится после первого года жизни: трудно организовать взаимодействие с ребёнком, привлечь его внимание. На первый план выходит заметная задержка речевого развития, которая носит различный характер в зависимости от формы аутизма.
Можно выделить 4 варианта нарушения речи при аутизме:
I - раннее речевое развитие: гуление в 2-5 месяцев, лепет в 57 месяцев, первые слова в 8-12 месяцев, фразы вскоре после слов,
153
но первые слова оторваны от потребностей ребёнка, отсутствуют слова «дай» и «на», слова «мама», «папа», «баба» не являются обращёнными. Также первые слова часто сложны по слоговой структуре, произносятся с утрированной интонацией, все звуки проговариваются чётко. Первые фразы не носят конкретного характера. После 2,5 лет начинается регресс речи. Иногда речь полностью утрачивается, остаются вокализации без обращения и бормотание.
II - раннее речевое развитие сразу идет с задержкой. Гуление после 5 месяцев, лепет к 11 месяцам, первые слова - от 14 месяцев до 3 лет. Эти слова не имеют характера обращений и не соотнесены с предметами и действиями. Обычно это стереотипный набор слов-штампов. Отмечаются стойкие нарушения звукопроизошения, перестановки звуков в словах, замедленный темп речи, бедный словарь. Развитие фразовой речи затруднено, фразы аграмматичны. Местоимение «Я» не используется. Ребёнок говорит о себе во 2 или 3 лице. Речь состоит из набора речевых штампов: цитат из стихов, песен, не связана с окружающей обстановкой, диалог с такими детьми невозможен.
III - раннее речевое развитие ускоренное: первые слова с 8 месяцев, фразы с 12 до 16 месяцев. Быстро растёт словарный запас. Фраза почти сразу становится сложной. Появляется способность к пространственным рассуждениям, взрослым оборотам, заимствованным штампам, употребляемым к месту.
IV - раннее речевое развитие нормальное, но после 2-2,5 лет речевое развитие ребёнка приостанавливается. Речь становится похожей на речь умственно отсталых детей, но пассивный словарь на более высоком уровне.
Кроме речевых выделяют основные клинические симптомы аутизма, характерные для всех вариантов детей с РДА:
1) у новорожденного - отказ принять позу готовности при взятии на руки;
2) непереносимость взгляда в глаза;
3) нарушение сна;
4) резкий страх громких звуков, движущихся объектов, страх изменения обстановки;
5) феномен тождества - желание оставить всё вокруг без изменения;
6) монотонная стереотипность движений и игр;
7) отсутствие выразительных жестов;
8) впечатление хорошего интеллекта;
9) серьёзное выражение лица в присутствии детей, или особенное выражение лица - «лицо принца»;
10) отсутствие контакта с людьми и потребности в общении;
154
11) мутизм;
12) эхолалии в речи;
13) крайняя буквальность в использовании речи;
14) извращённое использование личных местоимений;
15) хорошая механическая память;
16) хорошее физическое здоровье.
V. ЗРР, обусловленная ЗПР (выявлены у 8-9 % детей). Задержка психического развития - это несоответствие уровня психического развития возрасту ребёнка. Задержка психического развития проявляется в нескольких клинико-психологических формах. Она может быть конституционального происхождения - гармонический инфантилизм, соматогенного и психогенного происхождения - психический инфантилизм и цереброорганического генеза - СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Многие психологические особенности ЗПР можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребёнка. Такие дети беспокойны, раздражительны, часто и беспричинно кричат. У них наблюдается нарушение сна и бодрствования, питания. Они плохо засыпают, мало спят, плохо и мало едят. Сенсомоторное развитие идёт с запозданием. Часто у них наблюдается нарушение двигательных способностей: движения не скоординированные, неловкие, неконтролируемые. Дети чрезмерно подвижны и импульсивны. Речевое развитие детей также не соответствует их возрасту: гуление и лепет появляются в более поздние сроки. Первые слова после двух лет. Словарь отличается скудностью и бедностью. Идёт медленное накопление словаря. Фразовая речь появляется к 3 годам. Понимание обращённой речи недостаточное.
VI. ЗРР, обусловленная интеллектуальной недостаточностью (выявлены у 2 % детей). Дети с интеллектуальными нарушениями -это очень полиморфная группа, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоциональноволевой сферы.
Поражение мозговых систем у этих детей возникает на ранних этапах развития или во внутриутробном периоде до полного становления речи, что отражается на её развитии. Эти дети практически здоровы, так как это не болезнь, а состояние, при котором наблюдается стойкое нарушение психического развития. При таком состоянии нарушается речевой онтогенез. Речевое развитие ребёнка идёт искажённо. Все этапы речевого онтогенеза появляются в значительно более поздние сроки и зависят от степени интеллектуального недоразвития, которую очень трудно определить у детей раннего возраста, но некоторые тяжелые пороки умственного и физического развития можно выявить уже в раннем возрасте. К ним
155
относится синдром Дауна, болезнь Метля, Тернера-Шершевского, синдром кошачьего крика и другие пороки генетического или внутриутробного характера, которые вызывают тяжелые расстройства психики и интеллекта.
Поэтому при любых ЗРР необходимы их раннее выявление, тщательное обследование, дифференциальная диагностика и правильная постановка диагноза, а также выбор адекватных методов ранней реабилитации.
Список литературы
1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М., 2003.
2. Карелина И.Б. Факторы риска возникновения речевых нарушений у детей от 0 до 3-х лет и способы их предупреждения. - Ярославль, 2013.
3. Карелина И.Б. Выявление факторов риска и предупреждение речевых нарушений у детей от 0 ло 3 лет [Текст]: Материалы XVIII съезда Оториноларингология России, Том I / И.Б. Карелина. - СПб., 2011.
4. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика задержек речевого развития различного генеза [Текст] / И.Б. Карелина // Логопедия XXI века. Традиции и новации. Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием. РГГУ им. А.И. Герцена. - СПб. - ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2012.
5. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] / И.Б. Карелина // Дефектология. - 1996. - № 5.
6. Карелина, И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными
дизартрическими расстройствами [Текст]: дис. ... канд. пед. наук /
И.Б. Карелина. - М., 2000.
7. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации - СПб., 2009.
8. Никольская О.С., Баянская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи - М., 1997.
Е. А. Карпушкина
Проблемы диагностики речевых нарушений у младших школьников с билингвизмом
Младший школьный возраст является сенситивным для функций, которые обеспечивают дальнейшую самостоятельность и жизнедеятельность в обществе. Для этого периода характерно формирование и развитие учебных мотивов и познавательных потребностей, в младшем школьном возрасте происходит развитие навыков самоконтроля, самооценки, усваиваются социальные нормы. Если же по каким-то причинам этого не происходит, то развитие всех указанных функций и систем в более поздние сроки потребует значительных усилий со стороны учащихся и педагогов. Трудности же обучения на неродном, а иногда и на малознакомом или незна-
156