ЯК Белякова Л.И., Волоскова H.H.
\ U | «Дифференциальные признаки речевого онтогенеза...»
Психология
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ДИЗАРТРИИ
Л.И. Белякова, H.H. Волоскова
Современные психологические исследования многих ведущих ученых обращены к наиболее распространенным и трудно диагностируемым как преклини-ческим, так и клинико-психологическим изменениям и нарушениям у детей и подростков, имеющих «стертые», «неярко выраженные», «легкие», «латентные» расстройства в психическом и физическом развитии (С. А. Беличева, 1995; О.Н.Усанова, 1996). В.В.Ковалев (19731985) и его последователи связывают перечисленные расстройства с нарушением созревания структур и функций головного мозга. Одной из ведущих глобальных причин дизонтогенеза является неблагоприятное влияние среды обитания, которое начинается с внутриутробного периода развития ребенка, обусловливая деструктивное поражающее действие на эмбриональные листки, создавая условия для дисэмбриогенеза, дизонтогенеза, нарушений «внутренней экологии» человека. Перечисленные факторы обусловливают формирование и степень выраженности резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы (Г.Е. Сухарева, 1959; Т.П. Симпсон, 1962; А.Е. Личко, 1985; Г.К. Ушаков, 1987, Ю.С. Шевченко, 1997).
По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10%% имеют врожденную или приобретенную патологию, 4-5%% составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеют стертые наруше-
ния развития. По данным МОПО РФ, 85% детей, а по Ставропольскому краю 78%% (О.А. Ахвердова, 1994) - это дети с нервно-психическими расстройствами, нуждающиеся в помощи медицинского, психологического и/или медико-психологического, коррекционно-педагогического характера.
Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в мировой и отечественной научной литературе. Сложность данной проблемы обоснована неврологической природой речевого расстройства. В отечественной литературе дизартрию принято рассматривать как симптом или остаточные явления детского церебрального паралича (Л.Б. Литвак, 1959; К.А. Семенова, 1968;, Е.М. Мастюкова, 1969-1983; Е.Н. Винарская, 1973; И.И. Панченко, 1979 и
др.).
Вместе с тем в 70-80-е годы появились работы, посвященные дифференциации дислалии (функциональные расстройства речи) и дизартрии (Р.И. Мартынова, 1962-1972; А.В. Мелехова, 1964-1967 и др.), в которых была выявлена промежуточная речевая патология, качественно отличающаяся от дислалии, но и не подходящая по степени выраженности в квалификационную группу дизартрий. Эти нарушения большинство авторов стали называть «стертой формой дизартрии» (Е.Ф. Соботович, 1970-1974;
Л.В.Лопатина, 1989) или «стертой диз-
32/2OO3 шш
Вестник Ставропольского государственного университета |йЦН|
артрией» (А.Н. Корнев, 1994; H.H. Волос-кова, 1996), в последних работах «минимальными проявлениями дизартрии».
Собственные многолетние психолого-педагогические и клинико-психологические исследования и наблюдения, а также опыт ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области знаний этой проблемы позволили определить авторскую позицию: дизартрия -определенный вид речевых нарушений, клинические проявления которого не всегда явно демонстрируют связь с ДЦП. Наши наблюдения показывают, что диз-артрические нарушения речи констатируются у детей, у которых нет явных признаков паралича, у которых психомоторные функции развивались в пределах нормы или с некоторой задержкой.
В русской логопедии и специальной психологии специалисты при изучении проблемы дизартрии сочетают неврологическое, оториноларингологическое, логопедическое и психологическое исследования, используя при этом осциллографию, интонографию, спектрографию, что помогает разобраться в патогенезе дефекта и его дифференциальной диагностике с целью выбора адекватных методов устранения речевой патологии и психологических проблем личности. Комплексная диагностика позволяет найти речевой образец, наиболее чувствительный к рассматриваемому нарушению, на основании чего представляется возможным выделить присущие ему эффекты, проявляющиеся на определенных акустико-фонетических сегментах. Другая область применения указанных методов касается оценки эффективности медикаментозного, психологического, педагогического и иных мер.
При этом русские специалисты преимущество в изучении отдают клиническим признакам основных видов отклонений в психическом развитии - нарушениям речи: 1 - фонетико-фонематические расстройства, проявляющиеся нечеткостью произношения речевого потока, просодическими, интонационными расстройствами; 2 - клиническая (неврологическая) микросимптоматика, характеризующаяся нарушением мышечного тонуса
языка (или отдельных его микромышц), губ, щек, мягкого неба и голосовых складок, мышц лица и шеи, сглаженностью носогубных (одной или обеих) складок; 3 - нарушение движений: особенности темпа, ритма, кинестетической, кинетической и реципрокной координации движений органов артикуляции, дыхания, пальцев рук и общей моторики, характерные син-кинезии.
Изучение онтогенеза развития выявляет не только нарушения темпа развития речи, но и изменение и отсутствие отдельных его этапов. Прослеживаются признаки раннего поражения моторных систем мозга, что характеризуется исчезновением этапа ползания, дети не переворачиваются с живота на спину, встают, но сесть не могут.
Исчезает этап гуления, который знаменует начало развития интонации, эмоционального общения, и появления наиболее легких для артикулирования губных согласных (п, б, м), заднеязычных (г, к, х), связанных с физиологическими актами сосания и глотания.
Изменен по времени (укорочен) этап лепетного языка, существенным признаком которого является локализованность и структуризация слогов. В связи с этим нарушен механизм слогообразования, онтогенетически связанный с ритмическими движениями ребенка, формированием собственно речевой онтогенетической памятью и доречевых вокализаций.
Одним из существенных прогностических дифференциальных признаков дизартрии в раннем возрасте является малое количество звуков и изменение голоса: слабый, сиплый, глухой, истощающийся голос со специфическим неестественно грубым или высоким тембром.
Первые слова появляются поздно (в 1,3-1,5), нет лавинообразного развития речи в сравнении с детьми при нормальном развитии. Известно, что выпадение звеньев той или иной цепочки на более низком уровне онтогенеза непременно приводит к нарушению последующего движения вперед. Так, если в артикуляционной программе отсутствуют переднеязычные смычные, то не появятся в произ-
ш
w S Белякова Л.И., Волоскова H.H.
\ ■ I «Дифференциальные признаки речевого онтогенеза...»
ношении соответствующие им свистящие согласные и тем более шипящие, которые усваиваются на основе последних (В.И. Бельтюков, 1979).
Отсутствие или запаздывание этапа рифмования слов («Аньдюшка - подюш-ка»), а также задержанное формирование элементарной фразовой речи с последующим затрудненным использованием в предложении прилагательных, предлогов и союзов может служить прогностическим признаком дизартрии осложненного гене-за, свидетельствующего о глубоких органических расстройствах не только иннер-вационных путей, но и областей мозга, т.е. сочетанности дизартрических симптомов и алалического компонента речевого нарушения.
Анализ фонетических расстройств при минимальных проявлениях дизартрии позволяет выделить межзубный, губно-губной, боковой и призубный сигматиз-мы. Кроме того, нами выявлена мозаич-ность и сочетанность сигматизмов у одного и того же испытуемого: боковой сиг-матизм шипящих звуков и межзубный сигматизм свистящих звуков и/или меж-зубно-боковой сигматизм свистящих и шипящих звуков. Подобные варианты фонетических нарушений речи указывают на сложные клинические расстройства, коркового генеза.
Любые мозговые нарушения в раннем возрасте, меняют не только речь в рамках имеющейся классификации, к этому присоединяется нарушение языковой системы, которое было обозначено Р.Е. Левиной как недоразвитие речи разной степени выраженности. По нашему мнению, поскольку ранняя речевая патология имеет комбинированный характер: нарушения темпа развития речи, клинические симптомы, языковые нарушения, то необходимо в диагнозе «Минимальные проявления дизартрии» учитывать не только клиническую диагностику, но также уровень речевого развития.
Неблагополучное состояние устной речи и моторной сферы этой группы детей, как правило, отражается на письменной речи, сензитивный период которой приходится на 7 - 17 летний возраст. Ана-
лиз ошибок письма позволяет констатировать корреляцию с фонематической и фонетической недостаточностью в устной речи (р<0,01). Статистически достоверно преобладают ошибки письма, связанные с несформированностью анализа структуры предложения (23,5%) в виде слитного написания слов в предложении в 51%% случаев, слитного написания предлога со словом в 43,6%%; каллиграфические ошибки (23,2%); ошибки оптического характера в виде смешения букв по оптическому сходству (87%) и элементов зеркального письма (зеркального изображения букв и элементов букв (12%), ошибки письма, связанные с недостаточностью фонематического анализа (13%).
Анализ механизма ошибок письма, вероятнее всего, заключается в достоверной корреляции (р<0,01) данной группы ошибок с просодическими, интонационными нарушениями устной речи и в недостаточности установления межанализаторного взаимодействия. Механизм каллиграфических трудностей детерминирован недостаточностью развития моторной сферы и моторно-слухового и двигатель-но-зрительного взаимодействия. Механизм оптических ошибок, очевидно, связан с преимущественной недостаточностью перекодирования информации из слуховой в зрительную и из зрительной в двигательную, т.е. слухо-зрительно-двигательного взаимодействия.
Таким образом, одним из дифференциальных признаков минимального проявления дизартрии в младшем школьном возрасте является неполноценная интеграция разномодальной перцептивной информации, что является, вероятнее всего, результатом первичного, часто временного недоразвития межсенсорных связей, т.к. не сочетается с недостаточностью анализа информации внутри отдельных анализаторов.
Наши исследования показывают, что любое раннее нарушение иннервации детерминирует этапы и содержание этапов развития речи.
Анализ результатов исследования письменной речи подтвердил трудности, возникающие при выполнении самостоя-
32/2OO3
Вестник Ставропольского государственного университета
ira
тельных работ (репродуцированного и инициированного текста, т.е. изложения и сочинения). Обследуемые допускали широкий диапазон ошибок письма - дисгра-фические и дизорфографические, дис-праксические трудности. У 50% испытуемых ошибки относились к формально-грамматической структуре предложения с недостаточно последовательным изложением. Выявлена обратно пропорциональная зависимость: если обследуемый концентрировал свое внимание на каллиграфии, то в значительной мере страдало программирование письменных фраз и наоборот.
В то же время трудности каллиграфии, темпа и ритма письма указывают на конституциональную недостаточность формирования автоматизации действий при письме. Подчеркивая ту или иную степень относительной заторможенности коркового очага, регулирующего автоматизированное действие. Выполнение сложных речевых задач и переход от неспешного выписывания букв в начальных классах к скорописи самостоятельного письменного высказывания приводит к большому числу ошибок, расширению их диапазона и ухудшению состояния графо-моторных навыков, что указывает на несостоятельность адаптационных психобиологических механизмов данного контингента исследуемых. Следует подчеркнуть, что неврологическая микросимптоматика в виде изменений мышечного тонуса, не резко выраженных нарушений координации движений, недостаточности дифференцированной моторики пальцев рук, общего и орального праксиса, асимметрий лица, синкинезий сочетались с личностными, поведенческими, неврозо-подобными, психопатоподобными расстройствами. Перечисленные симптомы психического дизонтогенеза и дезадаптации указывают на возможность аномальной личностной изменчивости, детерминированной конституционально-типологической недостаточностью ЦНС, высшей нервной деятельности и/или личности (О.А. Ахвердова, 1998; И.В. Боев, O.A., 1999; Н.Н. Волоскова, 2001).
С нашей точки зрения, одним из необходимых условий успешного перехода от этапа обучения письму к этапу реализации письменной речи является полная сформированность графо-моторной компетенции. Для обследуемых данной группы детей этот переход требует постепенности и поэтапности в автоматизации графо-моторных навыков, в отличие от представителей психологической нормы.
Выявленная симптоматика требует комплексного воздействия специалистов: логопеда, психолога, клинического психолога, психотерапевта, способных оказать психопрофилактическую, психокор-рекционную и психотерапевтическую помощь как можно раньше, с дошкольного возраста.
Таким образом, дети и подростки с минимальными проявлениями дизартрии составляют группу с признаками конституционально-типологической органической недостаточности высшей нервной деятельности и/или личности, приводя, в конечном итоге, к ограничению практических навыков и умений, коррелирующих с проблемами психологического характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахвердова O.A. Личностно-характероло-гический континуум современного подростка: Автореф. дис... д-ра психол. наук. - М, ¡998. - С. 4.
2. Бельтюков В.И. Программа овладения детьми произношением звуков речи (К вопросу о соотношении социальных и биологических факторов) //Вопросы психологии. - ¡979.
- № 4. -С. 65-77.
3. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. - Ставрополь, ¡996.
4. Волоскова H.H. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов:Дис.. канд. пед. наук. -М, ¡996.
5. Волоскова H.H. Аномальная личностная изменчивость органического происхождения.
- Ставрополь, 2OO1. - С. ¡31-138.
6. бКовалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. -М, ¡985. - С. 55-86.
1 1 ■
\ —
Белякова Л.И., Волоскова Н.Н.
«Дифференциальные признаки речевого онтогенеза...»
7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. -М, 1995. - С. 87-99.
8. Корн ев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. -СПб., 1997. - С. 27-33.
9. Соботович Е. Ф. Принципы1 дифференцированной работы1 по устранению недостатков фонематического развития у детей с неправильным произношением // Материалы1 VI научной сессии по дефектологии. - М, 1971. -С. 47-52.
10. .Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - М, 1955. - Т. 1.
11. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. -Л., 1985.-С. 168-179.
12. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М, 1987. - С. 97101.
13. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподоб-ным синдромом: Практическое руководство для врачей и психологов. - М.: РМАПО, 1997. - С. 26-31.
Об авторах
Белякова Лидия Ивановна, профессор, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой логопедии Московского педагогического государственного университета, член международного общества по проблеме заикания, имеет более 100 научных работ, в том числе учебников, учебных пособий по проблемам исследования и коррекции тяжелых нарушений речи.
Волоскова Наталья Николаевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, заведующая межвузовской лабораторией экспериментальной психологии Ставропольского государственного университета, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги, имеет более 60 научных работ, посвященных психологии детей и подростков с речевой патологией, феноменологии психологических изменений в конституционально-типо-логическом личностном континууме, психокоррекции аномальной личностной изменчивости органического происхождения.