Научная статья на тему 'Особенности восприятия детей раннего возраста с задержкой речевого развития'

Особенности восприятия детей раннего возраста с задержкой речевого развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1154
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / РЕБЕНОК С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / РЕБЁНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PERCEPTION / CHILD WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT / EARLY CHILDHOOD / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Гунько Ольга Александровна

В исследовании рассматриваются особенности развития восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в сравнении со сверстниками с нормальным развитием речи. В статье представлены результаты диагностики, подтверждающие наличие у старших дошкольников с ЗРР более низкого уровня активности восприятия, недостаточной его целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпушкина Наталья Викторовна, Гунько Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PERCEPTION OF CHILDREN OF EARLY AGE WITH DELAY OF SPEECH DEVELOPMENT

This study examines the features and level of perception in young children with delayed speech development. This article discusses the level of perception in young children with delayed speech development. The article also provides examples of how the features of perception of young children revealed as a result of ascertaining experiment affected their speech development.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия детей раннего возраста с задержкой речевого развития»

Психология

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Гунько Ольга Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация. В исследовании рассматриваются особенности развития восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в сравнении со сверстниками с нормальным развитием речи. В статье представлены результаты диагностики, подтверждающие наличие у старших дошкольников с ЗРР более низкого уровня активности восприятия, недостаточной его целостности.

Ключевые слова: восприятие, ребенок с задержкой речевого развития, ребёнок раннего возраста, дошкольный возраст.

Annotation. This study examines the features and level of perception in young children with delayed speech development. This article discusses the level of perception in young children with delayed speech development. The article also provides examples of how the features of perception of young children revealed as a result of ascertaining experiment affected their speech development.

Keywords: perception, child with delayed speech development, early childhood, preschool age.

Введение. На протяжении нескольких десятилетий проблема взаимосвязи речевого развития и уровня развития восприятия является объектом внимания многих исследователей. Данной проблемой занимались ведущие учёные в области психологии и педагогики: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.

Г.Л. Розенгард-Пупко (1963) экспериментально показала, как протекает восприятие одних и тех же предметов у ребенка раннего возраста в зависимости от владения им речью. По ее мнению, сравнение на основе анализа и выделения в объекте существенного - вне речи не существует [4, 35 с.].

Так же З.А. Репина и О.П. Криницкая пишут о том, что слово выделяет в предмете существенное, повышает различительную способность восприятия, способствует развитию обобщенного отражения однородных качеств [4, 35 c.].

Так по мнению М.И. Лынской, у некоторой части детей недоразвитие речи вызвано недостаточностью представлений о целостном образе предмета [3, 132 c.].

Т.А. Соколовская в своей работе указывает на то, что развитие слухового восприятия является источником накопления словарного запаса, что расширяет возможности речевого общения. Речевое общение, в свою очередь, способствует накоплению словарного запаса, речевому и общему равитию детей [7, 92 с.].

Восприятие - первая ступень в познание мира, развивающаяся речь опирается именно на эту базу. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, свойств и отношений, делает их более четкими, систематизированными и обобщенными. На этом и основано развитие восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л.С. Выготского, «... все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия».

Экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида «Детский сад № 115» и в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 84» города Владимир. Оно проводилось в первых и младших группах детских садов. В эксперименте участвовало 60 детей в возрасте от 2 до 3 лет, из которых, исходя из логопедического обследования и заключения медицинских специалистов, были выбраны 30 детей с ЗРР и 30 детей с нормой речевого и психического развития.

Цель экспериментальной работы - выявить уровень развития восприятия у детей раннего возраста с ЗРР.

В соответствии с целью были выделены следующие задачи:

• определить уровень развития восприятия;

• подобрать и апробировать систему методик для выявления уровня развития восприятия у детей раннего возраста с ЗРР;

• выявить особенности восприятия у детей раннего возраста с ЗРР;

• сделать обобщающие выводы об особенностях восприятия у детей раннего возраста с ЗРР.

Для проведения констатирующего эксперимента были отобраны ряд методик, с помощью которых выявили уровень развития восприятия детей раннего возраста с ЗРР. Методики предъявлялись детям в первой половине дня после проведения подгрупповых занятий, индивидуально, последовательно.

В ходе констатирующего эксперимента использовались следующие методики, направленные на изучение зрительного и слухового восприятия:

Методика 1: «Доски Сегена» [5, 62с]

Методика 2: «Узнавание перечеркнутых изображений» (Семаго Н.Я, Семаго М.М.).

Методика 3: «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)» Семаго Н.Я, Семаго М.М..

Методика 4: «Чего не хватает на этих рисунках?» (Г.И. Россолимо) [1].

Методика 5: «Сложи разрезные картинки» [2, 23 с.].

Методика 6: «Выполни команду».

Методика 4: «Что звучит?» (модифицированный вариант методики развития фонематического восприятия Т. А. Ткаченко) [8].

Методика 5: «Угадай, чей звук» [6].

Изложение основного материала статьи. В ходе исследования по методике «Доски Сегена». было выявлено, что 15 (50%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития целостного восприятия, дети самостоятельно справились с заданием и с первого раза поняли инструкцию взрослого. 10 (33%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень развития целостного восприятия, 2 (7%) ребёнка раннего возраста с ЗРР - ниже среднего развития целостного восприятия, 3 (10%) ребёнка раннего возраста с ЗРР - низкий развития целостного восприятия, дети раннего возраста. Эти дети смогли справиться с заданием только после помощи взрослого, который показал им, как стоит выполнять данное задание. По данным исследования видно, что у некоторых детей раннего возраста с ЗРР недостаточно развито целостное восприятие. Дети раннего возраста с ЗРР в отличии от детей с нормой речевого развития не могли сопоставить форму и цвет предмета, замедленность при выполнении задания.

Методика "Доски Сегена"

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

высокий уровень средний уровень ниже среднего низкий уровень

уровня

Рисунок 1. Результаты исследования восприятия дошкольников с ЗРР по методике «Доски

Сегена»

В ходе исследования по методике «Узнавание перечеркнутых изображений» было выявлено, что 8 (27%) детей раннего возраста с ЗРР - высокий уровень развития устойчивости зрительного образа предмета, дети самостоятельно справились с заданием, назвали все нарисованные предметы 19 (63%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень, дети при незначительной помощи взрослого смогли назвать предметы на картинки. 3 (10%) ребёнка раннего возраста с ЗРР имеют низкий уровень развития устойчивости зрительного образа предмета, дети не могли назвать предметы даже при помощи взрослого.

Таким образом, обнаружено, что дети раннего возраста с ЗРР не могли выделить особенности пространственных отношений предметов друг к другу.

Методика "Узнавание перечёркнутых изображенией"

80% 00% 40% 20% 0%

высокий уровень средний уровень низкий уровень

Рисунок 2. Результаты исследования восприятия дошкольников с ЗРР по методике «Узнавание

перечеркнутых изображений»

Результаты эксперимента по методике «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)» показали, что 3 (10%) ребёнка раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития восприятия формы предмета. Испытуемые, имеющие высокий уровень развития восприятия справились с заданием самостоятельно, без помощи взрослого. 24 (80%) ребёнка раннего возраста с ЗРР - средний уровень развития восприятия формы предмета. При заполнении бланков с ответами испытуемые практически не отвлекались, были сосредоточены на выполнении данного задания, но в процессе выполнения задания были допущены незначительные ошибки. Испытуемые 3 (10%) ребёнка раннего возраста с ЗРР показали низкий уровень развития восприятия формы предмета. Выполняя методику испытуемые не были заинтересованы в выполнении задания, часто отвлекались, допускали ошибки. По данным исследования можно проанализировать, что у большинства детей не развито восприятие формы предмета. При выполнении этой методики было замечено, что дети раннего возраста с ЗРР в сравнении с детьми раннего возраста с нормой речевого развития затруднялись в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе.

Методика "Узнавание наложенных изображений"

100% 80% 60% 40%

20% 0%

высокий уровень

Рисунок 3. Результаты исследования восприятия дошкольников с ЗРР по методике «Узнавание

наложенных изображений»

Результаты эксперимента по методике «Чего не хватает на этих рисунках?» показали, что 4 (13%) ребёнка раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития целостного восприятия предметов, дети раннего возраста с ЗРР сами показывали и называли недостающие предметы без опоры на картинки. 21 (38%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень развития целостного восприятия, дети не отвлекались, внимательно слушали исследователя, очень мало допускали ошибок. 5 (39%) детей раннего возраста с ЗРР -низкий уровень развития целостного восприятия, дети раннего возраста с ЗРР этого уровня развития могли показать, но не назвать отдельные предметы как на сюжетных картинках, так и на опорной карточке. И 3 (10%) ребёнка раннего возраста с ЗРР - очень низкий уровень развития целостного восприятия, дети раннего возраста с ЗРР не понимали смысла задания и не проявляли интереса к заданию. При выполнении этой методики дети раннего возраста с ЗРР в отличии от детей нормы речевого развития с трудом формировали целостный образ предмета на картинке, сложность вызвана была строением целого образа предмета.

Методика "Него не хватает на этих рисунках?"

.11.

высокий уровень средний уровень низкий уровень очень низкий

уровень

Рисунок 4. Результаты исследования восприятия дошкольников с ЗРР по методике «Чего не

хватает на рисунках?»

Результаты эксперимента по Методике «Сложи разрезные картинки» показали, что 17 (57%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития целостного восприятия предметной картинки, 10 (33%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень восприятия предметной картинки, 3 (10%) ребёнка раннего возраста с ЗРР - низкий уровень развития целостного восприятия предметной картинки. Дети раннего возраста с высоким уровнем целостного восприятия предметной картинки без помощи взрослого справились с предложенным заданием, при выполнении сами озвучивали свои действия и средним уровнем развития целостного восприятия предметной картинки выполняли задания с помощью взрослого и опорой на картинку. Дети раннего возраста с ЗРР выполняли задание хаотично, с недостаточной точностью. Даже при предъявлении опорной картинки, испытуемые не анализировали предложенный объект, фиксировали внимание на видимых сходствах.

45% 40%

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Методика "Сложи разрезные картинки"

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

высокий уровень средний уровень низкий уровень

Рисунок 5. Результаты исследования восприятия дошкольников с ЗРР по методике «Разрезные

картинки»

Результаты эксперимента по методике «Выполни команду» показали, что 18 (60%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития слухового восприятия речевых звуков, дети раннего возраста с ЗРР четко выполняли инструкции взрослого. 9 (30%) детей раннего возраста с ЗРР при - средний уровень развития речевых звуков, дети раннего возраста с ЗРР выполняли задания с небольшими ошибками, 3 детей (10%) - низкий уровень развития, дети раннего возраста с ЗРР не понимали словесные инструкции взрослых и только при помощи взрослого выполняли данное задание. У испытуемых замечено снижение скорости восприятия словесных инструкций. Дети раннего возраста с ЗРР путали предложенные им команды, что связано с не осмыслением полученной информации от взрослого.

I ■

Рисунок 6. Результаты исследования восприятия дошкольников с ЗРР по методике «Выполни

команду»

Результаты эксперимента по Методике «Что звучит?» показали, что 8 (27%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития слухового восприятия неречевых звуков, 19 (63%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень, 3 (10%) ребёнка раннего возраста с ЗРР - низкий уровень. По данным исследования видно, что в основном у детей раннего возраста с ЗРР недостаточно развит слуховое восприятие неречевых звуков, что связано с тем, что испытуемые не могли запомнить источник звука и назвать его.

Рисунок 7. Результаты исследования восприятия дошкольников с ЗРР по методике «Что звучит?»

Результаты эксперимента по Методике «Угадай чей звук?» показали, что 25 (83%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития слухового восприятия на этапе звукоподражаний, дети без ошибочно и без помощи взрослого справились с заданием. 9 (30%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень развития, у детей недостаточно развито слуховое восприятие, дети затруднялись в ответе, когда слышали звуки и 3 (10%) ребёнка раннего возраста с ЗРР - низкий уровень, дети не понимали инструкцию взрослого, не могли назвать и показать на картинке источник звука.

100% 80% 60% 40% Методика "Угадай чей звук?"

20% 0%

_

высокий уровень средний уровень низкий уровень

Рисунок 7. Результаты исследования восприятия дошкольников с ЗРР по методике «Угадай, чей

звук»

Выводы. Таким образом в ходе констатирующего эксперимента, нами были выделены уровни развития восприятия у детей раннего возраста с ЗРР и найдены аспекты коррекционной работы по развитию восприятия. Результаты эксперимента показали, что у детей раннего возраста с задержкой речевого развития восприятие находится в основном на среднем уровне развития. У детей с ЗРР страдает восприятие предмета, целостность восприятия предметов.

Литература:

1. Белопольская Н. Л. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика (Модификация методики Г. И. Россолимо): Руководство. Изд. 2-е, стереотип. 2008. (Психологический инструментарий)

2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий - М.: Владос, 2003 - 32 с.

3. Лынская, М.И. Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающими алалией [Текст] / М.И. Лынская // Проблемы современного образования. - 2013. - №2. - с. 132-140

4. Репина З.А. Криницкая О.И. Особенности сенсомоторного и речевого развития детей раннего возраста с нарушением зрения и задержкой речевого развития. [Текст] / З.А. Репина, О.И. Криницкая // Специальное образование - 2010 - №2 - с. 34-43

5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

6. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / А. В. Семенович. - М. : Академия, 2002. - 232 с.

7. Соколовская Т.А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации [Текст] / Т.А. Соколовская // Специальное образование. - 2013. - №2 - с. 91-97

8. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т. А. Ткаченко. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 32 с.

Психология

УДК: 159.922.

кандидат психологических наук,доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Кобзева Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье представлены теоретико-методологические подходы к определению эмоционального интеллекта в психологии. Обозначены факторы влияющие на его формирование и развитие. Определены доминирующие компоненты эмоционального интеллекта у подростков. Полученные результаты позволяют проанализировать специфику эмоционального развития в подростковом возрасте.

Ключевые слова: подростковый возраст, эмоции, понимание и управление эмоциями, эмоциональный интеллект, виды эмоционального интеллекта.

An^tatton. The article presents theoretical and methodological approaches to the definition of emotional intelligence in psychology. The factors influencing its formation and development are designated. The dominating components of emotional intelligence in adolescents are determined. The results allow us to analyze the specifics of emotional development in adolescence.

Keywords: adolescence, emotions, understanding and managing emotions, emotional intelligence, types of emotional intelligence.

Введение. Эмоциональный интеллект — один из источников психического развития, способствующих успешному формированию личности и обеспечивающий её гармоничное интеллектуальное и социальное развитие. Он позволяет человеку ориентироваться на партнера по общению и учитывать его эмоциональные состояния при взаимодействии, регулирует социальную дистанцию, потребности, деятельность, конфликты и выступает самым ранним средством адаптации человека в социуме.

Подростковый возраст — наиболее трудный период эмоционального развития, вершина эмоциональной напряженности и тревожности (П.М. Якобсон, Ш. Бюлер). Качественные преобразования, происходящие в это время заставляют подростков искать не только исчерпывающие ответы на уже поставленные предшественниками вопросы, но и формулировать новые исследовательские цели [51.

Поэтому знание специфики эмоционального интеллекта в подростковом возрасте будет способствовать формированию адекватной системы отношений субъекта в социальной действительности, а также его оптимальной социальной адаптации.

Изложение основного материала статьи. Способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека формируется в раннем и дошкольном возрасте в процессе взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, затем со сверстниками. К младшему школьному возрасту дети способны распознавать и отличать такие характеристики эмоциональных состояний, как силу и интенсивность, что позволяет им расширить диапазон эмоционального опыта и предвосхищать события, связанные с более сильными эмоциями. В подростковом возрасте происходить формирование способности регулирования собственных эмоций, выстраивания своего поведения и взаимодействия с социумом на основе «чтения» психических состояний окружающих.

Термин эмоциональный интеллект в психологию ввели Дж. Мейер и П. Сэловей в 1990 году, определив его как компонент социального интеллекта, включающий способность отслеживать собственные чувства и чувства других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями [1]. Однако в научную терминологию этот феном ввел Д. Гоулман, который считает, что эмоциональный интеллект — это совокупность факторов, которые позволяют личности чувствовать, мотивировать себя, регулировать настроение, контролировать импульсивные проявления, удерживать от фрустрации и, таким образом, добиваться успеха в повседневной жизни [21.

На современном этапе развития психологии эмоциональный интеллект, с одной стороны, является компонентом социального интеллекта и включает в себя способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающих людей, использовать полученную информацию для управления определённой деятельностью, с другой стороны, своеобразный тип обработки эмоциональной информации, включающий точное распознание собственных эмоций, эмоций других людей, адекватное выражение эмоций, а также регуляцию своих эмоций для того, чтобы вести более эффективный образ жизни. Кроме этого эмоциональный интеллект способствует успеху человека в жизни, так как способствует самопознанию и эмоциональной саморегуляции, умению выражать свои чувства и принимать их у других [31.

Необходимо отметить, что эмоциональный интеллект формируются в течение всей жизни под влияем эмоциональности человека, представлений об эмоциях и когнитивных способностей (Д.В. Люсин) [61. В его структуре можно выделить два аспекта: внутриличностный (активность, гибкость, заинтересованность, мотивация достижения, оптимизм, осознание своих чувств, ответственность, открытость новому опыту, самоконтроль, самооценка, терпимость, уверенность в себе) и межличностный (коммуникабельность, открытость, способность адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, способность учитывать и развивать интересы другого человека, уважение к людям, умение работать в команде, эмпатия) [91.

Необходимый баланс эмоций необходим для психического здоровья человека, поэтому важно, чтобы не только уметь проявлять эмоции в процессе определенного действия , но и не бояться появления отрицательных эмоций [41.

Исследование эмоционального интеллекта проводилось в 2017/2018 учебном году на базе образовательных организаций г. Мурманска. В нём приняли участие 76 респондентов в возрасте 13-14 лет, обучающихся по программе «Школа России».

Психологическая диагностика эмоционального интеллекта проводилась с помощью методика «ЭмИн» (Люсина Д.В.) [71 и методики «Эмоциональный интеллект» (Холл Н.) [81. Выбранные методики позволяют рассмотреть специфику эмоционального интеллекта с позиций деятельностного подхода, так как рассматривают индивида и условия его существования через призму познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.