Научная статья на тему 'Особенности проявления эмоционального выгорания у инструкторов по фитнесу'

Особенности проявления эмоционального выгорания у инструкторов по фитнесу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
315
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СТРЕСС-ФАКТОР / ИНСТРУКТОР ПО ФИТНЕСУ / ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ПЕДАГОГИКА / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / STRESS FACTOR / FITNESS INSTRUCTOR / PHYSICAL EDUCATION INSTRUCTOR / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Караулова Стела Николаевна, Ольшанская Светлана Алексеевна

В предлагаемой статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту с целью поиска решений для повышения их профессиональной компетентности. Проведенный анализ специфики деятельности инструктора по фитнесу в бизнес среде и инструктора по физической культуре в педагогической сфере показал необходимость психологического сопровождения в профессиональной деятельности инструкторов по фитнесу в бизнес среде, в связи с тем, что выявленный уровень эмоционального выгорания достоверно выше у этих специалистов (составляет на стадии напряжения: 52,9±11,5* и 43,6±13,7, на стадии истощения 57,7±15,7* и 48,8±10,01 соответственно). Определение уровня эмоционального выгорания и поиск стресс-факторов определил принципиально различные стороны деятельности данных специалистов, которые заключаются в том, что необходимость освоения новых форм и методов построения взаимодействия с клиентами, коллегами, руководством значительно повышает воздействие стресс-факторов на профессиональную деятельность, приводя к эмоциональному выгоранию за небольшой промежуток времени, составляющий 4-5 лет. Испытывая постоянные нагрузки как физического, так и психологического характера, инструкторы по фитнесу, пытаясь с ними справиться, пытаются переходить из одного клуба в другой, при этом получают дополнительный стресс в виде необходимости адаптации к новым условиям трудовой деятельности, новым сотрудникам и руководству, что приводит к тому, что они все чаще чувствуют усталость, становятся раздражительными, снижается их эффективность труда, возникают конфликтные ситуации, приводящие к уходу и/или изоляции. Самостоятельно справляясь с издержками профессии, инструкторы по фитнесу в итоге разочаровываются и уходят из профессии. Авторы, изучив особенности эмоционального выгорания специалистов фитнес индустрии, приходят к интересным выводам, что психологическое сопровождение деятельности молодого специалиста в фитнес индустрии в бизнесе способствует их конструктивному входу, адаптации и успешной деятельности в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Караулова Стела Николаевна, Ольшанская Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EMOTIONAL BURNOUT OF FITNESS INSTRUCTORS

This article reviews peculiarities of professional training of specialists in physical education and sport in order to find solutions to improve their professional expertise. The analysis of a specific activity of a fitness instructor in the business environment and a physical education instructor in the pedagogical sphere showed a need for psychological assistance in professional occupation of fitness instructors in the business environment due to the fact that a level of an emotional burnout was found significantly lower by them (at the stress stage is equal to 52,9±11,5* and 43,6±13,7, at the exhaustion stage: 57,7±15,7* and 48,8±10,01, respectively). Determination of the emotional burnout level and stress factors outlined essentially different aspects of activity of these specialists that consist in the following: a necessity to learn new forms and methods of building interaction with clients, colleagues, and executives considerably enhances an impact of stress factors on professional occupation and leads to the emotional burnout in a short period of time 4-5 years. When fitness instructors continually suffer from both physical and psychological stresses and try to handle them, they change fitness clubs. In the meanwhile, they receive additional stress in the form of a necessity to adjust to new working conditions, colleagues and administration, which results in a frequent sense of fatigue, irritability, decreased labour productivity, a rise of conflicts leading to quitting a job or isolation. When fitness instructors manage occupational hazards on their own, they eventually feel disappointed and quit their job. Having studied features of the emotional burnout by specialists in the fitness industry, the authors come to conclusions that psychological assistance of a young professional occupied in the fitness industry in business facilitates their positive commencement of work, adaptation, and successful experience in the career.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления эмоционального выгорания у инструкторов по фитнесу»

2. Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя / А.Д. Алферов // Вопросы психологии. - 1999. - №4

3. Барбашова Л.И. Развитие профессиональной компетентности учителя как фактор проявления его ценностно-смысловой ориентации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №63-2. - С. 25-31

4. Вербицкий А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. - М.: Логос, 2011. - 288 с.

5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

6. Деркач А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А.А. Деркая, Е.В. Селезнева. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 496 с.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста, 2004. - 42 с.

8. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. Столица. - 2006. - №2. - С. 18-21

9. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003

10. Лаврентьева И.В. Социально-психологические детерминанты профессиональной компетентности будущих социальных работников: автореф. дисс. канд. ... психол.н.: 19.00.05. - Москва, 2013. - 27 с.

11. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

12. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - №3. - С. 79-86

13. Неустроева А.Н. Компетентность как интегральная характеристика современного педагога / А.Н. Неустроева // Философия образования. - 2011. - Т.34. - №1. - С. 122-129

14. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

15. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

16. Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf

17. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 2000. - 278 с.

18. Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/

19. Филиппова Г.Л. Профессиональная компетентность педагога в контексте научных подходов / Г.Л. Филиппова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №5. - С. 48 - 52

20. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования. Сборник ИОСО РАО. - М.: ИОРСО РАО, 2002 - 139 с.

21. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. - М.: Университетская книга, 2010. - 320 с.

Психология

УДК 796.01:159.9

аспирантка Караулова Стела Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент Ольшанская Светлана Алексеевна

Автономная некоммерческая образовательная организация «Кубанский социально-экономический институт» (г. Краснодар)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ИНСТРУКТОРОВ ПО

ФИТНЕСУ

Аннотация. В предлагаемой статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту с целью поиска решений для повышения их профессиональной компетентности. Проведенный анализ специфики деятельности инструктора по фитнесу в бизнес среде и инструктора по физической культуре в педагогической сфере показал необходимость психологического сопровождения в профессиональной деятельности инструкторов по фитнесу в бизнес среде, в связи с тем, что выявленный уровень эмоционального выгорания достоверно выше у этих специалистов (составляет на стадии напряжения: 52,9±11,5* и 43,6±13,7, на стадии истощения 57,7±15,7* и 48,8±10,01 соответственно). Определение уровня эмоционального выгорания и поиск стресс-факторов определил принципиально различные стороны деятельности данных специалистов, которые заключаются в том, что необходимость освоения новых форм и методов построения взаимодействия с клиентами, коллегами, руководством значительно повышает воздействие стресс-факторов на профессиональную деятельность, приводя к эмоциональному выгоранию за небольшой промежуток времени, составляющий 4-5 лет. Испытывая постоянные нагрузки как физического, так и психологического характера, инструкторы по фитнесу, пытаясь с ними справиться, пытаются переходить из одного клуба в другой, при этом получают дополнительный стресс в виде необходимости адаптации к новым условиям трудовой деятельности, новым сотрудникам и руководству, что приводит к тому, что они все чаще чувствуют усталость, становятся раздражительными, снижается их эффективность труда, возникают конфликтные ситуации, приводящие к уходу и/или изоляции. Самостоятельно справляясь с издержками профессии, инструкторы по фитнесу в итоге разочаровываются и уходят из профессии. Авторы, изучив особенности эмоционального выгорания специалистов фитнес индустрии, приходят к интересным выводам, что психологическое сопровождение

деятельности молодого специалиста в фитнес индустрии в бизнесе способствует их конструктивному входу, адаптации и успешной деятельности в профессии.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, стресс-фактор, инструктор по фитнесу, инструктор по физической культуре, педагогика.

Annotation. This article reviews peculiarities of professional training of specialists in physical education and sport in order to find solutions to improve their professional expertise. The analysis of a specific activity of a fitness instructor in the business environment and a physical education instructor in the pedagogical sphere showed a need for psychological assistance in professional occupation of fitness instructors in the business environment due to the fact that a level of an emotional burnout was found significantly lower by them (at the stress stage is equal to 52,9±11,5* and 43,6±13,7, at the exhaustion stage: 57,7±15,7* and 48,8±10,01, respectively). Determination of the emotional burnout level and stress factors outlined essentially different aspects of activity of these specialists that consist in the following: a necessity to learn new forms and methods of building interaction with clients, colleagues, and executives considerably enhances an impact of stress factors on professional occupation and leads to the emotional burnout in a short period of time - 4-5 years. When fitness instructors continually suffer from both physical and psychological stresses and try to handle them, they change fitness clubs. In the meanwhile, they receive additional stress in the form of a necessity to adjust to new working conditions, colleagues and administration, which results in a frequent sense of fatigue, irritability, decreased labour productivity, a rise of conflicts leading to quitting a job or isolation. When fitness instructors manage occupational hazards on their own, they eventually feel disappointed and quit their job. Having studied features of the emotional burnout by specialists in the fitness industry, the authors come to conclusions that psychological assistance of a young professional occupied in the fitness industry in business facilitates their positive commencement of work, adaptation, and successful experience in the career.

Keywords: emotional burnout syndrome, stress factor, fitness instructor, physical education instructor, pedagogy.

Введение. На протяжении уже нескольких десятилетий проблема изучения стрессов и развития стрессоустойчивости интересна и актуальна, так как практически каждый человек неизбежно сталкивался с ней, однако, не смотря на ее изученность и понимание, пытается по-своему избавиться от ее разрушительных последствий. Успех в борьбе со стрессом самостоятельно, не зная адекватных копинговых стратегий может повлечь еще более глубокие деформации психоэмоционального состояния личности. Следовательно, умение развивать и поддерживать стрессоустойчивость является не только необходимым условием успешности в карьере, но и сохранения своего психологического благосостояния [3, с. 74-76].

Интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния подвержена деятельность специалистов в области физической культуры и спорта, в независимости от разновидности исполняемой работы и является деятельностью с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, что приводит к возникновению чувства беспокойства и моральной истощенности. Ее освоение заключается не только в получении профессионального образования, но в освоении новых форм и методов построения взаимодействия с людьми, поиске путей повышения своей эффективности в профессии [5, с. 592]. При этом необходимо учитывать очень быстрые изменения, происходящие в информационном поле физкультурно-оздоровительных технологий - все это под силу лишь профессионально компетентному и творчески работающему специалисту, от деятельности которого, во многом, зависит благоприятная атмосфера, успешность рабочего процесса и как следствие эффективность инструктора по фитнесу как профессионала. Как отмечается в современной докторской диссертации, посвященной выгоранию, «практически нет работ, которые бы носили постановочный характер и выходили на теоретический уровень анализа, рассматривая синдром выгорания в более широком контексте [9, с. 90-101].

Изложение основного материала статьи. Использование в данной работе термина «эмоциональное выгорание» имеет непринципиальный характер, хоть и является самым первым и основным в данном синдроме и запускает остальные симптомы [10]. В исследовании затронуты сферы эмоционального, профессионального и психического состояния инструктора по фитнесу, в связи с чем на наш взгляд может звучать формулировка «профессиональное выгорание» и также «психологическое выгорание», в первом исследователи подчеркивают, что данный синдром проявляется в профессиональной сфере и связан с отношением человека к работе, а во втором акцентируют внимание на том, что выгорание происходит в сфере психики и затрагивает все сферы личности.

Имея стандартное физкультурно-спортивное образование, считается, что специалист в области физической культуры и спорта должен быть психологически здоровым, в таком состоянии личность находится в условиях постоянного непрерывного развития, самосовершенствования, стремления к самореализации и профессиональному росту. Успех его профессиональной деятельности зависит от многих факторов и сталкиваясь с трудностями в условиях трудовой деятельности, специалист данной области не должен испытывать психологических надломов, сменой настроения, что приводит к формирования эмоционального выгорания. Напротив, он должен быть способен устанавливать доброжелательный отношения с окружающими, обладать определённой долей эмпатии, которая присуща педагогу [1, 6, с. 94-102].

В современных условиях перед специалистом в области физической культуры и спорта представлен целый спектр возможностей профессиональной самореализации и одной из них является профессия инструктора по фитнесу. Данная профессия имеет основы педагогической деятельности и связана с межличностным взаимодействием типа «человек-человек», которая предъявляет к специалисту высокие требования и дает сильную эмоциональную нагрузку, также условия адаптации к условиям труда, что ведет к негативным проявлениям личности: усталость, эмоциональная нестабильность, снижение эффективности труда, снижение работоспособности, отсутствие предприимчивости и энтузиазма, деперсонализация и в итоге редукция профессиональных достижений [4, с. 443-463].

Для решения проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности инструкторов по фитнесу мы ставим задачу по выявления уровня эмоционального выгорания и стресс-факторов в области фитнеса в сравнении с деятельностью педагогов по физической культуре [7, с. 250].

Исследование проводилось на базе фитнес-клуба «ИКС-ФИТ Юбилейный», «Меридиан», Федерация профессионалов фитнеса г. Краснодара, на базе ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок». Возраст испытуемых от 21 до 30 лет, стаж работы на занимаемой должности составил в среднем 4-5 лет.

Тестирование испытуемых проводилось в группах по 30 человек на добровольной основе на протяжении 28 дней 3 раза в неделю в период с 13:00 до 15:00 часов. Исследование проходило в игровой форме, письменной и опрос. Выборка составила 160 человек. В исследовании были представлены данные двух групп испытуемых: инструкторы по фитнесу - экспериментальная и инструкторы по физической культуре -контрольная группы, которые были определены произвольно с учетом особенностей их профессиональной деятельности.

Для оценки эмоционального выгорания и выраженности тех или иных симптомов в каждой фазе у инструкторов по фитнесу мы использовали методику диагностики «Уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [4, с. 443-463].

Анализ данных по методике В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» представлен следующими результатами, представленными таблицей 1.

Таблица 1

Средние значения уровня эмоционального выгорания

Фазы Экспериментальная группа, п=78, (Х±8) Контрольная группа, п=82, (Х±8) Т -Критерий, р<0,01

Напряжение 52,9±11,5* 43,6±13,7 tЭмп = 3,4;

Резистенция 44,1±16,3 50,8±15,8 tЭмп = 2,1;

Истощение 57,7±15,7* 48,8±10,01 tЭмп = 3,1

Примечание: Достоверность различий определена по Т-критерию Стьюдента

Полученные данные показали: не сформировались фазы выгорания у 30 человек (18,75% от общей выборки), сформировались фазы выгорания у 81-го человека (50,62% от общей выборки), стадия формирования синдрома выявлена у 49 человек (30,62% от общей выборки).

Анализ результатов проведения также показал, что все участники в разной степени испытывают эмоциональное выгорание. Показатели фаз «напряжение» и «истощение» находятся в «зоне значимости», что говорит о наличии достоверности различий между двумя группами, это означает, что инструкторы по фитнесу испытывают стрессов больше или сильнее по степени влияния, чем инструкторы по физической культуре. Достаточно высокий разброс величин по стандартному отклонению объясняется тем, что ответы участников по опроснику В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» разнятся от 3-5 до 47 баллов, в связи с тем, что участники исследования имеют разный опыт и специфику работы в индустрии фитнеса и сфере дополнительного образования.

Контрольная и экспериментальная группы были необходимы для поиска стресс-факторов и установления их влияния на формирование эмоционального выгорания в специфичной для них среде профессиональной деятельности. Анализ влияния внешних стресс-факторов, с учетом специфики деятельности инструкторов по фитнесу - специалистов бизнес среды и инструкторов по физической культуре, работающих в педагогической сфере, показывает, что стресс-факторы могут быть схожими в области «взаимоотношения с руководством» и «взаимоотношения с коллегами», т.к. в обеих структурах характерны желания работников зарекомендовать себя с лучшей стороны, добиться карьерного роста и расположения окружения/поддержки, мотивация (табл. 2).

Таблица 2

Показатели различий стресс-факторов в двух группах

Тесты Экспериментальная группа, % п=78 Контрольная группа, % п=82 Достоверность различий фэмп, р<0,01

Взаимоотношения с гостями/подростками 51* 29 4.2

Взаимоотношения с руководством 25 47* 1.9

Взаимоотношения с коллегами 23 24 2.2

Примечание: «зона неопределенности» обозначена в пределах 1,64<фэмп <2,31; * и полужирно выделены достоверные различия

В таблице 2 наглядно представлено, что различия показателей «взаимоотношения с гостями» в обеих группах достоверны, так как находятся в «зоне значимости». Это свидетельствует о том, что наиболее сильным стресс-фактором для инструктора по фитнесу является «взаимоотношение с гостями». Со слов участников этот факт объясняется тем, что сложность их профессиональной деятельности состоит в не достаточном развитии менеджерских качеств, навыков эффективных продаж и умении рационально использовать рабочее время. Что касается инструкторов по физической культуре, то самым сильным стресс-фактором для них является «взаимоотношения с руководством». Участники отмечают, что при проведении открытых уроков при участии руководителя, аттестации на соответствие занимаемой должности, проведении отчетных совещаний испытывают чувство напряжения, беспокойства и неуверенности из-за сложности соответствия современным аттестационным требованиям.

Отсутствие корреляционных связей между экспериментальной и контрольной группами еще раз доказывают, что деятельность инструкторов по фитнесу относится к бизнес-среде и нельзя проводить параллели с педагогической деятельностью инструкторов по физической культуре.

Необходимо отметить, что психологическое сопровождение, конструктивно изменило воздействие стресс-факторов на их профессиональную деятельность, что выражено в следующих показателях:

Таблица 2

Влияние тренинга на показатели стресс-факторов у инструкторов по фитнесу

Стресс-факторы до тренинга, % n=78 после тренинга, % n=78 Достоверность различий, фэмп, р<0,01

Взаимоотношения с гостями 51* 36 5,1

Взаимоотношения с руководством 25 31 2,3

Взаимоотношения с коллегами 23 29 1,7

Примечание: * и полужирно выделены достоверные различия, достоверность различий определялась по методике Фишера

«Взаимоотношения с гостями» достоверно снизился по уровню влияния на эмоциональное выгорание инструкторов по фитнесу (табл. 2). В связи с этим, инструкторы по фитнесу в своих отзывах отмечают, что «конфликтные ситуации и недопонимания практически сошли на «нет», «эффективность тренировок повысилась, за счет более пунктуального соблюдения продолжительности занятия, не отвлекаются на лишние разговоры», «нет свалки в построении плана тренировок на день» и т.д.

Были и другие изменения, например, после тренинга отмечаются положительные изменения во взаимоотношениях с коллегами, появилось доверие, что привело к обмену мнениями и обсуждению новых идей и разработок, меньше стало эмоциональных претензий друг к другу.

Выводы. Все вышесказанное дает возможность сделать вывод, что направление оздоровительного фитнеса является малоизученным и требует определенного внимания со стороны психологического сопровождения, а также рождает практическую необходимость совершенствования психологической коррекционной работы и обучающих программ [2, 8].

Литература:

1. Ермакова, Е. В. Ценностно-смысловая сфера личности и синдром психического выгорания // Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007». Секция «Психология». М., 2007.

2. Босенко, Ю. М. Психологический тренинг как способ формирования конструктивных реакций на успехи и неудачи у высококвалифицированных спортсменов / Ю. М. Босенко // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2011. - № 2. - С. 84-91.

3. Горская, Г. Б. Организационный стресс в спорте: источники, специфика проявлений, направления исследований / Г. Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 4. - С. 74-76.

4. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - Спб.: Изд-во Спб ГУ, 2000. С. 443-463.

5. Дубровина, И. В Практическая психология образования: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2004. - С. 592.

6. Купрене, Е.В. Профессиональный ресурс стресс-преодолевающего поведения персонала в условиях реструктуризации предприятий. // Вестник Екатерининского института. - 2012. - № 1. - С. 94-102

7. Монина, Г. Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» / Г.Б. Монина, Н. В. Раннала — СПб.: Речь, 2009. — С. 250.

8. Ольшанская, С.А. Особенности применения телесно-ориентированных практик для снижения гиперактивности у детей в возрасте 7-10 лет / С.А. Ольшанская, С.В. Дударина // Курорты. Сервис. Туризм. -Краснодар, 2011, № 1-2, С. 117-122.

9. Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 90-101.

10. Стрельцова, И. В. Эмоциональному выгоранию - Stop! / И. Стрельцова. — Краснодар: «Раритеты Кубани», 2006. — 112.

Психология

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Гунько Ольга Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация. В исследовании рассматриваются особенности развития восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в сравнении со сверстниками с нормальным развитием речи. В статье представлены результаты диагностики, подтверждающие наличие у старших дошкольников с ЗРР более низкого уровня активности восприятия, недостаточной его целостности.

Ключевые слова: восприятие, ребенок с задержкой речевого развития, ребёнок раннего возраста, дошкольный возраст.

Annotation. This study examines the features and level of perception in young children with delayed speech development. This article discusses the level of perception in young children with delayed speech development. The article also provides examples of how the features of perception of young children revealed as a result of ascertaining experiment affected their speech development.

Keywords: perception, child with delayed speech development, early childhood, preschool age.

Введение. На протяжении нескольких десятилетий проблема взаимосвязи речевого развития и уровня развития восприятия является объектом внимания многих исследователей. Данной проблемой занимались ведущие учёные в области психологии и педагогики: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.

Г.Л. Розенгард-Пупко (1963) экспериментально показала, как протекает восприятие одних и тех же предметов у ребенка раннего возраста в зависимости от владения им речью. По ее мнению, сравнение на основе анализа и выделения в объекте существенного - вне речи не существует [4, 35 с.].

Так же З.А. Репина и О.П. Криницкая пишут о том, что слово выделяет в предмете существенное, повышает различительную способность восприятия, способствует развитию обобщенного отражения однородных качеств [4, 35 c.].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так по мнению М.И. Лынской, у некоторой части детей недоразвитие речи вызвано недостаточностью представлений о целостном образе предмета [3, 132 c.].

Т.А. Соколовская в своей работе указывает на то, что развитие слухового восприятия является источником накопления словарного запаса, что расширяет возможности речевого общения. Речевое общение, в свою очередь, способствует накоплению словарного запаса, речевому и общему равитию детей [7, 92 с.].

Восприятие - первая ступень в познание мира, развивающаяся речь опирается именно на эту базу. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, свойств и отношений, делает их более четкими, систематизированными и обобщенными. На этом и основано развитие восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л.С. Выготского, «... все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия».

Экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида «Детский сад № 115» и в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 84» города Владимир. Оно проводилось в первых и младших группах детских садов. В эксперименте участвовало 60 детей в возрасте от 2 до 3 лет, из которых, исходя из логопедического обследования и заключения медицинских специалистов, были выбраны 30 детей с ЗРР и 30 детей с нормой речевого и психического развития.

Цель экспериментальной работы - выявить уровень развития восприятия у детей раннего возраста с ЗРР.

В соответствии с целью были выделены следующие задачи:

• определить уровень развития восприятия;

• подобрать и апробировать систему методик для выявления уровня развития восприятия у детей раннего возраста с ЗРР;

• выявить особенности восприятия у детей раннего возраста с ЗРР;

• сделать обобщающие выводы об особенностях восприятия у детей раннего возраста с ЗРР.

Для проведения констатирующего эксперимента были отобраны ряд методик, с помощью которых выявили уровень развития восприятия детей раннего возраста с ЗРР. Методики предъявлялись детям в первой половине дня после проведения подгрупповых занятий, индивидуально, последовательно.

В ходе констатирующего эксперимента использовались следующие методики, направленные на изучение зрительного и слухового восприятия:

Методика 1: «Доски Сегена» [5, 62с]

Методика 2: «Узнавание перечеркнутых изображений» (Семаго Н.Я, Семаго М.М.).

Методика 3: «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)» Семаго Н.Я, Семаго М.М..

Методика 4: «Чего не хватает на этих рисунках?» (Г.И. Россолимо) [1].

Методика 5: «Сложи разрезные картинки» [2, 23 с.].

Методика 6: «Выполни команду».

Методика 4: «Что звучит?» (модифицированный вариант методики развития фонематического восприятия Т. А. Ткаченко) [8].

Методика 5: «Угадай, чей звук» [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.