Научная статья на тему 'Формирование толерантности в условиях межэтнической семьи'

Формирование толерантности в условиях межэтнической семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КУЛЬТУР / ТЕРПИМОСТЬ / ЯЗЫК / INTERETHNIC FAMILY / NATIONAL ETIQUETTE / CONTINUITY OF CULTURES / TOLERANCE / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каракотова Светлана Магомедовна, Койчуева Лида Махсютовна, Шаугенова Диана Халитовна

В статье рассматриваются проблемы формирования духовной культуры у молодой межэтнической семьи через обычаи, традиции, обряды, язык народа. Проведен теоретический анализ научных трудов ученых по исследованию роли межэтнической семьи в деле формирования личности подрастающего поколения Автор убедительно обосновывает факты, что толерантная культура является главным звеном сохранения целостности молодой межэтнической семьи. В конце автор выносит рекомендации по упрочению позиций и укреплению целостности молодой межэтнической семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каракотова Светлана Магомедовна, Койчуева Лида Махсютовна, Шаугенова Диана Халитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF TOLERANCE IN THE CONTEXT OF THE ETHNIC FAMILY

The article considers the problem of formation of spiritual culture of the young ethnic family using customs, traditions, rituals, and language of the people. The theoretical analysis of scientific works of scientists on the study of the role of interethnic family in the formation of personality of the younger generation. The author convincingly substantiates the facts that the tolerant culture is the main link in preserving the integrity of the young interethnic family. In the end, the author makes recommendations to strengthen the position and integrity of the young interethnic family.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности в условиях межэтнической семьи»

Сопоставление испытуемых различных этногрупп по t - критерию Стьюдента проводилось по 4-м уровням интегральной индивидуальности. Это осуществлялось с целью нахождения особенного и общего в структурах интегральной индивидуальности у испытуемых разных этноргупп.

При сравнении испытуемых разных этногрупп по t-критерию Стьюдента по показателям социально -психологического уровня статистически значимых различий не обнаружено.

При сопоставлении испытуемых разных этногрупп по t-критерию Стьюдента по показателям личностного уровня значимые статистически различия выявлены в восьми случаях. Наибольшее количество различий обнаружено между карачаевской и черкесской выборкой - четыре сопоставления. У карачаевской выборки больше доминирования и динамичности. У черкесской выборки больше эмоциональной устойчивости и уровня развития самоконтроля. В двух случаях зафиксированы статистически значимые различия между карачаевцами и русскими. У карачаевской выборки больше доминирования, а у русской выборки больше социальной нормированности. В двух случаях зафиксированы статистически значимые различия между черкесской выборки и русской выборкой. У черкесской выборки больше зависимости от группы, а у русской выборки больше эмоциональной устойчивости.

При сопоставлении испытуемых по показателям психодинамического уровня интегральной индивидуальности обнаружено два различия. У карачаевской выборки больше социального темпа, чем у русской выборки. У русской выборки больше социальной пластичности, чем у черкесской выборки.

При сопоставлении испытуемых по показателям Нейродинамического уровня интегральной индивидуальности разных этнических групп по t-критерию Стьюдента значимых различий не обнаружено.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968 - 340.

2. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М.: ИПРАН, 1998.

3. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

4. Газиева М.З. Развитие структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов. Автореферат дисс. канд. псих. наук. Ставрополь, 2012.

5. Голубева Э.А. Типологический и измерительный подход к изучению индивидуальности: от Освальда и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал. - 1995. -Т.16. - №1. -с. 64 - 74.

6. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы.М.: Смысл, 1993.

7. Елисеева О.П. практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001, 560 с.

8. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004, 701 с.

9. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. - 256 с.

10. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990. - 408 с.

11. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Наука, 1959. - 304 с.

12. Русалов В.М. Некоторые основы специальной теории индивидуальности человека. // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988 - с. 3-10

13. Ушаков А.С. Развития структур интегральной индивидуальности студентов - менеджеров. Автореф.дис...кан. псих. наук. Ставраполь, 2006.

14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 2000. - 608 с.

15. Щебетенко А.И. Развитие межуровневых структур интегральной индивилуальности студентов. Автореф.дис.кан. псих. наук. Ставрополь, 2001.

Психология

УДК - 159.9

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

психологии образования и развития Каракотова Светлана Магомедовна

Карачаево-Черкесский государственный университет (г. Карачаевск);

кандидат психологических наук, доцент кафедры

психологии образования и развития Койчуева Лида Махсютовна

Карачаево-Черкесский государственный университет (г. Карачаевск);

студентка факультета психологии и социальной работы Шаугенова Диана Халитовна

Карачаево-Черкесский государственный университет (г. Карачаевск)

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СЕМЬИ

Аннотация В статье рассматриваются проблемы формирования духовной культуры у молодой межэтнической семьи через обычаи, традиции, обряды, язык народа. Проведен теоретический анализ научных трудов ученых по исследованию роли межэтнической семьи в деле формирования личности подрастающего поколения Автор убедительно обосновывает факты, что толерантная культура является главным звеном сохранения целостности молодой межэтнической семьи. В конце автор выносит рекомендации по упрочению позиций и укреплению целостности молодой межэтнической семьи.

Ключевые слова: межэтническая семья, национальный этикет, преемственность культур, терпимость,язык.

Annotation. The article considers the problem of formation of spiritual culture of the young ethnic family using customs, traditions, rituals, and language of the people. The theoretical analysis of scientific works of scientists on the study of the role of interethnic family in the formation of personality of the younger generation. The author convincingly substantiates the facts that the tolerant culture is the main link in preserving the integrity of the young interethnic family. In the end, the author makes recommendations to strengthen the position and integrity of the young interethnic family.

Keywords: interethnic family, national etiquette, continuity of cultures, tolerance,language.

Введение. Стимулировать формирование у молодой межэтнической семьи толерантности на основе духовной культуры такими средствами, как национальные обычаи, традиции, обряды, религия, язык.

Акцентировать роль прогрессивных обычаев и традиций народа таких, как уважение к старшим, родителям, забота о младших, трудолюбие, сдержанность в словах и поступках, гостеприимство, терпимость к традициям обычаям, религии и языку противоположной стороны ( супруга или супруги.)

Изложение основного материала статьи. Ни для кого не секрет, что в нашей жизни очень часто встречаются межнациональные браки, которые составляют одну восьмую часть всех браков, которые совершаются на нашей планете.

Вступая в совместную жизнь, молодые всегда ожидают от неё приятных сюрпризов, зачастую не думая о том, что она может преподносить не то, о чем они мечтают, нередко со временем их ожидания могут совсем не оправдать себя. Мало того, браки зачастую распадаются из за того, что молодые не были готовы к тому, что возможно встретятся в жизни с такими понятиями, как язык, религия, обычаи, традиции, законы, по которым живет каждый из членов молодой семьи. А если еще и кто то из представителей старшего поколения живет с ними, то здесь с первого дня, можно сказать, многое зависит от установки тех, кто сосуществует совместно с молодыми.

А это значит, дальнейшая совместная жизнь молодой семьи зависит от того, насколько старшее поколение заинтересовано в том, чтобы эта семья состоялась, не распалась, чтобы дети, рожденные в этом браке оставались в полной, благополучной семье. Конечно, многое зависит от желания молодых не пускать в свою жизнь никого из родителей, самим решать свою судьбу и судьбу своих детей, но жизнь показывает, что это не всегда работает. Капля, как говорится, долбит камень не силой, а частотой падения. В конце концов, семья распадается. А страдают от этого, в большинстве случаев, дети.

Чтобы не было такого, надо очень разумно подходить к тому, как правильно построить свою межэтническую семью с самого начала. Проведя исследование, мы пришли к некоторым выводам и выносим следующие рекомендации.

Психологи рекомендуют молодой межэтнической семье следующее начало:

Во первых: Из курса психологии семьи мы знаем, что в семьях бывает различный уклад жизни и пришедший в семью новый человек иногда с трудом принимает и привыкает к такому укладу. Уклад семьи несет в себе региональные, этнические, социальные, конфессиональные, профессиональные характеристики. Если новый человек, пришедший в семью - представитель иной этнической принадлежности, или другой социальной прослойки общества, или он пришел в сельскую семью, будучи коренным горожанином, или наоборот, вполне может растеряться в такой ситуации.

Поняв разницу в укладах родительских семей друг друга , молодые должны очень осторожно, не задевая достоинства родителей, братьев, сестер обеих сторон, либо принять, либо очень тактично объяснить друг другу несостоятельность такого уклада для их молодой семьи. И внести своё предложение в данный вопрос. Обсуждать это в спокойной, доброжелательной форме, даже если кто то не согласен с доводами противоположной стороны. Не исключено, что придется кому то пойти на компромисс. Доказывать свою правоту грубостью и криками здесь будет не правильно. Поверьте, кто уступает, зачастую выигрывает. Со временем бывает так, что вы окажетесь правыми и вам скажут: «А ты была тогда права, я ошибался». Согласитесь, это тоже неплохо. Кроме того, прежде чем создавать семью, надо подумать, сможете ли вы принять и привыкнуть к тому или иному порядку, заведенному в данной семье. Многие молодые люди идут «на авось». Может что то изменится, или привыкну, но увы, не всегда так получается.

Во вторых: Зная о том, что национальное чувство каждого человека является самым больным и уязвимым местом, ни в коем случае нельзя в неуважительном тоне говорить о национальности мужа или жены особенно в присутствии родителей или других родственников, скорее наоборот, подчеркивать достоинства и положительные стороны национальности противоположной стороны. Говоря хорошо о представителях иной национальности, вы ни в коей мере не роняете достоинства своей, и уважение к вам со стороны мужа или жены, а также со стороны родственников будет возрастать. Очень многие женщины, попадая в иную этническую и конфессиональную среду упорно протестуют против порядков, установленных в семье до их появления, невзирая на то, какие это порядки, с первых дней стараются уничтожить всё, что было до них. Доказывают всем вокруг, что это несовременно, некрасиво, нехорошо. Даже если это так, доказывать это необходимо осторожно, в большим тактом и уважением к членам семьи, куда вы вошли.

Всегда говорите, что вы поженились по большой любви, знали, что будете строить семью и уважаете родственников жены или мужа. Этим вы только выиграете и будете авторитетны для окружающих. И в вашей семье будет порядок и покой.

В третьих: Даже если вы в чем то не поддерживаете обычаев, традиций, религиозных праздников противоположной стороны, ни в коем случае не имейте привычку критиковать это, не показывайте ни видом, ни словом, что вы недовольны, сделайте вид, что вы поддерживаете и согласны сделать что то для мужа или жены, в чем то помочь. Поверьте, со временем вы примете и обычаи и язык и законы противоположной стороны. Разве мало случаев, когда жена или муж принимают даже религию друг друга, чтобы семья была счастлива и дети росли в благополучной среде.

Если не поддерживаете, то надо это сделать осторожно, не нанося мужу или жене оскорбление или обиду. Обещайте, что сейчас не можете, не готовы, подумаете, посоветуетесь, но обязательно вернетесь к обсуждению данной проблемы. И то, что вы пообещаете, имейте такую положительную привычку - держать данное вами слово. Поверьте, это очень важно.

В четвертых: Очень большой проблемой межэтнической молодой семьи становится изучение языка. Молодые сами владеют и разговаривают на русском языке, но это не исключает желательность разговаривать со старыми людьми на языке, который они понимают. Молодые, которые хотят, чтобы старые люди были довольны, изучают языки противоположной стороны. И это необходимо при изучении языка будущими детьми. Доказано, что на языке отца дети говорят легко, если мать выучила язык мужа и сама им владеет.

И наоборот, если жена иной этнической принадлежности, например муж армянин, а жена грузинка, желательно, чтобы муж хотя бы понимал грузинский язык. Таким образом, вы покажете уважение к противоположной стороне и сами будете авторитетны для родственников. Жена грузинка тоже желательно, если будет знать или хотя бы понимать армянский язык, тогда дети будут ближе к национальности своего отца и общение с родственниками отца будет для них легко и просто, а из этого вытекает и овладение правилами этикета, обычаями и традициями своего народа, языком и религией. Язык матери дети всегда будут знать и любить, но вот с языком отца проблем возникает довольно часто. И вы, дорогие женщины, будьте умнее, сами поощряйте стремление детей изучать язык отца, вам это окупится во сто крат. Да и знание

ещё одного языка никому и никогда не помешает. Знающие язык отца быстро адаптируются в школьных коллективах, поскольку не понимающих свой родной язык дети сторонятся, с ними стараются не водиться. Не делайте из своих детей отверженными, с которыми не хотят ни играть, ни дружить.

В пятых: когда молодая жена начинает вести хозяйство, готовить пищу для мужа и его родителей, надо иметь ввиду, что надо советоваться, что купить из продуктов питания, к чему привыкли в этой семье, как готовить, если будет необходимо, научиться готовить те блюда, которые считаются в народе более желательными, например, у русских обязательно молодая должна уметь печь блины, у карачаевцев ни один стол не бывает без хычинов, у чеченцев стол пуст без национальных галушек и т д.

Невестка христианского вероисповедания знает, что блюда из свинины не должны быть на столе мусульманина. Та невестка, которая уважительно относится к таким ньюансам, пользуется уважением и авторитетом среди членов семьи и родственников мужа.

Старые люди ценят и уважают тех невесток, которые готовят так, как это нужно. Не важно, какой национальности невестка. Если придя в дом мужа, жена начинает жить его жизнью и жизнью этого дома - ни один член семьи не посмеет сказать грубого слова такой женщине, скорее, наоборот, таких ставят в пример и везде услышишь в её адрес много лестных отзывов и похвал.

Всегда садитесь за обеденный стол после всех, и вставайте раньше всех для того, чтобы за всеми поухаживать. Поверьте, ничего плохого в этом нет, а вы только этим лишний раз будете доказывать свою воспитанность, умение соблюдать этикет и уважение к вам возрастет во много раз.

В шестых: ни для кого не секрет, что даже если родители живут отдельно, молодые всегда чувствуют их влияние на себе.

Хорошо, если это влияние позитивно отражается на взаимоотношениях молодых. Но если после визита свекрови или золовки начинаются проблемы, то лучше всего разобраться, в чем состоит проблема и постараться решить её, не откладывая в « долгий ящик». Сама собой она не решится, надо спокойно её устранить и не делать из неё трагедию, как это бывает во многих молодых семьях. Помните, что зачастую вы сами бываете инициаторами этих недоразумений, а виноватыми оказываются свекрови, тещи, золовки. Так ведь проще, не разбираясь, кто и в чем виноват, всю свою злобу вылить на них. И в таких случаях молодые жены настраивают своих мужей против родителей, братьев и сестер. Ни к чему хорошему это не приводит. Умные женщины это понимают, и никогда не поступают так. Но увы, не все обладают этим умом и чутьём. Беда в том, что после этого начинают шататься стены молодой семьи, которые ещё не окрепли. Они могут рухнуть в любой момент. Проявите толерантность, то есть, терпимость, и всё наладится, не торопитесь сделать необдуманный шаг, который потом будет стоить очень дорого. И возможно, будет для вас роковым, и даже если захотите, вы не сможете вернуть то, что потеряете.

В седьмых: теперь о самом главном. Ну конечно, вы угадали - это дети. В нашей межэтнической семье родился ребенок. Как и во всех нормальных семьях - это радость и счастье. С чего надо начинать? С имени ребенка. Мой совет: если хотите быть авторитетной невесткой - позвольте свекру или свекрови дать ребенку имя, не отбирать у них это право и вы только выиграете. Пусть старики побольше будут с ребенком. Им это нравится. Очень многие невестки и зятья не хотят, чтобы их ребенок был с бабушкой и дедушкой, отгораживают их от него, ошибочно полагая, что они не умеют ухаживать за ребенком. Они забывают, что эти старики воспитали 3, 4 ,6 и более детей и сделали их людьми. Все национальные традиции и обряды после рождения малыша предоставьте решать родителям, помогите, если это необходимо. Следите за тем, чтобы в присутствии старых людей вы не проявляли излишнего внимания и интереса к своему ребенку - это выглядит неэтично. Все любят своих детей, но для проявления этой любви есть место и время. Иногда излишние эмоции могут испортить всю вашу репутацию, как примерной невестки.

Со временем ребенок становится центром семьи и захватывает все внимание родителей, бабушек и дедушек. Очень большую ошибку совершают те родители, которые запрещают старикам общаться с детьми, как раз эти старики и являются проводниками всего доброго. Они больше, чем молодые родители имеют опыт воспитания, своей мудростью они в состоянии дать ребенку то, что не даст ни один из них.

А вы знаете, что по настоящему крепость семьи проверяется после рождения ребенка или 2 детей? То, в каком духе воспитывают родители своих детей, в духе толерантности к другим национальностям, к их языку, их культуре, традициям, обычаям, обрядам, или наоборот, в духе нетерпимости ко всему инакому, другому, непохожему - всё сказывается на детях и отражается на формировании у них любви и доброжелательности к родственникам отца и матери. Формирование у ребенка в семье чувства толерантности - это такая тонкая нить, которую одним неосторожным словом или движением можно порвать и потом ничем не свяжешь. Уникальность и одновременно сложность в воспитании в межэтнической семье заключается не только в том, что необходимо показывать своим примером, как нужно правильно вести себя. Сложность заключается в том, что зачастую детей, рожденных в межэтническом браке обе стороны воспринимают, как « не совсем своих», то есть сторона отца считают ребенка русским, если мать русской национальности, а сторона матери считают ребенка карачаевцем, если отец карачаевец. Попросту говоря, ребенок оказывается « между двух огней». И там «не свой» , и там тоже « не свой». Но, к счастью, не всегда так бывает и не во всех семьях. Будет ли ребенок для обеих сторон « своим» - это зависит от вас, от того, как вы относитесь друг к другу и к родственникам обеих сторон. И стала ли семья мужа или жены для вас «своей»? Если «да »,то с уверенностью можем сказать - семья состоялась.

И дети, растущие в этой семье будут «своими» и там и здесь. И будут везде желанными и родными для всех родственников.

В восьмых: в становлении межэтнической семьи немаловажную роль играет фактор «внешнего вида». Как говорится: «встречают по одёжке». Когда молодые знакомятся с родственниками противоположной стороны, они не думают о том, что первое впечатление о человеке складывается по тому, как он или она выглядят, во что одеты, аккуратна ли одежда, удачно ли подобраны цвета одежды и обуви, вычищена ли одежда и обувь, как она смотрится, как сидит на человеке и многое другое. Если вы выглядите не скромно, не аккуратно, внешний вид вызывающий, то будьте уверенны, отношение к вам в семье будущего мужа или жены будет соответствующим.

Кроме этого, как молодые знакомятся с пожилыми, как и где говорят, уместны ли те или иные слова, знают ли молодые, где надо вставать и приветствовать старших или сидеть, где уместно промолчать - всё это прелюдие к будущей семейной жизни. И от того, как это знакомство пройдет, будет во многом зависеть позитивность ваших взаимоотношений в семье.

Но вы должны усвоить одну истину: те рекомендации, которые мы вам даём, должны выполняться не просто внешне, для отвода глаз или для того, чтобы заработать похвалу, вы должны внутренне понять, что так правильно, уместно, созвучно лучшим традициям и обычаям народа. Прежде чем поступить так или иначе по отношению к родителям мужа или жены, поставьте себя на их место и посмотрите их глазами на происходящее. Думаем, после этого вы измените своё мнение относительно организации жизни молодой межэтнической семьи. Запомните, у карачаевцев есть замечательная пословица, в переводе на русский язык она звучит примерно так « Дом настоящим домом и семью настоящей семьёй делает женщина». Поэтому нельзя поддерживать тех женщин, которые при первом же случае, когда им делают замечание относительно организации семейной жизни и быта, сразу стрелки переводят в сторону мужа. Безусловно, муж должен принимать самое активное участие в организации жизни и быта семьи, но женщине виднее, что и как будет более приемлемо. Своей мудростью и дальновидностью женщина в состоянии убедить любого мужчину, как надо правильно поступить и к чему приведет то или иное решение.

В девятых: При рассмотрении данного вопроса ни на минуту нельзя забывать о том, что супруги являются представителями различных конфессиональных обществ, то есть различных религий. Нельзя кривить душой и утверждать, что какая мол, разница, лишь бы понимали друг друга. Да, это так. Но различие в религиях отражается на всём укладе жизни семьи, на обычаях, традициях, которые имеют характер повседневности, на ведении хозяйства, культуре, языке и т д. И это всегда надо помнить обеим супругам.

Вовсе не обязательно, чтобы муж принял религию жены или наоборот. Если супруги уважительно относятся к религиозным традициям друг друга, поддерживают эти обычаи и в детях это воспитывают, то разница в конфессиональной принадлежности в итоге становится менее заметной. Священные книги: коран и библия не учат ничему, кроме доброты и сострадания, уважения к старшим, милосердию, честности и справедливости, порядочности, не воспрещаются браки с представителями различных национальностей и конфессий. Любая религия поощряет быть в тесной связи с родственниками, не терять отношения с ними и считает большим грехом размолвки с родителями, братьями и сестрами и другими близкими людьми.

Религиозная сфера - одна из тех составляющих жизни семьи, для которой толерантность необходима в первую очередь. Степень уважительного, спокойного и доброжелательного отношения между приверженцами разных религий, разных направлений одной конфессии, между верующими и неверующими предопределяет уровень культуры семьи в целом, цивилизованность семьи, а от этого общества и государства.

В десятых: Разговор пойдет о наличии общей культуры супругов, вступивших в межэтнический брак. Мы пришли к выводу, что в конце концов всё зависит от того воспитания, которое получили супруги в своей семье. Если они были изначально воспитаны в лучших традициях этнической и конфессиональной толерантности, то мы будем уверены в том, что и новая семья полностью имеет все шансы для существования и становления. А в противном случае, если родительские семьи своих детей воспитывали в духе неприязни к другим этносам, к их традициям, обычаям, религиозной культуре, языку, то и их дети в семье будут вести себя таким же образом и навряд ли молодая семья состоится. В лучшем случае, даже если молодой семье суждено состояться, то это произойдет за счет того, что они будут далеко от родителей, братьев и сестер. Зачастую они многие годы не общаются и не видят друг друга, а для полноценного формирования личности своих детей связь с родными имеет неоценимое значение. Поэтому мы рекомендуем супругам быть более терпимыми к родителям, которым кажется, что они желают добра своим детям, но сами этого не замечая, могут нанести вред устойчивости молодой семьи.

Да, нелегко порой промолчать, когда задевают за живое, критикуют твоих родных, твои обычаи, твой язык, твою религию. Но что только не выдержишь ради того, чтобы дети росли в полной семье, с мамой и папой. И в конце концов ваша культура, ваше терпение, ваша доброжелательность, понимание вознаграждаются. Иначе и не может быть.

Выводы. Подытоживая всё сказанное, хотелось бы сказать, что в основном от вас, молодые супруги, зависит, будет ли ваша семья примером для других, суждено ли вам стать образцовыми родителями, бабушками и дедушками.

Межнациональная семья имеет все шансы стать примером для других семей. И это зависит от нас, от нашего желания сохранить её, уважать и любить друг друга как говорится, «до гробовой доски».

Литература:

1. Каракотова С.М. Психологические особенности здорового образа жизни современной семьи. Монография. Карачаевск. 2011.

2. Каракотова С М. Психологические особенности формирования толерантности в сфере образования. Монография. Карачаевск. 2014.

3. Каракотова С.М. Койчуева Л.М. Формирование этнической и межконфессиональной толерантности личности средствами духовной культуры. Международный прикладных фундаментальных исследований. -Москва: Академия естествознания, №4, 2014.

4. Каракотова С.М. Боташева А.М. Духовно - нравственные и личностные предпосылки толерантности. // Проблемы современного педагогического образования. // Выпуск 56, часть 10. Сборник научных трудов, Ялта, 2017.

5. Боташева А.М. Каракотова С.М. Этнокультурные традиции формирования личности в условиях семьи и образовательных учреждений. // Проблемы современного педагогического образования. // Выпуск 56, часть 10. Сборник научных трудов, Ялта, 2017.

Психология

УДК 378.15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); заведующий Шустова Эльвира Львовна МАДОУ «Детский сад № 49» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в сравнении со сверстниками с нормальным развитием речи. В статье представлены результаты диагностики, подтверждающие наличие у старших дошкольников с ЗРР более низкого уровня активности восприятия, недостаточной его целостности.

Ключевые слова: восприятие, ребенок с задержкой речевого развития, ребёнок раннего возраста, дошкольный возраст.

Annotation. This study examines the features and level of perception in young children with delayed speech development. This article discusses the level of perception in young children with delayed speech development. The article also provides examples of how the features of perception of young children revealed as a result of ascertaining experiment affected their speech development.

Keywords: perception, child with delayed speech development, early childhood, preschool age.

Введение. Ранний период развития является важным возрастным этапом в жизни каждого ребёнка. Этот период характеризуется интенсивным развитием всех познавательных процессов. Одним из важнейших познавательных процессов этого периода является восприятие.

Особый интерес представляет изучение восприятия детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. В специальной психологии недостаточно исследований, посвященных его своеобразию у детей с нарушениями речи.

С целью изучения уровня развития восприятия у детей раннего возраста с задержкой речевого развития нами было проведено экспериментальное исследование.

Результаты эксперимента послужили основой для разработки программы формирующего эксперимента. Основной целью коррекционной программы стало развитие восприятия у детей раннего возраста с ЗРР с помощью изобразительной деятельности.

Программа состояла из трёх блоков: первый блок направлен на развитие зрительного восприятия, второй

- на развитие слухового восприятия, третий - на развитие пространственного восприятия.

Каждый блок включал 10 занятий. Одно занятие было рассчитано на 10-15 минут. Частота проведения -два раза в неделю.

Эффективность коррекционной работы была подтверждена на этапе контрольного эксперимента.

Изложение основного материала статьи. В ходе исследования по методике «Доски Сегена» [5] было выявлено, что 13 (86%) детей раннего возраста экспериментальной группы с ЗРР имеют высокий уровень восприятия формы предмета. 1 (7%) ребёнок раннего возраста с ЗРР экспериментальной группы - средний уровень восприятия формы предмета и 1 (7%) ребёнок раннего возраста с ЗРР экспериментальной группы -низкий уровень восприятия формы предмета.

В ходе исследования по методике «Доски Сегена» детей раннего возраста с ЗРР контрольной группы (КГ) было выявлено, что 8 (53%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень восприятия формы предмета. 6 (40%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень восприятия формы предмета, 1 (7%) ребёнка раннего возраста с ЗРР - ниже среднего развития целостного восприятия.

На основании полученных данных по методике «Доски Сегена» экспериментальной и контрольной групп можно утверждать, что уровень восприятия формы предмета детей раннего возраста с ЗРР после формирующего эксперимента улучшился. Также можно отметить, что дети без особого затруднения стали дифференцировать и называть формы предметов, также сопоставлять предмет и форму.

В ходе исследования по Методике «Узнавание перечеркнутых изображений» [2] у детей раннего возраста с ЗРР экспериментальной группы было выявлено, что 7 (47%) детей раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития устойчивости зрительного образа предмета. 8 (53%) детей раннего возраста с ЗРР

- средний уровень. Детей с низким уровнем развития восприятия по данной методики выявлено не было.

В ходе исследования по Методике «Узнавание перечеркнутых изображений» [4] у детей раннего возраста с ЗРР контрольной группы было выявлено, что 7 (47%) детей раннего возраста с ЗРР - высокий уровень развития устойчивости зрительного образа предмета. 7 (47%) детей раннего возраста с ЗРР - средний уровень. 1 (7%) ребёнок раннего возраста с ЗРР имеет низкий уровень развития устойчивости зрительного образа предмета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании результатов диагностики ЭГ и КГ по методике «Узнавание перечёркнутых изображений» можно сказать, что у детей раннего возраста с ЗРР экспериментальной группы улучшился уровень устойчивости зрительного образа предмета.

Результаты эксперимента по методике «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)» [2] у детей ЭГ показали, что 8 (53%) ребёнка раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития фрагментарности восприятия и выделения целостности фигуры, 7 (47%) детей раннего возраста с ЗРР -средний уровень развития фрагментарности восприятия и выделения целостности фигуры. Детей с низким уровнем развития фрагментарности восприятия и выделения целостности фигуры по данной методики выявлено не было.

Результаты эксперимента по методике «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)» у детей КГ показали, что 2 (13%) ребёнка раннего возраста с ЗРР имеют высокий уровень развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.