ИСТОРИЯ
УДК 392.1(470.631) ББК 63.529(2)-534 Б 37
Р.М. Бегеулов,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Карачаево-Черкесского государственного университета имени УД. Алиева, г. Карачаевск, тел.: +79187150782, e-mail: [email protected]
Р.Ш. Зельницкая (Шларба),
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург, тел.: +79119866998, e-mail: riza81@ yandex.ru
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ У КАРАЧАЕВЦЕВ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматривается современная форма проведения свадебной обрядности у карачаевцев. В ходе исследования обращается особое внимание на трансформацию описываемого обряда на протяжении последнего столетия. В статье дан анализ важнейших этапов свадебного ритуала. Анализ полевого материала и имеющейся литературы по изучаемой теме показал, что, несмотря на влияние ислама и русско-европейских новаций, в традиционной свадебной обрядности сохраняются устойчивые народные элементы. Кроме того, отмечено заметное упрощение свадебных традиций, произошедшее в советский и постсоветский периоды.
Ключевые слова: карачаевцы; свадебная обрядность, приданое; невеста; жених; семья.
R.M. Begeulov,
Doctor of Historical Sciences, Professor of Department of History of Russia, the Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliev, Karachaevsk, ph.: +79187150782, e-mail: [email protected]
R.Sh. Zelnitskaya (Shlarba),
Candidate of Historical Sciences,Senior Researcher of Department of Ethnography of the People of the Caucasus, Central Asia and Kazakhstan of Russian Museum of Ethnography, St. Petersburg, ph.: +79119866998, e-mail: [email protected]
TRANSFORMATION OF CONTEMPORARY WEDDING CEREMONIALISM AT KARACHAYS
Abstract. The paper deals with the contemporary form of wedding ceremonialism at the Karachays. During the research, special attention was paid to transformation of the described ceremony throughout the last century. In the paper, the analysis is given of the major stages of a wedding ritual. The analysis of field material and the available literature on the studied subject has shown that, despite the influence of Islam and Russian-European innovations, steady national elements remain in
traditional wedding ceremonialism. Besides, the noticeable simplification of wedding traditions, which has happened during the Soviet and Post-Soviet periods, is noted. Keywords: the Karachays; wedding ceremonialism, dowry; bride; groom; family.
Свадьба и свадебная обрядность карачаевцев в исторической ретроспективе изучена всесторонне. Определенные сведения по интересующему нас вопросу имеются еще в трудах авторов XIX - начала XX вв.: Н.Ф. Грабовского, М. Алейникова, Ф. Леонтовича, В.Я. Тепцо-ва, Н. Тульчинского, В.М. Сысоева и др. В советский и постсоветский периоды по данной проблематике вели исследовательскую деятельность Я.С. Смирнова, И.М. Шаманов, И^. Калмыков, Р^. Керейтов, А.Н. Болурова и др. Карачаевской свадьбе была также посвящена коллективная монография «Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое» (Черкесск, 1988). В то же время трансформации карачаевской свадебной обрядности на современном этапе до сих пор уделяется недостаточно внимания. Авторы статьи попытались в определенной степени коснуться данного вопроса, не претендуя на завершенность и полноту исследования.
Основной материал, использованный авторами статьи, - полевой, собранный в ходе этнографической экспедиции в 2017 г. в Карачаево-Черкесскую Республику. Географически материал собирался в Большом Карачае (в селах Карт-Джурт, Учкулан и Хурзук), в Теберде, а также в селах нового Карачая.
Безусловно, семейная обрядность, в том числе и свадебная, относится к устойчивым элементам культуры. Тем не менее, она подвергается историческим изменениям, причем ее формы меняются медленнее, чем содержание. Трансформационные изменения последних лет, в основном, детерминируются изменением социально-экономического уклада и новой волной исламизации Северного Кавказа в постсоветский период.
Именно семья в значительной степени является институтом,
который передает традиционные ценности от поколения к поколению. Сформированное многими поколениями общественное мнение, основанное, как правило, на традициях конкретной этносоциальной группы, в значительной мере через семью транслирует установки на выбор брачного партнера и отношение к исполнению обряда бракосочетания. При этом сам акт заключения брака подвергается историческим изменениям, связанным как с изменениями в самом местном социуме, так и с инокультурными влияниями.
Остановимся на форме брака. Как и у значительной части народов Кавказа, у карачаевцев до сих пор соблюдается экзогамная форма брака. Если в конце XIX - начале XX вв. карачаевцы, по словам исследователей, сохраняли строгую экзогамию, то есть не допускались браки не только внутри одного фамильного союза, но и между отдельными родственными фамильными союзами, входящими в группу къауум, то в настоящее время такой строгий запрет не соблюдается. Более того, по словам информантов, представители одного из многочисленных карачаевских фамильных союзов Б... допускают возможность заключения браков внутри фамильного союза, объясняя это тем, что они не относятся к одной патронимии (атаул)1
1 Карачаевское название патронимии «атаул» (бир атадан) — «от одного отца», аналогично приводимым М.О. Косвеном обозначениям патронимии у других горцев Северного Кавказа: осетинскому «фыды фырты» (отца дети), абхазскому «абипара» (отца сыновья) и т.д. Именем этого отца — основателя атаула — и называлась карачаевская патронимия (атаул ат). Причем, если родоначальники тукумов и, тем более, союзов тукумов являются чаще легендарными лицами, то родоначальники атаулов — исторические лица, бывшие главы семейных общин [5; 93].
[1]. Далее информанты сообщают о том, что родственные отношения сохраняются до семи поколений. Исходя из этого можно сказать, что соблюдение строгой экзогамии, как в начале XX в., так и в настоящее время, зависит от численности фамильных союзов.
Вступление в брак, создание семьи - не только личное дело человека и даже двух семей, но и всего общества в целом. Поэтому в этот процесс включаются почти все однофамильцы (если фамильный союз немногочисленный) или же родственные патронимии. «Свадьба в однообразной повседневности была и остается событием значительным и торжественным не только для семей жениха и невесты, но в деревне и для всей локальной общности: двое ее членов переходят из молодежной группы в семейную. Высокая значимость свадьбы как социального явления, обычаи и обряды ее традиционного сценария в региональном многообразии народной аранжировки издавна привлекали внимание и ученых, и любителей старины. Благодаря их стараниям были накоплены богатые материалы: этнографические, фольклорные, социологические и др.» [2; 4-5].
Процесс выбора жениха или невесты в настоящее время претерпел значительные изменения не только по сравнению с XIX в., но и в течение последних постсоветских десятилетий. Если в XIX в. доминировал сословный принцип выбора супругов, то на современном этапе на первый план выдвигается фактор внутриэтнической принадлежности и материальной обеспеченности. Однако до сих пор сословное деление в карачаевском обществе не забыто, и принадлежность того или иного фамильного союза к бывшим зависимым слоям населения может оказать влияние на предпочтения при выборе брачного партнера. Кроме того, в настоящее время одним из главных критериев (наряду с вышеназванными), определяющим выбор
супруга, становится наличие диплома о высшем образовании [3].
Несмотря на то, что карачаевцы являются мусульманами, а ислам позволяет иметь несколько жен, этот обычай в их среде не получил широкого распространения. В.М. Сысоев в начале XX в. приводил точные данные о тех, у кого было по 2 и более жен. Он писал: «Из всего населения Карачая 3 жены имел только Эдиев из Карт-Джурта. По 2 жены имели 34 карачаевца из наиболее достаточных (то есть состоятельных - авт.) лиц» [4; 53]. Исследователи второй половины XIX - начала XX вв. приводили несколько причин того, что у карачаевцев не получило распространение многоженство. Первая -обе жены хотели быть равными, в результате чего они часто ссорились [4; 53]. Вторая - большие издержки, связанные с заключением брака. То есть выплата калыма и последующее содержание нескольких жен требовали значительных расходов [6; 179]. Третья - ограничения по сословному признаку, которые не позволяли жениться на том, кто ниже по происхождению. К тому же был еще один немаловажный факт, на который указывает И.М. Шаманов: «На роль второй жены мало кто соглашался. В карачаевском языке сохранилась пословица: «Къатын юсюне бар-гъандан эсе тыбырда къалгъан иги-ди», что значит: «чем выйти второй женой, лучше остаться дома» [7; 82; 8; 210]. В современном карачаевском обществе многоженство не практикуется вследствие данной инерционной традиции, а также по причине изменения роли женщины в семье. Во многом именно женщина сегодня, де-факто, диктует условия организации внутрисемейной жизни. В значительной степени это связано с изменением ее экономического положения в семье. В современных условиях нередко именно женщина обеспечивает экономическое благосостояние семьи. По словам информантов, в позднесоветский период карачаевские женщины все более
активно начинают включаться в торговлю предметами кустарного производства (войлочные и вязаные вещи) и предметами промышленного производства (посуда, текстиль, предметы интерьера), привозимыми из других регионов страны и из-за рубежа [1].
Некоторые изменения произошли и в формах заключения брака. Традиционными являются брак по сговору, при заключении которого родители молодых договариваются заранее, а также так называемый тайный брак-похищение, то есть умыкание невесты. В XX-XXI вв. молодые чаще стали устраивать свою личную жизнь самостоятельно. Это связано с тем, что они больше начинают проводить время вместе в сред-неспециальных (колледжи, училища) и высших учебных заведениях, на работе, на больших торжествах республиканского уровня, на свадьбах. Вот один из таких характерных примеров: «Когда меня впервые увидел мой будущий муж, я работала в доме пионеров. На 1 мая мы с детьми пошли на парад. Я там же была недалеко от детей. А муж в это время как раз приехал из Питера искать себе невесту». Второй пример: «Ну, мне был 31 год. Нужно было жениться. На каком-то мероприятии мне показали мою будущую жену. Она мне понравилась. Виделись несколько раз. Потом поженились» [9]. Первый пример показывает на самостоятельный выбор, совершенный молодыми, тогда как второй является ярким примером, пусть даже и с некоторыми изменениями, традиционной формы заключения брака, когда родители подыскивали своим сыновьям невест.
Что касается «классического» умыкания невесты, то информанты утверждают, что оно в настоящее время практически невозможно. «Что ты говоришь, это вообще судебное дело» [1]. Тем не менее, оно имеет место быть, правда, как правило, в несколько модернизированном виде. Если молодой человек идет на
похищение невесты, он должен себя обезопасить. Прежде всего, его родственники уговаривают кого-нибудь из братьев невесты, чаще двоюродного, чтобы он сопровождал невесту. По словам информантов, «невеста, если даже вышла замуж без разрешения родителей, с ней должен быть обязательно ее охранник. Если украли без него, это судебное дело. Уважающая себя девушка без своего охранника себя не даст «украсть». Даже если она не знает, что ее украдут, родственники жениха подговаривают одного из братьев невесты ее сопровождать» [10]. При этом умыкание происходит, чаще всего, тогда, когда молодой человек уверен в том, что его близкие, знакомые, семья не дадут родственникам невесты забрать её обратно. По словам информантов, разгневанные родственники невесты, приходя в дом нежелательного жениха, ни перед чем не останавливаются. Они могут нанести существенный материальный вред. Дело доходит и до драки. В таких случаях важно желание самой девушки, а для потенциального жениха желательно, чтобы она хотя бы одну ночь пробыла вне стен родительского дома [11].
Следующая форма заключения брака, которая практиковалась в XIX - начале XX в., - левират (ка-рач. тул той). Необходимо отметить, что современный полевой материал, а также литература по свадебной обрядности не дают сведений о широком распространении у карачаевцев такой формы брака. Она упоминается в народном фольклоре [12; 127]. О существовании ее у карачаевцев писали И.И. Иванюков и М.М. Ковалевский [13; 571]. Таким образом, современные исследователи не имеют возможности подтвердить эту форму брака. А вот другая форма брака - сорорат2 - имела более широкое
2 По нормам обычного права муж при жизни жены не имел права жениться на ее младшей сестре, но в случае смерти жены такой брак разрешался (обычай сорората) [14; 93-111].
распространение, так как это было связано с экономическими вопросами. Прежде всего с тем, что в таком случае не выплачивался калым [15; 70-71].
При выборе невесты в прошлом учитывались и личные качества девушки (красота, возраст, воспитанность, трудолюбие, прилежание к рукоделию), а зачастую о невесте судили по её родителям. В настоящее время такое качество, как рукоделие, не учитывается, и его, скорее всего, заменяет наличие среднеспе-циального или высшего образования. Сделанные в советское время попытки искоренения учета социального происхождения при заключении брака не увенчались успехом, и, таким образом, в настоящее время оно все еще занимает немаловажное значение. Девушка, вышедшая замуж «неудачно», то есть в неравную по статусу семью, без согласия родителей, может подвергаться остракизму. «Если девушка вышла замуж без разрешения родителей, то первое, что они попытаются сделать - это вернуть девушку (свою дочь). С ней перестают общаться. Родители могут сказать: «У нас нет больше такой дочки, она для нас умерла». Помню случай, когда девушка вышла замуж. Там недовольство заключалось в выборе девушкой парня не с той фамилией..., то есть из тех, кто прислуживал в прошлом» [9]. В том случае, если парень женится против воли родителей, они-то, как правило, принимают невестку в дом. Тем не менее, ей могут тем или иным способом выказывать свое недовольство довольно долгое время. Например, свёкор может не разрешать невестке прилюдно разговаривать с ним, иногда до самой своей смерти [16].
В современном карачаевском обществе, как и раньше, перед молодым человеком может встать и другая проблема: наличие у понравившейся ему девушки незамужних старших сестер. До сих пор в семьях стараются придерживаться обычая, согласно которому девушки в семье
выходят замуж по очереди, начиная со старших. В таком случае, чаще всего, молодой человек вынужден ждать до тех пор, пока старшие сестры возлюбленной не выйдут замуж. Однако сегодня встречаются случаи, когда жених или кто-то из его близких упрашивает старших сестер дать разрешение на брак с младшей. Одна информантка вспоминала, что когда ее младшая сестра выходила замуж, будущий зять пригласил ее, как старшую сестру, в кафе и попросил разрешения [17]. В итоге, если в прошлом обычай чередования нарушать было нельзя, сегодня к этому относятся более лояльно, хотя и с осуждением. Позором это не считается, но скажут: «не могли достойно воспитать детей» [18].
Подготовка к самой свадьбе начинается с официального визита родственников жениха в дом потенциальной невесты для проведения переговоров. Время приезда оговаривает специальный посредник, которым обычно выступает кто-то из родственников семьи жениха или его близкий друг. На переговорах назначают не только дату свадьбы, но и размер калыма. В досоветский период он зависел от сословной принадлежности молодых. «У биев (князей) он составлял от 800 до 2 тыс. и более рублей серебром, у высших узденей разных разрядов - от 800 до 1500 руб., у чанков - от 600 до 1500 и более руб., у караузденей разных разрядов - 350-400 руб., у караки-шей - 300 руб., у «государственных» крестьян (азатов) - 20-220 руб.» [19; 488]. О размере калыма У. Алиев писал, что он: «чрезвычайно разнообразен, в зависимости от достатка вступающих в брак. В старых богатых аулах (Карт-Джюрт, Учкулан, Хурзук) платили 350 р. и пару быков с лошадью; князья (бии) платили иногда 1500 руб., две лошади, из которых одна с седлом, и пару быков; иногда платили даже до 2000 р. В других, более бедных аулах, самый большой калым подымался
до 600 р., а малый доходил до 50 руб.» [20; 140]. Следует отметить, что приведенные У. Алиевым данные в точности соответствуют сведениям автора начала XX в. В.М. Сысоева. Последний отмечал, что «по шариату калым не должен превышать 300 руб., но богатые платят по своему состоянию» [4; 25]. Кроме того, был важен возраст девушки, а также ее социальный статус, потому что, по сообщениям исследователей прошлых столетий, «за вдову калым гораздо меньше (вдвое или втрое), чем за девушку» [4; 25].
Точные сведения о размерах калыма и характере заключения брака в конкретных случаях в прошлом невозможно установить, потому что метрические книги бесследно исчезли после депортации карачаевского народа. О наличии в сельсоветах (например, в с. Учкулан) и архивах этих книг, относящихся к концу XIX - началу XX в., сообщала Е.Н. Студенецкая в своем отчете об экспедиции в Карачай в 1934 г. [21; 57-58, 67]. После установления советской власти началась активная борьба с вредными пережитками прошлого, одним из которых как раз считался калым. В первые же годы советской власти его выплата была запрещена. Еще в мае 1921 г. председатель Карачаевского окрисполкома У.Д. Алиев в своем первом открытом письме населению округа писал, что «в нашей свободной автономии не может быть ни насилия, ни продажи» [22;140]. В 1922 г. ЦИК ГАССР принял ряд постановлений о запрещении покупного брака [23; 201]. В 1924 г. по проекту Наркомюста (ст. 232 УК РСФСР) ВЦИК издал для Карачаево-Черкесской области специальный закон, по которому уплата калыма за невесту каралась лишением свободы или принудительными работами до 1 года [24; 58].
В 1934 г. информанты (Маруся Узденова (секретарь комсомола, зав. женским клубом) и Заурбек Ульба-шев) заявляли Е.Н. Студенецкой, что «калыма теперь нет» [15; 61, 70].
В настоящее время размер калыма строго не установлен. Он составляет от 50000 рублей и выше. Как и в прошлом, его размер с каждым годом увеличивается и зависит от материального положения семьи.
О сроках платы калыма известно, что она производилась поэтапно. Его платили не только деньгами, но и оружием, скотом, другими ценностями. Иногда вместо денег или скота калым уплачивался участками пахотной и покосной земли, но тоже в пересчете на деньги [25; 243], в то время как в настоящее время его платят деньгами и сразу.
Когда приезжает делегация со стороны жениха, состоящая из уважаемых людей, стороны договариваются о дне свадьбы. Именно тогда происходит передача первых подарков. Вообще весь свадебный цикл состоит не только из переплетающихся друг с другом взаимосвязанных ритуалов, но и из многочисленных актов одаривания новых родственников подарками с целью продемонстрировать им таким образом свое почтение. С течением времени количество и характер подарков меняются. Например, по словам информанток, выходивших замуж в 1980-е гг., ценными подарками считались ткани. Кроме них, также дарили рубашки, полотенца и конфеты. Обязательным угощением для привозящих подарки в этот день были корзина с фруктами, различные сладости и барашек [26]. В настоящее время в качестве подарков выступают сладости, золотые вещи, родители дарят своей будущей невестке украшения из бриллиантов. Иногда в качестве подарков дарят деньги, «чтобы сами купили то, что им нравится» [26]. Количество и качество подарков в прошлом тоже было неоднородным. Например, Клапрот по этому поводу писал, что «богатый жених посылает своей невесте полное одеяние, которое она должна надеть, когда ее отводят к нему» [27; 247]. Если в прошлом после сватовства и уплаты части
калыма совершали обряд бракосочетания (некях), то в настоящее время его проводят в день свадьбы. В советский период, по словам информантов, некях совершали в доме жениха, так как большинство мечетей были закрыты, в присутствии двух свидетелей, как со стороны невесты, так и жениха, но без самих молодоженов. «Некях тоже совершили. Это сделали во дворе. Пришел мулла, он жил рядом. Присутствовали старшие, меня там не было. А когда мой брат женился, уже после того, как Советского Союза не стало, некях совершали в мечети» [9].
В том случае, если невеста вышла замуж без предварительной договоренности и сватовства, то на второй день свадьбы в дом невесты отправляется делегация, представляющая интересы жениха и состоящая из его близких родственников. «Среди них обычно дядя жениха (он же и является главой делегации), зять жениха, младший брат жениха, иногда сват и еще кто-нибудь из родственников старшей невестки (если в доме есть старшая невестка - авт.)» [19; 487-513]. Делегация едет с подарками и деньгами. Эти деньги заворачивают по отдельности в платки и кладут в небольшие коробки (шкатулки). Сумма строго не фиксированная, от 15 тыс. и выше. Больше всех отдает глава делегации. По сообщениям информантов, иногда в таких случаях с собой везут и калым. В число подарков входят «чемодан со сладостями, корзина фруктов, отдельная корзина с напитками (алкогольными и безалкогольными), красиво оформленные коробки конфет, халва3. Коробку, в которую кладут халву, тоже оформляют красиво и украшают 10-рублевыми монетами. Дополняет сладости вторая разновидность халвы. Отличительной чертой является ее подача. Ее в процессе раскладывания вместо большого блюда (подноса) помещают в небольшие кондитерские
3 Халву готовят из пшеничной муки, сахара, сливочного масла.
формочки. Этих кусков халвы должно быть 51. Завершает этот список сладостей кукурузная медовая лепешка. Обязательной составляющей этого списка также является овца» [1]. Сторона невесты, в свою очередь, тоже не отстает: когда гости уезжают, вместе с ними родителям жениха отправляют в сыром виде заднюю правую ногу барана, три вареных куска мяса, жареные пироги (хычи-ны), полотенца, рубашки.
В назначенный день свадьбы за невестой едет свадебный кортеж, который состоит из множества машин. Следует обратить внимание, что участвовать в приводе невесты в новый дом для человека, у которого есть машина, очень почетно. Семья жениха на каждую машину покупает ковры, которые прикрепляются на крышу. В дореволюционный период за невестой отправлялись с флагами (байракъ), на которых были изображены фамильные тамги. Позже флаги с тамгами были заменены на ткани, а сейчас используют ковры. Некоторые семьи специально заказывают на них вышивки фамильных знаков. Эти ковры остаются владельцам тех машин, на крышах которых они были прикреплены. Фамильные знаки выступали в роли отличительных знаков, позволявших определить, к какой фамилии принадлежит семья жениха.
По традиции невеста выходит замуж из дома, но бывают случаи (к примеру, если в доме кто-то болеет, если не так давно умер родственник), когда её забирают из другого домовладения или же вообще с работы. В таком случае в том доме или месте, откуда ее забирают, делают той - праздник, застолье.
В случае, когда невеста выходит из дома, режут барашка, накрывают на стол, угощают тех гостей, которые приехали за невестой. Как и прежде, в основном, за невестой приезжает молодежь: друзья, братья, сестры жениха.
После того, как гостей встретили, к ним выходит невеста в
сопровождении своих подруг. Следует обратить внимание на то, что свой первый выход к гостям она совершает в «домашней одежде», то есть не в свадебном платье. Ее выход означает первое знакомство с новыми родственниками и друзьями будущего мужа. Поскольку мужчины и женщины сидят за столом в разных помещениях, невеста выходит только к девушкам. При встрече с невестой молодые девушки дарят ей цветы, что также является нововведением и влиянием русско-европейской культуры. Через некоторое время невеста удаляется в свою комнату, чтобы переодеться в свадебное платье и подготовиться к отъезду из отчего дома.
К тому моменту, когда невеста переоделась, проводится обряд, называемый «перевод невесты с циновки», когда неженатый брат (родной брат или двоюродный) жениха должен подарить от себя лично подарок (браслет, кольцо, цепочка), а вместе с ним покрывало, которое надевали на голову невесты. По словам информантов, этот обряд в настоящее время не практикуется, но обычай преподносить подарок остался. Брат жениха делает первый шаг с молодой невесткой к выходу. Далее он ее берет за руку и подводит к машине. Перед тем как выйти из дома, на невесту надевают платок. Этот процесс сопровождается шутками и играми молодежи.
Перед выводом девушки из дома её подруги становятся перед ней и начинают торговаться. «Молодые парни со стороны жениха предлагают деньги за невесту (чурум), они, в свою очередь, высказывают недовольство их количеством. Девушки, когда считают, что сумма слишком маленькая, говорят: «Что мама больше не дала?». Чурум чаще дают мелочами. Девушки часто требуют доллары. Доллары всегда нужно иметь с собой. Для чурума из дома жениха выделяется определенная сумма. У каждой семьи своя сумма. Иногда парни, чтобы понравиться
девушкам, сами от себя платят, показывая, что они не бедные. На одной свадьбе парень из группы со стороны жениха приметил девушку со стороны невесты. Он своими шутками привлек ее внимание, впоследствии они поженились» [16].
Пока подруги невесты не получат устраивающую их сумму денег, невесту не «отдают». Этот процесс (торг) может продолжаться долго, иногда до тех пор, пока не вмешаются старшие.
Вместе с невестой в машину садятся къыз джёнгер джаш (родной или двоюродный брат невесты со стороны отца или матери), къыз джёнгер къатын (обязательно замужняя женщина, как правило, со стороны невесток семьи). Она садится с правой стороны невесты, молодая девушка со стороны жениха -с левой стороны.
Свадебный кортеж замыкает машина, в которой сидит жених. Если не было договоренности о том, что родственники невесты захотят увидеть жениха в день свадьбы, пока кортеж не отправляется к его дому, он не показывается людям.
После того, как все расселись по машинам, свадебный кортеж направляется к дому жениха. По дороге он многократно останавливается, и при каждой остановке устраивают той (застолье и танцы). Когда кортеж въезжает в селение, его могут останавливать все желающие, чтобы получить плату за проезд. Родители жениха выделяют деньги на эти расходы отдельной строкой. Чаще всего выкупными деньгами распоряжается возглавляющий свадебную процессию тамада.
Когда кортеж приезжает к дому жениха, все присутствующие на свадьбе собираются во дворе, чтобы посмотреть на невесту. Старшие встречают её со словами «добро пожаловать» (хош кел). Брат невесты (къыз джёнгер) не разрешает своей сестре выйти из машины, пока не будет уплачен выкуп семьей жениха. По словам одной из информанток,
с ее головы сняли тот платок, который был на ней, когда она приехала в дом будущего мужа, и свекровь надела на нее свой семейный платок [9]. Также перед машиной постилают ковер, чтобы нога невесты до дома не ступила на землю. Когда невеста в сопровождении сидевших с ней в машине выходит из неё, присутствующие представители старшего поколения высказывают в адрес молодых различные пожелания. Невесту первой обнимает наиболее удачливая, счастливая, многодетная женщина, у которой жив супруг. Когда невеста направляется в дом, над ее головой разбрасывают конфеты, деньги (монеты) и рис, после чего ее заводят в специально приготовленную, так называемую, «невестину комнату». Время пребывания невесты в своей комнате со временем сокращалось. В прошлом невеста не выходила из своей комнаты несколько месяцев. «Молодая 6 месяцев - 1 год сидела дома и ничего не делала. Теперь с этим борются и назначают на работу» [3; 61]. Сегодня этот срок может составлять 2-3 дня.
В комнату, в которой находится невеста, может зайти каждый желающий. Но для того чтобы посмотреть на нее, нужно заплатить выкуп. Его собирает, как правило, къыз джёнгер джаш.
Информантка, вышедшая замуж в 1980-е гг., вспоминала: «В комнате невесты, то есть там, где я стояла, находился стол. На этот стол я должна была поставить все, что привезла с собой: вазы для цветов, овощей, даже мою косметику. То есть таким образом показывала, что у меня есть. Все заходили и смотрели, сколько и чего у меня есть. Люди заходили и смотрели. Как женщины, так и мужчины. Те, кто заходил, дарил подарки (женщины подарки, мужчины и парни - деньги)» [9].
Пока идет свадьба, рядом с невестой находятся те, кто ее сопровождают, а также молодые девушки со стороны жениха. В этой же комнате для нее накрывают отдельный
стол, так как выходить к другим она не могла. Пока молодые ребята, сопровождающие невесту, находятся в доме жениха, они могут позволить вести себя довольно раскованно. Они высказывают различные пожелания, которые должны выполняться, могут совершать различные шалости, не выходящие за рамки здравого смысла и приличий. «Девушки, которые их обслуживают, тоже не отстают. Они подшучивают над ними. Незамужние девушки, которые обслуживают гостей, крадут вещи: обувь, штаны, шапку, и просят за это выкуп.» [10]. В этой игре не участвует главный охранник (къыз джёнгер). Его персона неприкосновенна. Лица, сопровождающие невесту, находятся в доме жениха до тех пор, пока не приедут гости со стороны невесты (джыйын). В большинстве случаев они приезжают на третий день, хотя в последнее время участились случаи проведения свадеб в ресторанах, когда могут уложиться и в один день.
Джыйын привозит приданое невесты (берне). В него входят различные подарки, в том числе родителям и другим близким родственникам жениха.
Семья жениха особенно готовится к приезду гостей со стороны невесты. Заранее готовят угощения, приглашают гостей - родственников и близких соседей. Все, кто приходит в гости в этот день к семье жениха, приносят подарки. По рассказам информантов, место, где начинают раздавать берне, наполняется гостями. Специально назначенная девушка (чаще всего, это молодая сноха) оглашает, кому какой подарок предназначается. Для того чтобы не произошло путаницы и подарки достались тем, кому они предназначаются, на них пишут имена. Со стороны жениха тоже назначается женщина, которая принимает берне. Когда открывают первый сундук, сторона невесты может посадить на него ребенка, для того чтобы сторона жениха выкупила свои подарки.
Ребенку в этом случае, как правило, дают деньги.
В списке первоочередных получателей подарков стоят родители жениха. Как правило, отцу дарят костюм, парфюмерный набор, кольцо (чаще всего - перстень); матери
- костюм, парфюмерный набор, пуховый и шелковый платки, золотую вещь (кольцо, сережки, браслет или цепочку). Бывают случаи, когда вместо одежды дарят деньги. Следующие получатели подарков - это братья. Им тоже дарят костюмы и золотые вещи. Далее идут сестры и дети. Для соседских детей специально готовят чемодан с подарками. Невеста должна что-то подарить всем детям, заходящим к ней.
Соседям, как помощникам в организации свадебного пира, раздавали: женщинам - фартуки, мужчинам - полотенца. В настоящее время женщинам дарят ночные рубашки, завернутые в полотенца, мужчинам
- рубашки, которые также завернуты в полотенца, также популярностью пользуются коврики для совершения намаза (намазлык). Бывали случаи, когда после раздачи всем присутствующим подарков, они еще оставались. Тогда их передавали семье жениха со словами: «все, что осталось, подарите тем, кто придет завтра» [28].
После того, как закончили раздавать берне, молодые девушки идут в дом или помещение, где находится зять, чтобы познакомиться с ним. Чтобы их в шутку не умыкнули, их сопровождают парни со стороны невесты. В противном случае за возврат девушек стороне невесты нужно будет заплатить выкуп. По просьбе молодых девушек и сопровождающих их парней зять выходит к ним. Во время этой встречи с ним рядом всегда находятся его друзья. Шутки ради иногда к гостям вместо зятя выходит кто-то из друзей. После знакомства все, кто пришел, возвращаются за свои столы.
В ходе пиршества после второго блюда в большой комнате
собираются все присутствующие. Они говорят, что хотят увидеть невесту. Следует обратить внимание на то, что ее готовят к этому выходу те, кто ее сопровождал в дом будущего мужа. Старшая женщина надевает на ее голову шаль, под которой надето три платка, к талии вместо фартука также привязывают платок, в обеих руках невеста тоже держит по одному платку между указательным и средним пальцем. Таким образом, на момент выхода невесты к гостям на ней надето 7 платков. После этой процедуры старшая женщина объявляет о готовности невесты. Под звуки песни «орайда», исполняемую молодыми людьми, невесту начинают выводить. В сопровождении подруг невеста заходит в комнату, где над ее головой разбрасывают сладости и начинается обряд снятия платка (ау алгъан). По традиции первый платок снимает старшая благополучная, семейная женщина. Далее четыре девушки, держась за четыре конца, начинают по очереди снимать платки с головы невесты. Третий платок передают неженатому брату жениха, чтобы он поскорее женился. По словам информантов, эти платки хранятся в доме, реже их дарят незамужним девушкам. После того, как с невесты сняли все платки, старшие женщины обнимают невесту и начинают произносить всяческие благопожелания. Тамада держит в руках чашу, наполненную сладкой водой, и произносит тост. После чего отпивает сам и дает выпить из нее нескольким присутствующим детям (обязательно и мальчикам, и девочкам). После этого невесту уводят обратно в ее комнату. Уходя из комнаты, невеста не должна поворачиваться спиной к присутствующим. Гости после этого начинают продолжать пировать. Следует отметить, что в прошлом произносивший здравицу обсыпал невесту орехами, конфетами, монетами, «чтобы у нее хорошо велось хозяйство» [25; 243], тогда
как в настоящее время это чаще всего делает кто-то из пожилых женщин.
В некоторых случаях, когда приезжают джыйын, они привозят те деньги, которые были отданы стороной жениха в день сговора. Застолье заканчивается тогда, когда джыйын и остальные родственники со стороны невесты уезжают. По традиции вместе с ними родителям невесты отправляют различные угощения: 3 куска вареного мяса, заднюю ножку зарезанного быка или барашка,
сладости и др. После этого, примерно через неделю или более, те, кто сопровождал невесту, приезжают ее проведать, с целью узнать, «все ли у нее хорошо»? Именно на этом полностью заканчивается цикл свадебных обрядов.
Таким образом, исследования показали, что карачаевская свадьба в настоящее время претерпела изменения, но, тем не менее, сохранила свои традиционные черты и основные свадебные и предсвадебные ритуалы.
Примечания:
1. Полевой материал авторов. Информатор: Каракотова Римма, 1964 г.р. Карачаево-Черкесская Республика (КЧР), аул Карт-Джурт Карачаевского р-на. Записана в апреле 2017 г.
2. Иванова Ю.В., Красновская Н.А. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М.: Наука, 1988. 648 с.
3. Полевой материал авторов. Информатор: Баева Светлана, 1951 г.р. КЧР, с. Ильичёвское Прикубанского р-на. Записана в апреле 2017 г.
4. Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис: Типография канцелярии его императорского величества на Кавказе и К. Козловского, 1913. Вып. 43. С. 1-156.
5. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М.: Академия наук СССР, 1963. 219 с.
6. Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис: Тип. Главного управления наместника Кавказского, 1892. Вып. 14. С. 59-212.
7. Шаманов И.М. Брак и свадебные обряды карачаевцев в XIX - начале XX вв. // Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Черкесск: КЧНИИ экономики, истории, языка и литературы, 1979. С. 78-111.
8. Болурова А.Н. Брачный обряд у карачаевцев в XIX - начале XX вв. // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 210-213.
9. Полевой материал авторов. Информатор: Айбазова Жанет, 1965 г.р. Санкт-Петербург. Записана в феврале 2017 г.
10. Полевой материал авторов. Информатор: Семенова Аминат, 1974 г.р. КЧР, г. Черкесск. Записана в марте 2017 г.
11. Полевой материал авторов. Информатор: Каракотова Болду. 1953 г.р. КЧР, аул Карт-Джурт Карачаевского р-на. Записана в апреле 2017
12. Асанов Ю.Н. Песня-поэма «Каншаубий», или «Плач княгини Гошаях». Нальчик: Эль-Фа, 1996. 127 с.
13. Иванюков И.И., Ковалевский М.М. У подошвы Эльбруса // Карачай на вершине Кавказа // Вестник Европы. СПб: тип. М.М. Стасюлевича, 1886. Т. I, № 2. (Февраль). С. 553-581.
14. Стасевич И.В. Брак и семья у казахов в конце XIX - начале XXI вв. Время и традиции. URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikat or/03/03_03/978-5-884314-159-6. С. 93-111 (дата обращения: 20.10.2017).
15. Смирнова Я.С. Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа // Труды Института ИЭА им. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1976. С. 47-98.
16. Полевой материал авторов. Информатор: Шидакова Фатимат,1951 г.р. КЧР, с. Ильичёвское Прикубанского р-на. Записана в апреле 2017 г.
17. Полевой материал авторов. Информатор: Джанкезова Марина 1977 г.р. КЧР, г. Черкесск. Записана в апреле 2017 г.
18. Полевой материал авторов. Информатор: Бакшиева Хаджар. 1951 г.р. КЧР, с. Ильичёвское Прикубанского р-на. Записана в апреле 2017 г.
19. Шаманов И.М., Кучмезова М.Ч. Свадьба и свадебная обрядность // Карачаевцы. Балкарцы / отв. ред. М.Д. Каракетов, Х.-М.А. Сабанчиев. М.: Наука, 2014. С. 487-513.
20. Алиев У.Д. Карачай (Карачаевская автономная область). Историко-этноло-гический и культурно-экономический очерк. Черкесск, 1991. 320 с.
21. Студенецкая Е.Н. Полевой дневник. 1934 // Российский этнографический музей. Ф. 11. Оп. 1. Д. 4.
22. Алиев У.Д. Карачай (Карачаевская автономная область). Историко-этноло-гический и культурно-экономический очерк. Черкесск, 1991. 320 с.
23. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт // Культура и быт народов Северного Кавказа / под ред. В.К. Гарданова. М.: АН СССР, 1968. С. 185-274.
24. Шаманов И.М. Свадебные обряды карачаевцев // Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии / отв. ред. И.М. Шаманов. Черкесск: КЧНИИ истории, филологии и экономики, 1988. С. 25-68.
25. Лавров Л.И. Карачаевцы: историко-этнографический очерк. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставроп. кн. изд-ва, 1978. 335 с.
26. Полевой материал авторов. Информатор: Уртенова Сима Хамитовна, 1959 г.р. КЧР, аул Карт-Джурт Карачаевского р-на. Записана в апреле 2017 г.
27. Клапрот Г.Ю. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807-1808 годах по приказанию русского правительства // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. 221 с.
28. Полевой материал авторов. Информатор Урусова-Кипкеева Халимат, 1964 г.р. КЧР, г. Карачаевск. Записана в апреле 2017 г.
References:
1. Field material of the authors. The informant is Karakotova Rimma, born in 1964. Karachay-Cherkess Republic (KChR), aul of Kart-Dzhurt of Karachay district. Recorded in April, 2017.
2. Ivanova Yu.V., Krasnovskaya N.A. Marriage of the peoples of Central and South-Eastern Europe. M.: Nauka, 1988. 648 pp.
3. Field material of the authors. The informant is Baeva Svetlana, born in 1951 KChR, the village of Ilyichyovskoe of Prikubansky district. Recorded in April, 2017.
4. Sysoev V.M. Karachay in geographical, household and historical terms // Collection of materials for the description of localities and tribes of the Caucasus. Tiflis: Typography of the office of his Imperial Majesty in the Caucasus and K. Kozlovsky, 1913. Iss. 43. P. 1-156.
5. Kosven M.O. Family community and patronymy. M.: Academy of Sciences of the USSR, 1963. 219 pp.
6. Teptsov V.Ya. On the sources of the Kuban and Terek // Collection of materials for the description of the localities and tribes of the Caucasus. Tiflis: Typography of the Head Department of the Governor of the Caucasus, 1892. Iss. 14. P. 59-212.
7. Shamanov I.M. Marriage and wedding ceremonies of the Karachays in the 19th -beginning of the 20th century // Archeology and ethnography of Karachay-Cherkessia. Cherkessk: KChNII of Economics, History, Language and Literature, 1979. P. 78-111.
8. Bolurova A.N. Marriage ceremony of the Karachay people in the 19th - early 20th centuries // Omsk Scientific Bulletin. 2007. No. 4 (58). P. 210-213.
9. Field material of the authors. The informant is Aybazova Zhanet, born in 1965. St. Petersburg. Recorded in February, 2017.
10. Field material of the authors. The informant is Semyonova Aminat, born in 1974. KChR, Cherkessk. Recorded in March, 2017.
11. Field material of the authors. The informant is Karakotova Boldu. Born in 1953. KChR, aul of Kart-Dzhurt of Karachay district. Recorded in April, 2017
12. Asanov Yu.N. Song-poem "Kanshaubiy" or "Lamentation of Princess Goshayakh". Nalchik: El-Fa, 1996. 127 pp.
13. Ivanyukov I.I., Kovalevsky M.M. At the foot of Elbrus // Karachay on the top of the Caucasus // Bulletin of Europe. SPb.: Typography of M.M. Stasyulevich, 1886. Vol. I, No. 2. (February). P. 553-581.
14. Stasevich I.V. Marriage and family of Kazakhs in the end of the 19th - beginning of the 21st century. Time and traditions. URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrik ator/03/03_03/978-5-884314-159-6. P. 93-111 (date of access: 20.10.2017).
15. Smirnova Ya.S. Children's and wedding cycles of customs and ceremonies among the peoples of the North Caucasus // Proceedings of the IEA Institute of Miklukho-Maklay. M.: Nauka, 1976. P. 47-98.
16. Field material of the authors. The informant is Shidakova Fatimat, born in 1951. KChR, the village of Ilyichyovskoe of Prikubansky district. Recorded in April, 2017.
17. Field material of the authors. The informant is Dzhankezova Marina, born in 1977. KChR, Cherkessk. Recorded in April, 2017.
18. Field material of the authors. The informant is Bakshieva Hadzhar. Born in 1951. KChR, the village of Ilyichyovskoe of Prikubansky district. Recorded in April, 2017.
19. Shamanov I.M., Kuchmezova M.Ch. Wedding and wedding ritual // The Karachais. The Balkars / the executive editors are M.D. Karaketov, Kh.-M.A. Sabanchiev. M.: Nauka, 2014. P. 487-513.
20. Aliev U.D. Karachay (Karachay Autonomous Region). Historical-ethnological and cultural-economic essay. Cherkessk, 1991. 320 pp.
21. Studenetskaya E.N. A field diary. 1934 // Russian Ethnographic Museum. F. 11. Op. 1. D. 4.
22. Aliev U.D. Karachay (Karachai Autonomous Region). Historical-ethnological and cultural-economic essay. Cherkessk, 1991. 320 pp.
23. Smirnova Ya.S. Family and family life // Culture and way of life of the peoples of the North Caucasus / ed. by V.K. Gardanov. M.: AN SSSR, 1968. P. 185-274.
24. Shamanov I.M. Wedding ceremonies of the Karachais // Wedding rituals of the peoples of Karachay-Cherkessia / the executive editor is I.M. Shamanov. Cherkessk: KChNII of History, Philology and Economics, 1988. P. 25-68.
25. Lavrov L.I. The Karachais: a historical and ethnographic sketch. Cherkessk: Karachay-Cherkessia Department of Stavropol Publishing house, 1978. 335 pp.
26. Field material of the authors. The informant is Urtenova Sima Khamitovna, born in 1959. KChR, aul of Kart-Dzhurt of Karachay district. Recorded in April, 2017.
27. Klaproth G.Yu. Description of trips to the Caucasus and Georgia in 1807-1808 on the order of the Russian government // Adyghes, Balkarians and Karachais in the news of European authors of the 13th 19th centuries. Nalchik: Elbrus, 1974. 221 pp.
28. Field material of the authors. The informant is Urusova-Kipkeeva Khalimat, born in 1964. KChR, Karachaevsk. Recorded in April, 2017.