Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТОЧЕЧНОЙ РОСПИСИ'

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТОЧЕЧНОЙ РОСПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА / ТОЧЕЧНАЯ РОСПИСЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Евгения Констнтиновна, Шпаченко Анастасия Дмитриевна

В статье рассматривается проблема развития восприятия цвета у младших школьников, вызывающего эмоциональную реакцию, способствующего оптимизации умственного и творческого потенциала. Определена роль творческих занятий по выполнению точечной росписи для стимулирования процесса восприятия цвета на основе врожденной стратегии зрительного восприятия .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимина Евгения Констнтиновна, Шпаченко Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COLOR PERCEPTION IN THE LESSONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN THROUGH DOT PAINTING

The article is devoted to the problem of implementing educational activities through the implementation of the principles of participativity in the organisation of the subject-aesthetic environment of the school, which affects the formation of aesthetic and value guidelines of students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТОЧЕЧНОЙ РОСПИСИ»

Литература:

1. Безпалова А.Г. Использование digital-технологий и коммуникаций в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] / А.Г. Безпалова // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2017. - №1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/16- ispolzovanie-digital-tekhnologij-i-kommunikatsij-v-obrazovatelnomprotsesse-vuza

2. Гордиенко, И.В. Психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации / И.В. Гордиенко, Г.А. Репринцева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 2 (15). - С. 35-39.

3. Гущин, А.В. Возможности информационных технологий в организации внеучебной деятельности студентов вуза / А.В. Гущин, Л.И. Кутепова, Н.А. Кочетова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. -С. 238-241.

4. Миниахметова, О.В. Интеграция образовательных технологий в формировании общих компетенций обучающихся профессиональной школы / О.В. Миниахметова // Инновационная наука. - М.: Изд. «МЦНО», 2017. - № 3(4). - С. 38-44.

5. Мялкина, Е.В. Диагностика качества образования в вузе / Е.В. Мялкина // Вестник Мининского университета. -2019. - Т. 7. - №3. - С. 4.

6. Новикова, А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе / А.В. Новикова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2014. - № 6 (22). - С. 239-242.

7. Саблина, М.В Современные стратегии интеграции ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в условиях преподавания иностранного языка. [Электронный ресурс] / М.В. Саблина - Режим доступа: https:// bal-sch17.edumsko.ru/uploads/2000/1651/section/219491/Sovremennye_ strategii_integracii_IKT.pdf?1465313107422.

8. Серафимович, И.В. К вопросу о преемственности ценностей участников образовательных отношений в современных социокультурных условиях / И.В. Серафимович, О.А. Беляева // Хуманитарни Балкански изследвания. - 2018. -№ 1. - С. 24-29.

9. Скоробогатова, А.И. Повышение качества профессионального образования средствами телекоммуникационных систем в условиях действия ФГОС / А.И. Скоробогатова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 3 (8). - С. 69-71.

10. Шукурзод, Т.А. Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов / Т.А. Шукурзод, Ф.Ф. Шарипов // Наука и школа. - 2011. - № 6. - С. 54-56.

11. Zhukova, O.A. The didactic system of creating social competences: the essence, structure, features and implementation / O.A. Zhukova // Revistâçtiinjificâprogresivâ. - 2018. - № 1. - С. 38-41.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Констнтиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Шпаченко Анастасия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА НА ЗАНЯТИЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТОЧЕЧНОЙ

РОСПИСИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития восприятия цвета у младших школьников, вызывающего эмоциональную реакцию, способствующего оптимизации умственного и творческого потенциала. Определена роль творческих занятий по выполнению точечной росписи для стимулирования процесса восприятия цвета на основе врожденной стратегии зрительного восприятия.

Ключевые слова: цвет, восприятие цвета, точечная роспись, младшие школьники, декоративно-прикладное искусство. Annotation. The article is devoted to the problem of implementing educational activities through the implementation of the principles of participativity in the organisation of the subject-aesthetic environment of the school, which affects the formation of aesthetic and value guidelines of students.

Key words: subject-aesthetic environment, school, participativity, students, educational activities.

Введение. Творческие занятия по изобразительному искусству в начальной школе позволяют учащимся отразить в создаваемых работах свое впечатление от окружающего мира, выразить отношение к происходящим в их жизни событиям. Все это требует целенаправленного развития зрительного восприятия, отмечено, что в процессе наблюдения характеристики предмета или композиции выделяются в следующей последовательности: визуальная масса, форма, цвет, ориентация, размеры и местоположение [11].

Восприятие цвета способно вызвать активную эмоциональную реакцию, влиять на побуждение умственных и творческих возможностей. Поэтому актуальность развития цветового восприятия у младших школьников является одной из важных педагогических задач [2].

Проблема развития восприятия цвета у младших школьников, потребовала поиска методики, способствующей ускорить процесс приобретения умений и навыков выбора, применения и анализа цвета и цветовых сочетаний.

Изложение основного материала статьи. Восприятие, с позиции философии, «это целостный образ предмета, возникающий в результате воздействия объективного мира на органы чувств», где элементами восприятия служат ощущения, таким образом, можно выделить зрительное, осязательное, обонятельное и слуховое восприятие объекта. Зрительное восприятие имеет наиболее значимое познавательное значение в процессе взаимодействия окружающим миром [8].

Зрительное восприятие зависит от работы центральной нервной системы и обладает рядом основных свойств, таких

как:

- константность - постоянство восприятия формы, размера, цвета; предметность - приобретение сведений о внешнем мире и предметном мире;

- категориальность - осмысленность в понимание воспринимаемых объектов;

- целостность - восприятие объекта в полном объеме, даже, при условии что в данный момент он не полностью виден;

- избирательность - выделение из зоны восприятия объектов, их частей, признаков и т.д.

В процессе зрительного восприятия цвета эти типы психических процессов включаются в зависимости от воспринимаемого объекта.

B.Г. Кузьмин, рассматривая реальность цвета, утверждает: цвет это первый вид реальности при знакомстве с окружающим миром. Автор отмечает, что цвет с позиции категории предмета, объективен, но, в тоже время, цветовая реальность в небольшом диапазоне параметров субъективна и зависит от физиологических и других особенностей воспринимающего человека, хотя продолжает находиться в границах интерсубъективности [5].

А.В. Запорожец делает акцент на том, что процесс восприятия цвета зависит от воспринимающего субъекта, от общего содержания его психической жизни, то есть апперцепции, но, прежде всего, максимально от самого воспринимаемого объекта [4].

Сознательное восприятие цвета требует включения процесса мышления: анализа, установления связи, сходства, различия с тем, что раннее увидено и знакомо. Таким образом, восприятие это поиск наилучшего объяснения, осмысления воспринятого информационного потока.

Восприятие цвета влияющего на мыслительный процесс, подробно изучено в работах О.А. Ореховой [7]. Именно цветовая теория лежит в основе подхода к выявлению личностного поведения, социальных эмоций и ценностных ориентаций детей в возрасте от 4 до 11 лет.

Взгляды и потребности человека оказывают огромное влияние на качество восприятия. Именно этому свойству посвящены многие психологические работы Р.С. Немова [6].

C.А. Рубинштейн утверждает, что «чувство цвета» напрямую взаимосвязано с восприятием цвета, автор также отмечает, что обычно мы не воспринимаем цвет «вообще», а лишь цвет определенных предметов, а также, что на восприятие цвета влияет расстояние между воспринимающим субъектом и объектом, освещенность, материал из которого выполнены предметы и.т.д. [9].

В результате анализа литературы по психологии, педагогике и проблеме восприятия цвета у младших школьников в зрительных процессах деятельности, было выяснено, что детское восприятие оказывает большое влияние на психический процесс, который необходим для ориентации и познания мира. Познавательные процессы интегрируют полученную информацию, поэтому так актуально стимулирование процесса восприятия цвета в начальной школе.

Активизации процесса восприятия благоприятствует и то, что, на современном этапе развития общества педагогике «ценности более гуманной личностно-ориентированной, «субъектной» педагогики стали восприниматься как ценности более высокого нравственного, общечеловеческого уровня за которыми будущее», отмечают авторы Е.А. Слепенкова и С.И. Аксёнов [10, С. 7].

Утверждение «новой гуманистической личностно ориентированной парадигмы педагогического образования, максимально опирающейся на идею саморазвития личности» требует поиска новых методик, способствующих становлению активной личности, готовой к процессу дальнейшей самореализации [10, С. 7].

Рассмотрим более подробно психофизиологические и педагогические условия способные активизировать процесс восприятия цвета в младшем школьном возрасте на творческих занятиях при выполнении работ в технике точечной росписи.

Поступление ребенка в школу является важным моментом в его жизни, младший школьный возраст охватывает период от 6-11 лет и это время физического развития. В тоже время с физиологической точки зрения становления организма в этот период наблюдается определенная дисгармония, которая заключается в том, что опережающее психоневрологическое развитие сказывается на временном ослаблении нервной системы, что вызывает потребность в движении, усиливается утомляемость, беспокойство и раздражительность.

Стоит отметить, что для этого возраста характерны повышенная впечатлительность, внушаемость, становление способности строить внутренние планы действий, самоконтроль и рефлексия.

Формирование произвольности (планирование, выполнение программных действий и контроль) ставится в центр умственного развития. В этом возрасте улучшаются когнитивные процессы (восприятие, память, внимание), что повышает образовательные процессы в области умственных функций (письмо, чтение, счет) и позволяет учащимся начальной школы выполнять более сложные навыки и умственные операции, чем у дошкольников.

На основе благоприятных условий для обучения и умственного развития, есть предпосылки для формирования теоретического мышления и сознания, учащийся постепенно вступает в осознанную фазу формирования своей личности.

В период младшего школьного возраста можно выделить следующие отличительные особенности зрительной системы:

- восприятие недостаточно дифференцировано, что обуславливает нечеткое восприятие написания букв и цифр, имеющих определенную степень сходства;

- положительным аспектом является то, что приобретается способность детально рассматривать предметы и изображения, а не воспринимать их по ярким, акцентным признакам.

От преподавателя в этот период требуется предлагать задания, способствующие развитию наблюдательности, для формирования умения детально анализировать качества воспринимаемого и изучаемого объекта.

Память в этот период непроизвольна, но приобретается умение:

- познавательного чтения символов;

- выполнения заданий на запоминание.

Память, развивающаяся по двум направлениям: произвольности и осмысленности, важна также для более быстрого формирования зрительного восприятия, так как происходит накопление и осмысление цветовых образов, позволяющих более точно воспроизводить их в творческой деятельности. Для более продуктивного развития долговременной памяти необходимо создавать эмоционально-насыщенные положительными моментами условия педагогического процесса.

В тоже время младшие школьники могут сознательно, добровольно заучивать материал, который им недостаточно интересен. Обучение основано на произвольной памяти, но у младших школьников, как и у дошкольников, хорошая механическая память. Многие из них обладают механической памятью в изучении текста в течение нескольких лет начальной школы, а это означает, что это вызывает значительные трудности в середине обучения, поскольку материал становится более объемным и сложным. Улучшению семантики памяти в этом возрасте способствуют приемы рациональных способов запоминания (разделения текста на части).

Важным в младшем школьном возрасте является рост такого психического процесса как внимание, без которого обучение невозможно и, следовательно, требуется его постоянная тренировка. Определено, что младшие школьники могут сосредоточиться на одном задании в течение 10-20 минут.

Стоить отметить и то, что в младшем школьном возрасте происходит процесс социализации: учащийся вовлекается в новые отношения с одноклассниками, что может стать дополнительным активизирующим побуждением к деятельности.

Именно поэтому младший школьный возраст - самый серьезный этап в раннем детстве для формирования творческих способностей во всех проявлениях. Основные положительные результаты этого возраста обусловлены характером

творческой деятельности и во многом имеют решающее значение для последующих лет обучения. Полноценное творческое пребывание в этом возрасте, является незаменимым фундаментом, на котором строится дальнейшее творческое и интеллектуальное развитие школьника как активного субъекта восприятия, познания и действия.

Основная задача педагога в работе со школьниками: создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных способностей с учетом индивидуальности каждого.

Сочетание в обучении трансляции теоретических знаний о цвете и практических занятий в овладении определенными приемами и навыками работы с цветом, создание творческой среды способной увлечь младшего школьника и тем самым стимулировать восприятие цвета и понимание эстетики импровизации с цветом - основной принцип проведения занятий.

Для продуктивной деятельности школьников в восприятии цвета, понимание его эстетики важно также формирование эстетической направленности педагога, так как «именно эстетическая направленность педагога приводит к развитию эстетических потребностей, сознания и способностей как непрерывно развивающегося процесса. Причем этот процесс характерен как для педагога, так и для воспитанников, поскольку только педагог, эстетически образованный, умеющий высказать эстетическое суждение способен воспитать эстетически образованного ребенка, обеспечить эффективность художественно-эстетической подготовки, используя разнообразные средства взаимодействия», отмечают авторы Бичева И.Б. и Казначеева С.Н. [1, С. 3].

От педагога изобразительного искусства во многом зависит насколько станет школьник творчески развитой, целостной индивидуальностью воспринимающей эстетически- ценностные ориентиры в восприятии цвета и воплощающий их в своей дальнейшей предметно-преобразовательной деятельности.

Общие принципы процесса освоения точечной росписи, являющейся одной из техник декоративно-прикладного искусства, требуют освоения несложными технологическими приемами выполнения точек разного размера. Выбор цвета, цветовых сочетаний, поиск интересных композиционных решений группировки цветных точек способствует развитию цветового восприятия [3].

В основе методики проведения занятий в классах изобразительного искусства по развитию цветового восприятия детей посредством точечной росписи положена врожденная стратегия зрительного восприятия: на первом этапе видим основные контуры, далее по мере определения контура выявляется структура. Важно отметить, что чем больше одинаковых элементов, находится рядом, тем быстрее они объединяются в группу, то есть «cluster» [11].

Элемент в любой композиции - простейшая неделимая часть композиции, ограниченная одним или несколькими замкнутыми контурами [11]. В точечной росписи элементом является точка, а объединение в отдельные группы происходит по цвету, форме, размеру, местоположению и ориентации точек, которые собираются в фигуры и линии, а в результате получаются интересные орнаментальные работы с четко выраженными цветовыми элементами.

Учащиеся могут посредством точек создавать разные по цвету группы, что тренирует зрение на восприятие цвета, его оттенков, так как цвет точек входящий в один «cluster» должен быть равнозначен всем другим точкам данной группы.

Процесс развития восприятия цвета посредством точечной росписи строится по принципу от простого к сложному. При проведении занятий важно создать эмоциональный настрой на успех. Беседы, объяснение и изучение основ точечной росписи предлагается проводить с использованием визуальных материалов: видеофильмов, презентаций, демонстрационных изделий, что способствует привлечению внимания, заинтересованности, творческой активности при выполнении работ. Так были разработаны и представлены презентации на тему «Колорит в точечной росписи», «Холодная и теплая гамма в технике точечная роспись», «Орнаменты» и «Этапы выполнения точечной росписи».

Системность и последовательность при проведении занятий повышает успешность выполнения точечной росписи, приобретаются умения и навыки, развивается цветовое восприятие и воображение, умение импровизировать с цветом, с приемами декорирования, что позволяет школьникам наиболее точно отражать в своем творчестве представление о мире, закрепить и сохранить свои знания о форме и цвете.

Выводы. Практическая значимость результатов представленного исследования определяется педагогически значимой целью поиска новых эффективных методик, направленных на развитие восприятия цвета в процессе творческой деятельности с учащимися младшего школьного возраста.

Восприятие цвета - это независимый психический процесс, который интегрирует другие когнитивные процессы и необходим для познания и ориентации в мире.

Процесс развития восприятия цвета на занятиях изобразительным искусством более объемно и быстро происходит во взаимосвязи творческих заданий основанных на врожденной стратегия зрительного восприятия: объединения элементов композиции в группы по цвету, форме, размеру, ориентации и местоположению, что наиболее ярко проявляется при выполнении работ в технике точечная роспись.

Знакомство младших школьников с изобразительным искусством посредством выполнения декоративных работ в технике точечной росписи обогащает их эмоционально и стимулирует развитие восприятие цвета.

Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в сознании и памяти ребенка на всю жизнь. Внимание к детскому творчеству и одновременно управление этим сложным процессом - главные условия успеха.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / Бичева И.Б., Казначеева С.Н. // Вестник Миниского университета. - 2021. - №3. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-5 (дата обращения: 19.01.2022 г.).

2. Виноградова, Н.В. Развитие художественно-образного восприятия учащихся ДШИ на занятиях по живописи (на примере выполнения натюрморта): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Виноградова Наталья Владимировна. - Москва, 2009. - 22 с.

3. Добрусина, А.Т. Точечная роспись / А.Т. Добрусина. - Ростов: Феникс, 2015. - 43 с.

4. Запорожец, А.В. Избранные психол.-пед. труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1986.- 320 с.

5. Кузьмин, В.Г., Цветовая реальность: свойства и относительность / В.Г. Кузьмин // Философская мысль. - 2018. -№ 10. - С. 16-31. - URL: https://author.nbpublish.com/fr/article_26723.htm (дата обращения: 19.01.2022 г.).

6. Немов, Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС. - 2004. - 148 с.

7. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография / О.А. Орехова. - СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

8. Розенталь, М.М. Философский словарь / М.М. Розенталь, П.Ф. Юдин. - М.: Политиздат, 1968. - 432 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: АСТ, 2021. - 960 с.

10. Слепенкова, Е.А. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII - XX вв. / Слепенкова Е.А., Аксёнов С.И. // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. - С. 7 - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-7 (дата обращения: 19.01.2022 г.).

11. Анализ в теории формальной композиции. Признаки элементов: методические указания: методическое пособие / сост. А.В. Шаповал; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Кафедра дизайна. -Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ), 2013. - 26 с.: ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427393 (дата обращения: 28.01.2022).

Педагогика

УДК 355.620.2

профессор, кандидат педагогических наук Зыков Андрей Викторович

Управление физической подготовки и спорта ВС РФ (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ОБУЧАЕМЫХ В ВУЗАХ СРЕДСТВАМИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается психологическое и педагогическое сопровождение молодежи связанные с процессом профессионального становления будущего квалифицированного специалиста в высших учебных заведениях. Один из этапов психолого-педагогического сопровождение нами рассмотрен, как специальный вид профессиональной помощи обучаемым. По мнению автора, психолого-педагогического сопровождение направленно на предупреждение и преодоление различных проблем личностного развития специалиста. Будущий специалист, может реализовывать свой потенциал, в виде возможностей и раскрытие индивидуальных особенностей, на поддержание оптимальных и значимых качеств личности, на предоставление субъекту учебной деятельности права самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Преподаватели и социум играют важную роль в оказание помощи субъекту в развитии и формировании ориентационного поля в период профессиональной подготовки в вузе. В работе представлены не которые педагогические инструментарии, которые способствуют в разрешение трудностей в учебной деятельности молодежи, и в процессе формирования индивидуального стиля учебно-профессиональной направленности. Подготовка квалифицированного специалиста заключается, в частности, в том, чтобы за время обучения он смог достичь уровня личностной зрелости, предполагающей наряду с другими наличие таких профессионально значимых личностных качеств, как ответственность за выбор собственных условий развития и условий развития другого, готовность к принятию ответственности за успехи и неудачи в учебной и профессиональной деятельности. Обобщая материал, следует подчеркнуть, что сопровождение в высшем образовательном процессе - многоаспектное, полиморфное взаимодействие, направленное на преодоление неблагоприятных условий развития (внешних и внутренних), это технологии разрешения проблем, целевым назначением которых выступает оказание субъекту развития помощи и поддержки на начальных этапах, а также в особо трудных, кризисных ситуациях, переходных периодах становления.

Ключевые слова: психологическое и педагогическое сопровождение, профессиональное и личностное становление будущего специалиста.

Annotation. The article discusses the psychological and pedagogical support of young people associated with the process of professional formation of a future qualified specialist in higher educational institutions. One of the stages of psychological and pedagogical support is considered by us as a special type of professional assistance to students. According to the author, psychological and pedagogical support is aimed at preventing and overcoming various problems of personal development of a specialist. A future specialist can realize his potential, in the form of opportunities and disclosure of individual characteristics, to maintain optimal and significant personality qualities, to grant the subject of educational activity the right to make a choice independently and be responsible for it. Teachers and society play an important role in assisting the subject in the development and formation of the orientation field during the period of professional training at the university. The paper presents some pedagogical tools that contribute to the resolution of difficulties in the educational activities of young people, and in the process of forming an individual style of educational and professional orientation. The training of a qualified specialist consists, in particular, in the fact that during the training he was able to reach the level of personal maturity, assuming, along with others, the presence of such professionally significant personal qualities as responsibility for choosing their own conditions of development and the conditions of development of another, readiness to take responsibility for successes and failures in educational and professional activities. Summarizing the material, it should be emphasized that support in the higher educational process is a multidimensional, polymorphic interaction aimed at overcoming unfavorable conditions of development (external and internal), these are problem-solving technologies, the purpose of which is to provide assistance and support to the subject of development at the initial stages, as well as in particularly difficult, crisis situations, transitional periods of formation.

Key words: psychological and pedagogical support, professional and personal formation of a future specialist.

Введение. Формирования теоретических основ сопровождения обучаемых в условиях их личностно-ориентированной профессиональной подготовки стала система свободного выбора как путь социализации. Большинство зарубежных психотерапевтических и психосоциальных моделей психологической поддержки основаны на принципах понимающего подхода: сочувствии, самостоятельности, самореализации, хорошем самочувствии, адаптации к реальности, способности контролировать свою жизнь в различных обстоятельствах. В качестве цели воздействия выделяется психическое и физическое здоровье обучающихся. Это связано с оценкой психологического сопровождение как одного из необходимых условий эффективности процесса взаимодействия. Будущему специалисту предстоит жить в постоянно обновляющемся социуме, и сможет добиться успеха только в том случае, если будет творчески относиться к быстро меняющейся действительности. Управляющий собственным развитием и занимающий активную жизненную позицию, приходит к необходимости задуматься о рациональном подходе к своему здоровью. Поэтому для нас, как для преподавателей физической культуры важно создавать условия формирования новых качеств и способностей. В этом заключается замысел сопутствования духовного роста обучающих в вузах. Этап психолого-педагогического сопровождения должен рассматриваться, как специальный вид профессиональной помощи обучаемым, направленный на предупреждение и преодоление различных проблем личностного развития будущих специалистов, реализацию их потенциальных возможностей, раскрытие индивидуальных особенностей, а также на поддержание оптимальных и значимых качеств личности, на предоставление субъекту учебной деятельности права самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность, на оказание помощи субъекту развития в формировании ориентационного поля развития в период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.