Научная статья на тему 'Особенности формирования цветоколористической среды образовательных учреждений'

Особенности формирования цветоколористической среды образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1936
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
Цвет / цветоколористическая среда / особенности восприятие цвета детьми / цвет в интерьере образовательных учреждений / Color / tsvetokorrektsiya the environment / especially perception of color children color in the interior of educational institutions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махова Наталия Станиславовна, Научный Руководитель

В статье рассматривается вопросы влияния цветоколористического решения интерьера образовательного учреждения на психофизиологическое состояние обучающихся. Изучены особенности восприятия цвета детьми дошкольного и школьного возраста. Проведен кратких анализ цветового решения интерьеров детских учебных заведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION TSVETOKORREKTSII ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article considers the issues of influence tsvetokorrektsii interior solutions educational institutions on a psychophysiological condition of students. Studied the peculiarities of color perception by children of preschool and school age. Brief the analysis color solutions of the interiors of children's educational institutions

Текст научной работы на тему «Особенности формирования цветоколористической среды образовательных учреждений»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОКОЛОРИСТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Махова Наталия Станиславовна студентка 3 курса

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия

Научный руководитель Бакалдина Галина Витальевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн» Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия

FEATURES OF FORMATION TSVETOKORREKTSII ENVIRONMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Makhova Natalia Stanislavovna student form 3 course Orel State University, Orel, Russia

Bakaldina Galina Vitalievna Ph.D., associate professor of the department «Design»

Orel State University, Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается вопросы влияния цветоколористического решения интерьера образовательного учреждения на психофизиологическое состояние обучающихся. Изучены особенности восприятия цвета детьми дошкольного и школьного возраста. Проведен кратких анализ цветового решения интерьеров детских учебных заведений.

Summary. The article considers the issues of influence tsvetokorrektsii interior solutions educational institutions on a psychophysiological condition of students. Studied the peculiarities of color perception by children of preschool and school age. Brief the analysis color solutions of the interiors of children's educational institutions.

Ключевые слова. Цвет, цветоколористическая среда, особенности восприятие цвета детьми, цвет в интерьере образовательных учреждений.

Keywords. Color, tsvetokorrektsiya the environment, especially perception of color children color in the interior of educational institutions.

Любой цвет влияет на настроение человека, его мысли, сознание, здоровье и на организм в целом. Одни оттенки цветов вызывают положительные эмоции у людей, повышают их работоспособность, улучшают здоровье, успокаивают нервную системы; другие - негативно сказываются на их психофизиологическом состоянии, ухудшают производительность труда, раздражают, вызывают стресс, беспокойство, нервные срывы, меланхолию.

Цвет влияет на наше восприятие пространства. Одно и то же помещение может казаться больше или меньше, длиннее или короче, шире или уже, светлее или темнее в зависимости от оттенков цвета, используемых в формировании его интерьера. Поэтому при проектировании любого интерьера дизайнер должен правильно выбрать цвет, который не только грамотно впишется в общую концепцию проекта, но и будет позитивно влиять на здоровье и психику человека.

Особо остро проблема выбора цвета стоит в отношении общественного интерьера. Так, например, в помещениях больниц традиционно в окружении больного (постельное белье, одежду врачей, шторы, стены, пол, потолок) используется зеленый цвет и его оттенки. Это делается для того, чтобы больные люди не испытывали чувство тяжести и угнетенности под давлением темных оттенков, а наоборот, светлые тона вызывали бы у них чувство легкости, расслабленности, спокойствия, умиротворения, радовали бы и поддерживали бы у пациентов жажду жизни.

Дизайнер должен учитывать возраст людей, для которых проектируется интерьер: для взрослых или детей. Для дошкольных и школьных образовательных учреждений существует свои определенные правила проектирования интерьера, одно из которых связано со спецификой восприятия цвета ребенком и влиянием цвета на его психофизиологическое состояние. Это хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Фребель Ф, Монтессори М, Тихеева Е.И. необходимость изучения особенностей цветового восприятия ребенка подчеркивалась многими педагогами, психологами и врачами (Ю.Ф.Поляков, А.М.Иваницкий, Люшер, А.Аминев, А.М.Эткинд, Е.Ф.Бажин, Н.В.Агазаде, А.И.Юрьев, П.В.Яньшин, О.В.Сафуанова, Л.Сивик, П.В.Яньшин). Характерные признаки «симпатии» у ребенка к тому или иному цвету выявила Клавдия Ащеулова. Вопросы цветовосприятия изучала группа научных работников - педагогов и психологов Института дошкольного воспитания. А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина. Это исследование показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом эталонов (семь цветов спектра, белый и чёрный цвета). Любой цвет можно определить либо как оттенок одного из семи цветов спектра (темно - красный), либо, как результат их сочетания (желто-зеленый), либо, как промежуточный между черным и белым (серый).

На основе всех этих исследований, мы понимаем, одно из первых, что воспринимает ребенок в окружающем мире - это цвет. Именно цветоколористическая среда частично формирует характер ребенка, влияет на его организм и духовный мир в целом, возбуждает фантазию, помогает лучше усваивать информацию, воспитывает «собственную» культуру. Недостаточное внимание педагогов, дизайнеров, родителей к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятию насыщенности цвета детьми является одним из факторов угасания интереса ребенка к учебе, изобразительному творчеству, ухудшение эмоционального состояния, настроения, умственной и физической работы организма в целом. Цвет способен «задавить» человека, погасить «души прекрасные порывы», ухудшить общее состояние организма. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо правильно обустроить окружающую среду, в которой ребенок будет проводить достаточно долгое время, учиться, заниматься творческой или спортивной деятельностью. Атмосфера окружающей обстановки должна

приносить радость ребенку, не напрягать его, не вызывать чувство страха и незащищенности.

Таким образом, для того, чтобы правильно спроектировать интерьеры дошкольных и школьных образовательных учреждений, дизайнеру необходимо понять детскую физиологию и психологию.

Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием психических процессов, их особенностями организма, с половой принадлежностью. С ранних месяцев ребенок различает четыре группы цветов (красный, синий, желтый, зелёный), но не подразделяет их на оттенки. С первых дней жизни дети неосознанно тянутся ко всему яркому и привлекательному, радуются красочным цветам и предметам. Яркие тона вызывают у детей положительные эмоции, улучшают настроение, умственную и физическую работу организма, побуждают к действию с предметом. Но для развития ребенка необходимы не только основные яркие цвета, но самые разные их оттенки.

На втором году жизни дети начинают зрительно сравнивать предметы по основным цветам, однако, все еще плохо различают их всевозможные оттенки.

В возрасте 3-4 лет отношение детей к цвету неустойчиво. В основном они обращают внимание на форму и строение предмета. На цвет ребенок реагирует, если он ярок, контрастен, интенсивен. На этом этапе детей надо знакомить с другими цветами и оттенками, чтобы в старшем дошкольном возрасте у них не сложились определенные стереотипы употребления «предметных цветов» (небо синее, трава зеленая, солнце желтое). В окружающей обстановке должны присутствовать не только основные, но и дополнительные (розовый, голубой, оранжевый и т.д.) или ахроматические цвета (серый), которые будут откладываться в сознании ребенка. В дальнейшем дети смогут правильно называть цвета, давать предметам правильную характеристику.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Он воспринимает основные цвета, приучается к более сложным цветосочетаниям. Однако, ребенок не в состоянии правильно определить к какому основному цвету относится тот или иной оттенок. Например, оранжевый цвет ставит ребенка в тупик, так как он не понимает, к какому основному цвету его отнести: красному или желтому.

В дошкольном возрасте дети наслаждаются цветом. Он доставляет им эстетическое удовольствие. Ребенок знает и понимает, какой цвет нравится, а какой не нравится ему, какой «красивый», а какой «некрасивый». В. С. Мухина, исследуя особенности восприятия красивого детьми дошкольного возраста, отмечает, что «красивое» изображается яркими чистыми красками. Преимущество отдается желтой, красной, оранжевой и изумрудно-зеленой. «Некрасивое» в глазах ребенка выглядит особенно неприятным, окрашивается в темные, приглушенные тона (черный, темно-синий, темно-коричневый).

В этом возрасте ребенок пользуется цветом, как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит). Учитывая эти особенности восприятия цвета, педагоги и дизайнеры должны сделать окружающую обстановку ребенка яркой, красочной, «позитивной» с добавлением контрастных и интересных по форме предметов, которые вызывали бы чувство радости, легкости, непринужденности, беззаботности и веселья. Следует исключить темные оттенки, которые давили бы своей тяжестью на психику и эмоциональное состояние ребенка.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет) дети становятся менее активными, импульсивными, так как происходит функциональное совершенствование мозга:

развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Младшие школьники начинают детально, с любопытством изучать и воспринимать окружающий мир. На данном этапе развития восприятие достаточно хорошо развито у них, но еще несовершенно и поверхностно. Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся - его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов.

В этом возрасте дети правильно называют и различают цвета, форму, величину предметов, их положение в пространстве. Однако, по-прежнему воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко и контрастно выделяется на фоне других предметов (цвет, величину, форму). Но восприятие цвета идет по пути все более точного различения оттенков и смешения цветов. Главная особенность - ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В период перехода от детства к юности (11-14 лет) у подростков наблюдается общий подъем жизнедеятельности и глубокая перестройка всего организма. Восприятие более целенаправленно, планомерно и организованно (иногда оно отличается тонкостью и глубиной, иногда поражает своей поверхностью). Подросток отличаются повышенной возбудимостью. Он еще не способен связать воедино восприятие окружающей обстановки с учебным материалом. Поэтому в интерьере необходимо использовать цвета, которые не рассеивают внимание школьника, улучшают мозговую активность, вызывают положительные эмоции, успокаивают нервную систему. В этом возрасте подростки лучше различают оттенки, могут правильно называть цвета.

В старшем школьном возрасте (15-18 лет) учащиеся пытаются самоутвердиться, проявить свою индивидуальность, активно осмысливают будущее. Восприятие характеризуется целенаправленностью; внимание - произвольностью и устойчивостью; память - логическим характером; мышление старшеклассников отличается высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность; безошибочно называют цвета и форму предмета.

В детских садах, выбор цвета интерьера зависит от функционального назначения помещения, от сторон света и от возраста детей. Часто стены в детских садах окрашивают в пастельные тона, а шторы и мебель - в насыщенные цвета. Для подвижных малышей старших групп используют светлый, теплый зеленый цвет, который будет успокаивать неуемную энергию детей. Если окна основных помещений, где находятся дети (игровые и спальные комнаты) выходят на север, северо-запад или северо-восток, то необходимо ввести в эти помещения теплые оттенки, чтобы они не казались слишком «холодными» и «чужими».

Выбор цвета в учебных заведениях зависит от функционального назначения помещений и от возрастной группы учащихся. В учебных вестибюлях, коридорах, лестничных клеток, рекреациях используют холодные тона (голубой, бирюзовый, зеленый), которые способствуют релаксации, дают отдых глазам, стабилизируют дыхание и сердцебиение, успокаивают после умственной работы. В цветовую гамму вестибюля и рекреаций вводят яркие теплые акценты (роспись стен, информационные стенды, надписи, картины и т.д.), чтобы избежать чрезмерной

строгости и холодности. В учебных столовых применяют теплые, яркие, сочные тона (оранжевый, красный, желтый, зеленый), чтобы стимулировать работу желудка и вызвать чувство голода у человека. В буфетах же используют в основном холодные оттенки, чтобы сдержать большой поток «голодных» людей, так как буфетчица не успевает быстро обслужить посетителей. Спортзалы лучше делать в светлых, теплых тонах (желтый, оранжевый) в сочетании с зеленым оттенком. Оранжевый будет стимулировать активность и согревать детей в легкой спортивной форме. А зеленый будет ненавязчиво снимать напряжение, укреплять мышцы и облегчать боль от падений. Цвет стен в классах зависит от возраста детей: для младших классов - бежевые, кремовые, светло-охристые, персиковые цвета, которые будут вызывать домашнюю, теплую атмосферу и стимулировать умственную деятельность; для детей среднего возраста - зелено-желтые, светло-зеленые; для старшеклассников - прохладные светлые цвета в сочетании с насыщенными и теплыми акцентами. Такое сочетание повышает эмоциональное состояние учащихся. А наличие только холодных оттенков в интерьере вызывало бы чувство уныния и скуки. Мебель в учебных классах не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать учащихся. Самым комфортным цветов школьной доски является зеленый, который успокаивает, снимает нервное напряжение глаз и самого организма человека.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что при проектировании интерьера любого образовательного учреждения дизайнер должен учитывать возраст учащихся, их психологические и психофизиологические особенности организма, особенности восприятия человеком светлых и темных цветов, функциональное назначение проектируемого помещения, стороны света (на какую сторону света выходят окна).

Сп

Список литературы

1. Буймистру, Т. А. Колористика: цвет - ключ к красоте и гармонии. - М.: Издательство Ниола-Пресс, 2010. - 236 с

2. Никуленкова Т. Т., Лавриненко Ю. И., Ястина Г.М. Проектирование предприятий общественного питания. - М.: Колос, 2000. - 216 с.

3. Гилл Марта, Гармония цвета. Естественные цвета. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 108 с.

4. Иттен Иохане, Искусство цвета. - М: Издатель Д. Аронов, 2000. - 120 с.

5. Саттон Т., Вилен Б., Гармония цвета. Полное руководство по созданию цветовых комбинаций. - М.: АСТ: Астрель, 2004. - 215 с.

_Q

СО

References

1. Buimistre, T. A. Colors: color is the key to beauty and harmony. - M.: Publishing House Niola Press, 2010. - 236 p.

2. .Nikulenkov T. T., Lavrinenko Y. I., G. M. Astina the Design of public catering enterprises. - M.: Kolos, 2000. - 216 p

3. Gill March, the Harmony of color. Natural color. - M.: AST: Astrel, 2006. - 108 p.

4. .Johane Itten, Art of color. - M: The Publisher D. Aronov, 2000. - 120 p.

5. .Sutton T., Wilen B., the Harmony of color. The complete guide to creating color combinations. - M.: AST: Astrel, 2004. - 215 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.