Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПАТРИАРШЕСТВА АЛЕКСИЯ II (РИДИГЕРА) (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

РАЗВИТИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПАТРИАРШЕСТВА АЛЕКСИЯ II (РИДИГЕРА) (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РОСТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЦЕРКОВНЫЙ ПРИХОД / ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федорова Наталья Владимировна, Мекушкин Андрей Александрович, Пронина Александра Михайловна, Пыхтин Дмитрий Иванович

Анализируется начальный период современного этапа развития воскресной школы как одного из звеньев восстанавливаемой системы религиозного образования Русской православной церкви. На основе материалов законодательства, периодики, а также устных источников (воспоминаний участников событий) освещается ход этого процесса в Ростовской области в 1990-е и 2000-е гг. Приводятся данные о количестве воскресных школ в динамике. В период патриаршества Алексия II (Ридигера) (1990-2008 гг.) сложились требования к современной воскресной школе, на местах сформировались церковно-административные структуры для организации образовательной деятельности, с участием регионов (в том числе Ростовской области) начала формироваться методическая база для воскресных школ и подготовки катехизаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SUNDAY SCHOOLS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH DURING THE PATRIARCHY OF ALEKSIY II (RIDIGER) (BASED ON THE MATERIALS OF THE ROSTOV REGION)

The article deals with the initial period of modern development of Sunday school as one of the elements of the religious education system, restored by the Russian Orthodox Church. Based on the materials of legislation, periodicals, as well as oral sources (memoirs of participants of the events), the course of this process in the Rostov region in the 1990s and 2000s is restored. Data on the number of Sunday schools in dynamics are given. It is concluded that during the period of the patriarchate of Aleksiy II (Ridiger) (1990-2008), requirements for a modern Sunday school and local church administrative structures for the organization of educational activities were formed. Methodological base for Sunday schools and the training of catechists also began to be formed with the participation of regions (including the Rostov region) during this period.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПАТРИАРШЕСТВА АЛЕКСИЯ II (РИДИГЕРА) (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ISSN2687-0770 BULLETIN ОЕHIGHER EDUCAUQtítL INSTITUTIONS. N0E1H CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No l

Научная статья УДК 281.^+93/94

doi: 10.18522/2687-0770-2022-2-Ó8-75

РАЗВИТИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ГОДЫ ПАТРИАРШЕСТВА АЛЕКСИЯ П (РИДИТЕРА) (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Наталья Владимировна Федора в alK. Андрей Александрович Мекушкпи2. Александра Михайловна ПронинаДмитрий Иванович Пыхтин4

1.2, М донской государственный технический университет,. Росгов-на-Дону, Россия fhavl@mail.

2 andrey.melnishlmb@icloud.coin

3 anadiia_777@niail.ru

4 dip484@niail.ru

Аннотация. Анализируется начальный период современного этапа развития воскресной школы как одного из звеньев восстанавливаемой системы религиозного образования Русской православной церкви. На основе материалов законодательства, перноднкн. а также устных источников (воспоминаний участников событий) освещается ход этого процесса в Ростовской области в 1990-е и 2000-е гг. Приводятся данные о количестве воскресных школ в динамике. В период патриаршества Алексия П (Ри-днгера) (1990-2008 гт.) сложились требования к современной воскресной школе, на местах сформировались церковно-адмнннстратнвкые структуры для организации образовательной деятельности: с участием регионов (в том числе Ростовской области) начала формироваться методическая база для воскресных школ н подготовки катехизаторов.

Ключевые слова: Русская православная церковь. Ростовская епархия. Ростовская область, церковный приход, воскресная школа, православное образование, религиозное образование

Для цттпдгоеання: Федорова КВ.. Мекушкнн: АА, Пронина AM, Пыхгин ДЖ Развитие воскресных школ Русской православной церкви в годы патриаршества Алексия П (Рндигера) (на материалах Ростовской области) //Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2022. № 2. С. 68—75.

Статья апубаштаана на условиях тщании Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY4.0). Original article

DEVELOPMENT OF SUNDAY SCHOOLS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH DURING THE PATRIARCHY OF ALEKSIY И (RTDIGER) (BASED ON THE MATERIALS OF THE ROSTOV REGION)

Natalia V. Fedonrva1, Audrey A. Mekushkiu2, Alexandra M. Pronina3, Dmitry L PykLtin4

12,3 4 Don State Technical University, Rostov-ou-Dou. Russia

1 fhavligioail.m^

2 andrey.melnishlmb@icloud.coin

3 anadna_777@niail.ru

4 dip4S4@mail.ru

Abstract. Tbe article deals with the initial period of inodeni development of Simday school as one of the elements of the religious education system, restored by (he Russian Orthodox Church. Based on the materials of legislation, periodicals, as well as oral sources (memoirs of participants of the events), the course of this process in the Rostov region in the 1990s and 2000s is restored Data on the number of Sunday schools m dynamics are given. It is concluded that during the period of the patriarchate of Aleksiy П (Ridiger) (1990-2008), requirements

© Федорова H.B., Мекушкнн AA, Пронина AM Пыхтнн Д.И., 2022

ISSN 26&7-Q77Q BULLETIN OF HKttR EDUCiHONAL ВБПШШШ. NOBIH CAUCASUSSE(3DN. SDaALSŒtfCE 2022. No. 2

for a modem Sunday school and local church administrative structures for the organization of educational activities were formed. Methodological base for Sunday schools and the to innig of catechists also began to be formed wdh the partiapation of regions (including the Rostov region) during this period.

Kqwords: Russian Orthodox Church, Rostov diocese, Rostov region, parish, Sunday school, Orthodox education, religious education

Far citation. Fedorova N.V., Metushkm A.A., Pnoniua AM., Pykhtin DJ. Development of Sunday Schools of the Russian Orthodox Church During the Patriarchy of Aleksiy П (Ridiger) (Based on the Materials of the Rostov Region). Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2022" (2): 68-75. (biRnss ).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY4.0).

С 1990-х гг. иерархи Русской православной церкви ставят задачу по восстановлению системы непрерывного религиозного (православного) образования, важным звеном которой являются воскресные школы. В современном понимании: онн отличаются от воскресных школ дореволюционного периода В ту эпоху церковно-прнходскне школы («безмездные училища при церквах», «безмездные для прнхожанских детей училища») организовывались духовенством н были начальными учебными заведениями, где обучались дети: (Закону Божню, грамоте и т.д.). Воскресные же (воскресные н праздничные) пшаты предполагали обучение взрослых, не имеющих возможности ежедневно посещать занятия (в связи с трудовой деятельностью), и отнюдь не только прн храмах, поскольку организаторами и преподавателями воскресных школ часто были земские и иные общественные деятели - светские лица.

В советский период традиция начального образования под эгидой Церкви была уничтожена. Принципиальная позиция большевиков относительно участия духовенства в деле народного образования зафиксирована в декрете СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в котором говорилось о недопустимости преподавания религиозных вероучении «во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы» (п. 9) [1].

В вопросах, связанных с восстановлением собственной системы непрерывного религиозного образования. РПЦ опирается на дореволюционный опыт в области церковно-школьного дела, преподавания Закона Божня в церковных и светских учебных заведениях [2.—4] и т.д. В рамках решения задачи по формированию системы религиозного образования Русская православная церковь стремится обеспечить непрерывность христианской образовательной традиции, систематизировать и стандартизировать православное образование в целях повышения его качества и престижа, преодолеть его изоляцию и добиться включения православных образовательных организаций в качестве полноправных субъектов в единое российское образовательное пространство [5]. Эти масштабные задачи до сих пор не решены в полной мере. Проблемы развития религиозного образования тесно переплелись с проблемами образования светского [б, с. 12] и требуют комплексных решений. Однако с конца 1980-х - начала 1990-х гт., когда государственная политика в отношении социальной деятельности РПЦ начала меняться в сторону не просто допущения, но и одобрения такой деятельности, Русская православная церковь накопила значительный опыт образовательной деятельности. И этот опыт требует фиксации и осмысления. а его обобщение в свете вышеизложенного представляется акту альным.

Русская православная церковь исходит из того, что светскость современного российского государства и светскость образования не тождественны нх нерелнгнозности или антирелигиозное™. Разнообразные возможности для деятельности духовенства Патрнарх Московский и всея Русн Атекснй П раскрыл в слове, сказанном в день интронизации 10 нюня 1990 г.: «Памятуя о своей обязанности научать истине Христовой и крестить во Имя Его, мы внднм перед собой необозримое поле катехизаторской деятельности, включающей создание широкой сети воскресных школ для детей и взрослых, обеспечение духовного возрастания» [цнт. по: 7, с. 80].

В Ростовской области одна из первых воскресных школ открылась в 1990 г. прн храме Вознесения Господня (на Братском кладбище г. Ростова-на-Дону) под руководством настоятеля протоиерея Владимира Коряка [8]. В это же время по благословению протоиерея и прн его ко-

2687-0770 ВЦЦЖПКОРНКЖИ ЕПиС.Ш(ЖИ ИБПШШШ. ЯЖШ САЦСАЯ1ХВЕ(Зт. ЗООАЕБСШЮЕ 2022.

ордннацнн в ростовской школе № 76 был организован Центр духовного возрождения культуры, в программе которого были уроки нравственности, занятия драмкружка «Эхо», работа клуба «Собеседник» и кружок духовного пения. К одннм из первых воскресных школ в области относятся также школы при Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы и при храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Шахты. Начинаясь скромно, некоторые школы постепенно превращались в духовные центры. Так, в период служения протоиерея Валентина Голиковского на территории Свяго-Покровского прихода г. Шахты был построен Православный комплекс для учеников воскресной школы с лекционным и компьютерным классами, классом дошкольной группы, а также библиотекой (строительство завершено в 2004 г.) [9]. Имели место случаи, когда воскресная шкала (группа) начиналась с одного ученика (например, в 1997 г. преподавание Закона Божня в Успенском приходе села Недвнговка; через два года число учеников достигло 20 [10]).

В 1994 г. Архиерейский Собор Русской православной церкви обозначил широчайшее религиозное образование ее главной задачей. Акцентировалась необходимость не просто количественного, но качественного роста воскресных школ, которые следовало открывать прн каждом приходе. Это актуализировало решение сложных задач, связанных с формированием основ преподавания в воскресных школах, организацией учебного процесса, выработкой программ, подготовкой квалифицированных педагогов [11].

По воспоминаниям протоиерея Владимира Тер-Аракельянца, который является одннм из тех, кто стоял у истоков возрождения воскресных школ в Донском регионе, начинался этот процесс на исключительном энтузиазме неравнодушных люден, прн полном отсутствии методического обеспечения и, соответственно, стандартизации и единообразия. Он участвовал в разработке одного из первых в новейшей истории России методических пособий с программами для воскресных приходских школ, которое получило высокую оценку в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации. Разработка вошла в сборник учебных программ, предназначенный для церковно-приходских воскресных школ, который стал свидетельством того, что система религиозного образования и катехизации не ограничивалась статичными городами и на региональном уровне также велась активная самостоятельная работа по ее развитию н методическому обеспечению [12].

Серьезная проблема заключалась в недостатке кадров для преподавания в воскресных школах. Донская духовная семинария была закрыта в 1920-1921 гт., а попытки ее возрождения в 1940-е гг. не увенчались успехом. И только в 1994 г. указом митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Котлярова) было открыто Ростовское епархиальное духовное училище, ректором которого назначен настоятель Мнханло-Архангельского храма г. Новочеркасска священник Олег Добрннскнй (он же с 1994 г. по 2012 г. являлся руководителем Отдела религиозного образования н катехизации Ростовской-на-Дону епархни, который был создан «сразу после Архиерейского Собора 1994 г.» [13, с. 5]).

Первоначально училище было организовано в виде регентско-певческнх курсов, а спустя год приступило к подготовке катехизаторов и преподавателей воскресных школ по одногодичной программе. Оно подверглось реформированию после того, как 26 декабря 2001 г. Священный Синод Русской православной церкви удовлетворил прошение архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона (Доианова) об открытии в Ростове-на-Дону миссионерского духовного училища с двухлетним сроком обучения. Учебное заведение стало именоваться Ростовским духовным училищем (с миссионерской направленностью), а с 2007 г. после значительных преобразований - Ростовским миссионерским духовным училищем. Осуществляя подготовку священно- и церковнослужителей, катехизаторов, преподавателей для воскресных школ, это среднее духовное учебное заведение заложило основу для возрождения Донской духовной семннарнн (6 октября 2010 г. по решению Священного Синода учнлнще получило статус семинарии, а торжественное открытие возрожденной семинарии, ректором которой стал архнепнекоп Пантелеймон, состоялось 23 ноября 2010 г.) [14, с. 205, 399-402].

Также для подготовки преподавателей воскресных школ и катехизаторов с 1995 г. на базе Донского православного центра «София» действовали катехизаторские курсы (руководитель -священник Алексий Демидов, который в этот период наряду со священником Владимиром Тер-

2687-0770 ВЦЦЖПКОРНКЖИ ЕЛиСШО^Ш ИБПШШШ. ЯЖШ САЦСДЯ1ХВЕ(Зт. ЗООАЬБСШЮК 2022.

Аракельянцем являлся членом Отдела религиозного образования и катехизации Ростовской епархии) [13, с. 5]. За первые четыре года работы центр подготовил для епархии свыше 70 «законоучителей» - ростовчан н иногородних (для последних с 1998 г. создавались отдельные группы). В 1999 г. сами представители православного центра давали такую оценку зтои работе: «Малым кажется это число для епархнн, имеющей более 200 приходов, однако за каждой фамилией в списке стоит большой и целеустремленный труд, духовное горение...» [15].

В 1999—2008 тт. в Ростовской епархнн функционировал филиал Свято-Тнхоновского богословского института (с 2004 г. - Православного Свято-Тнхоновского гуманитарного университета): пастырский, педагогический и катехизаторский факультеты. Его открытие трактовалось как «эпохальное событие для жншн епархнн» [11] с учетом того, что духовное образование на Донской земле только начало возрождаться. Первый набор составил 93 человека: 22 священнослужителя были зачислены на пастырско-богословскнн факультет, 37 студентов - на катехизаторский, 34 студента — на педагогический [13, с. 5].

К 2000 г. в Ростовской области было организовано еще несколько духовно-просветительскнх центров: Духовно-просветительский центр имени святителя Димитрия Ростовского при Ростовском кафедральном соборе, православный центр «Благовест», который проделал пуп. от «интеллектуального клуба до православной общины и создания своего прихода Святого Пантелеймона Целителя» [16], миссионерский центр «Истина» при Александрийском епархиальном подворье, центр блаженного Августина прн Свято-Мнхайловскоы соборе г. Новочеркасска, просветительский центр прн Свято-Никольском храме г. Таганрога [13, с. 5].

С 1993 г. «для централизапнн образовательной деятельности и координации ее» Отделом религиозного образован™ и катехизации Ростовской епархнн была введена практика лицензирования воскресных школ [11]. Она показала, что на приходах «вместо школ действовали более или менее регулярные катехизаторские беседы с прихожанами» [13, с. 5]. В этом году лишь шесть школ прошли лицензирование. В 1999 г. о готовности к нему заявил только один приход (помимо уже лицензированных шести), что, как отмечал в своем докладе протоиерей Олег До-брннскнн. было значительно меньше ожидаемого, поскольку «по отчетам блатчнннй и приходских настоятелей во многих приходах функционируют воскресные приходские школы» [11]. В 2000 г. на епархиальном уровне высказывалась уже достаточно жесткая позиция по вопросу организации воскресных школ при приходах: «В городских приходах наличие воскресной школы, поставленной на должный уровень (курсив наш. - Авт.\ обязательно. И если таковой нет, то настоятель, видимо, не способен к управлению городским приходом» [11]. К этому времени относится н начало проведения семинаров для настоятелей приходов, преподавателей и руководителей воскресных школ в целях координации деятельности воскресных школ и унификации преподавания в ннх на основе программ, разработанных Отделом религиозного образования и катехизации Ростовской епархии [11]. Такие образовательные семинары стали регулярными.

К 2000-м тт. постепенно, благодаря в том числе такой деятельности на региональном уровне, сложились критерии, которым должна соответствовать православная воскресная школа. В от-лнчне от назначения общеобразовательных учреждений воскресная школа допускает большое разнообразие форм занятий. Она предполагает наличие программ, систематичность и методическую проработанность преподаваемых курсов (чего не было на заре появления воскресных шкал). Каждый преподаватель должен предоставлять свон учебные планы, программы и перечень пособий в Отдел религиозного образования и катехизации Ростовской епархии или руководствоваться имеющимися в отделе методическими материалами.

Но церковно-прнходскон воскресная школа считается только тогда, когда она связана с конкретным приходом н духовно окормляется священнослужителем. Ответственным за деятельность школы является настоятель храма. Руководителем школы может быть настоятель или по его благословению один из клириков прихода нлн образованный мирянин. Церковноприходская воскресная школа должна действовать прн каждом приходе. В исключительных случаях может быть создана межпрнходская воскресная школа

В задачи «воскресных церковно-прнходскнх лшол» входит: формирование православных представлений о Боге, мире, человеке; изучение Евангелия н разъяснение апостольского благо-

2687-0770 ВЦЦЖПКОРНКЖИ ЕПиС.Ш(ЖИ ИБПШШШ. ЯЖШ САЦСАЯ1ХВЕ(Зт. ЗООАЬБСШЮЕ 2022.

весгня: выработка навыка регулярного чтения Священного Пнсання; разъяснение Символа веры православной церкви, догматов Церкви, Священного Писания Ветхого н Нового Завета в духе святоотеческой грлдицнн; изучение церковной истории, в том числе истории Русской православной церкви; разъяснение содержания церковного богослужения, участие в литургической жизни храма; помощь в подготовке к таинствам исповеди и причастия: обучение церковной и домашней молнтве; воспитание в духе евангельских заповедей, объяснение понятия греха, необходимости вндеть грех, каяться и постоянно бороться с грехом; формирование православного отношения к неправославному окружению: разъяснение нравственных требований во всем многообразии их приложения к современной жизни; воспитание любви к членам семьн. ближним, навыка милосердной заботы о болящих и бедных: воспитание любвн к родной земле, изучение ее истории, приобщение и формирование правильного отношения к сокровищам мировой культуры, к православному церковному искусству [17].

В 2003 г. архиепископ Донской и Нов очерка сскнй Пантелеймон (Доаганов) подчеркивал: «Приоритетным направлением служения Церкви в современном обществе остается духовно-просветительская работа и религиозно-образовательная деятельность» [18]. Причем упор делался прежде всего на совершенствование системы внутрнцерковного образования, а также на расширение и качественное улучшение взаимодействия со светскими учебными заведениями. Такая расстановка акцентов объясняется тем, что, несмотря на изменения в образовательной системе и ее нормативном регулировании, новых возможностей для расширения преподавания православной культуры и аналогичных курсов в государственных н муниципальных образовательных учреждениях в это время не появлялось.

Анализ открытых количественных данных о воскресных школах (группах) показал, что в соответствии с призывом Патриарха Московского н всея Руси Алексия П о необходимости создания широкой сети воскресных школ для детей и взрослых (1990 г.) н решением Архиерейского Собора 1994 г., провозгласившего религиозное образование главной задачей Церкви н призвавшего открывать воскресные шкалы при каждом приходе, в течение 1990-2000-х гг. при храмах Ростовской области открывались воскресные школы (группы) [19, с. 215]. Но они были организованы не при всех приходах. Так, в 1992 г. школы имелись при 25,89 % храмов, в 1999 г - при 33,63 % храмов, в 2002 г - прн 33,6 % (таблица)

Количество храмов и воскресных школ в Ростовской области (1990-е - начало 2000-х гг.) [20: 13, с. 4, 21] / Number of chui'rhes and Sodiy schools

ill the Rostov region (1990s - early 2000s)

Год Храмы Воскресные школы

1992 112 29

1999 223 75

2002 253 S5

Итак, период патриаршества Алексия II (Рндигера) (1990-2008 гт.) был временем постановки задач, равно как н временем инициативы со стороны духовенства и мирян в сфере православного образования. Задача по открытию воскресных школ прн каждом приходе осталась невыполненной. Это, однако, было ожидаемо в условиях, когда перед Церковью стояли сложнейшие задачи, без решения которых организация полноценного православного образования прн приходах невозможна: воссоздание собственно сети православных храмов и приходов и восстановление системы духовных учебных заведений (и то н другое было разрушено в годы советской власти). В исследуемый период были созданы церковно-административные структуры для организации церковной образовательной деятельности на уровне епархий. С ложились требования к современной воскресной школе, основная цель деятельности которой - воцерков-ленне учащихся, прежде всего - детей. Воскресная школа как один из элементов системы религиозного образования, выстраиваемой Русской православной церковью, вобрала в себя черты дореволюционных церковно-прнходскнх и воскресных школ, но не идентична нн первым, ни вторым. В исследуемый период воскресные шкоты РПЦ сближаются с учреждениями дополнн-

ISSN2687-0770 BUUJHTNOEHIGHEREDUCAnOXAL INSTITUTIONS. NORTHCÀUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2022. No l

тельного образования детей, поскольку их программа предполагает обучение детей религии, духовно-нравственное н эстетическое воспитание в свободное от учебы в общеобразовательной шкале время (обычно именно в воскресные дни).

В связи с прерывностью традиции организации церковно-приходских и воскресных школ при храмах в этот период начала формироваться вновь и методическая база для воскресных шкал и подготовки мирян-катехизаторов. Эта работа результнровала позже в ряд общецерковных документов, регламентирующих деятельность воскресных школ, которые были утверждены С вященным Синодом в 2012 г.

Снпсок источников

1. Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», 20 января 1918 г. (ст. 263) // Собрание узаконений н распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. Jfe 18. 26 янв.

С. 272-273.

2. Зубанова С.Г. Православная церковь России в XIX веке: социальный н духовно-культурный аспекты М: Союз, 1995.162 с.

3. Зубанова С.Г. Соцнатьное служение Русской православной церкви в XIX веке. М.: МГСУ, 2001. 352 с.

4. Фёдорова Н.В. Организация воскресных чтений н школ в Донской н Новочеркасскон епархнн (1860- 1370-е гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология н искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 10-1 (36). С. 183-187.

5. Доклад епископа Зарайского Меркурня: председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, на открытии XVIII Международных рождественских чтений (Государственный Кремтевсквй дворец, 25 января 2010 г.) Н Вера н время. URL: bttp://w^^;veravj^i',,conimoQ.',mpublicplip? пвш=599 (дата обращения: 15.01.2022).

6. Дудукаюв Е.8., Jlanmmdep AJ>. Образование и наука: как продатжать модернизацию в условиях рецессии? // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство: право н управление. 2015. № 1 (56). С. 7-13.

7. Федотов А А. Русская православная церковь в 1943—2000 гг.: внутрнцерковная жизнь, взаимоотношения с государством н обществом (по материалам Центральной России). Иваново: ИвГУ, 2005. 136 с.

8. Черникова С.И. Чтобы найти себя и возродиться // Церковный вестник Ростовской епархнн. 1992. Jfe 8. С. 7.

9. Яценко Ж. Наша школа // Донской православный вестник. 2005. № 12. С. 3.

10. К третьему учебному году И Церковный весшнк Ростовской епархнн. 1999. № 7. С. 4.

11. Доклад протоиерея Олега Добрннского // Церковный весшнк Ростовской епархнн. 2000. № 1. С. 8.

12. Программы Закона Божия для преподавателей церковно-прнходских воскресных школ Ростовской епархнн ! сост. H Режабек ред. свящ. А. Демидов, свящ. В. Тер-Аракетьянц Н Сборник учебных программ по Закон;/ Божню для церковно-прнходских воскресных школ / сост. В.Л. Шленов, Л. Г. Петру тин д. М.: Московский патриархат; Отдел религиозного образования и катехизации, 1999. С. 7-61. Несмотря на заглавие, в этом разделе сборника также опубликованы программы курсов «Священная история», «Основы христианской нравственности», «Основы христианского вероучения», а также конспекты занятий.

13. Доклад архиепископа Ростовского и Новочеркасского на епархиальном собрании. 23 декабря 1999 г. Н Церковный вестник Ростовской епархнн. 2000. № 1. С. 3-5.

14. Шадрина АВ. История Донской духовной семинарии / отв. ред. JLB. Минннкова. Ростов н/Д. : ЮНЦ РАН, 2019. 480 с.

15. Заметка о Донском православном центре «София» // Церковный вестник Ростовской епархнн. 1999. № 6.С.1.

16. Православный центр «Благовест» // Церковный вестннк Ростовской епархнн. 2002. № 3. С. 3.

17. Методический семинар в отделе образования: Из выступления священника Виктора Баденкова. О требованиях предъявляемых Свящевноначалнем Русской православной церкви к воскресным школам, н к гематнзацнн преподаваемых в воскресных школах днсцншшн // Церковный вестннк Ростовской епархнн. 2003. № 4 С 7.

ISSN2687-0770 BULLETIN OF HIGHER ED UCAHONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 2

18. Годичное Епархиальное собрание духовенства Ростовской епархнн // Церковный вестник Ростовской епархии. 2003. № 12 С. 5

19. Дудушюв Е.В., Федорова Н.В. Деятельность русской православной церкви по восстановлению системы духовно-нравственного воспитания и взаимодействие с интеллектуальной н полтнко-адмнннсграгнвной элитами на региональном уровне (1990-2000-е гг.) И Стратегии развития общества и социальная работа : материалы докладов и сообщении в виде научных статей Всерос. науч.-практ. конф. с между нар. участием. Ростов аД.: Южный федеральный университет, 2020. С. 210—217.

20. Доклад архиепископа Ростовского н Новочеркасского Пантелеймона. 18 марта 1999 г. II Церковный вестник Ростовской епархнн. 1999. Ла2. С. 4.

21. Выступление архиепископа Донского и Новочеркасском Пантелеймона на совещании, посвященном созданию на Донской земле Епархиального духовного просветительского центра Л Церковный весшнк Ростовской епархнн. 2002. Ла 10. С. 1.

Refereuces

1. Decree of the Council of People's Commissars "On the separation of Church from State and school from Church". January 20,1918 (Article 263). Sobranie uzakonenii i rasporyazhenii rabochego i kresfyanskogopravitel'st-vt7 = Collection of legalizations and orders of the Workers'and Peasants' government. 1918;(18)272-273. (In Russ.).

2. Zubaaova S.G. The Orthodox Church of Russia in the 19th century: social-spiritual and cultural aspects. Moscow: SoyuzPubl.; 1995.162 p. (In Russ).

3. Zubaaova S.G. Social service of the Russian Orthodox Church m the 19th century*. Moscow, MGSU Press; 2001 352 p. (In Russ )

4. Fedorova N.V. Organization of Sunday readings and schools in the Don and Novocherkassk Dioceses (1860-1870s). Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Vo-prosy teorii ipraktiki = Manuscript. 2013;(10-1): 1 S3-187 (In Russ).

5. Report of Bishop Mercury of Zaraisk, Chairman of the Synodal Department of Religions Education and Catechesis of die Russian Orthodox Church, at the opening of the XVIII International Christmas Readings [State Kremlin Palace January 25, 2010). Faith and Time. Available fiom: http:// www veravja/cxMnmoii/ mpub-lic php?num=599 [Accessed 15 th January 2022]. (In Russ).

6. Dudukalov E.V.. Laplander A.B. Education and science: how to continue modernization in a recession? Nauka i obrazovanie\ Idiozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie = Science and Education: Economy and Economics; Entrepreneurship; Law and management 2015;(1):7-13. (In Russ ).

7. Fedotov A A. The Russian Orthodox Chttrch in 1943 2000: Inner-church life, relations with the state and society (based on the materials of Central Russia). Ivanovo: IvGU Press, 2005.136 p. (In Russ.).

8. Chemiloova S.I. To find yourself and be reborn Tserkovnyi vestnik Rostovskoi eparkhii = Church Bulletin of the Rostov Diocese. 1992;(8):7. (In Russ ).

9. Yatsenko Zk Our school. Donskoipravoslavnyi vestnik = The Don Orthodox Bulletin. 2005;(12):3. (In Russ.).

10. By the third academic year. Tserkovnyi vestnik Rostovskoi eparkhii = Church Bulletin of the Rostov Diocese. 1999;(7):4. (In Russ.).

11. Report of Archpriest Oleg Dobrinsky. Tserkovnyi vestnik Rostovskoi eparkhii = Church Bulletin of the Rostov Diocese. 2000;(1): 8 (In Russ.).

12. Programs of the Law of God for teachers of parochial Sunday schools of die Rostov Diocese. Conip. N. Re-jabek ed. by S. A Demidov. S. V. Ter-Arakelyants. Collection of educational programs on the Law of God for parochial Sunday schools. Сотр. V.L. Shlenov: L.G. Petrushina. Moscow: Moscow Patriarchate Press: Department of Religious Education and Catechization; 1999:7-61. [In Russ.). Despite the title, this section of the collection also contains the programs of die courses "Sacred History", "Fundamentals of Christian Morality", '^Fundamentals of Christian Doctrine", as well as summaries of classes.

13. Report of die Archbishop of Rostov and Novocherkassk at the diocesan meeting December 23, 1999. Tserkovnyi vestnik Rostovskoi eparkhii = Church Bulletin of the Rostov Diocese. 2000;(l):3-5. (In Russ.).

14. Shadrina A.V. The history of the Don Theological Seminary. Ed. by L.V. Mininkova. Rostov-on-Don: SSC RAS Press; 2019.480 p. (In Russ.).

15. Note about the Don Orthodox Center "Sofia". Tserkovnyi vestnik Rostovskoi eparkhii = Church Bulletin of the Rostov Diocese. 1999;(6):1. (In Russ ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TSSN2687-0770 BUILEJIN OF HIGHER ED UCfflOXAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. Nol

16. Orthodox center Blagovesf. Tserkovnyi v&tnik Rostovskoi eparkhii = Church Bulletin of the Rostov Diocese. 2002;(3):3 (In Rnss.).

17. Methodical seminar in the Department of Education: From the speech of Priest Viktor Babenkov. On the requirements imposed by the Hierarchy of the Russian Orthodox Church to Sunday schools. and to tbe thematiza-tion of tbe disciplines taught in Sunday schools, Tserkovnyi vestnik Rostovskoi eparkhii = Church Bulletin of the Rostov Diocese. 2003;(4):7. (InRuss.).

IS. Annual Diocesan meeting of the clergy of ihe Rostov Diocese. Tserkovnyi vestuik Rostovskoi eparkhii = Church Bulletin of the Rostov Diocese. 2003;(12):5. (In Rnss.).

19. Dudukalov E.V., Fedorova N.V. The activity of ihe Russian Orthodox Church to restore the system of spiritual and moral education and interaction with intellectual and political-administrative elites at ihe regional level (1990-2000-ies). Strategies for the development of society and social work. Materials of reports and reports in the form of scientific articles of ihe All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Rostov-on-Don: Southern Federal Universily Press; 2020:210-217. (InRnss.).

20. Report of Archbishop Panteleimon of Rostov and Novocherkassk. March 18,1999. Tserkovnyi vestnik Rostovskoi eparkhii = Church Bulletin of the Rostov Diocese 1999;(2):4. (In Rnss.)

21. Speech by Archbishop Panteleimon of Don and Novocherkassk at a meeting dedicated to the creation of a Diocesan Spiritual Educational Center on the Don land Tserkovnyi vestnik Rostovskoi eparkhii = Church Bulletin of the Rostov Diocese. 2002;(10): 1 (In Rnss)

Информация об авторах

H.B. Федорова-кандидат исторических наук, доцент кафедры лингвистики и иностранны х языков. АА. Мекуилкнн - кандидат философских наук, доцент кафедры православной культуры и теологии. А.М. Пронина - магистрант кафедры православной культуры и теологии. Д.И. Пыхтин - магистрант кафедры православной культуры и теологии.

Information about the authors

N.V. Fedorova - Candidate of Science (History), Associate Professor of the Linguistics and Foreign Languages Department.

AA. Mekushkin - Candidate of Science (Philosophy), .Associate Professor of the Orthodox Culture and Theology Department.

AM. Pronina —Master's Student of the Orthodox Culture and Theology Department. D.I. Pykhtm —Master's Student of the Orthodox Culture and Theology Department.

Стагм поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после репевзированыя 17.03.20(22: принята»: публикации 22.06.2022. Ihe article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 17.03.2022; accepted for publication 22.06.2022._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.