Научная статья на тему 'Развитие воображения при изучении тропов на уроках русского языка'

Развитие воображения при изучении тропов на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
212
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / ТРОП / СРАВНЕНИЕ / МЕТАФОРА / ЭПИТЕТ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / IMAGINATION / LANGUAGE DEVELOPMENT / METHODOLOGICAL PROCEDURE / TRAILS / COMPARISON / METAPHOR / EPITHET / PERSONIFICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ротанова Надежда Михайловна

В статье описаны оригинальные методические приемы развития творческого воображения учащихся при изучении на уроках русского языка таких тропов, как сравнение, метафора, эпитет, персонификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE IMAGINATION IN LEARNING TROPES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

This article describes the development of original instructional techniques of creative imagination of children in the study at Russian lessons such tropes as comparison (simile), metaphor, epithet, personification.

Текст научной работы на тему «Развитие воображения при изучении тропов на уроках русского языка»

метеонимами «снег»/«snow» в русском и английском языках связана с экстралингвистическими факторами.

Снег является одним из непременных атрибутов русской зимы. Снежный покров устанавливается в России на большей части территории. Среднегодовые запасы снега в последние годы равны 2,3 тысячи км2. А вечная мерзлота (районы Сибири и Дальнего Востока) занимает 65% всей площади страны. Составленная нами картотека включает 6 фразеологизмов с компонентом «снег», что подчёркивает важность данного погодного явления. Согласно семантико-грамматической классификации 2 единицы являются призначными: зимой снега не допросишься - (разг.) «о том, кто очень жаден»; не первый снег на голову - «не впервые приходится иметь дело с чем-либо непредвиденным». 3 единицы принадлежат качественно-обстоятельственному классу фразеологизмов: (интересует) как прошлогодний снег - «нисколько, ничуть, совершенно (не интересует)»; как (будто, словно, точно) снег на голову - 1) «совершенно неожиданно, внезапно (появляться, прибывать и т.д.)»; 2) «совершенно неожиданный, внезапный»; (белый) как снег -«бледный, испуганный». 1 фразеологизм является предметным - снежный человек - «по некоторым данным, реликтовое человекообразное существо, живущее в Гималаях, в горах Средней Азии и в горных районах некоторых других стран».

В английском языке нами обнаружено 4 фразеологизма с компонентом-метеонимом «snow». Из них 2 единицы - качественно-обстоятельственные: (as) white as а ghost [as a sheet, as ashes, as death, as the driven snow] -«бледный, как полотно, смертельно бледный»; (as) white as milk [as (the driven) snow, as wool] - «белый, как снег, белоснежный». 1 фразеологизм предметный: the snow of yester-year- «прошлогодний снег, вчерашний день, безвозвратное прошлое, прошлое, к которому нет возврата»\ 1 единица призначная: (as) welcome as a storm [as snow in harvest, as water in a leaking ship]-«нежелательный, нежданный». Проведённый нами анализ показал, что и в русской, и в английской фразеологии подчёркивается такое свойство снега, как белизна. По определению «Толкового словаря русского языка», снег - это «атмосферные осадки - белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой» [1, 737]. Белый цвет снега происходит от заключённого в снежинке воздуха. Свет всех возможных частот отражается на граничных поверхностях между кристаллами и воздухом и рассеивается. Так возникает белое свечение, нашедшее отражение во фразеологии.

Снег как погодное явление актуализируется во фразеологическом составе языка. Для России снег имеет гораздо большее значение, чем для Великобритании с её дождливыми зимами. Исторически сложилось так, что Россия - это аграрная страна. Именно от обилия снега издревле зависел урожай, а значит, и продовольственная безопасность страны. Об этом свидетельствуют и русские пословицы и поговорки: зимой снег глубокий-летом хлеб высокий; снег глубок - год хорош; зима без снега - лето без хлеба; снег земле-кормилице - теплый кожух; снег холодный, а от стужи укрывает и проч.

Таким образом, мы рассмотрели фразеологизмы с компонентами-метеонимами «BeTep»/«wind», «снег»/ «snow» в русском и английском языках. Нами было установлено, что на семантику фразеологических единиц значительное влияние оказывают экстралингвистические факторы: географическое положение страны, её климатические особенности, историческое прошлое, жизненный уклад этноса, его культура, традиции, верования. Синх-

ронно-сопоставительный анализ фразеологизмов обнаружил разную фразеологическую активность лексических единиц в двух языках. В группе фразеологизмов с компо-нентами-метеонимами «ветер»/«wind» преобладают процессуальные единицы, среди фразеологизмов с компонентами «снег»/ «snow» превалируют качественно-обстоятельственные. Значительная часть фразеологизмов с исследуемыми компонентами в обоих языках приобретает метафорический смысл. Исследование показало и различное отношение народов к теме погоды, повлиявшее на их языковую картину мира.

Список литературы

1. Ожегов С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского

языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений: 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - С. 77, 737.

2. Чепасова A.M. Семантико-грамматические классы русских

фразеологизмов: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. - 144 с.

3. Pearsall Judy, Trumble Bill Oxford English Reference Dictionary.

- Várese : La tipográfica Várese S. p. A., 2003. - P. 1656.

к^. jcT"! C»-) "*>

H.M. Ротанова

Курганский государственный университет УДК 811.161.1 (075.3)

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТРОПОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье описаны оригинальные методические приемы развития творческого воображения учащихся при изучении на уроках русского языка таких тропов, как сравнение, метафора, эпитет, персонификация.

Ключевые слова: творческое воображение, развитие речи, методический прием, троп, сравнение, метафора, эпитет, персонификация.

N.M. Rotanova Kurgan State University

DEVELOPMENT OF THE IMAGINATION IN

LEARNING TROPES

IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Annotation

This article describes the development of original instructional techniques of creative imagination of children in the study at Russian lessons such tropes as comparison

(simile), metaphor, epithet, personification.

Key word: imagination, language development, methodological procedure, trails, comparison, metaphor, epithet, personification.

Согласно М.В. Гамезо и И.А. Домашенко, «воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» [1]. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение -это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное или условное изображение этого нового. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Творческое воображение, или фантазия, как мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Отправной точкой для развития творческого воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Опытно-экспериментальную работу по развитию воображения пятиклассников на уроках изучения тропов мы начали с разговора о сравнении. Первые мыслительные навыки ребенок получает спонтанно благодаря усвоению родной речи, в процессе обучения дети укрепляют эти навыки, учатся совершать мыслительные операции (сравнение, анализ-синтез, абстрагирование и т.д.), в результате которых возникают основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Сравнение - одна из основных мыслительных операций, осуществляемая детьми в процессе учения. Сравнение (сопоставление) как мыслительная операция состоит в том, что между отдельными предметами или явлениями устанавливается сходство или различие. Ребята должны усвоить основное правило сравнения: сравнивать предметы можно лишь по одним и тем же сопоставимым признакам; у детей должно быть сформировано умение находить сходство и различие предметов, выделять существенные и несущественные признаки предметов в зависимости от цели сравнения. Затем учащиеся должны усвоить сравнение как оборот речи, научиться выражать сходство с помощью специальных языковых средств.

Знакомство с таким оборотом речи, как сравнение, имеет большое значение для формирования умения описывать предмет, рисовать словом. Первый урок на тему «Описание предмета» был подчинен прежде всего задаче научить ребят словом нарисовать предмет, так описать его, чтобы читающий (слушающий) мог зрительно представить, вообразить предмет, и этот зрительный образ был бы как можно более похож на описываемую реалию; свое отношение к предмету учащиеся должны были выразить посредством эмоционально-оценочной лексики.

Детям была предложена речевая задача: составить словесное описание скрытого от других предмета, в описании указать, на что похож предмет, и как можно точнее объяснить, в чем именно они видят это сходство. Дети объединились в группы по пять человек, учитель выдал каждой группе запакованный предмет. Группы расположились так, чтобы не видеть заранее описываемого другими детьми предмета. Для решения этой задачи важно подобрать предметы обихода необычной формы, это могут быть кувшины, вазы, светильники и т.п. Когда описания готовы, капитаны команд зачитывают текст и только после этого показывают предмет, о котором шла речь. Чем ближе облик предмета тому образу, который возник в го-

лове слушателей, когда они воспринимали текст, тем выше оценка (можно использовать 10-балльную шкалу). Анализируются использованные в описании сравнения. В качестве итога учитель обращает внимание детей на то, как важно бывает в жизни уметь точно нарисовать словом предмет.

Игра-задача, аналогичная предыдущей, может быть организована как поиск нужной вещи по описанию. Предметы для описания учитель предлагает однотипные, похожие, но внешне все-таки разные, поэтому главное - дать точное описание, нарисовать словом вещь, используя сравнения (т.е. назвать ассоциации). В процессе формирования творческого воображения при изучении такого тропа, как сравнение, важным является использование малоизвестных детям предметов или нестандартных.

Второй урок на тему «Описание предмета» преследовал несколько иную цель: учащиеся должны были подготовиться к домашнему сочинению, в котором они не только нарисовали бы предмет, но попытались бы передать через сравнение свое впечатление от этого предмета, индивидуальное восприятие.

На уроке учащиеся составляли устные и письменные этюды-описания как хорошо знакомых, так и незнакомых, необычных предметов (например, декоративной тыквы), стараясь интереснее передать с помощью сравнений возникающие у них ассоциации.

Вот какой увидели ребята декоративную тыкву:

«Сегодня на урок учительница принесла какую-то загадочную вещь. Эта странная вещица похожа на большой толстый гриб, гриб-дедушку. Но если этот гриб перевернуть, то он напомнит тебе спящего осминожка» (Жанна С.);

«С первого взгляда эта незнакомая вещь похожа на большой гриб-боровик, только оранжевый, как мухомор. А если пофантазировать, то покажется, будто ты попал в лилипутскую деревню и перед тобой лилипутская хата» (Аня К.);

«Эта штуковина напомнила мне плакат, который я видел в кабинете зубного врача: она похожа на коренной зуб, вырванный по ошибке, т.е. здоровый. Наверно, это коренной зуб бегемота...» (Миша М.);

«...она как обросший оранжевым мхом корявый пень» (Витя Е.);

«... наверно, такую же тыкву фея превратила в карету для золушки» (Оксана С.).

Чтобы учащимся легче было справиться с домашним заданием, мы посоветовали им передать в описании представление о предмете маленького ребенка, который впервые увидел предмет, хорошо знакомый взрослым, т.е. использовать прием остраннения. Приведем для примера детские сочинения-описания, в которых были использованы интересные сравнения.

Веник

Самый интересный предмет в нашем классе - это веник. Он ветеран школьного труда. Сколько записок, оберток от конфет и жвачки он вымел за свою жизнь. Когда-то он бы широким сильным, как совковая лопата, и в полете был похож на ТУ-134. А теперь он похож на нашего сторожа: такой же худой, растрепанный и беззубый, толку от него тоже нет. Но без веника в классе нельзя, как без учителя: совсем порядка не будет (Аня К.).

«Пастилин»

Когда я еще был маленьким, мама подарила мне красивую коробку и сказала, что это пастила. Целую коробку пастилы мне еще никогда не давали. Я тут же решил съесть хоть одну. Открыл коробку. Там лежали разноцветные кусочки, как будто кусочки масла, если его поцарапать вилкой. Я выбрал коричневую пастилу, потому что она была похожа на шоколадку, и откусил почти половину.

Половина была очень большой, никак не жевалась, а когда я жевнул, то сразу понял, что пастила испортилась: она была уже не сладкой и напоминала немножко сыр, который я нашел как-то под шкафом. Я отнес пастилу маме, а мама-то мне и сказала, что это не пастила, а «пастилин» и что из него можно лепить, а есть его нельзя (Павел К.).

По мнению психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности - игры, труда, учения и общения. Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности. Программой пятого класса предусмотрено при изучении такого типа речи, как описание, сочинение на тему «Моё любимое животное». Эта общая тема конкретизируется учащимися, они подбирают оригинальный заголовок, но общим все-таки остается то, что в описаниях будет выражено отношение автора сочинения к своему любимцу. Основным тропом в этом случае обычно является персонификация - оборот речи, состоящий в перенесении признаков и свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Приписывание признаков и свойств человека животным также является персонификацией, «очеловечивание» животных - один из распространенных приемов комического в детской художественной литературе.

В начале урока мы повторили с ребятами особенности художественного стиля, отметили стремление писателей изобразить описываемое явление, предмет, действие; повторили, анализируя небольшие тексты, знакомые пятиклассникам языковые средства, помогающие нарисовать словом картину (образные определения (эпитеты), сравнения, метафоры). Вспомнили известные ребятам стихи о природе, в которых о ней говорится как о человеке (например, стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится.»). Затем вниманию учащихся был предложен фрагмент главы «Полтабуретка» из повести Ю.Кова-ля «Недопёсок». Перед прослушиванием ребятам был задан вопрос: благодаря каким словам и выражениям автору удалось смешно рассказать о драке собак:

«Скоро во дворе появилась гостья. Это была старая приятельница Пальмы собачонка Полтабуретка.

Маленькая и зловредная Полтабуретка имела скверный характер. Она воровала всё, что попадалось на глаза, любила укусить сзади. Деревенские псы терпеть не могли Полтабуретку. Только Пальма жалела ее. «Маленькие собаки - злые, - рассуждала Пальма. - Их надо жалеть. У них жизнь не удалась».

Пальма всегда делилась с голодной Полтабуреткой костями, которые перепадали от мериновского стола, и Полтабуретка заходила каждое утро перекусить и вообще покалякать.

Увидевши гостью, Пальма приветливо махнула хвостом Полтабуретка издалека оскалилась, захихикала, подскакала к конуре.

Вдруг она замерла на месте, наморщила нос - чем это у вас тут противным пахнет? Пальма фыркнула добродушно: мол, не беспокойся, затесался тут один знакомый или родственник, что-то вроде племянника. Из конуры вылез недопёсок с мотоциклетной перчаткой в зубах.

Полтабуретка зарычала, глазки ее загорелись скандальным огнем. Она сразу вспомнила, кто ей вчера всю морду расцарапал. Не рассуждая, кинулась она к недо-пёску, клацнула зубами и выдрала клок платиновой шерсти. Наполеон вцепился ей в нос, и снова раздался неприятный визг.

Пальма соскочила с конуры, оттерла Полтабуретку плечом и встала между нею и недопёском.

«Погодите, погодите, ребята, - как бы говорила она. - Давайте вначале разберемся, в чем тут дело». Но Полтабуретка вовсе не хотела ни в чем разбираться. Из носу у нее текла кровь, а пасть была забита шерстью. Она не просто лаяла, она орала во все горло. На голос Полтабуретки прибежала рыжая Ламка, маленькая собачонка Мошка и бродячий пес Шакалок. Кольцом обложили они Пальму и Наполеона и грозно ворчали, а Полтабуретка шмыгала вокруг и разжигала.» (Ю.Коваль. Недопёсок).

В своих ответах учащиеся отметили, что автор как бы очеловечивает собак: они могут думать, говорить, чувствовать, как люди, - и если убрать из текста все слова, передающие человеческие качества, то описание драки собак уже не будет шутливым, смешным. Учителем был сделан вывод о том, что слова, употребленные в переносном значении, позволяют автору перенести признаки и свойства человека на неодушевленные предметы или животных. Такие метафоры выражают ассоциации автора, который воспринимает животных как существ, равных себе, как людей. Персонификация помогает передать говорящему свои чувства, свое отношение к предмету речи, охарактеризовать предмет описания.

На дом пятиклассники получили задание понаблюдать за животными и написать сочинение, в котором рассказывалось бы о них по-доброму, в шутливом тоне, ребята должны были попытаться «очеловечить» своих четвероногих питомцев. Приведем примеры сочинений учащихся.

Мама Муся

Нашу кошку зовут Муська. Недавно у нее родились котята. Муся стала важной, как начальник. Она никому не позволяет вмешиваться в воспитание свих детей. Когда котята были еще совсем маленькими, Муся недовольно ворчала и закрывала своих ребятишек лапами и хвостом, если кто-нибудь хотел на них посмотреть. А когда я брала котят на руки, Муська начинала беспокоиться, потому что ей казалось, что я их обязательно уроню. Теперь котята подросли, но мама Муся их не оставляет одних. Вообще-то, Муська своих малышей балует: котята носятся по всей комнате, кусают друг друга и даже Муську, а она им ничего не говорит, и только когда кто-нибудь уж очень расшалится, так прикрикнет или даже уши надерет, а потом все равно прощает. Так что, кроме питания, неправильное всё Муськино воспитание (Тоня К.).

Два приятеля

Каждое лето я езжу в деревню к бабушке. Мне нравится ходить на речку, в лес. Но больше всего я люблю играть с Жуликом и Джеком. Жулик, хоть у него и подозрительное имя, очень серьезный, скромный и честный пес, а Джек - просто наказание, как говорит моя бабушка.

Бабушка с Джеком справиться не может. Он все время с ней ругается: она ему слово - он ей десять, а Жулик от стыда за своего приятеля прячется под крыльцо и закрывает лапами голову. А уж как ему бывает плохо, когда Джек стащит чего-нибудь на кухне и бабушка обзывает Джека жуликом! Но хоть и обидно бывает Жулику, он понимает, что никто, кроме него, не сможет научить этого невоспитанного щенка уму-разуму. А однажды Джек устроил себе обед: на первое изгрыз бабушкины тапочки, на второе распотрошил веник. И хотя лаял он на бабушку виноватым голосом, когда она опять на него ругалась, все равно последнее слово осталось за ним. Вот такие приятели есть у меня в деревне (Саша К.).

Способность комбинировать в воображении жизненный и культурный опыт на основе ассоциаций (объединение двух или нескольких впечатлений) и диссоциаций (разъединение, нарушение связей внутри привычной общности) является основным психологическим механизмом творчества. Любое создание фантазии ребенка строится

из элементов, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем богаче материал, который может комбинировать воображение.

Для налаживания и укрепления этой связи фантазии с реальностью учителю необходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способности к его актуализации.

При изучении метафоры на уроках русского языка в целях развития творческого воображения возможно использование проектной методики. Как отмечает Е.С. По-лат, «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения <...> позволяют добиться такого, результата, который выражается в умении детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей» [2].

В качестве проекта предлагаем пятиклассникам «сочинить» праздничное меню для званого обеда в честь 8 Марта. Дети самостоятельно находят интересные рецепты, пробуют приготовить блюда дома, чтобы, во-первых, «порепетировать роль повара», во-вторых, чтобы украшенное готовое блюдо сфотографировать для специальной иллюстрированной брошюры, которая будет подаваться в качестве меню* на празднике в импровизированном кафе. Однако главное в этой игре для учителя русского языка то, как ребята назовут каждое изобретенное и приготовленное блюдо. Визуальное восприятие создает образ, который должен воплотиться в слове. Дети образно называют свои блюда, а «гости» (после того, как увидят и попробуют) могут придумать своё название, но тоже образное. Единственное условие - нельзя выражать негативные эмоции, для напоминания об этом требовании используем шутливый девиз: «Обидеть художника может каждый!» (воспитанный гость в любом случае хвалит хозяйку).

Важнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Чувства стремятся воплотиться в определенные образы: впечатления, мысли, события, никак не связанные друг с другом логически, могут объединяться на основе того настроения, которое они у нас вызывают, и породить образы, которых в действительности никогда не было. В качестве творческого задания при изучении эпитета предлагаем детям «заглянуть себе в душу»: «Закройте глаза и вспомните время (какое-то событие из своей жизни), когда вы были счастливы, у вас было замечательное настроение... Какой запах у счастья? Опишите его, рассказывая об этом событии. Используйте эпитеты». Ребята нашли замечательные образные определения запаха и прокомментировали их: яблочно-морозный (запах яблок на морозе), студеный арбузный запах (покрытые инеем листья пахнут арбузом), мандариново-хвойный (в Новый год пахнет елкой и мандаринами), тёплый ванильный запах булочки, запах снега хрустяще-морозный; влажный, мягкий, почти горячий запах болотной травы, радостный, бодрящий запах нового подъезда; шумный, звонкий запах асфальта после дождя (бегали по лужам изо всех сил по тротуару, а рядом врезались в лужи на дороге проезжающие машины).

В опытно-экспериментальном проекте мы использовали уроки обучения жанровой речи, в частности обучение сочинению-сказке. Методической основой урока была

техника «фантастических гипотез», суть её выражается в форме вопроса «Что было бы, если...?». Объяснить ребятам, как на основе фантастической гипотезы придумывается сказка (необычная история) не трудно, достаточно вспомнить (или заранее прочитать) детские книжки, например: В.В. Медведева «Баранкин, будь человеком!» или Ю.Томина «Шёл по городу волшебник», можно поговорить о кинофильмах-сказках«СтарикХоттабыч», «Королевство кривых зеркал», «Сказка о потерянном времени» и т.п. А в качестве отправного момента мы использовали сказку «Шоколадная дорога» из книги Джанни Родари «Римские фантазии». Сначала мы спросили детей: «Что было бы, если б в нашем городе дороги были выложены плитками шоколада?». После того, как ребята высказали свои «предположения», мы прочитали им сказку Родари. А затем попросили самих пятиклассников придумать вопросы для фантастических гипотез. Идей родилось много, школьники «единогласно» решили негативные гипотезы для рассказов не брать. Сочинение было устным, ребята выбрали для фантазирования три гипотезы: «Что было бы, если б люди не ездили на автомобилях, а летали на собственных самолетах?», «Что было бы, если б мы все стали внешне одинаковыми?», «Что было бы, если б наши домашние животные могли разговаривать?».

Все познавательные процессы находятся в отношениях взаимозависимости как элементы единой системы. Включение обучающегося в активные формы деятельности создает благоприятные предпосылки и для развития воображения. Нельзя не согласиться с Э.В. Ильенковым: «Фантазия, продуктивное воображение есть универсальная человеческая способность, обеспечивающая активность восприятия окружающего мира. Не обладая ею, человек не может ни жить, ни действовать, ни мыслить по-человечески ни в науке, ни в политике, ни в сфере нравственно-личностных отношений с другими людьми. И наша школа должна с этим обстоятельством считаться в полной мере» [3].

Список литературы

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.:

Педагогическое общество России, 2001. - С. 41.

2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка

//Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 4.

3. Ильенков Э.В. О воображении//Народное образование. -

1968. - №3. - С. 42.

И.В.Щурова

Курганский государственный университет

* Как вариант творческой игры можно составить из сочинений детей поваренную книгу с иллюстрациями, где заголовки текстов будут включать метафору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.