Научная статья на тему '«Все премудро сотворено. . . ». Символика вербы в романе И. С. Шмелева «Лето Господне» (опыт школьного анализа)'

«Все премудро сотворено. . . ». Символика вербы в романе И. С. Шмелева «Лето Господне» (опыт школьного анализа) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
594
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБА / СИМВОЛИКА / МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ / СЛАВЯНСКИЙ БЫТ / WILLOW / SYMBOLISM / MYTHOLOGICAL IMPLICATION / SLAVIC WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чаплыгина Юлия Александровна

Предлагается методика изучения главы «Вербное воскресенье» романа И. С. Шмелева «Лето Господне» на уроке литературы в пятом классе. Мифологический комментарий, на котором строится анализ ключевого образа вербы, способствует более глубокому постижению текста учениками, повышению уровня их читательской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is suggested the methodology of studying the chapter “Palm Sunday” in the novel by I.S. Shmelev “God’s Summer” at literature lessons in the fifth form. The mythological comments, which are the basis for the analysis of the key figure of willow, favours the deeper comprehension of the text by pupils, improvement of the level of their reading culture.

Текст научной работы на тему ««Все премудро сотворено. . . ». Символика вербы в романе И. С. Шмелева «Лето Господне» (опыт школьного анализа)»

теория и методика обучения и воспитания

юл. ЧАПЛЫГИНА

(КУРск)

«все премудро сотворено...» символика вербы в романе и.с. шмелева «лето господне» (опыт школьного анализа)

Предлагается методика изучения главы «Вербное воскресенье»романа И. С. Шмелева «Лето Господне» на уроке литературы в пятом классе. Мифологический комментарий, на котором строится анализ ключевого образа вербы, способствует более глубокому постижению текста учениками, повышению уровня их читательской культуры.

Ключевые слова: верба, символика, мифологический подтекст, славянский быт.

Творчество И.С. Шмелева часто интерпретируется исследователями в контексте религиозной литературы и христианской нравственности. Вместе с тем понимание изображенного автором художественного мира невозможно без погружения читателя в атмосферу славянского быта, обычаев и традиций, которые берут начало в древнем язычестве. На мифологическую основу текстов И.С. Шмелева в своих работах обращали внимание

А.П. Черников, С.В. Шешунова, Е.С. Ефимова, Е.А. Осьминина, Е.Г. Руднева, Л.И. Еременко, Г.И. Карпова, Е.А. Черева и др. Исследователи признают, что роман «Лето Господне» для юного поколения - это живая связь с прошлым, духовными ценностями русских людей, текст культуры, включающий множество разнообразных символов, устремленных в глубь веков. Без понимания этих символов невозможно постижение авторской мысли и подтекста произведения. Есть множество путей анализа глав романа «Лето Господне» на уроке литературы в 6-м классе. В данной статье предлагается один из возможных. На примере главы «Вербное воскресенье» покажем, как работа с ключевым художественным образом, заключающим в себе мифологический подтекст, поможет ученикам понять своеобразие художественного мира И.С. Шмелева и раскроет для них глубинные смыслы текста.

Изображенный автором мир искрится от солнечного света, доброты, веры в предстоящее чудо. В центре повествования - подготовка семьи Вани к важному православному празднику - Вербному воскресенью. В начале урока вспоминаем с ребятами историю праздника: Иисус Христос въехал в Иерусалим верхом на осле - животном, олицетворяющем мир. Люди встречали Спасителя, держа в руках пальмовые ветви - символ славы и бессмертия. В славянской традиции пальмовые ветви были заменены ветвями вербы. Показываю ребятам начало документального фильма «Вербное воскресенье» (режиссер

Э. Тухарели, 2011 г.). Длительность фрагмента -около трех минут, останавливаю просмотр на вопросе, который звучит за кадром: «Почему пальма превратилась именно в вербу? И что верба символизирует?». Предлагаю школьникам в течение урока найти ответ на этот вопрос. Приносим на занятие веточки вербы, внимательно рассматриваем их: растение поражает ребят своей нежной красотой. Какой мы видим вербу? Школьники отмечают, что ее ветви «нежные», «с золотистыми пушинками», «светлые», «теплые», «приятные». А так ли воспринимает ее маленький герой Шмелева? Ребята видят в тексте: верба для него «богатая», «вишневая-пушистая», «веселенькая такая», «румяная», «молиться с такой приятно». Школьники находят на страницах книги много эпитетов и метафор, относящихся к вербе. Ее описание разбросано по всему тексту маленькими фрагментами. Автор передает восприятие ребенком окружающего мира - радостное, светлое, эмоционально чуткое, его восторженное душевное состояние, которое не проходит, а усиливается, нарастает не постепенно, а внезапно, переполняя душу ощущением искренней радости. Предлагаю ребятам ознакомиться с представлениями славян, чтобы понять, как в древности люди относились к вербе. Что символизировала она для наших предков? Для этого вспоминаем пословицы, связанные с вербой. Пытаемся объяснить их смысл.

Где вода, там и верба; где верба, там и вода.

Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.

© Чаплыгина Ю.А., 2014

С вербой и зиме не сладить.

На вербу - сани покинь, телегу подвинь.

Распушилась верба, зиме нет ходу до крестьянского двора.

Без вербы не весна.

Ребята оживленно делятся впечатлениями: «Если верба распустилась, значит, весна пришла, лето совсем скоро наступит», «весна наступила: природа просыпается, а верба раньше всех почки выбрасывает». Это растение воспринималось славянами как символ весеннего пробуждения природы. Известно, что издавна наши предки «ходили ломать вербу в Китай-город, на реку Неглинную, на берегах которой в изобилии росли вербы» [4, с. 161]. Момента, когда привезут вербу, Ваня ждет с особым трепетом. Даже двор становится «радостный весь». дети рассуждают: «Верба, словно солнышко, дарит людям веру в лучшее, надежду. Ведь она пришла, чтобы “Христа встречать”!». Рассказываю школьникам о том, что верба «чрезвычайно почиталась среди славян и воспринималась ими как сакральный предмет необыкновенной силы» [Там же]. Верба оберегала людей, защищала их от природных стихий (грозы, бури, грома). Поэтому маленький Ваня говорит о ней как о живом существе. Как пахнет верба? Ребята находят в тексте описание запахов: пахнет «горьковато-душисто», «радостно-горьковато», «лесовой горечью живою», «дремуче-дремучим духом». Запах леса, свежести, ощущения сказки рядом. Благоухание у славян - знак праведности и бессмертия, чистоты. И наоборот, по мысли древних людей, дурно пахнет все, что связано с нечистой силой, грехом, моральной испорченностью.

Обращаемся к эпизоду в церкви, когда мальчикам раздают вербу. Пятиклассник замечает, что дьячок «стегает вербой» мальчишек, и спрашивает: «Разве можно так поступать? Она же святая?».

Пытаемся объяснить смысл пословицы «Не я бью, верба бьет!». Читаем фрагмент из книги Н.С. Шапаровой «Краткая энциклопедия славянской мифологии»: «У всех восточных, а кое-где и у западных славян было хорошо известно хлестание вербой как профилактическое средство от болезней, порчи и бед. Например, вернувшись из церкви в Вербное воскресенье, русские стегали друг друга прутьями освященной вербы, приговаривая: “Не я бью, верба бьет!”» [Там же]. Читаем текст дальше. Школьники обращают внимание на то, что верба «просветилась в огоньках». Чи-

татель видит ее рядом с горящими церковными свечами - символом веры, надежды. очистительный огонь свечей мигает, озаряет церковь так, что «светятся ясные лица» прихожан. Ваня замечает: человеческий облик облагораживается в мерцании свечи, он становится «ясным». Подбираем эпитеты к слову ясный: сияющий, яркий, блестящий, чистый. Таким сияющим становится все вокруг для маленького героя, «все ведь теперь живое, воскресшее, как Лазарь». Русские люди всегда верили, что свеча, принесенная из церкви, обладает особой силой, дарит исцеление от болезней, надежду и веру в себя. Ликование и радость охватывают героя, когда он видит, как в чудодейственном огне трещат вербочки, как вьются вокруг еле уловимые «синие змейки». Какие эмоции охватывают мальчика в этот момент? Ребята отвечают, что он «радуется», «веселый треск кажется ему таким добрым, светлым», ведь «вспоминает он в этот момент о доме, о родном дворе». Дом в произведении - это центр мироздания, «пространственно-временная мифологема “нашего двора” предстает в изображении Шмелева как микрокосм России и всего православного мира» [3, с. 4].

Интересной может стать работа по выявлению цветовой палитры текста. Продолжая разговор о ключевых образах, просим учеников найти эпитеты, относящиеся к вербе и обозначающие цвет. Ребята находят довольно много таких «красочных» слов. отмечаем, что наиболее часто автор использует одни и те же цвета: вишневый, розовый, золотой, белый. Ученики на листах бумаги рисуют абстрактные линии акварельными красками похожих оттенков. Какие ассоциации рождает такое сочетание цветов? Ребята говорят, что цвета «приятные», «теплые», «с ними уютно». Рассказываю о том, что русские люди похоже воспринимают перечисленные цвета, у всех они рождают приподнятое настроение, а не подавленность и горечь. Почему так происходит? На столах у ребят лежат тексты с выдержками из книги Т.Б. Забозлаевой «Символика цвета», в которой описано, какую роль названные цвета играли в жизни человека. Так как в славянской культуре «вишневый», «бордовый» и «пурпурный» - цвета похожих оттенков (темно-красные), мы обращаемся к трактовке автором книги слова «пурпурный». Читаем, что «со времен античности некоторые оттенки красного, в том числе и в первую очередь пурпур, были в одежде признаком особой парадности» [1, с. 40]. Издавна этот цвет

считался королевским, насыщенный красный с фиолетовым оттенком признавали изысканным, утонченным, цветом богатства, заставляющим человека «преклоняться перед его интенсивностью» [1, с. 41]. Маленький Ваня не может налюбоваться на вербу, которая «вишневым блеском светится»: она «будто живая». Герой преклоняется перед мудростью Создателя, сотворившего мир гармоничным и ясным для добра и света. Следующий цвет, на который обращаем внимание, - розовый. В вербе Ваня видит что-то «розовое-живое» и сами «вербешки» розовые. Школьники добавляют, что такие же эпитеты автор подбирает к слову «солнце». оно тоже «розовое», в луже от него «свет-румянчик», и вербочка поэтому «румяная». Спрашиваю у ребят: почему для солнца и вербы автор подбирает одни и те же эпитеты? Дети рассуждают: «Солнышко дарит всем тепло, свое тепло оно и вербочке передает, поэтому она румяной становится», «Вербы касаться приятно, и солнышко, когда коснется щеки, такое же нежное ощущение оставляет на лице». Вместе приходим к выводу: солнце, источник света, передает свое тепло одному из первых весенних растений, символу веры и новой жизни. Сравнение солнца с золотом известно еще с древности. Поэтому вербу «золотцем тронуло», «в золотой пыльце» она, «золотятся» ее веточки. Читаем с ребятами, что «животворящую энергию дневного светила человеческое сознание естественно и логично переносило на крупинки золота» [Там же, с. 97]. Прошу школьников обратить внимание на разрисованные ими недавно листы бумаги. Спрашиваю: какое настроение - приподнятое или, наоборот, грустное, угнетающее - создает желтый цвет? ответы ребят наталкивают на дальнейшие размышления: одни отвечают, что «цвет красивый, согревающий», другие -«он создает грустное настроение». Почему так? Ребята понимают: настроение зависит от того, о каком оттенке желтого идет речь. Читаем: «Такое впечатление, будто существует два желтых цвета.Так оно, впрочем, и есть, о чем лучше многих поведал Гете, сравнив первый желтый с блеском золота: он приятен для глаза и восхитителен..., символ роскоши и благородства. Но любая добавка серого или зеленого, что грязнит желтизну яичного желтка, способна превратить ... цвет почета и радости ... в цвет позора, отвращения и неудовольствия» [Там же, с. 66]. Какой желтый мы видим в прозе Шмелева?

Это цвет солнца, без примеси серого, цвет пробуждающейся жизни, радости. Наконец, белый цвет автор упоминает всего один раз в сочетании «белые корешки-ниточки выпустит». Белый - цвет чистоты, непорочности и благородства. Располагаем эти цвета в таблице, прошу ребят кратко сформулировать, каково отношение к каждому указанному цвету в славянской культуре. Объединяя все сказанное выше, заполняем вместе таблицу ассоциаций:

Цвет Ассоциации

Вишневый Красота, благородство, изысканность, утонченность

Розовый Детство, свежесть, сказка, фантазия, простор, тепло

Золотой Богатство, красота, свет, почитание, сказка

Белый Вечность, чистота, умиротворенность

Спрашиваю у ребят: какой цвет автор употребляет в произведении чаще остальных? Пятиклассники отвечают: «Здесь много-много золотого, розового и совсем чуть-чуть вишневого и белого». Смотрим на записанные ассоциации: для маленького Вани верба - символ красоты, почитания жизни, в то же время она создает ощущение сказки, полета, детской «розовой» мечты о всеобщем счастье. И немного изысканной чистоты вишневого и белого цвета напоминает о вечности и непреходящих человеческих ценностях, воспетых автором книги.

Как уже было в начале урока, прошу ребят назвать и записать свои ассоциации к слову «верба». Теперь круг слов, которые они относят к этому растению, становится шире и богаче. Ребята называют ее «чистой», «святой», «доброй», «светлой», «лучистой», «согретой солнышком», «ласковой», «живой». Школьники одухотворяют вербу, потому что «она людям дарит надежду», «уберегает от дурных мыслей», «напоминает им о Боге». Таким образом, разговор о ключевом образе текста, уходящем своими корнями в славянское язычество, помог учащимся раскрыть новые грани текста, понять глубину авторского замысла.

Ключевые образы-символы романа «объединяются внутренним художественным миросозерцанием Шмелева, достигая масштабности мифа, яви-сказки» [2, с.23]. Помочь ребятам понять и осмыслить эту «сказку» - задача урока литературы, который позволит расширить представления школьников о культуре и истории родной страны, представить глубин-

ные смыслы текста, раскрывающиеся только при вдумчивом чтении, понять авторский замысел, повысить уровень их читательской культуры.

литература

1. Забозлаева Т.Б. Символика цвета. СПб.: BOREY-PRINT, 1996.

2. Михайлов О.Н. Иван Сергеевич Шмелев // Шмелев И.С. Лето Господне. Человек из ресторана. М.: Дрофа, 2007.

3. Черников А.П. Духовно-нравственные искания в автобиографической прозе Русского зарубежья (Бунин - Шмелев - Зайцев) // Литература в школе. 2008. № 6. С. 3-6.

4. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. М. : АСТ: Астрель: Рус. словари, 2003.

* * *

1. Zabozlaeva T.B. Simvolika tsveta. SPb.: BOREY-PRINT, 1996.

2. Mihaylov O.N. Ivan Sergeevich Shmelev // Shmelev I.S. Leto Gospodne. Chelovek iz restorana. M.: Drofa, 2007.

3. Chernikov A.P. Duhovno-nravstvennyie iskaniya v avtobiograficheskoy proze Russkogo zarubezhya (Bunin - Shmelev - Zaytsev) // Literatura v shkole. 2008. № 6. S. 3-6.

4. Shaparova N.S. Kratkaya entsiklopediya slavyanskoy mifologii. M. : AST: Astrel: Rus. slovari, 2003.

«Все премудро сотворено...».

Symbolism of willow in the novel by I.S. Shmelev “God’s Summer” (experience of school analysis)

There is suggested the methodology of studying the chapter "Palm Sunday" in the novel by I.S. Shmelev "God’s Summer" at literature lessons in the fifth form. The mythological comments, which are the basis for the analysis of the key figure of willow, favours the deeper comprehension of the text by pupils, improvement of the level of their reading culture.

Key words: willow, symbolism, mythological implication, Slavic way of life.

(Статья поступила в редакцию 04.07.2013)

Н.Ф. ВИНОКУРОВА, М.М. БАДЬИН (Нижний Новгород)

методика использования информационнокоммуникАЦионных технологий в элективном курсе «изучаем свой край средствами икт» для учащихся 8-го клАссА*

Представлена методика использования ИКТ в авторском элективном курсе по географическому краеведению в контексте культурологического, личностно-деятельностного, компетентностно-го и системного подходов. Сформулированы и обоснованы цели элективного курса - формирование информационно-коммуникационной геокраеведче-ской компетентности. Осуществлено сопряжение ее формирования с содержанием курса и видами практикумов, предполагающих усложнение видов заданий по использованию ИКТ.

Ключевые слова: информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная геокраеведче-ская компетентность.

Информатизация рассматривается как важнейшая тенденция современного развития образования. В 2005 г. была разработана стратегия построения единой образовательной информационной среды на среднесрочную перспективу, которая стала составной частью Федеральной целевой программы развития образования. Данная стратегия охватывает все уровни образования и предполагает широкомасштабное применение информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в современной школе.

Анализ психолого-педагогической литературы (О.И. Агапова, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, Г. Клейман, О.А. Кривошеев, С.В. Па-нюкова, С. Пейперт, И.В. Роберт, Б. Сендов,

В.Ф. Шолохович, Б. Хантер) позволил сделать вывод о том, что на современном этапе сложилась теоретико-методологическая база для обеспечения эффективности использования ИКТ в современном образовании. Ее ядро

* Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта «Исследование теоретико-методологических оснований формирования культурноэкологической образовательной среды региона», выполняемого НГПУ им. К. Минина в рамках государственного задания на оказание услуг.

© Винокурова Н.Ф., Бадьин М.М., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.