Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ЧОУ ВО "ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ")'

РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ЧОУ ВО "ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ") Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
296
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДЕЛО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шиндина Лилияна Дмитриевна

Данная статья посвящается развитию волонтерского движения. В работе раскрыты такие моменты, как роль и значение волонтерского движения в современном обществе, а также даны общие рекомендации по управления данной деятельностью в вузе. Особое внимание уделяется анализу по выявлению общественного мнения у студентов о развитии волонтерской деятельности на базе ТИУиЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ЧОУ ВО "ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ")»

Л.Д. ШИНДИНА

Старший преподаватель кафедры управления, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

РАЗВИТИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

(НА ПРИМЕРЕ ЧОУ ВО «ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»)

Данная статья посвящается развитию волон- деятельностью в вузе. Особое внимание уделяется

терского движения. В работе раскрыты такие анализу по выявлению общественного мнения у

моменты, как роль и значение волонтерского дви- студентов о развитии волонтерской деятель-

жения в современном обществе, а также даны ности на базе ТИУиЭ. общие рекомендации по управления данной

Волонтерство, волонтерская деятельность, молодежная политика, общественное дело.

Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 14.35.05.

Волонтерство стало неотъемлемой частью жизни многих жителей нашей страны, но особенно оно востребовано молодежной аудиторией. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодежь чаще, чем старшее поколение, осуществляет и выражает готовность к участию в волонтерской деятельности (68% опрошенных выразили готовность, из них 80% - это молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет). Несмотря на то, что активно волонтерская деятельность начала развиваться совсем недавно, а пик роста приходится на 2018 г., сегодня уже сложно встретить человека, который не знает, кто такой волонтер, какова его роль в жизни общества и чем он занимается. Основными молодежными площадками, которые объединяют волонтеров и организуют их деятельность, являются вузы и колледжи. В целом «высшая школа должна удовлетворять, с одной стороны, условиям сложившихся требований рынка труда, с другой - прогнозировать качественную и количественную потребность к подготовке специалистов, учитывать интересы государства, экономическую стабильность, развитие и безопасность, которые в значительной степени зависят от наличия соответствующего уровня специалистов» [1]. Для образовательного учреждения волонтерство - это эффективный инструмент социализации и реализации молодежной политики, а студенту волонтерская деятельность открывает новые возможности, дает импульс для профессионального и общественного роста. Во многих образовательных учреждениях создаются волонтерские центры, которые являются ключевыми инициаторами и реализаторами программ и проектов, но далеко не все достигают высоких результатов. Безусловно, интеграция волонтер-ства в основные процессы образовательного учреждения имеет свои особенности, требует такого же системного подхода и ответственного отношения, как и запуск любого процесса в организации.

Поэтому целью данной статьи выступает анализ основных механизмов развития волонтерства в вузах (на примере ТИУиЭ) как основа воспитательного процесса. В соответствии с Концепцией воспитательной работы Таганрогского института управления и экономики на 2018-2020 гг. воспитание пред-

ставляет собой деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. По содержанию воспитание многозначно и содержит элементы гражданского, патриотического, духовно-нравственного, семейно-бытового, экономического, правового, эстетического, экологического, физического воспитания и др. Отсюда и многогранность целей воспитания. Наиболее значимой целью воспитания является развитие личностных качеств гражданина - патриота и профессионала, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Воспитательный процесс в ТИУиЭ регламентируется следующими нормативными, в том числе локальными, актами:

- Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2012 №1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

- ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 41);

- Уставом ТИУиЭ;

- Концепцией воспитательной работы института;

- Положением о Студенческом клубе;

- Положением о Спортивном клубе;

- Положением о студенческом научном обществе;

- Положением о студенческом самоуправлении;

- Положением о совете обучающихся;

- Положением о родительском совете.

Цель воспитательного процесса в ТИУиЭ заключается в том, чтобы в ходе профессионального обучения каждому студенту привить ценности культуры и межличностных взаимоотношений, сформировать

мотивацию к творческой самоактуализации, выработать потребность в активном участии в культурной, экономической, общественно-политической и научной жизни общества, быть гражданином отечества, приумножать и сохранять духовное и материальное богатство Родины. И одним из способов воспитания молодежи выступает волонтерское движение.

Среди перечня видов деятельности волонтерского отряда ТИУиЭ можно отметить следующие:

- оказание помощи ветеранам войны;

- уходные работы за памятниками;

- озеленение города (посадка и полив деревьев, цветов);

- организация субботников (уборка скверов, пляжей в г.Таганроге);

- социальная поддержка семей с детьми-инвалидами;

- информационная поддержка волонтёрских проектов;

- участие в спортивных мероприятиях;

- участие в других мероприятиях (патриотической направленности, по пропаганде здорового образа жизни, поддержке семейных ценностей, в сфере благоустройства города).

Для того чтобы реализовать поставленные выше задачи, нужно выявить степень готовности молодежи к осуществлению волонтерской деятельности. В связи с этим в институте был проведен опрос среди студентов в возрасте от 18 до 30 лет. Исследование проводилось с помощью анкеты «Готовность к волонтерской деятельности» (см. Приложение А), которая состоит из семи вопросов. В опросе участвовали 40 человек.

В процессе опроса было выявлено, что волонтеры особое внимание обращают на два варианта ответа: «Это безвозмездный труд во благо других людей» -90% и «Это частично оплачиваемый труд во благо других людей» - 10%. Эти данные говорят о том, что молодые люди готовы работать на благо людей и отчетливо понимают, что это доставляет им положительные эмоции, но не оплачивается.

На вопрос «В каких странах, по Вашему мнению, в большей степени распространено волонтерство?» респонденты ответили следующим образом: 20% считают, что «преимущественно в России», 20% ответили - «преимущественно в западных странах» и 60% считают - «приоритет и в России, и в западных странах». Данный показатель говорит о том, что волонтеры являются ресурсом для выполнения социальной работы в государстве, в котором они существуют, потому что это люди, которые реализуют волонтерские задачи там, где необходима их помощь, и для них это только в радость.

Особо интересно было узнать, каковы будут ответы на вопрос «На какой стадии развития находится сейчас волонтерство в Таганроге, по Вашему мнению?». Осуществляя любого рода деятельность, человек может встретить единомышленников и сподвижников. Ему необходимо знать, что его деятельностью интересуются, что она не остается незамеченной. Волонтерская работа дает возможность приобрести друзей, найти или сформировать подходящий круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Поэтому волонтеры должны осознавать масштаб и размеры волонтерской

деятельности, чтобы ощущать себя пусть маленькой, но значимой частью большого механизма. На данный вопрос 85% выбрали вариант «рост популярности», а 15% - «пик распространения». Такие показатели говорят о понимании волонтерами и осознании важности осуществляемой ими деятельности.

Важно отметить, что волонтерская деятельность сегодня весьма популярна. Это связано, в первую очередь, с тем, что данный вид деятельности влияет на нравственное становление молодежи, предоставляет возможность для реализации потребности в активном поведении и оказании помощи другому человеку, содействует познанию и эмоциональному развитию, формирует такие качества личности, как сочувствие, сопереживание и отзывчивость. Волон-терство формирует готовность к автономности в принятии важных решений, способствует развитию лидерских качеств и активности молодежи, отзывчивости к проблемам других людей, предоставляет возможность молодым людям проявить и показать себя, реализовать свой потенциал [11].

Довольно интересным является следующий вопрос: «Что для Вас волонтерский труд?». Волонтерский труд для студентов ТИУиЭ - это проявление альтруизма, то есть желание бескорыстно делать добро, именно так ответили 42% участников анкетирования. Иначе ответили 39% участников, которые считают, что для них это желание сделать лучше качество жизни других, 14% считают, что это уникальная возможность бороться с конкретной проблемой, и 5% воспринимают волонтерство как способ самореализации.

Следующий вопрос нашей анкеты «Какие, по Вашему мнению, главные качества в волонтере?». Опрашиваемым предлагались следующие варианты: стрессоустойчивость; трудолюбие; ответственность; коммуникабельность; дисциплинированность; энергичность; доброжелательность. Ответы респондентов на вопрос были такими: 5% - стрессоустойчивость, 10% - трудолюбие, 9% - ответственность, 7% - коммуникабельность, 10% - энергичность, 49% - доброжелательность, 8% - все перечисленные. На основании ответов на этот вопрос можем сказать, что волонтеры считают самым важным качеством волонтера доброжелательность. Для волонтера, конечно, такое качество, как доброжелательность к окружающим людям, бережное отношение и забота, является одним из важнейших. Ключевым мотивом, который побуждает молодых людей к развитию данного качества, является их желание помочь, проявить милосердие.

Исходя из данных, которые мы получили в результате опроса, можно сделать вывод, что большинство опрашиваемых представляют волонтерскую деятельность как безвозмездный труд во благо других людей и общества. По мнению студентов ТИУиЭ, волонтерство распространено и в России, и в западных странах. Если вспомнить историю волонтерского движения, следует уточнить, что волонтер-ство зародилось как раз в странах Запада, а в России пока лишь набирает обороты. В России популярность волонтерства в данное время растет, становится модной тенденцией.

Для обучающихся ТИУиЭ волонтерский труд - это проявление альтруизма и желание бескорыстно делать добро, что говорит о высоком показателе человечности и умении сочувствовать нуждающимся людям. Многие молодые люди становятся волонтерами, потому что хотят проявить свои альтруистические качества. Исходя из данных нашего опроса, волонтеры должны обладать такими качествами, как стрессо-устойчивость, ответственность, трудолюбие, коммуникабельность, энергичность, дисциплинированность и доброжелательность. Самым важным качеством волонтеры ТИУиЭ считают доброжелательность.

Среди ресурсов волонтерской деятельности, прежде всего, нужно выделить человеческие ресурсы, так как волонтерами являются люди, которые добровольно принимают участие в работе общественных или государственных организаций. Человек, который осуществляет волонтерскую деятельность, так или иначе отдает больше усилий, энергии и времени. Очевидным является факт, что та или иная деятельность не может осуществляться без участия людей, поэтому человеческие ресурсы играют в социальной деятельности ключевую роль. Необходимо создавать такие условия, при которых развитие волонтерской деятельности станет эффективным инструментом в реализации воспитательных задач [6].

Создание условий для организации волонтерского движения является одним из способов проявления социальной активности молодёжи. С целью привлечения новых сторонников волонтерских организаций, повышения социальной активности молодежи и сохранения действующего состава данных организаций совместно со специалистами разработаны следующие управленческие рекомендации:

- проведение совместной работы профессионалов из различных областей (из области медицины, архитектуры, ландшафтного дизайна и других отраслей в соответствии с направлением волонтерской деятельности) при подготовке мероприятий и обучении волонтеров;

- информирование общества о волонтерских инициативах и непосредственно об организациях. С учетом того, что целевой аудиторией является молодежь, необходимо использовать современные источники информирования (социальные сети, заведения, клиентами которых являются молодые люди); стиль обращения должен быть молодежным и веселым, чтобы информация поступала в наиболее доступной форме; предусматривать способы получения обратной связи (телефон, электронная почта, почтовый адрес, страницы в социальных сетях и т.д.);

- одним из основных условий для развития социальной активности, в том числе, служит и поощрение людей, принимающих участие в различных волонтерских мероприятиях, проявляющих себя наиболее активно в любой сфере жизнедеятельности. Такими вознаграждениями могут быть личная книжка волонтёра (при поступлении в вузы в процессе накопления баллов проще пройти отбор на региональные и международные мероприятия);

- дипломы и грамоты (собирается персональное порт-фолио каждого социально активного волонтера);

- приглашение таких людей на мероприятия разнообразных масштабов не как волонтеров, а как участников;

- обучение в различных формах (семинары, тренинги, специальные курсы);

- досуг. Можно организовывать совместные вечеринки, пикники, посещение театров, концертов и других мероприятий, организованных для волонтеров;

- самая важная награда - слова поддержки и благодарности.

Студенческие годы - активное и яркое время, когда в жизни появляется множество новых возможностей, знаний и друзей. Мир начинает открываться перед нами, и только от нас самих зависит, какой путь мы выберем и какие результаты получим. 37% всех российских волонтеров - студенты, и эта цифра лучше всего говорит о вовлеченности молодежи в социальные проекты, деятельность на благо общества. Миллионы ребят каждый день своими руками создают будущее, в котором они хотят жить. Помогая другим, вкладывая в это время, силы, знания, мы сами растем и развиваемся, становимся лучше и сильнее. Добровольчество дает ценнейший практический опыт, знакомства с новыми людьми и новыми интересными местами. Участие в волонтерских проектах помогает «прокачать» самые разные навыки - и профессиональные, и «soft skills». Вы сможете научиться управлять проектами, быть коммуникабельными и стрессоустойчивыми, решать задачи в команде, сформируете эмоциональный интеллект, станете конкурентоспособными и ответственными лидерами.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что формирование и развитие активной позиции молодежи в современном обществе не представляется возможным без создания демократической культурной модели, без выработки активной жизненной позиции у молодого поколения, без принятия и понимания ими своей причастности к судьбе России, происходящим явлениям в мире и в стране [2].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аваков С.Ю. Основные аспекты взаимосвязи высшей школы и рынков труда / С.Ю. Аваков. -Текст : электронный // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2006. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osnovnye-aspekty-vzaimosvyazi-vysshey-shkoly-i-rynkov-truda (дата обращения: 27.03.2020).

2. Стратегия государственной молодежной политики в РФ. - Текст : электронный. - URL: http://www.admhmao.ru/socium/molod/Yprav/1760.h tm (дата обращения: 29.03.20).

3. Азорова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.С. Азарова. - Кемерово, 2018. - 192 с. - Текст : непосредственный.

4. Бодринкова Г.П. Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы. - Текст : электронный. - URL: www.sbornet

5. Волонтерский менеджмент: пособие для сотрудников и молодежных лидеров БОКК / сост. В.

Колбинов. - Москва: Политиз, 2017. - 74 с. -Текст : непосредственный.

6. Данилюков А.Я., Кандаков A.M., Тижков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюков, A.M. Кандаков, В.А. Тижков. -Москва, 2019. - Текст : непосредственный.

7. Дьячок Т.П. Добровольчество: практика и теория: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля / Т.П. Дьячок, Л.В. Балотова, А.О. Поликова. -Тамбов: Изд-во ИП Чернокова А.В., 2018. - 93 с.

- Текст : непосредственный.

8. Ершева Н.Н. Модель привлечения волонтеров к социально-профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н.Н. Ершева. - Текст : непосредственный // Модель. - 2017. - № 2. - С. 20-23.

9. Кузьменкова И.В., Беркунова О.В. Волонтерская деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / И.В. Кузьменкова, О.В. Берку-нова. - Текст : непосредственный // Вестник Томского гос. пед. университета TSPU Bullitin. -2016. - № 8. - С. 88-91.

10. Ливдер И.А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / И.А. Лив-дер. - Текст : непосредственный // Социальная работа. - 2016. - № 2. - С. 35-38.

11. Википедия: Волонтерство. - Текст : электронный.

- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/BonoHTepc TBO #OnHMnHafla_B_Co4H (дата обращения: 10.04.20).

12. Бугачев А.В. Виды волонтерской деятельности / А.В. Бугачев. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С. 9-11.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

АНКЕТА №1 «Готовность к волонтерской деятельности»

Здравствуйте, уважаемые респонденты! Приглашаем Вас принять участие в опросе с целью определения уровня социальной активности и лояльности к волонтерским движениям среди молодых людей. 1. Фамилия, имя, отчество

2. Как Вы себе представляете волонтерскую деятельность?

- это безвозмездный труд во благо других людей;

- это частично оплачиваемый труд во благо других людей;

- это оплачиваемый труд, как и любой другой;

- свой ответ.

3. В каких странах, по Вашему мнению, в большей степени распространено волонтерство?

- преимущественно в России;

- преимущественно в западных странах;

- паритет и в России, и в западных странах.

4. На какой стадии развития находится сейчас волонтерство в Таганроге, по Вашему мнению?

- зарождение;

- рост популярности;

- пик популярности;

- снижение популярности;

- не развито.

5. Что для Вас волонтерский труд? (возможно несколько вариантов ответа)

- проявление альтруизма (т.е. желание бескорыстно делать добро);

- желание улучшить жизнь других; достойная жизненная цель;

- статус в обществе; способ самореализации;

- возможность бороться с определенной проблемой.

6. Почему Вы решили стать волонтером?

- для знакомства с нужными людьми;

- для приобретения работы в конкретной сфере;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- для применения своих знаний на практике;

- хочу помогать людям;

- для посещения мероприятий;

- свой ответ.

7. Какие, по Вашему мнению, главные качества в волонтере? (не более 3-х ответов)

- трудолюбие;

- ответственность;

- стрессоустойчивость;

- коммуникабельность;

- энергичность;

- дисциплинированность;

- доброжелательность;

- все вышеперечисленные.

Спасибо за участие в анкетировании!

© Лилияна Дмитриевна Шиндина, 2020 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.