Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ'

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУТБОЛ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзвоник Вероника П., Муханов Георгий И.

Рассмотрены возможности использования тренировочного процесса как средства развития волевых качеств личности юных футболистов. Предметом исследования является процесс развития волевых качеств личности юных футболистов в рамках занятий в спортивной школе. Описаны теоретические представления о волевых качествах личности как объекте психолого-педагогического исследования. Рассмотрены волевые качества, реализуемые в различных видах деятельности, особенности их развития у обучающихся начальной школы. Определены специфические особенности волевых качеств учащихся младших классов, которые занимаются спортом, проявляющиеся в соблюдении строгой дисциплины и достижении поставленных целей. Дополнены представления о специфике волевых качеств школьников-футболистов в отличие от сверстников, которые не занимаются спортом. Теоретически обоснованы возможности позитивных изменений в параметрах волевой сферы личности младшего школьника, занимающегося спортом. Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса развития волевых качеств младших школьников в условиях организаций дополнительного образования, в разработке и апробации программы психолого-педагогического воздействия «Юные Химки», позволяющей повысить уровень волевых качеств юных футболистов. Получены экспериментальные доказательства эффективности занятий футболом, обеспечивающей развитие волевых качеств младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзвоник Вероника П., Муханов Георгий И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING VOLITIONAL QUALITIES IN YOUNG FOOTBALL PLAYERS DURING TRAINING

The present research featured the possibilities of using the training process to develop volitional character qualities in young football players in a sports school. The article describes the theoretical ideas about volitional qualities as an object of psychological and pedagogical research, as well as various types of activity where these qualities can be realized. The authors focus on the development of volitional qualities in primary school children involved in sports vs. their peers. They believe that sport brings about positive changes in the parameters of the volitional sphere of the primary school students, e.g. discipline, sense of purpose, etc. The research experimentally proved the effectiveness of football for the development of volitional qualities in primary school children. The research results can improve the process of developing various volitional qualities in pupils during extracurricular activities. The paper also introduces a program of psychological and pedagogical support, which develops volitional qualities in young football players.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ»

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-4-297-305

оригинальная статья УДК 371.4

Развитие волевых качеств личности юных футболистов в тренировочном процессе

Вероника П. Дзвоник а Георгий И. Муханов а

а Кемеровский государственный университет, Россия, г. Кемерово @ veronika_dzv0nik@mail.ru

Поступила в редакцию 03.12.2020. Принята к печати 24.12.2020.

Аннотация: Рассмотрены возможности использования тренировочного процесса как средства развития волевых качеств личности юных футболистов. Предметом исследования является процесс развития волевых качеств личности юных футболистов в рамках занятий в спортивной школе. Описаны теоретические представления о волевых качествах личности как объекте психолого-педагогического исследования. Рассмотрены волевые качества, реализуемые в различных видах деятельности, особенности их развития у обучающихся начальной школы. Определены специфические особенности волевых качеств учащихся младших классов, которые занимаются спортом, проявляющиеся в соблюдении строгой дисциплины и достижении поставленных целей. Дополнены представления о специфике волевых качеств школьников-футболистов в отличие от сверстников, которые не занимаются спортом. Теоретически обоснованы возможности позитивных изменений в параметрах волевой сферы личности младшего школьника, занимающегося спортом. Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса развития волевых качеств младших школьников в условиях организаций дополнительного образования, в разработке и апробации программы психолого-педагогического воздействия «Юные Химки», позволяющей повысить уровень волевых качеств юных футболистов. Получены экспериментальные доказательства эффективности занятий футболом, обеспечивающей развитие волевых качеств младших школьников.

Ключевые слова: обучающиеся начальной школы, спортивная деятельность, футбол, организация дополнительного образования, развитие личности

Для цитирования: Дзвоник В. П., Муханов Г. И. Развитие волевых качеств личности юных футболистов в тренировочном процессе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. Т. 4. № 4. С. 297-305. БО1: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-4-297-305

Введение

В последние годы в России большое внимание приковано к спорту. Минувшее десятилетие запомнится стране зимними Олимпийскими играми в Сочи и Чемпионатом мира по футболу, которые вызвали большой резонанс и объединили разные поколения россиян. Это придало хороший импульс для формирования особой роли физической культуры и здорового образа жизни в стране, все больше родителей стали отдавать своих детей в спорт. В силу разных жизненных обстоятельств в чемпионы из них пробьются только единицы, однако спорт, так или иначе, поможет юным атлетам в дальнейшей жизни: благодаря ему дети смогут воспитать свои лучшие качества.

Помимо этого, аргументов, что спорт не заканчивается на подиумах, медалях и рекордах, достаточно. Бизнес - один из них. Последние опросы показывают, что спорт становится новым увлечением топ-менеджеров. Действительно, у бизнесменов набирают большую популярность тяжелые и мультиспортивные виды: триатлон или бег на длинные дистанции. Эксперты объясняют это возможностью завести новые знакомства, наладить связи благодаря общим интересам, а также проверить человека в сложных условиях. Ведь как не доверять человеку, который осилит марафонскую дистанцию и пробежит ее с тобой плечом к плечу? Это еще

одно доказательство в пользу спорта, который с годами становится неотъемлемым атрибутом успешной жизни.

Не стоит забывать и про развитие спортивного бизнеса в стране. Как показывает практика, в России топ-менеджерами в этой индустрии становятся люди, имеющие спортивное прошлое и хорошо знакомые со спецификой отрасли. После прошедших крупнейших спортивных событий у нашей страны осталось большое наследие в виде спортивных объектов мирового уровня, которые уже третий год остаются задействованными не в полной мере. Это является большой проблемой для государства, потратившего большие деньги на подготовку масштабных спортивных комплексов. Таких примеров достаточно много: инфраструктура Сочи или футбольные стадионы в Нижнем Новгороде и Саранске собирают не достаточно зрителей, чтобы оправдать постройку сооружений. С одной стороны, сказывается пока еще недостаточная увлеченность спортом людей в нашей стране, с другой - дефицит высококлассных управленческих кадров в этой индустрии, которые не могут «заполнить» арены.

С областью спорта тесно связана и медицина. Те, кто сталкивался в жизни со спортивными травмами, так или иначе, углублялись в изучение анатомии тела. Большинство атлетов знают, как работают мышцы, интересуются максимальными возможностями организма.

В центре внимания нашей работы находятся младшие школьники, которые только начали учиться и в скором времени станут фундаментом современной России. Часть из них профессионально занимается футболом, привыкая с детства бороться со стрессом, преодолевать трудности и дисциплинировать себя. Но можно ли сделать лучше юных футболистов, если начать активную работу над развитием их психологических качеств?

Исторически сложилось, что выдающиеся волевые качества носят значимый характер и приносят бессмертную славу известным героям. Со времен Древней Греции и Древней Руси остались легенды о воинах, которые заслужили известность благодаря стойкости и мужеству в боях, перевернувших историю (300 спартанцев; Д. Донской и А. Пересвет в Куликовской битве). Несмотря на то, что с развитием цивилизации больше пользы для общества стали приносить когнитивные способности людей, волевые качества остаются важнейшим звеном для роста личности. Современные младшие школьники, которые растут в эпоху быстро развивающихся информационных технологий, с детства сталкиваются с большим количеством отвлекающих факторов и меньше времени уделяют умственному и физическому развитию - качествам, которые жизненно необходимы любому человеку. Для достижения успеха необходимо быть сосредоточенным на конечной цели, противостоять соблазнам и ограничивать себя, что делает проблему формирования волевых качеств личности младших школьников одним из самых актуальных направлений теоретических и прикладных исследований.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно вызывают острые прения и обсуждения у многих ученых и психологов. Воля проявляется в том, что человек на протяжении длительного времени трудится, учится, отдыхает и одновременно с этим непременно двигается к определенной намеченной им самим цели. Он способен отказаться от чего-либо во имя цели, которая может не приносить особой радости, но при этом являющейся необходимой. Воля является регулятором сознания, который выражается в способности человека совершать определенные поступки и действия ради цели, несмотря на трудности.

Теоретические основы

По мнению Ю. Т. Глазунова и К. Р. Сидорова, любое волеизъявление человека можно выразить посредством совокупности таких качеств, как выдержка, инициативность, настойчивость, организованность, решительность, самостоятельность и смелость [1, с. 70]. Согласно точке зрения В. А. Иванникова, воля представляет собой средство регуляции личностью ее поступков и выступает инструментом волевой личности [2, с. 102]. Н. В. Аникеева под волевыми качествами личности понимает совокупность личностных свойств, связанных с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути [3, с. 243].

Существуют и альтернативные определения волевых качеств личности. Так, на основе проведенных исследований

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-4-297-305

A. В. Монроз констатирует факт постепенности формирования волевой регуляции деятельности, определяя таким образом личностную опосредованность способов реализации деятельности [4, с. 74]. По мнению А. Р. Батыршиной, необходимо учитывать тенденцию к переходу от исследования частных (настойчивость, целеустремленность, инициативность) к исследованиям интегративных, системных (ответственность, уверенность в себе) волевых качеств [5, с. 90].

Во многих научных работах отмечается, что данное определение нуждается в уточнениях, потому что волевые качества отражают не столько произвольное управление, сколько волевую регуляцию, связанную с напряженными волевыми усилиями. Например, среди спортивных психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. В исследовании Ю. Н. Анисимовой, Г. Н. Каменевой и Г. С. Прыгина было установлено, что настойчивость спортсменов командных видов спорта проявляется в стремлении помочь другим и в достижении коллективных целей. Настойчивость спортсменов индивидуальных видов спорта касается собственных достижений, целей самореализации, независимости и самодостаточности [6, с. 51].

B. А. Москвин, Н. В. Москвина и Н. С. Шумова определили наличие взаимосвязи волевых качеств и устойчивости мотивации к занятиям футболом [7, с. 126].

И. И. Таран, М. Н. Поповская, А. А. Кондратьева выявили взаимосвязи спортивной мотивации с выраженностью волевых качеств спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта. Авторы констатируют, что баскетболисты характеризуются выраженностью целеустремленности и настойчивости. Показатели упорства, самостоятельности и инициативности у баскетболистов достоверно выше, чем у футболистов [8].

Г. Ф. Голубева, Е. М. Фещенко, Е. Н. Бичерова определили значимые различия уровня развития целеустремленности, настойчивости и упорства в группе дзюдоистов, имеющих квалификацию кандидатов и мастеров спорта и группе спортсменов, не имеющих спортивных разрядов [9, с. 323]. Рассматривая особенности волевой сферы спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, Ж. Г. Гаранина и Д. А. Чернусь определили выраженность личностных качеств уверенности в себе и осознанного отношения к значимости соревнования [10].

Волевые качества необходимы человеку для достижения успехов в различных областях развития. Несмотря на то, что определенную роль в развитии волевых качеств личности играет генетика, воля является частью сформировавшегося сознания. Мы согласны с точкой зрения В. В. Викторовой, которая указывает, что младший школьный возраст представляет собой период позитивных изменений в плане организованности и самоконтроля формирующейся личности [11, с. 202]. Рассматривая особенности возрастной группы младших школьников, отметим, что поступление в школу и обучение в младших классах вносит существенные изменения в жизнь ребенка. Сильно меняется установленный порядок его жизни, его социальное положение в коллективе, семье, социальной группе. Ведущей становится учебная

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-4-297-305

деятельность, требующая наличия волевых качеств ребенка. По мнению А. А. Благинина и Е. М. Свешниковой, волевые качества младших школьников возникают не сразу, а постепенно формируются в процессе деятельности [12, с. 38].

Э. В. Витушкина и Т. В. Кружилина отмечают, что в сфере контактов со взрослыми у младших школьников складывается внеситуативное, «внеконтекстное общение», главной чертой которого является произвольность, подчиненность правилу [13, с. 75]. По мнению А. А. Кулагиной, движущей силой духовно-нравственного развития младших школьников является потребность в нравственно-волевом совершенствовании [14, с. 5]. Е. М. Свешникова, анализируя влияние различных систем обучения на формирование волевых качеств младших школьников, отмечает наличие взаимосвязи успеваемости и уровня сформированности волевых качеств в различных системах обучения [15, с. 38].

Основываясь на точке зрения Н. А. Жестковой, которая констатирует, что успешное волевое развитие младших школьников возможно тогда, когда процесс обучения обеспечивает осознание учащимися смысла, значения, средства деятельности, мы считаем возможным актуализировать значение деятельности как условия развития волевых качеств обучающихся начальной школы [16, с. 257].

Мы согласны со мнением Н. Н. Каргина и В. Е. Варламовой о том, что основными средствами формирования волевых качеств личности служат физическое воспитание и спорт [17, с. 123]. В. Н. Шляпников и Ю. Н. Хрулева убедительно доказывают, что занятия спортом способствуют развитию волевых качеств, т. к. спорт предполагает высокий уровень самодисциплины и организации деятельности, постоянное преодоление как внешних, так и внутренних препятствий, постоянное самосовершенствование и работу над собой [18, с. 138].

По мнению Д. В. Щепотина, занятия спортом способствуют формированию у ребенка волевых усилий, большой волевой напряженности [19, с. 171]. Согласно точке зрения Е. П. Максачук, именно соблюдение правил тренировочного процесса обеспечивает формирование таких волевых качеств будущих спортсменов, как самоконтроль и самообладание [20, с. 121]. Подростки, сознательно занимающиеся спортом, характеризуются настойчивостью, стремлением доводить начатое дело до конца [21, с. 76]. Е. Е. Рубахин подчеркивает необходимость обеспечения работы по формированию волевых качеств личности будущего спортсмена на начальных этапах спортивной подготовки [22, с. 34].

На основе проведенного анализа мы сосредоточили внимание на возможности использования в качестве средства развития волевых качеств младших школьников занятия футболом.

Занятия футболом как условие развития волевых качеств обучающихся

Футбол - самая популярная командная игра с мячом в мире. Постоянно работая в команде, футболисты ежедневно сталкиваются с конкуренцией на футбольном поле и в тренажерном зале, контактируя друг с другом. Следует согласиться с точкой

зрения А. А. Иванова и А. И. Петрова, которые утверждают, что воспитание волевых качеств в процессе игры в футбол происходит в ситуациях преодоления различных препятствий, связанных с затратой волевых усилий [23, с. 28].

Футбольная команда представляет собой сложный механизм, который работает с учетом всех характерных особенностей футболистов, играющих в составе, которым просто необходимо не только взаимодействовать с партнерами по команде, но и быть самостоятельными личностями. Тренировочный процесс спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта (легкая атлетика, спортивная гимнастика, бокс и т. д.), полностью контролируется специалистами, затрагивая и их жизненный режим. В футбольной же команде из-за большого количества игроков это сделать крайне сложно, каждый футболист предоставлен сам себе.

Большую роль в развитии волевых качеств играет личность тренера. Многие современные специалисты являются хорошими мотиваторами и психологами, которые выводят своих подопечных на новый уровень посредством психологического воздействия на игроков, учитывая их ведущие особенности. Некоторые главные тренеры прибегают к услугам профессиональных психологов, которые помогают улучшить результаты команды. В европейских футбольных клубах это стало практиковаться в 1970-х гг., в России - значительно позже. Один из самых известных тренеров современности Ж. Моуринью уделял психологии много внимания. В свои самые успешные футбольные годы в клубах «Порту», «Челси» (первый контракт) и «Интер» Ж. Моуринью работал так, что игроки чувствовали себя нужными и действительно особенными. «Он настолько хорошо знал каждого из нас, что мог контролировать наши эмоции в любой ситуации», - рассказывал вратарь В. Баия, с которым Ж. Моуринью выиграл Кубок УЕФА и Лигу чемпионов. Тренер индуцировал волевые качества своих футболистов (настойчивость, упорство и целеустремленность), воздействовал на их мотивацию, что также очень важно. Чем больше человек мотивирован, тем сильнее сформирована его система саморегуляции, тем лучше она компенсирует нежелательные особенности личности, темперамента и характера, мешающие достижению цели.

Для формирования и развития волевых качеств в спортивной школе должны быть созданы определенные условия и выстроена правильная система подготовки. В качестве примера рассмотрим деятельность одной из лучших в России футбольной академии клуба «Краснодар» (возрастной диапазон воспитанников - 12-14 лет). Программа школы носит название «Культура футбола», ее основные направления - развитие культуры игры, поведения и жизни, творческих способностей и креативности. Для юных футболистов созданы беспрецедентные условия проживания, обучения и тренировочного процесса: с 13 лет они живут в спортивном интернате, чтобы больше времени уделять футболу, и привыкают к самостоятельной жизни. Более того, с юными спортсменами внимательно работают не только тренеры, но и преподаватели, которые стараются развивать в каждом игроке индивидуальные когнитивные качества,

чтобы он мог реализовать свой потенциал даже за пределами футбольного поля.

По аналогии в тренировочный процесс спортивной школы олимпийского резерва «Химки» (СШОР «Химки») нами внедрена технология «Юные Химки». За неимением в Химках соответствующей инфраструктуры и большого штата сотрудников, как в Краснодаре, достигнуты договоренности с МБОУ СОШ № 30 городского округа Химки о формировании спортивного класса, в котором будут учиться футболисты, играющие за команду 2010 г. рождения. Таким образом решается проблема с отсутствием интерната. Соответствующий штат формируется из сотрудников похожей квалификации: главный тренер будет совмещать функционал тренера по физической подготовке и осуществлять общий контроль и управление всей командой; позицию тренера-аналитика займет оператор, который обучается на тренерском факультете в университете и проходит практику в академии. Осуществляет помощь в формировании волевых качеств в спортивном классе педагог-психолог МБОУ СОШ № 30.

Начальный период предполагает вовлечение школьников в процесс обучения в школе футбола. Это период, когда обучающиеся определились с видом спорта и только начинают приступать к физическим нагрузкам. В процессе столкновения с серьезными физическими испытаниями у юных спортсменов начинают формироваться волевые качества личности. Незначительная часть футболистов «отсеивается», и тренерский штаб понимает, на кого можно рассчитывать в формировании команды, которая будет выпускаться из академии. Реализация предлагаемой технологии базируется на интеграции деятельностного, личностного и индивидуального подходов.

Личностный подход в организации процесса развития волевых качеств личности футболистов основывается на том, что движущей силой данного процесса является расхождение между требованиями, растущими с каждым годом обучения, и реальным наличием этих качеств у юных спортсменов. Это противоречие становится началом прогресса, если выдвигаемые требования соответствуют возможностям футболистов или немного превышают их. В противном случае требования будут чрезмерно трудными или недостаточными, т. е. не будут находится в зоне их ближайшего развития. Данное противоречие не послужит позитивному развитию качеств. Следовательно, задача тренерско-преподавательского состава состоит в том, чтобы изучить особенности личности юного спортсмена и научиться планировать ближайшие перспективы развития волевых качеств личности.

Деятельностный подход в ходе развития волевых качеств личности применяется для того, чтобы вызвать у юных футболистов желание и стремление играть в футбол и достигать определенных успехов. При помощи приемов и средств организации игровой деятельности у юных футболистов усиливается интерес к футболу, в результате чего они начинают совершать действия, которые способствуют проявлению необходимых волевых качеств.

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-4-297-305

Индивидуальный подход предусматривает учет индивидуальных особенностей воспитуемых как на индивидуальном уровне (темперамент, способности, задатки), так и на личностном (интересы, уровень притязаний). Суть индивидуального подхода в развитии волевой сферы личности заключается в гибком использовании педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому воспитаннику. Индивидуальный подход применяется для выявления, поощрения, коррекции тех или иных особенностей, поведения и свойств воспитанника. Примерами индивидуального подхода можно считать выбор позиции на футбольном поле, соответствующей возможностям и сильным сторонам младшего школьника; создание тренировочного плана, способствующего развитию свойств и качеств, которые помогут в прогрессе на своей позиции; проведение теоретических занятий с разбором ошибок и показательным просмотром матчей с участием лучших футболистов мира, чтобы повысить мотивацию спортсменов; беседа педагога с воспитуемым.

Методы и материалы

Экспериментальная работа осуществлялась на базе футбольного клуба «Химки». В исследовании, включающем констатирующий и формирующий этапы, участвовали 50 учащихся третьих классов МБОУ СОШ № 30 городского округа Химки в возрасте 9-10 лет. Одну группу составили участники внедренной в футбольную школу программы развития волевых качеств личности «Юные Химки» (25 человек), а вторую - школьники, которые начали заниматься в «Школе журналистики» футбольного клуба «Химки» и играть в шахматы в школьном кружке (25 человек). Исследование проходило с сентября 2018 г. по ноябрь 2019 г.

Последовательность этапов проведения формирующего эксперимента:

1) выбор диагностического инструментария;

2) проведение первичного замера, направленного на выявление волевых качеств личности школьника;

3) разработка и реализация на практике программы психолого-педагогического воздействия, направленной на развитие волевых качеств младших школьников;

4) проведение вторичного замера, направленного на выявление сформированных волевых качеств.

На первом этапе исследования мы провели теоретический анализ психологической и педагогической литературы по выбранной проблематике исследовательской работы. Были сформулированы тема, цель исследования, обозначены объект и предмет, сформулированы гипотезы. На основе цели сформулированы задачи исследования, осуществлен выбор методов и методик исследования. На начальном этапе определены база и выборка исследования. На втором этапе нами проведен констатирующий этап эксперимента. Его цель - определить взаимосвязь между показателями используемых методик, найти значимые различия в группах, выяснить общий уровень развития волевых качеств.

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-4-297-305

Определены контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. На третьем этапе исследования ЭГ проходила обучение в СШОР «Химки» по технологии «Юные Химки», которая направлена на развитие волевых качеств юных футболистов. КГ обучалась в МБОУ СОШ № 30 городского округа Химки.

В качестве психодиагностических методов и методик применялись Методика диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) [24, с. 263-265], Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири) [25, с. 221-230], «Опросник для оценки упорства» (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко) [26, с. 576], тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман)1.

В целях формирующего воздействия применялась программа развития волевых качеств футболистов в условиях психолого-педагогического сопровождения, включенная в план внеклассных мероприятий МБОУ СОШ № 30 городского округа Химки. Программа организована на базе футбольного клуба «Химки», который оказал помощь в проведении тренировочного процесса (4 тренировки в неделю). Для обеспечения достоверности результатов использовались математико-статистические методы: описательные статистики, ^критерий Стъюдента для зависимых и независимых выборок, корреляционные матрицы.

Результаты

На начальном этапе исследования выявлено, что у испытуемых существует взаимосвязь между показателями психологических качеств. Для анализа взаимосвязи между шкалами был использован корреляционный анализ. Использовался коэффициент корреляции Пирсона. Значимая обратная корреляция показателей была обнаружена между критериями Коммуникативность и Великодушие (г=-0,28; р=0,04). При более выраженном проявлении общительности у младших школьников уменьшается желание оказывать поддержку и делится своими благами.

Значимые прямые взаимосвязи наблюдаются между шкалами Организаторские способности и Волевая регуляция (г=0,45; р=0,04). При более развитых организаторских качествах у младших школьников формируется навык правильного распределения и использования своих ресурсов и потребностей.

Значимые прямые взаимосвязи выявлены между показателями Волевая регуляция и Настойчивость (г=0,31; р=0,02). При наличии умения управлять своими желаниями, чтобы преодолевать трудности, развиваются черты характера, помогающие добиваться поставленных целей. Качество Самообладание прямо коррелирует с качествами Упорство (г=0,34; р=0,01) и Независимость (г=0,31; р=0,02). Чем лучше младший школьник умеет владеть собой, тем сильнее развита его способность добиваться целей и стремление к самостоятельности.

Выявлена прямая взаимосвязь показателя Властность с показателями Сотрудничество (г=0,36; р = 0,01) и Великодушие (г=0,31; р=0,02). Люди, отличающиеся стремлением повелевать и распоряжаться, больше склонны к налаживанию контактов для получения определенной выгоды, готовы чаще поступаться своими интересами во имя большей цели. Обратная корреляция присутствует между показателями Властность и Покорность (г=-0,31; р=0,02). Школьники с высоким уровнем властности не склонны проявлять послушание и исполнительность.

Значимая прямая корреляция показателей обнаружена между показателями Независимость и Агрессивность (г=0,40; р=0,01), Независимость и Недоверчивость (г=0,31; р=0,01), Независимость и Великодушие (г=0,33; р=0,02). Отмечается, что самостоятельные школьники с развитым чувством личной ответственности более агрессивны и скептичны. Однако при всем этом школьники, склонные к независимости, чаще готовы помогать другим.

Значимая прямая взаимосвязь присутствует между показателями Сотрудничество и Великодушие (г=0,32; р=0,02). Школьники, которые склонны работать сообща, умеют жертвовать своими интересами ради других.

По итогам сравнительного анализа ЭГ и КГ до эксперимента было выявлено отсутствие значимых различий по изучаемым параметрам, что позволяет констатировать репрезентативность выборки (табл. 1). Показатели формирующего эксперимента для ЭГ на начальном и заключительном этапах эксперимента приведены в табл. 2, они указаны по шкалам, имеющим статистически достоверные отличия значений сравниваемых параметров при уровне статистической значимости р<0,05.

По результатам статистического анализа выявлены значимые различия между значениями параметра Волевая саморегуляция на констатирующем и контрольном этапах. В результате формирующего воздействия произошло развитие способности регулировать свое состояние и адекватно реагировать на внешние воздействия.

Значимые различия отмечены по параметру Упорство, что свидетельствует о позитивных изменениях в характеристиках волевой сферы участников тренировочного процесса. Также значимые различия между данными на констатирующем и контрольном этапах эксперимента наблюдаются в группе футболистов по параметру Настойчивость. По показателю Властность наблюдается значительная разница. Значимые различия по показателю Самообладание указывают на развитие умения личности сохранять внутреннее спокойствие в сложные моменты: во время тренировочного процесса футболисты часто сталкиваются со стрессом и склонны выходить из состояния психического равновесия, однако правила игры позволяют регулировать чрезмерную агрессию на поле. Чтобы не быть удаленными с поля и «не перегибать палку», футболисты должны держать себя в руках.

1 Тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» // Psylist.net. Режим доступа: https://psylist.net/ ргакйкит/00417.Мт (дата обращения: 13.11.2020).

Табл. 1. Средние значения показателей волевых качеств в КГ и ЭГ на начальном этапе

Tab. 1. Mean values of volitional qualities indicators in the control and experimental groups at the initial stage

Шкала ЭГ КГ t p

Коммуникативность 0,56 0,55 -0,32 0,74

Организаторские способности 0,55 0,55 -0,01 0,98

Волевая саморегуляция 16,3 15,7 -0,99 0,32

Настойчивость 9,8 9,7 0,12 0,90

Самообладание 8,24 8,12 0,20 0,84

Упорство 8,9 8,64 0,55 0,58

Властность 6,16 6,2 -0,06 0,95

Независимость 6,16 6,72 -0,89 0,37

Агрессивность 5,64 5,56 0,14 0,88

Недоверчивость 2,8 2,92 -0,25 0,79

Покорность 2,16 2,2 -0,10 0,91

Зависимость 4,24 3,84 0,77 0,44

Сотрудничество 6,04 5,84 0,35 0,72

Великодушие 6,52 6,8 -0,35 0,72

Табл. 2. Средние значения показателей в ЭГ на начальном (НЭ) и заключительном (ЗЭ) этапах эксперимента Tab. 2. Mean values of indicators in the experimental group at the initial and final stages of the experiment

Шкала НЭ ЗЭ t p

Волевая саморегуляция 16,3 18,1 -3,28 0,002

Настойчивость 9,8 10,9 -2,15 0,03

Самообладание 8,24 9,52 -2,68 0,01

Упорство 8,96 11,1 -3,42 0,001

Властность 6,16 7,76 -2,18 0,03

Рассмотрим результаты сравнительного анализа показателей ЭГ и КГ на заключительном этапе эксперимента по шкалам, имеющим статистически достоверные отличия значений сравниваемых параметров при уровне статистической значимости р<0,05 (табл. 3).

Табл. 3. Средние значения показателей в ЭГ и КГ на заключительном этапе эксперимента

Tab. 3. Mean values of indicators in the experimental and control groups at the final stage of the experiment

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-4-297-305

Наиболее выраженные различия между показателями ЭГ и КГ наблюдаются по показателям Волевая саморегуляция, Настойчивость, Самообладание, Упорство и Властность. Рост показателей отмечается в ЭГ, участники которой были задействованы в тренировочном процессе.

Обратные значения среди показателей наблюдаются только по шкале Недоверчивость (1=-3,25; р=0,002). Среднее значение в КГ больше среднего значения ЭГ (4,8>3,08). Объясним это тем, что школьники, которые занимались умственной деятельностью во время проведения эксперимента, привыкли анализировать ситуацию и стали склонны к сомнениям в правдивости намерений других людей, например оппонентов по шахматам. Футболисты же, которые выступают в коллективном виде спорта, должны больше доверять друг другу и быть уверены в своих партнерах по команде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что у школьников, прошедших обучение в СШОР «Химки», произошли статистически значимые изменения по волевым качествам саморегуляции, настойчивости, самообладания, упорства и властности. По итогам психолого-педагогического воздействия в ходе реализации тренировочной деятельности футболистов у участников позитивно изменился показатель Самообладание, что может быть связано с желанием футболистов соблюдать правила игры. Отмечается, что занятия спортом в коллективе способствуют общению и положительно влияют на улучшение взаимопонимания между школьниками, т. к. для достижения общей спортивной цели школьники должны общаться друг с другом и уметь быстро понимать партнеров по команде.

Заключение

Мы считаем возможным констатировать, что содержательные характеристики волевых качеств младших школьников могут быть позитивно трансформированы в специально организованных условиях.

Воля - часть сознания, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Волевые качества играют ключевую роль для достижения личностью успехов в своей области развития. При рассмотрении особенностей возрастной группы младших школьников нами были приведены факты того, что поступление в школу и обучение в младших классах вносят существенные изменения в жизнь ребенка и существенно влияют на дальнейшее развитие личности и адаптацию к взрослой жизни. На улучшение волевых качеств школьника положительное воздействие оказывает спорт. Если это командный вид спорта, то ребенок учится не только быть физически сильным, но когнитивно устойчивым, коммуникабельным и разносторонним.

Развитие волевых качеств осуществляется в условиях специально организованного воздействия с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся начальной школы.

Шкала ЭГ КГ t p

Волевая саморегуляция 18,1 15,8 -4,29 <0,001

Настойчивость 10,9 9,2 3,06 0,004

Самообладание 9,52 8 -3,48 0,001

Упорство 11,1 8,16 -4,6 <0,001

Властность 7,76 6,24 -2,20 0,03

Недоверчивость 3,08 4,8 -3,25 0,002

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-4-297-305

Литература

1. Глазунов Ю. Т., Сидоров К. Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26. № 2. С. 64-72.

2. Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал. 2010. № 1. С. 97-102.

3. Аникеева Н. В. Значение волевых качеств личности в профессиональном становлении // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5. С. 242-245.

4. Монроз А. В. Индивидуально-типологические особенности структуры волевых качеств на ранних этапах становления волевой саморегуляции // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 2. С. 63-76.

5. Батыршина А. Р. Основные подходы в исследовании психологии воли и волевой регуляции // Вестник УРАО. 2016. № 3. С. 83-93.

6. Анисимова Ю. Н., Каменева Г. Н., Прыгин Г. С. Психологические особенности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. 2018. № 4. С. 44-54.

7. Москвин В. А., Москвина Н. В., Шумова Н. С. Волевая регуляция и мотивация у футболистов 15-17 лет // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 125-132.

8. Таран И. И., Поповская М. Н., Кондратьева А. А. Сравнительный анализ взаимосвязей спортивной мотивации с волевыми качествами спортигровиков // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 2. С. 150-154.

9. Голубева Г. Ф., Фещенко Е. М., Бичерова Е. Н. Психологические особенности волевой регуляции юношей в спортивных единоборствах // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 2. С. 319-324.

10. Гаранина Ж. Г., Чернусь Д. А. Особенности эмоционально-волевых качеств спортсменов // Огарёв-О^те. 2018. № 16. Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-emocionalno-volevyx-kachestv-sportsmenov (дата обращения: 03.12.2020).

11. Викторова В. В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5. С. 202-205.

12. Благинин А. А., Свешникова Е. М. Особенности формирования волевых качеств младших школьников различных систем обучения // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Серия: Психология. 2009. № 4. С. 35-42.

13. Витушкина Э. В., Кружилина Т. В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 72-83.

14. Кулагина А. А. Стимулирование потребности в нравственно-волевом самосовершенствовании у учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 22 с.

15. Свешникова Е. М. Влияние волевых качеств младшего школьника на успешность учебной деятельности // Психология обучения. 2009. № 5. С. 33-40.

16. Жесткова Н. А. Развитие мотивационно-волевой сферы младших школьников в процессе обучения // Символ науки.

2016. № 6-2. С. 254-257.

17. Каргин Н. Н., Варламова В. Е. Характеристика понятия воля в структуре спортивно-педагогической деятельности // Наука-2020. 2019. № 5. С. 120-124.

18. Шляпников В. Н., Хрулева Ю. Н. Особенности волевой регуляции у спортсменов-юниоров // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 132-140.

19. Щепотин Д. В. Аспекты военно-патриотического воспитания детей в секции каратэ на основе морально-волевой подготовки // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 6-3. С. 170-171.

20. Максачук Е. П. Дисциплинированность юных спортсменов как основа формирования морально-волевых качеств // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 8. С. 121-124. БО1: 10.5930Assn.1994-4683.2014.08.114. p121-124

21. Фомина Н. А., Голубева В. А. Особенности и психологическая структура настойчивости спортсменов подросткового возраста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 2. С. 71-76.

22. Рубахин Е. Е. Развитие волевых качеств у спортсменов на начальном этапе спортивной подготовки // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 18. С. 30-34.

23. Иванов А. А., Петров А. И. Основы волевой подготовки студентов-футболистов // Наука и общество в эпоху перемен.

2017. № 1. С. 28-30.

24. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 448 с.

25. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект-пресс, 2003. 284 с.

26. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011. 700 с.

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-4-297-305 original article

Developing Volitional Qualities in Young Football Players during Training

Veronika P. Dzvonik a Georgy I. Mukhanov a

a Kemerovo State University, Russia, Kemerovo @ veronika_dzv0nik@mail.ru

Received 03.12.2020. Accepted 24.12.2020.

Abstract: The present research featured the possibilities of using the training process to develop volitional character qualities in young football players in a sports school. The article describes the theoretical ideas about volitional qualities as an object of psychological and pedagogical research, as well as various types of activity where these qualities can be realized. The authors focus on the development of volitional qualities in primary school children involved in sports vs. their peers. They believe that sport brings about positive changes in the parameters of the volitional sphere of the primary school students, e.g. discipline, sense of purpose, etc. The research experimentally proved the effectiveness of football for the development of volitional qualities in primary school children. The research results can improve the process of developing various volitional qualities in pupils during extracurricular activities. The paper also introduces a program of psychological and pedagogical support, which develops volitional qualities in young football players.

Keywords: primary school students, sports activities, football, organization of additional education, personality development

For citation: Dzvonik V. P., Mukhanov G. I. Developing Volitional Qualities in Young Football Players during Training. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2020, 4(4): 297-305. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-4-297-305

References

1. Glazunov Yu. T., Sidorov K. R. On the volitional qualities of a person and grounds for their differentiation. Vestn. Udm. un-ta. Ser. Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika, 2016, 26(2): 64-72. (In Russ.)

2. Ivannikov V. A. Will. National Psychological Journal, 2010, (1): 97-102. (In Russ.)

3. Anikeeva N. V. The value of strong-willed personality qualities for professional development. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, (5): 242-245. (In Russ.)

4. Monroz A. V. Individually-typological features of structure of volitional traits at early stages of formation of volitional self-regulation. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya, 2015, (2): 63-76. (In Russ.)

5. Batyrshina A. R. The main approaches in the research of will psychology and strong-willed regulation. Vestnik URAO, 2016, (3): 83-93. (In Russ.)

6. Anisimova Ju. N., Kameneva G. N., Prygin G. S. Psychological characteristics of strong-willed qualities of athletes of team and individual sports. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Ser. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki, 2018, (4): 44-54. (In Russ.)

7. Moskvin V. A., Moskvina N. V., Shumova N. S. Strong-willed regulation and motivation the players of 15-17 years. Izvestiya Tul'skogogosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport, 2014, (3): 125-132. (In Russ.)

8. Taran I. I., Popovskaya M. N., Kondratyeva A. A. Comparative analysis of interrelations of sports motivation with strong-willed qualities in students of sport games speciality. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport, 2018, (2): 150-154. (In Russ.)

9. Golubeva G. F., Feshchenko E. M., Bicherova E. N. Psychological features of volitional regulation of the young men in combat sports. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2018, (2): 319-324. (In Russ.)

10. Garanina Zh. G., Chernus D. A. The features of emotional sphere and volition of athletes. Ogarev-Online, 2018, (16). Available at: http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-emocionalno-volevyx-kachestv-sportsmenov (accessed 03.12.2020). (In Russ.)

11. Viktorova V. V. Younger school age as period of moral formation of the personality. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2013, (5): 202-205. (In Russ.)

12. Blaginin A. A., Sveshnikova E. M. Features of the formation of volitional qualities of younger schoolchildren of various learning systems. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina. Seriia: Psikhologiia, 2009, (4): 35-42. (In Russ.)

13. Vitushkina E. V., Kruzhilina T. V. Characteristics of building students' self-esteem at primary school as the basis for achieving personal academic success. Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2014, (1): 72-83. (In Russ.)

14. Kulagina A. A. Stimulating the need for moral and volitional self-improvement in primary school students. Cand. Ped. Sci. Diss. Abstr. Moscow, 2000, 22. (In Russ.)

DOI: 10.21603/2542-1840-2020-4-4-297-305

15. Sveshnikova E. M. Influence of will qualities of an elementary school child on progress in studies. Psikhologiia obucheniia, 2009, (5): 33-40. (In Russ.)

16. Zhestkova N. A. Development of the motivational and volitional sphere of primary schoolchildren in the learning process. Simvol nauki, 2016, (6-2): 254-257. (In Russ.)

17. Kargin N. N., Varlamova V. E. Characteristic of the concept of will in the structure of sports and pedagogical activity. Nauka-2020, 2019, (5): 121-124. (In Russ.)

18. Shlyapnikov V. N., Khrulyova Yu. N. Volitional control in junior athletes. Psychology. Journal of High School of Economy, 2012, 9(2): 132-140. (In Russ.)

19. Shchepotin D. V. Aspects of military-patriotic education of children in the karate school on the basis of moral and strong-willed training. Evraziiskii Soiuz Uchenykh, 2015, (6-3): 170-171. (In Russ.)

20. Maksachuk E. P. Discipline state of the young athletes as basis for formation of the moral qualities. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2014, (8): 121-124. (In Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p121-124

21. Fomina N. A., Golubeva V. A. Peculiarities and psychological structure of persistence in teenager sportspeople. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2012, (2): 71-76. (In Russ.)

22. Rubakhin E. E. Development of volitional qualities in athletes at the initial stage of sports training. Psikhologiia ipedagogika: metodika iproblemyprakticheskogoprimeneniia, 2011, (18): 30-34. (In Russ.)

23. Ivanov A. A., Petrov A. I. Fundamentals of strong-willed training of student football players. Nauka i obshchestvo v epokhu peremen, 2017, (1): 28-30. (In Russ.)

24. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Social and psychological diagnostics of the development of personality and small groups. Moscow: Izd-vo In-ta psikhoterapii, 2002, 448. (In Russ.)

25. Pugachev V. P. Tests, business games, and trainings in personnel management. Moscow: Aspekt-press, 2003, 284. (In Russ.)

26. Ilin E. P. Psychology of individual differences. St. Petersburg: Piter, 2011, 700. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.