Научная статья на тему 'Развитие водного хозяйства Украины на основе государственно-частного партнерства'

Развитие водного хозяйства Украины на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
296
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННО-МЕЛИОРАТИВНЫМ КОМПЛЕКСОМ / ОРОШЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / АССОЦИАЦИИ ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грановская Людмила Николаевна

Целью настоящего исследования является обоснование основных аспектов совершенствования структуры управления водохозяйственным комплексом путем внедрения принципов государственно-частного партнерства в систему водного хозяйства. С точки зрения организационной структуры управления существующая в Украине система управления водными ресурсами достаточно затратна с экономической точки зрения и имеет несбалансированный механизм распределения финансового обеспечения, охраны и восстановления качества водных ресурсов. На основе анализа существующего опыта в управлении водными ресурсами в странах мира выявлено, что одной из наиболее приемлемых и эффективных форм осуществления государственно-частного партнерства в сфере водного хозяйства Украины являются ассоциации водопользователей. При этом международный опыт показывает, что основными условиями внедрения государственно-частного партнерства являются: определение роли государственных органов в управлении оросительными системами и инфраструктурой в стране; передача в пользование государственной оросительной сети, дренажа и объектов инфраструктуры ассоциациям водопользователей; разработка законодательного и методического обеспечения механизма создания ассоциаций, а поскольку позиция бесприбыльности ассоциаций водопользователей в законодательной базе страны является достаточно значимой, то должна быть четко и прозрачно прописана законодательством. Усовершенствование системы менеджмента путем внедрения государственно-частного партнерства в систему управления водохозяйственным комплексом Украины невозможно без обоснования основных этапов модернизации и возобновления эффективной деятельности отрасли. Важным условием этого процесса является постепенное и толерантное разделение функций управления водными ресурсами и эксплуатации водохозяйственных и мелиоративных систем между Государственным агентством водных ресурсов Украины, региональными органами управления и ассоциациями водопользователей на основе принципов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Water Economy of Ukraine at the Basis of the State and Private Partnership

The aim of the study is substantiation of the main aspects of the water economy complex management structure improvement by the introduction of the state and private partnership principles in the water economy system. The existent Ukrainian system of the water resources management is economically costly and has the unfavourable and unbalanced mechanism of distribution, protection and restoration of the water resources quality, from the point of view of the organizational management structure. The analysis of the existent experience in the field of water resources management in different countries of the world has proved that one of the most appropriate and efficient forms of the state and private partnership realization in the field of water economy of Ukraine are water consumers associations. However, taking into account the international experience, we conclude, that the main conditions of the state and private partnership introduction are determination of the state government agencies role in the irrigation systems and infrastructure management in the country, transfer of the state irrigation network, drainage and infrastructure objects to the water users associations, development of the legislative and methodological support to form associations, and whereas a non-profit position of the associations in the legislative system of the country is quite important, it should be clearly and exactly determined by the legislation. Improvement of the management system by the introduction of the state and private partnership in the water economy complex of Ukraine is impossible without substantiation of the main stages in modernization and renovation of the branch activity. An important condition of the process is gradual and tolerant share of the water resources management functions and water economy and melioration systems exploration between the State agency of water resources of Ukraine, regional management bodies and water users associations at the basis of the state and private partnership principles.

Текст научной работы на тему «Развитие водного хозяйства Украины на основе государственно-частного партнерства»

РАЗВИТИЕ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Грановская Л.Н.1

Аннотация

Целью настоящего исследования является обоснование основных аспектов совершенствования структуры управления водохозяйственным комплексом путем внедрения принципов государственно-частного партнерства в систему водного хозяйства. С точки зрения организационной структуры управления существующая в Украине система управления водными ресурсами достаточно затратна с экономической точки зрения и имеет несбалансированный механизм распределения финансового обеспечения, охраны и восстановления качества водных ресурсов. На основе анализа существующего опыта в управлении водными ресурсами в странах мира выявлено, что одной из наиболее приемлемых и эффективных форм осуществления государственно-частного партнерства в сфере водного хозяйства Украины являются ассоциации водопользователей. При этом международный опыт показывает, что основными условиями внедрения государственно-частного партнерства являются: определение роли государственных органов в управлении оросительными системами и инфраструктурой в стране; передача в пользование государственной оросительной сети, дренажа и объектов инфраструктуры ассоциациям водопользователей; разработка законодательного и методического обеспечения механизма создания ассоциаций, а поскольку позиция бесприбыльности ассоциаций водопользователей в законодательной базе страны является достаточно значимой, то должна быть четко и прозрачно прописана законодательством. Усовершенствование системы менеджмента путем внедрения государственно-частного партнерства в систему управления водохозяйственным комплексом Украины невозможно без обоснования основных этапов модернизации и возобновления эффективной деятельности отрасли. Важным условием этого процесса является постепенное и толерантное разделение функций управления водными ресурсами и эксплуатации водохозяйственных и мелиоративных систем между Государственным агентством водных ресурсов Украины, региональными органами управления и ассоциациями водопользователей на основе принципов государственно-частного партнерства.

1 Грановская Людмила Николаевна - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института орошаемого земледелия Национальной академии аграрных наук Украины. Адрес: Институт орошаемого земледелия НААН Украины. 73483, Украина, г. Херсон, пос. Надднепрянское. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: водное хозяйство; управление водохозяйственно-мелио-ративным комплексом; орошение; государственно-частное партнерство; ассоциации водопользователей; модернизация.

Существующая в Украине система управления водными ресурсами и водопользованием имеет достаточно затратный с экономической точки зрения и несбалансированный с точки зрения организационной структуры управления механизм распределения, охраны и восстановления качества водных ресурсов. Функции управления водными ресурсами разделены между Государственным агентством водных ресурсов, Министерством экологии и природных ресурсов и бассейновыми управлениями водных ресурсов. При отсутствии единого государственного органа, который отвечает за состояние водных ресурсов в бассейне, право такого управления передано нескольким государственным структурам, для которых данная задача не является основной. Вследствие этого наблюдаются параллелизм и дублирование функций управления.

Одним из главных потребителей водных ресурсов в Украине является сельское хозяйство, благодаря которому формируется около 14% ВВП страны, 31% экспорта и создается 17,5% рабочих мест. С целью еще более эффективного развития аграрного сектора экономики и государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Украине в 2015 г. была принята «Единая комплексная стратегия развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015-2020 гг.». Стратегия формирует комплексный подход для развития аграрного сектора в целом, обеспечивает направления усовершенствования инструментов финансовой поддержки аграрного сектора экономики: кредитования, налогообложения, сельскохозяйственных исследований и образования, - безопасность продукции и охрану окружающей среды, однако инструменты, касающиеся рационального использования водных ресурсов в орошаемом земледелии, в Стратегии отсутствуют. Для заполнения данного пробела в законодательном документе Министерство аграрной политики и продовольствия Украины в 2015 г. приступило к разработке Стратегии восстановления работы и развития оросительных систем Украины, поскольку развитие оросительных мелиораций является одним из главных факторов интенсификации сельскохозяйственного производства в регионах с недостаточным природным увлажнением. В Стратегии восстановления работы и развития оросительных систем Украины предусмотрены конкретные направления трансформации системы управления водными ресурсами на национальном, региональном и локальном уровнях. Одним из ключевых аспектов этой Стратегии указано рациональное использование водных ресурсов для сельского хозяйства, поскольку вопросы эффективного предоставления услуг по подаче оросительной воды сельскохозяйственным предприятиям путем рационального водораспределения и водоотведения являются актуальными. Решения требуют и вопросы обоснования выбора перспективных направлений восстановления и модернизации оросительных и дренажных систем. Поскольку главная цель украинского сельского хозяйства - обеспечение продовольственной безопасности, то целью Стратегии

восстановления работы и развития оросительных систем Украины является создание эффективного орошаемого земледелия в зонах рискованного ведения сельского хозяйства.

Несовершенство современной системы управления водным хозяйством в Украине, недостаточное количество финансирования водохозяйственной отрасли и отсутствие эффективного механизма привлечения инвестиционных средств не способствуют эффективному функционированию водохо-зяйственно-мелиоративного комплекса.

Вклад отечественной и зарубежной науки в совершенствование

системы управления водными ресурсами

Значительный вклад в разрешение данной проблемы внесли украинские и зарубежные ученые. Например, академиком НААН Украины М.И. Ромащенко вместе с коллективом Института водных проблем и мелиорации НААН разработаны концептуальный подход (Ромащенко, 2013) и Концепция восстановления орошения в Украине (Ромащенко, 2014), определившие основные концептуальные направления усовершенствования системы управления водным хозяйством. Академик НААН П.И. Коваленко в своих научных публикациях обосновывает необходимость и важность внедрения эффективного менеджмента водных ресурсов в Украине, способного обеспечить привлечение инвестиционных ресурсов в отрасль и ее модернизацию (Коваленко, 2011). Ученые Института водных проблем и мелиорации НААН, изучая опыт Болгарии, Армении, Молдавии, Израиля и Франции в сфере трансформации водохозяйственной отрасли, доказывают, что внедрение эффективного менеджмента является необходимым условием инновационного развития отрасли (Ромащенко, Дехтяр, 2016).

Представители Международной комиссии по ирригации и дренажу (МКИД), а также Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в своих выступлениях и резолюциях ряда конференций определяют, что основными условиями рационального использования водных ресурсов в условиях глобальных климатических изменений являются внедрение научно-обоснованных принципов управления водными ресурсами и обязательная трансформация всей национальной системы водного хозяйства. Ключевым аспектом этого они считают выполнение условия трансформации менеджмента на основе определения прав собственности на оросительные системы и объекты инженерной и водной инфраструктуры. Р. Даманиа с коллегами в своем исследовании пишут: «...XXI век отмечен ростом населения планеты и изменением климата. Климатические изменения характеризуются не только повышением среднемноголетней температуры воздуха, но и периодическими значительными и неэффективными осадками, которые сменяются длительными периодами засух, что приводит к возрастанию дефицита водных ресурсов во многих странах мира. Особенно это касается сельского хозяйства и сектора орошения, которые требуют значительных объемов водных ресурсов». Они предупреждают, что «.если водой не управлять более осмотрительно. кризисы, наблюдаемые сегодня, станут

катастрофами завтрашнего дня» фаташа е! а1., 2017). Кроме этого, авторы публикаций проводят поиск наилучших моделей трансформации управления оросительными системами (см., например: Ромащенко, 2014) и организации эффективного водо- и землепользования на орошаемых землях, а также обосновывают важную роль частного капитала в осуществлении этих процессов (см. об этом: Жовтоног, 2008). Такой законодательно закрепленной формой сотрудничества в системе водохозяйственной деятельности может быть государственно-частное партнерство, представляющее систему взаимоотношений между государством и предпринимательскими структурами.

По мнению автора, для достижения цели исследований необходимо провести анализ современной системы управления водным хозяйством в Украине и проанализировать опыт других стран по реформированию системы управления водным хозяйством. Это даст возможность научно обосновать основные направления и мероприятия по реформированию системы менеджмента водного хозяйства в Украине путем внедрения государственно-частного партнерства.

Особенности государственно-частного партнерства

в хозяйственной деятельности

Организационно-экономические особенности государственного и частого партнерства в системе хозяйственной деятельности различных отраслей, различные модели и формы сотрудничества и взаимодействия государственных структур и бизнеса рассматриваются в ряде научных публикаций зарубежных и отечественных ученых. Профессор В.А. Голян (2009) рассматривает государственно-частное партнерство как важный элемент институциональной архитектоники в системе водопользования, при этом анализирует мировой опыт, а также отечественные реалии и возможности осуществления таких трансформаций в водохозяйственном комплексе Украины. Одним из наиболее перспективных путей повышения эффективного использования государственной собственности, по мнению Л.С. Ка-раоглановой (2008), является установление партнерских отношений между государством и частным сектором, при котором возможна частичная передача частным структурам прав собственности на государственные объекты и инфраструктуру. Ученые Сумской школы экономистов-экологов обосновывают необходимость внедрения государственно-частного партнерства в систему природопользования и формулируют его как «юридически оформленное на конкретный период времени сотрудничество органов государственной власти и бизнес-предпринимательских структур относительно использования природно-ресурсных объектов, а также объектов природоохранной (экологической) инфраструктуры» (Мишенина, 2017). Такое партнерство в процессе природопользования предусматривает распределение ответственности, рисков и результатов между партнерами с целью наиболее эффективной реализации проектов в сфере природопользования, имеющих важное государственное, региональное и социальное значение.

Из проведенного анализа следует, что актуальным является вопрос научного обоснования необходимости внедрения системы государственно-частного партнерства в водохозяйственный комплекс Украины. Законом Украины «О государственно-частном партнерстве», принятым Верховным Советом Украины в 2010 г., предусмотрены возможность и механизм внедрения государственно-частного партнерства в любую отрасль, в том числе и в водное хозяйство (2010). Этим законом определены организационно-правовые основы взаимодействия государственных партнеров с частными и основные принципы государственно-частного партнерства. Закон определяет государственно-частное партнерство как сотрудничество между государством (государственными партнерами) и предпринимателями (частными партнерами), которое осуществляется на основе договора.

Основными принципами осуществления государственно-частного партнерства являются: равенство государственных и частных партнеров перед законом; запрет любой дискриминации прав государственного или частного партнера; согласование интересов государственных и частных партнеров с целью получения взаимной выгоды; обеспечение высокой эффективности деятельности; признание государственными и частными партнерами прав и обязанностей, предусмотренных существующим законодательством и условиями договора; справедливое распределение между государственными и частными партнерами рисков, связанных с выполнением договора по государственно-частному партнерству.

Государственно-частное партнерство в системе водохозяйственно-мелиоративного комплекса

Государственно-частное партнерство может создаваться в разных сферах и отраслях, в том числе и в управлении оросительными и осушительными системами, и реализовываться в формах концессии, совместной деятельности, создании организаций и ассоциаций водопользователей. Одной из эффективных форм осуществления государственно-частного партнерства в сфере водного хозяйства может быть передача прав управления внутрихозяйственной сетью, объектами инженерной инфраструктуры и дренажом на уровень объединений водопользователей (ассоциаций водопользователей). При этом управление магистральными каналами и трубопроводами, а также водохозяйственными объектами межрегионального значения должно осуществляться региональными государственными структурами. Исходя из этого, систему государственно-частного партнерства в системе водохозяйственной деятельности можно констатировать как взаимовыгодное сотрудничество органов государственной власти с частными партнерами.

Ассоциации не являются новой организационно-правовой формой для стран мира, во многих странах существуют такого рода объединения землепользователей и водопользователей, которые на практике доказали высокую эффективность и способность осуществлять эффективный менеджмент водных ресурсов и мелиоративных систем. По мнению К. Сирожидинова (2017), опыт других стран (Узбекистана, Таджикистана, Киргизской Республики,

Молдавии), уже внедривших государственно-частное партнерство в систему водного хозяйства путем создания ассоциаций водопользователей, является актуальным для Украины. Правительства этих стран провели активную работу по разработке необходимой законодательно-нормативной базы для создания ассоциации водопользователей, по определению ее функций и задач. Однако надежды правительств на эффективную работу ассоциации водопользователей не оправдались. В каждой из стран возникали однотипные финансовые проблемы - на счетах ассоциаций не всегда было необходимое количество средств для содержания и эксплуатации мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и насосных станций. Согласно законодательной базе, ассоциации водопользователей не являются прибыльными объединениями, однако эта позиция была недостаточно прописана в законах, что приводило к возникновению конфликтов интересов между ассоциациями и финансовыми структурами (см. об этом: Грановская, 2017). Плата за подачу оросительной воды была недостаточно обоснованной и очень низкой, что не позволяло формировать соответствующий бюджет ассоциаций. В сельском хозяйстве продолжали использовать устаревшие технологии выращивания сельскохозяйственных культур, а это не позволяло повышать урожайность сельскохозяйственных культур на орошаемых землях. Не уменьшились также и потери воды из оросительных систем из-за их низкого коэффициента полезного действия, недостаточно средств накапливалось на реконструкцию и модернизацию оросительных систем, а затраты из государственного бюджета на содержание и эксплуатацию оросительных систем и водохозяйственных объектов не уменьшились. Кроме этого, ассоциации водопользователей не чувствовали себя полноценными партнерами государственных органов в управлении оросительными системами и водными ресурсами.

Опыт штата Калифорния (США) показывает, что эффективность управления водными ресурсами и водным хозяйством зависит от внедрения принципов интегрированного управления водными ресурсами. Для их внедрения значительные усилия должны прикладывать не только государственные и местные органы управления, но и организации, которые подают оросительную воду, и сами пользователи - фермеры. В бюджет штата ежегодно закладываются значительные средства на реализацию этих принципов, но доступ к этим средствам имеют только те фермеры, которые объединяются в ассоциации или кооперативы водопользователей по территориальному принципу.

Недостаточность государственного финансирования в Украине, окончание нормативного срока эксплуатации оросительных систем и инфраструктуры требуют значительных инвестиций для модернизации и реконструкции, а также строительства новых мелиоративных систем (подробнее об этом см.: Грановская, Кисельова, 2012). Такими инвесторами в случае недостатка государственных инвестиций могут быть частные партнеры в системе государственно-частного управления водным хозяйством.

Украина при подписании Соглашения об ассоциации с Европейским союзом обязалась выполнять директивы ЕС, одной из которых является Водная рамочная директива. Именно в ней изложена общая структура управ-

ления водными ресурсами в странах ЕС, введены ряд основных принципов, в том числе интегрированного управления водными ресурсами и речными бассейнами и разделения функций управления водными ресурсами и управления водной инфраструктурой между соответствующими организационными структурами. Согласно этому принципу и проекту Стратегии восстановления работы и развития оросительных систем Украины, система менеджмента водных ресурсов должна включать такие позиции:

- усиление роли государственных структур в управлении водными ресурсами на национальном уровне;

- трансформация системы управления с целью передачи прав управления инженерной инфраструктурой на региональный уровень;

- законодательное закрепление процессов объединения земле- и водопользователей в ассоциации с целью получения доступа к управлению внутрихозяйственными системами, насосными станциями и дренажом;

- представители ассоциаций должны привлекаться к определению приоритетов при распределении водных ресурсов, а также при согласовании бюджетов, рисков и инвестиционных планов развития водохозяйственной деятельности и управления водохозяйственными системами;

- ассоциации водопользователей являются новыми юридическими некоммерческими структурами, созданными для предоставления своим членам услуг по подаче водных ресурсов;

- эффективность работы ассоциаций должна быть обеспечена профессиональным руководством и высококвалифицированными специалистами. Основные направления, которые обеспечивают внедрение государственно-частного партнерства в водохозяйственно-мелиоративный комплекс Украины, следующие:

- определение роли государственных органов в управлении оросительными системами и инфраструктурой в стране. Особое значение имеют взаимовыгодные отношения между государственными органами и ассоциациями водопользователей. Государственные органы должны управлять водными ресурсами и инфраструктурой на национальном уровне, а также привлекать представителей ассоциаций водопользователей к национальному управлению;

- передача в пользование государственной оросительной сети, дренажа и объектов инфраструктуры ассоциациям водопользователей осуществляется согласно договору между государственными органами и ассоциацией на бесплатной основе и на определенный договором срок;

- разработка прозрачной методики формирования платы за подачу оросительной воды для сельскохозяйственных предприятий, которые не являются членами ассоциаций водопользователей. Плата за подачу воды учитывает особенности оросительной системы, затраты электроэнергии и затраты на эксплуатацию систем и транспортировку воды. Для расчета платы за подачу воды на орошение для водопользователей, которые не являются членами ассоциации водопользователей, может применяться коэффициент увеличения платы не члена ассоциации по сравнению с размером (величиной) платы члена ассоциации;

- разработка законодательного и методического обеспечения по формированию источников финансовых ресурсов. Одним из источников являются ежегодные вклады членов ассоциации. Сумма вкладов должна рассчитываться пропорционально площади орошения каждого сельскохозяйственного предприятия. В сумму вкладов включаются и затраты на эксплуатацию оросительной сети, насосных станций и дренажа;

- законодательное поле, регулирующее механизм создания ассоциаций, должно регулировать и процесс их территориального объединения с целью удовлетворения потребностей в водных ресурсах водопользователей во всех территориальных зонах;

- поскольку эффективность работы ассоциаций водопользователей зависит от эффективности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, то государственный механизм привлечения инвестиций в инновационное развитие аграрного сектора должен быть эффективным, совершенным и законодательно закрепленным;

- позиция бесприбыльности ассоциаций водопользователей в законодательной базе страны является достаточно значимой, поэтому должна быть четко и прозрачно прописана в законодательстве;

- условием эффективности деятельности ассоциаций является создание соответствующей системы подготовки и переподготовки специалистов для ассоциаций. Обучение должно включать передачу знаний по эффективному менеджменту водных ресурсов на всех уровнях управления, эксплуатации систем орошения, инфраструктуры и дренажа, вопросы формирования бюджета и финансирования деятельности ассоциации, расчет платы за подачу воды как ресурса и ее транспортировку, ведение соответствующей документации и организации взаимоотношений с контролирующими государственными органами;

- усовершенствование существующей и разработка необходимой законодательно-нормативной базы по управлению, функционированию и регулированию всех аспектов деятельности ассоциаций водопользователей являются необходимым условием развития водохозяйственной деятельности, орошаемого земледелия и эффективности государственно-частного партнерства в водном хозяйстве.

Усовершенствование системы менеджмента невозможно без обоснования основных этапов модернизации и возобновления деятельности отрасли, что предусматривает постепенное и толерантное разделение функций управления водными ресурсами и эксплуатации водохозяйственных и мелиоративных систем между Государственным агентством водных ресурсов, региональными органами управления и ассоциациями водопользователей на основе принципов государственно-частного партнерства.

Усиление роли Государственного агентства водных ресурсов в управлении водными ресурсами создаст условия для внедрения интегрированного, экологически безопасного и сбалансированного их использования на национальном уровне, а создание ассоциаций водопользователей обеспечит эффективное управление водными ресурсами и эксплуатацией инфраструктуры оросительных систем на низовом уровне управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрощук I.I. 1нституцюнальне забезпечення сфери водокористування в умовах по-глиблення шституцюнальних трансформацiй: Дисс. .. .на здобуття наукового ступе-ня канд. ек. наук: спец. 08.00.06 «Економжа природокористування та охорони навко-лишнього середовища». - Луцьк, 2015.

2. Бабич М.Я. Водогосподарський комплекс Украши, проблеми та шляхи виршення // Вода та довкшля : матерiали наук.-практ. конф. IV мiжнар. водного форуму «AQUA UKRAINE - 2006». - К.: Мiжнар. виставковий центр, 2006. - С. 10-11. URL: http:// www.watermd.od.ua (дата обращения: 05.06.2018).

3. Водна рамкова директива 6С 2000/60/6С. Основш термши та ix визначення: Пер. з англ. - Кшв, 2006.

4. Голян В.А. Державно-приватне партнерство в шституцюнальнш архггектошщ водокористування: свiтовий досвщ та вiтчизнянi реалп // Економша АПК. - 2009. -№ 5. - С. 8-15.

5. Грановська Л.М., Димов О.М. Асощащя водокористувачiв як складова системи ефективного менеджменту водогосподарсько-мелюративного комплексу // Зрошу-ване землеробство: Мiжвiд. темат. наук. зб. - 2017. - № 68. - С. 49-54.

6. Грановська Л.М., Кисельова Р.А. Еколопчне страхування ризиюв водогосподарсь^' дiяльностi на мелюрованих землях. - Херсон: Гршь Д.С., 2012.

7. Добрянська T.I. Меxанiзм забезпечення сталого розвитку водогосподарського комплексу Украши: Дисс. .на здобуття наукового ступеня канд. ек. наук: спец. 08.00.03 «Економжа та управлшня нацюнальним господарством. - Кшв, 2016.

8. бдина комплексна стратепя розвитку сшьського господарства i сшьських територiй на 2015-2020 роки. URL: http://agt-ua.com/news/Strategiyu razvitiya selskogo hozyaystva na 2015-2020 gody (дата обращения: 05.06.2018).

9. Жовтоног O.I. Полщук В.В., Деменкова Т.Ф., Шостак 1.К. Роль асощацш водокорис-тувачiв у сталому використанш зрошуваних земель // Водне господарство Украши. -2008. - № 1. - С. 17-25.

10. Караогланова Л.А. Социально-экономический анализ концессионного механизма в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. социол. наук: спец. 22.00.03 «Экономическая социология и демография». - М., 2008.

11. Керiвництво з пщготовки Плашв управлшня посухами. URL: www.gwpcee.org (дата обращения: 05.06.2018).

12. Коваленко П.1. Актуальш проблеми використання водних ресурав i мелюрованих земель на сучасному еташ // Мелюращя i водне господарство. - 2011. - № 99. - С. 5-16.

13. Концепщя вщновлення та розвитку зрошення в ГОвденному регюш Украши / за ре-дакщею д.т.н., академiка НААН M.I. Ромащенка. - К.: ЦП «Компринт», 2014.

14. Мiшенiна Н.В., Ярова I.e., Мшенша Г.А. Розвиток меxанiзмiв державно-приватного партнерства у сферi природогосподарювання в умовах децентралiзацii // Науковий журнал «Маркетинг i менеджмент шновацш». - 2017. - № 1. - С. 319-330. URL: http:// mmi.fem.sumdu.edu.ua (дата обращения: 05.06.2018).

15. Оценка деятельности Ассоциации водопользователей южных областей Кыргызской Республики. 2017 . URL: http://www.osce.org/ru/bishkek/76143?download=true (дата обращения: 05.06.2018).

16. Оценка технологических потребностей по адаптации сельского и водного хозяйства к изменению климата в странах Центральной Азии. Международная комиссия по ирригации и дренажу (МКИД). Региональный экологический центр Центральной Азии. - 2012. - URL: https://carececo.org/upload/26.pdf (дата обращения: 01.03.2012).

17. Прюритетш напрями реформування управлшня та охорони водних ресурав на перюд 2006-2015 роюв. 2006. URL: http://www.scwm.gov.ua/ (дата обращения: 05.06.2018).

18. Ромащенко М.1. Концептуальш засади вщновлення зрошення у Швденному регюш Украши // Мелюращя i водне господарство. - 2013. - № 100. - С. 7-17.

19. Ромащенко М.1., Дехтяр О.О. Деяк питання реформування водогосподарсько! галузi Украши // Мелюращя i водне господарство. - 2016. - № 103. - С. 3-8.

20. Ромащенко М.1., Жовтоног О.1., Крученюк В.Д., Сайдак Р.В., Книш В.В. Управлшня процесом вщновлення та сталого використання зрошення // Мелюращя i водне господарство. - 2014. - № 101. - С. 137-146.

21. Сирожидинов К. Ассоциация водопользователей в Таджикистане: проблем больше, чем возможностей. - 2017. - URL: http://avesta.tj/2017/09/08/assotsiatsii-vodopolzovatelej-v-tadzhikistane-problem-bolshe-chem-vozmozhnostej/ (дата обращения: 05.06.2018).

22. Сучасний менеджмент водних ресурав. URL: http://dpbuvr.org.ua/menegment.ttml (дата обращения: 05.06.2018).

23. Хвесик М.А., Яроцька О.В. Управлшня водними ресурсами Украши. - К. : НАН Украши, РВПС Украши, 2004.

24. Яюсть води та управлшня водними ресурсами: короткий опис Директив 6С та графжу !х реалiзацii. - Ки!в, 2014.

25. Damania R., Desbureaux S., Hyland M., Islam A., Moore S., Rodella A-S., Russ J., Zaveri E. Uncharted Waters: The New Economics of Water Scarcity and Variability. 2016. URL: https://elibrary.worldbank.org/doi/book/10.1596/978-1-4648-1179-1 (дата обращения: 05.06.2018).

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Директива 2000 Парламенту i Ради 6С. Встановлення структури щодо дш 6С в галузi водно! полггики. - Брюссель, 30 липня 2000. - 08-15РЕ - CONS 3639/00 CS 0347/00 ENV 221 CBDES 513.

2. Директива 2000/60 бвропейського Парламенту та Ради 6с «Про встановлення рамок дiяльностi Ствтовариства в галузi водно! полггики» вщ 23 жовтня 2000 року. 2001. URL: www.gwpcee.org (дата обращения: 05.06.2018).

3. Закон Украши «Про державно-приватне партнерство» // Вщомосл Верховно! Ради Украши (ВВР). - 2010. - № 40. - С. 524.

Hranovska, L.M. Development of the Water Economy of Ukraine at the Basis of the State.

4. Проект Стратеги зрошення та дренажу в Украшк проектна пропозищя. - Кшв: WORLD BANK GROUP, 2017.

5. Стратепя сталого розвитку «Украша - 2020». URL: https://www.nfp.gov.ua/files/sektor/ Strategy2020updUA.pdf (дата обращения: 05.06.2018).

6. Указ Президента Украши № 1085/2010 вщ 9 грудня 2010 року «Про оптимiзацiю си-стеми центральних оргашв виконавчо! влади». URL: http://www.kmu.gov.ua (дата обращения: 05.06.2018).

DEVELOPMENT OF THE WATER ECONOMY OF UKRAINE AT THE BASIS OF THE STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP

Liudmyla M. Hranovska

Doctor of Economics, Professor, Institute of Irrigated Farming National Academy of Agrarian Sciences of Ukraine Address: Naddneprynsce, Kherson, 73483, Ukraine. E-mail: [email protected]

Abstract

The aim of the study is substantiation of the main aspects of the water economy complex management structure improvement by the introduction of the state and private partnership principles in the water economy system. The existent Ukrainian system of the water resources management is economically costly and has the unfavourable and unbalanced mechanism of distribution, protection and restoration of the water resources quality, from the point of view of the organizational management structure. The analysis of the existent experience in the field of water resources management in different countries of the world has proved that one of the most appropriate and efficient forms of the state and private partnership realization in the field of water economy of Ukraine are water consumers associations. However, taking into account the international experience, we conclude, that the main conditions of the state and private partnership introduction are determination of the state government agencies role in the irrigation systems and infrastructure management in the country, transfer of the state irrigation network, drainage and infrastructure objects to the water users associations, development of the legislative and methodological support to form associations, and whereas a non-profit

position of the associations in the legislative system of the country is quite important, it should be clearly and exactly determined by the legislation. Improvement of the management system by the introduction of the state and private partnership in the water economy complex of Ukraine is impossible without substantiation of the main stages in modernization and renovation of the branch activity. An important condition of the process is gradual and tolerant share of the water resources management functions and water economy and melioration systems exploration between the State agency of water resources of Ukraine, regional management bodies and water users associations at the basis of the state and private partnership principles.

Keywords: water economy; management of water-economic and reclamation complex; irrigation; state-private partnership; Association of water users; modernization.

Citation: Hranovska, L.M. (2018). Razvitie vodnogo hozyaystva Ukrainy na os-nove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Development of the Water Economy of Ukraine at the Basis of the State and Private Partnership]. Public Administration Issues, no 2, pp. 139-152 (in Russian).

REFERENCES

1. Androshchuk, I.I. (2015). Investytsiine zabezpechennia sfery vodokorystuvannia v umovakh pohlyblennia instytutsionalnykh transformatsii. (PhD Thesis). Lutsk. University of Lutsk.

2. Babych, M.Y. (2006). Vodohospodarskyi kompleks Ukrainy, problemy ta shliakhy vyrishennia [Water Industry Complex of Ukraine, Problems and Ways of Their Solving]. In: Voda ta dovkillia: materialy nauk.-prakt. konf. IV mizhnar. vodnoho forumu «AQUA UKRAINE 2006». Kiev: Mizhnar. vystavkovyi tsentr, pp. 10-11. Available at: http://www.watermd.od.ua (accessed: 06 June, 2018).

3. Dobrianska, T.I. (2016). Mekhanizm zabezpechennia staloho rozvytku vodohospodarskoho kompleksu Ukrainy (PhD Thesis). Kiev: University of Kyiv.

4. Damania, R., Desbureaux, S., Hyland, M., Islam, A., Moore, S., Rodella, A-S., Russ, J. & Zaveri, E. (2016). Uncharted Waters: The New Economics of Water Scarcity and Variability. Available at: https://elibrary.worldbank.org/doi/book/10.1596/978-1-4648-1179-1 (accessed: 06 June, 2018).

5. Holian, V.A. (2009). Derzhavno-pryvatnepartnerstvo v instytutsionalnii arkhitektonitsi vodokorystuvannia: svitovyi dosvid ta vitchyzniani realii [State-Private Partnership in Institutional Architectonics of Water Consumption: the World Experience and National Realities]. Ekonomika APK, no 5, pp. 8-15 (in Ukrainian).

6. Hranovska, L.M. & Dymov, O.M. (2017). Asotsiatsiia vodokorystuvachiv yak skladova sys-temy efektyvnoho menedzhmentu vodohospodarsko-melioratyvnoho kompleksu [Association of Water-Consumers as a Part of the System of Effective Management of the Aquicul-tural and Meliorative Complex]. Zroshuvane zemlerobstvo: Mizhvid. temat. nauk. zb, no 69, pp. 49-54 (in Ukrainian).

7. Hranovska, L.M., Kyselova, R.A. (2012). Ekolohichne strakhuvannia ryzykiv vodohospodars-koi diialnosti na meliorovanykh zemliakh [Ecological Insurance of Risks of the Aquicultur-al Activity at the Reclamated Lands]. Kherson: Hrin D.S. (in Ukrainian).

Hranovska, L.M. Development of the Water Economy of Ukraine at the Basis of the State...

8. Iakist vody ta upravlinnia vodnymy resursamy: korotkyi opys Dyrektyv YeS ta hrafiku yikh realizatsii (2014). [Water Quality and Water Resources Management: Short Description of the EU Directives and Their Implementation Schedule]. Kiev (in Ukrainian).

9. Karaohlanova, L.A. (2008). Sotsyalno^konomycheskyi analyz kontsessyonnoho mekhanyzma v sfere zhylyshchno-kommunalnoho khoziaistva (PhD Thesis). Moscow: Lomonosov MSU (in Russian).

10. Kerivnytstvo z pidhotovky Planiv upravlinnia posukham (2015). [Guidance About Preparation of the Plans for Droughts Management]. Available at: www.gwpcee.org (accessed: 06 June, 2018).

11. Khvesyk, M.A. & Yarotska, O.V. (2004). Upravlinnia vodnymy resursamy Ukrainy [Water Resources Management of Ukraine]. Kiev: NAN Ukrainy, RVPS Ukrainy (in Ukrainian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kovalenko, P.I. (2011). Aktualni problemy vykorystannia vodnykh resursiv i meliorovanykh zemel na suchasnomu etapi [Actual Problems of the Water Resources and Reclamated Lands Use at the Modern Stage]. Melioratsiia i vodne hospodarstvo, no 99, pp. 5-16. (in Ukrainian).

13. Mezhdunarodnaya komyssiya po irrigatsii i drenazhu (MKYD) (2012). Otsenka tekhnologic-heskikh potrebnostey po adaptatsii selskogo i vodnogo khozyaystva k izmeneniyu klimata v stranakh Tsentralnoy Azii [Assessment of technological Needs for Adaptation of Agricultural and Water Industries to Climate Changes in Countries of the Central Asia]. Regional-nyy ekologicheskiy tsentr Tsentralnoy Azii. Available at: https://carececo.org/upload/26. pdf (accessed: 06 June, 2018) (in Russian).

14. Mishenina, N.V., Yarova, I.E., Mishenina, H.A. (2017). Rozvytok mekhanizmiv derzhavno-pry-vatnoho partnerstva u sferi pryrodohospodariuvannia v umovakh detsentralizatsii [Development of State-Private Partnership Mechanisms in the Field of Environmental Management in Conditions of Decentralization]. Marketynh i menedzhment innovatsii, no 1, pp. 319-330. Available at: http://mmi.fem.sumdu.edu.ua (accessed: 06 June, 2018) (in Ukrainian).

15. Otsenka deyatelnosti Assotsyatsii vodopolzovateley yuzhnykh oblastey Kirgizskoy Respubliki (2017) [Estimation of the Water-Comsumers Association Activity of the South Areas of Kyr-gyz Republic]. Available at: http://www.osce.org/ru/bishkek/76143?download=tru (accessed: 06 June, 2018) (in Russian).

16. Prioritetni napriamy reformuvannia upravlinnia ta okhorony vodnykh resursiv na period 2006-2015 rokiv (2006). [Priority Directions of Reforming the Water Resources Management and Protection for the Period of 2006-2015]. Available at: http://www.scwm.gov.ua/ (accessed: 06 June, 2018) (in Ukrainian).

17. Romashchenko, M.I. (2013). Kontseptualni zasady vidnovlennia zroshennia u Pivden-nomu rehioni Ukrainy [Conceptual Principles of Renovation of Irrigation in the South Region of Ukraine]. Melioratsiia i vodne hospodarstvo, vol. 100, pp. 7-17 (in Ukrainian).

18. Romashchenko, M.I. (2014). Kontseptsiia vidnovlennia ta rozvytku zroshennia v Pivden-nomu rehioni Ukrainy [Development and Renewal Concept of Irrigation in the Southern Region of Ukraine]. Kiev: TsP «Komprynt» ( in Ukrainian).

19. Romashchenko, M.I. & Dekhtiar, O.O. (2016). Deiaki pytannia reformuvannia vodoho-spodarskoi haluzi Ukrainy [Some Questions of Reforming the Water Industry of Ukraine]. Melioratsiia i vodne hospodarstvo, vol. 103, pp. 3-8 ( in Ukrainian).

20. Romashchenko, M.I., Zhovtonoh, O.I., Krucheniuk, V.D., Saidak, R.V. & Knysh, V.V. (2014). Upravlinnia procesom vidnovlennia ta stalogo vykorystannia zroshennia [Control of the Renovation Process and Continuous Use of Irrigation]. Melioratsiia i vodne hospodarstvo, no 101, pp.137-146 (in Ukrainian).

21. Stratehiia staloho rozvytku «Ukraina - 2020» (2015). [Stable development strategy «Ukraine - 2020»]. Available at: https://www.nfp.gov.ua/files/sektor/Strategy2020updUA. pdf (accessed: 06 June, 2018)

22. Suchasnyi menedzhment vodnykh resursi (2015). [Modern Management of Water Resources] Available at: http://dpbuvr.org.ua/menegment.ttml (accessed: 06 June, 2018) (in Ukrainian).

23. Syrozhydynov, K. (2017). Assotsiatsiya vodopolzovateley v Tadzhikistane: Problem bolshe chem vozmozhnostey [An Association of Water-Consumers in Tadjikistan: There are More Problems Than Facilities]. Available at: http://avesta.tj/2017/09/08/assotsiatsii-vodopolzovatelej-v-tadzhikistane-problem-bolshe-chem-vozmozhnostej/ (accessed: 06 June, 2018) (in Russian).

24. WORLD BANK GROUP (2017). Proekt Stratehii zroshennia ta drenazhu v Ukraini: proektna propozytsiia [Project of the Strategy in Irrigation and Drainage in Ukraine: The Project Proposal]. Kiev (in Ukrainian).

25. Zhovtonoh, O.I., Polishchuk, V.V., Demenkova, T.F. & Shostak, I.K. (2008). Rol asotsiatsii vodokorystuvachiv u stalomu vykorystanni zroshuvanykh zemel [A Role of Water-Comsum-ers Associations in the Continuous Use of Irrigated Lands]. Vodne hospodarstvo Ukrainy, no 1, pp. 17-25 (in Ukrainian).

OFFICIAL DOCUMENTS

1. Dyrektyva 2000 Parlamentu i Rady YeS. Vstanovlennia struktury shchodo dii YeS v haluzi vod-noipolityky (2000). [Directive 2000 of the Parliament and EU Council. Establishment of the EU Activities Structure in the Field of Water Policy]. Briussel, 30 lypnia 2000. 08-15PE CONS 3639/00 CS 0347/00 ENV 221 CBDES 51. Kyiv (in Ukrainian).

2. Dyrektyva 2000/60 Yevropeiskoho Parlamentu ta Rady Yes «Pro vstanovlennia ramok diialnosti Spivtovarystva v haluzi vodnoi polityky» (2000). [Directive 2000/60 of the European Parliament and EU Council «About Establishment of Framework Activities of the Partnership in Water Industry Policy»]. Vid 23 zhovtnia 2000 roku, 2001. Available at: www.gwpcee.org (accessed: 06 June, 2018) (in Ukrainian).

3. Iedyna kompleksna stratehiia rozvytku silskoho hospodarstva i silskykh terytorii na 20152020 roky (2014). [Common Complex Strategy of Agriculture and Rural Territories Development for 2015-2020]. Available at: http://agt-ua.com/news/Strategiyu razvitiya sels-kogo hozyaystva na 2015-2020 gody (accessed: 06 June, 2018) (in Ukrainian).

4. Vodna ramkova dyrektyva YeS 2000/60/IeS. Osnovni terminy ta yikh vyznachennia (2006). [Water Framework EU Directive 2000/60/EU. Major Terms and Their Determinations]. Per. z anhl. Kyiv (in Ukrainian).

5. Ukaz Prezidenta Ukrainy N 1085/2010 vid 9 hrudnia 2010 roku «Pro optymizatsiiu systemy tsentralnykh orhaniv vykonavchoi vlady» (2010). [«About Optimization of the System of Central Branches of Executive Power»]. Available at: http: //www.kmu.gov.ua (in Ukrainian).

6. Zakon Ukrainy (2010). «Pro derzhavno-pryvatne partnerstvo» [About State-Private Partnership] Statements of the Verkhovna Rada of Ukrain (VVR), vol.40, P. 524 (in Ukrainian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.