Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ'

РАЗВИТИЕ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова Е.В.

Рассмотрены перспективы развития въездного туризма с использованием водных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ»

позволяют сохранить достигнутое и осуществить переход к более интенсивному процессу создания новшеств и инноваций.

Управленческие решения третьей группы - решения стратегического характера, должны быть связанны с созданием инноваций «под заказ», завоеванием рынка и продажей инноваций и новшеств внешним пользователям. В этом случае управленческие решения могут быть также направлены на создание дочерних венчурных компаний [2].

Несомненно, инвестирование в целях инновационного развития должно рассматриваться как один из основных вариантов поддержания конкурентоспособности и устойчивого развития предприятия.

Вместе с тем, в настоящее время ряд теоретических и практических вопросов управления инвестициями в инновационное развитие предприятий остаются нерешенными, не в полной мере учитываются специфические особенности, связанные с инновационным развитием предприятий, со степенью благоприятствования инвестиционного климата территорий. Более углубленного исследования требуют факторы и показатели, определяющие уровень обеспечения инвестициями инновационного развития предприятий в условиях ограниченных финансовых ресурсов, а также методы оценки уровня данного развития.

Использованные источники:

1.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3.

2. Безруков Б.А. Структурное построение инвестиционно-инновационного развития предприятий / Б.А. Безруков, А.Н. Борисов // Социально-экономические явления и процессы. - Тамбов: ИД ТГУ. - 2009. - №4.

3.Глухарев К.А. Источники финансирования инвестиционно-инновационной деятельности // Инновации. - 2008. - №6.

Скворцова Е.В., к.э.н.

доцент

кафедра бизнес-администрирования ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий» Белорусский государственный университет Республика Беларусь, г. Минск РАЗВИТИЕ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация. Рассмотрены перспективы развития въездного туризма с использованием водных ресурсов.

Ключевые слова: туризм, водные ресурсы

Согласно Водному кодексу Республики Беларусь водные ресурсы -запасы поверхностных и подземных вод данной территории. К водному

фонду относятся: 1) поверхностные воды (водные объекты) - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы, а также признаки водного режима; 2) подземные воды - воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры во всех физических состояниях.

Вода участвует во многих видах человеческой деятельности и удовлетворяет различные нужды и потребности: санитарно-гигиенические, бытовые, хозяйственные, промышленные, лечебно-оздоровительные и др. Согласно Кодексу о недрах Республики Беларусь по своему составу, свойствам и целевому назначению подземные воды подразделяются на: 1) пресные воды; 2) лечебные минеральные воды; 3) минерализованные промышленные воды; 4) воды месторождений полезных ископаемых.

В связи с тем, что Республика Беларусь обладает значительными запасами подземных и поверхностных вод, целесообразно их использовать в качестве ресурса для привлечения иностранных туристов. В качестве объектов для развития въездного туризма в республике могут использоваться поверхностные воды (реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т.п.) и подземные воды (лечебные минеральные воды).

Согласно Закону Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 года с изменениями и дополнениями от 16.06.2010 г. въездной туризм - это «туристическое путешествие иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением постоянно проживающих в Республике Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь». Основными целями государственного регулирования в сфере туризма являются: 1) обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма; 2) формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов, экскурсантов; 3) обеспечение доступности туризма; 4) рациональное использование туристических ресурсов; 5) создание необходимых условий для обмена товарами, работами и услугами в сфере туризма в соответствии с международными договорами Республики Беларусь с учетом интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии Республики Беларусь; 6) развитие туристических зон; 7) развитие международных контактов.

Одним из приоритетных направлений государственного регулирования в сфере туризма является поддержка и развитие туристической индустрии, международного въездного и внутреннего туризма. Согласно Закону Республики Беларусь «О туризме» внешняя торговля туристическими услугами включает в себя экспорт и импорт туристических услуг. К экспорту туристических услуг относится внешняя торговля туристическими услугами посредством их оказания белорусскими исполнителями иностранным заказчикам услуг. К импорту туристических услуг относится

внешняя торговля туристическими услугами посредством их оказания иностранными исполнителями белорусским заказчикам услуг.

Для определения динамики и структуры экспорта и импорта услуг был проведен анализ данных Национального статистического комитета Республики Беларусь. В результате выявлено, что наибольший темп роста экспорта услуг за исследуемый период наблюдается для услуг в области страхования и пенсионного обеспечения (11,8 раза), строительных услуг (7,4 раза), использования интеллектуальной собственности (3,3 раза), телекоммуникационных, компьютерных и информационных, а также финансовых услуг (1,9 раза). В целом экспорт услуг за 2010-2013 гг. увеличился в 1,5 раза. Экспорт поездок в Республике Беларусь увеличился на 80%, что свидетельствует о высоких темпах развития туризма. Импорт наибольшими темпами вырос для строительных услуг (7,5 раза), услуг по обработке материальных ресурсов (6,8 раза) и услуг в области страхования и пенсионного обеспечения (5,8 раза). Импорт поездок в 2011 году снизился по сравнению с 2010 годом, что, вероятнее всего, связано с явлениями, обусловленными мировым финансово-экономическим кризисом. В целом за период импорт поездок увеличился практически в 2 раза.

Также выявлено, что наибольший удельный вес в структуре импорта услуг в Республику Беларусь имеют транспортные услуги (26,9 %), строительные услуги (23,5 %) и поездки (22,2 %). В структуре экспорта наибольший удельный вес имеют транспортные услуги (51,5 %), строительные услуги (12,5 %), поездки (10,7 %), телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (10.2 %).

В 2013 году экспорт услуг превысил импорт, сальдо составило 2164,3 миллионов долларов США. По большинству видов услуг в 2013 году сальдо было положительным за исключением поездок, строительных услуг, финансовых услуг, платы за использование интеллектуальной собственности, услуг частным лицам и услуг в сфере культуры (перечислены в порядке убывания). Необходимо отметить, что наибольшее значение отрицательного сальдо зафиксировано по поездкам и составило -362,4 миллионов долларов США в 2013 году. Эти данные также подтверждает необходимость развития въездного туризма в Республике Беларусь и разработки мероприятий по привлечению большего потока иностранных туристов.

Рассмотрим динамику поездок в Республику Беларусь иностранных туристов с определением их целей (Таблица 1).

Таблица 1

Въезд в Республику Беларусь иностранных граждан по целям поездок

в 2005-2013 гг., тысяч

2013 Темп роста

Показатели 2005 2009 2010 2011 2012 тысяч поездок %

Всего поездок 4 737,8 4 871,8 5 673,8 5 877,2 6 127,5 6 240,4 100 1,32

в том числе по целям поездок: - личная 4 323,5 4 504,9 5 302,0 5 464,2 5 720,1 5 864,4 94 1,36

из них: страны СНГ 2 366,8 2 813,9 3 059,7 3 527,2 3 754,3 3 971,6 68 1,68

страны вне СНГ 1 956,7 1 691,0 2 242,3 1 937,0 1 965,8 1 892,8 32 0,97

- деловая и профессиональная 414,3 366,9 371,8 413,0 407,4 376,0 6 0,91

из них: страны СНГ 123,6 73,8 94,2 100,0 127,6 128,6 33 1,04

страны вне СНГ 290,7 293,1 277,6 312,9 279,8 247,4 67 0,85

В структуре поездок наибольший удельный вес имеют поездки, осуществляемые в личных целях (94 % в 2013 году), большую часть которых составляют туристы из стран СНГ (68%). Поездки с деловыми и профессиональными целями в 2013 году составили 6% от общего объема, причем большую их часть составляют туристы из стран вне СНГ (67%). Что касается динамики, то можно отметить рост общего объема поездок за период 2005-2013 гг. в Республику Беларусь в 1,32 раза. При этом число поездок в личных целях увеличилось на 36%, а с деловой и профессиональной целью снизилось на 9%.

Рассмотрим потенциальные возможности увеличения потока иностранных туристов в Республику Беларусь непосредственно за счет эффективного использования имеющихся резервов водных ресурсов. Можно предложить два основных направления использования водных ресурсов Республики Беларусь с целью развития сферы туризма.

1. Развитие инфраструктуры поверхностных водных объектов, повышение их привлекательности как туристических объектов. Это направление включает:

- производственный блок - создание новых и модернизация существующих объектов инфраструктуры, предназначенных для рекреационных целей и расположенных вблизи рек, озер, каналов и других поверхностных водных объектов, привлекательных для туристов; это могут быть гостиницы и аналогичные средства размещения, санаторно-курортные и оздоровительные организации, объекты торговли, агроэкотуризма и др.;

- аналитический блок - проведение маркетинговых исследований, направленных на выявление потребностей иностранных туристов, оценку степени удовлетворенности использованием водных объектов и их инфраструктуры с туристической целью и т.д.;

- коммуникативный блок - осуществление комплекса маркетинговых мероприятий, включающих создание и модернизацию туристических объектов с учетом запросов потребителей, осуществление коммуникаций,

направленных на повышение имиджа страны на международном рынке туризма и т.д.

В настоящее время некоторые мероприятия реализуются в рамках Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 - 2015 годы. Программа содержит подпрограмму «Развитие объектов туристической индустрии», которая наряду с другими направлениями предусматривает обустройство необходимой инфраструктурой водных ресурсов, национальных парков, зон отдыха, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, автомобильных дорог, а также строительство новых объектов.

2. Повышение качества услуг санаторно-курортных и оздоровительных организаций с использованием лечебных минеральных вод. Главной целью этого направления является повышение конкурентоспособности услуг санаторно-курортных и оздоровительных организаций, как за счет роста их качества, так и за счет оптимизации ценовой политики. Анализ показывает, что количественные показатели деятельности санаторно-курортных и оздоровительных организаций в период 2005-2013 устойчиво возрастают (Таблица 2).

Таблица 2

Санаторно-курортные и оздоровительные организации в 2005-2013 гг.

Показатели 2005 2009 2010 2011 2012 2013 Темп роста

Число организаций, единиц 321 324 334 421 448 464 1,44

Номерной фонд, номеров на конец года 15 318 16 577 16 705 17 782 17 921 18 454 1,2

Численность размещенных лиц, тыс. человек, из них 624,7 666,1 710,6 813,3 844,4 833,4 1,33

- граждан Республики Беларусь 618,2 538,3 539,2 624,2 617,3 607,1 0,98

- граждан из иностранных государств 6,5 127,8 171,4 189,1 227,1 226,4 34,83

Число санаторно-курортных и оздоровительных организаций увеличилось за исследуемый период в 1,44 раза, номерной фонд этих организаций - в 1,2 раза. Численность лиц, размещенный в белорусских санаториях выросла в 1,2 раза, причем число иностранных граждан - на 220 тысяч человек. Эти данные свидетельствуют о положительных тенденциях в развитии въездного туризма за счет деятельности санаторно-курортных и оздоровительных организаций Республики Беларусь. Повышение качества услуг этих организаций в еще большей степени позволит привлечь иностранных туристов в республику.

На основе проведенного анализа можно сделать несколько основных выводов.

1. Развитие въездного туризма является перспективным для Республики Беларусь. Оно позволит получить множество социально-

экономических эффектов (создание новых рабочих мест, рост ВВП, поступлений в бюджет, приток в страну иностранной валюты и др.).

2. Имеющиеся резервы водных ресурсов, как поверхностных (реки, озера и др.), так и подземных (минеральные воды и рассолы), способствуют развитию туристического потенциала Республики Беларусь.

3. Использование водных ресурсов Республики Беларусь с целью развития сферы туризма может обеспечиваться выполнением мероприятий двумя группами субъектов: государственными органами и организациями -развитие инфраструктуры водных объектов для повышения их привлекательности как туристических объектов за счет бюджетных средств; хозяйствующими субъектами - повышение качества услуг санаторно-курортных и оздоровительных организаций с использованием минеральных вод и рассолов за счет собственных средств.

Использованные источники:

1. Водный кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 15 июля 1998 г. № 191-З. Принят Палатой представителей 18 июня 1998 года. Одобрен Советом Республики 29 июня 1998 года / С дополнениями и изменениями от 14 июля 2011 г. № 293-3.

2. Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. № 406-3 / Принят Палатой представителей 10 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 20 июня 2008 года. / С дополнениями и изменениями от 26 октября 2012 г. № 432-3.

3. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. - Режим доступа : http://belstat.gov.by. - Дата доступа : 12.03.2015.

4. Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25 ноября 1999 года №326-3. Принят Палатой представителей 10 ноября 1999 года. Одобрен Советом Республики 18 ноября 1999 года / С изменениями и дополнениями от 22.12.2011 г. №139-3.

Солодов А.К., к. э. н. доцент ВАК кафедра «Финансовый менеджмент» Финансовый университет при Правительстве РФ действительный государственный советник РФ 3 класса

Российская Федерация, г. Москва О БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ РАЗЛИЧИЯ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ФИНАНСОВЫХ МОДЕЛЕЙ Аннотация: Многие ученые считают, что современная экономическая вошла в кризис. По мнению автора, одной из причин этого негативного явления является недостаточный учёт культурно-исторических традиций титульных наций. В работе сравниваются западная (англосаксонская) модель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.