УДК 338.48 ББК 65.433
АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА
Е. Н. КАРЧЕВСКАЯ
Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого»,
Республика Беларусь
Введение
В Республике Беларусь туризм становится важной сферой деятельности, с каждым годом объем туристского экспорта возрастает, а государственное управление туризмом направлено на формирование конкурентоспособного туристского комплекса, развитие въездного и внутреннего туризма как доходной составляющей экономики [1], [3].
В соответствии с целью Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011- 2015 гг. - созданием благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных граждан в туристических услугах - востребовано научное обеспечение разработки программ по повышению конкурентоспособности белорусского туризма на мировом рынке [1].
Уровень развития национального туристского сектора определяется по его доле во внутреннем валовом продукте - индикаторе состояния национальной экономики. Влияние какого-либо из секторов экономики считается значительным и ощутимым при превышении доли в 10 %. В Беларуси доля туристского сектора в национальном ВВП в 2012 г. составила 2,1 % при среднемировом в 5,2 % - это 145-я позиция в рейтинге 184 стран. В то же время рост рынка туристских услуг (гостиницы, туристские агентства, пассажирские перевозки, авиакомпании, рестораны, дома отдыха) в Беларуси составил 11,5 %. И это позволило стране занять в рейтинге WTTC (Всемирного совета по туризму и путешествиям) 8-е место [6].
Туристские потоки
В 2013 г. в Республике Беларусь осуществляли туристскую деятельность 1085 организаций, услугами которых воспользовалось более 920 тыс. организованных туристов и 578,8 тыс. экскурсантов.
В 2013 г. численность туристов, организованно выезжавших из Республики Беларусь за рубеж, составила 708,4 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2012 г. на 43,7 %. Наиболее посещаемыми белорусами странами по-прежнему являются Россия, Украина, Болгария, Греция, Египет, Испания, Италия, Литва, Польша, Турция, Чешская Республика. На эти страны приходится 87,4 % от общего числа выехавших за рубеж белорусских туристов. Тем не менее выездные потоки преобладают над въездными. В 2013 г. на каждого прибывшего иностранного туриста приходилось пятеро белорусских граждан, выезжавших за рубеж (в 2005 г. - шестеро). Численность организованных туристов, прибывших в республику в 2013 г., составила 136,8 тыс. человек, в том числе из стран СНГ 114,2 тыс. человек. Основными странами-поставщиками туристов являются (среди стран СНГ) Россия и Ук-
раина, а также (вне СНГ) Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Соединенное Королевство, Турция [4]. Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь составляет не более 4 дней. Анализ въездных и выездных туристских потоков в Республике Беларусь осуществляется на основании двух источников: согласно методике, принятой ЮНВТО, по данным Государственного комитета пограничных войск по количеству выехавших и въехавших в страну человек и по данным государственной статистической отчетности 1-пс «Отчет о численности иностранных граждан, посетивших Республику Беларусь, и граждан Республики Беларусь, выехавших за границу». Разница баснословная: данные Государственного комитета погранвойск в десятки раз превышают данные статотчетно-сти. Однако в настоящее время не существует единой методики учета туристов. В разных странах используются различные методики: на основании учета туристов во всех видах средств размещения, на основании учета туристов в гостиницах и подобных средствах размещения, на основании учета посетителей на границе. Различные подходы создают и определенные сложности в планировании не только туристских мероприятий, но и планировании инвестиционной деятельности.
Одна из наиболее существенных причин слабого въездного потока в Беларусь -это высокая стоимость въездной визы. Отталкивает дифференциация цен на визы: для европейцев краткосрочная виза стоит 60 евро, для американцев 131 дол. США. Неблагоприятно сказывается на численности туристского потока и факт двойного увеличения стоимости визы при оформлении ее в аэропорту [5].
Туристские ресурсы
Республика Беларусь в целом обладает привлекательными туристско-рекреационными, но ограниченными ресурсами: нет моря и гор. В структуре исторических ресурсов преобладают памятники Великой Отечественной войны, а в структуре архитектурных - памятники классического стиля. Привлекательными для туристов являются памятники средневекового оборонительного зодчества. Но многие объекты этой эпохи находятся в полуразрушенном состоянии или почти не сохранились. Тем не менее туристско-рекреационный потенциал является достаточным для формирования конкурентоспособного туристского продукта. Продвижением туристского продукта на рынок занимается Национальное агентство по туризму посредством издательской деятельности, выставочной деятельности и презентации туристских возможностей Республики Беларусь за рубежом. Однако Беларусь мало известна на международном туристском рынке. Необходимы маркетинговые усилия для представления страны на рынке и эффективного продвижения турпродукта.
Инфраструктура туризма
Средства размещения туристов. Для размещения туристов в республике используются 315 гостиниц, 33 гостиничных комплекса, 8 туристско-гостиничных комплексов, 2 мотеля и 123 средства размещения иных видов. Их единовременная вместимость на конец 2013 г. составила 29,9 тыс. мест. Анализ эффективности деятельности средств размещения проводился на основании оценки коэффициента загрузки номерного фонда, представляющего собой отношение количества проданных номеров к количеству номеров, пригодных к эксплуатации. Используя статистические данные, получен коэффициент средней годовой загрузки гостиниц республики [2]. Он составляет 41 %, что несколько ниже, чем в среднем в мире (по данным Всемирной туристской организации (ВТО), средняя заполняемость гостиниц составляет 65-70 %). Столь высокий мировой показатель формируется за счет стран интенсивного развития туризма. Заполняемость европейских гостиниц составляет 69,7 %. Однако существует ряд при-
быльных гостиниц, имеющих невысокую среднегодовую загрузку, как, например, гостиницы высокого класса г. Москвы (загрузка 48 %), Санкт-Петербурга (41 %).
Классификация средств размещения в Республике Беларусь в соответствии с качеством оказываемых гостиничных услуг и уровнем материально-технического оснащения осуществляется все еще по категориям и разрядам. Этот классификатор был разработан в 80-х гг. и модифицирован в 90-х гг. Невысокое качество обслуживания не может обеспечить конкурентоспособное положение региона на мировом туристском рынке. Тем не менее наблюдается тенденция постепенного перехода средств размещения из низшего разряда в более высокий. Это достигается осуществлением текущего и капитального ремонта с использованием новейших технологических приемов и материалов. Европейской «звездной» системе соответствуют всего лишь 43 гостиницы и гостиничных комплекса, что составляет 12,1 % от общего их числа. Категорию «пять звезд» имеют 3 гостиницы, «четыре звезды» - 3 гостиницы и 1 туристско-гостиничный комплекс, «три звезды» - 20 гостиниц, 8 гостиничных комплексов, 1 туристско-гостиничный комплекс, «две звезды» - 6 гостиниц и «одна звезда» - 1 гостиница.
Из общего числа гостиниц и гостиничных комплексов, имеющих международную категорию классификации по «звездам», 14 находятся в г. Минске (рис. 1).
Г родненская обл.;
4
Рис. 1. Число гостиниц и гостиничных комплексов, имеющих международную категорию классификации по звездам (единиц)
В структуре проживающих в гостиницах Беларуси - около 60 % граждане Республики Беларусь, немногим более 30 % - граждане стран СНГ, лишь 10 % клиентов гостиниц - граждане стран дальнего зарубежья (Германии, Грузии, Италии, Китая, Латвии, Литвы, Польши). Среди граждан стран СНГ, пользовавшихся услугами гостиниц и аналогичных средств размещения, преобладают граждане России и Украины. Их доля в общей численности размещенных иностранных граждан составляет более 70 % [4].
Система транспортного обслуживания. Транспортные услуги сами по себе, как правило, не могут радикально увеличивать поток туристов, но существенно влияют на успешное функционирование туристского комплекса, частью которого они являются. Поэтому транспортной инфраструктуре должно уделяться при планировании развития туризма первостепенное внимание.
Через территорию республики проходят транспортные коридоры № 9А Г омель-Минск-Вильнюс-Клайпеда и № 9 Стамбул-Бухарест-Киев-Гомель-Витебск-Санкт-Петербург, а также транспортно-коммуникационные коридоры, имеющие значение для связи с другими странами и областями. Республика Беларусь выступает также
связующим звеном между Россией и Западной Европой. Выгодное транспортногеографическое положение страны создает предпосылки для развития транзитного туризма. Наличие разветвленной сети путей сообщения способствует организации транспортных перевозок. Однако высокий уровень износа транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорожной сети, неразвитость системы проката автомобилей не позволяет отнести транспорт области к числу конкурентоспособных перевозчиков на мировом рынке [2], [4]. Среди различных видов транспорта республики несомненными лидерами по пассажирообороту и другим показателям работы транспортных средств являются автомобильный и железнодорожный транспорт [2], [5]. Автомобильный транспорт эффективен благодаря своей маневренности и мобильности. Преимущество железнодорожного транспорта состоит в обеспечении более комфортных условий перевозки пассажиров на дальние расстояния вне зависимости от времени суток. Автомобильный и железнодорожный транспорт призван способствовать развитию туристских перевозок внутри страны и за ее пределы. Организации внутреннего туризма способствует водный транспорт. Организация речного судоходства в республике способствует развитию международных торговых отношений Республике Беларусь, прежде всего с Польшей и Германией. Проект строительства водного пути, соединяющий Черное и Балтийское моря, интегрирует нашу страну в Европейскую водную систему. В организации международных туристских перевозок важное место занимает воздушный транспорт. Таким образом, транспортная инфраструктура создает предпосылки для развития внутреннего и международного туризма.
Система общественного питания. Структура общественного питания представлена сетью ресторанов, кафе, столовых, баров, прочих предприятий. В структуре областей Республики Беларусь - наиболее емкая доля принадлежит Гомельской области, а также городу Минску. Основная часть предприятий общепита расположена в крупных городах, прежде всего в областных центрах и столице. Подобного рода деконцентрация объектов сферы общепита выступает сдерживающим фактором в привлечении транзитных туристов в другие населенные пункты. Анализ отрасли показал, что наибольшее развитие сфера общественного питания получила в административных районах, центры которых - крупные города [2]. Эти населенные пункты имеют ряд крупных промышленных предприятий, поставляющих свою продукцию как на внутренний, так и на внешний рынки. Расширение обширной сети предприятий общественного питания объясняется необходимостью обеспечить питанием местное население и гостей республики.
Санаторно-курортное хозяйство
Предпосылками для формирования санаторно-курортного хозяйства Республики Беларусь выступают благоприятные природные ресурсы (климат, минеральные источники, лечебные грязи, фитотерапевтические ресурсы). Основные задачи и направления государственной политики по оптимизации санаторно-курортного лечения и оздоровления населения, деятельности санаторно-курортных и оздоровительных организаций определены в Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь. В 2013 г. на территории Республики Беларусь функционировали 464 санаторно-курортных и оздоровительных организаций, в том числе 74 санатория, 13 детских реабилитационно-оздоровительных центров, 2 дома отдыха, 1 пансионат, 100 баз отдыха, 5 туристско-оздоровительных комплексов, 18 туристских баз, 19 оздоровительных центров (комплексов) [4]. Приоритетным направлением в организации санаторно-курортной помощи населению Республики Беларусь является обеспечение санаторно-курортным лечением инвалидов и граждан, пострадавших от
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, военных конфликтов и аварий; больных детей; больных людей трудоспособного возраста с основными инвалидизирую-щими заболеваниями. Широкий спектр услуг предприятий санаторно-курортного хозяйства привлекает для лечения и оздоровления иностранных граждан. В основном это жители России. Вместе с тем количество оздоровившихся наших соотечественников за 2013 г. снизилось на 11 тыс. человек, что в некоторой степени может объясняться дороговизной путевки. В структуре стоимости путевки ведущее место принадлежит питанию (до 30 %) и проживанию. Незначительную долю занимают лечение (2 %) и досуг. Такая структура не может быть оптимальной. Целесообразным является увеличение затрат на лечение, внедрение новых технологий диагностики и лечения. Сдерживающими развитие отрасли факторами выступают низкий уровень развития материально-технической базы санаторно-курортных учреждений, неблагоприятная экологическая обстановка на территории районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Санаторно-курортная база Республики Беларусь за время своего существования так и не смогла достичь высокого уровня развития, несмотря на то, что государственная система санаторно-курортного лечения и оздоровления населения позволяет обеспечить социальные гарантии населению, сохранение и укрепление здоровья нации.
Виды туризма
Одним из перспективных и быстроразвивающихся видов туризма является агротуризм. Развитие агротуризма в Республике Беларусь ориентировано на удовлетворение растущего спроса на внутренний, экологобезопасный и недорогой туристский продукт, диверсификацию сельскохозяйственного производства и структуры занятости на селе. Сельский туризм получил развитие еще в довоенный период в Западной Беларуси, которая в те времена входила в состав Польши. Издавался даже ежегодный гид-справочник «Лето в усадьбах Восточных земель». Как правило, туристам сдавались поместья мелкой шляхты. Одна из таких усадеб - «Святск». Аграрный туризм определял во многом занятость местного населения и формировал определенную долю прибыли хозяйств. В настоящее время на территории Республики Беларусь осуществляют свою деятельность 1,9 тыс. субъектов агроэкотуризма, из них 482 в Минской области. Государственная поддержка развития туризма закреплена в ряде нормативных документов (Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» и др.). В последние годы агротуризм в Беларуси получил широкое развитие: увеличивается количество субъектов агротуризма, растет объем предоставляемых услуг. Вместе с тем по уровню развития агротуризма республика еще отстает от ведущих мировых лидеров этой отрасли.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Республика Беларусь имеет достаточный туристско-рекреационный потенциал для эффективного развития санаторно-курортного хозяйства, но за время своего существования отрасль так и не смогла достичь высокого уровня развития. Состояние материально-технической базы санаторно-курортных учреждений характеризуется как неудовлетворительное и требует модернизации. Нерациональной является структура стоимости путевки, где ведущее место принадлежит питанию и проживанию. Для эффективного развития отрасли необходимо расширить ассортимент дополнительных медицинских и прочих услуг.
2. Невысокое качество обслуживания средств размещения в Республике Беларусь не может обеспечить конкурентоспособное положение страны на мировом туристском рынке. Тем не менее наблюдается положительная тенденция постепенного
перехода средств размещения из низшего разряда в более высокий. С каждым годом увеличивается количество средств размещения, соответствующих уровню качества европейской «звездной» системы. Это достигается осуществлением текущего и капитального ремонта с использованием новейших технологических приемов и материалов.
3. Одним из приоритетных видов туризма в Республике Беларусь является агротуризм, характеризующийся объемом предоставляемых услуг. Вместе с тем по уровню развития агротуризма республика еще отстает от ведущих мировых лидеров этой отрасли.
4. О низкой конкурентоспособности национального туристского комплекса говорит и низкая доля туристского сектора в национальном ВВП.
5. Необходимо направить усилия на модернизацию материально-технической базы туризма, повышение имиджа страны на международном рынке, а маркетинговые усилия сконцентрировать на представлении страны на международном рынке и эффективном продвижении турпродукта.
6. Востребован ряд мероприятий по упрощению туристских формальностей (снижение стоимости въездной визы, отмену ее дифференциации) и приведение в соответствие статистической отчетности.
Литература
1. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 20112015 гг. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 5/33538.
2. Карчевская, Е. Н. // Развитие туризма в проблемном регионе: научно-
методические подходы к территориальной организации и управлению / Е. Н. Карчевская. - Saarbruchen: «LAP LAMBERT Academic Publishung GmbH & Co. KG», 2011.- 172 с.
3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь ; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. - Минск : Юнипак. - 200 с.
4. Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/tourism.php
5. Режим доступа: http://www.mst.by.
6. World Travel & Tourism Council. - Режим доступа: http://www.wttc.org / site_media / uploads/ downloads / belarus2013.pdf.
Получено 17.04.2014 г.