Научная статья на тему 'Туризм в Западном Казахстане: подводим итоги и строим планы на будущее'

Туризм в Западном Казахстане: подводим итоги и строим планы на будущее Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4175
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Джумашев Б. К., Умирзаков К. У., Аймешева Ж. С.

Статья посвящена анализу основных тенденций развития туризма в Западном Казахстане. Авторами определен круг про-блем сдерживающих развитие сферы туризма и намечены пути их решения. Подчеркнута роль туристско-рекреационных ресурсов региона в системе террито-риального туристского продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism in Western Kazakhstan: Sum marizing and Planning for Future

The article analyzes the tourism develop-ment major trends in Western Kazakhstan. The authors describe the set of challenges hampering the tourism development and set guidelines for the ways to face them. The article underscores the role the region-al tourist and recreational resources play in the Western Kazakhstan tourist product system.

Текст научной работы на тему «Туризм в Западном Казахстане: подводим итоги и строим планы на будущее»

Туризм в Западном Казахстане: подводим итоги и строим планы на будущее

Джумашев Б. К., к.э.н., доцент ЗКГУ им. М. Утемисова Умирзаков К. У., к.с-х. н, доцент ЗКГУ им. М. Утемисова Аймешева Ж. С., ассистент ЗКГУ им. М. Утемисова

Статья посвящена анализу основных тенденций развития туризма в Западном Казахстане. Авторами определен круг проблем сдерживающих развитие сферы туризма и намечены пути их решения. Подчеркнута роль туристско-рекреационных ресурсов региона в системе территориального туристского продукта.

Одним из приоритетов экономического развития Западно-Казахстанской области в сфере услуг является туристская отрасль. Туризм является важной формой активного отдыха, укрепления здоровья, рационального использования свободного времени, повышения культурного уровня и расширения кругозора, а также перспективной статьей доходов местного бюджета.

Главной целью в сфере туризма является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей ка-

захстанских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, а также разработка экономических и правовых механизмов развития отрасли и реализация мер по обеспечению качества туристских продуктов Казахстана. Западно-Казахстанская область обладает богатым историко-культурным и туристическим потенциалом, являясь мостом между Европой и Азией. При-уралье располагает большими возможностями для организации различных видов отдыха, в частности важнейшей из них является зона озера Шалкар.

Вода озера по степени минерализации идентична морской, что позволяет использовать ее в лечебных целях. Этот факт вполне обосновывает необходимость строительства на побережье озера Шалкар современного лечебно-оздоровительного туристского комплекса.

Вместе с тем имеются также хорошие возможности для развития рыболовного туризма с целью привлечения иностранных туристов на сезонные рыболовные туры. Развитие туризма в области осуществляется в соответст-

вии с мероприятиями, разработанными в рамках региональной программы «Развитие туристской отрасли в Западно-Казахстанской области на 2006— 2008 гг.». На реализацию программы в 2006 г. за счет средств областного бюджета выделено 10 млн тенге. Выделенные средства, в частности, были направлены на проведение международной конференции «Проблемы развития регионального туризма и пути их решения», туристской выставки «Межрегиональный туризм», международной экспедиции «Жайык-Урал» по реке Урал, посвященной Г оду Абая в России и Году А.С. Пушкина в Казахстане, на проведение ежегодного международного туристского фестиваля «Европа—Азия» в туристско-оз-доровительном комплексе «Евразия», на участие области в республиканском семинаре-совещании «Создание и развитие туристского кластера, на разработку мастер-планов по развитию туризма на 2006 г.

Вместе с тем значительная часть средств направлена на проведение Казахстанской международной туристской выставки в г. Астане (0тдых-2006), международной туристской выставки «Туризм и путешествия — 2006», Международной туристской выставки «15 лет СНГ: сотрудничество и интеграция» в г. Москве, Международной туристской выставке 1ТВ-2006 в г. Берлине, международном фестивале «Каспий — море дружбы» в г. Актау и в региональной выставке по туризму в г. Актобе.

За счет выделенных средств был разработан рекламный тур для российских туроператоров в целях обмена опытом в области туризма — сплав по реке Урал «Урал-2006», посвященный году А. С. Пушкина в Казахстане, в котором приняли участие команды общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, организаций и учреждений городов Казахстана и Российской Федерации. Было предусмотрено

издание фотоальбома, рекламных буклетов и билбордов. Ведется разработка проекта по открытию охотничьих и рыболовных угодий в Приуралье, разрабатываются туристские маршруты по территории Приуралья.

Сегодня туристские фирмы для активного привлечения туристов во многомиспользуютприродные, исторические, социально-культурные ресурсы области. Осуществляется координация деятельности туристских организаций, систематически проводятся обучающие и информационные семинары-совещания. Для участия на международных и казахстанских выставках и ярмарках подготовлена и выпущена рекламная продукция по приоритетным маршрутам Приуралья.

Туристскими фирмами разработаны паломнические и познавательные маршруты в области внутреннего туризма: на озеро Шалкар (Теректинский район), в ставку хана Жангира (Бо-кейординский район), Карагашский заказник (Чингирлауский район), туристский центр «Атамекен».

В Западно-Казахстанской области туристские услуги предлагают семь туристских фирм и четыре индивидуальных предпринимателя. Эти субъекты туристского рынка предлагают населению различные туристские услуги, в частности туры в разные страны, оформление выездных документов и экскурсионные поездки по Приуралью.

За прошедший год въехало 137 ту-ристов-нерезидентов, из них из стран СНГ — 28 человек. В Западно-Казахстанской области побывали туристы из Российской Федерации, Германии, Дании, Турции, США. Объем выполненных работ и услуг (без НДС) по въездному туризму составил 3,9 млн тенге [3].

География выездного туризмаобшир-на. Выехало за год с учетом показателей индивидуальных предпринимателей 1750 туристов-резидентов в Россию, Турцию, США, Египет и другие страны.

55,3

79,9

35,5

9,2 18,6

1,5

2005 2006 ■ въездной ■ выездной □ внутренний ■ въездной ■ выездной □ внутренний

Рис. 1. Распределение туристов по видам туризма в 2005—2006 гг. (в % к общему количеству туристов)

В общей сложности туристы путешествовали 4737 дней, было реализовано 366 путевок. Стоимость проданных путевок составила 52,3 млн тенге, объем выполненных работ и услуг (без НДС) по выездному туризму с учетом показателей индивидуальных предпринимателей составил 8 млн тенге, из них 73,7% объема приходится на бронирование мест и 26,3% — на оформление виз. Услугами внутреннего туризма воспользовалось 7528 человек. Реализовано было 163 путевки на 5,3 млн тенге. Более 70% путевок воспользовались школьники. Все это указывает на рост показателей внутреннего туризма, что подчеркивает большие возможности региона.

Весь объем выполненных работ и услуг, включая показатели индивидуальных предпринимателей, за 2006 г. составляет 22,5 млн тенге, из них 73,8% (16,6 млн тенге) — услуги по бронированию мест, 16,9% (3,8 млн тенге) — экскурсионные услуги и 9,3% (2,1 млн тенге) — визовые услуги.

В общем объеме оказанных услуг на туристские фирмы приходится 79,1% (17,8 млн тенге), доля индивидуальных предпринимателей составляет 20,9% (4,7 млн тенге) всего объема услуг [3].

Обслуженные 9,4 тыс. туристов по целям поездок распределились следующим образом: досуг, рекреация и отдых составили 8,6 тыс. человек (91,4%), с де-

ловыми и профессиональными целями

— 0,4 тыс. человек (4,0%), с целью посещения знакомых и родственников — 0,2 тыс. человек (2,3%), лечение, коммерческие цели — 0,2 тыс. человек (2,3%).

Из средств перемещения 45,1% туристов предпочтение отдали легковому транспорту, 24,2% — междугородним автобусам, 20,8%—воздушному, 6,4% — железнодорожному, а 3,5% — водному транспорту.

Воздушный транспорт выбирали как туристы-нерезиденты (100%), так и туристы-резиденты (78,6%). Туристы, путешествующие по маршрутам внутреннего туризма, предпочли прочие сухопутные средства — легковой автотранспорт (56,4%) и междугородние автобусы (29,4%).

Следует также отметить, что наряду с туристскими услугами развиваются санаторно-курортное и гостиничное обслуживание. Постоянное улучшение сервиса и активное сотрудничество с туристскими организациями, которые разрабатывают новые маршруты, приводит к привлечению значительного количества туристов. Для удовлетворения туристского и рекреационного спроса область имеет разнообразные возможности.

В частности, на живописном берегу реки Урал в 43 км от областного центра г. Уральска в Теректинском районе

находится санаторий «Акжайык» (на 300 мест), функционирующий круглогодично. Главным природным лечебным фактором, на котором базируется лечебная специализация санатория, является хлоридная магниево-натриевая минеральная вода, предназначенная для внутреннего и наружного применения. Санаторий располагает водолечебницами, предлагающими отдыхающим минеральные ванны, лечебные души и другие процедуры, проводимые на базе хорошо оснащенных лечебно-диагностических кабинетов и лабораторий. Наряду с бальнеотерапией в санатории широко применяется электросветолечение, лечебная физкультура, массаж и климатолечение и др.

Оценивая важность туризма для национального и регионального хозяйства, следует подчеркнуть его динамичное и устойчивое развитие. Международные эксперты относят туризм к отраслям мировой экономики, не знающих спадов. Нельзя не подчеркнуть и значительный мультипликативный эффект туризма. В частности, отмечается, что он прямо или косвенно влияет на 32 отрасли экономики (средства размещения, все виды транспорта, общественное питание, санаторно-курортный сектор, торговля, народные ремесла, и многое другое) [6, с. 104].

В целом выдвигается восемь основных обстоятельств, обуславливающих развитие туризма как отрасли. Среди них выделяют: туристско-рекреационные ресурсы, развитие инфраструктуры туризма, привлечение инвестиций, формирование имиджа и повышение престижа страны и др. [6, с. 105].

Вместе с тем можно выделить пять основных экономических факторов, препятствующих развитию туризма в Казахстане: нежелание вкладывать значительные средства в туризм, неоправданно высокие налоги и иные платежи в бюджет, высокая стоимость визовых процедур и затруднения в прохождении туристских формальностей,

ослабленные экономические связи со странами СНГ [6, с. 107].

Следует отметить, что российский турбизнес во многом имеет родственные проблемы, в частности недостаточное количество доступных массовому потребителю средств размещения, отсутствие цивилизованной сферы услуг и др. [6, с. 38—39]. Общность проблем подчеркивает необходимость поиска совместных путей их решения и в частности в области маркетинговой деятельности и стратегического управления.

Практика показывает, что часто руководители, от которых зависит масштабность развития туризма в нашей области, либо страдают узковедомственным подходом, либо работают по принципу «тише едешь — дальше будешь», хотя, несомненно, есть и положительные примеры.

Социально-культурная политика области за последнее время в корне меняется, что увеличивает ее возможности в области приема туристов. Изменился и облик древнего города Уральска. Следует отметить, что культурная жизнь города стала более насыщенной в связи с вводом Казахского драматического театра. Ввод в эксплуатацию ледового дворца, бассейна и стадионов (им. Ата-яна, «Динамо» и «Юность») значительно оживило спортивную жизнь города. Все это положительно сказывается и на увеличении туристских потоков в особенности из зарубежья.

Озеро Шалкар за последние годы под пристальным вниманием Акима области приобретает достойную этого алмаза оправу. Развивается инфраструктура, отдаются площадки для детских оздоровительных лагерей областного центра детского и юношеского туризма и экологии. Завершено благоустройство турбазы «Евразия», превратившее этот объект в настоящий казахстанский «мини-Артек». Этот центр туризма и детского отдыха становится излюбленным местом горожан и жителей области, и всей республики.

10

8

6

4

2

о

22196

28163

30000

25000

20000

15000

10000

5000

0

I количество объектов размещения —обслужено человек

Рис. 2. Количество объектов размещения и обслуженных туристов за период2004—2006гг.

Таблица 1

Основные показатели объектов размещения туристов *

Наименование показателя 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Наличие предприятий (включая подведомственные на конец отчетного периода), в том числе гостиниц 6 8 9

Номерной фонд (кол-во номеров), в том числе класса «люкс» 316 55 403 110 439 87

Единовременная вместимость (койко-мест) 470 500 536

Предоставлено услуг размещения на конец отчетного периода (койко-сутки) 24724 37930 46057

Средняя стоимость койко-суток (тенге) 7439,8 58087,0 51328,0

Общая площадь в кв. м., в том числе сданы в аренду 12684,9 1723 18434,7 2697 20714.7 3337.7

Объем реализации работ и услуг (тыс. тенге)в том числе по гостиницам с имеющимися ресторанами игостиницам не имеющим ресторанов 267034.1 222482,0 44552.1 492402.0 459933.0 32469.0 560394.6 512662.6 47732,0

В Западно-Казахстанской области 27 сентября стали традиционно проводить фестивали, посвященные Международному дню туризма. К этому мероприятию подключается широкая общественность с привлечением бардов, самодеятельных певцов и музыкантов. Есть надежда, что организаторы смогут заложить стойкие традиции и сделать этот фестиваль таким же попу-

лярным, как «Грушинский фестиваль», проводимый под Самарой.

Анализируя развитие туризма в Западно-Казахстанской области, следует подчеркнуть значение средств размещения в системе формирования регионального туристского продукта. В 2006 г. услуги средств размещения предоставляли 20 объектов (с учетом индивидуальных предпринимателей),

Таблица 2

Характеристика объектов размещения туристов гостиниц по формам собственности за 2006г. (единиц) *

Наименование показателя Всего по всем видам собственности в том числе

Частные предприятия из нее Другие виды собственности

Акционерные предприятия из нее

собственность совместных предприятий синостранным участием

Всего 9 7 7 3 2

Услуги гостиниц с ресторанами 6 4 4 2 2

Услуги гостиниц без ресторана 3 3 3 1 —

’ Составлено авторами на основе литературных источников [1, с. 25].

Таблица 3

Количество обслуженных туристов с учетом категорий средств размещения (гостиниц) *

Категории гостиниц 2004 2005 2006

Всего обслуженных туристов (чел.) 21886 22196 28163

в том числе 4* (4 звезды) 484 1395 4223

3* (3 звезды) 5810 7071 8373

1* (1 звезда) — 9659 11429

Гостиницы без категории 15592 4071 4138

*Составлено авторами на основе литературных источников [2, с. 16-17].

Таблица 4

Количество обслуженных туристов по категориям средств размещения (за 2006г.)

Наименование показателя Категории гостиниц

всего 4* 3* 1* без категории

Всего (чел.) 28163 4223 8373 11429 4138

В том числе туристы-нерезиденты 6485 1801 3043 1139 502

Туристы-резиденты 21678 2422 2422 10290 3636

* Составлено авторами на основе литературных источников [1, с. 13].

в том числе девять гостиниц с суммарным номерным фондом — 667 номеров на 846 койко-мест, из них шесть с ресторанным обслуживанием и три — без ресторанов. Ими было предоставлено за год 61,1 тыс. койко-суток (средняя стоимость на 1 ед. составила 51,3 тыс. тенге).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя объемы оказанных услуг всеми объектами размещения, следует отметить, что он возрос по сравнению с предыдущим годом на 13,8% и составил 560,4 млн тенге, из которых 91,5% — объем гостиниц с ресторанами. Более 85% туристов предпочли разместиться

в номерах гостиниц более высоких категорий.

Основные показатели объектов размещения туристов приведена в таблицах 1, 2, 3, 4.

В системе туристской деятельности особая роль отведена гостиничному хозяйству как важнейшему элементу туристской инфраструктуры, отражающему степень обустроенности городского пространства. Гостиничное хозяйство — это также весьма эффективный способ укрепления деловых и партнерских связей, направленных на развитие сотрудничества и социальнокультурного обмена.

Главная задача гостиничного хозяйства — расширение собственной востребованности через создание системы устойчивых и взаимовыгодных отношений с основными клиентурными группами, в которых определяющими становятся основные функциональные качества гостеприимства.

Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что развитие международного туризма в г. Уральске и во всей Западно-Казахстанской области сдерживается следующими факторами:

Литература

1. Туризм Казахстана в 2004 году. Статистический сборник. Алма-Ата, 2005.

2. Туризм Казахстана в 2005 году. Статистический сборник. Алма-Ата, 2006.

3. Туризм Казахстана в 2006 году. Статистический сборник. Алма-Ата, 2007.

4. Туристская сфера в РК: анализ, оценка и механизм развития / Г. Дуйсен / Analytic 2005, №2.

— неразвитостью инфраструктуры туризма;

— отсутствием эффективной системы управления туризмом как на национальном, так и на областном уровне;

— отсутствием требуемого качества туристских и гостиничных продуктов;

— слабой рекламой культурно-исторических и иных туристских возможностей региона;

— недостаточным применением эффективных инструментов маркетинга;

— недостаточным уровнем профессионализма, в частности в области стратегического и оперативного менеджмента;

— недостаточным вниманием властных структур к проблеме подготовки кадров для индустрии гостеприимства и др.

Вместе с тем следует более активно развивать туристский потенциал области посредством формирования стратегических региональных программ развития различных видов туризма, включая деловой, конгрессный, историко-культурный, экскурсионный и пр.

5. ВТО: войдем или вляпаемся? / А. Каминский / Алма-Ата, www.express-k.kz

6. Курбанова Р. Современное состояние туризма в Казахстане: проблемы и перспективы развития. Транзитная экономика. 2003, №№1, 4, 5.

7. Горбачев А. А., Горбачева Д. А. Основы организации туризма в Казахстане: проблемы и перспективы развития. Уральск: Зап-Каз. ЦНТИ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.