Научная статья на тему 'Гостиничный бизнес в Костанайской области'

Гостиничный бизнес в Костанайской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
379
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ОБЪЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ / ЕДИНОВРЕМЕННАЯ ВМЕСТИМОСТЬ / ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ МЕСТ РАЗМЕШЕНИЙ / КОЛИЧЕСТВО НОМЕРОВ / HOTEL BUSINESS / ACCOMMODATION FACILITIES / TIME CAPACITY / OCCUPANCY PLACEMENTS / NUMBER OF ROOMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдихалыков А. А., Абдихалыкова К. С.

Во многих странах, в том числе и в Казахстане проявляется интерес к малым формам организации гостиничного бизнеса. Общий рост количества туристов за последние годы свидетельствует, что гостиничный бизнес в Костанайской области способствует развитию туристской индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOTEL BUSINESS IN KOSTANAI REGION

In many countries, including Kazakhstan shown interest in small forms of organization of the hotel business. The total increase in the number of tourists in recent years indicates that the hotel industry in the Kostanai region contributes to the development of the tourist industry.

Текст научной работы на тему «Гостиничный бизнес в Костанайской области»

античный мир. Италия сумела сохранить свое прошлое и вкладывает огромные средства в реконструкцию памятников архитектуры [6].

Преобладающая часть иностранных туристов в Италии относится к двум возрастным группам: от 35 до 44 и от 45 до 64. Первая группа интересуется преимущественно культурным туризмом, в то время как во второй преобладает горный туризм, озерный, агротуризм или эногастрономические маршруты. Наиболее популярны центральный и северный районы Италии. По данным на 2012 год, всего 13% туристов предпочли туристические центры в южной части

страны. Здесь туристы предпочитают пляжный отдых. Преимуществом Южной части Италии можно считать также богатую кухню, невысокие цены и климат, способствующий долголетию.

В заключение можно отметить, несмотря на глобальные экономические вызовы, результаты международного туризма превзошли ожидания, учитывая, что в 2013 году дополнительно 52 млн. международных туристов, совершили путешествия в мире [7]. ЮНВТО прогнозирует, что в 2014 году темпы роста составят 4%-4,5% и снова будут превышать темпы роста, предусмотренные в долгосрочном прогнозе.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. - М.: Издательсво РДЛ, 2007. - 480 с. 2. С.А. Быстров, М.Г. Воронцова. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. - 464 с.

3. Интернет ресурс, http://mkt.unwto.org/ru/barometer

4. Интернет ресурс, http://tourlib.net/ Папирян Г.А. Маркетинг в туризме

5. Интернет ресурс, http://ru.wikipedia.org/ Туризм в США

6. Интернет ресурс, http://ru.wikipedia.org/Туризм в Италии

7. Интернет ресурс, http://media.unwto.org/ru/press-release/

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Абдихалыков А.А. Резюме

Туризм в зарубежных странах является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Многие страны стали ведущими в сфере туризма тем самым, они внесли большой вклад в развитие туризма во всем мире.

CURRENT STATUS of DEVELOPMENT of TOURISM IN FOREIGN COUNTRIES

Abdihalykov A.A. Summary

Tourism in foreign countries is one of the most dynamically developing sectors of economic activity. Many countries have become leading in tourism thus contributed greatly to the development of tourism around the world.

УДК 640.241 (574.243) ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС В КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

Абдихалыков А.А. - аспирант; Абдихалыкова К.С. - аспирант Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации

e-mail: abu_amir_09@mail.ru

Ключевые слова: гостиничный бизнес, объекты размещения, единовременная вместимость, заполняемость мест размешений, количество номеров.

Key words: hotel business, accommodation facilities, time capacity, occupancy placements, number of rooms.

Гостиничный бизнес имеет достаточно длительную историю. Со времен первых отелей многое изменилось, тем не менее, эти первые отели внесли большой вклад в развитие последующих гостиниц. С появлением первых путешественников, потребовалось место, где можно было бы остановиться и отдохнуть. Чтобы удовлетворить потребности путешествующих, власти стали строить палаточные городки, павильоны и другие зданий и сооружения.

Греки и римляне с успехом использовали накопленные опыт и знания сооружения объектов размещения Древнего Египта [1].

На территории средневекового Казахстана для путешественников тоже имелись различные средства размещения, особенно на торговых путях, в крупных населенных пунктах и назывались они караван-сараями. Содержателями этих караван-сараев были состоятельные люди. Здесь были отдельные помещения для хранения вещей путников, приготовления пищи и проживания. Однако, на большой кочевой территории Казахстана

гостиничное хозяйство, как таковое, не появилось очень долгое время, это было связано с менталитетами населения. По традиции кочевников, они должны радушно принимать любого путника, дать приют по всем правилам гостеприимства.

Следовательно, огромное кочевое пространство Казахстана, относительно замкнутой и отсталой экономикой оставался без гостиничных хозяйств до октябрьской революции. Только после переворота 1917 года в связи с развитием производства началось строительство гостиниц, более похожих к их современному облику. Первые гостиницы, которые появились на территории современного Казахстана, были: «Чайка» в городе Караганда (1935 г.) и «Иссык» в г. Алматы (1937 г.). Массовое строительство гостиничных зданий началось в конце 50-х годов прошлого столетия. Гостиницы улучшенного образца и высшего класса как «Отрар», «Казахстан», «Алматы» сданы в эксплуатацию в 70-х - 80-х годах ХХ века.

Сегодня, для успешного развития гостиничного бизнеса в Казахстане имеются прекрасные возможности. Такие факторы, как богатая история страны,

политическая стабильность, самобытная культура, исторические памятники, открытость и готовность к сотрудничеству Казахстана на международной арене позволяет ей развивать туристскую индустрию в целом и гостиничного хозяйства в частности. Однако, Казахстан, имея огромный рекреационный потенциал, как было сказано выше, характеризуется недостаточным уровнем развития туризма. Доля туризма в ВВП составляет не более 0,3%. В 2012 году объем поступления от туризма составил 151,69 млрд. тенге, что на 96% больше показателя 2008 года. В стране в 2012 году функционировало 1 994 туристских организаций, и ими было обслужено более чем 640 тыс. человек. В структуре отрасли выездной туризм составил 63,8%, внутренний и въездной туризм 31,5% и 4,7% соответственно. Анализируя показатели январь-сентябрь 2013 года можно увидеть, что за отчетный период в Казахстане функционировало 1 705 туристских организаций, которые обслуживали почти 425 тыс. человек, что на 16,28 % ниже показателя соответствующего периода предыдущего 2012 года. В структуре туристской деятельности наблюдается уменьшение доли въездного и выездного туризма на 8% и на 2,3% соответственно, и увеличение внутреннего туризма на 10,3% [2].

Состояние туристской отрасли в любой стране тесно связано с гостиничным бизнесом. Так, по состоянию на первый девять месяцев 2013 года в Республике Казахстан общей вместимостью 89 464 койко-мест, функционировало 1 654 места размещения, что на 8,5 % больше, чем в январе-сентябре 2012 года.

Следует отметить, что из общего числа мест размещения гостиницы составляли 58,3 %, из них 22,3 % гостиниц с категорией, 36 % без категории, прочие места размещения - 41,7%. Самым высоким уровнем заполняемости оказались гостиницы категории 5* (46,1%), не смотря на то, что стоимость номера в таких гостиницах в городах Алматы и Астане в 23 раза выше, чем в Европейских странах. Самый низкий коэффициент загруженности в гостиницах категории 1* с показателем 21,9%. В прочих местах размещения данный показатель равен 15,1%. По данным предварительного исследования РК,

туристы из разных стран ожидают увидеть в Казахстане дикую природу (74%), культуру кочевников (63%), горы (59%), бескрайние просторы и ландшафты (68%), девственность природы (58%). [3]. Все перечисленные виды туризма, за исключением гор, можно успешно развивать и в Костанайской области.

Одним из важных факторов развития туризма в Костанайской области является выгодное географическое расположение. Данный регион имеет общую границу четырьмя областями Казахстана: СевероКазахстанской, Карагандинской, Акмолинской, Актюбинской и тремя Российской Федерации: Курганской, Оренбургской, Челябинской. Наличие Наурзумского заповедника с редчайшими птицами и растительным миром, санатория «Сосновый бор» с уникальной лечебной водой, Костанайскую землю делает для туристов еще привлекательной.

В 2013 году в области функционировал 80 объектов размещения, что на 10 единиц больше чем в 2012 году. Из всех объектов 23 по юридическим лицам, а 57 по индивидульным предпринимателям, что на 8 и 2 единиц больше показателя 2012 года соответственно. Если сравнить 2013 год с 2011 годом, то мы видим общее увеличение состаляет 22 единиц. В таблице 2 представлены основные показатели предприятий, предоставляющих услуги по организации проживания области за 20112013 гг.

В 2013 г. количество обслуженных посетителей по сравнению с 2012 г.

В наши дни во многих странах проявляется интерес к малым формам организации гостиничного бизнеса, в том числе и в Казахстане. Малые отели по сравнению с большими гостиницами того же класса, без усилий адаптируются к каждому клиенту, применяя гибкую систему скидок, создавая уютную домашнюю атмосферу. Перечисленные обстоятельства позволяют малым гостиницам занять прочное положение на рынке размещения многих стран. [4]. Говоря о «гостиничном продукте», необходимо подчеркнуть комплексный характер гостиничных услуг. Все средства размещения без исключения, выполняют функции организации, производства и реализации гостиничного продукта, что позволяет объединить их в единую отрасль - гостиничный бизнес. В следующей таблице даны количество субъектов, осуществляющих туристкую деятельность.

увеличилось на 14 % и составило 111 186 человек, а по сравнению с 2011 годом увеличилось на 38 %. За отчетный период количество номеров по сравнению с 2011 и 2012 годами на 300 (26%) и 229 (26 %) единиц стало больше соответсвтенно. Единовременная вместимость и

представленные койко-суток также имеет тенденцию в сторону увеличения, за счет чего заполняемость стало меньше по сравнению с 2011 годом на 11,6 % и по сравнению с 2012 годом 5,5%. Оказанных объем услуг объектами размещения 2013 году стало намного больше, чем предыдущие года: в 2012 году на 197,1 млн. тенге, а в 2011 г. на 329,8 1 млн. тенге.

Таблица 1 - Количество объектов размещения по Костанайской области в 2011-2013 гг.единиц

годы Коэффициент изменения

2011 2012 2013 2013 /2011 2013 /2012

всего по области 58 70 80

по юридическим лицам 15 15 23 1,53 1,53

по индивидуальным предпринимателям 43 55 57 1,33 1,04

Таблица 2 - Основные показатели предприятий, предоставляющих услуги по организации проживания Костанайской области в 2011-2013 гг.

Годы Коэффициент изменения

2011 2012 2013 2013 /2011 2013 /2012

Количество объектов размещения, единиц 58 70 80

Количество обслуженных посетителей, человек 124014 153 658 181 836 1,47 1,18

Количество номеров, ед.. 1173 1 244 1473 1,26 1,18

Единовременная вместимость, всего койко-мест 2293 2 438 3080 1,34 1,26

Предоставлено койко-суток, единиц 287 399 259 113 267 674 0,93 1,03

Заполняемость мест размешений,% 35,4 29,3 23,8 0,67 0,81

Объем оказанных услуг объектами размещения, млн. тенге 756,9 889,6 1086,7 1,44 1,22

Объем услуг, оказанный местами размещения всего по области в 2013 г. составило на сумму 1 018 681,60 млн. тг, что на 35% больше чем в 2011 году и на 15% больше показателяе 2012 г. При этом

значительная по юридическим лицам -учеличения составили 641,1 млн. тенге, а по индивидуальным предпринимателя 377, 6 млн. тенге [5].

Таблица 3 - Объем услуг, оказанный местами размещения по Костанайской области

в 2011-2013 гг.

Годы Коэффициент изменения

2011 2012 2013 2013 /2011 2013 /2012

всего по области, млн.тнг 756,9 889,6 1 018, 7

по юридическим лицам, млн, тнг 462,1 521,1 641,1 1,39 1,23

по индивидуальным предпринимателям, млн. тнг 294,8 368,4 377, 6 1,28 1,024

В заключение можно сделать вывод, что, с каждым годом в области увеличивается количество объектов размещения, причем как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица, увеличивается также количество

посетителей. За отчетный период (20112013 гг.) количество объектов размещения

увеличился на 22 единиц, количество посетителей выросло на 57822 человек (38%), а объем оказанных услуг объектами размещения 329,8 млн. тенге. Как мы видим, что гостиничный бизнес в области развивается, хотя достаточно медленными темпами.

Таким образом, можно сделать вывод,

что гостиничный бизнес в Костанайской общий рост количества туристов за

области способствует развитию туристской последние годы в этом регионе.

индустрии в целом, что свидетельствует

ЛИТЕРАТУРА: 1. Гостиничный бизнес в давние времена. / Сост. Авалко М.И. - М.: Просвещение, 2006. - с.-3-4. 2. Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года, утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан №508 от 19 мая 2014 года. 3. Журкабаева Б. Степное сафари. - Капитал, 2006, 26 января. 4. Интернет ресурс, http://www.kostanai.stat.kz/ru Материалы Департамента статистики Костанайской области разных лет. 5 Туризм Костанайской области, Статистический сборник, Костанай, 2013г.

ГОСТИНИЧНЫМ БИЗНЕС В КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

Абдихалыков А. А., Абдихалыкова К. С.

Резюме

Во многих странах, в том числе и в Казахстане проявляется интерес к малым формам организации гостиничного бизнеса. Общий рост количества туристов за последние годы свидетельствует, что гостиничный бизнес в Костанайской области способствует развитию туристской индустрии.

HOTEL BUSINESS IN KOSTANAI REGION

Abdihalykov А.А., Abdihalykova K.S.

Summary

In many countries, including Kazakhstan shown interest in small forms of organization of the hotel business. The total increase in the number of tourists in recent years indicates that the hotel industry in the Kostanai region contributes to the development of the tourist industry.

УДК 636.2.082 (470.57)

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СТАДА И ПРОДУКТИВНОСТЬ КОРОВ БУРОЙ ШВИЦКОЙ ПОРОДЫ

Абдуллина Д.Р. - аспирант; Гизатуллин Р.С. - д.с.-х.н., профессор Башкирский государственный аграрный университет e-mail: gizatullin1949@mail.ru

Ключевые слова: бурая швицкая порода, линии генеалогические, состав молока, генетические аномалии, Республика Башкортостан.

Key words: Brown Swiss breed, genealogical lines, composition of milk, genetic anomalies, Republic of Bashkortostan.

Для улучшения генетического потенциала и продуктивных качеств разводимого скота в республику Башкортостан в последние годы из Европы завезено значительное количество племенного поголовья, в том числе бурой швицкой породы.

В настоящее время разведение по линиям и маточным семействам является не только одним из наиболее сложных и

тонких приемов, но и самым эффективным методом работы с породой. Практика показывает, что для успешного совершенствования пород в каждой климатической зоне их разведения имелось не менее 6-8 линий, в том числе в рамках одного хозяйства не более 3-4 линий. Разведение по линиям имеет существенное значение не только при чистопородном разведении, но и при скрещивании [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.