УДК 640.41 С.Г. НЕЗДОЙМИНОВ, к.экон.н., доцент, доцент кафедры туристического и
гостинично-ресторанного бизнеса
Одесский национальный экономический университет, г. Одесса, ул. Преображенская, 8 Электронный адрес: [email protected]
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ
В статье рассмотрены проблемы развития гостиничного бизнеса в условиях рыночных реформ в Украине, указаны цели реформ в этой сфере. Автором раскрыт потенциал развития гостиничного хозяйства Украины. Проанализированы состояние и тенденции развития гостиничной индустрии. Отражены интеграционные процессы развития гостиничного бизнеса в Украине, существенным аспектом которых является присутствие международных гостиничных цепей. Охарактеризована роль предприятий гостиничной индустрии в развитии туризма. Выделены факторы, которые определяют выбор средств размещения при организации путешествий семейных туристов из-за рубежа. Сделан вывод о необходимости расширения набора маркетинговых инструментов в позиционировании гостиниц на туристических рынках. Предложены меры по активизации взаимодействия государства и бизнеса, в основе которых упрощение процедуры регистрации средств размещения, их категоризация, привлечение внутренних инвестиций для развития малого бизнеса в сфере гостеприимства.
Ключевые слова: гостиничный бизнес; рыночные реформы; рынок гостиничных услуг; регион; инвестиции; средства размещения; туризм
DOI: 10.17072/2218-9173-2016-3-97-106
Программа развития сферы туризма и гостеприимства является составляющей Стратегии устойчивого развития «Украина- 2020». Целью Стратегии является внедрение в Украине европейских стандартов жизни и выход страны на ведущие позиции в мире. Среднесрочной целью реформ в этой сфере является создание благоприятной среды для ведения бизнеса, развития малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций, международной торговли и повышения эффективности рынка труда. В трудах С.С. Галасюк, О.В. Шикиной, В.Л. Кизимы, Н.В. Бортник, Н.Н. Кузнецовой, М.Ю. Лайко, А.И. Кошелевой, Д.К. Евстегнеевой, Я.О. Остапенко, П. Подлепиной [2; 4; 7; 8; 10; 11] отражены современные подходы к определению роли гостиничного бизнеса в развитии экономики регионов, рынка туристских услуг. Исследователи сходятся во мнении, что развитие гостиничного бизнеса является одним из важнейших сегментов индустрии туризма, так как ни одно путешествие не обходится без организации размещения туристов. При этом они обращают внимание на региональную специфику рынка гостиничных услуг, необходимость совершенствования государственного регулирования сферы гостиничного бизнеса.
Целью статьи является определение роли гостиничного бизнеса в развитии рынка услуг в условиях рыночных преобразований экономики, формирование предложений, направленных на активизацию деятельности предприятий гостиничного бизнеса в регионах.
© Нездойминов С.Г., 2016
97
Проведенные исследования свидетельствуют о рыночном потенциале развития гостиничного бизнеса в Украине. В 2015 году места для временного проживания предоставляли 4341 коллективное средство размещения (юридические лица и физические лица-предприниматели), общее количество мест - 404 тыс. (табл. 1). Гостиницы составляют 34,7% в структуре коллективных средств размещения. Большинство потребителей (74,3%) в основном выбирали гостиницы и аналогичные средства размещения. Среди размещенных лиц 11,5% составляли иностранцы [6].
Таблица 1
Коллективные средства размещения Украины в 2015 г. [6]
Средства размещения Количество коллективных средств размещения В них
количество мест количество размещенных лиц
Всего 4 341 404 013 5 779 858
Гостиницы и аналогичные средства размещения, в том числе: 2 478 132 800 4 297 190
гостиницы 1 508 100 438 3 682 858
мотели 123 3 614 93 830
хостелы 29 1 183 30 328
кемпинги 6 332 5 140
общежития для приезжих 105 7 049 121 716
туристические базы, горные приюты, студенческие летние лагеря, другие места для временного размещения 707 20 184 363 318
Специализир ов анные средства размещения 1 863 271 213 1 482 668
Характерным примером развития гостиничного бизнеса в условиях экономических реформ является рынок гостиничных услуг столицы Украины. В 2015 году в Киеве насчитывалось 12019 гостиничных номеров, из них в отелях категории «пять звезд» - 1449 номеров, «четыре звезды» - 2428 номеров, «три звезды» - 4139 номеров, «две звезды» - 891 номер, «одна звезда» - 175 номеров. Остальные 2937 номеров приходятся на гостиницы без категории (около 25%). По причине нестабильной экономической и политической ситуации в Украине в 2014 г. и последовавшего значительного оттока туристов заполняе-мость в гостиницах упала с 55% в начале года до 30% в конце. Спрос на гостиничные услуги в Киеве до 2014 г. традиционно формировался в основном за счет представителей бизнес-сегмента (около 65-80%), большинство которых приезжали из-за границы, а около 20% - из регионов Украины. Со снижением напряженности на юго-востоке Украины и условной стабилизацией национальной валюты на рынке гостиничных услуг наметилось небольшое
оживление спроса. Так, заполняемость отелей верхнего ценового сегмента постепенно возрастала и по итогам 2015 г. составила 37%. Показатель заполняемое™ гостиниц среднего ценового сегмента достиг 40-50%. Оставшаяся доля спроса формировалась за счет представителей группового и индивидуального туризма. Отметим, что среди интеграционных тенденций развития гостиничного бизнеса в Украине существенным фактором является присутствие международных гостиничных цепей. В 2014 году на столичный гостиничный рынок вышел отель «Hilton», в 2013 г. - «Radisson Blu Podil», в 2012 г. - «Ramada Encore» и «Fairmont», а в 2011 г. - «Ibis». В 2015 году в столице не было введено ни одной гостиницы под управлением международных операторов, однако оператор «Ibis» открыл гостиницу во Львове [3].
Региональные данные о развитии коллективных средств размещения на юге Украины - в Одесском регионе - показывают, что среднегодовой темп ввода новых средних и малых гостиниц составляет 15% [5]. Рассмотрим современное состояние развития туристической отрасли Одесского региона. В 2015 году пассажиропоток в международных пунктах пропуска через границу в пределах области составил 7,4 млн чел., что на 1,5 млн чел. больше по сравнению с 2014 г., из них иностранцев 4,5 млн чел. (+900,0 тыс. чел.). Объем капитальных инвестиций, освоенных учреждениями временного размещения области, в 2015 г. составил 92,4 млн грн., что на 10% больше, чем в 2014 г. За счет принятых в эксплуатацию в 2015 г. объектов временного размещения общая мощность объектов туристической инфраструктуры области увеличилась на 908 мест и в итоге составила 127 тыс. мест [13]. Одним из показателей эффективности работы туристической и гостиничной сферы является объем поступлений в местный бюджет туристического сбора. Так, за 2015 г. в бюджет города Одессы поступило 2,6 млн грн., что на 1,18 млн грн. больше, чем в 2014 г. По объему туристического сбора в 2015 г. Одесса находится на втором месте в стране после Киева.
В то же время в рейтинге Всемирного банка Doing Business 2015 Украина по показателю легкости ведения бизнеса занимает 96 место среди 189 стран мира. При этом по показателю «уплата налогов» Украина занимает 108 место. Осуществляется хозяйственная деятельность малых отелей как индивидуальных средств размещения без обязательной регистрации их в качестве субъектов предпринимательства, особенно в курортно-рекреационных регионах. Такая практика ведет к «тенизации» доходов и. соответственно, отсутствию поступлений в бюджет в виде налогов. В настоящее время субъекты предпринимательской деятельности - физические лица - ведут малый бизнес в 890 гостиницах, 97 мотелях и 29 хостелах Украины. Больше всего предприятий гостиничного хозяйства находится на территориях Львовской (10,33%), Одесской (8,89%), Закарпатской (8,86%), Ивано-Франковской (8,08%) областей и в г. Киеве (5,94%). Меньше всего гостиничных предприятий расположено в Луганской области - 0,49% от общего числа гостиниц и аналогичных средств размещения [5].
На наш взгляд, предприятиям гостиничного бизнеса при рассмотрении перспектив расширения своей доли на рынке гостиничных услуг следует обратить внимание на тенденции, определяющие выбор средств размещения при организации путешествий семейных туристов из-за рубежа. С этой целью необходимо активизи-
ровать маркетинговые исследования спроса. Так, например, для того чтобы лучше понимать потребности и соответствовать ожиданиям путешествующих семей, в отелях международной сети «Embassy Suites» был проведен опрос среди 2000 гостей, у которых есть хотя бы один ребенок младше 18 лет. Результаты подтвердили желание всех родителей путешествовать вместе с детьми и выявили ключевые особенности, связанные с семейным отдыхом: семьи часто отдыхают, у молодых родителей настоящая страсть к путешествиям. Почти 40% молодых родителей (18-34 лет) путешествуют и останавливаются в отелях вместе со своими детьми 3 раза в год и более; 82% респондентов хотели бы путешествовать вместе со своими детьми еще чаще. Это их главная мотивация для совместных поездок и основной фактор при выборе гостиницы в регионе [16]. Таким образом, данные маркетинговых исследований говорят об определенных тенденциях спроса, обусловливающих необходимость расширения ассортимента дополнительных и анимационных услуг для семейных туристов и их детей, прибывающих в гостиницы регионов.
Подчеркнем, что в настоящее время согласно ДСТУ 4527: 2006 в Украине с целью категоризации определено 15 объектов гостиничного типа, которым может быть присвоена звездная категория: агроотель, акватель, апарт-отель, ботель, гостинично-офисный центр, клуб-отель, конгресс-отель, курортный отель, мотель, отель-люкс, отель-резиденция, дворец-отель, санаторий, флотель, хостел [12]. Специалисты утверждают, что на украинском рынке наиболее востребованы трех и четырех звездочные гостиницы. Согласно данным Реестра свидетельств об установлении категорий гостиницам и другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по временному размещению (проживанию), выданных Минэкономразвития Украины, по состоянию на 01.11.2016 г. в стране насчитывается 22 объекта категории «пять звезд», предназначенных для предоставления услуг по временному размещению [14]. Это составляет 1,5% от общего количества зарегистрированных в стране гостиниц (или 11% от всех гостиниц, которым присвоена категория), 48 гостиниц имеют категорию «четыре звезды» (см. табл. 2).
Таблица 2
Гостиницы и аналогичные средства размещения Украины, которые получили свидетельства об установлении категорий, по состоянию на 01.11.2016 г. [14]
Коллективные средства размещения Категория «пять звезд» Категория «четыре звезды» Категория «три звезды» Категория «две звезды» Категория «одна звезда»
Гостиница 21 48 75 15 23
Курортная гостиница 1 - - - -
Санаторий - - 1 6 3
Всего 22 48 76 21 26
Как видим, среди средств размещения, которым присвоена соответствующая категория, наибольшую долю составляют гостиницы категории «три звезды» (39%), затем следуют гостиницы категории «четыре звезды» - 25% (см. рис.).
Рис. Распределение средств размещения, согласно данным Реестра свидетельств об установлении категорий гостиницам в Украине по состоянию на 01.11.2016 г., %
В настоящее время соответствие категории подтвердили 183 гостиницы, что составляет 12% от их общего количества в Украине. Анализ исследуемых показателей свидетельствует о том, что доля гостиниц, которые не получили подтверждения соответствия предоставляемых услуг требованиям категоризации в стране, составляет более 80%. Это говорит о недооценке их руководством роли унифицированной гостиничной марки как одного из маркетинговых инструментов в позиционировании стандартизированных услуг гостиниц на туристических рынках. Как утверждает управляющий директор «Colliers International» (Украина), «среди иностранцев традиционно востребованы гостиницы высшего ценового сегмента. Что касается внутреннего туриста, то в первую очередь он ориентируется на невысокую цену, удобное месторасположение и качественный сервис, а предложение качественных бюджетных гостиниц ограничено» [3].
Отметим, что сейчас вносятся изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по предоставлению гостиничных услуг и в странах СНГ. Так, например, на рассмотрении Государственный Думы Федерального Собрания РФ находится проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который предусматривает введение обязательной классификации средств размещения. Документ устанавливает обязательность прохождения классификации всеми средствами размещения за исключением молодежных туристических лагерей, турбаз, кемпингов, детских лагерей, ведомственных общежитий, железнодорожных спальных вагонов, а также меблированных комнат для сдачи внаем. Согласно текущей редакции законопроекта обязательная классификация средств размещения будет производиться в следующем порядке: с 1 января 2018 г. в отношении гостиниц и иных средств размещения с номерным фондом более 50 номеров; с 1 января 2019 г. в отношении гостиниц и иных средств размещения с номерным фондом более 15 номеров; с 1 января 2020 г. в отношении всех гостиниц и иных средств размещения. Российские специалисты считают, что «лейтмотивом данного изменения в законодательство РФ служит назревшая очевидная необходимость того, чтобы все объекты туристической индустрии соответствовали требованиям системы классификации, разработанной в соответствии с международными стандартами, рекомендациями Всемирной туристской организации при
Организации Объединенных Наций (ЮНВТО) и существующей зарубежной практикой» [8]. По итогам 2015 г. число средств размещения, зафиксированных Росстатом, увеличилось почти на треть (+29,2%) или на 4,5 тыс. Основной прирост за последние 15 лет пришелся на гостиницы (+54%), тогда как количество специализированных средств размещения с 2000 по 2013 г. уменьшалось, заметный рост отмечен только в 2015 г. (+26,7% к 2014 г.) [15]. Как отмечает Н.В. Новичков, в настоящее время можно обозначить проявление целого ряда глобальных трендов, которые уже сейчас оказывают существенное влияние на развитие многих сегментов современного туризма, в том числе в российских регионах (повышение доли индивидуального туризма; повышение роли стран БРИКС и развивающихся рынков на глобальном туристическом рынке) [9, с. 108]. Среди этих трендов, на наш взгляд, ведущим является мультиком-плексный характер туристического продукта, что проявляется в появлении и закреплении на рынке международных альянсов туроператоров, авиакомпаний и предприятий гостиничной индустрии.
Практика государственного регулирования гостиничного бизнеса в Беларуси показывает, что в числе основных нововведений систематизация и конкретизация требований к оснащению гостиниц и мотелей «без категории», а также к минимальному набору предоставляемых ими услуг. Как считают специалисты, это позволит повысить уровень обслуживания в таких гостиницах и мотелях, обеспечит потребителю все необходимые условия для проживания в них. В изменении к ТКП 5.3.02-2007 установлены правила и порядок сертификации гостиниц и мотелей «без категории». Также повысились требования к качеству материально-технической базы гостиниц и мотелей категорий от одной до трех звезд [1]. Таким образом, как показывают исследования, региональным органам управления, предприятиям гостиничного бизнеса целесообразно изучать и адаптировать к национальным условиям хозяйствования современные технологии менеджмента и территориального маркетинга гостеприимства, учитывая процессы глобализации рынка гостиничных услуг.
В процессе рыночных преобразований в Украине гостиничный бизнес начал привлекать к себе внимание крупных корпораций, различных объединений, а также небольших компаний и частных предпринимателей. Интеграционные процессы развития гостиничного бизнеса в стране связаны с деятельностью международных гостиничных цепей. Исследования рынка показывают, что наибольшей популярностью на рынке гостиничных услуг пользуются так называемые мини-отели, а не большие гостиничные комплексы. В связи с этим, многие владельцы домов, коттеджей, различных зданий начинают рассматривать идею превращения своей недвижимости в небольшие мини-отели вместимостью от 7 до 50 номеров. При этом отдается предпочтение как заведениям, расположенным в экологически чистых районах вдали от городского шума, так и отелям для бизнесменов в деловом центре города. Однако, несмотря на все успехи в развитии гостиничного бизнеса, существует ряд проблем: нестабильность среды ведения бизнеса, бюрократия и коррупция, правовая незащищенность предпринимателей, отсутствие стимулов к добровольной категоризации частных средств размещения гостиничного типа. Предприниматели испытывают трудности при планировании своего бизнеса даже в краткосрочной перспективе. Отсутствуют целевые государственные программы, направленные на поддержку,
развитие и защиту данной сферы. На наш взгляд, основная проблема заключается в отсутствии современной нормативно-правовой базы в области регулирования предпринимательской деятельности малых форм гостиничного бизнеса. Необходимо активизировать взаимодействие государства и бизнеса в вопросах упрощения процедуры регистрации средств размещения, их категоризации, привлечения внутренних инвестиций для развития малого бизнеса в сфере гостеприимства.
Список литературы
1. В Беларуси систематизированы требования к услугам гостиниц и мотелей [Электронный ресурс]. URL: http://news.tut.by/society/166409.html (дата обращения: 14.10.2016).
2. Галасюк С.С., Шикша О.В. Органiзацiйно-економiчнi засади функцюнування малих готелiв. Одеса: Атлант, 2015. 279 с.
3. Гостиничный рынок Украины: прогноз на 2016 год [Электронный ресурс]. URL: http://marketing.rbc.ua/news/24.03.2016/8129 (дата обращения: 14.10.2016).
4. Шзима В.Л., Борттк Н.В. Маркетингове дослщження ринку туристич-них i готельних послуг Укра'ши. // Науковий вкник Херсонського державного ушверситету. Сер.: Економiчнi науки. 2016. №. 17 (2). С. 37-40.
5. Колективш засоби розмщування в Укра'ш у 2015 рощ: статистичний бюлетень. - Ки'1в: Державна служба статистики Укра'ши, 2016. 200 с.
6. Коллективные средства размещения Украины в 2015 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.ukrstat.gov.Ua/druk/publicat/.htm (дата обращения: 14.10.2016).
7. Кузнецова Н.М., Нездоймтов С.Г. Регюнальний вимiр розвитку тури-стичного та готельного бiзнесу. Одеса: Астропринт, 2010. 256 с.
8. Лайко М.Ю., Кошелева А.И., Евстегнеева Д.К. Международный опыт и российская практика эффективного управления гостиничными предприятиями // Региональная экономика и управление: электрон. науч. журн. 2016. № 4 (48) [Электронный ресурс]. URL: http://eee-region.ru/article/4801/ (дата обращения: 22.11.2016).
9. Новичков Н.В. Экономика туризма региона: основные особенности и тенденции. Ars Administrandi (Искусство управления). 2015. № 2. С. 105-120.
10. Остапенко Я.О. Статистичний аналiз пщприемств готельного госпо-дарства та прогнозування його розвитку // Глобальш та нацюнальш проблеми економжи. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://www.global-national. in.ua/archive/8-2015/256.pdf (дата обращения: 11.11.2016).
11. Подлетна П. Тенденцй розвитку готельного господарства Укра'ши в умовах турбулентносп // Вюник Харювського национального ушверситету iменi В.Н. Каразша. Сер.: «Мiжнароднi вщносини. Економжа. Кра'нознавство. Туризм». 2016. № 5. С. 154-159.
12. Послуги туристичш. Засоби розмщення. Термши та визначення: ДСТУ 4527:2006. Видання офщшне. Розроблено Держтурадмшютращею спшьно з ДП НД1 «Система», м. Львiв. [Чинний вщ 2006-01-10]. Ки'1в: Держспоживстан-дарт Укра'ши, 2006. 28 с.
13. Регюнальна доповгдь про стан навколишнього природного середо-вища в Одеськш област у 2015 р. [Электронный ресурс]. URL: http://ecology. odessa.gov.ua/files/ecology_portal/reg_onal_na_dopov_d_2015 (дата обращения: 24.10.2016).
14. Реестр свщоцтв про встановлення категорш готелям та шшим об'ектам, що призначаються для надання послуг з тимчасового розмщення (проживання), виданних Мшекономрозвитку [Электронный ресурс]. URL: http://www.me.gov.ua/Documents/List?lang=uk-UA&id=7f89dba2-0fdc-40e6-b870-a413e1063d3a&tag=RestrSvidotstvProVstanovlenniaKategorii (дата обращения: 24.11.2016).
15. Росстат: Гостиничная индустрия России за 15 лет [Электронный ресурс]. URL: http://hotelier.pro/tourizm/item/1842-rosstat (дата обращения: 14.11.2016).
16. Секреты «семейного отдыха» от известной сети отелей Embassy Suites [Электронный ресурс]. URL: http://prohotelia.com.ua/2015/04/family-travel-hacks/ (дата обращения: 14.10.2016).
Статья получена 28.11.2016
References
1. Tut.by (2010), "Requirements for the services of hotels and motels are systematized in Belarus", available at: http://news.tut.by/society/166409.html (Accessed 14 October 2016).
2. Galasyuk, S.S. and Shykina, O.V. (2015), Organizatsiyno-ekonomichni zasadi funktsionuvannya malih gotellv [Organizational and economic principles of functioning of small hotels], Atlant, Odessa, Ukraine.
3. Marketing.rbc.ua (2016), "Market place Hotel Ukraine: the forecast for 2016 year", available at: http://marketing.rbc.ua/news/24.03.2016/8129 (Accessed 14 October 2016).
4. Kizima, V.L. and Bortnik, N.V. (2016), "Marketing research travel and hotel services in Ukraine", Naukovij visnik Hersons'kogo derzhavnogo universitet, series "Ekonomichni nauki", vol. 17, no. 2, pp. 37-40.
5. The official site of the State Statistics Service of Ukraine (2016), "Collective accommodation facilities in Ukraine", available at: http://www.ukrstat.gov.ua/druk/ publicat/.htm (Accessed 14 October 2016).
6. Kolektivni zasobi rozmishhuvannja v Ukraïni u 2015 roci: statistichnij bju-leten' [Collective accommodation facilities in Ukraine in 2015: Statistical Bulletin] (2016), the State Statistics Service of Ukraine, Kiev, Ukraine.
7. Kuznetsova, N.N. and Nezdoyminov, S.G. (2010), Regional'nyj vymir roz-vytku turystychnogo ta gotel'nogo biznesu [Regional dimension of the tourism and hospitality industry], Astroprint, Odessa, Ukraine.
8. Layko, M.Y., Kosheleva, A.I. and Evstegneeva, D.K. (2016), "International experience and Russian practice of effective hotel management" [Online], Regional Economy and Management: electronic scientific journal, no. 4, available at: http://eee-region.ru/article/4801/ (Accessed 22 November 2016).
9. Novichkov, N.V. (2015), "Tourism economy of region: the main features and trends", Ars Administrandi, no. 2, pp. 105-120.
10. Ostapenko, Ja.O. (2015), "Statistical analysis of the business hotel industry and forecasting its development" [Online], Globalni ta nacionalni problemi ekonomiki, no. 8, available at: http://www.global-national.in.ua/archive/8-2015/256. pdf (Accessed 11 November 2016).
11. Podlepina, P. (2016), "Trends in the Hotel Industry of Ukraine in conditions of turbulence", Visnyk Harkivs'kogo nacional'nogo universytetu imeni V.N. Karazina, series "Mizhnarodni vidnosyny. Ekonomika. Krai'noznavstvo. Turyzm", no. 5, pp. 154-159.
12. Poslugi turistichni. Zasobi rozmishhennja. Termini ta viznachennja: DSTU 4527:2006. Vidannja oficijne. Rozrobleno Derzhturadministracieju spil'no z DP NDI "Sistema", m. L'viv [Touristic services. Accommodation facilities. Terms and definitions: ISO 4527: 2006. Publication of the official] (2006), Derzhspozhyvstandart Ukrai'ny, Kiev, Ukraine.
13. The official site of the Department of environment and natural resources of Odessa regional state administration (2015), "The regional report on the state of the environment in the Odessa region in 2015", available at: http://ecology.odessa.gov. ua/files/ecology_portal/reg onal_na _dopov_d_2015 (Accessed 24 October 2016).
14. ProHotelia (2015), "Secrets of a family holiday by the well-known hotel chain Embassy Suites", available at: http://prohotelia.com.ua/2015/04/family-travel-hacks/ (Accessed 14 October 2016).
15. The official site of the Ministry of Economic Development and Trade of Ukraine (2016), "Register of certificates establishing categories of hotels and other facilities intended for the provision of temporary accommodation (accommodation), issued by the Ministry of Economic Development", available at: http://www.me.gov. ua/Documents/List?lang=uk-UA&id=7f89dba2-0fdc-40e6-b870-a413e1063d3a&ta g=RestrSvidotstvProVstanovlenniaKategorii (Accessed 24 November 2016).
16. Hotelier.pro (2016), "Federal State Statistics Service: Russian hotel industry in 15 years", available at: http://hotelier.pro/tourizm/item/1842-rosstat (Accessed 14 November 2016).
Received 28 November 2016
hotel BuSiNESS oF uKRAiNE iN CoNDiTioNS of market reforms
Sergey G. Nezdoyminov
Odessa National Economic University, 8 Preobrazhenskaya str., Odessa, 65082, Ukraine
E-mail: [email protected]
The article deals with the problems of hotel business development in the context of market reforms in Ukraine. A medium-term goal of the reforms in this area is to create a favorable business environment, to develop small and medium enterprises, to invest, and to promote international trade, and to enhance labor market efficiency. The potential of the hotel industry in Ukraine is revealed. The state and progress
of hotel industry trends are analyzed. It reflects the integration processes development of hotel business in Ukraine with its significant factor, which is the presence of international hotel chains. It describes the role of the hotel industry enterprises in the development of tourism. The factors that determine the motivation to choose the appropriate placement in organizing the foreign families' trips are defined. It is concluded that there is a need to expand the marketing tools in positioning the hotels in the tourist market. Measures to enhance the interaction between government and business to simplify registration procedures of placement, to categorize them, to attract inward investment for the development of small scale hospitality business are given.
Key words: hotel business; market reforms; market of hotel services; region; investments; accommodation facilities; tourism