ЛОКАЛЬНЫЕ РЫНКИ
УДК 332.135
РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА НА УРОВНЕ РЕГИОНА*
И.В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, заведующий кафедрой мировой экономики и менеджмента E-mail: [email protected]
А.А. КИЗИМ, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: [email protected]
К.И. ШЕВЧЕНКО, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: [email protected] Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация
Предмет/тема. Статья посвящена экономическим отношениям, возникающим в процессе развития гостиничного бизнеса. На примере функционирования гостиничного хозяйства рассмотрено одно из приоритетных направлений экономики Краснодарского края.
Цели/задачи. Цель — выявление основных проблем и путей развития гостиничного бизнеса в Краснодаре. В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: рассмотрена роль индустрии туризма в Краснодаре и Краснодарском крае, выявлены особенности гостиничного бизнеса на уровне региона, а также выделены этапы рационального решения существующих проблем гостиничного бизнеса. Кроме того, проанализиро-
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Кубанском государственном университете.
ваны показатели рекреационной отрасли Кубани, свидетельствующие о перспективности развития рекреационного комплекса региона и инвестиционно привлекательного бизнеса.
Методология. В ходе исследования были использованы системный анализ, а также методы синтеза, индукции и дедукции.
Выводы/значимость. Результатом данного исследования является применение системы мер по формированию привлекательного имиджа гостиничного предприятия, по созданию логистических систем для реализации гостиничных услуг, по совершенствованию системы управления гостиничным бизнесом на региональном уровне.
Основные положения, выводы и рекомендации, полученные в результате проведенного исследования, предназначены для решения существующих в региональном центре проблем, связанных с развитием гостиничной сферы. В дальнейшем они могут
быть использованы в процессе разработки мер, направленных на эффективное функционирование гостиничного комплекса в регионе.
Рекомендации, которые были предложены в ходе исследования, могут быть использованы на региональном и муниципальном уровнях для создания престижного гостиничного комплекса, способствующего привлечению иностранных инвесторов в регион.
Ключевые слова: гостиничный бизнес, рекреационный комплекс, инвестиции, инфраструктура, регион
В настоящее время организация отдыха в Российской Федерации переживает подъем, хотя и отстает от многих стран, которые давно развивают индустрию гостеприимства. Сфера развития гостиничного бизнеса в Краснодарском крае вызывает интерес как в России, так и за рубежом. В то же время, несмотря на колебания (снижение, повышение) потоков инвестиций в гостиничный сектор, этот бизнес остается перспективным и привлекательным. Наблюдается увеличение количества российских и международных компаний, которые таким образом пытаются диверсифицировать свой бизнес.
Интеграция и глобализация мировой экономики приводят к непосредственному участию регионов в глобальных хозяйственных процессах. Происходят смещение акцентов экономических взаимодействий и трансформация деятельности локальных (региональных) субъектов, расширяющих и использующих собственный потенциал. Все это предполагает усиление ответственности участников бизнеса.
Кроме того, наблюдается усиление дифференциации регионов и муниципалитетов по уровню развития социальной инфраструктуры, транспор-тно-логистических сетей, деловой активности, уровню занятости местного населения и иным характеристикам локальных территорий1.
Основная причина повышенного интереса к Краснодарскому краю — его богатейший рекреационный потенциал и уникальные для России природно-климатические условия.
Два теплых моря, снежные вершины гор и леса, уникальные памятники истории, расширенная сеть санаторных учреждений делают регион главным курортом России. В крае находится 18 курортных
1 Кизим А.А.,Вальвашов А.Н., Сайдашева О.В. Развитие конкурентных преимуществ территории на основе формирования туристских дестинаций и их пространственных сетей: региональный аспект: монография. Краснодар: Кубанский госуниверситет, 2013. 389 с.
территорий, из них 3 — федерального, 3 — краевого и 12 — местного значения. К федеральным курортам относятся Сочи, Геленджик и Анапа. Потенциал гостиничного бизнеса в регионе оценивается достаточно высоко. Создать отельный бизнес не то что за год, но и за десятилетия сложно. Вместе с тем Россия занимает огромную территорию, и, безусловно, интерес к ней велик. Это интерес не только среднего класса, но и богатых людей, привыкших к определенному уровню комфорта, который надо создавать. В городах массового туризма (Москва, Санкт-Петербург) появились отели верхнего сегмента под управлением западных компаний, входящие в известные цепочки.
Предоставление гостиничных услуг высокого качества является составной частью постоянного внимания администрации независимо от формы собственности. Достижение качества в сфере обслуживания — важная задача, решение которой обеспечивает предпринимательский успех. Деятельность в сфере гостеприимства предполагает высокую степень контакта и координации между служащими и гостями. Такая деятельность направлена на улучшение и контроль качества услуг гостиничных предприятий (температура горячей воды, количество полотенец, условия приготовления пищи и т.д.). Однако качество гостиничных услуг заключается не только в этом. Усилия предприятий гостиничной индустрии традиционно были направлены на привлечение клиентов, на максимальное выполнение пожеланий гостей, завоевание доверия. А для этого необходимо их полное удовлетворение [1, 2].
Стратегия развития гостиничного предприятия должна быть направлена в первую очередь на совершенствование отношений и общения между клиентами и гостиничным предприятием.
В современные технологии создания гостиничных, ресторанных и прочих цепей, широко охвативших современное мировое туристское пространство, через которые проходят основные мировые туристские потоки, входят такие современные технологические элементы, как франчайзинг, аутсорсинг, маркетинг и логистика [3].
При этом гостиничный бизнес, его фундаментальная зависимость от человеческого фактора и определяющей роли такого показателя, как индустрия гостеприимства, является одной из крупнейших отраслей мировой экономики.
Действительно, в настоящее время, по мнению В.Е. Туватовой, индустрия туризма и гостеприимс-
тва является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Неуклонно растет количество гостиниц и отелей как в России, так и за рубежом [4].
Подобного мнения придерживается и И.А. Суслова, полагая, что индустрия гостеприимства, являющаяся одной из крупнейших отраслей мировой экономики, начинает активно формироваться на территории постсоветского пространства [5]. Автор исследования «Некоторые аспекты моделирования бюджета в гостиничном бизнесе» Д.А. Шергин выделяет следующие ключевые особенности гостиничного бизнеса2.
Во-первых, ориентация на человека. Гостиница представляет собой комплекс услуг. Сегмент потребителей этих услуг и рыночную нишу определяет маркетинговое позиционирование.
Во-вторых, гостиница имеет точное географическое местоположение, она предоставляет услуги только в границах определенного географического района и именно тем потребителям, которые целенаправленно прибыли в данное место. В отличие от прочих секторов экономики, которые позволяют перемещать произведенную продукцию, гостиничные услуги носят неперемещаемый характер.
В-третьих, поскольку гостиничный сектор целиком и полностью ориентируется на потребителя, его состояние зависит от состояния туристической отрасли и деловой активности в стране. Гостиничный бизнес и туризм развиваются параллельно и постоянно взаимодействуют: развитие одного стимулирует развитие другого, и наоборот. Количество проживающих в гостинице непосредственно определяется объемами внутреннего и внешнего туризма. Одновременно туристические компании, развивая свою деятельность в какой-либо стране, ориентируются на развитие гостиничного сектора.
В-четвертых, в этом бизнесе огромную роль играет человеческий фактор, что означает высокую степень зависимости финансовых показателей от имиджа, репутации отеля и общественного мнения. Если отель входит в гостиничную сеть, то некачественное оказание услуг может ухудшить имидж всей сети, крупные сетевые операторы устанавливают жесткий контроль за соблюдением высоких стандартов качества.
2 Шергин Д.А. Некоторые аспекты моделирования бюджета в гостиничном бизнесе // Управленческий учет и финансы. 2009. № 4. С. 310-319.
Для решения проблемы репутационных рисков владельцы гостиниц прибегают к помощи крупных сетевых операторов, которые вместе с именем привносят высокие стандарты сервиса и обучения персонала. Франчайзинг дает ряд преимуществ, среди которых: качественное обучение персонала, формирование корпоративного стиля, квалифицированный менеджмент и развитие бизнеса по международным стандартам, а также клиентура, привлекаемая известным брендом. Особое значение в развитии гостиницы играет компетентность менеджеров высшего звена, поскольку их ошибочные действия могут привести к долгосрочным негативным последствиям.
Бренд гостиницы несет определенную смысловую нагрузку, включающую в себя как рациональные, так и эмоциональные элементы, как материальные, так и нематериальные ценности. Эта нагрузка предопределяется целевой группой и позиционированием. Однако при всем многообразии сегментов и игроков на рынке гостиничных услуг практически все бренды роднит единая структура [6]. В гостиничной индустрии сотрудники и клиенты взаимодействуют с системой оказания услуг, что создает уникальные возможности предложения в расширенном виде. Набор гостиничных услуг в данном случае включает в себя своевременность предоставления необходимого сервиса, общую благоприятную атмосферу, легкость общения клиентов с персоналом, его реакцию и желание быстрого и качественного выполнения услуги. Иными словами, расширенное предоставление услуг определяет то, что предлагается потребителю, и то, каким образом это делается [7].
Итак, гостиничный бизнес как отдельный сектор экономики имеет свои характерные особенности, среди которых:
— ориентация на человека;
— точное географическое местоположение;
— состояние гостиничного сектора, зависящее от состояния туристической отрасли и деловой активности в стране;
— высокая степень зависимости финансовых показателей от имиджа, репутации отеля и общественного мнения [8].
По мнению авторов, совокупность перечисленных факторов является неотъемлемой частью гостиничного бизнеса, но хотелось бы сделать акцент на имидже гостиницы.
Формирование имиджа гостиницы в сознании потребителя напрямую зависит от человеческого
фактора. Эмоции потребителя, связанные с рекламным сообщением, возникают мгновенно и отражают восприятие клиентом имиджа гостиницы, а также эффективность рекламной информации. Если потребитель еще не определился с выбором гостиничного предприятия, то сложившийся или формируемый имидж может вызвать у него надежду, любопытство, желание больше узнать о предлагаемых услугах. Условием стабильности и конкурентоспособности гостиничного бизнеса является его ориентация на привлечение повторных клиентов и стимулирование дополнительных расходов с их стороны [9, 10].
Заслуживает внимания зарубежный опыт организации гостиничного бизнеса. Согласно мнению ряда экспертов в области гостиничного бизнеса, гостиничная сеть (или цепь) представляет собой группу гостиничных предприятий, объединенных единой системой управления, одной торговой маркой (как правило, узнаваемой на рынке), едиными стандартами и уровнем предоставления услуг, а также схожими архитектурно-планировочными решениями (например, Accor, Marriott или Hilton). Так, Grupotel и TUI вступили в альянс, повлекший за собой создание Grupotel II — новой компании с акционерным капиталом 78 млн евро (по 50% которого принадлежало каждому из партнеров), отвечающей за управление 29 из 33 принадлежащих сети отелей, расположенных на Балеарских островах. Туроператор обеспечил 39 млн евро наличными, а гостиничная компания передала в собственность два своих отеля (Parc Natural и Gran Vista), стоимость которых оценивается в такую же сумму. Увеличился поток зарубежных туристов (60 млн евро), что самым благоприятным образом отразилось на показателях гостиничного рынка [11, 12].
По мнению авторов, в условиях функционирования гостиничного бизнеса Краснодарского края для его развития необходимо применять систему "Welcome gift" (приветственный подарок клиенту). Это весьма уместно, если день заезда посетителя совпал с днем рождения, в случае позднего или раннего заезда может быть организован бесплатный завтрак (ужин) в ресторане отеля, бесплатный бар, а в низкий сезон можно предлагать бесплатное повышение класса номера и другие, возможно не столь значимые, услуги.
По мнению экспертов, в середине 2000-х гг. иностранные инвесторы продолжали покупать крупные объекты, в большей степени их привлекали роскошные четырех- и пятизвездочные отели. К
концу 2011 г. объем продаж должен был составить не менее 1 млрд евро, при этом цены на отели Берлина, Мюнхена, Гамбурга и Франкфурта оставались достаточно высокими [13, 14].
Рассмотрим рынок гостиничной недвижимости Краснодара:
— на гостиничном рынке Краснодара в настоящий момент нет отелей, находящихся под управлением международных гостиничных операторов. Кроме того, в городе не функционирует ни одного отеля уровня 5 звезд;
— большинство гостиниц Краснодара категории 3-4 звезды — это мини-отели с номерным фондом 30-40 номеров. В результате общий номерной фонд современного стандарта в городе — небольшой (819 номеров);
— самые крупные гостиницы города — это старые гостиницы, построенные в советское время («Интурист-Краснодар», «Москва»);
— в Краснодаре нет крупных конференц-оте-лей, предоставляющих качественные услуги для проведения различных деловых мероприятий.
Анализ этих данных позволяет сделать вывод о том, что Краснодар имеет определенную специфику гостиничного бизнеса в отличие, например, от такого развитого курорта, как Сочи.
По мнению авторов, необязательно противопоставлять Сочи Краснодару. Сочи исторически выступал в советский период, да и выступает в настоящее время отдельным представительским субъектом Краснодарского края. Этот город является рекреационным центром России, в то время как Краснодар и по определению, и по существу (статусу) является административным центром — столицей Кубани. Более того, с логистической и транспортной точек зрения Краснодар достаточно удален от Сочи, что не позволяет переносить ключевые мероприятия, особенно в области спорта. В Краснодаре возможно проведение мероприятий общероссийского, краевого и международного масштабов, к которым можно отнести встречи представителей истеблишмента или городов-побратимов, например, Краснодар — Карлсруэ.
Распределение номерного фонда по категориям в г. Краснодаре в 2014 г. представлено на рис. 13.
В условиях растущей ответственности бизнеса гостиницы комплектуют свои номера различными услугами (туристическими, транспортными, логис-
3 Система бронирования отелей. URL: www.booking.com.
4 звезды (0,09%),
3 звезды (0,39%),
1-2 звезды, без категории (0,52%)
Источник: авторская разработка.
Рис. 1. Распределение номерного фонда по категориям в 2014 г в Краснодаре % от общего количества номеров
тическими и др.), которые предоставляют поставщики из разных стран. Взаимозависимость поставщиков и потребителей услуг при существующих различиях требований, вкусов, стандартов обслуживания требует от предприятий (гостиниц) интеграции, гибкости, быстрой адаптации к условиям рынка [15, 16].
Внедрение логистических технологий в гостиничный бизнес позволит справиться со множеством текущих проблем. По своим целям и задачам логистика тесно связана с инвестиционными, инновационными, производственными, финансовыми, информационными и другими процессами управления ресурсами, производством и сбытом готовой продукции. Такая взаимозависимость способствует успешной реализации услуг гостиниц.
Влияние логистики на стратегию развития гостиничного бизнеса неуклонно усиливается по следующим причинам:
1) перемещение в гостиницу напрямую связано с транспортной логистикой;
2) глобализация мирового гостиничного рынка требует применения современных логистических технологий доведения услуг до потребителя (планирования, контроля, управления). Несмотря на то, что услуги не складируются (складские операции отсутствуют), многие логистические технологии применяются в сфере гостеприимства;
3) растущие объемы гостиничного бизнеса требуют обязательного информационного и финансового сопровождения с использованием логистических технологий;
4) с помощью логистики гостиничное предприятие сможет достичь высокой приспособленности к изменяющейся рыночной обстановке (конъюнктуре рынка), а также увеличить свою рыночную долю и достичь устойчивого конкурентного преимущества;
5) стремительно меняющаяся конъюнктура гостиничного рынка требует перехода от массового производства услуг к более «гибкому», реагирующему производству, и логистические технологии для такого перехода вполне применимы в гостиничном бизнесе [17].
Логистическую миссию предприятия, которая определяет, «что и для кого производить», за рубежом часто практикуют как «правило семи R-s». Но ключевыми положениями понятия логистической миссии являются затраты, быстрота реагирования и качество [18].
В сфере гостеприимства главной является стратегия снижения затрат с одновременным повышением качества услуг. Логистика оптимизирует рыночные связи, обеспечивает гармонизацию интересов всех участников процесса и решает задачи совершенствования комплексного управления потоками [19, 20]. Пути достижения конкурентного преимущества (от низкого к высокому) на гостиничном рынке можно представить в виде логистической матрицы (рис. 2).
Анализ матрицы позволяет сделать вывод о том, что для комфортного функционирования в индустрии гостеприимства гостинице необходимо стремиться выйти из нижнего левого квадранта матрицы либо вправо, к завоеванию лидерства в снижении издержек (например, увеличить объемы продаж, т.е. долю рынка, снизить транспортные издержки и т.д.), либо вверх, к завоеванию лидерства в обслуживании (индивидуализировать свои услуги через совершенствование обслуживания). И только при попадании в верхний правый квадрант предприятие обеспечивает себе двойное превосходство над конкурентами (и по снижению издержек, и по улучшению обслуживания), занимая таким образом устойчивое положение на рынке.
По данным статистики Министерства курортов и туризма Краснодарского края, в целом рекреаци-
—1 Лидер по обслуживанию
Лидер по обслуживанию .s \ и снижению издержек
Гостиничный бизнес V Лидер по снижению издержек
-* X
Источник: КауроваА.Д. Организация сферы туризма: учебное пособие. СПб.: Герда, 2005. 320 с.
Примечание: У—уровень обслуживания; X—уровень снижения издержек; изогнутая стрелка означает переход.
Рис. 2. Достижение конкурентного преимущества
онная отрасль развивается достаточно успешно, демонстрируя от года к году стабильную динамику роста как по числу отдыхающих на курортах Кубани, так и по объему оказанных услуг (табл. 1). При этом следует обратить внимание на заполняемость туристско-рекреационных учреждений (в 2011 г. — 49,6%, в 2012 г. — 66,6%). По мнению авторов, этот показатель свидетельствует о высокой конкуренции на рынке и возможностях курортов Кубани в более эффективном использовании гостиничных помещений для привлечения туристов из дальних регионов России путем оптимизации ценовой политики и повышения качества услуг.
Рабочая сила в рекреационном комплексе Кубани ценится высоко и является весьма доходной. Рост доходов людей, занятых в отрасли, характеризуется большим приростом, нежели рост объемов самой отрасли и рост налоговых отчислений в казну, что свидетельствует о перспективности Краснодарского края для трудовой миграции и инвестиционной привлекательности курортов Кубани.
Появление на рынке одной или двух гостиниц, находящихся под управлением международных гостиничных операторов, незначительно повлияет на благополучие более старых гостиниц. Что касается традиционных для Краснодара гостиниц категорий
«четыре звезды», то здесь в качестве основной стратегии успеха необходимо использовать позиционирование объекта по уникальному признаку. Например, «Ле Меридиен Москоу Кантри Клаб» является единственной гостиницей в России, имеющей 18-луночное поле для гольфа.
Также необходимо создать на территории Краснодара и конференц-отель для проведения конференций, конгрессов и прочих мероприятий.
Предложенные авторами направления формирования привлекательного гостиничного комплекса в Краснодаре представлены на рис. 3.
В результате реализации разработанных мероприятий общий номерной фонд в городе возрастет, будут созданы конференц-отели, предоставляющие качественные услуги для проведения различных деловых мероприятий, что активизирует процесс привлечения инвестиций в регион.
В целом по территории Краснодарского края структура инвестирования по типам гостиниц различается и является неравномерной. В настоящее время в сегменте гостиниц высокого класса сохраняется дефицит. Для устранения данной ситуации в Краснодаре ведется строительство 5-звездочного отеля Hyatt (компания «Раинко»), 5-звездочного отеля «Мариотт» (ООО «Европа-Инвест»), 4-звездочного отеля Mercure (компания «Кеско»), что значительно повысит имидж региона и улучшит его инвестиционный климат. По данным на 01.11.2014, на Кубани классифицировано 1 225 средств размещения с фондом 84 574 номера. По информации пресс-службы краевого министерства курортов и туризма, в настоящее время на территории края работают 203 гостиницы категории «1 звезда», 214 — «2 звезды»,
Таблица 1
Динамика показателей рекреационного комплекса Краснодарского края за 2011-2013 гг.
Показатель 2011 2012 2013
Объем услуг, млрд руб. 25,51 27,39 28,45
Туристский поток, млн чел. - 11,3 11,6
Рост цен на услуги, % - +5,7 +7,8
Налоговые поступления, млрд руб. 3,82 4,02 4,27
Средняя заработная плата в отрасли, руб. 18 164 22 270 23 461
Заполняемость, % 49,6 66,6 -
Источник: составлено авторами по данным Министерства курортов и туризма Краснодарского края.
Источник: авторская разработка.
Рис. 3. Направления формирования привлекательного гостиничного комплекса в Краснодаре
256 — «3 звезды», 75 — «4 звезды», 31 — 5 «звезд» и 446 мини-отелей. Наибольшее число гостиниц (992), прошедших классификацию, расположено в Сочи («1 звезда» — 192, «2 звезды» — 153, «3 звезды» — 164, «4 звезды» — 47, «5 звезд» — 22, 414 мини-отелей). В Краснодаре находятся 8 гостиниц категории «2 звезды», 13 — категории «3 звезды», 4 — категории «4 звезды», 3 — категории «5 звезд».
Присвоение «звезд» осуществляется по международным стандартам, что предусматривает точное описание критериев и норм, и подтверждается экспертной оценкой специально аккредитованной организации.
Если говорить о курортно-рекреационных зонах побережья, то там происходит интеграция гостиничного бизнеса в состав оздоровительных, развлекательных комплексов. Таким образом, Юг России является достаточно сложным регионом для инвестирования в гостиничный бизнес. Это связано с недостаточно развитой инфраструктурой, ярко выраженной сезонностью, а также изменившимися потребностями туристов, которые все чаще отдают предпочтение зарубежному отдыху. Но в то же время вложения в данный вид бизнеса в Краснодарском крае являются очень перспективными.
Итак, нарастание конкуренции на рынке Краснодара и Краснодарского края требует создания быстродействующих логистических систем, меняющих внутреннюю организационную и культурную среду, превращающих гостиницы в реагирующие организации, способные обеспечивать высокую гибкость пос-
тавок своих услуг с учетом изменчивого спроса потребителей. По мнению авторов, все большее применение в сфере гостиничного бизнеса находят логистические технологии, обеспечивающие:
— качество и своевременность оказания услуг по размещению посетителей;
— комплексность и системность взаимодействия с потребителями услуг;
— оптимизацию издержек по всей цепочке предоставления услуг конечному потребителю.
Таким образом, создание современной индустрии туризма невозможно без предприятий гостиничного и ресторанного хозяйства, которые занимают важное место в этой сфере деятельности. Формирование в России рыночных отношений обусловило существенные изменения в содержании управления гостиничным комплексом. Для достижения результатов необходимо решить множество задач, среди которых:
— изучение и проведение обзора рынка гостиниц Краснодара;
— создание быстродействующих логистических систем, способствующих успешной реализации услуг гостиниц;
— разработка стратегии развития гостиничного хозяйства Краснодара
Список литературы
1. Баумгартен Л. Конкурентоспособность туристских услуг: методы оценки // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 3. С. 42-49.
2. БаумгартенЛ.В. Сущность, специфика, принципы, функции, цели и задачи маркетинга гостиничных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 5. С. 81-90.
3. Бурнацева Э.Р. Стратегии интернационализации, интеграции и консолидации капитала международных гостиничных компаний // Маркетинг услуг. 2009. № 3. С. 162-177.
4. Туватова В.Е. Совершенствование маркетинговой деятельности в гостиничном бизнесе // Маркетинг услуг. 2007. № 4. С. 288-293.
5. Суслова И.А. Структура корпоративного имиджа гостиничного предприятия // Маркетинг услуг. 2009. № 4. С. 254-261.
6. Апатовская Т. Брендинг в индустрии гостеприимства как метод конкурентной борьбы малых гостиниц с глобальными цепочками // Бренд-менеджмент. № 3. 2004. С. 28-32.
7. Огнева С.В. Что является основой эффективного гостиничного бизнеса // Стандарты и качество. 2014. № 6. С. 87-89.
8. Туватова В.Е. Повышение эффективности маркетинговой деятельности в гостиничном бизнесе // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 92-97.
9. Суслова И.А. Формирование имиджа гостиницы // Маркетинг услуг. 2005. № 3. С. 47-53.
10. Гареев Р. Проблемы организации обслуживания гостей гостиничными предприятиями и возможные пути их разрешения // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 4. С.331-335.
11. Кобяк М.В., Лайко М.Ю. Технологический прогресс как фактор инноваций в гостиничном бизнесе // Российское предпринимательство. 2012. № 18. С.126-132.
12. Подоляко Т.А. Масштабы проникновения международных гостиничных операторов на российский рынок // ЭКО. 2009. № 10. С. 70-84.
13. Cunill O.M. The Growth Strategies of Hotel Chains. Best Business Practices by Leading Companies. The Haworth Hospitality Press, New York. 2006. 213 p.
14. Гусев И.С., Федорова У.А. Научно-методические подходы к оценке эффективности инвестиций в инфраструктуру туристской дестинации // Вестник Национальной академии туризма. 2012. № 3. С. 29-32.
15. РоманюкА. Реструктуризация гостиничных предприятий и ее основные этапы // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. С. 171-174.
16. Ширихина Е.Ю. Кластерный подход в туризме // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С.361-362.
17. Симонян Г.А. Разработка стратегии конкурентоспособности туристско-рекреационных предприятий // Российское предпринимательство. 2009. № 6. С. 151-154.
18. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Гостиничный бизнес в условиях нестабильной экономики: состояние и возможные перспективы развития // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 1. С. 34-37.
19. Бурнацева Э.Р. Формы экспансии международных гостиничных компаний на зарубежные рынки // Маркетинг услуг. 2009. № 4. С. 242-252.
20. Yu L. The International Hospitality Business: Management and Operations. The Haworth Hospitality Press, New York. 2007. 315 p.
Regional Economics: Theory and Practice Local Markets
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
DEVELOPMENT OF HOTEL BUSINESS AT THE REGIONAL LEVEL
Igor' V. SHEVCHENKO, Anatolii A. KIZIM, Kseniya I. SHEVCHENKO
Abstract
Importance The article deals with the economic relations that arise in the course of the development of hotel business: it considers one of the priority directions of the economy of the Krasnodar Krai using the hotel industry as a case study.
Objectives The purpose of the study is to identify the main problems and the ways of development of hotel
business in Krasnodar. In accordance with the purpose set, the authors were solving the following tasks: defining the role of the tourism industry in Krasnodar and the Krasnodar Territory; identifying features of the hotel business in the region; selecting the rational solutions to the hotel industry's problems. In addition, the authors analyzed indicators of the recreational sector of Kuban indicating the prospects of development of the
recreational complex of the region as an investment-attractive business.
Methods The study used a system analysis, as well as the methods of synthesis, induction and deduction. Results The result of this research is the application of a system of measures to create an attractive image of the hotel enterprise, to establish logistics systems for the realization of hotel services, to improve the system of hotel management at the regional level. Conclusions and Relevance The conclusions and recommendations resulting from the study seek to solve the regional problems associated with the development of the hospitality industry. They can be used in the process of developing the measures aimed at the effective operation of the hotel complex to attract foreign investors to the region.
Keywords: hotel business, recreation complex, investment, infrastructure, region
References
1. Baumgarten L.V. Konkurentosposobnost' tu-ristskikh uslug: metody otsenki [Competitiveness of Tourist Services: Evaluation Methods]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2010, no. 3, pp. 42-49.
2. Baumgarten L.V. Sushchnost', spetsifika, print-sipy, funktsii, tseli i zadachi marketinga gostinichnykh uslug [Essence, specifics, principles, functions, purposes and the problems of marketing of hotel services]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2013, no. 5, pp. 81-90.
3. Burnatseva E.R. Strategii internatsionalizatsii, integratsii i konsolidatsii kapitala mezhdunarodnykh gostinichnykh kompanii [A strategy of internationalization, integration and consolidation of the capital of the international hotel companies]. Marketing uslug = Marketing of Services, 2009, no. 3, pp. 162-177.
4. Tuvatova V.E. Sovershenstvovanie marketingovoi deyatel'nosti v gostinichnom biznese [Improvement of the marketing activity in hotel business]. Marketing uslug = Marketing of Services, 2007, no. 4, pp. 288-293.
5. Suslova I.A. Struktura korporativnogo imidzha gostinichnogo predpriyatiya [A structure of the corporate image of a hotel enterprise]. Marketing uslug = Marketing of Services, 2009, no. 4, pp. 254-261.
6. Apatovskaya T. Brending v industrii gostepriim-stva kak metod konkurentnoi bor'by malykh gostinits s global'nymi tsepochkami [Branding in the industry of hospitality as a method of competitive fight of
small hotels against global chains]. Brend-menedzh-ment = Journal of Brand Management, 2004, no. 3, pp. 28-32.
7. Ogneva S.V. Chto yavlyaetsya osnovoi effek-tivnogo gostinichnogo biznesa? [What is a basis of the effective hotel business?]. Standarty i kachestvo = Standards and Quality, 2014, no. 6, pp. 87-89.
8. Tuvatova V.E. Povyshenie effektivnosti mar-ketingovoi deyatel'nosti v gostinichnom biznese [Increasing the efficiency of marketing activity in hotel business]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2008, no. 1, pp. 92-97.
9. Suslova I.A. Formirovanie imidzha gostinitsy [Formation of the hotel's image]. Marketing uslug = Marketing of Services, 2005, no. 3, pp. 47-53.
10. Gareev R. Problemy organizatsii obsluzhivani-ya gostei gostinichnymi predpriyatiyami i vozmozhnye puti ikh razresheniya [Guest-service problems of hotel enterprises and the possible ways of solution]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya = RISC: Resources, Information, Supply, Competition, 2010, no. 4, pp. 331-335.
11. Kobyak M.V., Laiko M.Yu. Tekhnologicheskii progress kak faktor innovatsii v gostinichnom biznese [Technological progress as a factor of innovation in the hospitality industry]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Journal of Russian Entrepreneurship, 2012, no. 18, pp. 126-132.
12. Podolyako T.A. Masshtaby proniknoveniya mezhdunarodnykh gostinichnykh operatorov na ros-siiskii rynok [The extent of penetration of international hotel operators in the Russian market]. EKO = ECO, 2009, no. 10, pp.70-84.
13. Cunill O.M. The Growth Strategies of Hotel Chains. Best Business Practices by Leading Companies. New York, The Haworth Hospitality Press, 2006, 213 p.
14. Gusev I.S., Fedorova U.A. Nauchno-metod-icheskie podkhody k otsenke effektivnosti investitsii v infrastrukturu turistskoi destinatsii [Scientific and methodological approaches to the evaluating effectiveness of investment in the destination's tourism infrastructure]. Vestnik Natsional'noi akademii turizma = Vestnik of National Tourism Academy, 2012, no. 3, pp. 29-32.
15. Romanyuk A. Restrukturizatsiya gostinichnykh predpriyatii i ee osnovnye etapy [Restructuring of the hotel enterprises and its main stages]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya = RISC: Resources, Information, Supply, Competition, 2013, no. 2, pp.171-174.
16. Shirikhina E.Yu. Klasternyi podkhod v turizme [A cluster approach in tourism]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2012, no. 1, pp. 361-362.
17. Simonyan G.A. Razrabotka strategii konkurent-osposobnosti turistsko-rekreatsionnykh predpriya-tii [Development of the strategy of competitiveness of tourist-recreational enterprises]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneur-ship, 2009, no. 6, pp. 151-154.
18. Kleiman A.A., Babanchikova O.A. Gostin-ichnyi biznes v usloviyakh nestabil'noi ekonomiki: sostoyanie i vozmozhnye perspektivy razvitiya [Hospitality business in unstable economy: the current state and possible developmental perspectives]. Vestnik Natsional'noi akademii turizma = Vestnik of National Tourism Academy, 2010, no. 1, pp. 34-37.
19. Burnatseva E.R. Formy ekspansii mezhd-unarodnykh gostinichnykh kompanii na zarubezhnye rynki [Forms of expansion of the international hotel companies in the foreign markets]. Marketing uslug = Marketing of Services, 2009, no. 4, pp. 242-252.
20. Yu L. The International Hospitality Business: Management and Operations. New York, The Haworth Hospitality Press, 2007, 315 p.
Igor' V. SHEVCHENKO
Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation [email protected]
Anatolii A. KIZIM
Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation [email protected]
Kseniya I. SHEVCHENKO
Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar Krai, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The article was supported by the Publishing house FINANCE and CREDIT's Information center in the Kuban State University.