3. Дворкович А. Власть и общество не готовы к длительному кризису //Комсомольская правда. 2009. 27.02.
4. Путин В.В. Год будет сложным, но катастрофы не будет //Российская газета. 2009.27.02.
УДК 338.48
ЯковчукВ.И., к.т.н. (Академияуправления при Президенте Республики Беларусь) Ванюкевич Е.В., магистр эк.н., асп.
(Белорусский гос. экон. ун-т)
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В статье показано место туризма в социальной организации современного общества, Республика Беларусь представлена как привлекательный для туристов регион, дается оценка состояния туризма в республике и возможных перспектив развития национального туристического комплекса, возрастании роли туризма в экономике страны.
Ключевые слова: Туризм; экономика; ресурсы развития туризма; управление сферой туризма.
В социальной организации современного общества туризм занимает особое место. Это, пожалуй, самая многосторонняя и динамичная характеристика современной цивилизации, выражающаяся в добровольной временной смене ритма жизни, места проживания и часто -социокультурного окружения в целом. Являясь одной из крупнейших динамично развивающихся отраслей мировой экономики, туризм в настоящее время пытается занять подобающее ему место и в экономике нашего государства. Беларусь, находясь в центре Европы, недостаточно эффективно извлекает выгоду из этого. Ее преимуществами являются не только географическое положение, но и гостеприимство народа, девственность природы, чистота и ухоженность городских улиц. Совершенствование управления туристической отраслью сегодня является актуальной задачей государства.
Республика Беларусь - страна с богатым культурноисторическим наследием, расположенная в центре Европы на пересечении оживленных транзитных путей (Западная Европа-Россия и Бал-тия-Причерноморье). Размеры территории Беларуси (207,6 тыс. км.) и количество населения (9,7 млн. человек) характеризуются средними показателями среди государств Европы. На ее территории расположено значительное количество исторических городов - Полоцк, Новогрудок,
Туров, Гродно, Несвиж и многие другие. Во многих городах сохранились храмы и монастыри, дворцы и замки, ценные архитектурные, исторические и культурные памятники. Беларусь обладает богатым природным потенциалом: растительный и животный мир страны весьма разнообразен, здесь много памятников природы, богатые охотничьи и рыболовные угодья, природные лечебные ресурсы.
Преимущества выгодного географического положения страны используются на протяжении тысячи лет - еще в Х1-ХП вв. по Днепру, Западной Двине и их притокам проходил один из важнейших торговых путей средневековья «из варяг в греки». Границы Беларуси (с Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе и севере, с Россией на востоке и Украиной на юге) с учетом центрального, транзитного расположения республики должны выполнять не барьерные, а контактные функции, в том числе и в развитии туризма. Добрососедские отношения с сопредельными государствами и общность исторического развития служат предпосылками туристского обмена [7].
Природа Беларуси выделяется среди стран Европы относительно высокой степенью сохранности естественных ландшафтов. Отдельные природные объекты (Беловежская пуща - крупнейший в Европе массив древних лесов, самые обширные в Европе болотные комплексы Полесья и др.) имеют международное значение.
Четыре памятника, расположенные на территории Беларуси, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это Беловежская пуща, архитектурно-культурный комплекс Радивилов в г. Несвиж (Минская обл.), Замковый комплекс «Мир» в г.п. Мир (Гродненская обл.), пункты Геодезической Дуги Струве на территории Гродненской и Брестской областей.
Курортно-рекреационные ресурсы Беларуси включают комплекс лечебных климатических и фитотерапевтических факторов, месторождения минеральных вод и лечебных грязей. Беларусь имеет значительные запасы разнообразных по составу и целебным свойствам минеральных вод, распространенных почти по всей территории страны. В курортном лечении используются также сапропелевые и торфяные грязи.
Территория страны имеет развитую гидрографическую сеть. Общая длина 20,8 тыс. рек составляет 90,6 тыс. км. Преобладают малые реки протяженностью не более нескольких километров, непригодные для организации массового туризма. Среди крупных водных артерий следует назвать Днепр, Березину, Припять, Сож, Неман, Западную Двину, Вилию, на берегах которых формируются курорты и зоны массового отдыха. Спокойный характер течения не позволяет разрабатывать сложные водные туристические маршруты, однако, с другой сто-
роны, делает увлекательные путешествия по рекам Беларуси широкодоступными для отдыхающих. Памятниками гидротехнического строительства ХУШ-Х1Х вв. являются старинные каналы (Августовский, Днепровско-Бугский, Огинский, Березинская водная система). Опыт использования старинных каналов в соседней Польше свидетельствует о том, что данные сооружения должны быть восстановлены и преобразованы в популярные объекты туризма.
Беларусь часто называют «синеокой» за большое количество озер. Всего в стране насчитывается свыше 10 тыс. озер общей площадью 2258 кв. км. Особой туристической привлекательностью обладают озерные группы - Браславская, Нарочанская, Ушачская, Лепельская, Голубые озера и др. Крупнейшими озерами страны являются Нарочь, Освейское, Червоное, Лукомское, Дривяты, Выгонощанское, Нещердо, Свирь, Снуды. Витебская область концентрирует около 90 % озер, благоприятных для рекреационного использования.
Гордостью и символом страны является беловежский зубр -крупнейший зверь Европы, популяция которого в республике составляет несколько сотен особей. Богатство флоры и фауны, сохранность естественных ландшафтов Беларуси являются предпосылками развития экологического туризма. Значительные перспективы имеет и международный охотничий туризм. В республике насчитывается свыше 200 охотничьих хозяйств, однако с учетом уровня инфраструктуры принимать иностранных охотников могут лишь около 20 хозяйств («Лясковичи», «Барсуки», «Телеханы», «Браславское», «Тетеринское», «Красносельское» и др.).
По территории страны проходят трансъевропейские транспортные коридоры № 2 (Париж - Берлин - Варшава - Брест - Минск - Орша
- Москва) и № 9 (Хельсинки - Санкт-Петербург - Витебск - Могилев -Гомель - Киев -Одесса), с которыми связаны значительные транзитные потоки с существенным потенциальным объемом спроса на услуги размещения, питания, кратковременные программы туристско-экскурсионного обслуживания. Только по коридору № 2 территорию Беларуси ежегодно пересекают около 10 млн. человек, в том числе 5,5 млн. на автотранспорте и 4,5 млн. по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале транзитного туризма.
Большой интерес у туристов вызывают памятные места, связанные с жизнью и деятельностью знаменитых людей. Древний Полоцк является родиной выдающихся просветителей Франциска Скорины, Симеона Полоцкого и Евфросиньи Полоцкой. Музеи, памятники и мемориальные знаки хранят память о деятелях национальной культуры, среди которых Янка Купала и Якуб Колас, Максим Богданович, Фран-
циск Богушевич, Игнат Буйницкий, Язеп Дроздович, Наполеон Орда, Валентий Ванькович и многие другие. Белорусская земля подарила миру яркую плеяду выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, политики: Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля, Михаил Клеофас Огинский, Станислав Монюшко, Игнат Домейко, Отто Шмидт, Марк Шагал, Тадеуш Костюшко, Борис Кит, Павел Сухой, Хаим Вейнцман, Шимон Перес, Менахем Бегин, Голда Мейр и др. [1] .
Таким образом, несмотря на то, что Беларусь не располагает такими знаковыми для туризма ресурсами, как море и горы, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них: близость к Западной Европе, Скандинавии - туристическому рынку с очень высоким финансовым потенциалом; соседство со странами Балтии, России, Польши является серьезным ресурсом к развитию приграничного туризма; богатая история и самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость); большой природный потенциал, самый старый в мире лес - Беловежская пуща и т.д.
Однако современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Она занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке и существенно отстаёт от соседних государств. Доходы от туризма в структуре ВВП Беларуси составляют лишь 0,5 %, в общем товарообороте сферы услуг — около 10 %, в то время как во многих развитых странах в среднем - 7 и 25 % соответственно. Из 15 тысяч объектов культурного и природного наследия в туристических целях используется менее 5 %. Сохраняется тенденция к преобладанию выездного туризма над въездным [15].
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:
■ образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;
■ неразвитая туристическая инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристического класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
■ отсутствие практики создания субъектами Республики Бела-
русь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
■ практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;
■ невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристических средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах [2].
Не отвечает требованиям времени система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативноправового и организационного обеспечения. Отсутствует действенный механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов. Отсутствие единой эффективной системы статистического учёта и анализа приводит к тому, что реальный вклад туризма в создание валового внутреннего продукта занижается.
В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристическом рынке. Слабо развита система маркетинга национального туристического продукта и его продвижение на мировом и внутреннем рынке, низок туристический рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристическими организациями.
Материально-техническая база туризма на 70-80% нуждается в реконструкции. Не сформирована целостная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы туризма.
Не определены потребности в специалистах различных уровней. Не разработан полный перечень туристических профессий и квалификационных требований к ним. А научные исследования проблем развития туризма не носят инициативный и систематический характер [3].
Преодоление негативных тенденций в развитии туризма предполагает активизацию государственной политики в этой сфере, придание туризму статуса приоритетного направления экономики, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Республике Беларусь современного конкурентоспособного туристического комплекса.
Среди множества существующих способов государственного регулирования туризма следует выделить, прежде всего, такие, как:
■ создание нормативно-правовой базы туризма;
■ защита прав туристов и поддержка национальных туроператоров и турагентов;
■ содействие разработке и продвижению национального туристического продукта на внутреннем и международном туристических рынках;
■ участие в процессе подготовки и переподготовки кадров для этой сферы;
■ содействие развитию рыночных исследований в области туризма;
■ бюджетное, кредитное, инвестиционное, налоговое и таможенное регулирование.
Свою главную цель при проведении туристической политики государство видит в формировании высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса. Перед каждой страной, заинтересованной в развитии въездного туризма, стоит задача повышения привлекательности национального туристического рынка для иностранных туристов.
Как и любая иная отрасль экономики, туризм не может развиваться без надлежащей нормативно-правовой базы, без координации со стороны государства. Действующими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере туризма, являются Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25.11.1999 г. № 326-3, указы Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. № 371 "О мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" и № 372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь", от 2007 г. № 667 "О порядке изъятия и выделения земельных участков" и др.
Органом государственного управления в сфере туризма в Беларуси является Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, которое осуществляет руководство туризмом согласно положению «О Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь», проводит государственную политику в области туризма, разрабатывает концепции и программы развития туризма. Курирование туризма в системе отрасли возложено на заместителя министра и управление туризма.
В целях совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, туристических предприятий и организаций Республики Беларусь по вопросам создания благоприятных условий для уотойчивого развития туризма в республике, повышения его экономической эффективности, формирования здоровой конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристических услуг 17 мая 2002 г. создан Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь [4].
С целью содействия развитию туризма в Республике Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.08.2005 г. № 927 была утверждена Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы (первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001 - 2005 годы была принята в августе 2005 г.). Ею обозначены основные тенденции и направления развития туризма в Республике Беларусь. Реализацию программы предусмотрено осуществить в два этапа. Первый этап, реализованный в 2006 - 2007 гг., предусматривал разработку и реализацию программных мероприятий, направленных на совершенствование системы управления и государственного регулирования сферы туризма, позитивное развитие положительного имиджа национального туристического продукта, а также реконструкцию и обновление инфраструктуры, укрепление материально-технической базы, формирование в стране рыночного механизма функционирования и стимулирования развития туризма, информационных и рекламных технологий, в том числе широкое использование Интернет-технологий, систем кадрового и научного обеспечения, совершенствование форм и методов туристического обслуживания. Второй этап (2008 - 2010 гг.) включает в себя реализацию программных мероприятий по строительству новых крупных туристических комплексов, формированию новых маршрутов, обустройству и оснащению важнейших туристических баз, комплексов социального туризма, вовлечение в сферу туризма новых категорий и групп населения, введение новых форм и методов туристического обслуживания -формирование центров туризма международного значения [3,4].
В последние годы в Республике Беларусь произошли значительные перемены в области туристической инфраструктуры. Ежегодно проводятся весенняя ярмарка туристических услуг «Отдых» в апреле и международная туристическая биржа «Турбизнес» в ноябре. На 1 января 2009 г. 68 субъектов имели лицензию на осуществление туроператорской деятельности, 104 - турагентской деятельности, 405 - туроператорской и турагентской деятельности.
Качественный скачок наблюдается в деле продвижения белорусского турпродукта за границу. Туристические агентства и субъекты хозяйствования систематически представляют отечественный турпродукт на национальных и международных выставках, организуют инфотуры по Беларуси для иностранных журналистов и туроператоров [3,1].
Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам. По состоянию на 1 января
2009 г. в Беларуси насчитывается 312 средств размещения (гостиницы, мотели, кемпинги), из них одна имеет категорию «5 звезд», 3 - «4 звезды», 17 - «3 звезды», 99 частных. Их единовременная вместимость составляет 24437 мест. Количество работающих в данной сфере составляет 3494 человек.
Несмотря на то, что на реализацию Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы направляется 652 526,1 млн. рублей (в том числе по годам (млн. рублей): 2008 -256 501,9, 2009 - 197 959,4, 2010 - 198 064,8, из них: за счет средств республиканского бюджета - 228 491,1млн рублей (35%), за счет средств местных бюджетов - 143 658,1, млн. рублей (22%), за счет внебюджетных средств - 280 376,9 млн. рублей (43%)), этих средств явно недостаточно для быстрого возведения объектов туристической инфраструктуры. Поэтому в Беларуси создаются все условия для привлечения иностранных капиталовложений в развитие туризма [4].
Г осударство заявило о своей поддержке тем инвесторам, которые будут участвовать в развитии гостиничного хозяйства. В основном это проекты строительства гостиниц категории «5 звезд». Восстановленная в 2007 г. в центре Минска дореволюционная гостиница «Европа» стала первой в Беларуси гостиницей категории «5 звезд». Сейчас в гостинице 68 номеров, имеется номер «President», всего «Европа» может принять 118 постояльцев. Летом того же года открылся 4-звездочный отель «Виктория».
В 2008 г. в строй вступил отель Crowne Plaza Minsk (реконструированная гостиница «Свислочь»), который входит в группу компаний Princess Group. Номерной фонд гостиницы насчитывает 115 номеров, стоимость которых колеблется от 210 до 715 евро за сутки. Строительство отеля велось на протяжении восьми лет и обошлось в $50 млн. Отель рассчитан в основном на бизнесменов, он расположен исключительно выгодно рядом со стадионом «Динамо», министерствами, проспектом Независимости.
Уже начаты работы по строительству 5-звездочной гостиницы под управлением международного отель-оператора "Хайят". Инвесторы обязуются построить гостиницу на 240 номеров, планируется, что этот отель будет введен в эксплуатацию в 2011 году. Предполагаемый объем инвестиций - около 6 млн долларов США. В ближайшее время начнется строительство 5-звездочного отеля вблизи Дворца республики компанией "Кемпински". Многофункциональный гостинично-деловой комплекс на проспекте Независимости в районе Национальной библиотеки планирует реализовать иранская компания "Кейсон", стоимость проекта оценивается в от 100 до 225 млн. долларов США [5].
Запланировано строительство 5-звездочного гостиничного комплекса и делового центра класса "А" вместо гостиницы «Беларусь», которая будет демонтирована. Предполагается, что будущий инвестор профинансирует затраты по демонтажу гостиницы "Беларусь" и построит новый отель высотой 40-45 этажей с вертолетной площадкой. Новый отель также будет построен на пересечении улиц Кирова и Ленина, строительством его будет заниматься компания из Объединенных Арабских Эмиратов "Аль-Кудра" [6].
Сегодня в Беларуси сложилась ситуация, при которой практически каждый деловой зарубежный партнер способен в максимально короткий срок создать собственное предприятие, выстроить эффективный менеджмент управления производственной и коммерческой деятельностью в различных регионах страны. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для внедрения в производство новых, передовых технологий остается одним из приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе.
Согласно прогнозу социально-экономического развития республики на 2009 г. объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования должен вырасти на 25% и достичь 49,97 трлн. бел. рублей. При этом предполагается, что в этой сумме доля иностранных инвестиций составит 13%. Есть над чем работать, особенно если учесть тот факт, что среди всех стран СНГ в Республике Беларусь доля средств иностранных инвесторов в общем объеме инвестиций в основной капитал самая незначительная и составляет, по данным Статкомитета СНГ, 1,8%. В то время, как данный показатель в Таджикистане равен 70,3%, в Кыргызстане - 30,6%, в Азербайджане - 29,7%, в Казахстане - 23,2%, в Молдове - 19,1%, в России - 5,3%, на Украине
- 4,3% [2].
Отечественному туризму нужны иностранные инвестиции, но для этого необходимо разработать четкие правили игры на туристическом рынке для всех участников. Привлечь зарубежных инвесторов можно более выгодными, чем в соседних странах условиями ведения бизнеса. В первую очередь правительство планирует сделать более доступными земельные участки под строительство, а так же подготовить пакет инвестпроектов. В стране принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав зарубежных инвесторов на территории республики.
В Беларуси создан Консультативный совет по иностранным инвестициям, работа которого ориентирована на улучшение инвестици-
онного климата. Создается также национальное агентство по инновациям и инвестициям. Функционируют шесть свободных экономических зон с преференциальными условиями деятельности. Огромное внимание уделяется формированию конкурентоспособного и рационально функционирующего банковского сектора, пользующегося доверием населения и отвечающего потребностям реального сектора экономики. Следует отметить, что правительством усилена работа по предоставлению иностранным банкам возможности расширения масштабов их деятельности в Беларуси (сегодня в Республике Беларусь действуют 8 банков со стопроцентным иностранным капиталом).
Эти меры должны увеличить динамику въездного туризма, который сегодня серьезно уступает выездному туризму. В 2008 г. численность иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь составила 91587 человек, а численность туристов, выехавших за рубеж - 380349 человек. Прогнозируется следующая тенденция в динамике прибытий в Республику Беларусь: 281276 -за 2009 г. и 421914 - в 2010 г. [2, 6] .
Российская Федерация по традиции занимает лидирующую позицию в статистике въездного туризма Беларуси. Россияне любят отдыхать в белорусских здравницах, где их особенно устраивает хорошее медицинское обслуживание, широкий набор процедур, оптимальное сочетание цена-качество. Привлекательным фактором также является сравнительно короткий путь до места расположения санатория или другого объекта отдыха. Несомненно, популярным направлением для российских граждан остается республиканский горнолыжный центр «Силичи», который круглый год предлагает различные программы активного отдыха. Кроме того, многие россияне приезжают в Беларусь в гости к своим родственникам и попутно посещают национальные парки, музеи, исторические достопримечательности. Также граждане страны-соседки отдыхают в белорусских сельских усадьбах.
На сегодняшний день кредитными ресурсами на сумму около 10 млрд. руб. для развития агроэкотуризм в Беларуси воспользовались 235 субъектов хозяйствования. Причем наибольшую активность проявляют частные инициативы из Витебской, Минской и Гродненской областей. Из 118 районных центров Беларуси примерно в 81 уже есть свои субъекты агроэкотуризма. В целом в республике зарегистрировано 474 сельские усадьбы. В планах к 2011 г. довести их число до тысячи. Тогда на фоне наших соседей (в Польше - 20 тыс. объектов агротуризма, в Литве - 1 тыс., Украине - 2 тыс., Латвии - 500) мы будем выглядеть более-менее достойно. Объем оказанных в Беларуси туристско-экскурсионных услуг в 2008 г. увеличился на 56,2%. Агроэкотуристами в прошлом году стали более 36,5 тыс. человек. Кроме привлечения в страну валютных средств агро-
экотуризм способствует социально-экономическому развитию регионов, созданию там новых рабочих мест [7, 8].
Таким образом, проведенное научное исследование управления развитием туризма в Республике Беларусь позволяет сделать следующие выводы. Республика Беларусь обладает серьезным ресурсом к развитию туризма. Не отвечает требованиям времени система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристических услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов. Отсутствует действенный механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Невысокая активность зарубежных инвесторов на туристическом рынке Республики Беларусь определяется низкой инвестиционной привлекательностью страны, несформированным имиджем Беларуси как туристической страны, специфическими особенностями инвестирования в туристическую отрасль. Следует подчеркнуть, что туристическая отрасль относится к отраслям с, так называемым, бесконечно эластичным спросом. В условиях сложной экономической ситуации в мире, а также учитывая высокую потенциальную ценовую конкурентоспособность туристических услуг Беларуси, данная сфера весьма перспективна для вложения капитала, включая банковский. Сейчас, когда жизненно важно найти новые ниши для размещения средств развития экспорта услуг, банки могли бы играть более весомую роль в развитии туристической отрасли посредством содействия разработке и последующего финансирования проектов.
В качестве основных направлений совершенствования управления туристической отраслью в Республике Беларусь можно назвать следующие:
1. Срочное реформирование национального туристического комплекса с целью обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристического продукта, ускоренное развитие сферы услуг, привлечение иностранных туристов и увеличение валютных поступлений в республику.
2. Подготовка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы в процесс управления туристическим комплексом.
3. Создание в республике здоровой конкурентной среды на рынке туристических услуг, преодоление его раздробленности, формирование высококачественного государственного сектора туризма, опи-
рающегося на инфраструктуру, находящуюся в государственной собственности.
4. Широкая государственная поддержка частного туристического сектора.
5. Создание широкой гаммы рекламно-информационного продукта, обеспечивающего продвижение национального туристического продукта на основных международных туристических рынках.
Литература
1. Гришкевич А. Заповедный мотив белорусской земли // Экономика Беларуси. 1. 2006. С.71-74.
2. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы. / Утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.08.2005№ 927.
3. Туризм: проблемы и перспективы развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Брест, 2-3 дек. 2005 г.). Брест: БрГУ., 2005.
4. Электронный ресурс: www.embassybel. ru/press/soft/2008 /02/27/16412.
5. Электронный ресурс: http://www.holiday.by.
6. Сидорский, С. Открыты для делового и взаимовыгодного сотрудничества / С. Сидорский // Экономика Беларуси. 2008. №1. С. 6-9.
7. Германчук, И. Инвесторов зовут в туризм /// Экономическая газета. 2007. 21 дек. С. 10.
8. Кобяков, А. Инвестировать в экономику Беларуси комфортно и выгодно // Экономика Беларуси. 2008. №2. С. 6-13.
УДК 338.2
Васьков М.А. к.и.н., Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППКЮФУ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В США: ИДЕОЛОГИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
В статье рассматриваются социально-политическая и экономическая система США, роль государства в регулировании экономики.
Ключевые слова: регулирование экономики, стимулирующие меры, средний класс, антитрестовский закон, монополия, демократия.
Практически ни один из вопросов, касающийся истории мировой экономический системы и национальных экономик, не становился предметом таких острых идеологических дискуссий, как вопрос о государственном регулировании экономики в США. В современном мире практически никто не отрицает, что после краха Советского Союза, США заняли доминирующее положение. Поэтому существующая в США экономическая и социально-политическая система находится в