Научная статья на тему 'Экономика туризма в Республике Беларусь: состояние и проблемы развития, возможности привлечения иностранных инвестиций'

Экономика туризма в Республике Беларусь: состояние и проблемы развития, возможности привлечения иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1910
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ИНВЕСТИЦИИ ECONOMIC INDICATORS / PRINCIPAL TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF TOURISM / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Войтехович Александр Николаевич, Масилевич Наталья Александровна

В данной статье приведены индикаторы развития туризма и основные экономические показатели деятельности туристических организаций в Республике Беларусь за 2000-2010 гг. в соответствии с официальными статистическими данными. Проанализированы основные тенденции развития туризма, в том числе экологического, сформулированы актуальные экономические и управленческие проблемы и задачи в сфере туризма. Приведены прогнозные показатели развития туризма в Республике Беларусь до 2015 г., включая объемы инвестиций. Изучены направления деятельности по совершенствованию механизма привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в развитие туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article produces the economic indicators of the growth of tourism and the economic performance of tourism organizations in Belarus over the past decade (2000 to 2010) in accordance with the official statistical data. The principal trends of the development of tourism including ecological tourism are analyzed; the urgent economic and managerial challenges and objectives in tourism are defined. The article produces the expected results of the development of tourism in Belarus up to 2015, including investment stocks. The areas of enhancing the tourism industry’s investment generation mechanism, including foreign investment, are examined

Текст научной работы на тему «Экономика туризма в Республике Беларусь: состояние и проблемы развития, возможности привлечения иностранных инвестиций»

УДК 338.48

Н. А. Масилевич, кандидат биологических наук, доцент (БГТУ); А. Н. Войтехович, студент (БГЭУ)

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В статье приведены индикаторы развития туризма и основные экономические показатели деятельности туристических организаций в Республике Беларусь за 2000-2010 гг. в соответствии с официальными статистическими данными. Проанализированы основные тенденции развития туризма, в том числе экологического, сформулированы актуальные экономические и управленческие проблемы и задачи в сфере туризма. Приведены прогнозные показатели развития туризма в Республике Беларусь до 2015 г., включая объемы инвестиций. Изучены направления деятельности по совершенствованию механизма привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в развитие туризма.

The article produces the economic indicators of the growth of tourism and the economic performance of tourism organizations in Belarus over the past decade (2000 to 2010) in accordance with the official statistical data. The principal trends of the development of tourism including ecological tourism are analyzed; the urgent economic and managerial challenges and objectives in tourism are defined. The article produces the expected results of the development of tourism in Belarus up to 2015, including investment stocks. The areas of enhancing the tourism industry’s investment generation mechanism, including foreign investment, are examined.

Введение. По данным Всемирной туристической организации, туризм использует около 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11% мировых потребительских расходов и до 6% всех налоговых поступлений.

В Беларуси туризм оказывает существенное влияние на такие отрасли экономики, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.

Вместе с тем развитие туризма, увеличение его доли в валовом внутреннем продукте, занятости населения, инвестициях, доходах бюджета остаются актуальными проблемами экономики Республики Беларусь [1].

В данной работе целью исследования является оценка состояния и проблем развития экономики туризма в нашей стране. Ставятся задачи проанализировать основные экономические показатели развития туризма, в том числе экологического, в Республике Беларусь в соответствии с официальными статистическими данными; сформулировать актуальные экономические и управленческие проблемы и задачи в сфере туризма; привести прогнозные показатели развития туризма в Республике Беларусь, включая объемы инвестиций; изучить направления совершенствования механизма привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в развитие туризма.

Поскольку исследования в данном направлении осуществляются фрагментарно в силу

действия многих факторов, полученные научные результаты обладают актуальностью, научной новизной и имеют практическую значимость.

Основная часть. Состояние развития туризма в Республике Беларусь характеризует целый ряд показателей, которые нашли отражение в табл. 1. Объемы въездного и выездного туризма нарастают из года в год, хотя сохраняется преобладание выездного туризма над въездным. Как известно, общие рекомендации Всемирной туристической организации по соотношению форм въездного, выездного и внутреннего туризма следующие: соответственно 1 : 1 : 4.

В 2010 г. Республику Беларусь с деловыми, туристическими и служебными целями посетили 5,7 млн. иностранных граждан, экспорт туристических услуг составил 411 млн. дол., что в 1,6 раза больше, чем за 2005 г. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 474 млрд. руб. и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 г. [2].

За последние годы значительно выросло количество туристических организаций (в 2010 г. их число достигло 783), большая часть которых занимается туроператорской и турагентской деятельностью (табл. 2). Число субъектов агроэкотуризма увеличилось с 34 в 2000 г. до 1247 в 2010 г.

Выручка туристических организаций от оказания туристических услуг в 2010 г. достигла 157 млрд. руб.

Таблица 1

Индикаторы развития туризма в Республике Беларусь

Показатели Год

2000 2005 2008 2009 2010

Численность иностранных граждан, прибывших в РБ, тыс. чел. 2029,8 4737,8 5262,0 4871,8 5673,8

Численность граждан РБ, выехавших за границу, тыс. чел. 4747,2 6596,3 6322,7 6439,8 7464,2

Экспорт услуг по статье «поездки», млн. дол. 93,2 253,1 363,0 369,8 411,1

Импорт услуг по статье «поездки», млн. дол. 216,2 447,6 667,9 587,8 571,7

Число гостиниц и аналогичных средств размещения 256 279 312 331 359

Число сан.-курортных, оздоровительных организаций 318 321 315 324 334

Численность населения, занятого в сферах деятельности (в среднем за год), тыс. чел. Отдых и туризм 13,1 9,2 9,1 9,8 9,9

Физическая культура и спорт 19,3 23,5 25,5 26,6 27,6

Культура 65,7 71,8 77,7 78,5 78,8

Искусство 14,5 11,9 13,7 15,1 16,3

Общий объем платных услуг населению в сфере культуры, туризма и отдыха (в фактически действующих ценах), млрд. руб. Из них: Туристические и экскурсионные 632,6 7,8 6776,2 36,4 12607,6 330,3 14223,4 372,3 15690,8 474,4

Санаторно-оздоровительные 48,0 266,2 421,9 267,5 204,8

Гостиниц и аналогичных средств размещения 13,5 87,0 188,1 218,1 130,8

Физической культуры и спорта 3,0 38,3 103,2 127,4 164,1

Культуры 12,9 87,1 164,4 198,8 243,7

Номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников организаций, тыс. руб. Отдых и туризм 51,0 309,2 590,1 677,3 844,9

Физическая культура и спорт 49,3 507,3 973,9 1228,3 1495,7

Культура 38,5 372,3 632,8 696,9 883,5

Искусство 40,5 403,2 693,6 785,1 998,4

Таблица 2

Основные показатели деятельности туристических организаций

Показатели 2000 2005 2008 2009 2010

Всего организаций, единиц 415 402 577 720 783

В том числе занимались: туроператорской деятельностью 69 68 82 97

турагентской деятельностью 93 104 145 188

туроператорской и турагентской деятельностью 240 405 493 498

Численность иностранных туристов, посетивших РБ, чел. 60 224 90 811 91 587 95 463 120 073

Численность туристов РБ, выезжавших за рубеж, чел. 1 289 034 572 398 380 349 316 322 414 735

Численность туристов, направленных по маршрутам тура в пределах территории РБ, чел. 49 584 58 650 51 049 78 981

Стоимость зарубежных туров, оплаченных гражданами РБ, млн. руб. 12 371,9 71 822,5 388 782,1 408 314,3 541 258,6

Стоимость туров, оплаченных иностранными туристами, млн. руб. 1 931,5 13 674,5 47 007,2 60 743,2 75 311,1

Выручка от оказания туристических услуг, млн. руб. 100 868,9 119 480,8 156 656,1

Число субъектов агроэкотуризма 34 188 474 927 1247

Таблица 3

Динамика объема туристических и экскурсионных услуг

Показатели Год

2008 2009 2010

Валовой внутренний продукт, млрд. руб. 129 791 137 442 162 964

Общий объем платных услуг населению, млрд. руб. 12 608 14 223 15 691

Объем туристических и экскурсионных услуг: Млрд. руб. 330,3 372,3 474,4

% к ВВП 0,25% 0,27% 0,29%

% к общему объему платных услуг 2,6% 2,6% 3,0 %

Стоимость туров, оплаченных одним иностранным туристом, составила в среднем 630 тыс. руб. Стоимость зарубежных туров, оплаченных гражданином Республики Беларусь, составила в среднем 1305 тыс. руб.

К сожалению, официальная статистическая информация не содержит данных о расходах и экономической эффективности деятельности туристических организаций.

Доходы от туризма в структуре ВВП Беларуси и в общем товарообороте сферы услуг незначительны, как видно из табл. 3, и составляют 0,3% и 3% соответственно, в то время как во многих развитых странах эти показатели составляют в среднем 7 и 25% соответственно.

В рамках Национальной программы развития туризма на 2006-2010 гг. проделана значительная работа по созданию Государственного кадастра туристических ресурсов, который включает около 1000 территорий и объектов. В первую очередь это нацпарки, заповедники, заказники.

В последние годы особое внимание обращается на развитие экологического туризма. Беларусь обладает уникальными ресурсами для его организации. Естественные природные комплексы имеют высокую степень сохранности (55%) по сравнению со среднеевропейским уровнем, что свидетельствует о наличии конкурентных преимуществ в развитии туристического сектора экономики.

По итогам 2010 г. Беларуси присвоен лучший экологический индекс среди стран СНГ -53-я позиция среди 163 стран. Индекс составлен учеными Йельского и Колумбийского университетов по 25 критериям, которые включают оценку здоровья населения, связанную с состоянием окружающей среды и экосистем. Рейтинг сформирован с учетом состояния воды, воздуха, а также государственной политики по сохранению биологического разнообразия, практики ведения сельского хозяйства. Для сравнения: Россия занимает 69-ю позицию, Украина - 87-ю, Казахстан - 92-ю. Польша оказалась на 63-м месте, Эстония - на 57-м, США -на 61-й позиции [4].

В 2010 г. создано 1024 туристических маршрута, из них только 150 относятся к экологическим, причем 15 находятся на территории Беловежской пущи. Показательным считается экологический маршрут, проложенный в глубине Налибокской пущи.

Удельный вес объема услуг экотуризма невысокий. Как свидетельствует статистика департамента по туризму, за 9 месяцев 2011 г. на долю нацпарков приходится только 1,6% в общем объеме туруслуг, а реализация охотничьих туров зарубежным гостям составляет 0,3% [3].

В ходе исследования были выявлены следующие экономические и управленческие проблемы в области туризма:

- несовершенство учета в сфере туризма; отсутствие информационной базы, объективно и в полном объеме отражающей экономическое состояние туристической отрасли и ее вклад в национальную экономику;

- отсутствие информации об объемах тур-обслуживания, выраженных в туроднях, в том числе по видам туризма; расходах и показателях экономической эффективности; внутригодовой динамике развития туризма;

- недостаточная развитость внутреннего и въездного туризма в стране; медленный переход на принятые в международной практике стандарты качества туруслуг.

- не сформирована целостная система государственного управления и регулирования, нормативно-правовая и организационная структуры;

- несовершенство механизма привлечения инвестиций в приоритетные направления развития туризма.

Значительное внимание решению имеющихся проблем уделяется на государственном уровне. Так, Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. определяет следующие задачи в сфере туризма [1]:

- достижение высоких темпов развития туристической индустрии и повышение уровня жизни населения через доступность туристических услуг, обеспечение занятости и роста доходов жителей нашей страны;

- повышение привлекательности страны как туристического направления; формирование конкурентоспособного туристического рынка;

- развитие объектов туристической индустрии; повышение качества туристических и сопутствующих услуг; совершенствование системы подготовки кадров в сфере туризма.

В соответствии с прогнозными показателями развития туризма в Республике Беларусь в 2011-2015 гг. планируется увеличить к 2015 г. по сравнению с 2010 г.: туристические прибытия более чем в 1,6 раза; количество организованных туристов, посетивших Республику Беларусь, более чем в 1,6 раза; экспорт туристических услуг в 3,5 раза; выручку от оказания туристических услуг субъектами туристической деятельности в 2 раза [1].

Финансовое обеспечение программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. составит 4,3 трлн. руб. Средства будут направлены на выполнение следующих подпрограмм: «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма», «Маркетинг туристических услуг», «Развитие объектов туристической индустрии». Выполнение мероприятий подпрограммы «Маркетинг туристических услуг» позволит повысить эффективность использования туристических ресурсов и увеличить объем экспорта туруслуг в 2015 г. до 510 млн. дол., или в 3,5 раза к уровню 2010 г. Доля импортной составляющей в общем объеме финансирования реализации мероприятий подпрограммы не превысит 12%.

Определяющим условием повышения инвестиционной активности в сфере туризма должна стать эффективная инвестиционная политика регионов. Одной из приоритетных задач является привлечение инвестиций в туристическую индустрию, в том числе строительство объектов придорожного сервиса, гостиниц и других средств размещения в административных районах страны. Особую актуальность приобретает привлечение инвестиций в развитие видов туризма, основанных на природном потенциале страны, в том числе экологического, охотничьего, агроэкотуризма.

Мероприятия по развитию экологического туризма включены в реализацию пяти государственных программ. В частности, в рамках Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь на 2008-2014 гг. предусмотрено финансирование в размере более 28 млрд. руб., в том числе в 2011 г. на развитие туристической деятельности - около 15 млрд. руб., в

2012 г. - около 7,4 млрд. руб.

Реализуется Программа строительства и реконструкции охотничьих комплексов в лесоохотничьих хозяйствах Минлесхоза на 2011-

2013 гг., в соответствии с которой к 1 января 2014 г. в лесоохотничьих хозяйствах должен функционировать 101 отвечающий современным требованиям охотничий комплекс, что позволит обеспечить дальнейшее развитие охотничьего и экологического туризма [3].

Существенной поддержкой развития экологического туризма является использование проектов международной технической помощи. За последние годы реализовано более 20 проектов в сфере экологического и агротуризма общей стоимостью около 10 млн. дол. [3].

Перспективным является создание совместных фондов финансирования проектов по развитию туризма, особенно в регионах, где туризм является структурообразующим элементом экономики.

Заключение. Таким образом, можно сделать заключение о положительной динамике экономических показателей туризма и позитивных процессах в сфере его развития. Однако национальный туристический комплекс требует ускоренного развития и выхода на международные рынки с конкурентоспособными турпродуктами. Для этого необходимы подготовка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-

правовой и учетно-информационной базы; совершенствование институциональных механизмов регулирования; взаимодейстие государственного и частного туристического сектора, формирование кадрового потенциала туристической индустрии.

Литература

1. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://mst.gov.by/ru/programma-razvitiya-turizma. -Дата доступа: 23.02.2012.

2. Статистический сборник. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. - Дата доступа: 23.02.2012.

3. О перспективах развития экологического и охотничьего туризма в Беларуси [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.mst.by/ru/press-centre. - Дата доступа: 23.02.2012.

4. Инвестиционный климат Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ ru/investors. -Дата доступа: 23.02.2012.

Поступила 01.03.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.