УДК 379.85 (072)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ.
С.Е. ВИТУН, С.В. ДОНСКИХ
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь
Введение. В последнее десятилетие развитию туризма в Республике Беларусь как отрасли экономики уделяется повышенное внимание. Об этом свидетельствуют пятилетние Государственные программы развития туризма, Указы Президента Республики Беларусь от 2006 и 2010 гг., направленные на поддержку и развитие агроэкологического туризма, а также местные нормативные акты и программы. Вместе с тем, на фоне соседних стран Центрально-Восточной Европы белорусские достижение в области развития туризма пока оставляют желать лучшего. Во многом это связано с историческими особенностями развития туризма в Беларуси. Историческое наследие - это не только объекты показа и памятные места. Это также традиции, нормы и ценности, «ментальные установки» и стереотипы, которыми сознательно или подсознательно руководствуются туристы, работники турбизнеса и представители органов власти. Они могут оказывать как благоприятное, так и негативное влияние на развитие тех или иных сфер общественной жизни или их подсистем. В белорусском случае «советский опыт» развития туризма в БССР оказался скорее негативным фактором, а развитие современной туристической отрасли на рубеже XX - XXI вв. осуществлялось во многом за счет преодоления сложившихся ранее подходов и стереотипов.
К сожалению, в отечественной научной и научно-популярной литературе проблеме исторических особенностей развитии туризма как фактора, определяющего его специфику, до настоящего времени не уделялось должного внимания. Господствовал «технократический подход», согласно которому механический перенос на белорусскую почву моделей и подходов, хорошо зарекомендовавших себя в других странах, должен автоматически привести к аналогичному эффекту и в Республике Беларусь. К сожалению, это не так. При всем значении зарубежного опыта, далеко не все и не сразу наработки международного туристического бизнеса могут быть внедрены в практику белорусского туризма. Данную проблему необходимо рассматривать сквозь призму форм рецепции и особенностей адаптации зарубежного туристического опыта в белорусских условиях. Для этого необходимо четко представлять себе «исторический контекст», который детерминирует деятельность основных акторов белорусского туристического рынка. В статье на основании исто-рико-генетического метода раскрываются исторические особенности развития туризма в Республике Беларусь на рубеже XX - XXI вв., которые определяют «стартовые возможности» и «вероятность реализации» тех или иных моделей туризма.
Основная часть. Для Республики Беларусь туризм является относительно новой отраслью экономики. В качестве независимого государства Республика Беларусь появилась на политической карте мира в 1991 г. как правопреемница входившей в состав СССР Белорусской Советской Социалистической Республики. Социально-экономическое развитие Беларуси в 50 - 80-х годах ХХ века характеризовалось очень высокими темпами индустриализации. В результате, к 1990 г. почти 70 % населения традиционно аграрной страны уже составляли горожане. Лидирующие позиции в структуре белорусской промышленности заняли тесно интегрированные в общесоюзную экономику крупные предприятия машиностроения, легкой промышленности, химической и нефтехимической промышленности. В 1989 г. в структуре «белорусского экспорта» за пределы республики (включая в первую очередь общесоюзный рынок) продукция машиностроения достигала 46 %, легкой промышленности - 20 %, а нефтехимии - 13,5 %. Все прочие отрасли белорусской экономики, в том числе достаточно развитый по советским меркам агропромышленный комплекс, работали преимущественно на внутренний рынок [1, с. 252 - 253].
Туризм в Беларуси развивался преимущественно как выездной туризм в пределах СССР. В первую очередь это были рекреационные и познавательные (экскурсионные) виды туризма. Основными туристическими направлениями рекреационно-оздоровительного туризма являлись Украина (Крым, Одесская область и Закарпатье), Кавказ (Абхазия) и Прибалтика (Юрмала в Латвии, Друскининкай и Паланга в Литве). Широкому распространению рекреационно-оздоровительного туризма способствовала практика государственных дотаций отдыха и оздоровления трудящихся. Большинство туристических путевок предоставлялось через профсоюзные ор-
37
ганизации за относительно небольшие деньги или бесплатно. Наиболее популярными направлениями познавательного (экскурсионного) туризма являлись: Ленинград (современный Санкт-Петербург), Москва, Киев, Львов, Одесса, Рига, Таллинн.
Особенностью туризма в СССР являлось широкое распространение спортивного (категорийно-го) туризма. В целях развития физической культуры и патриотического воспитания молодежи и трудящихся в стране была развернута целая сеть спортивно-туристских баз, промаркированы спортивно-туристские маршруты различной категории сложности, была организована подготовка инструкторов-методистов и судей, регулярно проводились сборы и соревнования по спортивному туризму. Активно действовали секции и кружки по спортивному туризму и спортивному ориентированию. Поэтому для граждан СССР турист зачастую ассоциировался не с праздным отдыхающим на курорте, а с человеком с рюкзаком, который преодолевает спортивно-туристский маршрут определенной сложности (пеший, горный, водный, велосипедный).
Международный туризм не получил в БССР широкого распространения. Государство не поощряло выезды советских граждан за рубеж. В том числе в социалистические страны с туристическими целями. Приграничное положение республики и наличие большого числа военных объектов делали нежелательным пребывание на территории БССР иностранных граждан, в том числе и туристов.
Ситуация изменилась в конце 80-х годов ХХ века, когда туризм в рамках социалистических стран приобрел характер массовых шоп-туров, благодаря которым население своими силами решало экономические проблемы домашних хозяйств в условиях нарастания кризисных явлений в экономике и радикальных социально-экономических трансформаций.
Примечательно, что именно в это время самым популярным «туристическим» направлением для граждан СССР стала Польша. Этому немало способствовали отсутствие визовых ограничений и быстрое развитие в Польше рыночных отношений. В 1990 г. почти четверть всех граждан СССР, выехавших за рубеж - 23,87 %, посетили Республику Польша (Таблица 1). Удельный вес польских граждан среди иностранцев, посетивших СССР в 1990 г., был еще выше и достигал 33,71 % от всех иностранцев (Таблица 2). Таким образом, популярные по сегодняшний день среди белорусских граждан шоп-туры в Республику Польша, как своеобразный «вид туризма», зародились еще на рубеже 80-90-х годов ХХ века и являются для Беларуси одним из наиболее «традиционных» «туристических направлений».
Таблица 1 - Численность граждан СССР, выезжавших заграницу в 1990 году (в тысячах человек, с выделением пяти наиболее популярных направлений) [2, с. 290]
№ Страна Всего В том числе по целям поездок
Туризм Служебные Частные Обслуживание транспортных средств
Всего 9 086 2 150 1 824 3 632 1 480
1 Польша 2 169 584 417 1 058 110
2 Югославия 1 039 115 26 871 27
3 Германия (вкл. ГДР) 843 94 174 416 159
4 Венгрия 692 157 62 399 74
5 Чехословакия 639 300 72 190 77
Таблица 2 - Численность иностранных граждан, посетивших СССР в 1990 году (в тысячах человек, с выделением пяти наиболее популярных направлений) [2, с. 291]
№ Страна Всего В том числе по целям поездок
Туризм Служебные Частные Обслуживание транспортных средств
Всего 7 204 2 286 1 808 1 426 1 684
1 Польша 2 429 738 336 733 622
2 Финляндия 703 479 126 31 67
3 Румыния 557 127 48 82 300
4 Германия (вкл. ГДР) 487 232 171 20 64
5 Болгария 469 27 150 214 78
90-е годы ХХ века стали периодом трансформации белорусского туристического рынка, который от шоп-туров переходил к более цивилизованным формам оказания собственно туристических услуг. До начала 2000-х годов туризм в Республике Беларусь развивался во многом стихийно как сфера мелкого предпринимательства. Наибольшей популярностью среди белорусских граждан пользовался бюджетный отдых в Украине. Это объяснялось отсутствием визовых и языковых барьеров, давними традициями отдыха в Крыму, Одесской и Закарпатской областях, а также относительно невысокими ценами и выгодным обменным курсом белорусского рубля относительно украинской гривны.
Относительно небольшое число белорусских туристических предприятий являлись в первую очередь туристическими агентствами, которые предлагали на белорусском туристическом рынке международные туры в страны Ближнего Востока и Средиземноморья (Турция, Египет, Кипр). По мере укрепления благосостояния белорусских граждан этот сегмент туристического рынка постепенно расширялся. В частности, за 2005 - 2013 годы объем продаж «турецких туров» на белорусском рынке вырос в 3 раза, а «египетский туров» - в 3,2 раза (Таблица 5).
Третьим по популярности направлением оставалась Республика Польша. Здесь по-прежнему доминировали шоп-туры. Однако постепенно приобрели популярность культурно-познавательные туры выходного дня, связанные с посещением Кракова-Велички, Варшавы, Гданьска и Торуни-Мальборка. Сравнительно редкими были посещения белорусскими гражданами польских горнолыжных курортов. До мая 2004 года пересечение польско-белорусской границы было возможным на основании только туристического ваучера, что очень способствовало развитию туризма в обоих направлениях (Таблица 3 и Таблица 4).
За пределами Содружества Независимых Государств (СНГ), Польша как туристическая дести-нация по сей день сохраняет свою популярность на белорусском туристическом рынке. В последние годы она стала рассматриваться белорусскими гражданами как привлекательная страна для транзитного туризма. В первую очередь это относится к вылетам на дальние направления из польских аэропортов самолетами т.н. «Low Cost» (низкобюджетных) авиакомпаний. Помимо этого все больший процент белорусских граждан стабильно посещает Республику Польша на основании «карты поляка», «вида на жительство» или «национальной визы за покупками», что серьезно искажает туристическую статистику.
Таблица 3 - Число поездок иностранных граждан в Республику Беларусь (в тысячах поездок, без учета пересечений белорусско-российской границы) [3, с. 34; 4, с. 24]
№ Число поездок 2005 2010 2011
Всего: 4 737,8 5 673,8 5 877,2
1 Польша 635,3 572,2 509,1
2 Латвия 281,3 139,6 150,4
3 Германия 66,9 45,8 42,7
4 Эстония 18,1 15,2 14,9
5 Чехия 16,7 13,4 15,2
Таблица 4 - Число поездок граждан Республики Беларусь (в тысячах поездок, без учета пересечений белорусско-российской границы) [3, с. 35]
№ Число поездок 2005 2010 2011
Всего: 6 596,3 7 464,2 7 541,6
1 Польша 3 353,0 2 607,3 3 107,4
2 Литва 455,9 836,2 1 128,4
3 Германия 172,9 50,9 54,4
4 Латвия 45,9 85,3 114,3
5 Турция 26,0 89,1 87,9
Следует отметить, что анализ международного туризма в Республике Беларусь (выездной и въездной туризм) затруднен несовершенством статистического учета. До 2012 г. Национальный статистический комитет учитывал в первую очередь данные по пересечению государственной границы по целям поездки исходя еще из советских стандартов учета: всего пересечений, в том числе служебная, туризм, частная, обслуживание транспортных средств. С 2013 года принципы учета были изменены посредством укрупнения. Поэтому последние годы подсчет ведется лишь по двум целям поездки: личная (включая туризм), деловая и профессиональная. К этому добавился подсчет туристов по данным туристических организаций по двум категориям: численность иностранных туристов, принятых в Республике Беларусь организациями, осуществляющими туристическую деятельность, и численность туристов, отправленных за рубеж организациями, осуществляющими туристическую деятельность.
Весьма показательно, что в 2009 - 2011 годах, когда обе системы учета применялись Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, число туристических пересечений границы и число клиентов туристических организаций не совпали (Таблица 5 и Таблица 6). Это объясняется тем фактом, что между Российской Федерацией и Республикой Беларусь существует единое таможенное пространство. Пересечение белорусско-российской границы не требует каких-либо визовых или таможенных формальностей для граждан двух стран. Граждане Республики Беларусь, которые приобретают тур в белорусской турфирме, но отправляются за рубеж из российских аэропортов, не учитываются как пересекающие белорусскую границу. Поэтому белорусская туристическая статистика не учитывает значительного числа российских граждан, которые пользуясь отсутствием визовых, таможенных и языковых барьеров, а также выгодным обменным курсом российского рубля относительно белорусского рубля, с большим интересом посещают Республику Беларусь в качестве самодеятельных (неорганизованных туристов). Аналогичная ситуация существует относительно граждан Республики Беларусь, которые самостоятельно выезжают на отдых в Украину, пользуясь отсутствием визовых формальностей и привлекательной ценой большинства туристических услуг. Например, в 2013 г. официально в качестве туристов Украину посетило почти 176 тыс. белорусов. Однако, по словам министра туризма автономной Республики Крым, в 2013 г. на полуострове отдохнуло около 400 тыс. граждан Республики Беларусь!
Таблица 5 - Выезд за границу граждан Республики Беларусь (в тысячах поездок, без учета всех пересечений белорусско-российской границы) [4, с. 25, 35; 5, с. 28]
Число поездок 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Всего: 6 596,3 6 322,7 6 439,8 7 464,2 7 541,6 8 426,7 8 840,8
В том числе туризм 3 571,5 721,6 427,8 286,9 201,0 ? ?
Отправлено туристов, в т.ч.: 572,4 ? 316,3 414,7 319,8 492,8 708,4
Россия 160,3 ? 20,8 25,8 21,8 27,7 37,3
Польша 106,3 ? 10,6 21,4 32,0 45,2 52,8
Литва 34,7 ? 7,9 13,9 17,8 26,3 37,6
Украина 144,0 ? 97,6 132,3 79,7 129,3 175,8
Латвия 1,2 ? 1,5 1,4 1,3 1,6 4,7
Турция 32,3 ? 65,1 83,4 58,2 66,9 99,0
Египет 16,6 ? 43,9 50,8 30,1 46,9 52,9
Таблица 6 - Въезд в Республики Беларусь иностранных граждан (в тысячах поездок, без учета всех пересечений белорусско-российской границы) [4, с. 24, 34; 5, с. 27]
Число поездок 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Всего: 4 737,8 5 262,0 4 871,8 5 673,8 5 877,2 6 127,5 6 240,4
В том числе туризм 462,8 122,3 101,4 79,7 67,5 ? ?
Принято иностранных туристов, в т.ч.: 90,8 ? 95,5 120,1 116,5 118,7 136,8
Россия 27,1 ? 56,5 80,8 83,8 94,2 111,3
Польша 3,0 ? 3,7 4,0 3,0 2,0 3,1
Литва 8,2 ? 3,0 4,4 3,2 1,7 2,1
Украина 1,3 ? 2,4 1,9 1,7 1,4 2,0
Латвия 7,4 ? 1,5 1,4 1,5 1,1 1,0
Турция 1,3 ? 4,7 4,7 3,6 2,7 2,0
Следует отметить, что белорусские власти и туристический бизнес остро осознают несовершенство национальной туристической статистики. Поэтому в 2015 г. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь планирует при ведении статистического учета перейти на стандарты, рекомендованные Всемирной туристической организацией (UNWTO).
Поскольку туристическая статистика Республики Беларусь учитывает только организованных туристов, которые обратились за туристическими услугами в официальные туристические организации, то на фоне стран-соседей белорусская статистика въездного туризма (Inbound Tourism) выглядит не самым лучшим образом. Согласно международным данным, в 2011 году Российскую Федерацию посетили 24 932 тыс. иностранных туристов, Украину - 21 415 тыс., Республику Польша - 13 350 тыс., Литву - 1 775 тыс., Латвию - 1 493 тыс., а Республику Беларусь - всего 116 тыс. иностранных туристов [6, p. 208 - 209]. Однако при подсчете иностранных граждан по критерию всех пересечений государственной границы, независимо от целей поездки, число иностранных «гостей» в 2011 г. превышает 5 877 тыс. человек.
Несмотря на неоднозначность белорусской «туристической статистики», за последние годы туризм в Республике Беларусь демонстрирует устойчивый рост, несмотря на объективные сложности в экономике, связанные с влиянием на Республику Беларусь негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса 2009 - 2010 годов и последовавшей за ним глобальной экономической рецессии. Это касается всех типов туризма: выездного, въездного и внутреннего (Таблица 7)
Таблица 7 - Индикаторы развития туризма в Республике Беларусь в 2009 - 2013 годах [4, с. 21]
Тип туризма Индикатор 2009 2010 2011 2012 2013
Въездной туризм Число поездок иностранных граждан в Республику Беларусь, тыс. человек 4 871,8 5 673,8 5 877,2 6 127,5 6 240,4
Экспорт услуг по статье «поездки» в млн $ 369,8 440,4 486,7 684,7 722,2
Выездной туризм Число поездок граждан Республики Беларусь за границу, тыс. человек 6 439,8 7 464,2 7 541,6 8 426,7 8 840,8
Импорт услуг по статье «поездки» в млн $ 638,5 621,5 588,2 788,6 1 079,7
Окончание таблицы 7
Внутренний туризм Объем платных услуг населению в сфере культуры, туризма и отдыха, в млрд бел. руб., в том числе: 14 223,4 15 690,8 21 519,7 37 233,3 53 941,4
Туристические и экскурсионные 372,3 474,4 582,2 1 447,2 2 421,5
Гостиниц и аналогичных средств размещения 218,1 130,8 180,6 393,0 1 125,5
Санаторно-оздоровительные 267,5 204,8 308,5 593,2 698,2
Таким образом, за 2009 - 2013 годы число поездок иностранных граждан в Республику Беларусь выросло на 28%. Число поездок граждан Республики Беларусь за рубеж за аналогичный период выросло на 37,3%. Однако очевидной проблемой является устойчивое отрицательное сальдо белорусской внешней торговли услугами по статье «поездки». В 2013 г. оно составило 357,5 млн долларов США.
Что касается внутреннего туризма, то здесь сложно представить данные собственно по числу внутренних туристов. Поэтому наиболее точными являются данные по объему платных услуг, оказанных населению в сфере культуры, туризма и отдыха. С одной стороны, эти данные демонстрируют устойчивый рост объема продаж туристических и сопутствующих услуг. За 2009 - 2013 годы их объем в абсолютных цифрах в белорусских рублях вырос в 3,8 раза. Однако за этот же период белорусский рубль относительно доллара США обесценился почти в 4,8 раза, что серьезно снижает интерес белорусских предпринимателей к оказанию туристических услуг собственно для белорусских туристов и путешественников внутри страны. Второй проблемой является небольшой удельный вес собственно «туристических услуг» (туристические и экскурсионные, гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-оздоровительные) в общем объеме платных услуг населению в сфере культуры, туризма и отдыха. В 2009 году этот показатель составил всего 6% от общего объема платных услуг населению в сфере культуры, туризма и отдыха. В 2013 году - около 8% от общего объема платных услуг населению в сфере культуры, туризма и отдыха. Принимая во внимание сложное экономическое положение республики в последние годы, рост удельного веса собственно «внутренних туристических услуг» в общем объеме услуг сфере культуры, туризма и отдыха, а также рост числа поездок граждан Республики Беларусь за рубеж показывают растущее значение туристических потребностей для современных белорусов. Это открывает хорошие перспективы для развития внутреннего туризма.
Заключение. Таким образом, туристическая отрасль в Республике Беларусь в последние годы демонстрирует устойчивый рост, как по числу туристов, так и по объемам полученных доходов. Однако абсолютные показатели и динамика этого роста не соответствуют туристическому потенциалу страны и уступают аналогичным показателям соседних стран. Во многом развитие туристической отрасли в Беларуси определяется «советским историческим наследием»:
1. Туристическая статистика все еще осуществляется по стандартам, близким к принятым в СССР моделям, что серьезно затрудняет анализ и прогнозирование основных тенденций развития белорусского туристического рынка применительно к европейским и мировым моделям и подходам.
2. Сохраняется отрицательное сальдо международного туризма. Это объясняется отсутствием у Беларуси собственных традиций въездного туризма. В БССР практически весь туризм являлся либо выездным (преимущественно в рамках СССР), либо внутренним (социально ориентированным, некоммерческим спортивным категорийным туризмом). При этом Беларусь сделала огромный шаг в развитии въездного туризма (принципиально нового для страны типа туризма). За пять лет (2009 - 2013) объем экспорта услуг по статье «поездки» вырос в 2 раза и достиг 722,2 млн долларов. За аналогичный период объем импорта услуг по статье «поездки» вырос в 1,7 раза и достиг 1079,7 долларов. Таким образом, диспропорции выездного и въездного туризма в Республике Беларусь медленно, но верно выправляются.
3. Большая часть международных туристических поездок осуществляется в рамках СНГ между Беларусью, Россией и Украиной. Значительная часть этих поездок проходит в форме неорганизованного (самодеятельного) туризма и не фиксируется статистикой.
4. С момента распада СССР лидирующие позиции на рынке собственно международного туризма занимает Республика Польша. При этом большая часть поездок белорусских граждан в Польшу не является туристическими в полном смысле этого слова и продолжает «исторические традиции» массовых шоп-туров конца 80 - первой половины 90-х годов ХХ века.
Новыми тенденциями в развитии белорусского туризма на рубеже ХХ - ХХ1 вв., не связанными с «советским историческим опытом», являются развитие внутреннего туризма и рост популярности Восточного Средиземноморья и Египта как туристических дестинаций для белорусских туристов:
1. За пять лет (2009 - 2013) в Беларуси объем платных услуг населению в сфере культуры, туризма и отдыха в абсолютных цифрах вырос почти в 3,8 раза и достиг 53 941,4 млрд. бел. рублей.
2. В 2013 г. численность организованных белорусских туристов, выехавших на отдых в Турцию, Египет и Грецию, впервые превысило численность организованных белорусских туристов отдыхавших в Украине - 178,5 тыс. и 175,7 тыс. соответственно.
Таким образом, исторические детерминанты являются одними из наиболее значимых факторов для развития туризма, а их преодоление является длительным процессом, который может растягиваться на десятилетия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беларусь на мяжы тысячагоддзяу / рэд. кал. А.П. Вайтовiч [i шт.]. - Минск : Беларуская Энцыклапе-дыя, 2000. - 432 с.
2. СССР в цифрах в 1990 году: Краткий статистический сборник / Госкомстат СССР. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 320 с.
3. Беларусь в цифрах. Статистический справочник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск : Белстат, 2012. - 100 с.
4. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск : Белстат, 2014. - 105 с.
5. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск : Белстат, 2012. - 131 с.
6. Human Development Report 2014. Sustaining Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience. -NY: UNDP, 2014. - 226 p.
HISTORICAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE REPUBLIC OF BELARUS AT THE TURN OF THE XX - XXI CENTURIES
S.E. VITUN, S. V. DANSKIKH
Summary
Historical features are significant factors for the development of tourism. They largely determine the trends and directions of its evolution. On the development of the Belarusian tourism today is greatly influenced by the «Soviet historical experience» associated with the operation of the tourism sector in the Byelorussian SSR. This applies especially to the Belarusian tourism statistics, the negative balance of international tourism, the prevalence of informal tourism in the framework of the CIS. Belarusian tourism development largely follows the path of overcoming the Soviet stereotypes regarding tourism: tourism as a social sphere to the tourism business.
© Витун С.Е., Донских С.В.
Поступила в редакцию 22 сентября 2014 г.