Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ'

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
614
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демидова Анна Петровна, Зиновьева Валентина Николаевна, Овчаренко Влада Владимировна

Данная статья посвящена проблеме формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития. В статье рассматривается влияние формирования пространственных представлений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Также определяется результативность работы по развитию вербализации пространственных представлений и ее влияние на лексико-грамматический строй речи. Кроме того, в статье представлены виды работы, направленные на формирование пространственных представлений. Многие из них положительно влияют на развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития. Многие логопеды рассматривали данную проблему в своих трудах. В данной статье за основу взяты труды Н.В. Нищевой. В ее работах раскрываются методы формирования пространственных представлений с помощью нейропсихологического подхода. Также в статье использовались труды Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Они предлагают диагностику развития уровня пространственных представлений, в том числе уровня вербализации пространственных представлений. Также используется их методика развития вербализации пространственных представлений. Целью статьи является анализ динамики работы по развитию вербализации пространственных представлений и влияние ее на развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Работа разделилась на констатирующий, формирующий и контрольный этапы работы. Задачи работы были следующие: провести диагностику речи детей и уровня вербализации пространственных представлений на констатирующем этапе исследования; провести работу по развитию вербализации пространственных представлений на формирующем этапе исследования; провести повторную диагностику речи детей и уровня вербализации пространственных представлений, проанализировать результаты диагностики. Результаты данной статьи позволяют говорить о положительной динамике развития лексико-грамматического строя речи при работе по развитию уровня вербализации пространственных представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Демидова Анна Петровна, Зиновьева Валентина Николаевна, Овчаренко Влада Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VERBALIZATION OF SPATIAL REPRESENTATIONS IN OLDER PRESCHOOLERS WITH ONR LEVEL 3

This article is devoted to the problem of the formation of spatial representations in older preschool children with general speech underdevelopment of the 3rd level of speech development. The article examines the influence of the formation of spatial representations on the speech development of older preschool children with speech disorders. The effectiveness of the work on the development of verbalization of spatial representations and its impact on the lexical and grammatical structure of speech is also determined. In addition, the article presents the types of work aimed at the formation of spatial representations. Many of them have a positive effect on the development of the lexical and grammatical structure of speech of older preschool children with general speech underdevelopment of the 3rd level of speech development. Many speech therapists have considered this problem in their writings. This article is based on the works of N.V. Nischeva. Her works reveal methods of forming spatial representations using a neuropsychological approach. The article also used the works of N.Ya. Semago, M.M. Semago. They offer diagnostics of the development of the level of spatial representations, including the level of verbalization of spatial representations. Their methodology of developing the verbalization of spatial representations is also used. The purpose of the article is to analyze the dynamics of work on the development of verbalization of spatial representations and its impact on the development of the lexical and grammatical structure of speech of older preschool children with ONR of the 3rd level of speech development. The work was divided into the ascertaining, formative and control stages of the work. The tasks of the work were as follows: to diagnose the speech of children and the level of verbalization of spatial representations at the ascertaining stage of the study; to work on the development of verbalization of spatial representations at the formative stage of the study; to re-diagnose the speech of children and the level of verbalization of spatial representations, to analyze the results of the diagnosis. The results of this article allow us to speak about the positive dynamics of the development of the lexico-grammatical structure of speech when working on the development of the level of verbalization of spatial representations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); студент-бакалавр Овчаренко Влада Владимировна

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ОНР 3 УРОВНЯ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития. В статье рассматривается влияние формирования пространственных представлений на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Также определяется результативность работы по развитию вербализации пространственных представлений и ее влияние на лексико-грамматический строй речи. Кроме того, в статье представлены виды работы, направленные на формирование пространственных представлений. Многие из них положительно влияют на развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития. Многие логопеды рассматривали данную проблему в своих трудах. В данной статье за основу взяты труды Н.В. Нищевой. В ее работах раскрываются методы формирования пространственных представлений с помощью нейропсихологического подхода. Также в статье использовались труды Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Они предлагают диагностику развития уровня пространственных представлений, в том числе уровня вербализации пространственных представлений. Также используется их методика развития вербализации пространственных представлений. Целью статьи является анализ динамики работы по развитию вербализации пространственных представлений и влияние ее на развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Работа разделилась на констатирующий, формирующий и контрольный этапы работы. Задачи работы были следующие: провести диагностику речи детей и уровня вербализации пространственных представлений на констатирующем этапе исследования; провести работу по развитию вербализации пространственных представлений на формирующем этапе исследования; провести повторную диагностику речи детей и уровня вербализации пространственных представлений, проанализировать результаты диагностики. Результаты данной статьи позволяют говорить о положительной динамике развития лексико-грамматического строя речи при работе по развитию уровня вербализации пространственных представлений.

Ключевые слова: пространственные представления, вербализация пространственных представлений, общее недоразвитие речи, развитие речи, лексико-грамматический строй речи, межполушарное взаимодействие.

Annotation. This article is devoted to the problem of the formation of spatial representations in older preschool children with general speech underdevelopment of the 3rd level of speech development. The article examines the influence of the formation of spatial representations on the speech development of older preschool children with speech disorders. The effectiveness of the work on the development of verbalization of spatial representations and its impact on the lexical and grammatical structure of speech is also determined. In addition, the article presents the types of work aimed at the formation of spatial representations. Many of them have a positive effect on the development of the lexical and grammatical structure of speech of older preschool children with general speech underdevelopment of the 3rd level of speech development. Many speech therapists have considered this problem in their writings. This article is based on the works of N.V. Nischeva. Her works reveal methods of forming spatial representations using a neuropsychological approach. The article also used the works of N.Ya. Semago, M.M. Semago. They offer diagnostics of the development of the level of spatial representations, including the level of verbalization of spatial representations. Their methodology of developing the verbalization of spatial representations is also used. The purpose of the article is to analyze the dynamics of work on the development of verbalization of spatial representations and its impact on the development of the lexical and grammatical structure of speech of older preschool children with ONR of the 3rd level of speech development. The work was divided into the ascertaining, formative and control stages of the work. The tasks of the work were as follows: to diagnose the speech of children and the level of verbalization of spatial representations at the ascertaining stage of the study; to work on the development of verbalization of spatial representations at the formative stage of the study; to re-diagnose the speech of children and the level of verbalization of spatial representations, to analyze the results of the diagnosis. The results of this article allow us to speak about the positive dynamics of the development of the lexico-grammatical structure of speech when working on the development of the level of verbalization of spatial representations.

Key words: spatial representations, verbalization of spatial representations, general underdevelopment of speech, speech development, lexico-grammatical structure of speech, interhemispheric interaction.

Введение. В условиях активного развития всех сфер жизни логопеды получают широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов для полноценного социокультурного развития личности ребенка. Важной областью в педагогической деятельности в современном мире является работа по сохранению ценности периода детства дошкольников, главной точки введения их в процесс жизнедеятельности в современном мире и овладения ими новыми формами взаимодействия с окружающим миром. Мы считаем, что логопедам сформировать у детей навыки ориентации в окружающем мире, научить их свободно и ясно мыслить, пользоваться приобретенными навыками на благо общества, а в большей степени речевыми навыками [4].

Однако, в логопедической практике встречаются дети с недостатками речевого развития, примером такого нарушения у детей старшего дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР). Общее недоразвитие речи (ОНР) - это системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают основные компоненты речи, то есть лексика, грамматика, связная речь и т.п. (С.Н. Сазонова).

Это нарушение негативно влияет на развитие всех психических процессов. К симптомам нарушения функциональной системы речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня развития речи относят недостатки аудиального внимания, несовершенность речевой деятельности, низкую речевую активность, недостатки появления стереотипов речевой деятельности, низкий уровень запоминания изученного языкового материала. Достаточно ярко проявляются несовершенства лексико-грамматического строя речи, вследствие чего зачастую складывается ситуация речевой беспомощности в непредсказуемых ситуациях [6].

Изложение основного материала статьи. На практике у детей, имеющих общее недоразвитие речи 3 уровень развития речи, наблюдаются крайне низкий объем знаний об окружающем их мире, недостаток сведений о свойствах и

функциях предметов, здесь же характерны трудности в установлении логических связей. Недостатки речи у таких детей часто вызывает нарушение сенсорного восприятия, это выражается в нехватке чувственного познания мира ребенком [8].

В познавательном развитии старших дошкольников с ОНР значительная роль отводится формированию представлений об окружающем пространстве. Пространственные представления - это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, таких как величина, форма, относительное расположение объектов и их движение (Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко) [9].

Нами было выявлено, что занятия по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня развития речи позволяют преодолеть недостатки логических операций, понимания пространственных и временных свойств и отношений. Кроме того, на этих занятиях создаётся благоприятная ситуация для коррекционной работы по преодолению интеллектуальной и речевой недостаточности. Выполняя задания, требующие выполнения пространственных операций у детей развивается словарный запас, они начинают понимать бытовые синтаксические конструкции и употреблять их в своей речи, также участия действовать в соответствии с инструкцией. Также для развития речи предлагают выполнять следующее требование: ребёнок должен в ходе выполнения задания проговаривать свои действия за педагогом, данный приём позволяет активизировать подражание, кроме того, расширить активный словарь, раздаивать связную речь и регулировать самостоятельно свои действия [1; 5].

По мнению А.А. Люблинской, степень развития вербализации представлений о пространстве у дошкольников не столько отражает уровень их речевого развития, сколько характеризует их умение осознавать и выделять признаки предметов в пространстве как конкретные объекты познания. Старшие дошкольники с ОНР 3 уровня речевого развития значительно отстают от сверстников во владении пространственным понятийным аппаратом. Наиболее часто это проявляется в экспрессивной речи, которая у детей этой группы находится на уровне ниже возрастной нормы, при том, что пассивный словарный запас часто в пределах нормы. Дети с ОНР 3 уровня речевого развития зачастую не используют в речи пространственные предлоги «под», «над» и прилагательные «широкий», «узкий», «толстый», «тонкий». Большая часть детей с данным логопедическим заключением заменяют эти слова на прилагательные: «большой», «маленький». В редких случаях дети с нарушения речи используют эти прилагательные неадекватно: вместо «толстый» - «широкий», «тонкий» -«узкий» и наоборот [7].

Нами было выделено, что главным отличием активного словаря данной группы детей от сверстников является неспособность овладеть понятиями «право - лево». Значительное отставание наблюдается у них во всех ситуациях, которые требуют умения оперировать пространственными понятиями. Наиболее абстрактными среди всех обозначений направлений пространства являются «правое» и «левое», в то время как понятия «сверху - снизу» соотносятся с вертикальной осью «голова - ноги». Данная особенность значительно замедляет развитие вербализации пространственных представлений в онтогенезе [2].

Перечисленные особенности позволяют сделать вывод, что для развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития необходимо проводить работу по вербализации пространственных представлений. Данная работа проводилась нами в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе была проведена диагностика речи детей с ОНР 3 уровня речевого развития и диагностика вербализации пространственных представлений. Для диагностики речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития была использована «Речевая карта для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.

Диагностика позволила определить уровни развития речи детей. Условно уровни были поделены на высокий уровень (15-13 баллов), средний (12-10 баллов), низкий (ниже 9 баллов).

Высокий уровень характеризовался отсутствием ошибок на всех этапах диагностики речи, допускалась помощь логопеда. На среднем уровне было допустимо минимальное количество ошибок на каждом этапе и помощь логопеда. Низкий уровень характеризовался большим количеством ошибок и невозможностью выполнить задание без помощи логопеда.

Для диагностики вербализации пространственных представлений использовалась «Методика исследования пространственных представлений» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго [8].

Диагностика позволила определить уровни развития речи детей. Условно уровни были поделены на высокий уровень (5-6 баллов), выше среднего (4 балла), средний (3 балла), ниже среднего (2 балла), низкий (1 балл).

На высоком уровне ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопросы, допускает 1 ошибку или не допускает вообще. На уровне выше среднего ребенок правильно отвечает на вопросы при помощи логопеда. Средний уровень характеризуется тем, что ребенок испытывает трудности вербализации взаиморасположения объектов, помощь заключается в просьбе составить предложение с указанием объектов и их расположения. Уровень ниже среднего характеризуется тем, что ребенок испытывает трудности вербализации взаиморасположения объектов, не может воспользоваться помощью логопеда, допускает множество ошибок. На низком уровне ребенок не выполняет задание.

Результаты изучения уровня развития речи представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты изучения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого

развития (констатирующий этап исследования)

Имя Состояние моторики Исследование акт. словаря Исследование грам. строя речи Состояние связной речи Состояние языковой системы Итог

Илья 3 2 2 2 1 10 (ср.)

Аня 2 2 1 1 1 7 (низ.)

Боря 2 2 1 2 1 8 (низ.)

Гриша 3 1 1 2 1 8 (низ.)

Олег 1 3 2 2 2 10 (ср.)

Саша 2 1 1 1 1 6 (низ.)

Максим 3 2 1 2 1 9 (низ.)

Лиза 2 2 1 1 1 7 (низ.)

Денис 2 3 2 2 2 11(ср)

Кристина 2 2 1 1 2 8 (низ.)

На этапе исследования звукопроизношения было выявлено, что у большинства дошкольников нарушено произношение нескольких групп звуков, в основном шипящие и соноры. При исследовании воспроизведения слов сложной слоговой структуры трудности наблюдались у детей и экспериментальной, и контрольной групп речевого развития. Минимальное количество ошибок на этапе исследования состояния фонематического слуха возникло у дошкольников обоих групп исследования, однако при оценке фонематического восприятия почти у всех детей были выявлены трудности. При оценке состояния активного словаря все воспитанники показали средние результаты. Исследование грамматического строя речи показало, что у большей части дошкольников низкий уровень развития грамматического строя. Диагностика состояния экспрессивной речи позволила точно определить уровень развития речи дошкольников. Исследование связной речи показало, что трудности у детей с ОНР вызывает пересказ текста, однако дети старались правильно отвечать на вопросы, касающиеся прочитанного педагогом текста.

Следующим было задание, направленное на диагностику пространственных представлений. Результаты исследования представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Результаты изучения уровня развития пространственных представлений у детей с ОНР 3 ур. р. р.

(констатирующий этап исследования)

Имя Взаимоотношения внешних объектов, их вербализация (макс 6 б.)

Илья 3 (средний)

Аня 1 (низкий)

Боря 1 (низкий)

Гриша 2 (ниже среднего)

Олег 4 (выше среднего)

Саша 1 (низкий)

Максим 2 (ниже среднего)

Лиза 3 (средний)

Денис 3 (средний)

Кристина 1 (низкий)

При исследовании уровня вербализации пространственных представлений большинство обследуемых детей получили результаты ниже среднего. Диагностика показала, что дети не понимают пространственные предлоги на предметных изображениях, а также не понимают их в пространстве по горизонтали. Исследование показало, что воспитанники не всегда употребляют их в самостоятельной речи при том, что владеют всеми необходимыми понятиями.

Из-за недостатков речевого развития большинство детей показали низкие результаты, что свидетельствует о влиянии речевого недоразвития на формирование пространственных представлений.

На формирующем этапе проводилась работа по формированию пространственных представлений, в которую входила работа по вербализации пространственных представлений.

Для развития лексико-грамматического строя речи и уровня вербализации пространственных представлений мы активно использовали пособие «Расскажи, что где находится». Задача детей состояла в том, чтобы ребенок комментировал и объяснял выполнение заданий. Кроме того, активно использовалось пособие Е.А. Соболевой «Развиваем моторику и пространственные представления». Задания были направлены на формирование представлений о взаимодействии внешних объектов и пространства собственного тела ребенка, также на формирование словарного запаса такими словами как: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Также с помощью данного пособия отрабатывалось правильное употребление пространственных предлогов.

Пример игры для развития вербализации пространственных представлений:

«Наоборот»

Дидактическая задача: закрепить парно противоположные значения слов, обозначающие пространственные признаки предметов.

Материал: мяч.

Ход игры: Дети и логопед садятся на стулья в кружок.

Логопед произносит слово и бросает кому-либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч логопеду (вперёд - назад, направо - налево, вверх - вниз, далеко -близко, высоко - низко, над - под, внутри - снаружи, дальше - ближе, далёкий - близкий, верхний - нижний, правый -левый и др.). Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению логопеда хором произносят нужное слово.

Мы подбирали игры и упражнения таким образом, чтобы совершенствовать и усложнять структуры отдельных образов пространственных понятий, обеспечивающих обобщённое понимание предметов и явлений, а далее формировать системы конкретных представлений о предметах [8].

Важным условием, из установленных нами при подборе игр и упражнений, направленных на развитие пространственных представлений, было обучение старших дошкольников с ОНР III уровня различать план реальных предметов и объектов и план моделей, которые отражали эти объекты [3].

После формирующего этапа работы нами была проведена повторная диагностика развития речи, которая показала следующие результаты. Результаты представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Результаты изучения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого

развития (контрольный этап исследования)

Имя Состояние моторики Исследование акт. словаря Исследование грам. строя речи Состояние связной речи Состояние языковой системы Итог

Илья 3 2 2 2 1 10 (ср.)

Аня 2 2 2 1 1 8 (низ.)

Боря 2 2 1 2 1 8 (низ.)

Гриша 3 1 1 2 1 8 (низ.)

Олег 1 3 2 2 10 (ср.)

Саша 2 2 1 1 1 7 (низ.)

Максим 3 2 2 2 1 10 (ср.)

Лиза 2 2 2 1 1 8 (низ.)

Денис 2 3 2 2 2 11(ср.)

Кристина 2 2 1 1 2 8 (низ.)

Результаты контрольной диагностики детей позволяют увидеть положительную тенденцию развития речи детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития. Таким образом, во время проведения работы по формированию пространственных представлений, результаты диагностики речи стали выше, количество детей с низким уровнем речи уменьшилось и стало составлять 60%. Занятия по формированию пространственных представлений положительно влияют на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, так как происходит развитие навыка ориентироваться в пространстве собственно тела. Кроме того, подобные занятия увеличивают активный словарный запас детей и лексико-грамматический строй речи. Так как на занятиях используется нейропсихологическая коррекция, это положительно влияет на коррекцию неречевых особенностей ребенка.

Сравнительные результаты диагностики представлены на Рисунке 1.

100% 80% 60% 40%

20% 0%

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень 70%

60%

0%

40%

0%

Кон стати рующий этап Контрольный этап

Рисунок 1. Результаты исследования речи детей с ОНР 3 уровня речевого развития

Результаты контрольного этапа исследования уровня вербализации пространственных представлений представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Результаты изучения уровня развития пространственных представлений у детей с ОНР 3 ур. р. р. (контрольный

этап исследования)

Имя Взаимоотношения внешних объектов, их вербализация (макс 6 б.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Илья 3 (средний)

Аня 2 (ниже среднего)

Боря 1 (низкий)

Гриша 2 (ниже среднего)

Олег 4 (выше среднего)

Саша 1 (низкий)

Максим 3 (средний)

Лиза 3 (средний)

Денис 3 (средний)

Кристина 1 (низкий)

Полученные нами результаты диагностики позволили отследить положительную тенденцию развития уровня вербализации представлений об окружающем пространстве. Таким образом, увеличилось число детей, имеющих средний уровень вербализации пространственных представлений. Воспитанники смогли практически безошибочно называть направления движения, использовать пространственные понятия и пространственные предлоги. Полученные данные позволяют сделать вывод, что работа по развитию уровня вербализации пространственных представлений оказывает положительное влияние на развитие лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня развития речи.

Сравнительно результаты диагностики уровня вербализации пространственных представлений детей на всех этапах эмпирического исследования представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты исследования уровня вербализации пространственных представлений детей с ОНР 3

уровня речевого развития

Результаты работы показывают, что развитие вербализации пространственных представлений положительно влияет на развитие лексико-грамматического строя речи детей. Однако, для наиболее успешной работы необходимо соблюдать следующие рекомендации:

- необходимо учить детей анализировать зрительный образ предметов и проговаривать части, из которых состоит предмет и их местоположений;

- использовать дифференцированный и индивидуальный подход при обучении, использовать метод дифференциации материала, в которой учитываются особые образовательные потребности;

- использовать выполнение заданий по словесной инструкции логопеда;

- использовать различные по форме, составу, цвету материалы, интересные детям;

- осваивать приобретенные знания в быту, в труде, в повседневной жизни;

- использовать метод моделирования для обеспечения наглядности.

Выводы. Общее недоразвитие речи - это нарушение речи, которое наблюдается у детей, обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. ОНР характеризуется нарушением формирования фонетико-фонематической, лексической, грамматической сторон речи. Дети с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития начинают говорить позже своих сверстников, у них наблюдается низкий уровень памяти, мышления, воображения, такие дети отличаются недостатками моторного развития, они часто рассеяны и не могут концентрировать свое внимание на объектах, которые им мало интересны. Чтобы у детей не возникало трудностей в освоении учебных программ в школе, педагогу необходимо заниматься познавательным развитием дошкольников, в состав которого входит формирование пространственных представлений.

Таким образом, нами было выявлено, что работа по формированию пространственных представлений у детей с ОНР 3 уровня речевого развития тесно взаимосвязана с коррекцией речевых нарушений. Положительная динамика полученных нами результатов диагностики свидетельствует о том, что работа по вербализации пространственных представлений оказывает благоприятное влияние на развитие лексико-грамматического строя речи. Успешность коррекционно-развивающей работы зависит от созданных в детском саду условий, коррекция должна быть комплексна и систематизирована, иметь в основе дифференцированный подход с учётом особенностей речевого расстройства и уровня развития детей.

Литература:

1. Ахутина, Т.В. Трудности усвоения начального курса математики в форме квазиисследовательской деятельности / Т.В. Ахутина // Психологическая наука и образование. - 2001. - Т. 6. - № 1

2. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена; «СОЮЗ», 2002.

3. Белошистая, А.В. Психологическое обоснование системы математического развития дошкольников и принципы отбора содержания этого обучения / А.В. Белошистая // Психология обучения. - 2008. - № 5. - С. 17-32.

4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: Директмедиа Паблишинг,

2008. - 613 с.

5. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста. / Ж.М. Глозман. - Москва: Академия, 2009. - 131 с.

6. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / [Левина Р.Е.]; Под ред. Р.Е. Левиной. - Москва: Просвещение,

2009. - 365 с.

7. Нищева, Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет): организованная образовательная деятельность / Н.В. Нищева. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. - 455 с.

8. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. Пособие / Н.Я. Семаго. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 112 с.

9. Чернова, В.И. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями / [В.И. Чернова]; Под ред. В.И. Черновой: методическое пособие. - Хабаровск, 2003. - С. 4-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.