Научная статья на тему 'ОВЛАДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ'

ОВЛАДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / ОПТИКО - ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Е.А., Лаптева Е.В., Гаркуша Н.В.

Как показывают многочисленные исследования, ежегодно увеличивается количество детей с нарушениями речи. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. Несмотря на то, что определены теоретические основы формирования грамматических конструкций в речи детей с речевыми нарушениями, специфика усвоения ими предлогов с пространственным значением исследована недостаточно и не определены приемы формирования предложно-падежных форм, обусловленных недоразвитием оптико-пространственных представлений. Для изучения уровня сформированности пространственного гнозиса, понимания и владения предложно - падежными конструкциями у детей старшего детьми дошкольного с недоразвитием речи было проведено специальное исследование. Выявленные специфические нарушения в усвоении морфологической и синтаксической системы у дошкольников с ОНР позволили сделать вывод о необходимости проведения специального коррекционного воздействия по формированию и дифференциации предложно-падежных конструкций у данной категории детей. По истечении одного учебного года, на контрольном эксперименте детям предлагались те же задания, что и в начале учебного года. Полученные результаты исследования оптико-пространственных представлений и навыков построения предложно-падежных конструкций до и после проведения коррекционной работы посредством авторской методики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня позволили сделать вывод, что целенаправленная коррекционно- логопедическая работа по формированию пространственного гнозиса, понимания и владения предложно-падежными конструкциями способствует не только развитию данного психического процесса и связанных с ним речевых процессов, но развитию речи в целом и познавательной деятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ларина Е.А., Лаптева Е.В., Гаркуша Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERING THE GRAMMATIC SIDE OF SPEECH OF PRESCHOOLERS WITH SPEECH IMPAIRMENT OF THE III DEGREE

As numerous studies show, the number of children with speech disorders is increasing every year. Among preschoolers with speech disorders, children with general speech underdevelopment constitute the largest group - about 40%. Despite the fact that the theoretical foundations of the formation of grammatical structures in the speech of children with speech disorders have been determined, the specificity of their assimilation of prepositions with spatial meaning has not been sufficiently studied and the methods of formation of prepositional-case forms, caused by the underdevelopment of optical-spatial representations, have been determined. To study the level of formation of spatial gnosis, understanding and possession of prepositional - case constructions in older children of preschool children with speech underdevelopment, a special study was carried out. The revealed specific violations in the assimilation of the morphological and syntactic system in preschoolers with general speech underdevelopment allowed us to conclude that it was necessary to carry out a special corrective action on the formation and differentiation of prepositional-case structures in this category of children. After one school year, in the control experiment, the children were offered the same tasks as at the beginning of the school year. The obtained results of the study of optical- spatial representations and skills of constructing prepositional-case structures before and after carrying out correctional work using the author's methodology in preschoolers with general speech underdevelopment of the III level made it possible to conclude that purposeful correctional and speech therapy work on the formation of spatial gnosis, understanding and possession of prepositional-case constructions contributes not only to the development of this mental process and associated speech processes, but to the development of speech in general and the cognitive activity of children.

Текст научной работы на тему «ОВЛАДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ»



This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

© Larina1 E.A., Lapteva1 E.V., Garkusha2 N.V., 2021

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-10-33-40

Принята 29.10.2021 | Accepted 29.10.2021

MASTERING THE GRAMMATIC SIDE OF SPEECH OF PRESCHOOLERS WITH SPEECH IMPAIRMENT OF THE III DEGREE

Larina1 E.A., Lapteva1 E. V., Garkusha2 N.V.

1 Pacific State University, Khabarovsk, Russian Federation

2 Khabarovsk Institute for the Development of Education, Khabarovsk, Russian Federation

ОВЛАДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

Ларина1 Е. А., Лаптева1 Е. В., Гаркуша2Н.В.

1 ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, г.Хабаровск, Российская Федерация

2 КГБОУ ДПО Хабаровский краевой институт развития образования, г.Хабаровск, Российская Федерация

Abstract. As numerous studies show, the number of children with speech disorders is increasing every year. Among preschoolers with speech disorders, children with general speech underdevelopment constitute the largest group -about 40%. Despite the fact that the theoretical foundations of the formation of grammatical structures in the speech of children with speech disorders have been determined, the specificity of their assimilation ofprepositions with spatial meaning has not been sufficiently studied and the methods of formation of prepositional-case forms, caused by the underdevelopment of optical-spatial representations, have been determined. To study the level offormation of spatial gnosis, understanding and possession of prepositional -case constructions in older children of preschool children with speech underdevelopment, a special study was carried out. The revealed specific violations in the assimilation of the morphological and syntactic system in preschoolers with general speech underdevelopment allowed us to conclude that it was necessary to carry out a special corrective action on the formation and differentiation of prepositional-case structures in this category of children.

Аннотация. Как показывают многочисленные исследования, ежегодно увеличивается количество детей с нарушениями речи. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%. Несмотря на то, что определены теоретические основы формирования грамматических конструкций в речи детей с речевыми нарушениями, специфика усвоения ими предлогов с пространственным значением исследована недостаточно и не определены приемы формирования предложно-падежных форм, обусловленных недоразвитием оптико-

пространственных представлений. Для изучения уровня сформированности пространственного гнозиса, понимания и владения предложно -падежными конструкциями у детей старшего детьми дошкольного с недоразвитием речи было проведено специальное исследование. Выявленные специфические нарушения в усвоении морфологической и синтаксической системы у дошкольников с ОНР позволили сделать вывод о

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

After one school year, in the control experiment, the children were offered the same tasks as at the beginning of the school year. The obtained results of the study of optical-spatial representations and skills of constructing prepositional-case structures before and after carrying out correctional work using the author's methodology in preschoolers with general speech underdevelopment of the III level made it possible to conclude that purposeful correctional and speech therapy work on the formation of spatial gnosis, understanding and possession of prepositional-case constructions contributes not only to the development of this mental process and associated speech processes, but to the development of speech in general and the cognitive activity of children.

Keywords: grammatical structure of speech, optical -spatial representations, prepositional and case constructions, neuropsychological research, general speech underdevelopment.

REFERENCES

[1] Afanasyeva E.A. Mastering spatial representations -the basis of assimilation of prepositional-case constructions by children with severe speech impairments / EA Afanasyeva, MF Fomicheva // Sat. scientific. works. - Moscow: MGLU, 2008. - S. 384393.

[2] Akhutina T.V. Methods of neuropsychological examination of children 6-9 years old / Under. ed. T. V. Akhtina. - 2nd ed. (email). - Moscow: V. Sekachev, 2019 .-- 281 p.

[3] Belova E. N. Peculiarities of prepositional-case constructions in preschoolers with general speech underdevelopment / E. N. Belova // Professional debuts in the theory and practice of defectology: expanding the boundaries of the possible: a collection of articles based on the materials of the III All-Russian student conference, Nizhny Novgorod , April 28, 2021. - Nizhny Novgorod: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin", 2021. - pp. 114-118.

[4] Zhulina E.V., Alaeva I.V. Author's method of correcting violations of prepositional and case structures in preschoolers with OHP // Bulletin of Minin University. No. 65 (1) 2019 with. 121-123.

[5] Kovshikov V.A. Methods of diagnostics and correction of violations of the use of case endings of nouns. - SPb .: KARO, 2006 .-- 80s.

необходимости проведения специального

коррекционного воздействия по формированию и дифференциации предложно-падежных конструкций у данной категории детей. По истечении одного учебного года, на контрольном эксперименте детям предлагались те же задания, что и в начале учебного года. Полученные результаты исследования оптико-пространственных представлений и навыков построения предложно-падежных конструкций до и после проведения коррекционной работы посредством авторской методики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня позволили сделать вывод, что целенаправленная коррекционно -логопедическая работа по формированию пространственного гнозиса, понимания и владения предложно-падежными конструкциями способствует не только развитию данного психического процесса и связанных с ним речевых процессов, но развитию речи в целом и познавательной деятельности детей.

Ключевые слова: грамматический строй речи, оптико - пространственные представления, предложно-падежные конструкции,

нейропсихологическое исследование, общее недоразвитие речи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Афанасьева Е. А. Овладение пространственными представлениями - основа усвоения предложно-падежных конструкций детьми с тяжелыми нарушениями речи / Е. А. Афанасьева, М. Ф. Фомичева // Сб. науч. трудов.- Москва : МГЛУ, 2008. - С. 384-393.

[2] Ахутина Т. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет / Под. ред. Т. В. Ахутиной. - 2-е изд. (эл. ). - Москва : В. Секачев, 2019. - 281 с.

[3] Белова Е. Н. Особенности предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Н. Белова // Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного: сборник статей по материалам III Всероссийской студенческой конференции, Нижний Новгород, 28 апреля 2021 года. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - С. 114-118.

[4] Жулина Е.В., Алаева И.В. Авторская методика коррекции нарушений предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР //Вестник Мининского университета. №65(1) 2019г. с. 121123.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

[6] Lalaeva R.I., Serebryakova N.V. Correction of general speech underdevelopment in preschoolers // R.I. Lalaeva, N.V. Serebryakova .- SPb .: KARO 2013.-160s.

[7] Medvedeva E.Yu., Maksimova I.V. Correctional and developmental work on the verbalization of spatial representations in older preschool children with general speech underdevelopment // Prospects for Science and Education 2017. No. 6.

[8] Leonard. L. B. Children with Specific Language Impairment. Second Edition. MIT Press. 2014.

[9] Rudakova N.P. Formation of prepositional-case constructions in the system of correctional speech therapy work with older preschool children with general speech underdevelopment: author. dis. ... Cand. ped. sciences / N.P. Rudakov. - M., 2005 .-- 18 p.

[10] Samorodina A.A. Problems of the development of the grammatical structure of speech in older preschoolers with general speech underdevelopment. Samorodina, L.E. Shevchenko // Modern trends in the development of the education system: a collection of articles -Cheboksary: Publishing House "Sreda", 2019. - P. 142-145. - ISBN 978-5-6041988-3-4.

[11] Kharitonova A.S. Features of the construction of grammatical structures reflecting spatial relations by preschoolers with general speech underdevelopment / A.S. Kharitonova, N.Yu. Boryakova // Psychological and pedagogical support of general, special and inclusive education for children and adults: materials of the All-Russian. scientific-practical conf. with int. participation (Tula, April 1, 2021) / editorial board: S.N. Bashinova [and others] - Cheboksary: Publishing House "Wednesday", 2021. - S. 302-306. - ISBN 9785-907411-26-5. doi: 10.31483 / r-98077

[5] Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. - СПб.: КАРО, 2006. - 80с.

[6] Лaлaевa Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников//Р.И. Лaлaeвa, Н.В. Серебрякова.- СПб.: КАРО 2013.-160с.

[7] Медведева Е.Ю., Максимова И.В. Коррекционно-развивающая работа по вербализации пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи//Перспективы науки и образования 2017г. №6.

[8] Leonard. L. B. Children with Specific Language Impairment. Second Edition. MIT Press.2014.

[9] Рудакова Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.П. Рудакова. - М., 2005. - 18 с.

[10] Самородина А.А. Проблемы развития грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А.А. Самородина, Л.Е. Шевченко // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей - Чебоксары: ИД «Среда», 2019. - С. 142-145. - ISBN 978-56041988-3-4.

[11] Харитонова А.С. Особенности построения грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, дошкольниками с общим недоразвитием речи / А.С. Харитонова, Н.Ю. Борякова // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Тула, 1 апр. 2021 г.) / редкол.: С.Н. Башинова [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - С. 302-306. - ISBN 978-5907411-26-5. doi: 10.31483/r-98077

Author contributions. Larina E.A. - research concept and design, literature review; NV Garkusha - collection and processing of materials; E. V. Lapteva - statistical data processing and text writing. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Larina E.A. - SPIN ID: 1706-1143; ORCID ID: 0000-0003-1871-1161

Sphere of scientific interests, number of main publications: Study of speech disorders, more than 60 publications have been published, 1 of them in SCOPUS, 18 in VAK and 45 in conference proceedings.

Garkusha N. V. - SPIN ID: 1502-8124

Sphere of scientific interests, number of main publications: Psychological and pedagogical study of the development of children with speech disorders, more than 10 publications have been published, 2 of them in WoS, 4 in VAK and 8 in conference proceedings.

Lapteva E. V.

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Research interests, number of major publications: Study of speech disorders have been published 2 in conference proceedings.

Вклад авторов. Ларина Е.А. — концепция и дизайн исследования, обзор литературы; Гаркуша Н.В.— сбор и обработка материалов; Лаптева Е.В. — статистическая обработка данных и написание текста. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ларина Е.А. - SPIN ID: 1706-1143; ORCID ID: 0000-0003-1871-1161

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение речевых нарушений, опубликованы более 60 публикаций из них 1 в СКОПУС, 18 в ВАК и 45 в материалах конференций.

Гаркуша Н.В. - SPIN ID: 1502-8124

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Психолого-педагогическое изучение развития детей с нарушениями речи, опубликованы более 10 публикаций из них 2 в WoS, 4 в ВАК и 8 в материалах конференций.

Лаптева Е.В

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Изучение речевых нарушений, опубликованы 2 в материалах конференций.

For citation: Larina E.A., Lapteva E.V., Garkusha N.V. MASTERING THE GRAMMATIC SIDE OF SPEECH OF PRESCHOOLERS WITH SPEECH IMPAIRMENT OF THE III DEGREE // Educational bulletin "Consciousness". 2021. Vol.23. №10. PP. 33-40. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-10-33-40.

Для цитирования: Ларина Е. А., Лаптева Е. В., Гаркуша Н.В. ОВЛАДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ // Образовательный вестник "Сознание". 2021. Т.23. №10. С. 33-40. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-10-33-40.

Введение. Как показывают многочисленные исследования, ежегодно увеличивается количество детей с нарушениями речи. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40% [9, 10, 11]. Поэтому, по данным Г. В. Гуровец, Л. Р. Давидович, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой [6, 11], проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является наиболее из значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально - языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Несмотря на то, что определены теоретические основы формирования грамматических кострукций в речи детей с речевыми нарушениями, специфика усвоения

ими предлогов с пространственным значением исследована недостаточно. Не изучены в полном объеме нарушения их понимания и употребления старшими дошкольниками с различными клиническими проявлениями общего недоразвития речи, не определены приемы формирования предложно - падежных форм, обусловленных недоразвитием оптико - пространственных представлений.

Проблема исследования. Особенности формирования пространственных

представлений у дошкольников с ОНР III уровня, связь с грамматическими нарушениями в речи детей и условия совершенствования формирования

грамматический стороны речи детей. Решение обозначенной проблемы составило цель исследования.

Методы исследования: теоретические -анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические -

нейропсихологическое опытно -

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

экспериментальное исследование; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.

Данные, полученные в ходе изучения литературы, подтверждают, что оптико-пространственный гнозис рассматривается как идин из главных процессов, создающих первичную базу для формирования экспрессивной и импрессивной речевой деятельности [8, 9]. Как отмечали в своих трудах А. Р. Лурия, 1961, 1969; Е. П. Кок, 1967; Е. Д. Хомская, 1987; Л. С. Цветкова, 1988 [1, 2, 4], восприятие пространства -результат совместной деятельности различных анализаторов. При этом большое значение отводится нормальному

функционированию теменно - затылочных отделов мозга.

По данным А. Р. Лурия [9, 11], третичные области теменно - затылочных отделов, в частности те, которые находятся в зоне перекрытия теменной, затылочной и височной долей, обеспечивают синтез поступающей информации, координируя деятельность центральных отделов зрительных, кинестетических и

вестибулярных анализаторов и играют существенную роль в обеспечении сложных симультанных пространственных синтезов. Зона ТРО обеспечивает фактор наглядного пространственного и условного

квазипространственного анализа и синтеза, необходимый для наиболее полного отражения внешнего мира. Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко [9, 11] писали, что для обеспечения ориентировки в пространстве необходимы добавочные зрительные механизмы, прежде всего выделение ведущей правой руки (у правшей), опираясь на которую ребенок осуществляет сложный анализ восприятия внешнего пространства и пространственных обозначений, имеющий социально - историческое происхождение. Т. В. Волосовец, О. Е. Грибова, Б. М. Гриншпун, В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, Л. Б. Халилова, А. В. Ястребова [1, 2, 9] в своих трудах отмечали, что в дошкольном возрасте

может наблюдаться задержка созревания теменно - затылочных участков коры головного мозга, которая проявляется в виде нарушения понимания наглядных и символических отношений, особенно логико - грамматических структур языка.

Изучение механизмов нарушения предложно - падежных конструкций при общем недоразвитии речи, определение в них роли расстройства пространственного гнозиса будут способствовать выработке эффективных методов преодоления речевых нарушений. Для изучения особенностей формирования предложно - падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи было проведено специальное исследование.

Целью исследования было изучение особенностей понимания предложно -падежных конструкций с пространственным значением и владения ими детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Экспериментальное изучение

языковой способности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи проводилась на логопункте в МКДОУ № 28 п. Восток, Красноармейского района, Приморского края. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. По данным ПМПк состояние их речевой функции было приблизительно однородным и относилось к III уровню развития по Р. Е. Левиной [1, 10].

Экспериментальное исследование проходило в период 2019 - 2021 гг. и состояло из трех этапов: 1) теоретическое исследование проблемы: изучение и анализ литературы по проблеме; 2) разработка методики экспериментального исследования, проведение констатирующего эксперимента, анализ его результатов; 3) разработка направлений, содержания и премов работы по формированию предложно - падежных конструкций у дошкольников с нарушениями речи и апробоция их в обучающем

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

эксперименте, анализ полученных результатов.

При изучении неречевых психических функций учитывались нейропсихологические исследования взрослых и детей с тяжелыми нарушениями речи Т. В. Ахутиной, Т. Г. Визель, А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, М. К. Шохор - Троцкой [2, 4, 9, 11].

Основываясь на полученных результатах, было выделено две группы детей, различных по уровню сформированности пространственного

праксиса: в первую группу вошли дети с недостаточно высокой степенью

выраженности пространственных функций -40 %. Во второй группе оказались дети с низким уровнем пространственного праксиса - 50 %.

На втором этапе исследования было продолжено изучение группы детей при помощи экспериментальной методики «Изучение сформированности предложно -падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня», состоящей из трех серий. Первая и вторая серии экспериментальной методики состояли из трех заданий, а третья серия - из одного задания. Приподборе комплекса заданий была составлена методика на основе работ Н. П. Рудаковой (1, 2 серии) [3, 4, 5]. Третья серия была составлена на основе методики Т. П. Бессоновой, О. Е. Грибовой [9].

Подводя итоги констатирующего эксперимента, были сделаны следующие выводы: 1. В стуктуре расстройств грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи ведущими являлись нарушения предложно - падежных конструкций. 2. В качестве психологического механизма несформированности предложно -падежных форм у детей наблюдалось недоразвитие зрительно - пространственных функций. 3. Нарушения предложно -падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи коррелировало с состоянием пространственных функций и тяжестью речевой патологии. 4. Ошибки в

использовании падежей и предлогов у детей с общим недоразвитием речи были многочисленны, специфичны и носили продуктивный и непродуктивный характер, соответствующий низкому уровню развития грамматических средств языка. 5. В коротких высказываниях, при составлении рассказов по сюжетной картине в распределении падежей и предлогов было характерно нарушение грамматического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

структурирования. При незначительных трудностях в оптико - пространственном гнозисе, праксисе и распределении падежей и предлогов показательно нарушение внутреннего программирования различных синтаксических конструкций. 6. Частота употребления и коэффициент разнообразия падежных форм с предлогами в устной речи детей с общим недоразвитием речи был на низком уровне. Значительные сложности во владении предложно - падежными конструкциями во фразовой и связной речи. Трудности также возникали при речепроизводстве глагольных

словосочетаний с существительными и предлогами в дательном, родительном и творительном падежах. Легче усваивались словоформы в предложном и винительном падежах.

Выявленные специфические

нарушения в усвоении морфологической и синтаксической системы у дошкольников с ОНР III уровня позволили сделать вывод о необходимости проведения логопедической работы по формированию и дифференциации предложно - падежных конструкций у данной категории детей.

На основании полученных данных, была разработана система методических приемов для формирования предложно -падежных конструкций с пространственным значением у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста, по своему содержанию дополняющая существующую в настоящее время систему коррекционного обучения детей с ОНР в условиях

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

специализированного дошкольного

учреждения [4, 7, 9].

Исходя из общей целевой установки, были поставлены следующие задачи обучения: 1. Овладение детьми пространственными представлениями,

доступными возрасту, на невербальном и вербальном уровне; 2. Усвоение предложно -падежных конструкций с пространственным значением в различных по сложности синтаксических конструкциях; 3. Развитие навыков самостоятельного использования пространственных предлогов в речевой практике детей.

При разработке экспериментального обучения, опора происходила на теорию Л. С. Выготского, А. Р. Лурия [9, 11] о порождении речевого высказывания, данные А. Н. Гвоздева [2] об усвоении ребенком речевой системы, работы Н. С. Жуковой, Л. Ф. Спировой, Т. И. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, Е. Д. Худенко, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской [5, 6] о специфике развития грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи.

В основу методики положена теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Ориентируясь на позиции этой концепции была определена следующая последовательность

коррекционного воздействия: действие с материальными предметами, действие в громкой речи (без опоры на предмет) и действие в уме. Ведущим принципом организации обучающей фазы

экспериментального исследования явился принцип поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин) [1, 4, 10].

Содержание логопедической работы включало коррекцию речевых процессов: предложно- падежных конструкций и неречевых процессов: оптико -пространственных представлений,

зрительного анализа и синтеза (М. В. Ипполитова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова,

З. А. Репина, Л. Э. Царгуш, Л. С. Цветкова, В. В. Юртайкин) [4, 9, 11].

Принимая во внимание, что формирование предложно - падежных конструкций проводилось в процессе коррекционно - логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи, условно были выделены два последовательно сменяющихся этапа - подготовительный и основной. На первом, подготовительном этапе работа над пониманием логико -грамматических структур языка начиналась с развития первичных составляющих зрительно - пространственного гнозиса [7, 8, 9]. Цель пропедевтического этапа состояла в подготовке детей к восприятию и пониманию оптико - пространственных представлений, доступных возрасту, для последующего использования этих знаний и навыков при формировании словоизменения. Данный этап включал три блока: 1. Коррекция и развитие сомато - пространственного восприятия. 2. Формирование пространственных

представлений о расположении предметов по отношению к самому себе. 3. Коррекция и развитие восприятия взаимоотношений между предметами в пространстве.

При проведении основного этапа экспериментальной работы за основу принималась наиболее распространенная точка зрения о том, что пространственные предлоги имеют лексическое и грамматическое значение; лексическое значением предлога проявляется только в словосочетании и предложении, где оно раскрывается в связи с семантикой, как управляющего, так и управляемого слова.

Целью данного этапа являлось формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средстве выражения связи между словами в высказывании. В работе над предложно -падежными конструкциями были выделены три блока: 1. Формирование лексического значения предлогов. 2. Практическое ознакомление с синтаксической ролью

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

предлогов в словосочетании, предложении. 3. Закрепление пространственных предлогов в речевой практике детей.

Обучение продолжалось в течение одного учебного года. Для сравнительного анализа результатов те же задания предлагались детям в конце учебного года. Обследуемые дети показали следующие результаты:- Четкое и уверенное выделение ведущей руки наблюдалось у 90% детей, 10% испытывали затруднения; - Умение устанавливать пространственные отношения относительно разных точек отсчета показали 100% испытуемых; - Совершенствование конструктивной деятельности наблюдалось у 100% детей; - Понимание и адекватное использование пространственной лексики наблюдалось у 80% детей, 20% прибегали к помощи логопеда; - Свободное владение предложно-падежными конструкциями в различных по сложности речевых единицах

показали 70% испытуемых, 30% детей корректировали свой неправильный ответ после указания экспериментатора; -Формирование интереса к данному типу занятий, повышение внимательности, целеустремленности, преодоление речевого негативизма, увеличение скорости выполнения заданий отмечалось у 100% детей.

Выводы. Результаты исследования показали, что целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по формированию пространственного гнозиса, понимания и владения предложно-падежными

конструкциями способствует не только развитию данного психического процесса и связанных с ним речевых процессов, но развитию речи в целом и познавательной деятельности детей.

Corresponding Author: Larina Elena Anatolyevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogical and Defectological Education, Pacific State University, Khabarovsk, Russian

Federation

E-mail: ella_rina@mail.ru

Ответственный за переписку: Ларина Елена Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и дефектологического образования, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, Российская Федерация

E-mail: ella_rina@mail.ru

Номер свидетельства: ЭЛ № ФС 77 — 76347 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов

и изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.