Скрапбукинг - это вид творчества, заключающегося в сохранении незабываемых моментов из жизни, посредством создания и оформлении личных и семейных фотоальбомов.
В структуре совместной деятельности мы выделили четыре основных этапа работы.
Организационный момент. Воспитатель заранее готовит необходимые материалы. Все рассаживаются вокруг одного большого стола.
Мотивация деятельности. Необходимо вызвать интерес к предстоящей деятельности. Для этого можно использовать сюрпризный момент, художественное слово, слушание музыки, игровую ситуацию.
Целеполагание. Воспитатель сообщает цель предстоящей деятельности, то, чем они будут заниматься и что получится в результате деятельности.
Средства. Дети должны увидеть с каким материалом и оборудованием им предстоит работать при изготовлении поделки. Предлагает детям вспоминать об особенностях разных материалов перед их использованием.
Организация деятельности. Взрослый, показывая, рассказывает детям техники создания поделки. Дети, отвечая на вопросы, придумывают и помогают взрослому создать. В ходе рассказа - показа у детей рождается определенный образ поделки, которую хотят сотворить.
Все, что делается с детьми на занятиях, должно быть как - то связано с их жизнью. Это должно быть интересно, нужно. Например изготовления мини- фотоальбома в будущем остается как воспоминание.
Затем дети изготавливают поделки, вспоминая и обсуждая рассказ - показ взрослого. Взрослый помогает тем, кто нуждается в помощи, задает наводящие вопросы, ставит перед детьми проблемные ситуации. Со временем и сами дети, начинают помогать тем, у кого пока не все получается [6]. Результат. В конце занятия организуется анализ выполненных работ, их рассматривание, обсуждение трудностей, определение наиболее удачных. Когда готова работа, обязательно нужно собрать всех детей, привлечь их внимание, чтобы они увидели конечный результат своих трудов, и показать важность вклада каждого участника.
При оценке результатов коллективного труда стоит отметить:
- Все ли дети придерживались заранее оговоренного плана совместной деятельности;
- насколько добросовестно каждый выполнил свою работу;
- проявлялась ли стремление помочь своим товарищам;
- примеры инициативности и самостоятельности в принятии оригинальных творческих решений.
Предложенная нами методика позволило применить образовательный потенциал техники скрапбукинг в
формировании положительных взаимоотношений у старших дошкольников. Данная техника позволяет разнообразить творческий процесс совместной деятельности детей и взрослых, стимулирует проявление взаимного интереса к реализации ярких, необычных образов различных предметов. В процессе совместного изготовления поделок дети научаются позитивному отношению друг другу, приобретают умения контролировать свои эмоции и распознавать чувства других, приобретают опыт взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и детьми.
Выводы. Таким образом, отношения со сверстниками оказывают значительное влияние на личность ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, доброжелательность, отзывчивость и др.
Именно в совместной деятельности у детей появляются новые друзья, с которыми раньше не общались. Так как в совместной деятельности дети больше общаются, помогают друг другу. А совместная деятельность в технике скрапбукинг еще больше мотивирует детей. Дети, создавая фотоальбомы, фоторамки могут рассказывать друг другу о семейных фотографиях, о ярких моментах жизни. Т.е у них появляется общая тема для общения, общая цель и общий результат.
Литература:
1. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин - М.: Речь, 2009. - 363 с.
2. Брудный, А.А. К теории коммуникативного воздействия. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / А.А. Брудный - 6-е изд. - М.: АСД, 2011. - 446 с.
3. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2011. - 96 с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Юрайт., 2017. - 200 с.
5. Жукова М.Ю. Введение в практическую социальную психологию / Ю.М. Жукова. - М.: Мир, 2010. - 425 с.
6. Котляр, В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. В.Ф. Котляр, 1986 - 93 с.
7. Репина, М.А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / М.А. Репина, Т.К. Мухина // Молодой ученый, 2015. - No9. - С. 1267 - 1269.
Педагогика
УДК 372.461
учитель начальных классов Иванова Наталья Николаевна
Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №4 имени Д. С. Спиридонова (с. Верхневилюйск); кандидат педагогических наук, доцент Оконешникова Надежда Владимировна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В данной статье рассматривается опыт работы по развитию устной связной речи младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС НОО.
Ключевые слова: развитие, устная речь, проект, деятельность, младший школьник.
Annоtation. This article discusses the experience of the development of oral coherent speech of younger schoolchildren through project activities in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Primary Education.
Keywords: development, oral speech, project, activity, junior schoolchild.
Введение. Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей. Связная речь -высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Решения учебных задач по усвоению теоретических знаний требует постоянных рассуждений, речевых мыслительных действий по анализу и оценке условий задач, поиску и нахождению способов их решения, выбору приемов рассуждения, пути к решению. Идет развитие способности мыслить и рассуждать. Ребенок в школе, учится излагать свои мысли, учится мыслить, и мыслить в речевой форме. Учителя начальных классов должны с первых дней приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным по языку высказываниям.
В современном мире наблюдается речевое искажение у многих детей при поступлении в школу. Иногда невозможно различить, какие слова они произносят. Так, в первый класс поступили 28 учащихся, из них 8 детей поступили с дефектом речи, хотя все они пришли с детского сада, 1 ученик - с задержкой психического развития, 1 - с заиканием. Для устранения данной проблемы необходимо было создать такую среду в классе, в котором ребенок, выбирая себе занятие, мог бы научиться правильному произношению звуков и развивался наравне с другими сверстниками.
Так как творчество является одним из составляющих профессионального успеха педагога, учитель начальных классов должен организовывать учебно-воспитательный процесс с использованием современных педагогических технологий. Мы поставили перед собой следующие задачи: улучшить произношение, устранить дефекты речи; повысить читательский интерес, развить кругозор, привить патриотические чувства на основе литературных произведений в процессе проектной деятельности.
Изложение основного материала статьи. В МБОУ «Верхневилюйской средней общеобразовательной школе №4 имени Д.С. Спиридонова» Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) для успешной реализации поставленных задач была проведена систематическая работа:
- Самообразовательная деятельность учителя: прошли курсы повышения квалификации, семинары по современным требованиям ФГОС НОО.
- Организация внеурочной деятельности младших школьников: проекты «Мин сахабын», «Выразительное чтение стихов», «Осуохай», также предметные кружки.
- Сотрудничество с детской библиотекой, проведение внеклассных конкурсов чтецов, постановка литературно-музыкальных композиций, встречи с писателями.
- Подготовка и участие учащихся на научно-практических конференциях и конкурсах различных уровней с привлечением родителей.
Ожидаемые результаты:
- Улучшение произношения, устранение по возможности искажения речи у учащихся.
- Развитие устной выразительной речи, читательского интереса.
- Высокие результаты участия на конференциях и конкурсах различных уровней.
- Выпуск сборников сочинений, докладов и творческих работ к концу выпускного 4-го класса.
Проект «Выразительное чтение стихов» реализуется девятый год.
Этапы разучивания стихов:
1. Подбор стихов для выразительного чтения.
2. Анализ содержания художественного произведения.
3. Демонстрация выразительного чтения учителем или просмотр видео выступлений профессиональных чтецов.
4. Переписывание стихотворения и разучивание наизусть.
5. Индивидуальные упражнения на выразительное чтение.
6. Контрольное чтение, подготовка к выступлению на сцене.
Стихи подбираются с учетом приближающихся знаменательных дат и праздников, например, ко Дню пожилых, ко Дню Матери, в День республики, Новогодний утренник, День словесности, День Подснежника, День последнего звонка, а также по произведениям известных поэтов. Начиная со второго класса к подбору стихов включаются родителей и сами детей, с учетом их возможностей и интересов.
В эффективности кружковой работы большую роль играет активное сотрудничество с улусной детской библиотекой. Там мы проводим каждую четверть одно открытое занятие в виде конкурса чтецов, литературно-музыкальных композиций и встречи с писателями, где дети получают много от самих авторов, непосредственно знакомятся с их произведениями, внимательно слушают выразительное чтение стихов писателями. Так, прошли интересные встречи с известными писателями нашего Петром Одорусовым и Семеном Руфовым.
Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости. Поэтому демонстрируется образец выразительного чтения произведения, указывая на интонацию, ударения в сложных словах, подчеркивается смысловое содержание произведения. В некоторых случаях использую просмотр видео выступлений профессиональных чтецов, чтобы дети научились читать произведение с правильной интонационной окраской.
Детям очень нравятся занятия в кружке, в ходе которого дети учатся четкому произношению, правильной дикции, мимике и жестам, артистичности, учатся не только у учителя, но и друг у друга.
На уроках литературного чтения во время прохождения разделов "Поэтическая тетрадь" возникают новые идеи, у детей просыпаются творческое вдохновение. Так, ученик 2 класса начал сочинять сам стихи на родном языке и к окончанию начальной школы мы выпустили сборник стихов "Хоhоон айарга бастакы холонууларым". А в данное время, ученик 4-го класса, готовится к выпуску сборника стихов "Я люблю сочинять стихи".
На улусном конкурсе стихов "Мин ийэм", посвященном Дню Матери -ученик 4 класса занял 3 место.
Проект "Мин сахабын". Приняли активное участие на школьном конкурсе "Байанай", во 2-м классе выступали с концертом в МБДОУ "Кэнчээри" и "Теремок" с якутскими национальными песнями и танцами, литературно-музыкальной композицией "Ньургуhуннар", в 3-м классе выступили с концертом в МБДОУ
"Теремок" и "Сказка" , с литературно- музыкальной композицией "Мин сахабын" на школьном концерте. Дети читали стихотворение Уран Ньукулай "Хотун Булуу", "Мин сахабын".
Самой значимой работой по данному проекту считаю совместную исследовательскую работу учащихся с родителями по проекту "Утум" - создание папки "Утум" по классам. Так, мои учащиеся-выпускники начальной школы имеют следующие проекты в папках "Утум" - «Мин аатым», «Мин дьиэ кэргэним», «Мин эьэм, эбэм», «Мин чугас аймахтарым» - все это подпроект школьного проекта "Утум", который способствует духовно-нравстенному, культурному и патриотическому воспитанию младших школьников.
Проект "Оьуохай". В нашей школе, благодаря уникальному носителю культуры саха, Почетному работнику РФ в сфере образования, Отличнику культуры и образования РС (Я) Корякину Николаю Павловичу - Уран Ньукулай ведется кружок "Оьуохай" с самого начала работы школы уже пятый год и с каждым годом становится более массовым и актуальным. По моим наблюдениям обучение национальному танцу "Оьуохай" помогает улучшению дикции и произношению звуков, развитию интонации и артикуляции, ритму, способствует приобщению детей к культуре своего народа с малых лет. Так, коллектив класса в этом учебном году занял 1 место на школьном конкурсе "Оьуохай".
Выводы. В заключении хочется отметить, что систематическая разносторонняя проектная работа требует от педагога владение материалом, четкого планирования и прогнозирования, тесного сотрудничества с учителями-предметниками, с родителями и общественностью. Поэтому идет каждодневный кропотливый труд по реализации проектной деятельности, особенно в выпускном 4-м классе. Потому что, там уже видны результаты системной работа по развитию связной речи младших школьников через проектную деятельность, котроая не только развивает в них личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД, но и способствует повышению качества обучения и воспитания, готовит к успешному переходу в среднее звено.
Литература:
1. Степанова А.С., Оконешникова Н.В. Создание иллюстрации к народным сказкам как средство формирования читательского интереса младших школьников // ЭРЭЛ: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов. - Якутск, 2012. - Т.1. - 277 с.
2. Павлова В.А., Павлова Е.П. Вопросы устранения речевых ошибок младших школьников национальных школ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - Киров: Изд-во «МЦИТО», 2017. - С. 24-26.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Марьям Абдрахмановна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Аннотация. В статье изучен процесс формирования проектной культуры будущего учителя математики, выявлены такие условия для успешного формирования данного процесса, как: создание творческой атмосферы, способствующей устойчивой мотивации на процесс формирования проектно-исследовательской культуры; практико-ориентированный характер процесса обучения; учет индивидуальных особенностей, способностей и направленности будущих специалистов; разработка и внедрение необходимого научно-методического обеспечения. Сделан вывод о том, что современная образовательная сфера не может полностью перейти на продуктивное обучение, основанное на методе проектов, но использование данной технологии организации обучения обладает неограниченными возможностями в формировании человека новой формации, а также подготовке студентов к реализации полученных в ходе педагогического процесса знаний на практике.
Ключевые слова: студент, проектная культура, практико-ориентированное обучение, творческая атмосфера, учет индивидуальных особенностей, научно-методическое обеспечение.
Annotation. The article studies the process of formation of the project culture of the future teacher of mathematics, identified such conditions for the successful formation of this process as: the creation of a creative atmosphere conducive to sustainable motivation for the process of formation of design and research culture; practice-oriented nature of the learning process; consideration of individual characteristics, abilities and orientation of future specialists; development and implementation of the necessary scientific and methodological support. It is concluded that the modern educational sphere can not completely switch to productive training based on the method of projects, but the use of this technology of organization of training has unlimited possibilities in the formation of a new human formation, as well as preparing students for the implementation of the knowledge gained during the pedagogical process in practice.
Keywords: student, project culture, practice-oriented learning, creative atmosphere, individual characteristics, scientific and methodological support.
Введение. Человек познакомился с проектной деятельностью раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, а также в игровом сознании детей, проектирование как особый вид активности основан на умении человека (в отличие от животных) мысленно представлять модель будущего и претворять ее в жизнь. Таким образом, создание целевых прообразов и деятельностных программ оказывается доступным каждому человеку независимо от возраста. Философы рассматривают проектирование как один из механизмов культуры, способствующий превращению человека в свободно творящее существо. Следовательно, проектирование - это органичная, естественная для личности деятельность и может быть освоена каждым, более того, для любого взрослого человека проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития.
Изложение основного материала статьи. Перспективы обновления образовательного пространства делают настоятельной задачу подготовки профессионала, способного к проектированию собственной