Научная статья на тему 'Формирование проектной культуры будущего учителя математики'

Формирование проектной культуры будущего учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА / УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / STUDENT / PROJECT CULTURE / PRACTICE-ORIENTED LEARNING / CREATIVE ATMOSPHERE / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Марьям Абдрахмановна

В статье изучен процесс формирования проектной культуры будущего учителя математики, выявлены такие условия для успешного формирования данного процесса, как: создание творческой атмосферы, способствующей устойчивой мотивации на процесс формирования проектно-исследовательской культуры; практико-ориентированный характер процесса обучения; учет индивидуальных особенностей, способностей и направленности будущих специалистов; разработка и внедрение необходимого научно-методического обеспечения. Сделан вывод о том, что современная образовательная сфера не может полностью перейти на продуктивное обучение, основанное на методе проектов, но использование данной технологии организации обучения обладает неограниченными возможностями в формировании человека новой формации, а также подготовке студентов к реализации полученных в ходе педагогического процесса знаний на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DESIGN CULTURE OF A FUTURE TEACHER OF MATHEMATICS

The article studies the process of formation of the project culture of the future teacher of mathematics, identified such conditions for the successful formation of this process as: the creation of a creative atmosphere conducive to sustainable motivation for the process of formation of design and research culture; practice-oriented nature of the learning process; consideration of individual characteristics, abilities and orientation of future specialists; development and implementation of the necessary scientific and methodological support. It is concluded that the modern educational sphere can not completely switch to productive training based on the method of projects, but the use of this technology of organization of training has unlimited possibilities in the formation of a new human formation, as well as preparing students for the implementation of the knowledge gained during the pedagogical process in practice.

Текст научной работы на тему «Формирование проектной культуры будущего учителя математики»

"Теремок" и "Сказка" , с литературно- музыкальной композицией "Мин сахабын" на школьном концерте. Дети читали стихотворение Уран Ньукулай "Хотун Булуу", "Мин сахабын".

Самой значимой работой по данному проекту считаю совместную исследовательскую работу учащихся с родителями по проекту "Утум" - создание папки "Утум" по классам. Так, мои учащиеся-выпускники начальной школы имеют следующие проекты в папках "Утум" - «Мин аатым», «Мин дьиэ кэргэним», «Мин эьэм, эбэм», «Мин чугас аймахтарым» - все это подпроект школьного проекта "Утум", который способствует духовно-нравстенному, культурному и патриотическому воспитанию младших школьников.

Проект "Оьуохай". В нашей школе, благодаря уникальному носителю культуры саха, Почетному работнику РФ в сфере образования, Отличнику культуры и образования РС (Я) Корякину Николаю Павловичу - Уран Ньукулай ведется кружок "Оьуохай" с самого начала работы школы уже пятый год и с каждым годом становится более массовым и актуальным. По моим наблюдениям обучение национальному танцу "Оьуохай" помогает улучшению дикции и произношению звуков, развитию интонации и артикуляции, ритму, способствует приобщению детей к культуре своего народа с малых лет. Так, коллектив класса в этом учебном году занял 1 место на школьном конкурсе "Оьуохай".

Выводы. В заключении хочется отметить, что систематическая разносторонняя проектная работа требует от педагога владение материалом, четкого планирования и прогнозирования, тесного сотрудничества с учителями-предметниками, с родителями и общественностью. Поэтому идет каждодневный кропотливый труд по реализации проектной деятельности, особенно в выпускном 4-м классе. Потому что, там уже видны результаты системной работа по развитию связной речи младших школьников через проектную деятельность, котроая не только развивает в них личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД, но и способствует повышению качества обучения и воспитания, готовит к успешному переходу в среднее звено.

Литература:

1. Степанова А.С., Оконешникова Н.В. Создание иллюстрации к народным сказкам как средство формирования читательского интереса младших школьников // ЭРЭЛ: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов. - Якутск, 2012. - Т.1. - 277 с.

2. Павлова В.А., Павлова Е.П. Вопросы устранения речевых ошибок младших школьников национальных школ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - Киров: Изд-во «МЦИТО», 2017. - С. 24-26.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Марьям Абдрахмановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье изучен процесс формирования проектной культуры будущего учителя математики, выявлены такие условия для успешного формирования данного процесса, как: создание творческой атмосферы, способствующей устойчивой мотивации на процесс формирования проектно-исследовательской культуры; практико-ориентированный характер процесса обучения; учет индивидуальных особенностей, способностей и направленности будущих специалистов; разработка и внедрение необходимого научно-методического обеспечения. Сделан вывод о том, что современная образовательная сфера не может полностью перейти на продуктивное обучение, основанное на методе проектов, но использование данной технологии организации обучения обладает неограниченными возможностями в формировании человека новой формации, а также подготовке студентов к реализации полученных в ходе педагогического процесса знаний на практике.

Ключевые слова: студент, проектная культура, практико-ориентированное обучение, творческая атмосфера, учет индивидуальных особенностей, научно-методическое обеспечение.

Annotation. The article studies the process of formation of the project culture of the future teacher of mathematics, identified such conditions for the successful formation of this process as: the creation of a creative atmosphere conducive to sustainable motivation for the process of formation of design and research culture; practice-oriented nature of the learning process; consideration of individual characteristics, abilities and orientation of future specialists; development and implementation of the necessary scientific and methodological support. It is concluded that the modern educational sphere can not completely switch to productive training based on the method of projects, but the use of this technology of organization of training has unlimited possibilities in the formation of a new human formation, as well as preparing students for the implementation of the knowledge gained during the pedagogical process in practice.

Keywords: student, project culture, practice-oriented learning, creative atmosphere, individual characteristics, scientific and methodological support.

Введение. Человек познакомился с проектной деятельностью раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, а также в игровом сознании детей, проектирование как особый вид активности основан на умении человека (в отличие от животных) мысленно представлять модель будущего и претворять ее в жизнь. Таким образом, создание целевых прообразов и деятельностных программ оказывается доступным каждому человеку независимо от возраста. Философы рассматривают проектирование как один из механизмов культуры, способствующий превращению человека в свободно творящее существо. Следовательно, проектирование - это органичная, естественная для личности деятельность и может быть освоена каждым, более того, для любого взрослого человека проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития.

Изложение основного материала статьи. Перспективы обновления образовательного пространства делают настоятельной задачу подготовки профессионала, способного к проектированию собственной

деятельности в различных социокультурных ситуациях, готового находить пути решения возникающих проблем, вырабатывать особую стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности. Основным условием реализации этих требований, определяющим ориентиры высшего педагогического образования, является переход к новой образовательной парадигме, доминирующим фактором которой выступает культура.

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Принципиально новым явлением общеобразовательной практики сегодня становится проектная культура педагога. Какие бы аспекты культуры мы ни рассматривали, везде обнаруживается проектное переживание мира, пронизывающее отношение человека к миру, к социальной предметной среде. Проектность признается определяющей, стилевой чертой, типологическим признаком культуры.

В сфере образования востребованность этого потенциала и, как следствие, включение проектной культуры в число наиболее важных результатов образовательного процесса связано с тем, что постепенное замещение научно-технократической парадигмы на ценностно-смысловое самоопределение педагогов и приоритета гуманистической парадигмы послужило основанием для поиска нового облика образовательных систем, который соответствовал бы социальному заказу и потребностям субъектов образовательного процесса.

В современном технократическом обществе, развитие которого характеризуется необычайной подвижностью, изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать, прослеживается соединение технократического и гуманного, исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально-преобразовательного начал, а это приводит к тому, что каждому педагогу необходимо овладеть проектной деятельностью в ее различных вариантах.

На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью проектный тип культуры начинает доминировать. Пожалуй, он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. При этом явственно обнаруживаются универсальность проектной деятельности. В ней прослеживается соединение технократического и гуманитарного, исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально-преобразовательного начал. Это позволяет некоторым авторам говорить о провозглашении проектной культуры в качестве основы новой образовательной парадигмы XXI века. А это означает, что каждому педагогу необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах.

Необходимость массового освоения основ проектной деятельности становится еще более очевидной, если обратиться к особенностям современного образования основной проблемой которого становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которого нет, но потребность, в котором человек ощущает. Быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов.

Доказано, что процесс формирования проектной культуры педагога будет тем эффективнее, чем более он направлен на создание инновационной среды, т.е. условий для постоянного поиска, обновления приемов и способов профессиональной деятельности. В контексте инновационной стратегии учебно-воспитательного процесса существенно возрастает роль учителя как непосредственного носителя новаторских идей, инновационная деятельность которого становится обязательным компонентом личной педагогической системы. Это требует от него специальной педагогической подготовки, на базе которой формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Следовательно, инновационная направленность формирования проектной культуры будущего педагога предполагает его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания студентов, создание в вузе определенной инновационной среды, включения проектной культуры в профессиональную подготовку будущих педагогов.

В настоящее время при организации педагогического процесса на первый план выходят задачи оптимизации образовательной деятельности, создания условий для стимулирования интереса учащихся к изучаемым областям науки, формирования умения самостоятельно добывать информацию, применять ее на практике, соотносить знания, полученные в ходе изучения различных предметов, выделять в них общие основы и различающиеся детали, взаимообогощать их. Одним из путей решения данных задач является введение в образовательный процесс метода проектов.

Использование метода проектов в высшей школе при подготовке будущих педагогов решает две основные задачи. С одной стороны, будучи включенными в проектную деятельность, студенты постигают ее алгоритм, постигают суть данной формы учебной работы, и, впоследствии, без труда могут сами отбирать содержание и организовывать проектную деятельность с детьми. С другой стороны, в проектной деятельности решаются дидактические задачи вуза. Педагогическая цель любого проекта — формирование различных компетенций. В качестве целей проектной деятельности выступают умения и навыки: рефлексивные, исследовательские, умения работать в сотрудничестве, менеджерские умения и навыки, коммуникативные, презентационные.

Для прочного усвоения профессиональных знаний требуется сформировать положительное отношение, интерес студентов к изучаемому материалу. Решение этой задачи заключается в создании творческой атмосферы, которое обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей студентов, интересов и склонностей, формирует устойчивые познавательные интересы, что способствует повышению мотивации, творческой активности.

Продуктивная подготовка студента вероятна при условии формирования смыслового, ценностного уровня мотивации, что в целом полагает наличие потребности к познанию и изучению, стремления учитывать различные факторы в профессиональной сфере. Этап организации творческой атмосферы ориентирован на актуализацию уже имеющихся знаний, развитие личностного интереса к приобретению новых знаний, личного творческого отношения к учебному материалу. При этом сочетаются групповая и индивидуальная формы работы, активизируется участие студента в образовательном процессе. Стимулировать мотивацию студентов очень сложно, так как интересы людей разнятся. Тем не менее, такое явление, как творческая атмосфера, вызывает интерес практически у всех обучающихся. Педагогу

необходимо определить, на какие мотивы студентов опираться во время занятия, какие мотивы следует поддержать или «перестроить», какие из них следует сформировать в соответствии с поставленной целью. Только таким образом можно создать благоприятную творческую атмосферу для успешного обучения.

Преподаватель, создавая творческую атмосферу в состоянии эффективно развить изначальную мотивацию, правильно поставив цель, создав атмосферу заинтересованности в аудитории и среду успешности учебного процесса. Среда обучения - эмоциональная атмосфера, которая мотивирует работу студентов и их желание достичь определенных целей.

Одно из условий успешного процесса формирования проектной культуры студентов педагогических специальностей заключается в практико-ориентированном характере процесса обучения. Целенаправленный процесс формирования и развития знаний и умений прикладного характера, ориентированных на потребности практики; сочетание различных форм и средств подготовки предлагает использование учебно-методического обеспечения, традиционных и инновационных технологий (деловые и ролевые игры, «кейс-ситуации», тренинги и т.д.) позволяют максимально индивидуализировать, активизировать процесс профессиональной подготовки.

Наряду с традиционными аудиторными занятиями в форме лекций, семинаров, практических занятий, уместно применение различных актуальных форм совместной учебной и профессиональной деятельности. Кроме того, проведение внеаудиторных мероприятий, усиливающие познавательный интерес к исследуемой проблеме у студентов и способствующих ориентации на дальнейшее развитие практико-ориентированных компетенций, включают: конкурсы, круглые столы, конференции и др.

Оптимальное и умелое сочетание педагогом разнообразных средств и форм подготовки приводит к достижению необходимого уровня профессиональной компетентности студентов. Современные технологии предлагают новые разработки для формирования проектно-исследовательской культуры (мультимедийные средства, цифровое учебно-методическое обеспечение), способствующие более качественному овладению профессиональной деятельностью. Применение практико-ориентированных технологий в процессе обучения позволяют максимально активизировать, индивидуализировать и, вследствие чего, интенсифицировать процесс формирования структурных компонентов проектно-исследовательской культуры.

Использование практико-ориентированного характера обучения обусловлена следующими обстоятельствами: в рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса студента и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала; в процессе взаимодействия в системе «педагог-студент» постоянно действует обратная связь; практико-ориентированный характер развивает интерес к творческой деятельности.

Выстраивание процесса практико-ориентированного обучения позволяет максимально приблизить содержание дисциплин к будущей профессиональной деятельности студентов, что дает потенциал проектировать целостный учебный процесс, а также способствует созданию условий для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих педагогов.Реализация практико-ориентированного обучения содействует улучшению имеющихся технологий и образовательных программ, созданию условий для подготовки будущих специалистов, располагающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к будущей деятельности в сложившихся современных условиях.

В процессе практико-ориентированного обучения абсолютным приоритетом является реализация такой деятельности, которая организуется и осуществляется с целью приобрести запланированный результат. Для этого и сам процесс обучения должен быть устроен не традиционным способом. Оно должно быть реорганизовано в характерный вид деятельности, составленных из многих единичных актов деятельности, организованных в единое целое и направленных на достижение конкретной цели.

В документах ФГОС профессионального образования подчеркивается необходимость усиления практической направленности подготовки педагогических кадров, предлагается повышение числа зачетных единиц на практические занятия, на организацию педагогической практики. Практико-ориентированный характер обучения обеспечивает улучшение качества профессиональной подготовки будущих специалистов благодаря усилению практической направленности организации и содержания образовательного процесса в вузе. Это значит, что все профессионально значимые качества осваиваются именно в практической деятельности. Практико-ориентированный характер обучения предполагает: выявление и обоснование актуальных вопросов и проблем образования; определение задач и содержания подготовки студентов с учетом выявленных педагогических проблем, существующих в профессиональной деятельности студентов педагогических специальностей; освоение студентами современных технологий в процессе учебной и внеучебной деятельности в вузе. Практико-ориентированный характер обучения необходимо использовать при проектировании основной образовательной программы и программ дисциплин учебного плана, определении целей и задач.

Третье условие - учет индивидуальных особенностей студентов основан на глубоком знании черт личности студентов, особенностей психических процессов и состояний. Данное условие обеспечивает профессиональную направленность личности, формирование ценностных ориентаций, учет индивидуальных особенностей, психологическую комфортность. Личностное развитие несет в себе учет возрастных и индивидуальных особенностей, которые нужно учитывать в процессе обучения. С возрастом проявляются некоторые особенности мышления, мотивация, социальные проявления и т.д.

Знание индивидуальных особенностей студентов дает возможность не только реализовывать дифференцированный подход, но и осознанно, профессионально найти наиболее эффективные методы и формы организации образовательного процесса, направленные на формирование проектно-исследовательской культуры. Учет индивидуальных особенностей студентов подразумевает как ориентацию на индивидуально-психологические особенности, выбор и использование соответствующих приемов и методов, разнообразных вариантов заданий. При подготовке программ и учебных планов, реализации различных направлений в обучении обязательно учитываются индивидуальные особенности.

Следующее педагогическое условие - разработка и внедрение научно-методического обеспечения представляющее собой совокупность научно-методических материалов, содержащих учебные материалы в соответствии с профессиональной образовательной программой (методические рекомендации и материалы, учебно-методические пособия, учебные программы, использование ИКТ и др.).

Важность разработки и внедрения учебно-методического и научно-методического обеспечения в процесс обучения связана с тем, что создание всего комплекса современных учебных продуктов и

разнообразных методических средств их реализации позволяет в несколько раз повысить результативность процесса обучения. Создание рабочих программ, учебно-методических пособий и комплексов по преподаваемым дисциплинам, позволяет более продуктивно осуществлять педагогическую деятельность. Тщательно подобранные и взаимосвязанные единым подходом учебные пособия, задания, дополнительная литература и другие элементы научно-методического обеспечения в своей совокупности раскрывают содержание учебного предмета, укрепляют межпредметные и междисциплинарные связи и усиливают практическую направленность курса. Для успешного восприятия сложного учебного материала необходимы разнообразные методические средства, позволяющие им в короткие сроки устранить имеющиеся пробелы в знаниях. Кроме этого, внедрение учебно-методического обеспечения позволяет повысить качество самостоятельной работы студентов, способствует формированию и развитию у студентов логического мышления, воображения, методических навыков и других.

Одним из важнейших источников научно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе являются собственные разработки преподавателей. Для этого преподаватель должен владеть необходимыми знаниями в области методических проблем современной педагогики, основами научно-методической и учебно-методической работы, включающей: структурирование и преобразование научного знания в учебный материал, методы методической проработки профессионально-ориентированного материала, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематику учебных и воспитательных задач, методы и приемы устного и письменного изложения предметного материала и пр. Очевидно, что успешное решение данных профессионально - значимых задач должно базироваться на прочном научном фундаменте, гарантирующем соблюдение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, использование интерактивных технологий обучения, освоение стратегий и технологий применения знаний, что лишний раз доказывает важность формирования проектно-исследовательской культуры студентов.

Одним их основных условий построения современного содержания высшего образования является обеспечение высоко уровня готовности педагогов вузов к профессионально-методической работе, содержащей разработку и проектирование содержания учебных материалов и форм, использование современных технологий работы с учебным материалом и представление их в соответствии с нынешними требованиями.

Основными аспектами учебно-методической составляющей образовательного процесса в вузе и преподавании учебных дисциплин являются: разработка электронных учебников и учебно-методических пособий, применение активных методов обучения при проведении практических занятий, улучшение контроля учебно-познавательной деятельности, разработка тестовых методик и т.п. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно выделяться разнообразием, отвечать требованиям вариативных государственных образовательных программ; разрабатываться для организации всех видов учебной деятельности и различаться комплексностью.

Выводы. Безусловно, современная образовательная сфера не может полностью перейти на продуктивное обучение, основанное на методе проектов, но использование данной технологии организации обучения обладает неограниченными возможностями в формировании человека новой формации, а также подготовке студентов к реализации полученных в ходе педагогического процесса знаний на практике.

Литература:

1. Алипханова Ф.Н. Проектно-исследовательская деятельность студентов и ее роль в педагогическом образовании. / Мир науки, культуры, образования. 2014. №6 (49). С. 5-7

2. Галкина И.В. Гуманитаризация образования как неотъемлемая часть формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов. // Вестник Брянского государственного университета. - 2010. - № 1. - С. 171-174.

3. Исаева М.А. Педагогические условия формирования проектно-исследовательской культуры студентов педагогических специальностей. // Вестник Академии права и управления. 2017. №1 (46) С. 195-200

4. Исаева М.А. Проектная деятельность педагога в системе образования: сущность, содержание, особенности развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. - №57.-8. С. 63-69.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат филологических наук, доцент Казаков Андрей Викторович

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров)

МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА СТУДЕНЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И СПЕЦИФИКА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы мультикультурализма как явления, характеризующего современное социокультурное общество. Подчеркивается важность исследований в этой области посредством мультикультурного наблюдения. Автор отмечает трудности исследований в области мультикультурализма, и их специфику.

Ключевые слова: мультикультурализм, многокультурный климат, мультикультурные наблюдения, студенческое сообщество.

Annotation. The article deals with issues of multiculturalism as a phenomenon that characterizes a modern socio-cultural society. The importance of research in this area through multicultural observation is emphasized. The author notes the difficulties of research in the field of multiculturalism, and their specificity.

Keywords: multiculturalism, multicultural climate, multicultural observations, student community.

Введение. Общество постоянно меняет свое понимание расовых различий между людьми. Ученые, которые исследуют многокультурный климат, призывают преподавателей приобретать знания, осведомленность и навыки, необходимые для грамотной работы с различными группами студентов. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.