Научная статья на тему 'Активизация речевой деятельности учащихся начальных классов при проведении конкурсов чтецов и рассказчиков'

Активизация речевой деятельности учащихся начальных классов при проведении конкурсов чтецов и рассказчиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / РУССКИЙ ЯЗЫК / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / МЕТОДИКА / КОНКУРС ЧТЕЦОВ / ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насрулаева Шамсият Алимирзаевна

В статье рассматриваются основные подходы к подготовке и проведению внеклассной работы, направленной на обеспечение свободного владения учащимися начальных классов национальной школы русским языком. Описывается организация кружковой работы по русскому языку и раскрывается процедура подготовки и проведения того или иного внеклассного мероприятия. В статье приведены особенности организации конкурсов чтецов и рассказчиков как средства активизации речевой и познавательной деятельности младшеклассников в условиях многоязычия, создания русской речевой среды, развития творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация речевой деятельности учащихся начальных классов при проведении конкурсов чтецов и рассказчиков»

УДК 37

Насрулаева Шамсият Алимирзаевна

Директор лицея № 9 г. Махачкалы, yaroshevsky@inbox.ru

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСОВ ЧТЕЦОВ И РАССКАЗЧИКОВ

Nasrulaeva Shamiyast Alimerzaevna

The principal oflyceum № 9 Makhachkala, yaroshevsky@inbox.ru

FORMATION OF SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN MODERN SOCIALLY CULTURAL CONDITIONS

«Поднятию преподавания русского языка на новый качественный уровень, обеспечивающий свободное владение учащимися начальных классов национальной школы русским языком, способствует подготовка и проведение внеклассной работы, точнее подготовка и проведение различных видов конкурсов по русскому языку» [3].

В нашу школу дети поступают с разным уровнем владения русским языком. Одни дети до школы владеют русским языком на уровне семейного общения, то есть это дети из интернациональных семей. Часть детей знает слова русского языка, но нет навыка общения. Другая часть (их большинство) не владеет русским языком ни на каком уровне. А школа работает по единой программе для всех. А к окончанию начальных классов учащиеся должны свободно владеть русским языком, привить им практические навыки свободного пользования русским языком в процессе общения. И самое главное - подготовить детей к обучению в средних и старших классах. Для обеспечения свободного владения русским языком в нашей школе учащихся вовлекают в разные виды внеклассной работы.

О проведении различных конкурсов в методике написано достаточно. Однако, за последние годы в школах, к сожалению, интерес к такой работе без всякого на то основания, пропал. Мне хочется поделиться опытом организации конкурсов чтецов и рассказчиков как средства активизации речевой и познавательной деятельности младшеклассников в условиях многоязычия, создания русской речевой среды, развития творческих способностей.

Современные дети читают мало, произношение многих учащихся не соответствует нормативам русского литературного языка, большинство детей читает невыразительно, тон чтения чаще не соответствует содержанию читаемого, ни голос, ни дикция не гармонируют с содержанием читаемого стихотворения или прозаического отрывка.

С учётом указанных недостатков в школе особое внимание уделяется организации кружковой работы по русскому языку. В рамках кружка наряду с другими видами работ в месяц раз проводятся конкурсы на лучшего чтеца и рассказчика. Их можно приурочить к знаменательным датам, детским писателям, к определённым темам: весна, осень, зима, лето, «Моя семья», «Лукоморье», «В гостях у сказки», «В кругу друзей» и т. д.

«Процедура подготовки и проведения того или иного внеклассного мероприятия включает в себя: выбор темы, составление программы, подбор материала по теме, распределение поручений между учащимися, работу над правильным произношением, усвоением слов, выразительным чтением и рассказыванием. При выборе темы следует учитывать её доступность учащимся, коммуникативная целесообразность и актуальность, её воспитательное значение. Тема определяет и содержание материала. Программа внеклассных занятий должна быть рассчитана в 1 классе не более чем на 20-25 минут; во 2 классе - на 30-35 минут; в 3 классе - 35-40 минут; в 4 классе - 40-45 минут» [1].

Непременным условием организации внеклассной работы по русскому языку должно быть охват всех учащихся внеклассной работой: сильных среднеуспевающих и слабых детей.

Подготовку к конкурсу чтецов следует начинать с подбора стихов и прозаических отрывков. В подборе их участвуют все ученики того или иного класса. По поручению учителя дети приносят в школу стихи, произведения писателей или ищут их в библиотеке (в этом им помогает библиотекарь). Затем учитель распределяет их с учётом трудностей текстов и доступности языка среди учеников класса. Проводится предварительная подготовка к конкурсу на уровне класса. После занятий в течение двух недель учитель ежедневно работает с 2-3 учениками, которые должны выучить одно и то же стихотворение: объясняются непонятные слова, отрабатывается правильное произношение отдельных звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний и выражений. Например, в 3 классе в плане кружка было намечено проведение конкурса на лучшего чтеца по теме «Весна идёт».

Были подобраны и распределены между детьми стихи и тексты о весне: Ф. Тютчева «Зима недаром злится», А. К. Толстого «Журавли», А. Майкова «Весна», Н. Некрасова «Зелёный шум», А. Блока «Ворона», Е. Баратынского «Весна, весна!», А. Барто «Скворцы прилетели», «Апрель», В. Паспалеева «Лесная фиалка», Н. Сладкова «Грачи прилетели! «, «Поле вокруг - зелёное», К. Ушинского «Ласточка», Е. Яниковской «Давайте искать весну», отрывки из рассказов В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка», А. Плещеева «Травка зеленеет», В. Шуграевой «Маме», А. Прокофьева «Раннею весною».

Стихи и отрывки художественных произведений для конкурса отбираются внепрограммные.

В процессе подготовки к конкурсу, например, Ахмедову Г., Саидовой С., Ра-баданову К., которые должны выступить с чтением стихотворения А. К. Толстого «Журавли», были объяснены слова: пространства, око, виясь. Отрабатывалось произношение слов с сочетаниями согласных (они выделены в словах):

пространствам, кричим, сверху праздник, кружимся, вкруг, где, хвалим, длинной. Особое внимание при этом обращалось на то, чтобы ученики произносили слова без вставки гласных между сочетающимися согласными.

После этого переходим к отработке навыков беглого чтения. Здесь в центре внимания была работа не только над привитием и формированием беглого, но и сознательного и правильного чтения и интонирования. На этом же этапе уделяется внимание на постановку дыхания, темпа.

На последнем этапе работы над стихотворением обращается внимание на развитие навыков выразительного чтения, а затем стихотворение должно быть выучено учениками дома для выступления на конкурсе.

На следующий день аналогичным образом учитель работает ещё с 2-3 учениками, но над другим стихотворением или прозаическим отрывком. Такая работа продолжается до тех пор, пока весь класс не подготовится (в течение недели) к конкурсу.

Через неделю проводится отборочный конкурс среди учащихся класса. Выигравшие конкурс на лучшего чтеца класса выдвигаются для участия в конкурсе между третьими классами школы. Победители конкурса участвуют в общешкольном конкурсе на лучшего чтеца. Победители награждаются грамотами и ценными подарками.

Вся проводимая работа преследует несколько целей: поддержать интерес и любовь к русскому языку; активизировать познавательную активность учащихся, развивать орфоэпические и интонационные навыки, обогащать словарный запас учащихся, развивать навыки самостоятельной работы, привить умения и навыки выступления перед публикой. Кроме названных умений и навыков развиваются и другие психические процессы: память, внимание, воображение, умозаключение, анализ, синтез.

Аналогично строится и работа другого конкурса на лучшего рассказчика. Основанием для организации таких конкурсов послужили слабые навыки русской речи учащихся (допускают много речевых ошибок: в согласовании слов, в употреблении грамматических форм, в произношении и т. д.), ограниченность употребляемых слов, неумение образно, ярко, чётко формулировать и неумение логически последовательно излагать мысли на русском языке. А начинать работу над развитием связной речи следует ещё в начальных классах, не откладывая её до старших классов, как этого рекомендуют некоторые учителя.

Проведение конкурсов на лучшего рассказчика планируется, как и конкурс на лучшего чтеца, в кружке русского языка. Они также проводятся по определённой теме, но работа здесь носит творческий характер. К конкурсу готовятся почти месяц. Приведу пример подготовки к конкурсу на тему «Золотая осень» в 4 классе.

Прежде всего, продумывается и составляется план проведения экскурсии. В соответствии с планом детей ведём на экскурсию в городской парк. В процессе проведения экскурсии проводится работа над обогащением словаря учащихся новыми словами и выражениями, с которыми дети встретились на экскурсии. Объясняя слова и выражения, обращается внимание не только

на объяснение значения слов или выражений, но и на выработку навыков правильного их произношения и составление с ними предложений. Например, объясняются слова багровый, клён, туя, липа, аллея, коллекция. К слову багряный подбирается синоним кровавый. Объясняется не только значение слов, но и их правописание, с ними составляются предложения, которые впоследствии войдут в рассказ учащихся.

В заключительной беседе дети рассказывают о том, что они увидели, какие новые слова, и выражения они усвоили. Предлагается детям побеседовать между собою об осени, о работах осенью, о природе. Поправляются тех, кто допускает ошибки. Потом декламируются короткие стихи (которых дети знают) об осени. Проводятся игры, где упоминается об осенних приметах, о труде людей и т. д. Объявляется конкурс на лучшее сочинение, на лучший рисунок. Итоги данных конкурсов подводятся на итоговом конкурсе на лучшего рассказчика. Этот материал послужит детям опорой при проведении конкурса. Помимо учебной, познавательной цели, данная экскурсия имеет и воспитательное значение: воспитание любви к родной природе, уважение к людям труда, которые вырастили своими руками такой замечательный парк. В процессе экскурсии создаются условия для эстетического воспитания - учишь детей замечать красоту природы, быть организованными.

А теперь о самом конкурсе. Как уже отмечали, основная цель такого конкурса - развитие навыков связной русской речи учащихся.

На занятии кружка русского языка объявляется о проведении конкурса на лучшего рассказчика по теме «Золотая осень».

Одно занятие кружка посвящается беседе об осени, о её приметах, о природе осенью, о произведениях, посвящённых осени, вспоминаются пословицы и поговорки об осени, отгадываются загадки, составляются рассказы об увиденном на экскурсии, а также по картинкам, изображающим осеннюю пору.

За неделю до конкурса объявляется учащимся о проведении отборочного конкурса на лучшего рассказчика.

В конкурсе участвуют все учащиеся 4 класса. Дети должны знать, что особое предпочтение даётся рассказам, где в логической последовательности излагаются мысли без ошибок, уместно использованы пословицы и поговорки, отрывки из стихов или прозы различных поэтов, писателей.

В день конкурса класс оборудуется настенными картинами и подготавливается фото-стенд об осени, организуется выставка лучших сочинений и рисунков на тему «Золотая осень».

Всем участникам конкурса раздаются темы, сюжетные картинки по которым они составляют рассказы. Например, темы: «Что я знаю об осени», «Почему осень называют золотой?», «Золотая осень», «Чем отличается осень от других времён года?», «Чем мне нравится и не нравится осень?», «Какие работы выполняются осенью», «Опишите осеннее дерево».

По завершении конкурса подводятся итоги. Вручаются призы, подарки, поощрительные грамоты и т. д.

«Составление рассказов предполагает хорошее знание орфоэпических норм русского языка, его лексики и грамматического материала, творческий подход к его использованию в речевой практике, а также концентрацию внимания на главном в речевом действии - создании интересного сюжета и способе выражения своих мыслей. Учащиеся самостоятельно формулируют мысли, последовательно их излагают. У ребят развивается определённый интерес к сложному лексико-грамматическому материалу». В качестве примера приведу рассказ ученицы Б. по теме «Почему осень называют золотой?» (по аудиозаписи).

Однажды, в осеннюю пору мы с мамой ехали в горы. Дорога вела через скалистые горы и леса. В одном из красивейших мест водитель остановил машину и мы вышли. Кругом такой красивый лес, как будто гора покрылась красивым разноцветным ковром. Слева от нас сосновый лес с тёмнозелёными иголками. Справа - смешанный лес. Мы подходим к берёзе и всматриваемся в неё. Листья на ней поредели и стали золотисто-жёлтыми. Чуть дальше стоит красавец-клён. На нём листья очень красивые. Мы берём в руки кленовые листья и разгчядываем их. Лист у основания зелёный, дальше цвет переходит в бордовый, затем в багровый с золотисто-жёлтыми разводами. Узоры на листьях так расписаны, как будто тут прошлась кисть художника. А вот другой лист, на котором будто накрапаны разноцветные краски: сначала тёмно-зелёные, потом коричневато-бордовые, затем багрово-жечтоватые и по краям - золотистые. Мы ещё долго рассматривали листья и любовачись красотой осенней природы. Из-за недостатка теша осенью листья на деревьях и трава становятся жёлтыми. Поэтому осень и называют золотой. Тут я вспомнила стихотворение У. Рашида «Наш сад». Прекрасен наш осенний сад.

В нём слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

И как фонарики горят Айва, и слива, и гранат.

А к ночи веет холодок И жёлтый лист шуршит у ног.

Вдруг я представила себе, что на всех деревьях выпадут эти разноцветные красивые листья, и они станут голыми. Мне стало грустно. В этот момент мама позвала меня, и мы ещё долго любовались красотой осенней природы. Как красиво осенью в лесу!

Конечно, рассказ не лишён недостатков стилистического характера. Одно ясно - на всю жизнь останутся в памяти девочки описанные картины родной природы. А самое главное здесь - активизируется мыслительная и речевая деятельность учащихся, создаются условия для возникновения у учащихся потребности связно передать свои мысли по-русски, вызывается у них желание словесно передать свои впечатления и чувства, использовать знания учеников о родных местах в целях развития русской речи. А это удаётся неплохо при систематической организации в дополнение к урокам внеклассной работы.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ...

Я привела здесь только частицу той многогранной внеклассной работы по русскому языку, проводимой в нашей школе. В необходимости проведения такой работы учителя школы однозначно убеждены, т. к. внеклассная работа способствует повышению качества знаний по русскому языку. Сама подготовка к таким конкурсам является хорошей речевой подготовкой. Она помогает воспитанию ответственности, самостоятельности, дисциплины и организованности.

Библиографический список

1. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. [Текст] / М. Р. Львов - М.: Просвещение, 1975. - 176 с.

2. Магомедова, 3. Р. Методическое пособие для внеклассных занятий по русскому языку и литературе с использованием средств наглядности в дагестанской школе (5-11 классы). [Текст] / 3. Р. Магомедова - Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.-96 с.

3. Внеклассная работа по русскому языку и литературе в национальной школе [Текст] (под ред. Мальцевой К. В. и Борисовой М. Н.). - Л.: Просвещение, 1987.-224 с.

УДК 37

Васильева Виктория Сергеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета, fortunel8@mail.ru, Челябинск

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Vasilyeva Victoria Sergeevna

Candidate of Pedagogics, Assistant Professor, Chair of Special Education, Psychology and Subject Methods, Chelyabinsk State Pedagogical University, fortunel8@mail.ru, Chelyabinsk

THEORETIC-METHODOLOGICAL BASE OF DEVELOPMENT PRESCHOOL EDUCATORS COMMUNICATIVE COMPETENCE

Современный этап развития общества характеризуется серьезными изменениями, основными среди которых являются усиление процессов модернизации и интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.