Научная статья на тему 'Внеклассная работа по развитию временных представлений у глубоко умственно отсталых школьников'

Внеклассная работа по развитию временных представлений у глубоко умственно отсталых школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / КОРРЕКЦИЯ / TEMPORARY VIEWS / EXTRACURRICULAR WORK / MENTALLY RETARDED CHILDREN / CHILDREN WITH DISABILITIES / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Светлана Анатольевна

данная тема актуальна тем, что внеклассная работа по развитию временных представлений содействует общему развитию умственно отсталых школьников, а, в частности, развитию их познавательных возможностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеклассная работа по развитию временных представлений у глубоко умственно отсталых школьников»

Внеклассная работа по развитию временных представлений у глубоко умственно

отсталых школьников Константинова С.А.

Константинова Светлана Анатольевна /Konstantinova Svetlana Anatol'evna - воспитатель, отделение психолого-педагогической реабилитации, Государственное казенное учреждение Детский дом-интернат №15 ЗАО, г. Москва

Аннотация: данная тема актуальна тем, что внеклассная работа по развитию временных представлений содействует общему развитию умственно отсталых школьников, а, в частности, развитию их познавательных возможностей.

Abstract: this topic is relevant to the fact that extra-curricular work on the development of time concepts facilitates the development ofmentally retarded students, and in particular the development of their cognitive abilities.

Ключевые слова: временные представления, внеклассная работа, умственно отсталые школьники, дети с нарушением интеллекта, коррекция.

Keywords: temporary views, extracurricular work, mentally retarded children, children with disabilities, correction.

Дети с выраженными нарушениями интеллекта имеют специфические способности умственного развития, что и является причиной возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение данных трудностей у детей с нарушением интеллекта является сейчас актуальной проблемой в коррекционной педагогике.

Для лучшего усвоения материала необходимо перед каждым разделом изучаемого материала проводить подготовительную работу. Ведется большая работа по закреплению и многократному повторению пройденного материала, так как детям с нарушением интеллектуального развития свойственно быстрое забывание. Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта проводится с учетом следующих требований:

1. необходимо формировать временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, события со временем, в которое оно протекает.

2. знакомить учащихся (до изучения единиц измерения времени и их соотношений) с помощью бесед, игр с отношениями времени, сутки больше, чем день или ночь, сутки меньше недели, год больше месяца, час больше минуты и т. д.

3. показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени.

4. формировать, как можно раньше, правильные представления о длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т. д.). Учащиеся должны накапливать опыт в определении длительности промежутка времени, необходимого для выполнения той или иной работы, подмечать зависимость между количеством продукции и затраченным на ее изготовление временем, отчетливо выделять связи и отношения между явлениями и событиями, давать им четкое словесное описание.

5. проводить работу по формированию временных представлений и понятий на других учебных предметах (уроках музыки, русского языка, физкультуры, рисования) и во внеурочное время.

6. проводить работу по развитию временных представлений систематически независимо от темы урока, затрачивая по 5-10 минут урока.

Особенно важным является проведение внеклассной работы по формированию временных представлений у умственно отсталых учащихся.

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей предусматривает развитие у них временных представлений. Дети должны научиться называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить названия и последовательность дней недели, определять какой день был вчера, какой день сегодня, какой будет завтра по названию; называть и различать время года, знать названия месяцев. Дети старших классов учатся определять время по часам. Эти задачи решаются как на уроках, так и в процессе повседневной жизни, в тесной связи работы учителя и воспитателя.

Сложность формирования представлений о времени у детей с нарушением интеллекта заключается в том, что само время не имеет наглядных форм, а главное требование в работе с нашими детьми - максимально возможная наглядность, т.к. у них неустойчивое внимание, плохая память, недоразвитая речь, снижены познавательные процессы. Наши дети редко задают вопросы: почему? как называется? что это? Первое слово в познании временных представлений за учителем, педагогами, воспитателем.

Время есть отражение вечного развития природы, человека, общества, т.е. всего, что происходит в жизни, совершается во времени.

Режим дня - четкий распорядок жизни детей, является постоянно действующим условием ориентировки на время: утро, день, вечер, ночь. Поднимая после ночного сна детей, мы приветствуем детей: «С добрым утром»: уходя вечером, говорим: «Спокойной ночи».

Расписание уроков и дежурств по классу, спальне помогают усвоить названия дней недели, понятий: сегодня, вчера, завтра. Для закрепления знаний детей и активизации в речи временных понятий следует использовать чтение или разучивание стихотворений, в которых описываются характерные для данной части суток практические действия, например:

Я сегодня утром рано Умывался из-под крана. Я и сам теперь умею. Вымыть личико и шею.

Они имеют и воспитательный, и познавательный характер.

Ночью звезды за окошком Рассыпаются горошком. Няня наш покой хранит. Мы заснем, она - не спит,

В сад сегодня выносить Мы не будем Машу На морозе простудить. Можно куклу нашу.

Я по утрам, когда встаю. Всегда берусь за труд: Я умею на кроватке Простыню расправить гладко И у скомканной подушки Кулачком расправить ушки.

Активизировать и закрепить в речи детей временные понятия помогают также игры, как «Подскажи словечко»:

Утром завтракаем, а

Обедаем............(днем).

Ужинаем..........,. (вечером).

и «Назови когда это бывает»:

1. Солнце взошло, стало светло.

2. Солнце светит высоко.

3. Солнце заходит, темнеет.

4. Стало темно, светят звезды и луна.

Основным источником информации о временах года и самим понятием «Время года» является окружающая природа. Воспитатель, учитель знакомит детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года. В частности воспитатель привлекает внимание детей на прогулке на яркие красочные явления - листопад, метель, радуга, ливень, цветение растений, распускание почек. Учит детей замечать и называть характерные особенности сезона, называть время года.

Особый интерес для развития временных представлений у умственно отсталых детей имеют стихи о природе, специально написанные для детей. Воспитатель знакомит детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый детям образ и одновременно демонстрирует яркую иллюстрацию к нему, предлагает нарисовать картинку.

Живое наблюдение природы, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов и рисование на

соответствующую сезону тематику закрепляют и активизируют в речи детей названия времен года, месяцев. * * *

Лето радугой блестит У меня в альбоме. Стайка ласточек летит В небо голубое.

Осень

Осень красит золотом Рощи и леса. Слышатся прощальные Птичьи голоса.

Алые и желтые Ветер листья рвет. Кружит, кружит в воздухе Пестрый хоровод.

Осень за окошком

Ходит не спеша. Листья на дорожки Падают шурша.

Зима

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром.

Сыплет белый снежок, Все деревья в инее. Мы выходит гулять В это утро зимнее.

Зимний холод щеки колет И морозит пальцы рук Свежий снег усыпал поле. Словно пух летит вокруг.

Весна

Видят дети из окна -К ним во двор пришла весна. Тает снег. С покатой крыши Он съезжает ниже, ниже. За карнизы зацепился И в сосульки превратился.

Произведения могут использоваться в различных ситуациях, когда одна строчка, фраза принесет больше

пользы, чем пространное объяснение:

* * *

Листопад, листопад.

Листья желтые летят ....

* * *

Уж тает снег, бегут ручьи......

* * *

Льют дожди, и нет просвета. Потерялось где-то лето. * * *

Спят в почках листья-неженки.

Организация ежедневных наблюдений за изменениями погоды, привлечение внимания к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого, проведение работы с каждым воспитанником и организация помощи ему в уяснении этих вопросов значительно поможет не только в правильном и более глубоком усвоении программного материала, но и будет максимально способствовать коррекции недостатков интеллектуального развития учащихся. Для этой работы у воспитателя достаточно времени. Ее следует проводить в увлекательной форме. С этой целью можно организовать, чтение книг или отрывков из них о природе, о ее характере в различные времена года, о труде людей и об играх детей, приуроченных к тому или иному сезону, и т. п., тем самым подводя учеников к более глубокому усвоению темы. В младших классах можно организовать изготовление условных знаков для настенного календаря природы, который ежедневно заполняется дежурным учеником. Интересна для детей организация тематического рисования. Из анализа рисунков детей можно сделать вывод, кто из детей наиболее наблюдателен, а с кем надо продолжать работу по развитию наблюдательности и усвоению характерных особенностей природы в различное время года. В данном разделе в качестве примера мы рассмотрим лишь вопросы организации экскурсий в природу, которые имеют огромное значение для коррекции недостатков развития учащихся младших классов, и, в частности, для развития речи, понятий, представлений и наблюдательности.

При организации экскурсии в природу может быть поставлен ряд задач: отметить сезонные изменения в лесу, в поле, в огороде; собрать коллекцию цветов, листьев, плодов, ягод. Перед экскурсией детям сообщается тема и дается план, по которому будет вестись наблюдение. После экскурсии обязательно следует провести обобщающую беседу об увиденном, сравнить данные наблюдений детей на экскурсии с характеристикой погоды, отмеченной в настенном календаре. Собранный природный материал надо оформить. Это может быть конкурс на самый красивый букет садовых цветов, на изготовление поделок из шишек, желудей, веток, соломки и т. п. Из лучших работ желательно оформить выставку, которая некоторое время выставляется в классе рядом с календарем природы, наглядно отображая признаки того времени года, которое дети изучают на уроках. Следует особо подчеркнуть, что выставки, организуемые в классе, должны систематически сменяться. Иногда бывает так, что воспитателю жаль расстаться с детскими работами, и все их поделки хранятся в классе, загромождая стены. Это является нецелесообразным ни в воспитательном, ни в дидактическом плане. Внимание детей должен привлекать именно тот материал, который в данный период

имеет определенное познавательное и воспитательное значение. Часть лучших работ можно сохранить для итоговой годовой выставки. Будет очень полезно, если по окончании выставки дети подарят свои работы как сувениры родителям, младшим товарищам, сотрудникам - это способствует воспитанию у детей стремления своим трудом принести радость родным, товарищам.

Подобная работа содействует общему развитию ребенка, и, в частности, развитию его познавательных возможностей.

От правильного решения вопросов организации внеклассной работы во многом зависит успех осуществления всех направлений учебно-воспитательной работы. Характерной особенностью умственно отсталых детей является то, что они без специальной подготовки длительное время не могут действовать в соответствии со словесной инструкцией, так как у них недостаточно развита регулирующая функция речи в организации целенаправленных действий. Совершенствуется же эта функция только посредством активной коррекционно-воспитательной работы. Эту особенность следует учитывать при организации и проведении всех внеклассных мероприятий.

Одной из самых сложных областей знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, являются математические, так как они достаточно отвлеченны и оперирование ими требует выполнения сложных умственных действий. У детей с отклонениями в умственном развитии имеются нарушения познавательной деятельности, которые затрудняют овладение ими математическими знаниями и умениями, в частности, восприятие и ориентировку во времени.

Дети с выраженными нарушениями интеллекта имеют специфические способности умственного развития, что и является причиной возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение данных трудностей у умственно отсталых детей является сейчас актуальной проблемой в коррекционной педагогике.

В принципе, овладение элементарными временными представлениями детьми младшего школьного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии, оказывается вполне возможным при правильно организованной коррекционной работе.

Литература

1. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Союз, 2001, 320 с.

2. Власова Т.А., Лебединская К.С. Отбор детей во вспомогательную школу. М.: Просвещение, 1983, 176 с.

3. Власова Т.А., ПевзнерМ.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967, 189с.

4. Воронина М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы. М.: Дефектология, 1996г, № 3

5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1980, 72 с.

6. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1973, 291 с.

7. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений у детей с нарушениями умственного развития старшего дошкольного возраста//Дефектология, 1983, № 2.

8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003, 208 с.

9. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994, 416 с.

10. Петрова В.Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982, 277с.

11. ПероваМН. Дидактические игры и упражнения по математике. М.: Просвещение, 1999, 142 с.

12. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия/ состав. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. СПб.: Союз, 1996, 274 с.

13. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1990, 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.