Научная статья на тему 'Развитие управленческой компетентности будущего учителя - студента факультета физической культуры педагогического вуза'

Развитие управленческой компетентности будущего учителя - студента факультета физической культуры педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеснова Елена Львовна, Стройкина Любовь Владимировна

В данной статье рассмотрена технология формирования управленческой компетентности будущего учителя физической культуры студента факультета физической культуры педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеснова Елена Львовна, Стройкина Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие управленческой компетентности будущего учителя - студента факультета физической культуры педагогического вуза»

РАЗДЕЛ IV

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ

УДК 378.14

Чеснова Елена Львовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин, ГУО ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», soll7@yandex.ru, Новокузнецк

Стройкииа Любовь Владимировна

Старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин, ГУО ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», stroykina.lv@mail.ru, Новокузнецк

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ - СТУДЕНТА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Chesnova Elena Lvovna

Candidate of pedagogical science, associate professor of the Sporting Disciplines Subdepartment, Kuzbass State Pedagogical Academy, soll7@yandex.ru, Novokuznetsk

Stroikina Lubov Bladimirovna

Chief lecturer of the Sporting Disciplines Subdepartment, Kuzbass State Pedagogical Academy, stroykina.lv@mail.ru, Novokuznetsk

DEVELOPMENT OF TEACHER’S MANAGERIAL COMPETENCE TO STUDENTS OF FACULTY OF PHYSICAL CULTURE OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL

INSTITUTION

Для подготовки учителей физической культуры сегодня характерны высокая степень связанности организации учебного процесса с организацией будущей деятельности, ориентированность студента исключительно на работу в условиях школы, с четко обозначенным кругом функциональных обязанностей. Все это способствует формированию у выпускника прочного стереотипа профессии, который мешает переориентации в плане расширения собственной профессиональной деятельности.

Первым фактором, способствующим созданию возможностей для успешной работы, является разрушение узкопрофессионального стереотипа учителя физической культуры. Вторым фактором для успешного утверждения на рынке физкультурно-спортивных услуг являются характер и уровень квалификации учителя физической культуры. Профессиональная компетенция -главный личностный ресурс в деятельности по предложению и оказанию физкультурно-спортивных услуг. Именно в ней заключается значительное преимущество учителей физической культуры, которые в идеальном случае должны обладать не только комплексом специальных знаний и умений, но и иметь специфический «ключ», позволяющий использовать этот комплекс творчески, с учетом складывающейся экономической ситуации.

90

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ...

Обязательным условием обеспечения профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики является определенный объем организаци-онно-управленческих и экономических знаний и умений, приобрести которые в рамках обучения в педагогических учебных заведениях далеко не всегда возможно [1].

В педагогической науке и практике усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем [2], в том числе и педагогических. В настоящее время наблюдается тенденция к развитию профессиональных функций педагога, ориентированных не столько на знание предмета и способность организовать свой труд, сколько на формирование самостоятельности и ответственности учителя, его способности эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся в условиях инновационных преобразований, проводимых в системе образования. Сегодня основная цель подготовки педагогических кадров заключается в становлении квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией,

В последние годы, наряду с традиционной учебной, воспитательной и развивающей деятельностью, характерной для учителя физической культуры, появляются новые виды деятельности, предъявляющие к его подготовке ряд специфических требований из области управления. Это - деятельность по управлению обучением учащихся с применением различных методов и средств обучения, деятельность по принятию решений о выборе оптимальных форм и методов обучения сообразно поставленным целям и в соответствии с конкретными условиями обучения. Современному учителю не обойтись без анализа результатов своей деятельности и принятия решения

о способах ее совершенствования. Специалист, работающий со школьниками, обязан уметь решать проблемные педагогические ситуации и понимать причины возникновения таких ситуаций [3].

Основываясь на перечисленных выше требованиях и тенденциях в подготовке учителей физической культуры можно говорить о необходимости выделения, формирования и развития управленческих качеств личности учителя, которые являются существенным фактором повышения эффективности образовательного процесса, в целом, так как позволяют наиболее полно использовать профессионализм педагога. В связи с этим, можно говорить о целесообразности специальной подготовки в области формирования управленческой компетентности учителя физической культуры.

Понятие управленческой компетентности является относительно новым. К важнейшим управленческим компетенциям в менеджменте относят: уровень квалификации, знание своей работы, оптимизация процесса управле-

ния людьми, ориентация на результат, формирование сплоченной команды, анализ проблем и принятие решений обмен информацией с подчиненными, поддержание исполнительской дисциплины на высоком уровне, мотивация труда подчиненных, помощь подчиненным, эффективное использование руководителем собственного потенциала.

Однозначно сформулированного определения понятия управленческая компетентность учителя физической культуры не существует. По мнению многих исследователей, управленческая компетентность учителя - это сложное индивидуально-психологическое образование, включающее умение самоопределяться, ставить ситуативную цель, выбирать адекватные средства ее достижения, самостоятельно принимать решения, организовать учебно-познавательную деятельность школьников, рефлексировать собственную деятельность и организовать рефлексию деятельности всех участников образовательного процесса.

Проблема формирования управленческой компетентности у учителей физической культуры комплексно не изучена. Научно обоснованная управленческая компетентность учителя физической культуры нуждается в уточнении содержания и структуры, разработке технологий и средств ее формирования и развития. Следовательно, поиск форм и методов развития управленческой компетентности учителей физической культуры представляется актуальным. Следует отметить, что некоторые основы формирования управленческой компетентности уже сейчас заложены в существующем курсе «Менеджмент физической культуры и спорта», читаемом студентам факультета физической культуры педагогического вуза.

Однако в этом курсе лишь частично рассматриваются управленческие компетенции, которые необходимы в деятельности учителя физической культуры в современных экономических условиях. По нашему мнению, структура и особенности управленческой компетентности учителя физической культуры включают в себя: знания в области управления; умения осуществлять опережающее планирование, моделирование и прогнозирование процесса обучения физической культуре; навыки управления собственной деятельностью и деятельностью учащихся в ходе обучения; способности к рефлексии результатов собственной деятельности и реализации управленческих функций в процессе обучения физической культуре, способность к осуществлению управленческой деятельности, способность к самостоятельному совершенствованию индивидуальных личностных качеств учителя физической культуры, как комплекса специальных знаний и навыков управленческого характера.

Нами разработаны содержательные разделы, касающиеся теории управления и дополняющие курс «Менеджмент физической культуры и спорта», программы специальных курсов «Менеджер в системе управления»; «Основы предпринимательства в спорте». Также разработаны курсы: Требования к корректировке деятельности студентов при прохождении педагогической практики, обеспечивающие формирование базовых управленческих компе-

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ...

тенций будущего учителя физической культуры; программы практико-ори-ентированных семинаров: «Инновационные педагогические технологии в сфере физической культуры», «Основы управления процессом многолетней подготовки спортсмена», позволяющие развивать управленческую компетентность будущего учителя физической культуры.

Несомненно, что система методической подготовки будущих учителей физической культуры должна строиться с учетом принципов формирования управленческой компетентности, и осуществляться с учетом условий, к которым относятся социально-экономические условия, условия внедрения и использования новых педагогических технологий, самостоятельности, удовлетворения образовательных потребностей каждого участника образовательного процесса, создания благоприятного морально-психологического климата.

На наш взгляд, основными целями подготовки будущих учителей физической культуры должны стать: формирование умений осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, управление учебными ресурсами, управление учебным коллективом, управление качеством и результативностью учебно-познавательной деятельности.

В современных социально-экономических условиях резко расширился объем задач, решаемых школой, они стали намного сложнее и, главное, именно в этих условиях возрастает роль учителя как педагогического менеджера. Педагогическая задача учителя связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика, т. е. всего того, что делает ученика активным субъектом труда, познания и обучения. Модернизация образования требует от учителя глубоких управленческих знаний, так как именно эффективное руководство образовательным процессом на уроке позволяет осуществить прогнозирование развития всех участников, планирование и организацию, контрольно-аналитическую деятельность и коррекцию, как самого процесса обучения, так и управления им.

Рассматривая структуру управленческой компетентности учителя физической культуры, можно выделить ряд ее компонентов: знания, умения и навыки в области управления; адекватный отбор технологий при обучении физической культуре; совершенствование индивидуальных качеств учителя физической культуры; владение методикой обучения физической культуре; приобретение новых знаний и умений в области управления; опережающее планирование, моделирование и прогнозирование процесса обучения; реализация управленческих функций в процессе обучения; владение методикой управления собственной деятельностью (самоменеджмент); владение методикой управления деятельностью учащихся; самостоятельное совершенствование профессиональной компетентности; рефлексия на основе осмысления результатов собственной деятельности.

Технология формирования управленческой компетентности учителя физической культуры реализуется через ряд последовательных действий, которые позволяют сформировать: на определенном уровне основные мыс-

лительные операции (анализ, синтез, оценка и другие операции); умения и навыки, формирующиеся в процессе развития предметного понимания и способствующие появлению высокого уровня «личностного знания»; умения делать ответственный выбор на основе личностных качеств, особенностей, наклонностей и способностей, т. е. принимать управленческое решение; умение строить свою учебную работу, управлять ею, осознавать собственные достоинства и недостатки при ее выполнении; умение работать в условиях разрешения проблемной ситуации.

В технологии формирования управленческой компетентности учителя физической культуры можно выделить следующую последовательность: внесение дополнений в курс «Теория и методика обучения физической культуре», позволяющих определить методологию предмета «управления» в области методики обучения физической культуры, осуществить формирование у студентов - будущих учителей физической культуры начальных управленческих знаний, умений и навыков. На этом этапе идет процесс формирования управленческой компетентности будущих педагогов. Основной целью такой подготовки является содействие становлению специальной управленческой компетентности посредством развития базовой компетентности.

На следующем этапе формируется комплекс возможных методов управленческих воздействий на ученика, механизм их соотнесения и реализации, происходит выявление совокупности условий и факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности учителя физической культуры, обеспечивается становление специальной управленческой компетентности в области теории и практики управления процессом обучения физической культуре [1].

Для прохождения непрерывной педагогической практики разработана специальная система заданий для будущих учителей физической культуры, которая позволяет подготовить базу для формирования умений выявлять и решать учебно-воспитательные задачи, осуществлять взаимодействия участников процесса обучения с позиции управленческой компетентности. Результатом является формирование знаний о функциях управления, их реализации в условиях ежедневной учебно-познавательной деятельности, об обобщенных способах методического моделирования содержания учебного материала по физической культуре, использования современных педагогических технологий, опережающего планирования самостоятельной деятельности школьников в процессе обучения физической культуре, диагностики их достижений. В процессе педагогической практики это вооружает будущих учителей физической культуры инструментарием и опытом самостоятельного осознанного конструирования содержания учебного материала по физической культуре и управления процессом обучения физической культуре.

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ...

Библиографический список

1. Заславская, О. Ю. Повышение качества подготовки учителей информатики на основе формирования управленческой компетентности в системе непрерывного образования.[Текст]/0. Ю. Заславская // Наука и школа. - М., 2006, - № 5. - С. 55-61.

2. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ М. И.. Золотов, М. Е. Кузин, С. Г. Сейранов - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 432 с.

3. Мескон, М. X. Основы менеджмента [Текст]/ М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори/ Пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 53 с.

4. Мищенко, А. И. Педагогический процесс как целостное явление [Текст]: учеб. пособ./ А. И. Мищенко. - М.: МОСУ, 1993. - 52 с.

5. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент. 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом [Текст]: учебное пособие./В. П. Симонов - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 226 с.

6. Фишман, Л. И. Модель образовательного менеджмента в России: ценности и стереотипы. [Текст]/ Л. И. Фишман. - Казань: ПО РАО; Самара: СамГПУ-СИП-КРО, 1997.-304 с.

УДК 372.879.6

Ромашевская Нелли Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Кузбасской государственной педагогической академии, ffk717019@mail.ru, Новокузнецк

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Romashevskaya Nelli Ivanovna

Candidate of pedagogy, associate professor of sport disciplines subdepartment of Kuzbass state pedagogical academy, ffk717019@mail.ru, Novokuznetsk

THE ADAPTIONAL POSSIBILITIES OF PHYSICAL EDUCATIONAL ELEMENTARY SCHOOL

На современном этапе модернизации отечественной системы образования перед начальной школой стоит важная задача разработки принципиально новых педагогических подходов, оптимизации процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста и создание организацион-но-педагогических условий, обеспечивающих адаптацию первоклассников к обучению.

Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.