6. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. [Текст]/ В. И. Лях.// Теория и практика физической культуры.
- 1990. -№3.
7. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков. Физическая культура [Текст]: воспитание, образование, тренировка./ В. И. Лях. - 1966. -№ 1.
8. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы [Текст]: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» /Э. М. Казин и др. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 279 с.
УДК 378.046.4:372.879.6
Коваленко Наталья Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации», [email protected], Новокузнецк
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор кафедры естественнонаучного образования Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации»», [email protected], Новокузнецк
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Kovalenko Natalia Vladimirovna
Assistant professor of the department ofnaturally scientific education ofmunicipal autonomous educational organization of additional professional education «Institute of the improvement of one's qualifications», [email protected], Novokuznetsk
Kazin Eduard Michailovich
Doctor of Biology, professor of the department of naturallyscientifc education of municipal autonomous educational organization of additional professional education «Institute of the improvement of one”s qualifications», [email protected], Novokuznetsk
FORMATION OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER OF PHYSICAL EDUCATION IN THE SYSTEM
OF QUALIFICATION
..'.'W 4 i'-'Д , |':.YV.\ >• 1- y.' V ■,< л> >. • - "•
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного,
свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [4].
Таким образом, на современном этапе к деятельности учителя предъявляются высокие требования, в том числе к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Вследствие этого актуализируется необходимость изучения такого феномена, как «профессиональная компетентность» учителя. В настоящее время в науке нет однозначного подхода к определению понятия «профессиональная компетентность». Анализ научной литературы показывает, что учёные, изучающие проблему компетентности учителя, в своих исследованиях используют термин «профессиональная компетентность» (Б. С. Гершунский, Т. В. Добудько, А. К. Маркова и др.), термин «педагогическая компетентность» (Л. М. Митина и др.), или оба термина (Н. Н. Лобанова), а иногда объединяют данные термины по аналогии с профессионально-педагогичес-кой деятельностью: «профессионально-педагогическая компетентность» (В. Н. Введенский, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.). Имеющиеся разнообразия и разноплановость определений дефиниции «профессиональная компетентность» обусловлены выбором за основу различных научных подходов в контексте решаемых исследователями научных задач.
Анализ различных позиций исследователей на природу понятия «профессиональная компетентность» для нас представляет интерес с точки зрения того, какое место в них отводится методологической компетентности, что обусловлено предметом нашего исследования.
Методологическая компетентность определяется специалистами как научная основа продуктивности педагогической деятельности; обеспечения безопасности для здоровья обучающихся условий образовательно-развивающей и исследовательской, экспериментальной деятельности и выражается в умении применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, приобретения и преобразования знаний обучающимися и самим педагогом, а также для выработки способов инновационной деятельности. Методологическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации педагогических феноменов, как профессиональные качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. Методологическая компетентность определяется набором знании, умений, навыков, способностей, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные [2; 3].
Этот вопрос рассматривается в научной литературе в рамках философского, психологического и педагогического аспектов. Обоснование
творчества учителя как научного направления представлено в трудах Е. 3. Балабановича, А. С. Макаренко, В. А. Сластенина, Б. С. Гершунского, И. А. Зимняя и др. Исследованию проблем развития профессионального мышления посвящены работы В. П. Зинченко, А. А. Орлова, В. В. Краев-ского и др. Научно-теоретические основы формирования методологической культуры учителя стали предметом исследований Е. В. Бережнова, Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневича, В. В. Краевского, И. К. Колесникова и др.
Таким образом, методологическая культура учителя определяется нами как особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т. е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом, методология личностно-профессионального самоизменения.
Специфика методологической культуры обусловлена тем, что в процессе методологического поиска формируется субъективность, авторство понимания учебного материала и педагогических явлений, что является непременным условием последующего формирования учителем субъективности, востребованности личностных структур его учеников. Развитая методологическая культура учителя физической культуры определяет возможность порождения им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т. е. обеспечивает эвристичность педагогического мышления.
Методологическая компетентность определяет готовность и способность к научному поиску, что предполагает проявление методологической культуры, умений качественно и эффективно организовать, провести педагогическое исследование, обработать результаты и сделать выводы, оформить научный текст, в котором отражены результаты и ход научного поиска, суметь четко и ясно представить и защитить свои результаты. Это особый тип организации знаний и исследовательских умений, а также набор личностных качеств, необходимый для проведения научного исследования.
Анализ данных подходов к определению методологической компетентности, несмотря на их разнообразие, позволяет выделить несколько основных частей, составляющих методологическую культуру: знания и умения по проектированию и конструированию воспитательно-образовательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методологическая рефлексия.
Поэтому, в системе повышения квалификации возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем, связанных с формированием физической культуры личности.
Анализ литературы и практики показывают, что в настоящее время не осуществляется целенаправленной подготовки преподавателя физической культуры к осознанному конструированию своей педагогической деятельности, что порождает противоречие между потребностями педагога в са-
моопределении, в осознанном выборе и конструировании своей профессиональной деятельности и незнанием, неумением осуществлять данную деятельность. Данное противоречие обусловило проблему, заключающуюся в необходимости формирования методологической компетентности учителей физической культуры [1; 6].
Анализ научных источников по исследуемой теме показывает, что ученые ведут поиск по обоснованию методологической культуры педагога, разработке подходов к ее формированию, но вопрос об определении специфики педагогической деятельности конкретного педагога требует дальнейшего изучения. Необходимость более глубокого теоретического и практического исследования данной проблемы, недостаточность ее решения определили потребность в создании временного научно-исследовательского коллектива учителей физической культуры г. Новокузнецка «Методологическая культура педагога».
Это обусловлено тем, что основными задачами модернизации российского физкультурного образования являются повышение доступности, качества и эффективности, взаимосвязи полученных специальных знаний, двигательных умений и навыков с практикой. Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением россиян основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее укрепление физического и нравственного здоровья, умственной и физической работоспособности детей, подростков и молодежи.
Направленность физкультурного образования определяется единством ценностных ориентаций, когнитивной, мотивационно - волевой, инструментально-деятельностной, эмоциональной, адаптивно-ресурсной сфер, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в условиях оздоровительной и спортивной тренировки, жизнедеятельности в целом [6].
Рассмотрение физического воспитания как социально организованного института удовлетворения потребности в движении представляет собой функциональную основу влияния двигательной деятельности на психическую сферу человека. Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на двигательные способности человека, но и на его чувства и сознание, психику и интеллект.
Физическая культура обладает огромным оздоровительным и культурологическим потенциалом и именно эти направления реализации сферы физического воспитания требуют расширения сферы деятельности традиционных и инновационных физкультурных технологий. Это обстоятельство обуславливает значимость формирования соответствующей готовности специалиста к организации разных видов и форм физического воспитания с учетом особенностей контингента обучающихся; наличие у преподавателя физической культуры развитого мышления, культуры речи, научно-теоретической подготовки, умения видеть ближайшую и отдаленную перспекти-
ву своей деятельности, чтобы эффективно разрабатывать и реализовывать свои идеи в практической деятельности [1; 6].
Это предполагает значительное обновление содержания общего физкультурного образования, отвечающего современным требованиям личности и общества и учитывающего национально-региональные особенности, специфику и исторические традиции конкретного образовательного учреждения. Главным условием для решения данной задачи является формирование методологической компетентности учителей физической культуры в системе повышения квалификации.
Вопрос о формировании методологической компетентности учителей физической культуры, которым предстоит воплощать свои творческие и профессиональные потенции в новых социально-экономических условиях, является проблемным и, как представляется, неотложным уже потому, что в настоящее время кардинально изменились и приобрели качественно новый характер требования к специалисту.
Речь идет о разработке новых образовательных программ повышения квалификации специалистов, которые не только в полной мере учитывали бы социальные запросы общества, но и отражали бы общие требования, которые формируются и в международном образовательном пространстве. Сегодня становится весьма актуальной идея подготовки специалистов с развитым критическим типом мыслительной деятельности, ощущением потребности в непрерывном образовании, умением работать в коллективе, с ориентацией деятельности на результат [4; 5].
Вопрос о реформировании образования, в том числе и физкультурного, решается весьма неоднозначно как с концептуальной, так и с практической точки зрения. Это обусловлено, на наш взгляд, во-первых, отсутствием до недавнего времени четкой поэтапной программы развития и совершенствования всей системы по физическому воспитанию в России, во-вторых, наличием общих стереотипов в тактике подготовки специалистов в системе повышения квалификации, во многом сдерживающих развитие всей системы и каждого ее звена.
Нам представляется, что необходимость формирования методологической компетентности учителей физической культуры было бы весьма целесообразным, что обусловлено:
- во-первых, новым пониманием физической культуры как самостоятельного научного и образовательного объекта, рассмотрение которого ведется в двух ракурсах: теоретическом и прикладном, что во многом определяет специфику подготовки педагога в области физической культуры в системе повышения квалификации;
- во-вторых, спецификой (в части условий реализации, содержания и требований к уровню профессиональной квалификации) основных образовательных программ, реализуемых системе повышения квалификации;
- в-третьих, необходимостью разработки и апробации инновационных технологий по физическому воспитанию в образовательных учреждени-
ях, способствующих формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся;
- в-четвертых, необходимостью подготовки педагогов-исследователей, ориентированных на исследовательскую и образовательную деятельность в области физической культуры как вида общей культуры и необходимой компоненты образования на всех его уровнях.
В настоящее время активно развивается идея о новом функциональном назначении физической культуры в формировании личности, ее мировоззрения, развития адаптивных способностей. Но в таком случае нельзя не признать и того, что заметно расширилась сама сфера деятельности специалистов физической культуры в области образования. Следовательно, необходим системный подход в вопросах повышения квалификации учителей физической культуры на различных уровнях с целью формирования их методологической компетентности. В качестве такой системы выступает интеграция курсовой подготовки и межкурсового периода в вопросах формирования методологической компетентности учителей
Современная тенденция курсовой подготовки в содержательном аспекте системы повышения квалификации определяется актуализацией образования, то есть приведением его научного содержания в соответствие с динамичной структурой современного знания. Содержание должно не только отражать актуальные знания и универсальные способы действия в различных областях, учитывая новые технологии, открытия, изменения, новую информацию, которые появляются в образовательной науке и практике, но и «отражать происходящие изменения в обществе, предопределять его будущее состояние». Кроме того, система повышения квалификации, построенная, прежде всего, на принципах андрагогики [8] является моделью, в которой диалог доминирует над монологом, а активное участие группы занимает место пассивного слушания.
Компетентностный подход к формированию методологической компетентности учителей физической культуры диктует необходимость использования в системе повышения квалификации активных методов обучения и современных педагогических технологий, т. е. таких, которые впоследствии учитель смог бы, адаптируя, транслировать в своей практической деятельности и достигать качественно новых образовательных результатов. В соответствии с поставленными задачами в качестве методов обучения в курсовой подготовке могут быть использованы следующие: экспозиционные, когда содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и др.); управленческие методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр. авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; проблемные методы, когда содержание обучения не определено целиком и полностью заранее, поскольку учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и поиск их решений.
Главной целью данного метода обучения является вовлечение обучающихся в мыслительную деятельность. В этом случае восприятие содержания обучения, или информации, происходит в процессе: «мышление - изучение проблемы - решение проблемы» [7; 8].
Так как компетентность формируется в деятельности, то формирование методологической компетентности учителей в курсовой период возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения. Такой опыт может быть получен, например, в режиме интерактивного обучения.
Понятие «интерактивное обучение» в настоящее время в педагогической науке формируется и уточняется (Б. Ц. Бадмаев, Л. Н. Вавилова, К. Я. Вази-на, Л. Н. Вавилова, В. Б. Гаргай, Л. К. Гейхман, М. В. Кларин, Т. С. Панина и др.). Исследования показывают [2; 8], что взрослый человек «держится» за свои ценности, жизненные и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимость и продуктивность отказа от некоторых из них. Интерактивное обучение способствует активизации ценного педагогического опыта, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивных позиций в отношении нововведений, творческому подходу к использованию чужого опыта, формированию критической самооценки собственной практики и т. п.
По определению Т. С. Паниной, Л. Н. Вавиловой, «интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и своё поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [8, с. 8]. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающей функции преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.
К интерактивным технологиям обучения (технология обучения включает совокупность форм, методов, приёмов, средств, позволяющих достичь запланированных результатов) можно отнести модерацию, кейс-техноло-гию, коллективный способ обучения В. К. Дьяченко, технологию проектного обучения, технологию педагогических мастерских и другие.
С. Г. Вершловский в качестве важнейших средств, нацеленных на обеспечение развивающего эффекта образования взрослых и превращающих его в непрерывный процесс обучения и самообразования, определяет: обсуждение в процессе обучения значимых для взрослых проблем в разных сферах деятельности и поиск их решения; формирование и развитие ключевых компетентностей, необходимых в профессиональной, общественной и других сферах; применение учебных технологий, делающих взрослых субъектами образовательного процесса, а их профессиональный и жизненный опыт востребованным в процессе обучения; создание учебных ситуа-
ций, формирующих у взрослых потребность в продолжении образования и самообразовании.
В системе повышения квалификации учителей физической культуры в аспекте формирования методологической компетентности как равнозначный элемент выделяем организацию работы с педагогами в межкурсовой период. В рамках института повышения квалификации эта деятельность успешно реализуется всеми структурными подразделениями института.
Научно-методическое обеспечение процесса формирования методологической компетентности учителя физической культуры предполагает: организацию совместной работы по формированию методологической культуры, критического мышления, творчества и рефлексии учителя; с инновационными площадками в процессе разработки и реализации инновационных проектов валеологического сопровождения в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников в образовательных учреждениях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование методологической компетентности учителя физической культуры в системе повышения квалификации, на наш взгляд, может способствовать реализации индивидуальных образовательных маршрутов учителей с целью включения их в процесс модернизации физкультурного образования, основанный на теоретическом и экспериментальном обосновании организационно-методических подходов, позволяющих объективизировать целевую направленность физического воспитания оздоровительной, адаптивной, образовательной и развивающей физической культуры личности.
Библиографический список
1. Бальсевич, В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России [Текст]/ В. К. Бальсевич. // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 3-5.
2. Борытко, Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога [Электронный ресурс] / Н. М. Борытко // Интернет-журнал. - 2007. - 30 сентября.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. [Текст]/ И. А. Зимняя // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- 269 с.
4. Калина, И. И. Система повышения квалификации работников образования ключевой фактор реализации государственной политики [Текст]/ И. И. Калина // Методист. - 2009. - № 1.
5. Красношлыкова, О. Г. Развитие профессионализма работников образовательных учреждений [Текст]/ О. Г. Красношлыкова, Т. Н. Бугеро. - М.: Изд-во АПКиПРО, 2004.-40 с.
6. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пос./ Л. И. Лубышева. - М.: изд. центр «Академия», 2001. - 240 с.
7. Никитин, Э. М. Модернизация системы повышения квалификации в целях обеспечения перспективных кадровых потребностей школы [Текст]/ Э. М. Никитин // Методист. - 2009. - № 3.
8. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]/ Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.
УДК 372.879.6
Варинов Владислав Владимирович
Учитель физической культуры НМОУ «Гимназия № 44», [email protected], Новокузнецк
Карпова Татьяна Викторовна
Старший преподаватель «Кузбасской Государственной педагогической Академии», [email protected], Новокузнецк
ПОВЫШЕНИЕ ПОСЕЩАЕМОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ БЕЗ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ
Varinov Vladislav Vladimirovich
Teacher of primary school [NMOU] “Gimnaziya№ 44”, [email protected], Novokuznetsk
Karpova Tatyana Victorovna
The senior instructor GOU VPO "Kuzbass state pedagogical Academy, [email protected], Novokuznetsk
INCREASE OF ATTENDANCE OF PHYSICAL TRAINING LESSONS BY MEANS OF TRAINING TO ACTIONS WITHOUT A BALL IN BASKETBALL
На уроках физической кулыуры в средних классах обучение баскетболу занимают около 25% всего учебного времени. Столь значительное внимание баскетболу обусловлено тем, что эта игра создает неограниченные возможности для развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений и целостных комбинаций) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей. Кроме того, необходимость соблюдения правил игры, согласование индивидуальных, групповых и командных действий многосторонне влияют на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), а также воспитывают его нравственные и волевые качества. Несмотря на столь широкие возможности баскетбола, в
193